Номера для ретро авто
Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х
Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.
Чёрные
Н а переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.
Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.
Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.
Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».
Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.
В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.
Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».
Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.
Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.
Белые
В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.
Ретромашинам дадут свой стандарт
Заслужить звание ретро- или классического автомобиля смогут только те машины, которые имеют оригинальную конструкцию, оригинальные или отреставрированные детали и элементы. Либо новые детали, но изготовленные по образцу оригинала.
Что же касается регистрации таких машин в ГИБДД, то тут порядок остается прежним даже с паспортом ретроавтомобиля. Помимо этого паспорта все равно на машину требуется ПТС или электронный ПТС.
Напомним, что сейчас на машины старше 30 лет не распространяются требования технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. И это понятно. Они не оборудованы ABS, у них совершенно иная оптика, на некоторых машинах нет зеркал заднего вида. Даже 21-я «Волга» не имеет штатных ремней безопасности. Однако это не ставит запрет на их допуск на дороги. Иностранные ретромашины можно ввозить и ставить на учет в Госавтоинспекции. Но если речь идет о единично ввезенных машинах, то потребуется сертификат соответствия безопасности.
Получить его можно в испытательных лабораториях. А без него машину на учет не поставят, и передвигаться по дорогам она сможет только на эвакуаторе. И даже после вступления в силу нового ГОСТа порядок постановки на учет машин в Госавтоинспекции не изменится. Закон о регистрации транспортных средств не предполагает исключений.
Никакой обязательной сертификации всех стоящих на учете машин старше 30 лет проводиться не будет.
Сертификация и получение номеров спец серии для классических автомобилей
Во многих странах, где ретро движение имеет давние корни и более развито есть практика прохождение сертификации и получение спец номеров классическими автомобилями.
Эта процедура с одной стороны дает налоговые послабления владельцам, упрощение прохождения ТО, с другой- накладывает достаточно жесткие органичения по эксплуатации ТС на дорогах, внесения изменений в ТС
На сколько я знаю сейчас такая процедура действует в странах Балтии, Венгрии, Англии
очень не плохо процедура прописана на сайте Рижского мотормузея
, который является тем учреждением, которое проводит сертификацию
Предварительное обращение на получение статуса исторического самохода – по рабочим дням с 9:00 до 16:00.
Порядок присвоения статуса исторического транспортного средства (ИТС).
I. Основные требования:
1. Историческим транспортным средством является механическое транспортное средство, которое:
1.1 должно быть не моложе 30 лет,
1.2 сохранёно и содержится в технически исправном состоянии,
1.3 не используется как ежедневное транспортное средство,
1.4 является частью технического и культурного наследия,
1.5 отвечает международным техническим нормам FIVA (FIVA International Technical Code).
2. соответствие транспортного средства статусу ИТС проверяет, и решение по установлению статуса принимает экспертная комиссия, состав которой утверждает директор Дирекции Безопасности Дорожного Движения.
3. Комиссия является дееспособной, если присутствует более половины её членов. Для повышения качества экспертизы комиссия может приглашать специалистов, имеющих соответствующий опыт и знания.
4. Решение об установлении статуса исторического транспортного средства подготавливается в электронном виде и заносится в государственный регистр транспортных средств.
5. Решение Комиссии с выдачей свидетельства о статусе ИТС (приложение № 1), должно быть вынесено в течение 10 дней после осуществления проверки.
6. статус ИТС предоставляется сроком на пять лет,
7. присвоение статуса ИТС производится в соответствии с прейскурантом, установленным Дирекцией Безопасности Дорожного Движения.
II. Необходимый список документов:
8. Владелец ( держатель) транспортного средства должен предоставить следующие документы:
8.1 Заявление.
8.2 Две фотографии транспортного средства в цифровом формате, где транспорт изображён на однотонном фоне в последовательном порядке:
8.2.1. Автомобиль – под углом 45 ° спереди со стороны водителя и под углом 45 ° сзади с противоположной стороны по диагонали.
8.2.2. Мотоцикл- с левой и с правой стороны.
8.3 Документы, подтверждающие данные технического учёта ( ранее зарегистрированым транспортным средствам необходимо предоставить документ о регистрации, а незарегистрированным транспортным средствам — документ, который подтвердит происхождение транспортного средства или его продажу).
8.4 Документ, удостоверяющий право собственности ( если транспортное средство не было ранее зарегистрированно на имя, которое было указано в заявлении) или документ, удостоверяющий владение транспортным средством.
8.5 В случае необходимости, предоставить документы и информационные материалы, подтверждающие соответствие транспортного средства оригиналу, изменения конструкции и других фактов, необходимых для проведения экспертизы.
8.6 Квитанция об оплате счёта за присвоение статуса ИТС.
III. Процедура экспертизы транспортного средства:
9. Для присвоения статуса ИТС и соответствия определённым требованиям, комиссия проводит следующие действия:
9.1 Сверку технических параметров транспортного средства,
9.2 визуальный осмотр транспорта.
9.3 Заполняет протокол оценки соответствия ИТС, на основании имеющихся документации и осмотра транспортного средства (приложение 2 ),
9.4 оценивает транспортного средства в соответствии с критериями, упомянутыми в пункте 1.
9.5 Принимает решение о присвоении статуса ИТС, которое подписывают все члены комиссии, учавствовавшие в оценке транспортного средства.
Документы для присвоения статуса ИТС, необходимо подать по адресу: Рига, Ейзенштейна 6, Рижский Моторный музей.
Телефон для получения детальной информации по присвоению исторического статуса транспортному средству:
67025888 по рабочим дням с 9.00 – 17.00
цитирую страничку ЗАЗ965 Ялта— надеюсь автор не будет против
Оценку проводил эксперт из МоторМузея. После подачи заявления они изучают справочную литературу, да и без этого он был знаком с «особенностями» «Ялты», уже при первом звонке. Особое внимание уделял аутентичности всех агрегатов/деталей и особенно окраски, рекомендуют не перекрашивать полностью при реставрации, по возможности сохранить оригинальную окраску. Про обивку я и не говорю… ей предстоит очистка «сухим льдом».
Думаю очень полезен опыт тех, у кого культура ретро автомобилей более продвинута и развита.
Всегда стоит изучить чужой опыт и не придумывать велосипед- особенно когда он уже придуман давным давно
Копии номеров СССР и их качество
Хочу вам рассказать о качестве копий номеров СССР, о том из чего и как они делаются.
Сразу хочется отметить, что копии номеров не красят как это делали в СССР, потому что это долго и не оправдано дорого. Вместо краски на основу наносится пленка, наподобие той, что на современных номерных знаках. Материал так же отличается, копии выполнены из алюминия. Более подробно опишу в каждом из 3х типов.
1 тип номеров белые ГОСТ 3207-77
Ниже фото из самого госта
Фотографии готовой продукции
Символы выполнены в строгом соответствии с ГОСТом 3207-77 на высоко технологичном оборудовании. Белая основа это светоотражающая пленка, точно такая же как на современных номерах, только без голограмм rus. Буквы, цифры и контур отпечатаны горячим тиснением, так же как и на современных номерах, тут обычно применяется немецкая технология, о ней вы можете почитать в интернете.
2 тип черные ГОСТ 3207-65
Копии этих номеров вызывают много споров и это не удивительно. Всё потому что на них отличается форма выштамповки. На настоящих номерах она треугольного типа, на копиях она П-образная, проще говоря современная, от сюда и множество споров. И даже доводы что шрифт не соответствует ГОСТу. Однако уверяю что шрифт, а именно, его прорисовка, пропорции и формы взяты именно из ГОСТа 3207-65, они отличаются только выштамповкой.
Еще ввиду того что на алюминий наносится не краска, а пленка, номера можно сделать в 2х вариантах: матовые и глянцевые.
По сравнению с первым типом номеров черные имеют более низкое качество. Это из за того что фон номера черный и отпечатать символы горячим тиснением нельзя. Поэтому белые символы это тоже пленка типа Oracal.
Однако с претензией я столкнулся всего один раз.
На данный момент решается вопрос о качестве белого покрытия. И самое главное об оригинальной формы выштамповки!
С этими номерами все просто, как и с белыми, технология абсолютна та же. Описывать нечего. За исключением рамки, на оригинале она вогнута, но копии выгнута. Размеры букв и цифр взяты с настоящего ГОСТа и выполнены в строгом соответствии!
Остались вопросы? Спрашивайте, по возможности буду отвечать!
На последок несколько фотографий машин с копиями номеров!
С мото номерами все точно так же, то же качество, размеры и т.п.
Спасибо всем кто дочитал до конца!
Наша страница на DRIVE2:
Метки: госномера, номера ссср, ретро номера, гост на номера, черные номера, желтые номера ссср, белые номера ссср, копии номеров, дубликаты номеров, номерные знаки
Комментарии 53
ты используешь магию вне хогвартса!
Черные приобрел бы, только как?
если у тебя сейчас стоит номер ссср но он заржавел или мятый почему незаконно то?
еще делают для выставок, в память о машине например, просто для души, у каждого свои причины.
этого госта сейчас не существует, значит и подделывать нечего
А я как ни старался оставить свои номера ссср их отобрали.(
Очень интересно как удалось это сделать?)
вот на желтых, хоть и сделаны по госту, буквы кажутся слишком маленькими и близкими друг к другу)
нельзя такие комменты писать) коммерческая деятельность запрещена.
А можно сделать номера на бум-для коллекции?
Приобретал у EI-Rey комплект черных номеров мне они понравились качеством исполнения www.drive2.ru/l/8367913/ все очень аккуратно сделано, приятно в руках держать. От оригинала штампом цифр конечно же отличаются. А т.к. они из алюминия, то и вес их раза в три меньше, но для декаротивных целей все очень красиво смотрится. В случае усовершенствования производства рассмотрю вариант приобретения комплекта с треугольным штампом.
А оригинальные комплекты я восстанавливаю по такому алгоритму: www.drive2.ru/l/8459585/
Ребят, а сейчас при покупки авто на старых номерах имею ли я право оставить их при переоформлении авто, новые не хочется.
Нет. Если они тебе так дороги, можешь их не сдавать, типа потерял/скрутили/украли когда машина стояла во дворе. За старые ГРЗ нет наказания.
а ездить с ними если?
какое наказание предусмотрено?
Никакого. За границу просто не выпустят вот и всё.
P.S. говорят, что на старинные номера, штрафы с фото/видео фиксации не приходят.
не, я имел ввиду если номера не твои/свои, а левые но черные ссср
с машины которой уже 30 лет нет
Если использовать для повседневной езды, то 100% «вздёрнут» на бабло.
Сейчас у нас одни на весь город номера на велике) и из метала!
(канечно покрасить можно и поровнее) но для себя и так пойдет)
жду треугольный штамп…
запишите меня в очередь
уже можно заказать и номера будут крашеные, но цена космическая. 7 000р за комплект и по сроком чуть дольше ждать. фото примера к сожалению пока нет!
Сейчас делают копии чёрных номеров и с правильной штамповкой, треугольной
g-a.d-cd.net/461d49as-960.jpg
и не плёнка наносится, а краска, правда белые символы выходят так себе
d-a.d-cd.net/ba1d49as-960.jpg
но зато точная копия практически, а не компромисс.И цена всего 1500 за комплект(по крайней мере была, сейчас хз), за такие деньги можно и самому покрасить.Ну и цифры/буквы любые, по желанию.Делают и комплекты белых номеров, но подороже и качество похоже на то, что здесь(видимо тот же завод»Металлист»в Комсомольске-на-Амуре)
а кто делает черные?
Сейчас делают копии чёрных номеров и с правильной штамповкой, треугольной
g-a.d-cd.net/461d49as-960.jpg
и не плёнка наносится, а краска, правда белые символы выходят так себе
d-a.d-cd.net/ba1d49as-960.jpg
но зато точная копия практически, а не компромисс.И цена всего 1500 за комплект(по крайней мере была, сейчас хз), за такие деньги можно и самому покрасить.Ну и цифры/буквы любые, по желанию.Делают и комплекты белых номеров, но подороже и качество похоже на то, что здесь(видимо тот же завод»Металлист»в Комсомольске-на-Амуре)
я вроде там же сделал за 1000р, тоже «под перекрас». Но штамп нормальный получился
Номерные знаки для классических (ретро) автомобилей
Итак по сути: изменением в ГОСТ введены регистрационные знаки для автомобилей старше 30 лет. Анонсы есть, толковой информации 0. Решил развлечься и полюбопытствовать. Для начала запрос в ГИБДД своей области (Калининградской). Для желающих поддержать почин в других регионах ниже публикую полный текст запроса — остается только дописать в какое подразделение ГИБДД, от кого (адрес, телефон, майл) и подписать. Я планирую отправить обычной почтой, но возможно это же можно сделать и более современным способом.
Запрос
Приказом №302-ст от 26.06.2020 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ утверждено Изменение N 1 ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» с датой введения в действие 4 августа 2020 г.
Пунктом 3.2.6 вышеупомянутого ГОСТа предусмотрены типы регистрационных знаков 23 и 24 для транспортных средств группы 6 (регистрационные знаки для классических (ретро) легковых и грузовых автомобилей).
Постольку поскольку я являюсь собственником классического легкового автомобиля и хочу получить регистрационные знаки типа 23,
Прошу:
Дать разъяснение по комплекту необходимых документов, месту обращения и порядку действий для получения регистрационных знаков типа 23.