Незаконная перевозка пассажиров на легковом автомобиле
Сотрудники ГИБДД разъясняют какая ответственность грозит за нарушения правил перевозки пассажиров.
Пассажир – это участник дорожного движения, смежный с водителем и пешеходом, который находится в транспортном средстве, а также входит или выходит из него.
Он обязан соблюдать обязанности, предписанные для него: пассажиры всегда обязаны пристегиваться ремнем безопасности при их наличии в конструкции автомобиля п. 5.1 ПДД РФ; за непристегнутых пассажиров отвечает и водитель и сам пассажир; садиться в машину и выходить из нее можно только со стороны тротуара, если это не возможно, то садиться и выходись со стороны дороги; запрещается выходить из не полностью остановившегося транспортного средства, открывать двери и мешать водителю, водителю также запрещается трогаться, если пассажиры не закрыли двери п.22.7 ПДД РФ.
Наказание за нарушения правил перевозки пассажиров наступает по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ, штраф предусмотрен в размере 500 рублей.
Нарушение пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения – ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ влечет предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Если пассажир не пристегнут, то водителю выписывается 2 штрафа по ч.1 т. 12.29 КоАП РФ и по ст. 12.6 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров не пристегнутых ремнем безопасности, влечет наложение штрафа в размере 1000 рублей.
Если один из непристегнутых пассажиров – ребенок младше 12 лет, в этом случае водителю будет выписано 2 штрафа по ст. 12.6 КоАП РФ – 500рублей, по ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ за перевозку детей в нарушение ПДД штраф 3000 рублей.
Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу, наступает по статье 11.14.2. КоАП РФ:
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Судебная практика по статье 11.14 КоАП
по заявлению индивидуального предпринимателя Кузьмина Александра Сергеевича о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16.10.2017 N 6567 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, а также о признании незаконным ареста транспортного средства,
по заявлению индивидуального предпринимателя Мухаметзянова Айрата Миргалимовича о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 03.03.2016 N 002798 о привлечении к административной ответственности по части 3, 4 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
по заявлению индивидуального предпринимателя Мацько Павла Александровича о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Калужской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.09.2016 N 40 АА 000243 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СпецТрансСервис» на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016 по делу N А40-50944/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СпецТрансСервис» к Центральному Управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 29.02.2016 N 007196 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о признании незаконным ареста транспортного средства,
Как следует из судебных актов, в целях пресечения выявленного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, административным органом применен административный арест принадлежащего обществу транспортного средства.
Незаконные пассажирские перевозки
Кодекс об административных правонарушениях регламентирует:
-деятельность организаций без разрешительных документов (статья 14.1.2 Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей; на юридических лиц – 400 000 рублей.);
-нарушения и наказания, предусмотренные в области перевозок легковыми такси (статья 11.14.1 Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 1 000 рублей; на должностных лиц – 10 000 рублей; на юридических лиц – 30 000 рублей.);
— правонарушения, которые можно совершить в области перевозок любыми видами автотранспорта, осуществляемых по предварительному заказу (статья 11.14.2 Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу. Влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей).
Документ предусматривает не только возможность наложения штрафных санкций и применение дополнительных мер, направленных на обеспечение законности деятельности компаний – перевозчиков и безопасности пассажиров. В качестве дополнительных мер могут применяться: изъятие транспортного средства, ставшего предметом совершенного правонарушения. Процедура изъятия и возможность ее применения регулируются статьей 27.10 (Изъятие вещей и документов) рассматриваемого документа; задержание транспортного средства (статья 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Задержание производится на небольшой промежуток времени до выяснения всех обстоятельств, сопутствующих правонарушению или до полного устранения выявленных недочетов в работе или техническом состоянии транспорта; ограничение деятельности или введение временного запрета на определенный вид деятельности (статья 27.16). Каждое дополнительное наказание должно сопровождаться составлением ряда документов, основным из которых является протокол.
Сотрудники ГИБДД Отдела МВД России по Пластовскому району на постоянной основе готовы осуществлять контроль за незаконными пассажирскими перевозками. Для этого будут проводиться рейду по проверке законности осуществляемых перевозок, технического состояния пассажирского транспорта, наличие необходимой документации.
Если Вам стали известны факты незаконной перевозки пассажиров, сообщите сотрудникам полиции по телефонам: 02, 2-17-87 (дежурная часть, круглосуточно), 2-15-87 – начальник отделения ГИБДД. Возможно, именно Ваша информация предотвратит трагедию.
Начальник ГИБДД Отдела МВД России по Пластовскому району майор полиции А. М. Талышев
Защита прав при перевозках на городском автомобильном транспорте
Транспортное обслуживание населения осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 08.11.2007 № 259), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112).
Решение об открытии, изменении, закрытии, определении вида маршрута регулярных перевозок принимает администрация города, и данную информацию доводит до сведения населения посредством публикации ее в средствах массовой информации и размещения на сайте администрации муниципального образования. Перевозки пассажиров по маршрутам осуществляются с использованием городских автобусов различных типов и категорий, на основании договора об организации перевозок пассажиров и багажа, заключаемым МУ «Транспортное управление» с перевозчиком. Движение транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок производится по расписанию, которое составляется для каждого остановочного пункта маршрута, где предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Нередко пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда по причине транспортных коллапсов, ставших в последнее время частым явлением на дорогах, водители транспортных средств самовольно меняют маршруты, объезжая «пробки» по другим улицам, вынуждая пассажиров пешком (либо пересаживаясь на другой транспорт) добираться до места назначения. Таким образом, нарушаются права пассажиров (потребителей) на получение оказываемой услуги надлежащего качества, предусмотренной ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
Основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются: безопасность выполнения пассажирских перевозок, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок и др.
В последнее время, по причинам тех же транспортных коллапсов, участились случаи остановок транспортных средств на середине дороги, устраивания водителями автобусов гонок, долгих стоянок на остановках в мороз с открытыми дверями, что подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров и нарушает права пассажира на получение оказываемой услуги надлежащего качества, а также и безопасной для его жизни и здоровья.
Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до посадки их в транспортное средство. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Посадка и высадка пассажиров производится только на остановках, остановка по требованию пассажира (в маршрутных такси), должна производиться без нарушения правил дорожного движения. В том числе, перевозчик обязан:
Ответственность перевозчиков за вред, причиненный жизни или здоровью (или имуществу) пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона о «Защите прав потребителей», если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Для того, чтобы определить период перевозки пассажира, в течении которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его имуществу, перевозка пассажира включает в себя период посадки и высадки пассажира в (из) транспортного средства и период в течении которого пассажир находится в транспортном средстве.
На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору (ст.4 вышеуказанного Закона), а потребитель, в свою очередь, имеет право на получение оказываемой услуги надлежащего качества и безопасной для его жизни, здоровья и имущества (ст.7 Закона).
К примеру: Вы воспользовались услугами перевозки в маршрутном такси, данная услуга оказалась ненадлежащего качества, факт заключения договора подтверждается приобретением билета на проезд, следовательно, Вы можете требовать соблюдения Ваших потребительских прав при выполнении услуги. А именно: Вы вправе обратиться в МУ «Транспортное управление» с претензией, где укажете дату, время, номер маршрута (автобуса) и факт некачественной услуги (гонка по улице с опасностью для жизни и здоровья пассажиров, холод в салоне, изменение маршрута (и как следствие причинение убытков в связи с потерей времени, средств), и т.д.
Если же, при оказании услуги причинен вред Вашему здоровью или имуществу, либо вред Вашим близким, то Вы имеете право требования полного возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка услуги (ст.14 Закона о защите прав потребителей, параграф 3 гл.59 ГК РФ), а также компенсации морального вреда (ст.15 Закона ОЗПП, параграф 4 гл.59 ГК РФ). Перед подачей иска в суд пострадавший может написать претензию в адрес компании перевозчика для урегулирования вопроса в досудебном порядке (ст. 39 гл. 7 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 ФЗ № 259). Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в тридцатидневный срок.
Нелегальные перевозчики – угроза вашей жизни и здоровью
«Бомбилы»-нелегалы
Особое внимание необходимо уделить работе легковых такси.
Напомним, что с 2011 года в России действует Федеральный закон №69-ФЗ, которым полномочия по государственному контролю в этой сфере переданы субъектам РФ.
Какие же риски возникают для пассажиров при пользовании услугами «бомбил»?
— Нелегальный перевозчик не проходит ежедневный предрейсовый медицинский осмотр, а значит за руль может сесть нетрезвый водитель или тот, кому противопоказано осуществлять управление транспортным средством;
— Транспортное средство у «бомбилы» не проходит регулярный технический контроль, а значит может иметь неисправности, при наличии которых эксплуатация транспортного средства запрещена;
— Жизнь, здоровье и имущество пассажира, использующего услугами «бомбил», не застраховано, а значит при потере багажа, ДТП и т.д. пассажир не получит возмещение из страховой компании;
— Нелегальный перевозчик не имеет разрешение на деятельность легкового такси, а значит такой водитель и транспортное средство не подлежат постоянному контролю со стороны сотрудников правоохранительных органов, комитета промышленности, транспорта и связи и т.д., а значит деятельность «бомбил» может вскрыться лишь при остановке госавтоинспектором.
— Пассажир, пользующийся услугами «бомбил», никогда не уверен, что доберется до места назначения, а значит, если в дороге произошла поломка или водитель просто отказался от дальнейшей поездки, пассажир не имеет правовых оснований требовать возврата денег или продолжить поездку на другом такси;
— Пассажиру при остановке «бомбилы» сотрудниками правоохранительных органов и изъятии у него транспортного средства не возвращаются денежные средства, при этом у сотрудников полиции отсутствует обязанность обеспечить поездку пассажира на другом транспорте к месту назначения.
Все из перечисленного выше исключено при пользовании услугами официальных перевозчиков.
Автобус не по правилам
По статистике Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом. Нелегальные перевозчики, несомненно, вносят свой вклад.
По данным ГУОБДД МВД России, в авариях с участием автобусов в 2018 году погибли свыше 800 человек и пострадали более 18 тысяч. После крупных ДТП в Чувашии, Воронежской и Тверской областях, Краснодарском и Ставропольском крае, в которых было зафиксировано большое количество жертв, власти Крыма ищут способы повышения безопасности пассажирских перевозок.
Как отмечает начальник отделения технического надзора Управления ГИБДД МВД по Республике Крым подполковник полиции Игорь Головко, граждане сами в первую очередь заинтересованы в том, чтобы пользоваться качественными услугами, чтобы транспорт, в который они садятся, был исправен и отвечал необходимым требованиям безопасности.
Речь идет о прохождении водителем ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, проведении ежедневного технического осмотра транспортного средства опытным мастером, прохождение обязательного ТО каждые 6 месяцев. Для водителей легальных фирм-перевозчиков Закон также предъявляет ряд требований, в том числе водительский стаж не менее 3 лет, ограничение рабочего времени водителя для того, чтобы он не переутомился.
Более того, сотрудники ГИБДД просят, чтобы пассажиры сами сообщали о нарушениях в работе автобусов, а также о перевозчиках-нелегалах на «горячую линию» Госавтоинспекции Республики Крым.
Административная ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.1 КоАП РФ на легковом транспорте, на автобусах 14.1.2 КоАП РФ, кроме штрафных санкций в некоторых случаях предусмотрена конфискация транспортного средства по решению суда.
Лишь с начала августа 2019 года сотрудниками полиции выявлено и задокументировано 3 факта противоправных действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 238 УК РФ. Материалы направлены полицейскими по подследственности в территориальные отделы ГСУ России по Республике Крым.
Крымские полицейские предостерегают граждан: не прибегайте к услугам «нелегалов», пользуйтесь междугородними автобусами, отправной точкой которых являются автовокзалы. Приобретайте билеты в официальных кассах, а также сообщайте в органы внутренних дел о фактах нелегальных перевозок и о нарушениях правил дорожного движения водителями пассажирского транспорта.
В сети интернет очень много объявлений с предложением осуществить поездку по различным маршрутам за отдельную плату с указанием номера телефона и фамилии. Хочется предупредить граждан, размещающих такие объявления, что все подобные сообщения будут проверены на предмет законности оказания услуг и соответствии требованиям безопасности.
Пресс-служба МВД по Республике Крым