Нужен ли медосмотр водителю на легковой автомобиль
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
О необходимости медосмотра водителям легковых автомобилей, используемых для собственных нужд организации
Автомобиль служебный, арендованный, должность работника – водитель, водитель осуществляет перевозку сотрудников и руководства организации
Вопрос:
Необходимо ли организации проводить медосмотры водителям легковых автомобилей, используемых для собственных нужд?
Ответ юриста
Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абз. 6 ст. 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Предусмотрены, в частности, следующие виды обязательных осмотров водителей:
1) предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);
2) периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);
3) предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Указанные медосмотры проводятся за счет средств работодателя (абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). На период их прохождения за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 185, абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей
До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей
Правила их проведения определены в разд. I, III Порядка проведения медосмотров работников.
Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 1 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.
Если вы осуществляете перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ).
Правила проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров определены в Порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей (КонсультантПлюс, 2019)
Таким образом, организация должна проводить медосмотры (предварительный, периодический, предрейсовый и послерейсовый) в отношении водителей легковых автомобилей, используемых служебный автомобиль для собственных нужд (для перевозки сотрудников и руководства организации).
Подборка документов:
Вопрос: Обязательно ли проводить медицинский осмотр персонального водителя директора организации, который перевозит только его? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Ростовской обл., 2018)
Вопрос: Необходимо ли организации проводить послерейсовые медосмотры водителей, если она осуществляет только перевозку работников с работы и на работу? (Консультация эксперта, 2019)
Готовое решение: Как организовать периодические медосмотры водителей (КонсультантПлюс, 2019)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июнь 2019 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данная консультация прошла контроль качества:
Закрепление за работником служебного автомобиля для рабочих поездок не обязывает его проходить предрейсовый медосмотр
ambrozinio / Depositphotos.com |
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ разъяснили, что трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от трудовой функции, которую он выполняет. При этом само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2013 г. № 33-9894).
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС, за исключением водителей, управляющих ТС, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ).
При этом эксперты отметили, что в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем ТС признается любое лицо, управляющее ТС и имеющее на это специальное право, что означает обязанность юрлица и ИП, эксплуатирующих на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т. п.) транспортные средства, организовывать проведение предрейсовых медосмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.
В свою очередь, трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса). Условие о трудовой функции подлежит включению в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В этой связи эксперты полагают, что в случае если управление автомобилем является обязанностью работника, работодатель обязан организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров, и работника следует считать водителем для целей Закона № 196-ФЗ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Если же работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то и обязанностей по проведению предрейсового медицинского осмотра у работодателя не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 июня 2015 г. № 15АП-6441/15, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2017 г. № Ф09-3915/17.
Вместе с тем фактическое исполнение работником функции по управлению автомобилем работодателя при отсутствии в трудовом договоре (должностной инструкции) прямого упоминания об этой обязанности, не освобождает работодателя от необходимости проводить предрейсовые медосмотры, а работника – от прохождения таких осмотров (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 18-АД16-173).
Кроме того, как отметили эксперты, существует и такая практика, когда суд признал правомерным привлечение работодателя к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в ситуации, когда автомобилем работодателя управлял сотрудник, которому автомобиль был предоставлен лишь в качестве средства передвижения (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22 декабря 2016 г. № 12-309/2016).
Эксперты также напомнили, что факт перевозки пассажиров, а также опасных грузов является основанием для проведения и послерейсового медицинского осмотра (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Станут ли медосмотры и техосмотры обязательными для сотрудников, не являющихся водителями, но использующих транспорт компании в служебных целях?
Управляющий партнер юридической фирмы BLS
специально для ГАРАНТ.РУ
В последние 2-3 года в моей практике одной из самых «популярных проблем» стала так называемая автомобильная тема. История этого вопроса такова: инспекторы ГИТ в ходе плановой проверки пытались найти в должностных обязанностях медицинских и торговых представителей, а также менеджеров, которые пользуются корпоративными автомобилями, функции водителей и, следовательно, признать их водителями. Подобные дела практически всегда приводили к судебным разбирательствам (например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22 декабря 2016 г. по делу №12-309/2016). Даже когда удавалось отстоять интересы бизнеса, попытки привлечь к ответственности работодателей не оставлялись.
Случаи привлечения работодателей к административной ответственности за отсутствие периодических, предрейсовых и послерейсовых осмотров, а также за непроведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, в практике есть. Напомню, что в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП штраф за одно нарушение для юридического лица в таком случае составит от 110 тыс. до 130 тыс. руб. Позиция надзорных органов базируется на том, что законодательство четко не регулирует вопросы осмотров работниками, если они используют корпоративные автомобили, например, для поездок к партнерам или клиентам. С другой стороны, вопросы эксплуатации автопарка, в том числе требования по охране труда и безопасности движения однозначно закреплены только в сфере профессиональной деятельности автомобилей. То есть для сотрудников автотранспортных, логистических и аналогичных компаний, специально взятых на работу в качестве водителей.
Когда изменения в законе, касающиеся проведения предрейсовых медосмотров сотрудников и техосмотров автомобилей для всех компаний, имеющих автопарк, произойдут, тогда появится четкое требование Трудового кодекса, а значит, не будет поводов для «вариаций на тему». Сегодня, увы, этот вопрос в правовом поле не решен, хотя прямого указания на это требование в законе нет. Отсюда и возникает вероятность разных трактовок инспекторами ГИТ. Сейчас, например, их заключения опираются на нормы ПДД и Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ). Так, в соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), водителем считается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством. А на основании ст. 2 Закона № 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или предпринимателя.
Логика инспектирующих органов проста: менеджер управляет транспортным средством, делает это в качестве работника – следовательно, его можно считать водителем. Конечно, нельзя сказать, что ГИТ гарантированно признает ваших сотрудников водителями, но риск существует, и он значителен. В такой ситуации очень многое зависит от грамотно выстроенной защиты. Другими словами, речь идет об аргументированности вашей защиты. Например, весомым доводом будет корректное указание на то, что речь должна идти о нормах трудового законодательства и о нарушениях в нем. Соответственно, исходить надо из того, что говорит о водителях трудовое право. Кроме того, можно ссылаться на другие нормативные акты, которые могут касаться конкретной отрасли или сферы деятельности компании.
Еще более важно своевременно скорректировать внутренние документы компании. Цель подобных действий одна – не иметь в локальных нормативных актах признаков того, что сотрудники на корпоративных автомобилях признаются водителями. Даже один намек в каком-либо документе позволит надзорным органам сделать свой неблагоприятный вывод. Допустим, если в должностной инструкции менеджера по продажам или торгового представителя будет указана обязанность перевозить грузы, в должностной инструкции помощника – встречать и провожать руководителя в аэропорт и т.д.
Если в компании есть «собственный гараж» (я не имею в виду именно транспортные и логистические организации, а любые компании, где есть автомобили – фармацевтические, торговые и т.д.), надо внимательно проанализировать политику компании по управлению корпоративными автомобилями. Такой документ обязательно должен быть. Именно в нем, в первую очередь, встречаются признаки водителя. Откорректировав этот и другие документы, компания снимет риски признания различных специалистов водителями и решит другую задачу – подготовит обоснование для защиты в суде, если ГИТ все же останется при своем мнении. Естественно, я говорю о своевременных изменениях, а не о хаотичных действиях после того, как инспектор уже вручил предписание. Когда нарушение зафиксировано, действовать приходиться по ситуации, а тут предсказывать сложно. Но у вас должна быть возможность обратиться в суд и оспорить заключение инспекции. Наличие документов и правильные формулировки – это, пожалуй, единственное правильное и законное решение, которое может быть для работодателя.
Практика по вопросам использования автомобилей может скоро серьезно измениться не в пользу бизнеса, а значит, можно предположить ужесточение позиции контролирующих органов. Это связано с тем, что 21 декабря 2018 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В нем, в частности, говорится, что требования закона станут обязательными не только для транспортных организаций, но и для всех компаний, которые эксплуатируют автомобили. Следовательно, любое предприятие, у которого есть свой автопарк, даже если в аренде или лизинге, будет обязано соблюдать новые правила. А среди них, в соответствии со ст. 20 Закона № 196-ФЗ, в том числе:
Кроме того, если сотрудник на служебном автомобиле перевозит пассажиров, например, коллег в аэропорт, к клиенту, придется соблюдать и дополнительные нормы. В частности потребуется:
Чтобы свести к минимуму риски и исключить необходимость подобных процедур, я рекомендую следующее.
Во-первых, внутренними политиками компании запретить менеджерам и представителям компании перевозить пассажиров и грузы на корпоративных автомобилях. Не забыть при этом внести изменения в их должностные инструкции. Во-вторых, организовать проведение предварительных и периодических медосмотров работников до выдачи автомобиля. Также стоит определить ряд обязанностей, связанных с использованием транспорта, например, запретить использовать автомобиль при наличии определенных неисправностей, предусмотреть порядок и сроки техобслуживания. Это, например, можно закрепить во внутренней политике по управлению корпоративными автомобилями. Еще один вариант выхода из ситуации – перевод сотрудников на дистанционный труд. Это избавит от проведения медосмотров, так как в соответствии со ст. 312.3 ТК РФ данная категория работников их не проходит. Но обратите внимание, что перевести на дистанционную работу можно только тех, кто работает удаленно (вне места нахождения организации и филиала, вне стационарного рабочего места) и использует для связи с работодателем Интернет.
И все же ожидания, не так страшны, как может показаться на первый взгляд. Самый простой и эффективный способ разобраться и решить, что надо делать, а что – нет, это провести аудит внутренних документов компании. Это позволит выяснить, есть ли в них признаки работы водителей, а значит, лучше подготовиться к нововведениям. Время еще есть!
Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году
Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.
Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.
Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.
Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей
Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей
Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:
ВНИМАНИЕ! Согласно абз.3 ст. 213 ТК РФ время проведения обязательных медицинских осмотров включаются в рабочее время сотрудника. Например, водитель согласно трудовому договору работает с 8:00 до 17:00. Предрейсовый медосмотр занимает у него 20 мин. То есть приступить к трудовым обязанностям он должен в 8:20.
Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:
По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:
В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.
О том, как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров, вы можете узнать, получив пробный бесплатный доступ к К+.
Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей
Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация:
Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.
Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Итоги
Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:
Важное про путевые листы: заполнение, медосмотры, штрафы, ошибки
С путевыми листами у владельцев и бухгалтеров автопредприятий всегда возникает много вопросов. Мы собрали полезные статьи от экспертов Контура в одну подборку, чтобы вы разобрались в спорных моментах при ведении учета путевых листов и ГСМ, а также избежали ошибок и штрафов.
Из этой подборки вы узнаете:
Как заполнять путевой лист по-новому
В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Новые правила прописаны в Приказе Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Например, в путевых листах появился новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке». А в графе «Сведения о транспортном средстве» теперь нужно указывать марку транспортного средства и прицепа, а не только тип и модель.
Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Его можно разработать самим или доработать унифицированные формы, но учитывайте, что все обязательные реквизиты в нем должны быть.
Путевые листы для всех видов транспорта
Для каждого вида транспорта нужен определенный путевой лист. Например, владельцы автобусов необщего пользования берут за основу путевой лист № 6 спец, рейсовых — путевой лист № 6.
Компании, которые владеют служебными легковушками и такси, создают путевые листы на основе форм № 3 или № 4 либо проектируют их с нуля.
Для спецтранспорта форма путевого листа зависит от того, чем пользуется компания: автовышкой, пожарной машиной, автокраном, автобетоносмесителем или другим авто. А также какие реквизиты отмечает для контроля расхода топлива, как регистрирует работу водителя и взаимодействует с заказчиком.
Формы путевых листов грузовиков содержат отрывные талоны. С их помощью заказчику выставляют счет за услуги. Путевой лист выписывают для каждого грузового автомобиля и на всех водителей, которые за ними закреплены. Если на дальних перевозках работают сменщики, то в путевом листе указывают обоих водителей.
Ошибки в путевых листах
В путевом листе нужно фиксировать сразу несколько факторов: расход топлива транспорта, данные об обслуживании автомобиля, маршрут движения и многое другое. При таком объеме информации легко допустить ошибку. А это значит, получить искаженную информацию об основных показателях работы транспорта для бухгалтерского и налогового учета. Самые популярные ошибки в путевых листах: отсутствие конкретных отметок, расшифровок или незаверенные данные.
Штрафы: цена ошибки в путевом листе
От 500 до 100 000 рублей могут заплатить должностные, юридические лица и ИП за отсутствие путевого листа или ошибку в нем. Например, если водитель во время дорожного рейда не предъявит инспектору ГИБДД путевой лист, то компания и сам шофер могут получить штраф в размере 500 рублей или обойтись предупреждением (ст. 12.3 КоАП РФ). А если в путевых листах не будет отметки о медицинском или техническом осмотре, то проверяющий и вовсе может выписать штраф на 30 тыс. рублей.
Как оформить медосмотр водителей без нарушений
Проводить предрейсовый медосмотр нужно для водителей, которые числятся в штате организации (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ) или постоянно пользуются служебным автомобилем (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Медосмотр показывает, есть ли у водителя проблемы со здоровьем и может ли он безопасно для других участников движения отправляться в рейс. Проводить медосмотр автопредприятие может на базе больницы либо на своей территории. В каждом случае нужно соблюсти ряд важных правил.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.