Новые белорусские номера автомобилей
Было неправильно? Из-за чего позеленели буквы BY на «номерах» автомобилей
Год назад «номера» на машинах в Беларуси начали зеленеть, например, знаки с буквами и цифрами такого цвета стали выдавать для электромобилей. Однако на машинах появлялись и, казалось бы, привычные «номера», но (внезапно!) с зелеными буквами BY.
Это породило вагон разных версий и теорий: мол, это для автомобилей, оснащенных ГБО, для гибридов и т.д. Недавно читатели снова подняли этот вопрос, и мы решили в нем разобраться.
Все не то, все не так?
В ГАИ ситуацию комментировали так: «Изменение вступило в силу с 1 июля 2020 года, чтобы в более точной степени применить нормы Венской конвенции к нашим СТБ 914-99. Регистрационные знаки стали выпускаться по новому образцу, отпечатанные знаки старого образца (в исполнении BY черным цветом. – Прим. ред.) будут выдаваться в обычном порядке, пока не закончатся».
Из постановления Совмина №1849
Регистрационный знак – это изделие, содержащее индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству, и изготовленное в соответствии с требованиями обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
Особенно примечательна фраза «изготовленное в соответствии с требованиями». Если исходить из ее смысла именно так, как она прописана в законодательном акте, то регистрационные знаки с BY черного цвета обязательным требованиям соответствуют. Но, как оказалось в июле 2020 года, подходят, да не совсем.
Для начала обратимся к СТБ 914-99. В соответствии с документом изображение BY – это отличительный знак Республики Беларусь, наносимый на регистрационный знак черным цветом.
Однако такое цветовое решение не согласуется с Венской конвенцией о дорожном движении от 1968 года, которая была ратифицирована СССР в 1974 году.
Отличительный знак государства регистрации должен помещаться таким образом, чтобы его можно было легко идентифицировать и нельзя было спутать с регистрационным номером и чтобы не могла ухудшиться его удобочитаемость. Поэтому по крайней мере либо цвет отличительного знака должен отличаться от цвета регистрационного номера, либо цвет фона отличительного знака должен отличаться от цвета фона регистрационного номера, либо отличительный знак должен быть четко отделен от регистрационного номера, предпочтительнее соответствующей линией.
Как видим, отличительный знак (BY в нашем случае) должен отличаться от остальных символов на «номере». Поэтому Конвенция разрешает выделять его либо разными цветами, либо на разном фоне, либо четко отделять отличительный знак государства линией, например, как на российских «номерах».
В Беларуси просто изменили цвет отличительного знака BY для транспортных средств, «озеленив» последний, что не противоречит Конвенции. А вот почему в нашей стране решили привести требования по регистрационным знакам в соответствие с Венской конвенцией только год назад – вопрос риторический.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.
Регистрация в РФ и постановка на учет авто из Белоруссии
Как весело провести время или приключения с постановкой Volvo XC90 купленного в РБ, в сентябре 2021 года.
Буду рассказывать исключительно свою историю. И боже упаси вас считать данный пост инструкцией к применению. Все трюки выполнены профессионалами, не повторяйте дома.
Разумеется, ранее я не представлял себе весь процесс и руководствовался исключительно рекомендациями знакомых, плотно занимающихся привозом б/у автомобилей в Минск из США и Европы. С их слов, процедура простая и понятная. Занимает неделю и стоит в районе 1 тыс. долларов под ключ.
Идем по порядку!
Таможенный союз ЕАЭС – Чепчики в воздух! Ура!
Приобретая автомобиль в РБ сегодня «растаможка» как таковая больше не требуется. Мы находимся в едином таможенном союзе и едином таможенном пространстве. Официальной целью создания ЕАЭС является свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами.
На текущий момент в список входят страны: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения.
Однако, для постановки ввезенного транспорта на учет в ГАИ вам потребуется несколько важных документов и устройство ЭРА Глонасс, без которых и госномера не получить и ездить долго не получится.
С 1 января 2015 года в соответствии с планом формирования Единого законодательства, обеспечивающего общие правила оборота продукции на всём пространстве ЕАЭС (Таможенного союза), вступил в силу новый технический регламент 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», который утверждён комиссией Таможенного союза по Решению №877 от 9 декабря 2011 года.
Главная бумажка. Свидетельство СБКТС
Это официальный документ, выдаваемый в установленном порядке и подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств», который необходим при ввозе колёсных транспортных средств на территорию Таможенного союза ЕАЭС.
В Белоруссии из документов на авто я получил:
1. Техпаспорт,
2. Счет-справку,
3. Договор комиссии,
4. «Бриф» из страны ввоза автомобиля, в моем случае США.
Никаких ПТС и прочей лабуды в РБ не предусмотрено.
Машина была заранее снята с учета в РБ и передана мне собственником с бумажными транзитными номерами. По регламенту у меня есть около 20 дней чтобы поставить такой автомобиль на учет. В этот период я могу перемещаться с транзитами и совершенно не беспокоится о камерах.
Главное не забыть, что при пересечении границы союзного государства надо сделать грин карту, прямо на местной таможне (подобие ОСАГО для транзитных авто). Я успешно забыл это сделать и приехав в Москву, покатавшись чуть-чуть, поставил машину в детейлинг студию, загрузив ребят работой так что бы никому не было обидно.
В Москве я приступил к поиску конторы которая поможет с оформлением всех бумаг. Предложения с авито в духе «Мамой клянусь, недорого поставим ваш авто на учет за 3 дня, номер карты пришлем ватсапом», категорически не рассматривались.
После анализа рынка этой услуги я определил средний диапазон:
Комплект «кнопки» Глонасс – 20-53 тыс. руб. (без стоимости установки);
Сертификат СБКТС – 20-35 тыс. руб.;
Утилизационный сбор – 15 тыс. руб.;
Электронный ПТС – 7 тыс. руб.;
Выбрал на мой взгляд самую приличную контору. Офис, договор, официальная оплата. По условиям, в срок 10 дней я должен получить желанные бумаги. В итоге мой комплект вышел на сумму 110 тыс. руб.
Выбирая из наличия комплектов, я остановился на УВЭОС Эра-Глонасс, с самой компактной кнопкой. Как и все что видел, она менее уродская, но я абсолютно не представляю как вонзить это чудо инженерной мысли в интерьер Volvo XC90 II. Этому будет посвящен отдельный пост.
Прошли 10 дней. Весь затык случился с получением Сертификата. Со слов руководителя конторы, лабораторий проводящих экспертизы на коммерческой основе в Москве всего две. Официальные бланки СБКТС, которые выдает надзорный орган закончились, а новые поступят со дня на день.
Ждем дальше. Звоню каждые два дня, треплю нервы. Работ в детейлинг студии пришлось прибавить. Еще 10 дней. Результатов нет. Как выяснилось потом, в эти лаборатории пришла проверка и несколько тысяч выданных сертификатов надо подтверждать и предоставить для каждой экспертное заключение. На той стадии, отчитались только за несколько десятков. Похоже им предстоит много работы теперь.
В итоге с горем пополам, найдена третья контора, в ближайшем Подмосковье, где на тот момент были вожделенные бланки. Как я понял, этот экспертный центр в основном занимается коммерческой и строительной техникой и ребята явно были сильно удивлены моему визиту.
Экспертиза заняла около часа. Машину измеряли, взвешивали, снимали на видео и фото. Вылет колес, расстояние от ПТФ до земли, цвет фонарей и черт его знает что еще. Часть аттракциона не застал, отходил перекусить в местное кафе. Но по итогу какая-то зараза, в попытке ковбойским жестом снять крышку с мотора, подорвала мягкий край (обнаружил позже).
В процессе согласования, заметил что машине 2018 года, с мотором 6 класса экологии, экспертами присвоен 3 класс. Для справки, это трактора на солярке. Возмутился, звонил, ныл, угрожал расправой, поправили на 5-ый. Спасибо и на этом.
В результате Сертификат безопасности был готов на третий день. Дальше все просто. Оплачивается утиль-сбор, пошлина за электронный ПТС и вуаля, можно ехать в ГИБДД на получение номеров.
На момент получения бумаг, краем уха слышал, что в Москве закончились комплекты Глонасс. Из за пресловутой нехватки чипов (мать его) люди вперлись в новую напасть. Так что будем считать, что я отделался легким испугом.
Зачем это все было нужно? XC90 в Америке или Европе другие? Нет. На руки выдали пачку стрёмных бумажек с номерами и убогую кнопку SOS. За «сотку» могли бы кубок вручить, за участие в чемпионате «Лох не мамонт», ну или вымпел какой.
В итоге, могу сказать только одно. Конкурсы интересные и тамада веселый. Уверен, сделать тоже самое своими силами без привлечения сторонних компаний не составит большого труда, но проверять на своей шкуре весь цинизм бюрократической машины я не решился.
О белорусских номерах машин
На дорогах России все чаще встречаются автомобили с белорусскими номерами. Поэтому интересно узнать, какую информацию могут представить белорусские номера машин.
Все номера делятся на следующие категории:
Специальные знаки рассматривать не будем, остановимся на общих. Все знаки делятся на однорядные и двухрядные. Они совершенно равноправны, просто двухрядные номера делают для машин американского и советского производства для удобства монтажа.
Индивидуальные знаки стало возможным заказывать за деньги. Они состоят из 8 или менее цифр и латинских букв в любой последовательности, например, SIDORUCK.
Преимуществ в движении это знак не дает, а служит лишь для удовлетворения эстетических запросов и тщеславия владельца.
Какая информация содержится в государственном номере Беларуси
Рассмотрим обычный номерной знак.
По этой последней цифре можно определить номер региона:
1. Брестская область.
5. Минская область (кроме самого Минска).
6. Могилёвская область.
7. Вот это уже сам Минск.
0. Минобороны, Государственный пограничный комитет, войска МВД.
Езда в РФ с государственными номерами Беларуси
Россия и Беларусь — участники Таможенного союза, поэтому автомобили, растаможенные в Беларуси, россиянам разрешено покупать свободно и дополнительной растаможки не требуется. Однако каждый год меняется законодательство и поговаривают, что скоро машины старых экологических классов привозить из-за границы станет невыгодно. Гражданин Беларуси может на своей машине совершенно свободно приезжать в Россию и ездить 12 месяцев, а далее обязан убыть на родину.
При себе необходимо постоянно иметь таможенные документы о пересечении границы.
Гражданин России также свободно может пользоваться личной машиной с белорусскими знаками, однако необходимо следующее:
Особенности въезда и выезда
Часто задаваемые вопросы
Правда ли, что на автомобили с белорусскими номерами не приходят штрафы за превышение скорости?
Да, это правда! Система рассылает штрафы пока что только российским владельцам. Но вот стоит ли злоупотреблять этим — решайте сами, так или иначе информация может сохраниться…
Правда ли, что если поставить машину под запрещающий знак, то штраф не придет?
Да, за нарушение правил парковки штрафы, выписанные с помощью фотофиксации, белорусским владельцам не приходят.
Правда ли, что не нужно ОСАГО?
Неправда. В любом случае придется покупать белорусский полис ОСАГО и Грин карту. Минимальный срок, на который оформляют Грин карту, — 15 дней, максимальный — 1 год.
Выводы
Специально покупать машину с белорусскими номерами, чтобы сэкономить деньги на налогах, штрафах и страховках, бессмысленно, экономически неэффективно. Все лазейки в законодательстве постепенно фиксируются, и эксперты полагают, что в ближайшее время будет международная база нарушений Правил дорожного движения.
С другой стороны, граждане Беларуси могут свободно въезжать в нашу страну на своем автомобиле и ездить целый год.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
ГИБДД может начать облавы на авто не только с армянскими, но и белорусскими номерами
В последнее время много шума в прессе наделала история вокруг ГИБДД и «армянских номеров». Полиция начала в массовом порядке тормозить авто с такими номерными знаками и отправлять на штрафстоянку за езду на машине, не зарегистрированной в России.
Если вкратце, то история очень проста. Россия, Беларусь, Казахстан Киргизия и Армения входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Благодаря этому, гражданин, скажем, России может купить в любой из стран, входящих в эту организацию, автомобиль и беспошлинно провезти его через границу домой. Точно также любой армянин может купить «тачку» у нас и беспошлинно уехать на ней на родину.
Но поток подобных авто до последнего времени шел в одну сторону — из Армении в Россию. Это было выгодно по ряду причин. Там они дешевле стоят, транспортный налог там ниже, да и российские полицейские камеры штрафуют «армян» далеко не всегда. Сплошной профит, как говорится. Не даром эту «фишку» просекли порядка 300 000 российских автовладельцев, до последнего времени прекрасно себя чувствовавших за рулем авто с армянскими номерами.
Этому счастью до поры до времени не мешало даже то, что законодательство ЕАЭС утверждает: ввозить машины из Армении в Россию беспошлинно можно, а вот пользоваться ими тут без уплаты таможенных платежей разрешено лишь гражданам Армении.
На практике, большинство пользователей «армянских номеров» имеют гражданство России. Несколько сотен тысяч нерастаможенных машин и практически столько же безнаказанных нарушителей российских ПДД, сидящих за рулем этих транспортных средств, видимо переполнили некую чашу терпения властей и полиции была дана команда «фас».
На дорогах начались облавы на авто с армянской регистрацией. Если патрульный ДПС выясняет, что за рулем не гражданин Армении, а россиянин, ему выписывают штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.3 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство». А машину, как не имеющую российских госномеров, отправляют на штрафстоянку.
В Беларуси вводятся «транзитные» автомобильные номера нового образца.
Новый образец временных номерных знаков для транспортных средств вводится в Беларуси. Соответствующее постановление МВД было опубликовано 6 января на Национальном правовом интернет-портале.
Примечания:
1. Размер — 520×110 мм.
2. «ВА» — серия.
3. «9886» — номер.
4. «ВР» — временный допуск к участию в дорожном движении.
Новый регистрационный знак визуально отличается от старого образца 2009 года. Привычную букву «Т» по центру заменила аббревиатура «ВР» — временный допуск. Кроме того, вместо серии «АВ» вводится серия «ВА».
Отмечается, что временные номерные знаки должны быть установлены на «произведенном или реализуемом транспортном средстве изготовителем, продавцом или приобретателем транспортного средства до начала его участия в дорожном движении в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства для установки регистрационных знаков».
Сдавать временные знаки надо будет после государственной регистрации автомобиля.
Сведения о выданных временных номерных знаках будут храниться не менее трех лет.
Напомним, ранее в Беларуси действовали регистрационные номерные знаки для транспортных средств, временно допущенных к участию в движении образца 2009 года: так называемые «транзитные номера» на автомобилях, не поставленных на учет в ГАИ по месту проживания владельца.
Постановление начнет действовать с 14 февраля 2016 года.
Всех в Новым Годом и наступающим Рождеством!