Назови первый звук в слове автомобиль
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «АВТОМОБИЛЬ»
В слове автомоб и́ ль:
1. 4 слога (а-вто-мо-б и́ ль);
2. ударение падает на 4-й слог: автомоб и́ ль
1) Транскрипция слова «автомоб и́ ль»: [ʌфтъмʌб❜ и́ л❜].
10 букв, 9 звуков
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.
§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.
Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.
Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛд а́ ] (вод а́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.
§ 41. Во 2-м и других предударных слогах (кроме 1-го) после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный, близкий к [ы]. точнее, средний между [ы] и [а], более краткий, чем гласные в других положениях, и потому называемый редуцированным. Ниже при указаниях на произношение он обозначается знаком [ъ]. Этот гласный на письме обозначается буквами а и о, а после твердых шипящих и ц — также буквой е.
§ 44. Во 2-м и других предударных слогах в начале слова на месте букв а и о произносится гласный [а]:
а) агрон о́ м, агроном и́ ческий, алюм и́ ний, алеб а́ стр, аквар е́ ль, анат о́ мия, анатом и́ ческий, амбраз у́ ра, антрац и́ т;
б) обор о́ т, обиж а́ ть, областн о́ й, оглас и́ ть, огонёк, огран и́ чить, огранич и́ тель, оконч а́ тельно, опер и́ ровать, операци о́ нный, орган и́ зм, оруж е́ йный, оскорб и́ ть, останов и́ ть, остор о́ жный (произносится (абар о́ т, абиж а́ ть, абласн о́ й] и т. д.).
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).
§ 85. На месте звонких согласных перед глухими произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Например: на месте б: [тр у́ пки] (тр у́ бки), [ск о́ бки] (ск о́ бки), [р о́ пкъ] (р о́ бко), [дупк и́ ] (дубк и́ ), [хл е́ пцъ] (хл е́ бца), [аз ❜ а́ пшый] (оз я́ бший);
на месте в: [тр а́ фк ❜ ] (тр а́ вка), [л а́ фка] (л а́ вка), [кан а́ фкъ] (кан а́ вка), [л о́ фкъ] (ловко), [лафц а́ ] (ловц а́ ), [з а́ фтръ] (з а́ втра), [фс ❜ о] (всё), [фсх о́ ды] (всх о́ ды), [фхот] (вход), [фтар о́ й] (втор о́ й), [фскип и́ т] (вскип и́ т), [ф-шк о́ лу] (в шк о́ лу);
на месте г: [астр и́ кшыс ❜ ] (остр и́ гшись), [прадр о́ кший] (продр о́ гший);
на месте д: [л о́ тк ❜ ] (л о́ дка), [р е́ ткъ] (р е́ дко), [скл а́ тки] (скл а́ дки), [сл а́ ткъ] (сл а́ дко), [гр ❜ а́ тки] (гр я́ дки), [п о́ тпис ❜ ] (п о́ дпись);
на месте ж: [кн и́ шки], [л о́ шки], [бум а́ шки], [р о́ шки-дъ-н о́ шки] (р о́ жки да н о́ жки), [стар о́ шкъ] (стор о́ жка), [падр у́ шкъ] (подр у́ жка);
на месте з: [н и́ скъ] (н и́ зко), [ у́ ск ❜ ] ( у́ зко), [р е́ скъ] (р е́ зко), [ск о́ л ❜ скъ] (ск о́ льзко), [лес ❜ ст ❜ ] (лезть).
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВах
Цели : формировать умение интонационно выделять первый звук в словах; развивать внимание; воспитывать чувство отзывчивости и коллективизма.
I. Введение в тему урока.
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Когда он вслух читает,
И буквы он глотает,
Он так спешит с налета
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать.
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Сегодня мы побываем в гостях у этого Саши и его сестренки Симы. Попробуем помочь Саше чисто и правильно произносить первые звуки в словах.
На доске представлены рисунки-изображения мальчика и девочки.
III. Работа по теме урока.
– Сима с Сашей играли, и все игрушки раскиданы по комнате. (Рисунки, аналогичные картинкам в учебнике, представлены на доске.) Скоро придет мама, и ребятам надо навести порядок. Поможем им? Для этого надо определить звук в начале каждого слова.
– Девочки будут помогать Симе. Ее игрушки те, в названии которых первый звук произносится мягко .
– Мальчики соберут игрушки, в названиях которых первый звук произносится твердо.
Учитель приглашает детей к доске по очереди: мальчик – девочка. Ребенок берет картинку, произносит слово, интонационно выделяя первый звук, помещает картинку под рисунок, изображающий мальчика или девочку.
– Произнеси слово так, чтобы первый звук слышался дольше других.
– Какой это звук? Произнеси его.
– Ребята, проверьте. Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук.
Аналогичная работа проводится со всеми словами – названиями картинок.
– Итак, порядок наведён. Посмотрим, какие игрушки оказались у Симы.
– Девочки, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А это игрушки Саши.
– Мальчики, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А у вас, ребята, есть любимые игрушки?
– Назовите их, выделяя в словах первый звук.
– У каждого человека есть любимые игрушки. Даже у взрослых. А. Барто рассказала о своих игрушках в стихах. Эти стихи вы знаете и, думаю, с удовольствием вспомните сегодня. (Учитель показывает книгу А. Л. Барто «Игрушки».)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается,
– Ох, доска кончается,
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог –
Весь до ниточки промок.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Спать пора. Уснул бычок –
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон –
Он слонихе шлет поклон.
2. Работа по учебнику: «Сравните эти звуки!»
– Мы не заметили, как наступил вечер.
Спать хотят мои игрушки,
Им под вечер не до игр.
После битвы смолкли пушки,
Не рычит уставший тигр.
Вот и Симочкины куклы
Сели, сонные, в кружок.
Даже мяч – дружок мой круглый –
Закатился в уголок.
Мама мне шепнет на ушко:
«Собирать пора игрушки».
– Сима уже расставила часть игрушек на полки. А Саша не может ей помочь. Вместо слова «машина» он говорит – «ашина», вместо «белка» – «елка». Плохой из него помощник. Видно, нам придется помогать.
– Какие игрушки стоят на первой полке? (М-м-мяч и м-м-ма-шина.)
– Подумайте, почему именно эти игрушки оказались рядом .
– Произнесите первый звук в каждом слове. (В первом слове – мягкий звук, во втором – твердый. Они образуют пару: [м] – ]м’].)
3. Дифференцированная работа «Назови звук и найди пару».
1-я группа работает под руководством учителя.
– Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. (Л-л-лиса.)
– Он твердый или мягкий? (Мягкий.)
– Шепотом произнесите названия остальных предметов. Найдите пару этому звуку.
– Произнесите слово, выделяя первый звук. (Л-л-лось.)
– Он твердый или мягкий? (Твердый.)
2-я группа выполняет то же задание в парах.
– Назовите слова парами. Произнесите так, чтобы было слышно первый звук. (Лиса – лось, петух – пушка, кот – кенгуру.)
– Назовите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
– Назовите слова, которые начинаются с твердого согласного звука.
IV. Продолжение работы по теме урока.
– Перед сном мама сказала ребятам, что она побывала в магазине игрушек. Подарки дети получат утром, но только в том случае, если правильно произнесут первый звук в словах.
Когда приходят взрослые в игрушечный отдел,
Они смеются от души, совсем как дети-малыши,
Они по-детски ахают: «Игрушки хороши!»
– Спят ребята. Саше снится страшный сон:
«В магазине продаются: робот, барабан, поезд, мяч, трактор, грузовик. Саша выбрал себе игрушку и хочет взять ее домой. Вокруг магазина течет речка, и вернуться домой можно только вот по мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. На перилах мостика сидит Ворон. Это ученый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук и какой первый звук в названии игрушки. Кто правильно скажет, тот пройдет. А кто не знает, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя. Вот пришел Саша к мостику, очень он хочет домой попасть, а перейти по мостику речку не может, потому что не знает, какой же в его имени первый звук».
– Испугался Саша и проснулся. Сразу взял букварь и стал учиться первый звук в своем имени произносить.
– А вы, ребята, знаете, какой первый звук в вашем имени? Назовите.
– Исправился Саша. Помогли вы ему, ребята.
– Я всё понял, извините и за всё меня простите!
Буду чисто говорить и за звуками следить!
– Чему вы научили Сашу?
– Красиво и правильно разговаривать учат скороговорки. Разучим скороговорку.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Логопедические задания по теме «Транспорт» для детей 6–7 лет
МАРИНА ЧЕРНЯК
Логопедические задания по теме «Транспорт» для детей 6–7 лет
Цель: Уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте.
Задачи:
1. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»,
2. Уточнение понятия видов транспорта и его назначения.
3. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
4. Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).
5. Развитие слоговой структуры слова.
6. Развитие лексико-грамматического строя речи.
7. Развитие связной речи.
8. Развитие общей мелкой моторики.
9. Развитие мышц артикуляционного аппарата.
10. Развитие голоса, дыхания.
11. Развитие зрительно- моторной координации.
12. Развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти).
13. Формирование положительных личностных качеств.
Предметы: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.
Признаки: наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, просёлочные дороги, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.
Действия: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.
1. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской, подземный, водный, воздушный транспорт.
2. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).
3. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).
3. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).
4. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).
5. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).
6. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т. д.).
7. Покажи и назови части корабля? самолета?
8. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т. д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т. д.).
9. Какие профессии связаны с вождением транспорта?
10. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т. д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т. д.).
11. Нравится ли тебе ездить на транспорте?
12. Какой транспорт есть у тебя дома?
13. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?
14. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?
15. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?
1. Упражнение «Подбери действие к предмету».
2. Упражнение «Подбери признак».
3. Предложите назвать большой и маленький транспорт:
машина – много машин,
колесо – много колес, корабль – много кораблей…
7. Счет машин от 1 до 5.
8. Упражнение «Кто чем управляет?».
Самолетом … (летчик, пилот)
9. Назови одним словом.
Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.
само…плюс лёт … : Самолёт.
Везде + ход Вездеход
Бензо + воз Бензовоз
Звездо + лет Звездолет
10. Упражнение «Назови одним словом» на образование сложных слов.
11. Упражнение «Подбери предмет к признаку».
13. Упражнение «Скажи наоборот» (учимся подбирать антонимы).
14. Подбирать предмет к признаку.
15. Опиши транспорт по плану.
Из чего состоит (что сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади, внутри?
Для чего предназначена?
Какие действия выполняет?
16. Сравнивать два вида транспорта.
17. Работа с предлогами.
Машина из гаража выехала
В гараж въехала Повтори путь машины.
18. Упражнение «Четвертый лишний» на развитие логического мышления, умения классифицировать, с использованием картинок.
корабль, лодка, самолет, парусник;
автомобиль, трамвай, троллейбус, метро;
велосипед, автобус, корабль, автомобиль.
Лодка, вертолёт, автомобиль, ступа.
Автобус, троллейбус, трамвай, грузовик.
Пароход, катер, лодка, поезд.
Автобус, грузовик, автомобиль, самолёт.
19 Ответь на сложные вопросы:
• Повар на корабле? Кок
• Комнаты в поезде? Купе
• Окна в самолёте? Иллюминаторы
• Лестница, по которой на корабль понимаются пассажиры? Трап
• Колёса самолета? Шасси
2. Какую машину нужно пропускать первой и почему?
— снегоуборочная машина и скорая помощь (а если на дороге много снега)
— грузовик, аварийная машина и молоковоз
3. Какое слово не подходит?
— колесо, колёсико, колос, колёсный
— билет, билетный, балет, билетик
4. Назовите сказочный, волшебный транспорт
Дети: Ковер – самолёт, помело, ступа, сапоги – скороходы, тапки у маленького Мука, тыква у Золушки, печь у Емели, бабочка у Дюймовочки, воздушный шарик у Вини-Пуха, конек – горбунок, волк, орёл, кит у Айболита.
20. Назови первый и последний звуки в названиях транспорта.
21. Раздели каждое слово на слоги.
22. Развитие речевого дыхания и голоса.
Прокололась шина у машины: произнесение звука ш-ш-ш.
Насос: произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов «Ша-шу-ши-шо».
23. Развитие мелкой моторики.
Можно сделать самолетик из бумаги, слепить из пластилина лодочку, сделать поделки-транспорт из природного материала, выложить из геометрических фигур.
24. Развитие зрительно-моторной координации.
Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку логопеда.
• 2 клетки наискосок вправо вверх
• 8 клетки наискосок вправо вверх
• 3 клетки наискосок влево вниз
• 2 клетки наискосок вправо вверх 2 клетки вниз
• 2 клетки наискосок влево вниз
• 3 клетки наискосок вправо вниз
• 3 клетки наискосок влево вверх
• 5 клеток влево (самолёт)
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом.Два других слова: машина- шина.
26. Мимические упражнения
Представить: вы едете в переполненном автобусе.Выразить свое состояние: вам неприятно, тяжело.Показать: вы чувствуете неловкость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира.
Изобразить внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и сосредоточенного пилота воздушного судна.
27. Упражнения для мышц шеи
Игровое упражнение. Шофер делает гимнастику для шеи.
28. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро.
Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.
29. Упражнения для щек и губ.
Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах.
Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.
Поставить три пальца к уголкам губ. Приподннимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Перемещать язык из одного угла рта в другой.
30. Упражнения для языка
Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал», то касаться ими «желобка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
Самосвал высыпает груз.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
31. Психогимнастика. Пластические этюды.
Изобразить действия моряков. Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.
Имитация езды на велосипеде и мотоцикле.
Представить и показать: вы едете на велосипеде или мотоцикле.
Угадайте, что я делаю.
Один ребенок показывает какое-либо действие,например: заливает в бак бензин, прикручивает колесо, заводит машину, крутит руль и т. д. Другие угадывают, что он делает, а затем повторяют его действия.
Изобразить автобус, переполненный людьми; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет.
32. Упражнение на развитие слухового внимания
Ехали медведи А за ними раки
На велосипеде. На хромой собаке.
А за ними кот Волки на кобыле.
Задом наперед. Зайчики в трамвайчике,
А за ним комарики Жаба на метле.
На воздушном шарике.
Перечисли, какой транспорт упоминается в стихотворении.
33. Игры и упражнения на развитие координации.
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Руки в стороны — в полет
-Отправляем самолет. (Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.)
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход. (Шаг вперед, руки опущены.)
Он назад шагнул сначала. (Два шага назад.)
А потом шагнул вперед —
Раз, два — (Два шага вперед.)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход. (Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.)
34. Пальчиковая гимнастика
“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня,
Три ракеты, вездеход,
Настоящий великан. (Загибают пальчики на обеих руках.)
Помогите сосчитать! (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)
Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.
Логопед убирает тетради, контейнер с карандашами и приглашает детей пройти на коврик. Дети встают в круг и выполняют упражнение. Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.
Делают разворот, двигаются в противоположную сторону,
— Эй, машины, полный ход,
Торопиться не люблю.
Нам дорогу уступлю.
ЗАГАДКИ О ТРАНСПОРТЕ:
Что за чудо — Едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Братья бегают гуськом. (Паровоз, вагоны)
Несется и стреляет,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
Кто на бегу, пары клубя,
Пускает дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с собой? (Паровоз)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется — под лучами
Отливает серебром. (Самолет)
Без разгона ввысь взлетаю,
Отправляюсь я в полет.
Кто же это? (Вертолет)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро.)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Вагоны поезда.)
Летит подушка круглая, наволочка резиновая,
Вместо пуха и пера — воздух. (Шина.)
Ходит город-великан на работу в океан.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
Самый опасный. (Светофор.)
Красный свет — проезда нет,
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
Полотно, а не дорожка,
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт. (Тепловоз, вагоны)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолёт)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. (Автомобиль)
Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз несёт? (Самолёт, вертолёт)
ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни. (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
Как зовусь?. (велосипед)
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора. (парусник)
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю. (груз)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на. (машине)
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Без разгона ввысь взлетает,
Отправляется в полет
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это. (самолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Кто такая?. (электричка)
Создавать я начал флот.
Превратилась губка в. (плот)
Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в. (кабине)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Тексты для запоминания (детям 6—8 лет)
Мчатся по улице автомобили.
Обрати внимание: на многих автомобилях нарисованы яркие отличительные знаки. А иногда и весь автомобиль окрашен в яркий, заметный цвет. Для чего это надо?
Вот проехал автомобиль-цистерна.Он возит какую-то жидкость: чистую воду (голубая цистерна, молоко (светло-желтая цистерна, цемент (оранжевая цистерна). Теперь узнаешь эти машины? Несколько раз медленно повтори слово «цистерна»!
Промчался красный автомобиль — пожарная машина, у этой машины еще есть отличительные звуковые и световые сигналы. Какие?
Легко узнать почтовую машину, у нее на борту — диагональная синяя полоса.
Машина с красным крестом на борту — санитарная (карета «скорой помощи»). Как и у пожарной — у нее свои сигналы. Какие?
Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?
Милицейская машина — она очень заметная, на борту — горизонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и звуковые сигналы. Какие?
Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название реф-рижератор. Постарайся четко произнести это название машины.
За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов.Медленно и четко произнеси слова: милиционер-регулировщик, регулировать.
Цель: – Употребление приставочных глаголов;
— Употребление предлогов.
Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.
— Где жил маленький грузовичок?
— Что делал грузовичок с утра до вечера?
— Из гаража он что сделал, выехал или въехал?
— На заправку он заехал или переехал?
— Когда он заправился, то уехал или заехал?
— К светофору он подъехал или выехал?
— От остановки отъезжал или подъезжал автобус?
— По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?
— До песчаного карьера он доехал или переехал?
— В обратный путь грузовичок поехал или заехал?
Правила уличного движения
• Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.
• Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным до-рожкам или подземным переходам. Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо.
• Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.
Подвижные игры. Аттракционы.
1. Лихие шоферы. На детские машинки ставят стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. К машинкам привязываются бечевки (длиной 10-15 м, надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машину. Если вода плещется, ведущий называет номер шофера, и тот на секунду перестает мотать. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машину и не расплескал воду.
4. Космонавты. Игра для детей 5-7 лет. По краям площадки чертятся контуры ракет (2х-4хместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу,приговаривая: “Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим!Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
6. Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора,используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.
«Мы едем, едем, едем…» Фотоотчёт о художественном творчестве детей по теме «Транспорт. Правила дорожного движения» Предлагаю Вашему вниманию фото отчёт «Художественное творчество детей нашей группы по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»».
Дидактическое пособие «На суше, на воде, в воздухе» по теме «Транспорт» для детей младшего дошкольного возраста Марданова Галина Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС №5 «Одуванчик» поселка Бейсуг, разработала дидактическое пособие «На суше, на воде, в.
Картотека развивающих игр по теме «Город. Транспорт. Дорога» Не секрет, что очень важно научить ребенка выполнять правила безопасного поведения на дороге, в городе. Чтобы этому научить, ребенок должен.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по лексической теме «Транспорт» Задачи: Образовательные: • Формировать представления детей о разных видах транспорта; профессиях, связанных с транспортом. • Раскрыть значение.
Планирование по теме «Транспорт» (первая младшая группа) Образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа Н. Павловой «На машине». Способствовать формированию.
Развивающие игры и задания по теме «Творчество А. С. Пушкина» для детей старшей группы 10 февраля 2017 года день памяти А. С. Пушкина. В этот день 180 лет назад великий русский поэт скончался от ранения, полученного на дуэли.