Нужно ли осаго если машина не эксплуатируется
Могут ли оштрафовать за отсутствие страховки ОСАГО стоящего автомобиля?
Штраф за отсутствие страховки составляет 500 или 800 рублей в зависимости от того, не заключён договор страхования вовсе или же водитель просто не вписан в действующий полис. Подавляющее большинство постановлений выписывается на водителей. Но как быть, если авто стоит? Может ли быть в 2021 году наложен штраф ГИБДД за отсутствие страховки ОСАГО на стоящую во дворе машину, в которой нет водителя? И на кого он тогда выписывается? Многие автолюбители считают, что нет. Но это не совсем так, и вопрос гораздо запутаннее, чем кажется на первый взгляд. А мы его распутаем!
Обязанность по страхованию ОСАГО
Итак, для ответа на этот вопрос нужно просто логически пройтись по нормативно-правовым актам, регулирующим вопрос отсутствия ОСАГО на стоячий автомобиль и штрафа за это.
Как видим, на первый взгляд кажется, что штраф за страховку на стоящий автомобиль законен и может быть выписан сотрудником ГИБДД при проверке машины, в которой отсутствует водитель.
Но кто такой владелец, на которого ссылается ФЗ Об ОСАГО? На этот вопрос нам даёт ответ уже статья 209 ГК РФ, предписывающая, что собственник может давать право владения посчитает нужным. То есть собственность и владение – не одно и то же:
То есть закон 2021 года предписывает застраховать автомобиль по ОСАГО собственнику вне зависимости от того, стоит он или управляется. Но только в первые 10 дней после покупки, а продлить страховку не обязывает. А если машиной владеет иное лицо (управляет им в том числе), то оно всегда обязано иметь полис ОСАГО, в том числе если едет сам собственник.
Законен ли штраф за отсутствие ОСАГО стоячего авто?
В КоАП есть 2 нормы наказания за полис ОСАГО, регулирующиеся 2 частями статьи 12.37 Кодекса:
Первый нам не интересен, а вот формулировка наказания по 2 части звучит таким образом:
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечёт наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Как видим, противоречий здесь никаких нет. Есть обязанность застраховать машину – есть штраф за неисполнение обязанности. И, казалось бы, это значит, что оштрафовать за отсутствие страховки ОСАГО стоящий автомобиль можно и законно. Это так, но не всё здесь так просто!
По тому же закону штраф на стоячее авто могут выписать только в первые месяцы после возникновения права владения им. Если быть точнее, то по истечении 10 дней после покупки и до истечения 2 месяцев после начала этого срока.
Почему так? Всё достаточно просто. Как мы упомянули выше, владелец обязан застраховать автомобиль в течение 10 дней после возникновения права владения. Это значит, что:
А вот пролонгировать договор ОСАГО ни один правовой акт не обязывает. То есть, если ваш автомобиль стоит во дворе, то выписать штраф за отсутствие страховки могут только в первый год владения им, потому как если действие полиса закончилось, то продлять его обязанности просто нет.
Более того, вышесказанное тоже неверно – не весь первый год после покупки, а только в течение 2 месяцев после начала состава правонарушения. Если автомобиль вы не застраховали, то по истечении 10 дней после начала права владения начинается состав для привлечение за отсутствие ОСАГО. Но есть ещё и сроки давности привлечения. Для штрафа за отсутствие страховки КоАП предписывает этот срок в 2 месяца.
Таким образом, штраф за отсутствие ОСАГО на стоящее авто может быть законно выписан инспектором ГИБДД только в период через 10 дней после покупки и до 2 месяцев после этого. В других рамках сроков штрафовать за страховку недвижущейся машины в 2021 году незаконно.
В каких случаях владельцы транспортных средств не обязаны оформлять полис ОСАГО?
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее–Закон) обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
— транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
— транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
— транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
— транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
— принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
— транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
Также в соответствии с пунктом 4 Закона обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Законом иным лицом (страхователем).
Пользоваться не планирую.
Имею машину, несколько лет она не эксплуатировалась, и поэтому не проходила ТО и не оформлялся полис ОСАГО, просто стояла в гараже. В настоящий момент возникла необходимость сьездить в сервис центр с целью диагности и последущей продажи. Для себя лично проходить то и оформлять на себя страховку я не хочу т.к. пользоваться не планирую. Скажите пожалуйста, каковы возможные последствия с точки зрения возможных штрафов и как лучше поступить чтобы сделать диагностику? Как передвигаться до сервиса и обратно в данной ситуации?
Ответы на вопрос:
В таком случае без последствий негативных возможно передвижение на эвакуаторе.
Если же вы поедите своим ходом, то в случае остановки вас сотрудником ДПС, штраф будет за отсутствие страховки.
В случае ДТП по вашей вине будет штраф за отсутствие страховки и придётся оплатить стоимость восстановительного ремонта второго участника ДТП из своего кармана.
Вы можете вызвать эвакуатор на нём отвезти машину в автосервис либо специалиста привезти к машине. Самый недорогой вариант написать на друга договор купли продажи и он спокойно с ним сможет доехать в любое место.
Штраф 800 руб. за использования авто без полиса ОСАГО.
Если Вы не планируете использовать ТС, то никакого смысла нет ехать на прохождение ТО.
Похожие вопросы
Выход с точки зрения закона? Ситуация-машина долгое время не эксплуатировалась, поэтому не имела ниОСАГО не талона ГТО. В момент следования к месту прохождения ГТО попадает в аварию, где я признпн потерпевшим и сейчас оформляю компенсацию в СК виновного. Естественно машина теперь не может пройти ГТО по причине повреждений, а повреждения не устранить в ближайшее время по причине сбора бумаг, экспертизы и т.д.
Машина ваз 2101,1979 г. в. простояла 12 лет в гараже (не эксплуатировалась). Приглянулась знакомому и я решил продать её. Зарегистрирована в другом городе. Какие могут возникнуть сложности при продаже?
Попал в дтп на личном авто но есть лицензия для такси. Я виновник. Потерпевшему страховая выплатила, теперь страховая выставляет мне притензию за недостоверные сведения. Как можно не платить страховой? На момент ДТП я не работал в такси.
В декабре 2017 г и 2018 г и 2019 г на меня было написано несколько заявлений в полицию от разных людей, что им пришёл не тот товар который они заказывали на сайте, часы за две тысячи, я продавал товар и перепутал содержимое, когда приходило заявление я писал объяснительную в полиции, но деньги не вернул за перепутанный товар, забыл. Сейчас завели дело. Подскажите срок давности заявлений? Возможно ли примириться с людьми, сделать возврат средств которым приходил не тот товар?
Я продал свою машину покупателю, машина долгое время стояла и не эксплуатировалась, хоть срок действия ОСАГО и истек, но необходимости страховать авто я не видел. Покупатель купил машину, был оформлен на месте договор купли продажи, но покупатель по определенным причинам не смог забрать авто сразу, а попросил пригнать его на следующий день в указанное место. На следующий день я двигался на проданной машине в указанное место имея на руках:
2.Паспорт тех средства
3. Водительское удостоверение на право управления транспортным средством
4. Просроченный полис ОСАГО
5. Договор купли-продажи подписанный вчерашним числом.
Меня остановил инспектор и выписал штраф за отсутствие полиса ОСАГО, хотя по закону после оформления договора купли-продажи можно в течении 10 дней эксплуатировать транспортное средство без страхого полиса.
Законно ли инспектор выписал мне штраф сославшись на то, что за рулем был я, а не новый владелец, вот если бы ехал новый владелец, то к нему бы вопросов не было.
Обязательно ли оформлять полис ОСАГО, если я не буду пользоваться автомобилем ближайшие полгода.
Обязательно ли оформлять полис ОСАГО, если я не буду пользоваться автомобилем ближайшие полгода.
Ответы на вопрос:
Нет не обязательно это делать. Как начнете пользоваться, так и оформите страховку. Удачи вам и всего самого самого наилучшего.
Похожие вопросы
Имею машину, несколько лет она не эксплуатировалась, и поэтому не проходила ТО и не оформлялся полис ОСАГО, просто стояла в гараже. В настоящий момент возникла необходимость сьездить в сервис центр с целью диагности и последущей продажи. Для себя лично проходить то и оформлять на себя страховку я не хочу т.к. пользоваться не планирую. Скажите пожалуйста, каковы возможные последствия с точки зрения возможных штрафов и как лучше поступить чтобы сделать диагностику? Как передвигаться до сервиса и обратно в данной ситуации?
Оформлял страховку осаго. Просил оформить на пол года. Т.к полгода не буду пользоваться машиной. Мне отказали. Правомерно ли это.
Скажите пожалуйста можно ли застраховать машину а три месяца или на 6 месяцев, мне год не нужен, я зимой машиной не пользуюсь?
Нужно ли проходить техосмотр авто и оформлять ОСАГО, если на авто не предполагается ездить как минимум полгода?
Если истёк срок действия договора купли продажи, а осаго страховка есть на год? можно ли мне ездить?
Если авто не застрахован можно ли на нём ездить?
Если использовать машину для бизнеса, можно остаться без страховки
Один мужчина купил страховку каско для Форда Транзит на 1,2 млн рублей. За полис он заплатил 37 тысяч. Эту машину автовладелец сдал в аренду под маршрутное такси.
Страховая об этом не знала — то ли не спрашивала, то ли водитель умолчал. А может, обе стороны не акцентировали на этом внимания и оформили стандартный полис каско.
И начались суды длиною в два года.
Почему возникли проблемы с возмещением ущерба по каско?
Автовладелец купил полис каско для личной машины. В правилах страхования этой компании было написано, что страховой случай — это ущерб при использовании в личных целях. А если машину будут использовать для бизнеса, то это уже не страховой случай. Или нужно предупредить об этом страховую компанию.
Собственник ни о чем таком не предупреждал. Он даже пытался доказать, что на момент ДТП форд уже не работал на маршруте — правда, запись видеорегистратора показала обратное. В любом случае автовладелец хотел получить 390 тысяч рублей, потому что купил каско. Он добровольно застраховал имущество, чтобы не оплачивать дорогой ремонт своими деньгами.
Страховая компания не соглашалась, потому что продавала полис на личную машину с меньшим уровнем рисков. Если бы при заключении договора было известно, что это маршрутка, возможно, стоимость полиса была бы выше.
Договориться не получилось. Разобраться в суде тоже удалось не сразу. Инстанции были единогласны ровно до тех пор, пока не вмешался Верховный суд. Он объяснил, как быть со страховыми выплатами в таких ситуациях. Это еще один пример, когда стоит идти до конца.
Что сказали суды?
Районный и областной суды 👍
Две инстанции рассуждали так. Каско — это добровольное страхование имущества. Основные правила описаны в гражданском кодексе. Все договоры должны соответствовать этим правилам. А если какие-то условия им не соответствуют, то они и не в счет.
Страховая компания и автовладелец договорились, что страховой случай — это ущерб или хищение.
Если что-то из этих событий произошло, нужно выплатить возмещение. Страховая компания не может освободить себя от выплаты когда захочет — только по закону. Например, если выяснится, что автовладелец допустил грубую неосторожность.
Если застрахованное имущество используют не в тех целях, что указаны в договоре, это не повод отказывать в возмещении. Когда такое выясняется, можно повысить степень риска, увеличить страховую премию, расторгнуть договор, но не отказывать в выплатах.
Хотя машину и использовали для перевозки пассажиров, все равно нужно оплатить ремонт — правда, по новой оценке. Пусть страховая доплачивает 307 тысяч рублей.
В апелляции это решение устояло. Страховая компания пошла в Верховный суд.
Суды все напутали и неправильно применили закон. Он так не работает. Вот как должно быть.
Есть полис каско на случай хищения или угона. Страховая компания и автовладелец договорились, что есть исключения, когда ущерб не считается страховым случаем — если машину используют не в личных целях, а для бизнеса. Это написано в правилах страхования, с которыми формально согласился автовладелец.
Он не предупредил страховую компанию, что сдаст машину в аренду. Но в момент ДТП автомобиль ехал по маршруту, останавливался, водитель принимал оплату от пассажиров. Это коммерческое использование.
Значит, ДТП не страховой случай — страховая компания не должна выплачивать возмещение.
Страхователь должен предупредить о том, как будет использовать имущество. Даже если сначала не собирался сдавать машину в аренду, а потом решил сдать. Страховая получит такое уведомление и решит: то ли попросить доплату за полис, то ли расторгнуть договор.
Но если ее не предупредили, компания не виновата и выплачивать ничего не обязана.
Итог. Решение областного суда отменили и будут пересматривать. Заседание назначили на 20 декабря, но его исход предсказуем: Верховный суд предельно ясно выразил свою позицию. Мы будем следить за развитием событий и расскажем, чем все закончится.
Это касается только каско?
Нет, это касается вообще любого добровольного страхования. Каско как раз добровольное. Если в договоре указано, что имущество нужно использовать в личных целях, так и должно быть.
Если выяснится, что застрахованный личный гараж сдавали в аренду под автосервис, а на семейной машине таксовали, страховая может не выплатить возмещение. Даже если гараж подожгут хулиганы, а машина попадет в ДТП не по вине собственника.
Нужно читать договор и правила страхования — что конкретно считается страховым случаем и какие есть исключения.
А если имущество личное, а используется для бизнеса только изредка? Или его решили использовать в коммерческих целях после покупки полиса.
Обо всем нужно предупредить страховую компанию. Если глава семьи иногда таксует на машине, лучше сказать об этом при покупке страховки. Нельзя надеяться на то, что в случае ДТП получится замаскировать это под личную поездку. Вдруг пострадают люди — инспектор укажет все обстоятельства аварии.
Если застрахован дом, а к нему пристроили помещение под салон маникюра или квартира сдается в аренду, об этом тоже нужно предупредить страховую. Даже если после покупки полиса прошло полгода. Страховая скажет, что за этим последует. Может быть, предложат доплатить за полис с учетом коммерческого использования. А может быть, страховка не подорожает, зато в договоре появится важное уточнение.
Страховая может вообще расторгнуть договор, если узнает о новых обстоятельствах. Это ее право по закону. Но лучше пусть будет так — тогда вернут часть страховой премии и будет повод выбрать другой полис. Если ничего не делать, можно потерять и деньги, и имущество.
Как правильно оформить страховку, чтобы получить возмещение
Читайте не только договор, но и правила страхования. В договоре могут быть общие условия. Все детали конкретной страховки — в правилах.
Честно рассказывайте о том, как будете использовать имущество. Не пытайтесь скрыть риски: практика показывает, что это обходится дороже.
Сообщайте в страховую обо всех изменениях с застрахованным имуществом или его назначением. Лучше немного доплатить за полис, чем потерять сотни тысяч при ущербе. Все изменения в условиях страхования фиксируйте письменно.
Следите, как заполнены документы. Иногда сотрудник случайно ошибается в адресе и это влияет на выплату. Потом можно доказать свою правоту в суде, но это долго и дорого.