Немецкая военная машина гитлера

Легковые автомобили Третьего рейха

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

В силу понятных причин, промышленность нацистской Германии ассоциируется исключительно с военной техникой. Но на самом деле, в Третьем Рейхе выпускали и довольно интересные гражданские автомобили.

Тридцатые годы ХХ века – не самый простой период в истории Германии. Страна только-только начала приходить в себя от Великой депрессии, которая напрямую отразилась на жизни граждан.

Неудивительно, что на этих настроениях населения активно играли нацисты, захватившие власть в стране. Автомобильная промышленность – отнюдь не исключение. Это – одна из тех областей, в которой правители Третьего Рейха пытались показать превосходство своей идеологии над другими, и наглядно продемонстрировать, как новая власть может сделать жизнь людей лучше при помощи автомобилей.

Сегодня мы расскажем, о том, какие же машины были популярными в Германии того периода, а еще вы узнаете, на каком автомобиле ездил вымышленный советский разведчик Отто фон Штирлиц.

При фразе «автомобили Третьего Рейха» в голове у многих сразу возникает довольно устойчивый образ — Адольф Гитлер едет на машине. Надо признать, ничего удивительного в таких ассоциациях нет – нацистская пропаганда активно показывала фюрера в своих фильмах и тележурналах. Чаще всего в них лидер нацистов разъезжал на Mercedes-Benz 770K с номерами «1А 148 461».

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

На момент появления в 1930 году Mercedes-Benz Typ 770, известный также как Großer Mercedes («Большой Мерседес») был действительно самым большим и дорогим автомобилем немецкой марки. Под капотом этой машины размещался 7,6-литровый двигатель, развивавший 150 л.с. в обычной версии и 200 л.с. – на версии с наддувом. Трансмиссия – 4-ступенчатая механика. Разумеется, в отделке салона «Большого Мерседеса» применялись только самые лучшие материалы, в том числе – кожа и дерево. А еще у 770-го была версия кабриолет.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

В общем Mercedes-Benz Typ 770 был непростым автомобилем, а, учитывая начальную цену в 29 500 рейхсмарок, позволить его мог не каждый. Зато машину очень полюбила элита, причем не только нацистская. Например, на таком автомобиле ездили рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург, японский император Хирохито, Папы Римские Пий XI и Пий XII. Ну, а в 1931 году список пополнил и Адольф Гитлер. Причем фюрер предпочитал именно открытую версию автомобиля.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Mercedes-Benz 770 оснащался 8-цилиндровым рядным 7,7-литровым двигателем мощностью до 230 л.с. Благодаря этому, машина могла разогнаться до 170 км/ч, что превышало скорость многих гоночных автомобилей. Поражает и расход топлива – 30 литров бензина на 100 км пробега. С 1930 по 1943 гг. было выпущено всего 207 экземпляров Mercedes-Benz 770, семь из которых использовались в гараже Гитлера. В 2004 году один из этих автомобилей был продан за 18 миллионов долларов.

Точно так же, как и в наши дни, автомобили Maybach занимали в нацистской Германии видное положение, и были одними из самых престижных. Правда, тогда Maybach был не подразделением Mercedes-Benz, а отдельной компанией – Maybach-Motorenbau (именно этим объясняются две буквы «М» на эмблеме марки). Но уже к 30-м годам Maybach имел за плечами настоящую историю и славу первопроходца, ведь именно Вильгельм Майбах когда-то помогал Готтлибу Даймлеру в создании первого автомобиля в мире.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

В общем, нет ничего удивительного в том, что семейство автомобилей SW, получившее прозвище «маленький Maybach», оказался самым массовым довоенным автомобилем марки. Первая версия – Maybach SW35 — появившаяся в 1935 году, оснащалась 3,5-литровым мотором мощностью 140 л.с. Но таких автомобилей было построено всего 50 штук.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Гораздо большего внимания заслуживает Maybach SW38, оснащенный 3,8-литровым 140-сильным двигателем и 4-ступенчатой трансмиссией, который выпускался с 1936 по 1939 год. Кузов этого автомобиля был создан в ателье Херманна Шпона. Причем в разные годы выпустили несколько версий: был и четырехдверный кабриолет, и двухдверный автомобиль с открытым верхом, и особый родстер. Неудивительно, что летом 2016 года один из таких автомобилей ушел на торгах Sotheby’s за 1 072 500 долларов.

Кстати, в 1939 году Maybach выпустил новую модификацию автомобиля семейства SW — 42. Это был уже седан с принципиально иным кузовом и двигателем объемом 4,2 литра, мощность которого из-за особенностей тогдашнего техрегламента осталась той же – 140 л.с. Правда, обрести массовое распространение и популярность этой модели помешала всё та же очевидная причина – война.

Если партийные бонзы Третьего Рейха ездили на «Мерседесах» и «Майбахах», то простые бюргеры должны были получить автомобиль попроще. Этим нацисты хотели продемонстрировать рост благосостояния граждан. Именно поэтому Фердинанд Порше по заказу Гитлера занялся разработкой по-настоящему «народного автомобиля». Собственно, название марки Volkswagen именно так и переводится.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Результатом трудов стал Käfer, или в переводе – «Жук». Впервые новую модель показали весной 1939 года на выставке в Берлине, хотя тогда «Жук» еще не был «Фольксвагеном», а выпускался под маркой KdF-Wagen. Автомобиль заднемоторной конструкции оснащался 25-сильным двигателем с воздушным охлаждением и был предельно простым в обслуживании и производстве. Разумеется, публика была к такой машине очень и очень благосклонна.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Правда, с покупкой Volkswagen Käfer был связан интересный нюанс. Хотя номинальная цена машины составляла 990 рейхсмарок, купить автомобиль за наличные было нельзя. Вместо этого нужно было приобрести специальную «Накопительную книжку» и каждую неделю вклеивать туда специальные марки. Любой пропущенный платеж означал потерю всех вложенных средств. Тем не менее, немцы всё равно тянулись за «Народным автомобилем»,

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Правда, в 1939 году более 330 000 человек всё равно остались без желанного «Жука». Причина – завод, где выпускался Käfer, уже был полностью переведен на военные рельсы. Лишь в 60-х годах руководство Volkswagen пошло навстречу обманутым вкладчикам и предложило им скидку на новые машины. Ну, а сам «Жук» благополучно пережил этот период, и с различными изменениями выпускался аж до 2003 года. Правда, последний экземпляр этой модели был сделан не в родной Германии, а в Мексике.

Еще одним «народным автомобилем», появившемся в Третьем Рейхе был Opel Kadett. Этот автомобиль был построен на базе другой модели Opel — Olympia, и с 1937 года выпускался на заводе в Рюссельсхайме.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Надо сказать, что Opel Kadett оказался очень прогрессивным автомобилем для своего времени. Во-первых, модель унаследовала от «Олимпии» конструкцию с цельнометаллическим несущим кузовом. Во-вторых, машина отличалась очень передовым дизайном. Чего стоят одни только фары, интегрированные в крылья! Наконец, в-третьих, и по оснащению Opel Kadett давал фору многим конкурентам. Например, здесь устанавливались гидравлические тормоза для всех четырех колёс, а в салоне присутствовал, например, датчик остатка топлива и давления масла.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

В движение Opel Kadett приводился 1,1-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 23 л.с. Хотя это немного, за счет своей небольшой массы в 750 кг автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч, что считалось очень хорошим показателем. А еще Opel Kadett стоил 2100 рейхсмарок – пусть это дороже «Жука», зато машину можно было сразу купить.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Впрочем, нашим читателям Opel Kadett будет интересен еще по одной причине. Дело в том, что именно эта модель стала основой для будущего советского автомобиля «Москвич-400». Причем никакого секрета в этом нет. Дело в том, что по репарациям советская сторона получила техническую документацию и оборудование завода Opel в Бранденбурге. И хотя оригинальный Opel Kadett производился в другом месте – на заводе в Рюссельсхаме, советский Завод малолитражных автомобилей благодаря помощи немецких конструкторов фактически воссоздал модель и дал ей имя «Москвич-400». Кстати, говорят, что выбор в пользу Opel Kadett также не был случайным – якобы эта модель понравилась Иосифу Сталину.

Если вам по душе шестиколёсный внедорожник-монстр Mercedes-Benz G 63 AMG 6×6, то вам наверняка понравится и его дальний родственник — Mercedes-Benz G4. Этот автомобиль изначально создавался в Третьем Рейхе для нужд армии. В движение автомобиль изначально приводился пятилитровым восьмицилиндровым двигателем мощностью 100 л.с. и имел сложную систему полного привода.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Военным автомобиль не понравился. Зато в Рейхсканцелярии пришли в восторг, и с 1938 года стали использовать его для выездов на оккупированные территории, в первую очередь – в Чехословакию и Австрию. К тому моменту Mercedes-Benz G4 уже оснащался другим мотором V8 – 5,2-литровым 115-сильным агрегатом. А в течение следующих двух лет его заменили на 5,4-литровую «восьмерку» мощностью 110 л.с.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

В общем, из «внедорожника» Mercedes-Benz G4 довольно быстро превратился чуть ли не в парадный лимузин. К тому же, эта модель была одна из моделей, на которой ездил лично Адольф Гитлер. Причем одну машину фюрер подарил генералиссимусу Испании Франсиско Франко. Правда, тираж G4 был довольно небольшим: всего за все время производства было выпущено лишь 57 автомобилей. Из них до наших дней дожило лишь три автомобиля. Один из них, машина, принадлежавшая Франко, сейчас хранится в автомобильной коллекции испанской королевской семьи. Другой автомобиль, на котором Гитлер принимал парад в аннексированной Судетской области, хранится в музее техники в Зинсхайме. Наконец, третья машина находится в американском Голливуде, где её неоднократно использовали при съемках фильмов.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

А как же BMW? Неужели в период нацистской диктатуры баварцы не выпускали автомобили? Выпускали. Правда, нельзя забывать, что, во-первых, BMW стала автомобильной компанией лишь в 1929 году, а до этого занималась производством авиационных двигателей и мотоциклов. Во-вторых, назвать полностью «баварскими» автомобили BMW того времени будет не совсем верно. Дело в том, что в 1929 году BMW приобрела завод в Айзенахе, который находится в другой части Германии – Тюрингии.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Зато BMW удалось довольно быстро наладить там выпуск автомобилей, и уже к середине 30-х годов марка радовала покупателей довольно интересными машинами. Такими, как, например, BMW 326 — четырехдверной моделью, выпускавшейся в кузове седан и кабриолет. Автомобиль оснащался двухлитровым шестицилиндровым мотором мощностью около 50 л.с., сочетавшимся с четырехступенчатой трансмиссией. Максимальная скорость – 115 км/ч, что по тем временам считалось очень неплохим показателем.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

BMW 326 оказалась довольно успешной моделью. С 1936 до 1941 года было произведено 15 936 автомобилей, несмотря на довольно высокую цену. Например, за кабриолет, считавшимся небольшим, просили 6 650 рейхсмарок. Неудивительно, что в 1940 году в BMW планировали заменить 326-ую новой моделью, построенной по той же схеме — BMW 332. Однако начавшаяся Вторая мировая война оставила от этих планов лишь три предсерийных прототипа.

Может показаться, что в Третьем Рейхе существовали исключительно автомобили для верхушки НСДАП, дешёвые машины для простого народа, ну, и военная техника. На самом деле, это – не так. Были в нацистской Германии и гоночные автомобили. В первую очередь – это Auto-Union-Rennwagen.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

В конце 1932 года Фердинанд Порше начал работу над гоночным болидом, главной особенностью которого было размещение двигателя позади водителя перед задней осью. Автомобиль разработали под заказ концерна Auto Union AG для участия в Гран-при. Болид под названием Typ A оснастили 4,4-литровым шестнадцатицилиндровым мотором, развивавшим 295 л.с. и 530 Н•м. Результат не заставил себя ждать: уже в 1934 году гонщик Ханс Штук установил на этой машине три мировых рекорда, разогнавшись на берлинской трассе АФУС до 265 км/ч.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Кстати говоря, Typ A был далеко не единственным гоночным автомобилем, выпущенным Auto Union AG. За «Типом А» последовали болиды Typ B, Typ C, Typ C/D и Typ D. Причем, например, Typ C, оснащавшийся шестилитровым 520-сильным мотором, был вообще уникальным автомобилем. Именно на нём гонщику Бернду Роземайеру в 1937 году удалось разогнаться до 400 км/ч на обычной дороге и установить несколько мировых рекордов скорости.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

В общем, Auto-Union-Rennwagen наглядно демонстрирует, что автомобильному спорту в Третьем Рейхе уделяли и время и средства. Например, Auto Union и Mercedes-Benz получили на двоих 500 000 рейхсмарок на развитие автоспорта. Но, несмотря на рекорды и достижения этих машин в мирное время, Вторая мировая война и, в особенности – открытие Восточного фронта, фактически уничтожили развитие автоспорта в Третьем Рейхе.

Вопрос на засыпку: на каком автомобиле ездил советский разведчик Штирлиц? Если посмотреть кинофильм «Семнадцать мгновений весны», то в кадрах можно заметить Mercedes-Benz Typ 230 (W153). Но это – на экране. А в оригинальной книге Ю. Семенова можно прочитать » Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно».

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Правда, о какой именно модели Horch идет речь, автор не уточняет. Вполне возможно, что речь о Horch 830 — заднеприводном автомобиле, впервые представленном на автовыставке в Берлине в 1933 году. Изначально эта машина предлагалась с трехлитровым 70-сильным мотором, но уже через год после премьеры у Horch 830 появилась модернизированная версия с 3,25-литровым двигателем такой же мощности. В последующем этот двигатель уступил место 3,5-литровому, который в разных версиях выдавал 75 и 82 л.с. А самыми мощными версиями стали Horch 830 BL и Horch 930 V, представленные в 1938 году. Эти автомобили оснащали 3,8-литровым 92-сильным мотором. Впрочем, независимо от двигателя, Horch 830 был престижным автомобилем, который могли себе позволить далеко не все. Цена — примерно 10 150 рейхсмарок, почти в два раза дороже, чем Mercedes-Benz Typ 230. И хотя с 1933 по 1940 год на заводе в Цвиккау было выпущено 11 625 Horch 830, купить его могли только представители высшей элиты. Представить на такой машине штандертенфюрера СС было невозможно – им бы сразу же заинтересовались соответствующие органы. Так что, как говорится, еще никогда Штирлиц не был так близко к провалу.

Источник

Кюбельвагены: армейские внедорожники Вермахта от BMW, Mercedes-Benz, VW и не только

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Бурная подготовка Третьего рейха ко Второй мировой войне придала мощный толчок развитию германской автомобильной промышленности. Поначалу пёстрый парк военизированных легковушек состоял из 55 базовых машин, но в 1939-м в целях наведения порядка в автомобильном хозяйстве Вермахта его сократили до 30 простейших армейских автомобилей, известных как «кюбельвагены».

Одной из особенностей немецкой военной автотехники являлось создание на базе обычных заднеприводных легковушек принципиально нового класса максимально упрощенных военных машин для доставки солдат, патрулирования, разведки, штабных целей и буксировки лёгких пушек.

За характерную форму открытого кузова, напоминавшую ковшик, лоханку или ванну, они получили официальное наименование Kübelwagen, то есть «автомобиль-лоханка» или «ванна на колесах». Кроме того, кюбельвагены имели стандартизованную военную аббревиатуру Kfz (Kraftfahrzeuge) – «автомобиль», а в зависимости от назначения и комплектации получали дополнительные цифровые индексы.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Один из первых кюбельвагенов Hanomag 4/20PS на прокладке кабеля связи. На заднем плане – грузовик Henschel 33D1. 1932 год

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Простейший кюбельваген DKW Sonderklasse с 25-сильным двухтактным моторчиком V4 для немецкой полиции. 1934 год

Одним из самых известных кюбельвагенов был длиннобазный 60-сильный автомобиль Adler 3Gd с воинственным тевтонским орлом на эмблеме, вездеходными шинами с цепями противоскольжения и двумя боковыми «запасками», способный буксировать лёгкую пушку и развивать скорость до 80 км/ч. До 1940 года их изготовили 6,4 тысячи единиц.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Тяжелый кюбельваген Adler 3Gd в исполнении Kfz.12 с открытым пятиместным кузовом. 1936–1940 гг.

В годы бурной милитаризации вооруженные силы Германии обслуживали стандартные и даже спортивные легковушки BMW с открытыми кузовами вместимостью от двух до пяти мест, приспособленные для установки радиостанции или пулемёта. Их базой являлись серийные модели 303, 309 и 315 с двигателями мощностью 22-34 силы. В общей сложности было собрано 300 кюбельвагенов марки BMW.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Кюбельваген BMW-315 с рядным шестицилиндровым мотором в 34 силы и сиденьями ковшового типа. 1934–1936 гг.

Фирма Wanderer входила в число ведущих изготовителей штабных машин разных классов, отличавшихся обтекаемыми внешними формами и короткими ступеньками на каждый ряд сидений. В середине 30-х она выпускала модель W22 среднего класса с 40-сильным мотором, а в 1937-1939 годах собирала более мощный вариант W23S с передней независимой подвеской, узким кузовом спортивного стиля и непривычными для военных машин объёмными крыльями.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

62-сильный кюбельваген Wanderer W23S с низкорамной несущей платформой и 20-дюймовыми колесами. 1937–1939 гг.

В 1930-е корпорация Daimler-Benz выпускала широкую гамму кюбельвагенов Mercedes-Benz, базировавшихся на шасси массовых легковых машин серий 290, 320, 340 (ССЫЛКА статья № 251 «Неприметные автомобили Великой войны»). Кроме них в 1936-1940 годах в её программу входили специальные кюбельвагены 320WK и 340WK с шестицилиндровыми двигателями мощностью 78 и 80 л.с.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Один из наиболее известных кюбельвагенов Mercedes-Benz 320WK на базе легковой машины серии 320. 1936-1939 гг.​

Их оборудовали глухими тентами с окошками, боковыми дверными проёмами, короткими съёмными дверями и дисковыми колёсами с грузовыми 20-дюймовыми шинами. В общей сложности за тот период собрали свыше четырёх тысяч таких машин.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Самый крупный кюбельваген Вермахта Mercedes-Benz 340WK с боковыми дверями, выпущенный в 42 экземплярах. 1939-1940 гг.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Восстановленный штабной кюбельваген Mercedes-Benz 320WK на фестивале старинной военной автотехники

Одним из немногих кюбельвагенов массового изготовления был вариант Mercedes-Benz 170VK, выпущенный в количестве 19 тысяч экземпляров. Он базировался на шасси легковой модели 170V с мотором в 38 сил, независимой подвеской всех колес и Х-образной рамой из труб овального сечения.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Лёгкий кюбельваген Mercedes-Benz 170VK в исполнении Kfz.2 с радиостанцией на заднем сиденье. 1938-1942 гг.​

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Отреставрированный трёхдверный штабной автомобиль Mercedes-Benz 170VK образца 1938 года с радиостанцией

Одним из самых маленьких кюбельвагенов был доработанный трёхместный вариант Opel Р4 на 23-сильном шасси с кузовом без боковин и радиостанцией. Он предназначался для дорожной военной полиции и поступал в болгарскую армию. Автомобиль весил всего лишь 600 килограммов и развивал скорость 85 км/ч. Параллельно с ним в производстве находилась военизированная легковушка Super-6 с рядной 55-сильной «шестёркой», достигавшая 115 км/ч.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Лёгкая полицейская машина Opel P4 с радиостанцией на заднем сиденье

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Четырёхместный кюбельваген Opel Super-6 в оккупированном Крыму

Фирма Horch специализировалась на самых мощных и дорогих легковых машинах высокого класса. Для военных нужд она выпускала удлиненный кюбельваген 830R с двигателями V8 мощностью 62 и 70 л.с.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Открытый Horch 830R в исполнении Kfz.16 с приспособлением для прокладки телефонного кабеля. 1934-1937 гг.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Тяжёлый пятиместный кюбельваген Horch 830R с 70-сильным двигателем V8 и 20-дюймовыми вездеходными шинами. 1937 год

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Открытый штабной кюбельваген Horch 830R во главе мотоциклетной роты Вермахта. 1940 год

В военной программе фирмы Stoewer («Штёвер») главным кюбельвагеном была модель M12RW, выполненная на стандартном легковом шасси М12 с рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 60 л.с. Она снабжалась открытым кузовом с тентом и задним ящиком-багажником для амуниции и снаряжения. Её скорость достигала 90 км/ч, выпущенное количество – 569 единиц.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Кюбельваген Stoewer M12RW германских ВВС с четырёхместным кузовом и вместительным багажником. 1935-1936 гг.

На практике большинство кюбельвагенов не удовлетворяли военных. К их недостаткам относились крайне плохая проходимость на местности, недостаточная мощность, слабая конструкция шасси и невысокий пробег до ремонта (10 тыс. км). С началом активных боевых действий Германии эти машины начали снимать с производства, хотя они прослужили еще несколько лет.

Кюбельвагены Volkswagen

В 1940 году на смену рядовым кюбельвагенам пришла новая армейская заднемоторная машина Volkswagen-82 («Фольксваген», сокращенно VW-82) с открытым угловатым кузовом, которая со временем превратилась в самый известный и распространенный германский лёгкий штабной и разведочный автомобиль.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Лёгкий кюбельваген Volkswagen-82 принципиально новой конструкции, соперничавший с американским «Виллисом»

История военного «Фольксвагена» была тесно связана с созданием массовой легковой машины Volkswagen-38, известной как «Народный автомобиль». Её разработку Гитлер поручил конструктору Фердинанду Порше, который уже занимался проектированием будущих кюбельвагенов. В марте 1939-го он построил один из первых прототипов Porsche-62 или Volkswagen-62 с упрощенным кузовом и дорожными 18-дюймовыми шинами, обеспечивавшими весьма высокий дорожный просвет.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Предшественник «Фольксвагена-82» – низкопрофильный прототип Volkswagen-62 с несущим основанием. 1939 год

До войны наладить массовый выпуск «народных легковушек» не удалось, и ещё недостроенный одноименный завод был перепрофилирован под выпуск военной машины VW-82. Пробный образец появился зимой 1940-го, опытные версии прошли испытания летом. Их серийный выпуск начался в ноябре, а 20 декабря с конвейера сошла пятитысячная машина.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Предсерийный прототип армейского автомобиля Volkswagen-82 для массового производства. 1940 год

Её главными техническими особенностями являлись оппозитный однолитровый четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 23,5 л.с. с двумя парами противоположных цилиндров. С марта 1943-го применялся 1,1-литровый мотор в 25 сил. Базой автомобиля служило несущее основание с гладким днищем вместо лонжеронной рамы. На нём монтировали независимую рычажно-торсионную подвеску, шестеренчатые колёсные редукторы и самоблокирующийся межколёсный дифференциал, увеличивавшие крутящий момент и повышавшие проходимость.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Серийный Volkswagen-82 для Военно-воздушных сил Германии в базовом исполнении Kfz.1. 1942 год

Кузова получили короткие боковые полудвери, открывавшиеся в разные стороны, пологий клиновидный передок с креплением для запасного колеса и плоский задок с крышкой моторного отсека. Рама лобового стекла откидывалась вперед, а при раскладывании тента в оконные проёмы вставляли рамки со стёклами. Запасные канистры с бензином или водой помещались над моторным отсеком, а шанцевый инструмент развешивался на свободных поверхностях кузова.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Заднемоторный 25-сильный патрульный автомобиль VW-82 в многоцелевом исполнении Kfz.1

Все машины комплектовали в нескольких военных исполнениях: базовый многоцелевой четырёхместный вариант, трёхместная машина с радиостанцией, разведывательный автомобиль и полевая мастерская, отличавшиеся друг от друга компоновкой кузова и комплектацией. Все имели колесную базу 2400 мм, весили 725 кг и развивали скорость 80 км/ч.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

«Колониальный» 25-сильный Volkswagen-82 на широкопрофильных шинах для Африканского корпуса. 1944 год

Предельно простая, непритязательная, экономичная и практичная машина «Фольксваген-82» с утилитарным кузовом заслужила славу самого известного и популярного лёгкого многоцелевого заднеприводного автомобиля Второй мировой войны и своеобразного аналога американского джипа. Он широко использовался на всех фронтах и буквально во всех воинских формированиях, в том числе в качестве трофея служил в Красной Армии и в частях союзников на Западном фронте.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Трофейный Volkswagen-82 на вооружении Красной армии в освобожденной Литве. Июль 1944 года

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Американские солдаты на трофейном кюбельвагене после высадки в Нормандии. 1944 год

Реальная военная обстановка и тяжелые дорожные условия на Восточном фронте привели к модернизации машины, которую безуспешно оснащали всевозможными средствами повышения проходимости. Кроме того, модель VW-82Е получила закрытый кузов от довоенной легковушки, а вариант VW-83 с двухместной кабиной и деревянным кузовом служил для перевозки раненых. О полноприводной версии VW-87 наш рассказ впереди.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Кюбельваген Volkswagen-82E 1943 года с кузовом от малолитражки VW-38 и задними колёсными редукторами

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Машина медицинской службы Volkswagen-83 c кабиной от легковушки VW-38 и деревянным кузовом. 1945 год

Выпуск военных «Фольксвагенов» продолжался до апреля 1945 года. К тому времени в Германии изготовили 101 тысячу кюбельвагенов, из них 50,4 тысячи приходились на Volkswagen-82.

В довоенные времена сходные по конструкции и внешности кюбельвагены местной сборки выпускали «дружеские» страны Европы – аннексированные Австрия и Чехословакия, к которым в 1939-м добавилась Польша. По завершении Второй мировой все эти изобретения канули в вечность.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Австрийский кюбельваген Steyr-250 с тупоносой внешностью, построенный для Вермахта в количестве 1200 штук. 1938-1940 гг.

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Немецкая военная машина гитлера. Смотреть фото Немецкая военная машина гитлера. Смотреть картинку Немецкая военная машина гитлера. Картинка про Немецкая военная машина гитлера. Фото Немецкая военная машина гитлера

Чехословацкая командирская легковушка Tatra-57А с 20-сильным оппозитным мотором и центральной трубчатой рамой. 1937 год

На заглавной фотографии – «африканский» кюбельваген Volkswagen-82 экспедиционного корпуса генерала Роммеля снабжался широкопрофильными шинами, приспособлениями для преодоления барханов и запасными канистрами для бензина и воды.

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *