Нужна ли эра глонасс при регистрации авто
Продажа автомобилей без системы ЭРА ГЛОНАСС с 22 сентября 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 января 2017 года все автомобили, выпускаемые в обращении на территории России (и Таможенного союза), должны оборудоваться устройством или системой вызова экстренных оперативных служб (ЭРА ГЛОНАСС).
В данной статье речь пойдет о том, что до конца 2021 года автомобили допускается выпускать в обращение без системы ЭРА ГЛОНАСС. То есть, если Вы планируете купить новый автомобиль до конца текущего года или в начале следующего года, когда еще будут продаваться машины этого года, то может оказаться, что тревожной кнопки в этом автомобиле не будет. Разберемся, что делать в этом случае.
Информация о нормативном документе
2021.09.10 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.08.2021 N 101 «О внесении изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877» опубликовано на официальном сайте ЕАЭС 23 августа 2021 года. Документ вступает в силу 22 сентября 2021 года.
Выпуск в обращение без системы ЭРА ГЛОНАСС
3.2.5. До 31 декабря 2021 г. включительно допускается не оснащать устройством или системой вызова экстренных оперативных служб транспортные средства (шасси) категорий M1, M2, M3, N1, N2 и N3 (за исключением транспортных средств для перевозки опасных грузов и транспортных средств, специально предназначенных для перевозки детей), которые изготовлены на таможенной территории Евразийского экономического союза и в отношении которых действуют одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).
Данный пункт говорит о том, что до конца 2021 года допускается не устанавливать устройство или систему вызова экстренных оперативных служб на транспортные средства, с учетом следующих особенностей:
1. Пункт 3.2.5 распространяется на все категории транспортных средств: автобусы, грузовики, легковые машины. Однако есть и два исключения, для которых тревожная кнопка остается обязательной: транспорт для перевозки опасных грузов и транспорт для перевозки детей.
2. Пункт 3.2.5 распространяется только на транспортные средства, изготовленные в Евразийском экономическом союзе (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация). Для автомобилей, ввозимых из прочих государств, тревожная кнопка остается обязательной.
3. Пункт 3.2.5 распространяется только на транспортные средства, для которых действует ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Если какая-то марка выводит на рынок новую модель и получает для нее новый ОТТС, то для этой модели тревожная кнопка является обязательной.
Примечание. В настоящее время нет точной информации о том, почему именно законодатели решили отказаться от установки тревожной кнопки во второй половине 2021 года. Однако можно предположить, что в настоящее время существует дефицит подобных устройств. И чтобы не останавливать производство автомобилей введено рассматриваемое сегодня исключение.
Что делать, если в автомобиле отсутствует тревожная кнопка?
Отсутствие в автомобиле устройства для вызова экстренных оперативных служб является довольно серьезным недостатком. Ведь именно система ЭРА ГЛОНАСС позволяет получить выплаты по ОСАГО в размере до 400 000 рублей при самостоятельном оформлении ДТП. Также тревожная кнопка позволяет самостоятельно оформить ДТП при наличии разногласий водителей.
Так что устройство ЭРА ГЛОНАСС является довольно полезным для водителя.
Перейдем ко второму абзацу пункта 3.2.5:
Указанные транспортные средства (шасси) должны быть дооснащены устройством или системой вызова экстренных оперативных служб изготовителем транспортного средства (шасси) до 30 июня 2022 г.
Данный пункт говорит о том, что если автомобиль выпущен в обращение во второй половине 2021 года и у него нет тревожной кнопки, то он должен быть дооснащен этой кнопкой до 30 июня 2022 года. Причем дооснащение должно быть произведено изготовителем автомобиля.
Скорее всего, на практике это будет выглядеть так. По мере появления запчастей автодилеры будут обзванивать покупателей автомобилей и предлагать им приехать в сервисный центр для установки системы вызова экстренных оперативных служб. Так что покупатели в итоге должны получить автомобили со всеми заявленными функциями.
Естественно, для этого придется дождаться появления комплектующих и потратить время на посещение дилерского центра. То есть минусы будут и для покупателей.
Кроме того, нормативный документ ничего не говорит по поводу того, должна ли установка устройства вызова экстренных оперативных служб быть платной или бесплатной.
Особенности покупки автомобиля без системы вызова экстренных служб
Рассмотрим третий абзац пункта 3.2.5:
Реализация таких транспортных средств (шасси), выпущенных в обращение с даты вступления настоящего Решения в силу до 31 декабря 2021 г. без устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, осуществляется при условии обязательного информирования потребителей о необходимости дооснащения транспортного средства (шасси) устройством или системой вызова экстренных оперативных служб и указания в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства) соответствующей информации.
Во-первых, при покупке автомобиля без системы ЭРА ГЛОНАСС покупатель должен быть проинформирован о том, что нужно дооснастить автомобиль такой системой.
Во-вторых, в электронный ПТС автомобиля вносится информация о том, что устройство вызова экстренных оперативных служб отсутствует.
Если же выбора нет и Вам предлагают только автомобиль без ЭРА ГЛОНАСС, то не забудьте дооснастить автомобиль указанной системой до 30 июня 2022 года.
Развеиваем мифы об ЭРА-ГЛОНАСС
Автомобильный рынок только начал приходить в себя и постепенно привыкать к стагнации, как его вновь скрутили в бараний рог и обязали всех производителей к оснащению системы ЭРА-ГЛОНАСС. Так, с 1 января 2017 года автопроизводители обязаны оснащать все выходящие на российский рынок автомобили системой ЭРА-ГЛОНАСС. Первым испытателем данной системы стала LADA Vesta, а затем все серийные LADA XRAY.
Казалось бы, автомобильные компании совместно с правительством воплощают такой масштабный, дорогой и сложный проект для спасения жизни людей, попавших в ДТП. И с точки зрения безопасности — это правильный шаг и само по себе благое дело. Но почему СМИ и автомобильное сообщество так дико заволновалось, обсуждая и затрагивая только негативные стороны этого нововведения? Не на пустом ли месте паника? Будем разбираться.
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?
Прошло уже достаточно времени с момента введения данной системы в работу, но пока не все автовладельцы понимают принципы действия, назначения и перспективы.
Разберем дословно аббревиатура ЭРА — это Экстренное Реагирование при Авариях. ГЛОНАСС — российская спутниковая система навигации. Изначально система имела военное предназначение. Аналог американской GPS.
ЭРА-ГЛОНАСС — система экстренного реагирования при авариях. В случае чрезвычайной ситуации она мгновенно считывает местоположение машины и оперативно передает данные о происшествии экстренным службам. Помимо координат система передает такие данные, как время аварии, тяжесть последствий и VIN- номер транспортного средства. Также данные о количестве пристегнутых ремней безопасности для того, чтобы определить количество жертв.
В случае происшествия водитель может и самостоятельно связаться с оператором экстренной службы. Первый такой случай был зафиксирован в феврале, когда в Подмосковье на автомобилиста упало дерево, а мобильный телефон не работал.
Кнопка экстренного вызова с надписью SOS находится в блоке у салонного зеркала заднего вида. Другие элементы системы размещают так, чтобы в случае сильного ДТП она продолжала бесперебойно работать, поэтому размещают в наиболее безопасных местах. В некоторых моделях устройства даже дублируют. Например, под водительским сиденьем Nissan Murano можно обнаружить дополнительный динамик.
На данную систему возлагают большие надежды. ЭРА-ГЛОНАСС начали массово и оперативно внедрять для того, чтобы существенно сократить число жертв, попавших в крупные аварии. В сложных экстренных ситуациях, когда речь идет о спасении человеческой жизни, каждая минута на счету. Печальная статистика показывает, что количество жертв возрастает в связи с тем, что скорая помощь приезжает на место ДТП с опозданием, и ей остается лишь зафиксировать факт смерти. А если бы появилась возможность чуть раньше оказать первую мед. помощь и спасти пострадавших от потери крови и болевого шока…
”НИС ГЛОНАСС” ( системный интегратор наиболее крупных проектов внедрения технологий ГЛОНАСС в России) заявляет, что благодаря ЭРА-ГЛОНАСС существенно сокращается время ожидания помощи при авариях, как минимум на 30%, что позволяет ежегодно спасать более четырех тысяч человек.
В мае операторы ЭРА-ГЛОНАСС зафиксировали юбилейный тысячный вызов. В данном случае речь идет о реальных обращениях, которые потребовали оперативного реагирования. Специалисты отметили, что постепенно число ложных вызовов сокращается: так, если в 2016 году на вызовы, при которых действительно требовалась помощь, приходилось только 0,3% общего числа, то с начала 2017 года — 0, 85%.
МИФ 1 Не везде есть сотовая связь, поэтому система ущербна
Большая территория России не обеспечена сотовой связью. Нет мобильной связи — нет будет и помощи. И внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС, якобы, очередное необдуманное действие власти. Сначала нужно обеспечить мобильной связью, а затем постепенно переходить на систему экстренного реагирования.
По последним исследованиям Роскомнадзора больше половины территории России покрыта сотовыми сетями. Для передачи данных используется каналы сотовой связи “большой тройки” операторов. Число абонентов сотовых компаний уже давно превысило число граждан РФ. К тому же процент аварий в густонаселенных пунктах значительно больше, чем, например в тайге или тундре. И зачастую самые страшные аварии происходят в ночное время суток и в плохие погодные условия. И здесь речь идет уже о секундах, в течение которых можно успеть спасти чью-то жизнь.
МИФ 2 Без инфраструктуры невозможна реализация системы ЭРА-ГЛОНАСС
Службы экстренного реагирования оставляют желать лучшего. Полная нехватка ресурсов. Невозможно реализовать данный продукт без расширения ресурсов. Если нет инфраструктуры, то нет смысла в реализации данного проекта.
Эра-Глонасс уже работает и помогает уменьшить смертность на дорогах.Koличecтвo экcтpeнныx вызoвoв, пocтyпaющиx в cиcтeмy «ЭPA-ГЛOHACC», pacтёт пpoпopциoнaльнo кoличecтвy зapeгиcтpиpoвaнныx тpaнcпopтныx cpeдcтв. Система 112 объединяет пять служб экстренного реагирования: служба скорой медицинской помощи, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, служба пожарной охраны, служба полиции, служба ГИБДД.
Так можно еще целые десятилетия заниматься усовершенствованием связи, инфраструктуры и брать мастер-классы у западных коллег, но так и ничего не внедрить. Именно такие масштабные продукты нужно реализовывать оперативно. У нашей страны свой путь развития. Мы должны уметь существовать автономно и не зависеть ни от кого.
МИФ 3 Тотальная слежка
На сегодняшний день система ЭРА-ГЛОНАСС находится на первой ступени своего развития, но с каждым днем все больше обрастает новыми фантазиями и выдумками. Например, под прикрытием передачи информации об авариях в специальные центры правительство внедряет тотальную слежку.
Если открыть требования ГОСТ 54620-2011. В нем сказано, что устройство работает в момент нажатия кнопки SOS или во время сильного ДТП. Работа в режиме трекера (постоянной слежки) спецификациями проекта не предусмотрена. Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» лишь принимает навигационный сигнал, вычисляет координаты и отправляет в центр обработки данных.Так, что в обязанности “большого брата” не входит слежка. Но те, кто представляют действительно интерес, за ними все-таки наблюдают, но только с помощью тех же самых мобильных телефонов.
МИФ 4. Власти продвигают отечественный автопром и перекрывают доступ зарубежным автомобильным компаниям. (О бедных производителях и повышении цен на автомобили).
К тому же систему финансовой поддержки автопрома никто не отменял. Правительство РФ постоянно поддерживает автопроизводителей. Например, объем финансирования на 2017 год был увеличен до 62,3 млрд. рублей. И все же некоторым встревоженным автомобильным компаниям слишком накладно тратить 200 тыс. евро на сертификацию автомобиля.
Некоторые представительства обиженно заявили, что им дорого обходится сертификация, и они вынуждены отказаться от поставок моделей в Россию. Компания Audi заявила, что прекратит поставлять 6 моделей из-за
ЭРА-ГЛОНАСС:кабриолеты A3 и A5, хэтчбек A1, купе ТТ и R8, а также A8. И BMW не привезет кабриолеты в Россию. Но другие премиальные сегменты поддерживают внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС. В Rolls- Royce Motor Cars сообщили, что все модели с 2017 года будут оснащаться данной системой. Готовность к подключению подтвердили Infiniti, Сadillac, Nissan, Kia, Renault, Hyundai и другие производители.
Думаем, мы как-то сможем пережить отсутствие нескольких кабриолетов и купе премиум-класса.
Реальные перспективы ЭРА-ГЛОНАСС
Метаданные от системы ЭРА-ГЛОНАСС в будущем можно будет агрегировать и исследовать. Реальные рекомендации и действия по а) проблемным аварийным участкам дорог РФ (отсутствие светофоров в нужном месте, неправильная разметка, плохое покрытие). Собирается статистика, из полученных данных выясняется, что нужно внести поправки и снизить скоростной режим на участке. б)проблемным ТС (Вышла новая модель на российский рынок с системой ЭРА-ГЛОНАСС, проданы первые 1000 автомобилей. И появляется информация, что 20 несчастных случаев было связано с одинаковой технической неисправностью ТС. Тогда эти данные отправляются производителю для изучения).в) проблемным водителям…
Из этих данных можно будет собирать полезную статистику и использовать ее для улучшения ситуации на дорогах. К тому же с данной системой мы получим полную независимость от GPS навигаторов и спутниковых систем других государств.
В ближайшем будущем ЭРА-ГЛОНАСС будет установлена на все без исключения автомобили. Это позволит сократить смертность на дорогах и повысить уровень безопасности.
Новые требования установки ГЛОНАСС на транспортные средства в 2021 году
Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.
Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.
В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020г. №2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», которое заменило, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.
Данный закон вступит в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.
В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.
Требования к оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств.
Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.
Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.
В перечень сведений о владельце транспортного средства, размещаемых в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», включен ИНН. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе предусмотрено оформление свидетельства в электронном виде, которое направляется на адрес электронной почты владельца транспортного средства в течение 24 часов после идентификации.
На какие транспортные средства нужно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС в 2021 году
В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:
Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:
Кто имеет право устанавливать на транспортное средство систему GPS ГЛОНАСС?
Установкой аппаратуры спутниковой навигации имеют право заниматься:
Как должна осуществляться установка системы GPS ГЛОНАСС в 2021 году?
Процесс установки включает в себя:
Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в ней следующих данных:
В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортном средстве или изменения информации о ТС, его владельце, собственник транспортного средства должен обеспечить передачу данных оператору системы.
При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.
В нашей компании вы можете произвести оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.
Что нужно знать если купил автомобиль без ЭРА-ГЛОНАСС (FAQ)
В конце 2021 года коллегия ЕЭК приняла решение позволить автопроизводителям (в том числе АВТОВАЗу) временно не оснащать все автомобили системой ЭРА-ГЛОНАСС (из-за дефицита микрочипов). Далее вы найдете ответы на наиболее частые вопросы, которые связаны с покупкой или эксплуатацией автомобиля без этой системы безопасности.
1. Мне продают машину без блока ЭРА-ГЛОНАСС (БЭГ) – это законно?
Да, из-за дефицита электронных автокомпонентов, до конца 2021 год автомобили на территории РФ разрешено производить и продавать без БЭГ.
Законодательно это закреплено в решении коллегии Евразийской экономической комиссии №101 от 17.08.21: «До 31.12.2021 включительно, допускается не оснащать устройством или системой вызова экстренных оперативных служб транспортные средства нескольких категорий.»
2. Какие документы должны быть выданы при продаже автомобиля без блока ЭРА-ГЛОНАСС?
Дилер должен подписать с клиентом дополнительное соглашение к договору купли-продажи автомобиля. В данном соглашении прописывается отсутствие БЭГ и обязательства клиента по его установке.
3. Есть ли опасность при эксплуатации?
На штатную эксплуатацию отсутствие БЭГ не влияет, опасности при эксплуатации нет.
4. Как будет выглядеть автомобиль без блока ЭРА-ГЛОНАСС?
Автомобили LADA комплектуются плафоном освещения салона без БЭГ либо с имитатором БЭГ. В обоих случаях внешний вид и влияние на функционал одинаковый.
При этом не работают следующие функции:
• Кнопка SOS.
• Громкоговоритель и микрофон ЭРА-ГЛОНАСС
• Индикация ЭРА-ГЛОНАСС
• Автоматическая синхронизация часовых поясов.
Основные визуальные отличия муляжа от БЭГ ниже в таблице
5. Не будет ли проблем при регистрации а/м в ГИБДД?
В ЭПТС в подразделе «Иная информация» раздела «Дополнительная информация» в качестве основания указаны реквизиты решения коллегии Евразийской экономической комиссии №101 от 17.08.21. Данной отметки достаточно для регистрации а/м в ГИБДД.
При проверке достаточно предъявить сотрудникам ГИБДД ЭПТС и дополнительное соглашение № 1 к договору купли-продажи.
Согласно решению коллегии Евразийской экономической комиссии №101 от 17.08.21 с 01.07.22, эксплуатация а/м без БЭГ будет считаться нарушением.
7. После дооснащения блоком ЭРА-ГЛОНАСС, необходимо ли регистрировать это в ГИБДД?
На данный момент есть информация что будет достаточно комплекта документов, предоставленных в ДЦ при дооснащении. Сведения о дооснащении будут направлены АО «АВТОВАЗ» в системы ЭПТС и ЭРА-ГЛОНАСС.
8. Детали ОТС (отзывной кампании)
8.1 Когда будет ОТС?
Согласно решению коллегии Евразийской экономической комиссии №101 от 17.08.21 транспортные средства должны быть дооснащены устройством или системой вызова экстренных оперативных служб до 30.06.22.
По мере поступления блоков БЭГ клиенты будут приглашаться в дилерские центры LADA для дооснащения.
Все работы будет производиться для клиентов бесплатно, за счет АО «АВТОВАЗ».
8.2 Как я узнаю, что началась ОТС?
8.3 В рамках ОТС можно дооснастить автомобиль блоком ЭРА-ГЛОНАСС любого дилера?
Любой официальный дилер проведет установку блока ЭРА-ГЛОНАСС.
При получении извещения Клиенту необходимо выбрать удобный дилерский центр LADA и согласовать дату и время посещения.
8.4 Возможно ли Дилеру отказаться принимать клиента из-за того, что автомобиль
куплен в другом ДЦ?
Нет, необходимо согласовать с Клиентом дату исходя из сроков поставки БЭГ от АО «Лада Имидж».
8.5 Что будет если я не приеду/не захочу?
С 01.07.22, эксплуатация а/м без БЭГ будет считаться нарушением.
8.7 Какие документы мне должны выдать после прохождения ОТС?
Комплект документов соответствует стандартным набору при проведении отзывных кампаний.
1. Акт приема-передачи
2. Заявка-договор-заказ-наряд
3. Договор/заказ-наряд
Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Телефон доверия +7 (499) 231-53-50
Карта территориальных органов Ространснадзора
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Информируем, что с 01.09.2021 вступают с силу новые правила оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации
Информируем вас, что постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 года № 153 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» утратило силу с 1 января 2021 года.
Дата последнего изменения 1 апреля 2021 10:19