Навигатор для экспедиций на авто
Навигация в экспедиции…
Не для кого не секрет, что навигация — наше всё, тем более, в незнакомой местности, тем более в полнейшей «автономке». Навигационные программы типа Гармин, Навител и прочих удобны там, где есть дороги, а где дорог нет, а есть только направления — они беспомощны. Существует несколько программ на различных платформах для навигации по спутниковым снимкам, все о них слышали, кто-то использовал. Сегодня речь пойдет как раз об использовании одной подобной программы на платформе windows.
Есть одна очень удобная программа под винду sas planet, которая, к тому же, абсолютно бесплатная. Стоит на буке. Одно время и скачивал ей карты и использовал их уже на платформе wince с неплохой, на мой взгляд, программой saswince, но жутко не удобно — экран довольно мал, к тому же, программа хоть и бесплатная, но ее постоянно нужно обновлять — условия пользования. Так же неудобно то, что чтобы добавить карты их нужно сначала скачать, а потом записать на карту памяти. На мой взгляд — слишком много лишних телодвижений. Потом я таскал по покатушках бук, но так как модуля жыпыэс в нем нет, его нужно докупать и опять же лишние провода, зарядники и прочее.
С выходом 8 винды на прилавках магазинов появились планшетные компьютеры на этой самой системе. Часть из них имеет модуль жыпыэс. Это полноценный компьютер с небольшим энергопотреблением. Задумался я — не купить ли мне подобный планшетник и не поставить ли сас планету прямо на него — не будет никаких промежуточных звеньев, лишних действий, да и места он занимает намного меньше, чем бук. Сказано — сделано. Приобрел асус с win8.1 и модулем жыпыэс., поставил САС планету, настроил — все пашет на ура! Всем советую — ну очень удобно! Нужно только пылевлагозащитный чехол купить, на всякий случай)
На фотках один и тот же участок поверхности земли на разных картах со слоем викимапии и областью, выделенной для загрузки.
Навигационное оборудование в экспедициях
Навигация и защищенный ноутбук для экспедиций
Ну и появились деньжата, задумал я этот вопрос однозначно решить. Начал выбирать. GPS-датчик был приобретен заранее, лежит все еще в упаковке. Осталось дело за выбором ноутбука или планшета.
Вариант заказа с тырнета или покупки с рук в принципе нормальный, но был все еще в поиске.
Вот такие мысли одолевали при рассмотрении модели:
Попросил Саню, который занимается поставкой всякой мелочевки с Америкосии поискать что-нибудь более прочное. Перерыли с ним несколько буржуйских сайтов, в том числе eBay.
Нашел вот такой защищенный от ударов, влаги, пыли и прочих нехороших вещей ноутбук PANASONIC TOUGHBOOK CF-19 MK2. В состоянии Б/у.
ноутбук PANASONIC TOUGHBOOK CF-19 MK2
Поворотный экран на защищенном ноутбуке Panasonic Toughbook CF-19
Защищенный ноутбук cf-19
Также он складывается в планшет
Защищенный ноутбук Panasonic Toughbook CF-19 складывается в планшет
Правда, в сложенном виде он очень толстый, но это терпимо, достоинства перекрывают недостатки.
Характеристики Panasonic ToughBook CF-19 MK2:
После того как получил, скатались в лес.
Навигация по спутниковым картам на защищенном ноутбуке
Защищенный ноутбук и внедорожники
Штурман и навигация в защищенном ноутбуке
Да, и цена приятная. Мне была скидка по знакомству, а так желающие могут приобрести за 15 рублей с доставкой на дом в любой регион РФ в такой комплектации.
Был и другой на примере: CF-52 PANASONIC TOUGHBOOK, он более тонкий, помощнее, но у него экран не поворотный.
Защищенный ноутбук Panasonic cf-52
Хотя, моделька тоже очень понравилась, думаю заказать себе и его, попробовать в работе с навигацией, сравнить, понравившийся оставить себе.
🔺 Рейтинг навигаторов для автомобиля от экспертов 🔺 ТОП-8 лучших навигаторов 2021-2022
Обновлено — Октябрь 2021
⭐⭐⭐⭐⭐ Рейтинг автомобильных навигаторов на начало 2021 года — мониторинг лучших моделей GPS навигаторов, и анализ рынка навигации для автомобиля по отзывам, рейтингам и мнению экспертов с Drive2.ru.
Пару слов об авторе рейтинга:
Подробно изучаю рынок автомобильной электроники и «мониторю» новинки навигаторов и не только. Так же читаю отзывы на модели, и что приобретаю гаджеты для тестов, смотрю обзоры и делюсь всей информацией для автомобилистов на портале drive2, так же нескольких сайтах.
В данной статье я решил затронуть нишу навигаторов, дать рекомендации по выбору, и определить ТОП лучших навигаторов для авто. Отобраны несколько моделей, и именно на них лучше всего обратить внимание при покупке (по состоянию на ноябрь 2020 года и начало 2021 года).
Представлено 8 лучших моделей в двух ценовых категориях: До 5000 рублей — бюджетный варианты, и от 10.000 рублей премиум варианты.
Рейтинг авторский, но конечно же максимально объективный (старался отбирать модели разных брендов). В составлении рейтинга учитывалось и не только моё личное мнение, но и другие критерии:
1. Техническая начинка. Программное обеспечение.
2. Бренд и его надёжность.
3. Разумная цена.
4. Имеющиеся отзывы и независимые обзоры.
5. Предыдущий опыт бренда по выпуску аналогов, в т.ч отзывы на предыдущие модели.
6. Новизна.
По ценовым сегментам всё просто. Бюджетные варианты представлены в количестве 4 штук, постоимости не дороже 5.000 рублей. За эти деньги можно получить действительно «дельный» девайс, но без излишеств. Будут Вам карты, возможно с некими проблемами, без которых в этой технике не обходится.
Дороже 10.000 рублей, девайсы могут похвастать не только картами, но и другими возможностями, которые модернизируют ваш автомобиль. Например наличие задней камеры, интернет-соединения и таких функций, как ADAS, мониторинг парковки. Так же премиум-девайсы могут избавить Вас от других гаджетов. Если в навигатор встроен регистратор, то вы избавитесь от нагромождения девайсов на лобовом стекле. Но выбирать в итоге предстоит Вам. Итак, приступим списку и рейтингу:
🔻 Лучшие недорогие GPS-навигаторы до 5.000 рублей
➡️ LEXAND Click&Drive CD5 HD (карты Навител) — 5.000р
Плюсы:
• хороший навигатор для повседневных задач;
• стабильная работа GPS;
• программное обеспечение от Навител;
• информативная графическая среда навигатора.
Минусы:
• экран иногда слабо откликается на касания;
• нет Wi-Fi.
Модель Click&Drive вышла достаточно неплохой. В качестве навигатора с программной начинкой от Навител – это хороший вариант. Автономные карты работают отлично, устройство не тормозит, отзывчивое. Отдельно стоит упомянуть операционную систему – Windows CE 6.0. В этой модели ОС не только придает «новый» вид устройству, но и добавляет ряд новых функций, типа плеера или медиатеки.
➡️ GPS навигатор NAVITEL E505 Magnetic (карты Навител) — 4.500р
Плюсы:
• простой, понятный навигатор;
• карты Навител;
• точность позиционирования;
• опция POI (точки интереса);
• стабильный GPS.
Минусы:
• обновления баз только через кабель или флэш-карту;
• яркость экрана слабовата.
Navitel Е505 – это сбалансированный навигатор в своей ценовой категории. Есть мелкие огрехи и недочеты, но они компенсируются навигационными способностями устройства. Карты Navitel всегда были достаточно информативными и в этом приборе они реализованы на 100%.
➡️ PRESTIGIO GeoVision 5060 Progorod (карты Прогород) — 2.700р
Плюсы:
• простота использования навигатора;
• хорошая стабильность GPS;
• голосовой помощник;
• доступная цена;
• детальные карты.
Минусы:
• нет возможности обновления по беспроводной связи.
В целом, GeoVision 5060 не вызывает нареканий. Навигатор точно заточен под свое назначение и полностью выполняет его. Отсутствие некоторых опций выгодно сказывается на цене, которая доступна практически каждому автовладельцу. Хорошая навигация, стабильная работа и простота использования.
➡️ Navitel T700 3G (карты Навител) — 3.500р
Плюсы:
• хорошие карты;
• точность позиционирования;
• неплохое программное обеспечение от Навител;
• возможность обновления через мобильную сеть.
Минусы:
• камера в качестве регистратора слабовата;
• есть ложные оповещения о знаках (возможно исправят с новым ПО).
Navitel T700 3G вызывает смешанные чувства. В качестве навигатора устройство неплохое, хотя огрехи присутствуют. Как мультимедийная приставка прибор немного проигрывает конкурентам. Если бы производитель сориентировал устройство только в качестве навигатора, ситуация была бы лучше.
🔻 Лучшие премиальные GPS навигаторы дороже 5.000 рублей
➡️ Garmin DriveSmart 51 RUS LMT (карты Гармин) — 18.000р
Плюсы:
• фирменные карты от Garmin;
• продуманный интерфейс;
• поддержка современных навигационных функций;
• передача данных на смартфоны и «умные» часы Garmin;
• мобильное навигационное ПО.
Минусы:
• цена;
• актуальность карт иногда подводит.
Garmin DriveSmart 51 однозначно заслуживает высоких оценок. Технологичный и шустрый навигатор, который способен предложить новейшие разработки в плане навигации. Garmin всегда отличался качеством своей продукции и в этот раз все аналогично – устройство порадует любого водителя.
➡️ Onlooker M84 Pro (карты Яндекс, Навител, 2Гис) — 17.000р
Плюсы:
• стабильное соединение GPS;
• точность определение местоположения;
• широкий выбор навигационного ПО;
• универсальное устройство.
Минусы:
• цена.
Onlooker M84 Pro является комбайном в полном смысле. Широкое разнообразие функций точно понравится любителям универсальных устройств. Навигация выполнена на высоком уровне, в частности стабильность модуля GPS. M84 Pro способен легко заменить мультимедийную систему автомобиля.
➡️ Dunobil Consul 7′ Parking Monitor (Яндекс.Навигатор, 2Гис, Прогород) — 8.800р
Плюсы:
• вторая камера в качестве ассистента парковки;
• поддержка беспроводного обновления карт;
• возможность отслеживать положение автомобиля через внешнее ПО;
• широкий выбор навигационных программ.
Минусы:
• немного неудобное крепление.
Навигатор Consul 7 от Dunobil является хорошим устройством в плане соотношения цена-качество. Точность позиционирования на высоком уровне. Андроид расширяет возможности навигатора, предлагает любое стороннее ПО. Среди особенностей – камера заднего вида, что является неожиданным решением для навигаторов.
➡️ GPS навигатор NAVITEL E707 Magnetic (карты Навител) — 6.500р
Плюсы:
• стильный дизайн;
• хороший модуль GPS;
• качественное голосовое сопровождение.
Минусы:
• отсутствует Wi-Fi;
• для небольших салонов навигатором будет громоздким.
Navitel E707 – это яркий пример современных навигационных систем. Он полностью выполняет возложенную на него функцию и предлагает пользователю максимальный функционал. Информативные карты, отзывчивость и удобный интерфейс – все это в одном корпусе.
➡️ TomTom GO Essential 6″ (карты TomTom) — 26.720р
Плюсы:
• огромная база карт;
• высокая скорость подключения к GPS и стабильность связи;
• широчайший функционал;
• полностью интерактивная система управления навигатором;
• возможность голосового управления.
Минусы:
• высокая цена;
• поддержка карт СНГ могла быть лучше.
TomTom GO Essential является одним из лидеров в списке топовых навигаторов. Фантастическое качество карт, навигации и отображения данных. Интеллектуальное построение маршрутов сразу бросается в глаза. Несмотря на отсутствие полноценное русской локализации, навигатор успешно работает и в нашей местности.
Из представленных восьми моделей навигаторов можно выбрать любую, в зависимости от вашего бюджета и предпочтений по бренду и доп. функциям.
По своему опыту (тестировал несколько экземпляров), так так же отзывам, выделю ТОП-3 модели:
🔺 1. Onlooker M84 Pro — 17.000р
🔺 2. TomTom GO Essential 6″ — 26.720р
🔺 3. GPS навигатор NAVITEL E505 Magnetic — 4.500р
В комментариях к этой статье я отвечу на ваши любые вопросы по выбору навигатора. Просто укажите вам бюджет, предпочтения по картам, и я постараюсь дать рекомендации!
Поиск своего пути. Обзор рынка навигаторов
Как вы думаете, что главное в путешествиях по бездорожью? Подготовленный внедорожник? Ну разумеется. Запас топлива, запчастей и продуктов? Конечно. Друзья-попутчики? Безусловно. Но всё же первым делом нужно построить маршрут, потому что как следует не продумав путь, можно заехать в такие. дали, что всё оставшееся время придётся потратить на поиски трактора и откапывание.
В древности, в так называемую докомпьютерную эру, автомобильные путешественники собирали совет бывалых, обкладывались картами и рисовали нить маршрута карандашами. Когда появился интернет, стали использовать программы (например, Google Earth), которые позволяли не только прочертить путь, но и сразу определить рельеф. Сегодня строить маршруты можно в своём смартфоне, и чтобы продумать экспедицию, даже не нужно вставать с дивана. Проблема в том, что в принципе софта для навигации много, а вот хорошего – не очень. Идеальных программ-навигаторов практически нет, каждая помимо очевидных достоинств имеет массу недостатков. Мы собрали для вас список навигаторов, которые более-менее приближены или хотя бы стремятся к идеалу.
MotionX GPS
Разработчики позиционируют приложение как универсальный навигатор, подходящий для любителей различных видов активного отдыха на природе, в том числе автомобильных путешествий.
— 14 видов карт: дорожные, спутниковые, рельефные, морские;
— использование приложения в автономном режиме;
— сохранение до 300 треков и 2,5 тыс. путевых точек;
— синхронизация с Apple Watch;
— импорт и экспорт карт.
— приложение доступно только для iOS;
— платное – 149 рублей в AppStore;
— невозможна загрузка сторонних карт, используются только собственные от MotionX.
Garmin GPSMAP 276Cx Montana 610
Возможно, кто-то считает, что автомобильные навигаторы – это прошлый век, и что ими пользуются только ретрограды. Но всё же нельзя не признать, что в длительных путешествиях лучше не складывать все яйца в одну корзину, то есть не использовать для навигации только одно устройство, а дублировать их. И если, скажем, разрядился смартфон, то у вас всегда останется автонавигатор.
— сенсорное или аналоговое управление;
— антенна для приёма сигналов спутника GPS и ГЛОНАСС;
— сопряжение с телефоном для приема звонков и получения оповещений;
— различные способы крепления – подходят для всех видов транспорта;
— компас и барометрический альтиметр;
— работа от аккумулятора или от трёх батарей АА.
— стоимость – от 40 000 рублей;
— увеличение количества устройств на борту;
— необходимость загрузки дополнительных карт при помощи компьютера.
Приложение для телефона, правда, работает только под ОС Android. Умеет строить маршруты для пеших и велосипедных прогулок.
— прокладывание велосипедных и пеших маршрутов;
— запись трека, а также расстояния, скорости, темпа, высоты, сжигания калорий;
— импорт и экспорт данных;
— возможность расшарить данные в соцсетях;
— приложение предназначено для пешей и велонавигации и могут возникнуть проблемы с прокладыванием маршрута для более тяжёлого транспорта;
— записи, основанные не на GPS, а на акселерометре устройства, могут быть неточными;
— встроенные покупки: от 40 рублей до 4,6 тысяч;
— доступен только для ОС Android;
— ограничения для бесплатной версии.
Приложение специализируется на предоставлении автономных карт для навигации. Правда, в основном по городам. Автоматически прокладывает маршруты от одной до другой точки, а также поддерживает промежуточные точки при составлении трека. Есть приложения для операционных систем Android и iOS.
— подробные карты всех стран мира;
— синхронизация с несколькими устройствами;
— сохранение избранных мест на карте;
— судя по отзывам, в офлайн-режиме поиск работает странно и через раз;
— не всегда работает в автономном режиме;
— проблемы с открытием файлов GPX и KMZ;
— периодические ошибки при использовании поиска, связанные, скорее, с поставщиком карт;
Советские военные карты
Это приложение для телефона, которое работает подобно ручным GPS-навигаторам. Оно использует мировые топографические карты, но в основном, конечно, Генштаба России. Для некоторых стран, особенно третьего мира, эти карты до сих пор актуальны. Внутри приложения есть карты топографические, Google, открытые уличные и Bing.
— прокладка треков с учётом одометра, скорости, направления, высоты;
— скачивание карт для использования приложения в режиме офлайн (в платной версии);
— расшаривание пунктов назначения через социальные сети и электронную почту.
— устаревшие карты 1980-х годов, подходящие только для некоторых азиатских стран;
— ограниченный функционал для бесплатной версии: реклама, отсутствие офлайн-режима, создание не более трёх маршрутов, отсутствие импорта, пакетного скачивания, городской базы данных;
— ошибки в приложении;
— дорогая платная версия – 700 рублей.
Приложение, специализирующиеся на построении маршрутов по бездорожью, а также поиску друзей для проведения коротких совместных покатушек или продолжительных экспедиций. Совмещает в себе функции навигатора и подобия социальной сети для любителей бездорожья.
— синхронизация между устройствами;
— запись и хранение маршрутов, путевые метки;
— поиск по координатам;
— автопарковка и азимут.
— проблемы с работой приложения и подключением;
— нет приложения для iOS;
— зависает на создании путевой метки;
— нельзя создать маршрут в приложении, только в web-версии.
Понятно, что выбор навигатора зависит от конкретных задач. Попробуйте найти знакомых, которые активно пользуются той или иной программой, а лучше – установите сразу несколько приложений и выберите то, которое будет полностью соответствовать вашим представлениям об идеальном навигаторе.
Навигация и ориентирование на бездорожье
Прошли времена, когда, отправляясь в путь по неизведанным морям и землям, человек прокладывает себе маршрут с помощью компаса и секстанта. Вроде бы все потаённые места нашей прекрасной планеты известны, и мы уже на пороге рисования новых карт и маршрутов с других планет нашей Вселенной. Однако тяга к путешествиям в удалённые уголки заставляет многих отправляться в путь в поисках своего нового и неизведанного маршрута. Всегда есть выбор куда поехать – на север или юг, прямо, налево или направо. В первой части говорить будем о внедорожных условиях, программах навигации и о том, насколько важно точно знать, куда вы едете, если кругом всё чаще встречаются дикие звери, а дорожные указатели и связь остались далеко позади. Во второй части статьи разговор пойдёт про ориентирование и навигацию непосредственно на местности, в том числе о ситуации, в которой, чтобы достигнуть назначенной точки, нужно принять решение развернуться назад и проложить путь объезда.
Бумажные картографические атласы постепенно исчезли с прилавков призаправочных магазинов, и на смену им пришли электронные устройства. Многие современные автомобилисты уже не представляют поездку по маршруту из точки А в точку Б без штурмана в виде навигатора. Если на асфальте или добротном просёлке самый осведомлённый «Яндекс-навигатор» ещё сможет подсказать дорогу, так сказать, к людям, то в лесу на заросшей просеке, где только дикие звери ходят, большинство асфальтовых навигаторов попросит вас выехать на дорогу без указаний, в какой стороне и как далеко эта самая дорога находится, а программа, черпающая карты из Интернета, и вовсе ничем не сможет вам помочь. Соответственно, отправляясь во внедорожную поездку, не забудьте обзавестись правильной навигацией, а ещё лучше правильным голосом этого навигатора: так как большинство внедорожных навигационных программ разговаривать не умеют, укомплектуйте свой экипаж живым штурманом. Штурман может выполнять множество функций – прокладывать маршрут с помощью навигационного гаджета, пришедшего на смену компасу и секстанту, принимать активные меры по починке и извлечению застрявшего автомобиля, а также в случае чего на штурмана можно списать все приключения, которые намотаются вам на колёса во время внедорожного путешествия или соревнований. Если штурмана, умеющего общаться с внедорожными навигаторами, найти не удалось, то придётся всё осваивать самому.
Системы, устройства и популярные нынче программы и приложения для навигации многочисленны и разнообразны. Для внедорожных выездов, экспедиций и тем более спорта обычные «асфальтовые» навигаторы никоим образом не подходят. Широкой популярностью у джиперов пользуются такие устройства, как Garmin, а также различные навигационные программы на «Андроиде». Тяжёлую артиллерию представляют защищённые ноутбуки Panasonic Toughbook и планшеты Hammerhead и Xplore с установленными на них навигационными программами. У каждого варианта есть свои плюсы, минусы и, естественно, цена.
Самый дорогой вариант – это ноутбуки Panasonic Toughbook и планшетные компьютеры Hammerhead и Xplore с родным GPS-модулем или GPS-мышкой; кроме того, это самые тяжёлые и большие девайсы, для которых требуется громоздкое крепление и значительное пространство в салоне вашего внедорожника. Плюсами этого варианта можно считать наличие полноценного компьютера в автомобиле, возможность работать с навигационными программами Oziexplorer и SAS-planet, богатый набор карт и возможность перед поездкой кэшировать спутниковые карты для SAS-planet из Интернета. Также важны огромный функционал и надёжность системы. Защищённость этих устройств от тряски, пыли и грязи позволяет эксплуатировать компьютеры в тяжёлых внедорожных условиях, под воду только не погружайте – верная гибель устройства. Минусы, как я уже сказал, – это высокая цена, размеры и вес. Также к минусам можно отнести возможность заряжать устройства только с помощью оригинальной зарядки и блока питания. Если блок питания по каким-то причинам перегорит, то встроенного аккумулятора хватит не надолго.
Навигаторы Garmin – сугубо навигационные устройства и работают только как навигаторы. В большинстве туристических моделей имеются пылевлагозащита, хорошая встроенная GPS-антенна, у них небольшие размеры. Надёжность и удобство этих приборов не вызывают сомнений, но подробные карты придётся покупать, у Garmin они свои. Разнообразие моделей позволяет выбрать подходящее устройство небольшого размера, например для крепления на мотоцикл или квадроцикл. Более старшие модели отличаются возможностью навигации на воде и даже в воздухе. Работа с подключённым к компьютеру устройством осуществляется через программу Base Camp (современный аналог программы Map Source). Можно просмотреть коллекции карт, путевые точки, построить маршруты и редактировать треки, а также загрузить всю информацию в прибор. Если у вас сел встроенный аккумулятор, то в любой переносной Garmin можно вставить обычные батарейки. Можно подключить к компьютеру и использовать как внешний GPS-приёмник для работы в других навигационных программах. Минусом являются высокая стоимость устройства и не всегда подробные карты, к тому же платные.
Идеальный вариант – это наличие двух навигационных систем, что повышает надёжность, информативность и стабильность в ориентировании на местности, особенно в труднодоступных местах, куда мы так любим забираться.
В выборе навигационных программ уже много лет лидирующим особняком держится мощная, но сложная программа Ozi Explorer, в народе именуемая «Озиком» («Андрозик» для платформы «Андроид»). Возможности программы в умелых руках практически безграничны, вплоть до создания собственных карт из спутниковых снимков или фотографий, так как программа работает с растровыми картами и позволяет создавать их самостоятельно из любого изображения. Сложность программы можно отнести к минусам, к тому же программа не умеет автоматически сохранять точки и треки, так что если компьютер по каким-то причинам выключился или перезагрузился либо вы забыли сохранить информацию через меню программы, то ничего не сохранится. «Гармин», к примеру, всё это проделывает автоматически, причём если вы не именовали трек, то всё сохранится под текущей датой. В основном те, кто работает в «Озике», используют подробные топографические карты генштаба. Карты генштаба представляют собой обычные отсканированные топографические карты в формате jpeg разного масштаба с привязкой на местности так, чтобы программа понимала, какое изображение показывать для текущей позиции координат и могла рассчитать остальные координаты этого изображения. Минус этих карт в их старости, а соответственно, недостоверности. Порой там, где была большая дорога в лесу, по факту оказывается заросшая деревьями и кустарником колея. Главный недостаток Ozi Explorer и его андроидной версии «Андрозик» в том, что программа может показывать на экране только одну карту. При просмотре, дойдя до края листа карты, программа не откроет нового листа автоматически, только если вы реально подъедете или дойдёте до края карты, что в принципе тоже не очень удобно. В таких случаях, если нужно видеть более обширный район, нужно открывать карту более мелкого масштаба с большим по площади районом. В принципе, привыкнуть к «Озику» просто, и в дальнейшем эта программа станет для вас замечательным электронным атласом с богатейшим набором карт. Ещё одна важная особенность в том, что вы не разучитесь работать с обыкновенными – бумажными – топографическими картами и читать их.
Практически всё то же, что нужно нам от Ozi Explorer, умеет делать и программа SAS-planet, только она немного проще, плюс эта программа умеет подгружать карты из Интернета при наличии такового и работать со слоями, накладывая различные схемы и карты друг на друга. Используя, таким образом, спутниковую картографию «Яндекса», Google и Wikimapia, можно получать актуальную информацию из спутниковых снимков. Кроме того, программа умеет работать и с генштабовскими картами, но их нужно иметь в формате программы, а так как обе эти программы работают в разных форматах, то карты потребуются, естественно, под имеющуюся программу. Для работы со спутниковыми картами и слоями SAS-planet, требуется Интернет либо, если известно, что в местности, куда вы отправляетесь, связь неустойчивая, есть возможность закэшировать определённый район в память устройства. Очень удобно уметь работать в этих двух программах.
Любая навигационная система, применимая на бездорожье, в основном работает с растровыми картами. Так можно подготовить карты, более информативные для ваших задач. Garmin же использует собственные векторные карты, которые менее информативны в плане быстрого считывания информации с изображаемой карты, зато сама программа понимает, где лес, тропа, дорога или водоём. Векторные карты требуют меньшего умения читать карту, так как это за вас делает программа, а растровые лишь показывают вам местность и геопозицию на ней, дальше уже дело за вашим штурманским мастерством. Топографические карты создаются по государственным стандартам, и то, что есть на местности, должно быть и на карте. Правда, найти свежие генштабовские карты довольно сложно, и устаревшие топографические карты лучше применять вместе со спутниковыми картами, работая в двух программах.
Окончательно запутались, что же вам выбрать и какие программы использовать? Если вы простой автопутешественник, любящий покататься по просторам своей страны, особо не углубляясь в малонаселённые районы, то вам вполне подойдёт планшет на платформе «Андроид» с онлайн- и офлайн-программами навигации. В случае если вы увлекаетесь внедорожным автоспортом или экстремальными внедорожными экспедициями, то хорошее и практичное сочетание даёт использование системы Garmin и программ Ozi Explorer или SAS-planet, установленных, к примеру, на Xplore или другом планшете. В таком случае вы вряд ли рискуете остаться без навигации в самых удалённых уголках планеты, а в момент движения по СУ (спецучасткам) не придётся останавливаться из-за зависшего навигатора. В любом случае всегда стоит освоить интерфейс и функциональные возможности до того, как вы сядете в свой внедорожник и отправитесь покорять бездорожье.
В следующем номере, во второй части этой статьи, я расскажу о том, как читать топографические и спутниковые карты, о том, какие принимать решения при прокладке маршрута согласно состоянию местности в условиях экспедиции и спортивных соревнований.
Также помочь в выборе вам может статья Сравнение навигаторов для бездорожья.
Если вы хотите использовать iOS устройства — обратите внимание на Galileo Offline Maps.