Наклейка на машину могу учудить
Научно-
образовательный
портал IQ
Зачем нужны наклейки на автомобилях
© Flickr, Gaye Terzioglu
Оправдаться, поделиться радостью, самоутвердиться и вылить агрессию — вот далеко не полный перечень мотивов использования наклеек на автомобилях. На дороге, как и в интернет-пространстве, человек имеет возможность оставаться анонимным. Поэтому в ход нередко идут чрезмерно ироничные, шутливые или слишком агрессивные автомобильные надписи, пришла к выводу в ходе исследования «Наклейки на автомобилях как особая форма речевого взаимодействия на дороге» Елена Никишина.
«За рулем блондинка!» или дорожный сексизм
Спрос на автомобильные наклейки в последнее время возрос, поэтому их производство поставлено на поток. В них выражаются основные тенденции коммуникации в городском пространстве, отмечает Елена Никишина. Материалом исследования послужили наклейки-реплики нерекламного характера. Всего были проанализированы тексты около 100 наклеек. Часть из них были «списаны» с автомобилей, которые встречаются на дорогах Москвы и области, часть — с фотографий из интернета, сделанных автолюбителями, а остальные — с наклеек из интернет-магазинов, занимающихся изготовлением и продажей автомобильных стикеров.
Автор выделила три роли, в которых выступают участники коммуникативной ситуации «общение на дороге»: «водитель-водитель», «водитель-сотрудник ДПС», «водитель-пешеход». Самая распространенная ситуация — общение между водителями. Одной из характеристик этого общения выступает конкуренция по двум основным параметрам: компетенция в управлении транспортными средствами и престижность марки автомобиля.
Правда, понятие «конкуренция» в данном случае достаточно условно. Активность и демонстративность проявляют именно те водители, которые находятся в наиболее уязвимом положении — неопытные и владельцы непрестижных марок автомобилей.
Неопытные водители используют разные коммуникативные стратегии, отмечает исследователь. Это и оправдание, и предупреждение, и самоутверждение, и шутливые угрозы.
Паркуюсь как могу!; Я не пьяный! Я объезжаю ямы!; Могу учудить!; Осторожно! Путаю педали!; Осторожно! Люблю целоваться! (Явная отсылка к рок-песне «иномарки целуются»); Извините! За рулем девушка! Нервные клетки не восстанавливаются!; Не волнуйтесь! За рулем уже 5-й день!; Целуюсь лучше, чем паркуюсь!; Студент!; За рулем блондинка!; Я учусь, имейте совесть!; Голоса в моей голове заставляют меня ехать именно так.
В рамках такого типа наклеек, как отмечает автор исследования, не может не обращать на себя внимание очевидный сексизм: женщины по умолчанию считаются неопытными водителями. Наряду с речевыми наклейками этот стереотип имеет устоявшееся невербальное воплощение — стикер в виде дорожного знака с женской туфелькой.
Приличный стаж и опыт водители не демонстрируют, но нередко выступают в роли блюстителей соблюдения ПДД, что отражается в надписях с советами, наставлениями и реже угрозами, например: «Не води свой автомобиль быстрее, чем летает твой ангел хранитель!».
Немногословный престиж
Что касается конкуренции между обладателями дорогих и бюджетных машин, то владельцам последних нередко присуще стремление оправдаться за несоответствие уровня своего автомобиля общепринятым стандартам. Это выливается в реплику-самоутверждение, смысл которой можно передать пословицей: «Мал золотник, да дорог».
© Flickr, Alexander Kostyuchenko
Спрятавшиеся под номерными знаками
Повышенная агрессия в коммуникации на дороге вероятно связана с анонимностью, считает Елена Никишина. Водитель транспортного средства обезличен в системе трафика. Том Вандербильт в своей книге о психологии поведения на дорогах проводит такую параллель: «Быть участником дорожного движения — все равно что выходить в интернет-чат под псевдонимом. Мы свободны от своей личности, нас окружают люди, известные лишь под «никами» (на дороге — спрятавшиеся за номерными знаками)».
Как и в чатах, никто не отвечает за свои слова, можно написать неприятные сообщения и тут же отключиться, выйти из системы. В некоторой степени это верно и для всего городского пространства, отмечает Елена Никишина.