Обосновать приобретение автомобиля в лизинг

Покупка авто премиум-класса: как обосновать расходы?

Налоговый риск дорогостоящих активов — это снятие расходов по налогу на прибыль и отказ в вычетах по НДС.

Как обосновать расходы для избежания претензий проверяющих?

1. Обосновываем деловую цель.

Для этого готовим Локальный нормативный документ (например, положение об использовании служебного транспорта) и Приказ за подписью руководителя, в котором:

о приобретении автомобиля

г. Москва «__» _____ 2020 года

1. В целях поддержания делового имиджа и репутации Компании «Н» приобрести легковой автомобиль бизнес-класса марки _____________.

Автомобиль необходим для поездок генерального директора ___________ на переговоры, деловые встречи и подписание контрактов с заказчиками. Средняя продолжительность поездки составляет ______ часов день. Для обеспечения комфортных условий, автомобиль должен быть оборудован __________________________.

2. Ответственным за приобретение автомобиля назначить ведущего специалиста отдела хозяйственных операций ______________________.

3. После приобретения автомобиль передать в пользование на срок ______ генеральному директору Компании «Н» на основании акта приема-передачи автомобиля.

4. Генеральному директору __________________ обеспечить использование автомобиля исключительно в деловых целях, указанных в настоящем Приказе и в соответствии с Положением «Об использовании служебного автотранспорта».

5. Ответственным за исполнение настоящего Приказа назначить _____________.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на главного бухгалтера Компании «Н» _________________.

Генеральный директор Компании «Н» _______________

С Приказом ознакомлены:

2.Подписываем с ответственным сотрудником Акт приема-передачи автомобиля

3. Доказываем, что автомобиль используется в производственной деятельности. Для этого:

Источник

Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?

Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть фото Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть картинку Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Картинка про Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Фото Обосновать приобретение автомобиля в лизинг

Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть фото Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть картинку Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Картинка про Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Фото Обосновать приобретение автомобиля в лизинг

Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.

До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.

На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.

Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.

Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.

Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.

На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.

Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:

-​ амортизация автомобиля за период;
​- процентные средства;
-​ комиссия лизинговой компании;
​- сама стоимость автомобиля;
-​ дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.

Лизинг или кредит – что выгоднее?

Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.

Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.

В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.

Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.

Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.

Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.

Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.

KIA Sportage в кредит

Kia Sportage в лизинг

Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.

Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…

Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.

Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.

На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.

Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.

В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.

Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.

Источник

Почему лизинг не спасет от НДС, и кто вешает вам лапшу

Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть фото Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть картинку Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Картинка про Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Фото Обосновать приобретение автомобиля в лизинг

Хотел сделать публикацию про структурирование, про анонимность и про «левые» симки. Но вот опять. Снова пришел клиент, снова ему там какую-то лапшу в лизинговой компании навешали. В общем, чтоб каждый раз не объяснять заново, напишу у себя в блоге.

Нет в лизинге никакого волшебного способа сэкономить НДС. Это вычеты от продавца автомобилей (оборудования). Лизинговая компания их просто перевыставляет. То есть, покупая автомобиль напрямую Вы получите ровно те же налоговые последствия, но только единоразово (по НДС) или чуть более растянутые (по налогу на прибыль, из-за отсутствия повышенного коэффициента амортизации).

И кстати, на свои проценты за пользование деньгами лизинговая, в отличие от банка, тоже накручивает НДС. Казалось бы, они накручивают, а мы к вычету берем. Так то оно так, но так бы мы платили 100 рублей проценты и 20 рублей в бюджет, а так платим 120 рублей в лизинговую. Снижая уровень своей налоговой нагрузки и повышая долю вычетов. Так что тут кому как.

Стереотип «лизинг выгоднее за счет экономии на налогах» возник исключительно из маркетингового передергивания. Допустим собственник компании хочет купить себе в личное пользование автомобиль. Но деньги все в обороте, и он рассматривает вариант автокредита. При этом он не имеет право на вычет. И тут ему предлагают купить автомобиль на компанию в лизинг. И вуаля! Появляется вычет! И все думает что это какой-то волшебный лизинг. А вычеты (да и затраты по налогу на прибыль) появились не из-за замены кредита на лизинг, а из-за замены покупателя — физика на юрика.

Самое интересное, что многие менеджеры лизинговых компаний сами этого не понимают и тоже свято верят в налоговый лизинговый рай. Начинаешь им объяснять — машут на тебя рукой, мол, какой непонятливый. Им сказали выгодней — значит выгодней.

И самое главное — заменить покупателя (физика на юрика) недостаточно. В моменте да. Но потом, когда потребуется продать этот автомобиль, налоговая проблема встанет в полный рост.

И стереотип «лизинг выгоднее» жил еще и за счет того, что раньше с этим не было проблем. Переоформляли почти по нулевой цене эти тачки и продавали от физиков. А теперь налоговая гаечки подкрутила. Например, я о том, что автосалон, сданный мною по трейд-ину автомобиль, продал следующему узнал из личного кабинета на сайте налоговой еще раньше, чем мне из автосалона позвонили. Потому что база ГИБДД в налоговой видна в онлайн режиме. Налоговая теперь контролирует автоматически все выбытия автомобилей.

Я не хочу сказать что это прям критичная проблема. Но покупать автомобиль в лизинг Вы будете сегодня, а продавать года через 3. А какое там будет налоговое администрирование еще непонятно. Точнее понятно. Но верить в это не хочется. Тем более менеджер лизинговой компании так убедительно рассказывает, что все так экономят. И ни у кого проблем нет.

С покупателем разобрались. Теперь вопрос что выгоднее: покупать на компанию в лизинг или в кредит — раз налоговые последствие зависят от покупателя, а не от вида договора. С одной стороны лизинг — тот же кредит, просто с накрученным на проценты НДС. С другой стороны, лизинговая компания — это еще одно звено в цепочке финансирования, которое тоже хочет кушать. Она ведь как банк не может привлекать вклады физлиц, получать финансирование от ЦБ РФ. Ей надо где-то деньги брать. В том же банке, в кредит. Можно конечно и у собственника. Но в основном лизинговые компании при банках и какой смысл банку вкладывать деньги в лизинговую компанию, если ставка на выходе там будет та же, а кормить еще целый штат?

Ну я сел и посчитал.

Клиент как раз недавно взял лизинг, цена оборудования 5,8 млн рублей. В общем я отдисконтировал денежные потоки по графику из лизингового договора. И еще взял у клиента коммерческое предложение от банка на залоговый кредит на эту же поставку по ставке 9,9% годовых.

У лизинга получилась где-то 16,44% годовых стоимость. А у кредита 10,48% годовых.

То есть, расчет подтвердил теорию. Грубо, лизинговая берет у банка деньги также под 10% и кредитует под 16% клиента (в реальности ставки конечно же другие, но смысл тот же).

Но в дисконтированные потоки заложена модель оценки стоимости финансового продукта через оценку его доходности для банка (лизинговой). Меж тем они зарабатывают только на перепродаже денег, и налоговый эффект у клиента здесь никак не учитывается.

Я построил для этого отдельную модель. Представил как будто есть налогоплательщик, зарабатывающий в месяц 600 тыс. рублей и из них уплачивающий в бюджет ежемесячно 100 тыс. рублей НДС и еще 100 тысяч налога на прибыль. И смоделировал покупку этой компанией оборудования ценой 5,8 млн рублей тремя вариантами: за свои, в лизинг (по имеющемуся договору) и в кредит (по коммерческому предложению. Ну и инфляцию прикрутил, конечно же.

По факту практически при любом значении инфляции кредит оказался чуть-чуть выгоднее лизинга (на 300 тыс. рублей, чуть менее 8% от стоимости привлекаемого финансирования).

И почти такая же разница остается при любом значении инфляции. Явно выгода по кредиту достигается за счет возмещения НДС в начале со всей стоимости покупки. Ну и покупка за свои, более выгодная при нулевой инфляции почти на миллион рублей (переплата в абсолюте), становится хуже покупки в кредит при инфляции примерно 8% (это и понятно, деньги дешевеют быстрее чем ставка кредита, с корректировкой на налоговую экономию) и становится хуже покупки в лизинг при инфляции примерно 13%.

Почему даже тех, кто исправно платит НДС, трясут налоговики? А просто им сверху пришли новые указания. Пройдите мой курс про схемы с НДС, чтобы знать, по каким критериям теперь вас отслеживают налоговики, и как защититься от их претензий.

Посмотрите первое видео курса прямо сейчас, пока действует скидка. Не тяните, в сентябре скидка закончится.

Источник

Лизинг для ИП: плюсы и минусы

Что такое лизинг

Основным отличием лизингового механизма от кредита является то, что при заключении договора лизинга ИП не пользуется непосредственно кредитными деньгами банка. Лизинговое имущество для него приобретает лизингодатель. Ему впоследствии ИП и возвращает средства в течение определенного срока, отраженного в лизинговом договоре.

После окончательного расчета с лизингодателем ИП в зависимости от условий договора:

Положительные моменты договора лизинга для ИП

Каковы отрицательные аспекты лизинга для предпринимателей

Условия получения авто в лизинг

Покупка машины в лизинг для ИП — это способ получить требуемое транспортное средство без значительных затрат, что позволяет эффективнее использовать имеющиеся у ИП средства для развития бизнеса.

Лизинг авто для ИП бывает нескольких разновидностей:

При оформлении лизинга на ИП условия его предоставления будут ориентировочно следующие:

Как взять машину в лизинг для ИП: алгоритм

Итак, как взять машину в лизинг для ИП? Предпринимателю требуется придерживаться определенной системы:

Можно ли приобрести авто в лизинг без НДС?

Рассмотрим, например, вариант приобретения авто в лизинг для ИП на УСН.

Предприниматели, применяющие УСН «доходы минус расходы», получают возможность уменьшить налоговую базу на величину произведенных ими лизинговых платежей. В данном случае включая НДС. То есть в платежи по договору НДС все равно попадает (и увеличивает их), но ИП может уменьшать на эти суммы налоговую базу по УСН. ИП, применяющие УСН «доходы», не вправе учитывать затраты, понесенные по договору лизинга, в базе по налогу.

В связи с этим возникает вопрос: можно ли каким-то образом приобрести авто в лизинг для ИП без НДС? Сегодня решение есть: необходимо найти лизингодателя, не включающего НДС в стоимость передаваемого в лизинг объекта.

У приобретения ОС в лизинг для ИП есть плюсы и минусы. Во-первых, это действенный механизм стимулировать развитие бизнеса ИП. Как правило, лизинг предполагает более мягкие по сравнению с кредитом требования к ИП, финансовой устойчивости его бизнеса, а также сокращенный пакет документов.

Однако ИП должен понимать, что объект не перейдет в собственность до момента окончательного выкупа, а значит, продать его будет нельзя. Кроме того, на ИП ложатся обязанности по страхованию объекта и его надлежащему содержанию, включая ремонт, обслуживание и обязательные мероприятия, например техосмотры. Дополнительно договор лизинга может предусматривать установленные лизингодателем условия эксплуатации переданного объекта, что может ограничить возможности его использования так, как планировал ИП.

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Кейс: выкуп лизингового автомобиля физлицом

Лизинг автомобилей пользуется популярностью — удобный график платежей, хорошие скидки на автомобили и, конечно, экономия на НДС и налоге на прибыль. Налоговая же смотрит на лизинг иначе и нередко доначисляет налоги лизингополучателям. Разберем на примере, почему инспекторы могут доначислить налог и как этого избежать.

Вводные данные

Кто: Торговая компания ООО «Ромашка», Сибирский Федеральный округ. Вид деятельности — продажа и техническое обслуживание сложного оборудования.

Что случилось: В 2019 году Ромашке понадобилась машина для постоянных разъездов специалиста, который занимается установкой оборудования и обучением пользователей. Было принято решение взять легковой автомобиль в лизинг на следующих условиях:

По истечении 11 месяцев необходимость в машине отпала, и компания решила отказаться от выкупа. Однако в 2020 году машину у лизинговой компании выкупило неизвестное физическое лицо — оно не было никак связано с кем-либо из учредителей или сотрудников компании.

Проблема: В 2021 году Ромашка получила от ИФНС уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений. В качестве основания вызова было указано, что Ромашка реализовала транспортное средство на невыгодных для себя условиях, тем самым необоснованно занизив базу по налогу на прибыль.

Это было не требование и не акт о налоговом правонарушении, а именно уведомление о вызове. Свою позицию представители Ромашки отстаивали в инспекции.

Что в итоге: Претензии налоговой исчерпаны в ходе дачи пояснений. Позиция Ромашки принята налоговиками, но судом не подтверждена.

* — название компании и другие данные изменены

Претензии налоговой VS Позиция компании

В уведомлении о вызове в налоговую инспектор четко перечислил все вопросы, которые возникли у ИФНС. Это дало Ромашке возможность подготовиться к посещению налогового органа и проработать свою позицию. Мы выделили основные претензии проверяющих и покажем ответы Ромашки, которые помогли избежать доначислений.

Претензия ФНС № 1. Лизинговый платеж можно учесть в составе прочих расходов лишь частично

Инспектор утверждает, что лизинговый договор представляет собой комбинацию договоров купли-продажи и аренды. Расходы лизингополучателя в виде выкупной цены являются расходами на покупку амортизируемого имущества и не учитываются в целях расчета налога на прибыль. Таким образом, так как лизинговый платеж включает в себя часть выкупной стоимости и арендный платеж, он может быть учтен в составе прочих расходов лишь в части, уплаченной за получение автомобиля во временное владение и пользование.

Инспектор ссылается на следующие документы и статьи:

Ответ № 1. Ежемесячные платежи были «арендными»

По смыслу п. 5 ст. 270 НК РФ «выкупная» часть лизингового платежа — это расходы на приобретение амортизируемого имущества, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль.

ФНС абсолютно верно трактует ст. 270 НК РФ. Однако в нашем кейсе по договору лизинга выкупной платеж выделен отдельно, следовательно все ежемесячные платежи были платежами за временное пользование (арендными). И только 15 000 рублей — это выкупной платеж, который в расходы по ст. 270 НК РФ включить нельзя. Но Ромашка отказалась от выкупа, а значит не нарушила ст. 270 НК РФ.

Ответ № 2. Письма Минфина к рассматриваемой ситуации не относятся

В двух приведенных письмах Минфина из трех рассматривается ситуация, когда имущество числится на балансе лизингополучателя, что к нашему кейсу отношения не имеет. А в третьем письме конкретно сказано:

Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование, а выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается.

Ромашка так и сделала — ежемесячные платежи были платежами за временное пользование автомобилем. Их в полном объеме учли в качестве расходов. А вот выкупной платеж 15 000 рублей Ромашка даже не платила, поэтому он не был учтен в расходах.

Претензия ФНС № 2 — Лизинговые платежи должны быть разделены на 2 части

Прямым текстом инспектор пишет, что в общей сумме лизинговых платежей должны быть обособлены суммы арендных платежей и выкупная цена. Следовательно, необходимо вести раздельный учет двух разных сумм.

Инспектор ссылается на следующие документы:

Ответ № 1 — «Должны ли?»

Позиция ФНС про то, что в лизинговом платеже должны быть обособлены «арендные» и «выкупные» суммы, спорит с положениями ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ:

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

То есть выкупного платежа может и не быть, если переход права собственности не предусмотрен. К тому же из закона не следует, что именно ежемесячный платеж нужно дробить на две части. То есть при переходе права собственности на имущество выкупной платеж может быть как «зашит» в ежемесячный, так и выделен обособленно в конце срока договора лизинга.

Ответ № 2 — Фактически платежи разделены

В лизинговом договоре четко прописаны ежемесячные платежи за право пользования лизинговым имуществом и отдельно указан выкупной платеж. Следовательно, суммы обособлены. Арендные платежи списали в расходы в соответствии с НК РФ, а от выкупа компания отказалась, поэтому не вносила выкупной платеж.

Претензия ФНС № 3 — Невыгодные условия купли-продажи автомобиля

Инспектор ссылается на то, что компания реализовала автомобиль на невыгодных для себя условиях. Для этого был проведен анализ предложений по продаже аналогичных автомобилей в Интернете. Ориентировочная цена 1 300 000 рублей, а фактически автомобиль реализовали за 15 000 рублей.

Ответ № 1 — Ромашка ничего не продавала

Лизингодатель предоставляет лизингополучателю имущество за плату во временное владение и пользование. При этом лизингополучатель сам решает — выкупать имущество или нет.

«Ромашка» от выкупа отказалась и вернула автомобиль лизинговой компании. По смыслу п. 1 ст. 39 НК РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ при возврате лизингового имущества реализации не происходит.

Лизингополучатель до момента внесения выкупного платежа не является собственником лизингового имущества. В нашем кейсе автомобиль весь период действия договора лизинга принадлежал только лизинговой компании. Следовательно, реализовала автомобиль физлицу именно лизинговая компания.

Ответ № 2 — Ромашка имела законное право отказаться от выкупа

Автомобиль изначально покупали для предпринимательской деятельности. Специалист ООО посещал заказчиков и проводил инструктаж пользователей. Благодаря наличию автомобиля, выросло число исполненных контрактов и повысилась выручка компании.

От выкупа отказались, так как более разъезды специалиста для обучения пользователей не планировались. Как показала практика, во время пандемии COVID-19 большая часть клиентов стала переходить на обучение в формате онлайн.

Оставлять автомобиль, который фактически не нужен, означало:

Все эти затраты компании были не нужны.

Ответ № 3 — Экономическое обоснование

Ромашка представила в ИФНС экономический анализ за 2019 и 2020 гг., чтобы наглядно продемонстрировать рост финансовых показателей: выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, стоимости чистых активов, коэффициентов ликвидности, платежеспособности, рентабельности и пр.

Все показатели можно рассчитать вручную на основании бухгалтерской отчетности, а можно прибегнуть к помощи онлайн-сервисов. Ромашка для экономии сил и времени выгрузила отчеты из Контур.Фокуса.

В инспекции представители «Ромашки» показали, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом выручка и прибыль от продаж выросли более чем на 70 %, а чистая прибыль на 90 %.

Далее компания обратилась к официальному сервису ФНС «Налоговый калькулятор». Здесь достаточно выбрать налоговый период, ОКВЭД, регион и масштаб деятельности, после чего сайт покажет среднеотраслевую рентабельность в регионе.

Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть фото Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Смотреть картинку Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Картинка про Обосновать приобретение автомобиля в лизинг. Фото Обосновать приобретение автомобиля в лизингПример работы «Налогового калькулятора». Удобно, что вы можете внести свои фактические данные и калькулятор рассчитает отклонение от средних показателей

Рентабельность «Ромашки» в 2020 году оказалась выше среднеотраслевой по региону практически в 3 раза. Поэтому назвать решение «Ромашки» по возврату лизингового автомобиля неэффективным или невыгодным сложно.

Ответ № 4 — Налоговая нагрузка

«Налоговый калькулятор» показывает не только среднеотраслевую рентабельность, но и среднюю налоговую нагрузку по налогу на прибыль и НДС. В нашем кейсе средняя налоговая нагрузка в отрасли Ромашки — 1,5 %. А у нашей компании этот показатель в 4 раза выше.

Сравнение фактической налоговой нагрузки со средней помогает доказать, что налогоплательщик не стремится сэкономить на налогах или занизить их. Наоборот, Ромашка показывала себя как порядочный налогоплательщик. А при возврате автомобиля руководствовалась сугубо бизнес-логикой.

Ответ №5 — Несущественность вменяемой суммы

Налоговая фактически вменяла Ромашке экономию на налоге в размере 260 000 рублей (20 % от стоимости автомобиля). Представители компании обратили внимание инспектора на общую сумму налоговых платежей за прошлый год.

Доля вменяемой суммы в общей массе уплаченных налогов и взносов (в виде налога на прибыль, НДС, взносов с зарплаты сотрудников) не превышала даже 3 %.

Ответ №6 — Отсутствие аналогичных предложений

Лизинг без выкупа — это фактически аренда. Компания попользовалась автомобилем и затем вернула его лизинговой компании. Это натолкнуло налоговую на мысль о намеренном завышении расходов путем замены аренды лизингом.

В нашем случае в регионе Ромашки практически не было предложений по аренде легковых автомобилей. Арендовать автомобиль можно было только у местных таксопарков.

Предлагаемые таксопарками машины были не новые и практически все в плохом состоянии. Кроме того, предлагались они только в посуточную аренду. Для междугородних поездок такой автомобиль, по мнению представителей Ромашки, не подходил. А вкладываться в ремонт арендованного автомобиля экономически нецелесообразно.

Аналогом лизинга без последующего выкупа можно было бы рассмотреть автоподписку, но таких программ в 2020 году еще не было, а до региона «Ромашки» они не до сих пор не дошли.

Поэтому лизинг оставался единственным способом взять в аренду новый автомобиль в отличном техническом состоянии. Кроме того, лизинговая страхует его по программе КАСКО. Для компании это означает минимальные затраты на ремонт и обслуживание. Единственные затраты за год — это ГСМ, аренда парковочного места и покупка сезонной резины.

Судебная практика

Свою позицию нужно обязательно подкреплять судебными решениями. Особенно, если вопрос спорный. Как мы уже поняли, основная претензия налоговой заключается в том, что лизинговые платежи нужно разбивать на две составляющие: «арендные» и «выкупные».

Обязанность по «разбивке» ежемесячных лизинговых платежей законом не закреплена. Это можно сделать только в том случае, если такой порядок предусмотрен лизинговым договором.

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ).

Следовательно, лизинговый платеж — это единый платеж, производимый в рамках договора лизинга. И несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:

Таким образом, если имущество числится на балансе лизингодателя, то лизинговый платеж относится на расходы лизингополучателя.

Вывод инспектора о том, что выкупная цена должна быть выделена в составе лизингового платежа, не основан на нормах законодательства о налоге на прибыль. Следовательно, лизинговый платеж можно включить в состав расхода по налогу на прибыль. Об этом нам говорит судебная практика по делам:

Выводы

Попасть в ситуацию Ромашки может каждая компания, которая брала в лизинг легковой автомобиль. Чтобы вы могли обезопасить себя, мы дадим несколько советов:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *