Направление сч динамиков в авто
Направление динамиков в стойках при поканальном подключении
Подскажите, куда нужно направлять СЧ/ВЧ динамики в стойках при поканалке? На водителя или в центр, между водителем и передним пассажиром?
Зависит от ваших динамиков, вашего автомобиля и ваших ушей.
Динамики HERTZ, серия Mille. Компонентные. На уши не жалуюсь, интересно как правильнее устанавливать при поканалке и настройке на водителя.
Если сч и вч на стойке и близко к голове — то всегда лучше чуть отвернуть. Иначе можно поймать такую привязку к динамикам, никакими гейнами и задержками не исправить.
А если уши тренированные — то лучше включить и в руках (на шарнирах, тягах, планках) покрутить динамики и найти оптимальное направление без лишних горбов и провалов.
Понятно, спасибо. Буду ставить посередине.
Гдето читал что направление звука ВЧ должно пересекаться между передними седеньями на уровне глаз водителя.
Я, когда настраивал твиттеры, двигал их по передней панели и поворачивал. Должно быть ощущение, что звук идет с улицы, в районе капота. Этого несложно достигнуть. Твиттеры можно не только поворачивать, но и использовать отраженный звук от лобового стекла.
Но вы не направляли на себя?
Я, когда настраивал твиттеры, двигал их по передней панели и поворачивал. Должно быть ощущение, что звук идет с улицы, в районе капота. Этого несложно достигнуть. Твиттеры можно не только поворачивать, но и использовать отраженный звук от лобового стекла.
Меняется не только КИЗ, но и тоналка, причем при отражении твитера очень сильно. Задвинуть источник звука как можно дальше за стекло — далеко не единственный критерий поиска положения твитера, и точно не главный!
Прошу назвать основные критерии установки твиттеров, которые вы считаете важными. Те, которые можно соблюсти при любительской установке без каких-либо измерительных приборов.
Тоналка, отсутствие привязки, фчх и уже потом как рисуется сцена
Последнее время людей слишком заботит «правильная сцена», нежели сама музыка. Надеюсь, это лишь временно.
Найдут другой тупой загон, вместо того, чтобы учиться
Тоналка, отсутствие привязки, фчх и уже потом как рисуется сцена
Что за тоналка? Можно подробнее, что от чего зависит?
Тональный баланс, собственно это и есть музыка, точнее часть, но основополагающая. Тональный баланс, ачх, фчх, спектральный баланс, микро и макродинамика — это все такие же параметры звучания, как и звуковая сцена.
Тоналка близка к ачх, но не совсем одно и то же. Ровная ачх не всегда отражает правильный тональный баланс, и наоборот
Как тональный баланс проверить?
Слушать ушами или замерить ачх — не должно быть резких пиков или провалов.
Ушами — нужен опыт, обращать внимание на сибилянты (шипящие звуки), излишнюю крикливость, колкость верхов — это стояки; либо наоборот — вялость верхов, гулкость, мягкость — это провалы
АЧХ я выставил с помощью спектра анализатора, а вот тональный баланс для меня не понятное определение. Могли бы объяснить?
Это не объяснить в двух словах, помучайте гугл — почитайте статьи, станет понятнее
Вы написали, что тоналка близка к АЧХ, но не одно и тоже. В чем отличие?
Про шампур с мясом хорошее сравнение, у меня лучше не выйдет))
Слушать ушами или замерить ачх — не должно быть резких пиков или провалов.
Ушами — нужен опыт, обращать внимание на сибилянты (шипящие звуки), излишнюю крикливость, колкость верхов — это стояки; либо наоборот — вялость верхов, гулкость, мягкость — это провалы
Полезная и пригодившаяся статья (расположение акустики)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТРАЖАЮЩИХ И ПОГЛАЩАЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.
Автор текста: Эдуард Сеген. Источник: magnitola.org
Салон автомобиля — не самое удачное помещение для высококачественного прослушивания музыки. Собственно, и в домашних условиях акустические особенности комнаты доставляют немало хлопот, но в автомобиле все гораздо хуже. Избежать влияния салона невозможно, и единственно правильный выход в данной ситуации попытаться использовать его особенности во благо. Тема эта неисчерпаема, поэтому начнем с самого главного — как влияют на звук отражающие и поглощающие поверхности.
Своим опытом делится хорошо знакомый нашим читателям Виталий Раббот.
В предыдущих статьях мы достаточно подробно рассказали о различных вариантах установки компонентных динамиков в автомобиле, рассмотрели процессорные и беспроцессорные схемы построения звуковой сцены. Казалось бы, все. Но нет, есть еще один момент, который следует прояснить, а именно отражающие и поглощающие поверхности, которых в автомобиле множество, а значит, их вклад в конечное звучание будет значительным, причем независимо от выбранной схемы аудиосистемы, процессорной или безпроцессорной.
Возможно, кому-то это покажется странным, но никаких теоретических данных в этой статье вы не найдете. Все, о чем нам рассказал Виталий Раббот, — это чисто практические знания, накопленные за много лет работы, что, на наш взгляд, намного важней. Необходимо только, чтобы вы понимали свойства материалов, используемых в автомобиле. Например, жесткие с гладкой поверхностью материалы (стекло, металл, в меньшей степени полимеры и кожа) являются отражающими поверхностями, а мягкие и пористые предметы (велюровые сиденья, ворсистый карпет, мягкая обивка дверей и потолка) — звукопоглощающими. Необходимо такжеучитывать, что звук «не любит», когда на его пути встречаются острые углы: на них всегда возникают дифракция и отражения.
Основная отражающая поверхность в автомобиле стекло. Как у отражающей поверхности, у стекла есть плюсы: оно очень хорошо отражает высокие частоты. Этим свойством пользуются практически всегда, когда строят беспроцессорные схемы, поскольку за счет отражения удается максимально удлинить ход звуковой волны к слушателю. Этим решаются сразу две проблемы. Во-первых, мы как бы отдаляем динамики от слушателя, создавая иллюзию глубины звуковой сцены, а во-вторых, уменьшаем разность прихода волны от левого и правого каналов, другими словами, частично устраняем внеосевое расположение динамиков. Однако у стекла есть и минусы. Поскольку торпедо и стекло образуют что-то наподобие резонатора, то при работе высокочастотных динамиков на отражение (полностью или даже частично), практически всегда возникает резонанс на частоте 4 5 кГц, который вносит в общий тональный баланс неприятный призвук. Бороться с ним лучше всего радикальным способом переориентировать динамики.
Вообще, борьба с избытком высоких частот из-за большого количества отражений дело нужное, но достаточно сложное. Однако слишком увлекаться и полностью «глушить» весь автомобиль не стоит. Какая-то часть отраженных волн все-таки должна остаться для поддержания естественного фонового диффузного звукового поля. Те, кому доводилось побывать в специальных акустических заглушенных камерах, знают, насколько сильный дискомфорт испытывает человек, лишенный привычного диффузного поля. Поэтому требуется некая золотая середина. В некоторых случаях для устранения яркости звука боковые стекла покрывают двойной тонировкой. Используемая для этого полимерная пленка материал более мягкий, чем стекло, благодаря чему позволяет снизить количество отражений до какого-то приемлемого уровня.
Установка динамиков в кик-панели также имеет свои особенности. Поскольку над ними нависает торпедо со своими технологичными нишами, то следует добиваться, чтобы все компоненты обоих каналов находились в прямой видимости. То есть, сидя в кресле, вы должны четко видеть каждый динамик. В большинстве автомобилей это место находится ближе к полу автомобиля, причем ВЧ-динамик, чтобы снизить отражения от поверхности торпедо, зачастую ставят ниже НЧ/СЧ-головки. Такая установка позволяет существенно снизить количество отражений на средних и высоких частотах; но чудес не бывает-в расплату мы получим нестабильность высоты звуковой сцены с завалами по бокам и резкий характер прямого сигнала ВЧ. Есть даже такое понятие слышать динамик, когда звук оказывается «привязанным» к излучателю.
Иногда, чтобы избежать прямого сигнала высокочастотника, его вместе с СЧ-динамиком ставят под передние сиденья с направлением в сторону лобового стекла, однако даже в этом случае, к сожалению, не удается избежать завала высоты звуковой сцены по краям, а характер звука будет значительно зависеть от конкретных динамиков, формы торпедо и его покрытия.
Вообще, идеальных мест для установки динамиков не бывает. Каждая установка- это всегда какой-то компромисс, но лучших результатов можно добиться (по скромному мнению Виталия Раббота. Примечание редакции), используя двухполосную акустическую систему с установкой НЧ/СЧ-динамика на верх торпедо, а высокочастотника на передние стойки. Кстати, это мнение разделяют и некоторые производители, из принципиальных соображений предлагая только 2-компонентные АС даже в элитном классе.
В случае, когда строится трехполосная система, следует учитывать направление СЧ-динамика. Причем СЧ-динамик может быть как с купольным, так и с конусным диффузором. Их настройка немного отличается, но чтобы понять тонкости, необходимо знать достоинства и недостатки каждой конструкции.
СЧ-динамики с купольной диафрагмой это, по большому счету, увеличенные высокочастотники. Среди их достоинств следует выделить простоту установки (поскольку не требуется подготовка акустического объема), широкую диаграмму направленности и способность этого типа динамиков хорошо отыгрывать верхнюю середину. Основной же недостаток высокая резонансная частота. Поясним, почему это считается недостатком. Реально, когда не предвидится кардинальной переделки салона, трехкомпонентную систему располагают следующим образом: НЧ/СЧ-динамик внизу двери, а среднечастотник на торпедо. В этом случае, чтобы по краям звуковой сцены не было завала, СЧ-динамик должен отыгрывать весь голосовой диапазон, то есть до 200 Гц снизу. На сегодняшний день на рынке car audio нет ни одного купольного динамика, который это позволяет; максимальная частота, какую можно достичь 300 Гц, а в среднем 500 600 Гц. Другое дело динамики с конусным диффузором.
Хороший конусный СЧ-динамик типоразмера 10 см легко сыграет 200 Гц, поскольку его резонанс лежит где-то в области 100 Гц, и с его помощью поднять сцену наверх не составляет труда. Но у конусных динамиков есть свои минусы: во-первых, за счет узкой диаграммы направленности, при работе на отражение зачастую возникает стоячая волна (профессионалы говорят: «динамик сам себя ловит»), а во-вторых, в большинстве случаев они требуют специальной акустической подготовки места установки, другими словами, трудоемких подготовительных работ.
Какой из этих динамиков лучше использовать, дело вкуса. Одним нравится, как купольные динамики работают в области верхней середины, другие считают, что такой звук слишком слащавый и приукрашенный, а третьи вообще ставят сразу и купольные, и диффузорные динамики, и чувствуют себя при этом очень хорошо. Повторим все зависит от личных предпочтений.
При установке ВЧ- и СЧ-динамиков с работой на отражение следует обращать внимание на глубину торпедо и наклон лобового стекла. Как правило, динамики всегда стараются установить как можно дальше от слушателя, и если торпедо глубокое (в этом случае наклон стекла больше), то расстояние от стекла до компонентов получается очень маленьким и вероятность возникновения стоячих волн значительно увеличивается. Если приведенные выше методы снижения отражений не помогают, то динамик приходится располагать ближе к слушателю, увеличивая таким образом расстояние «стекло динамик». Замечено, что при глубоких торпедо всегда лучше, когда динамики работают в прямом излучении, однако скрытой установки при таком размещении не получится. При установке купольных СЧ-динамиков замечено, что чем выше вы поделите сигнал между ними и ВЧ-динамиками, тем более сфокусированной будет звуковая картина.
К сожалению, с конусными диффузорными СЧ-динамиками это не проходит, поскольку при хорошем обыгрывании нижней середины верхняя часть диапазона им дается с трудом; поэтому оптимальная верхняя частота разделения будет лежать в пределах 2000 3000 Гц.
Что касается динамиков НЧ-диапазона, то для них также часто помогает работа на отражение. Только специфика сабвуферов и НЧ/СЧ-головок налагает определенные требования. Например, в автомобилях с типом кузова хэтчбек сабвуфер часто направляют на заднее стекло, чтобы увеличить отдачу баса. Правда, при любой установке НЧ-головки играть с ее направлением следует скорее для получения его фронтальной локализации, поскольку от правильной локализации баса качество восприятия музыкального материала будет зависеть намного больше, чем от его громкости. Среди владельцев седанов также очень популярна установка сабвуфера горизонтально в заднюю полку, с работой на отражение от заднего стекла. Кстати, выигрыш по басу по сравнению с работой сабвуфера в салон через отверстие в подголовнике оказывается подчас настолько существенным, что некоторые владельцы, поменяв первый вариант на второй, затем вновь возвращаются к исходному, хотя еще раз стоит повториться, что в хороших инсталляциях встречаются оба варианта.
В отличие от сабвуфера, НЧ/СЧ-динамик (особенно в двухполосных АС) несет гораздо больше звуковой информации. Их, во избежание нарушения тонального баланса и фокусировки звуковых образов, желательно ставить как можно ближе к другим фронтальным компонентам. Следует учитывать и то, что НЧ/СЧ-головка — это конусный динамик с узкой диаграммой направленности на средних частотах, поэтому очень важную роль при ее установке играет направленность (подробно мы об этом писали в предыдущих статьях). В случае установки в торпедо с работой на отражение от стекла надо придерживаться тех же принципов, что и с установкой СЧ-динамика.
И наконец, тыловые акустические системы. Отличный пример удачного использования отражающих и поглощающих поверхностей работа тыловых «овалов» в задней полке. Здесь сказываются сразу несколько факторов: в басовой области за счет отражения от заднего стекла отдача усиливается, а высокочастотный спектр на пути к передней части салона успевает ослабиться за счет поглощения материалом сидений, обшивки и потолка. Именно поэтому многие «овалы» имеют намеренно внесенные производителем предыскажения в ВЧ-области.
Стекла, передняя панель, обшивка дверей и задняя полка отнюдь не все «участники» единой команды, настраивающей звучание на свой лад. Немалую роль тут играет и потолок. Когда алькантара получила широкое распространение, многие инсталляторы, прельстившись ее достоинствами, решили использовать этот материал и для обтяжки потолка. В ряде случаев это оказывалось не только лишним, но даже и вредным машина получалась «переглушенной».
Процесс настройки автомобильной акустики имеет массу тонкостей, и рассказать обо всех деталях невозможно, поскольку многие вещи проходят на уровне подсознания, а чтобы достичь такого высокого уровня, нужна практика. Главное пожелание для тех, кто сталкивается с car audio впервые, четко определиться, что вы хотите получить в конечном итоге. Знаний, которые облегчат процесс установки и настройки, у вас теперь предостаточно. Однако не торопитесь. После первой настройки поездите некоторое время на автомобиле и послушайте его с разными записями, дабы убедиться, что все удалось и соответствует вашему вкусу. Если в звуке есть шероховатости, вы уже сразу поймете, где и что необходимо изменить. Возможно, до конечной настройки пройдут месяцы, но как говорят доки: хорошо настроенный автомобиль сравним со скрипкой Амати столько же тонкостей, деталей и «колдовства». Успешно справившись с такой сложной задачей, вы сможете собой гордиться.
Выбираем место под СЧ-головки.
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
Выбираем место под СЧ-головки.
В прошлогодних номерах нашего журнала мы рассмотрели различные варианты и способы установки ВЧ-динамика (твитера) в салоне автомобиля, где слегка коснулись и вопроса установки СЧ-динамика. В частности, говорили, что в трехполосных системах нельзя далеко разносить СЧ- и ВЧ-динамики, поскольку в этом случае получится большая неравномерность тонального баланса всей аудиосистемы.
Прежде чем поговорить о месте установки, следует разобраться, какие типы СЧ-головок используются в автомобильных АС и какие к ним предъявляются требования.
Особенности средних частот.
Выбор места для СЧ-головки.
Установка СЧ-динамика требует некоторых навыков работы и понимания проблемы озвучивания салона. И хотя по исполнению такая работа отчасти напоминает установку высокочастотника (учет направленности, взаимного расположения левого и правого каналов, изготовление подиумов и др.), по количеству решаемых задач она на порядок сложней. Независимо от варианта установки СЧ-головки, необходимо одновременно учитывать несколько параметров: сопряжение с ВЧ- и НЧ-динамиками по уровню, фазе и диапазону воспроизводимых частот или частоты разделения всех компонентов.
Профессиональными установочными центрами накоплен колоссальный опыт установки СЧ-компонента в различных салонах автомобилей. С некоторыми аспектами мы вас сейчас и познакомим.
Установка в кик-панели.
Установка в торпедо.
Это самый популярный у инсталляторов вариант установки СЧ-головки. В таком варианте монтажа большая часть полезного сигнала доходит к слушателю через отражение от лобового стекла, что удлиняет путь звуковой волны к слушателю, виртуально увеличивая глубину звуковой сцены.
Обычно вызывает трудности размещение СЧ-динамика. Принципы тут те же, что и для высокочастотников, особенно если динамик купольный. Когда же идет «пристрелка» СЧ-динамика с открытым конусным диффузором, то в этом случае каждый изворачивается, как может. Один делает небольшой корпус из картона или пластилина, другой для этих целей придумывает корпус из старой полиэтиленовой или жестяной банки, а третий создает сразу несколько вариантов полноценных корпусов.
Окончательная установка конусного СЧ-динамика производится в специально подготовленный корпус, причем, если он имеет сложную геометрическую форму, то, как правило, изготавливается из стеклопластика, а если у объема более-менее простая геометрия, то корпус проще сделать из фанеры с последующей шпаклевкой и отделкой. Внутренний объем корпуса стараются выдержать в соответствии с рекомендациями производителя. В тех случаях, когда нельзя обеспечить указанный производителем оптимальный объем, делают корпус меньших размеров и заполняют его звукопоглощающим материалом.
Когда динамики, особенно ВЧ- и СЧ-компоненты, далеко разнесены относительно друг друга, могут возникнуть некоторые проблемы с целостностью тонального баланса. В этом случае, если позиционирование звуковой сцены вас устраивает, не следует сразу искать новое местоположение СЧ- или ВЧ-динамика. Сначала необходимо поэкспериментировать с частотой разделения, уровнем сигналов и порядком разделительных фильтров.
Иногда помогает включение в противофазе левого и правого каналов СЧ-динамиков. Если же и эти манипуляции не дадут положительного результата, только тогда следует приступить к смене положения СЧ-головки. Весь процесс начинается заново: сначала выстраиваем звуковую сцену, а потом добиваемся ровного тонального баланса.
Исправляемся!Замена штатной акустики на SQ. 1Серия- Стойки СЧ/ВЧ Своими руками!
О том как я решил заняться «музычкой»…
1 Серия — Замена штатных динамиков Hyundai Solaris, изготовление подиумов под мидбасс и стоек под среднечастотные и высокочастотные динамики своими руками!
Ну а по просьбе тех, кто не может посмотреть видео по каким либо причинам, опишу процесс тут!
Вообщем после приобретения устраивала штатная система, но со временем она стала скучной и какой-то плоской. И тут настигла мысль поменять звук в авто, начал подробно этим интересоваться! По направлению
аудиосистемы решил уйти в сторону качества(SQ), нежели громкости. Но приценился сколько это будет стоить, решил все делать сам максимально бюджетно! Естественно на б у компонентах. Помимо этого увлекся (учиться)видео съемкой и монтажом и заодно снял видео!
Система будет построена по классической схеме- Фронт+Саб. В качестве фронта выбрал 3х полоскку, тк не хотелось резать дверные карты для установки мидбаса! Поэтому не говорите «лучше-б двушку взял и т.д.»
По приемлемой (4000р)цене нашел 3-х компонентрую акустику Ivolga sb 6.3 с купольной серединкой! Опираясь на множество отзывов понял что это хороший вариант! Подключать буду ПОКАНАЛЬНО! Да и начинать нужно с простого, т.к. к хорошему привыкаешь быстро!
Для начало вырезал подиумы для динамиков (по штатным креплениям)из толстой фанеры скрепив саморезами!
Кольца вырезал ручным фрезером и самодельной центрирующей площадкой, насверлив в ней радиусные отверстия.
Перед этим закатал дверь виброй и закрыл в ней отверстия. Крепил подиум на болты 5
мм с шайбами с обоих сторон!
Далее занялся проводкой. Разобрал штатный разъем и на месте пустых клемм насверлил отверстия и протянул провода
Провод выбрал ПВС 2х2.5. Чистая медь и дешевая цена! Люди много спорят о нем, мол плохая изоляция, но тк я на время установил динамики через кроссовер, в следующей части посмотрим что с ним стало и сделаем выводы!
Тк теперь тоннель в карте упирается в динамик подрезаем его.
Аналогичным подиуму образом вырезаем кольца СЧ ВЧ динамиков склеиваем их в одной плоскости и крепим лазерную указку! Далее прорезаем стойку чтобы немного «утопить» подиум, чтобы он не мешал обзору!
ВАЖНО! Если будете снимать стойку обратите внимание не верхнюю клипсу и и сильно не рвите ее, она сжимается и вытаскивается!
После натягиваем плотные колготки или лайкру и фиксируем ее супер клеем,
параллельно натягивая и придавая нужную форму! И пропитываем первым слоем смола. Я делал обычной эпоксидкой. Тк материал пластика стойки PP PE(вроде), к нему плохо клеится смола и для надежной фиксации насверливаем по периметру отверстия и пришиваем через них нить!
Далее делаем углубление под Твиттер.
Обклеиваем в несколько слоев стеклотканью или стекло матом и зачищаем/шпаклюем/зачищаем до идеала!
Перед обтяжной обязательно проверьте все подходит ли на свои места!
Ведь переделывать потом сложнее будет!
Далее оттягиваем термо-кожей, я заказал ее с shumka.ru по акции в виде отрезка, которого мне надолго хватит! Клей брал SAR 306 и SAR30e. Первым работал со всей поверхностью а второй наносил в качестве грунта на места где пластик!
Тк по такой форме сложно обтянуть одним куском кожи, пришлось стыковать материал. И при отсутствии швейной машинки просто склеил его «встык»
Даем высохнуть и ставим на место и наслаждаемся результатом!
Более подробная информация в видео!
В следующей серии займусь установкой усилителей old school, процессора Md Lab dsp8, протяжкой проводов и изготовлением фальшпола с подвсеткой! Также подробно расскажу о том как делал межблочный каберь и дистрибьютор питания!
А теперь подсчитаем сколько я потратил денег!
4000р- динамики.
120р- фреза для фрезера.
300р- провода для временного соединения.
100р- термоусадка и клеммы.
40р- колкотки.
100р-стержни для клея.
250р- смола эпоксидная.
50р-суперклей.
300р-термокожа.
100р-клей(часть клея).
100р- стеклоткань.
200р- шпатлевка по пластику BODY
Вроде все! Итого 5.660 Без учета вибры!