Обслуживание электронных систем авто
Плановое ТО
Техническое обслуживание автомобиля (ТО)
Техническое обслуживание автомобиля подразумевает не только замену моторного масла и фильтра. Это комплексная процедура, которая состоит из множества пунктов. Чтобы качественно обслужить машину, нужно не только поменять смазочные жидкости, но и провести ревизию других важных систем и агрегатов. В частности, необходимо периодически менять антифриз, тормозную жидкость, трансмиссионное масло, свечи зажигания, фильтры, ремни, колодки и многие другие материалы и детали.
Полный перечень работ по техобслуживанию авто можно увидеть в инструкции к машине или в сервисной книжке. В документации указывается не только перечень обязательных процедур, но и интервалы проведения тех или иных видов планового ТО. Рассмотрим наиболее важные моменты.
Замена масла ДВС
Если мотор относительно новый (менее 100-150 тыс. км), можно проводить техобслуживание с интервалами, указанными выше. При больших пробегах следует сокращать периодичность ТО. Чем чаще владелец меняет масло в авто, тем дольше мотор прослужит без капитального ремонта.
Замена фильтров
При техническом обслуживании автомобиля необходимо менять такие фильтроэлементы:
Обслуживание системы зажигания
Особого внимания требуют свечи, которые в среднем служат до 30-50 тыс. км. Из-за применения некачественного топлива или неподходящего автомасла может образовываться черный нагар на электродах, что препятствует нормальному искрообразованию. Это приводит к троению двигателя, снижению тяги и резкому увеличению расхода топлива.
При каждом техобслуживании необходимо, как минимум, проводить осмотр свечей. Если на них нет нагара, старые детали можно эксплуатировать и дальше. Если присутствует темный налет (не путать с коричневым, который является нормальным), то свечи стоит заменить.
При их установке важно соблюдать определенный момент затяжки и использовать специальный свечной ключ. Чрезмерная перетяжка может привести к срыву резьбы, а слишком слабая затяжка может спровоцировать разгерметизацию цилиндров в двигателе. По этим причинам техническое обслуживание системы зажигания лучше доверить профессиональным мастерам, которые знают эти и другие нюансы.
Комплексная диагностика в рамках техобслуживания
Автомобиль необходимо диагностировать при каждом плановом обслуживании. Своевременная проверка позволит выявить неисправности на ранних стадиях, когда они еще не представляют серьезной угрозы для безопасности движения и работоспособности автомобиля. При регламентном ТО следует проверять такие узлы и системы:
Замена ремней
Наиболее важным является ремень газораспределительного механизма. Его нужно менять на ТО-80, ТО-100 или ТО-120, в зависимости от рекомендаций производителя. Мы рекомендуем проводить эту процедуру раньше регламентного срока, чтобы не доводить ременной привод до критического состояния, при котором он может в любой момент оборваться. При его обрыве могут деформироваться клапаны в двигателе, что неизбежно приведет к капитальному ремонту.
С интервалом 50-80 тыс. км необходимо менять ремни вспомогательного оборудования: компрессора кондиционера, гидроусилителя, генератора и водяного насоса. При выполнении этих процедур важно следить за правильной натяжкой. Перетянутый ремень будет создавать избыточную нагрузку на валы и шкивы, а недотянутый может проскальзывать, особенно в слякотную и дождливую погоду.
Обслуживание тормозной системы
При каждом техобслуживании авто нужно проводить осмотр колодок, дисков, шлангов и других элементов, отвечающих за работоспособность тормозов. Если какие-либо из перечисленных деталей имеют признаки критического износа, их обязательно нужно заменить.
Замена тормозных колодок проводится с интервалом около 30-40 тыс. км, в зависимости от их качества и состояния. Диски служат около 100 тыс. км.
Также при техническом обслуживании нужно проверять уровень тормозной жидкости и анализировать ее цвет. Если она сильно помутнела, следует слить старую ТЖ, залить новую и прокачать тормоза. Этот вид техобслуживания проводится один раз в 2-3 года или с интервалом 20-30 тысяч километров. Замену рабочей жидкости удобно совмещать с установкой новых передних колодок, поскольку они имеют приблизительно одинаковый ресурс.
Плановое ТО системы охлаждения
Регламент технического обслуживания легковых автомобилей требует менять антифриз с периодичностью 3-4 года или чаще. Это приблизительно соответствует пробегу 45-60 тыс. км (из расчета 15000 км в год).
Старая охлаждающая жидкость становится более вязкой и мутной, в ней увеличивается содержание посторонних веществ и продуктов окисления. Если при сливе отработанной ОЖ видны комки и сгустки, а в патрубках и расширительном бачке заметен слой налета, при обслуживании системы рекомендуется выполнить промывку. Для этого применяются специальные химические составы, которые растворяют устойчивые отложения в трубках, радиаторе и блоке цилиндров, обеспечивая эффективную очистку магистрали.
При техобслуживании важно использовать подходящую марку антифриза, которая должна указываться в технической документации к автомобилю. Наиболее популярными являются жидкости G11, G12, G12+ и G13.
Замена трансмиссионного масла
В современных коробках передач, как утверждают производители, смазочную жидкость не нужно менять в течение всего срока службы автомобиля. Такое возможно лишь при условии, что машина эксплуатируется в максимально благоприятных условиях. На практике же нужно проводить техобслуживание трансмиссии через каждые 60-100 тысяч километров. Масло постепенно загрязняется железной стружкой, образующейся при трении шестеренок, валов и дисков сцепления. Если жидкость сильно загрязнена этими частицами, она будет причинять коробке передач больше вреда, чем пользы.
Чтобы узнать цены на техобслуживание авто в техцентре «Автобам», воспользуйтесь онлайн-калькулятором на странице или проконсультируйтесь с нашими менеджерами.
Обслуживание автомобильных аккумуляторов (АКБ)
Обслуживание автомобильного аккумулятора перед наступлением зимы обязательно. Это гарантирует уверенный старт, достаточную мощность, отсутствие проблем с запуском. Автосервис Бош предлагает:
Почему Бош Авто Сервис?
Специалисты СТО Бош выполнят обслуживание аккумуляторов, автомобильных систем электрики и электроники с оценкой потребляемой мощности и остаточного ресурса АКБ. Располагаем оснащенными цехами для диагностики батарей любых марок и типов.
Выполним диагностику АКБ автомобиля, подберём замену с учетом режима эксплуатации, оснащенности авто, места ночной парковки для автомобиля любого типа, мощности, марки. Предоставим гарантию и бесплатный сервис в ближайшем к вам техцентре компании Бош.
Подготовься к зиме правильно
Обслуживание обязательно проводится перед наступлением холодов. В зимнее время старый и не обслуженный аккумулятор регулярно дает сбои. Полная разрядка наступает вследствие большей нагрузки при старте холодного двигателя, потребляющего до трех раз больше заряда аккумулятора, чем летом.
Если присутствуют другие проблемы – плохо работает генератор, подключено много дополнительного оборудования, вы оставляете машину с включенными фарами и печкой – даже довольно новой батарее будет непросто.
Своевременное обслуживание авто аккумуляторов и сервис с диагностикой нагрузки на электросистему позволяет выявить зоны риска и устранить их. Оценка степени износа, соответствия емкости АКБ потребляемой мощности, дозарядка или замена непригодного к дальнейшей эксплуатации аккумулятора подготовят к ровному старту в любой мороз.
У Вас остались вопросы или пожелания?
Вы можете получить актуальную информацию о Вашем автомобиле в ближайшем Бош Авто Сервисе.
Диагностика двигателя и электронных систем в Москве
Диагностика электронных систем управления двигателя современного автомобиля.
С каждым обновлением модельного ряда автомобилей электроники в управлении двигателем становится все больше. Также растет число параметров и датчиков, задействованных в работе. Все это только увеличивает количество компонентов, которые по той или иной причине могут давать сбой. Меняются электрические параметры двигателя, выходят из строя датчики, сгорают предохранители или окисляются контакты. Любое нарушение в цепочке электронных систем может привести к ошибкам на приборной панели и неправильной работе двигателя.
Компоненты электронных систем:
Процесс диагностики двигателя и электронных систем
К разъему OBD-II подсоединяется диагностический сканер, который считывает показания электронных систем и ошибок в памяти бортового компьютера. Показатели анализируются, их значения сравниваются на предмет отклонений от заданных параметров конкретной марки и модели авто. Тем самым выявляется причина сбоя и выводятся результаты диагностики.
На данный момент диагностика доступна всем без исключения владельцам смартфонов, которые могут купить недорогой сканер и считать коды неисправности своего автомобиля. Но выявить истинную причину неисправности может, полагаясь на технические знания и опыт, только грамотный диагност.
Диагностирование электронных систем управления автомобилем
Назначение всех диагностических систем — унифицированное определение неисправностей в различных узлах и агрегатах автомобиля для принятия решения о последующем ремонте. Дo 1994 г. в мировой автомобильной промышленности применялись различные системы, стандарты и протоколы для диагностики OBD-I (On Board Diagnostic). Коды диагностики OBD-I были двузначными (их также называют короткими — в отличие от длинных пятизначных кодов расширенной диагностики более поздних систем). Считывание кодов неисправностей систем OBD-I осуществлялось с помощью контрольной лампы, например Сheck Engine («Проверьте двигатель»). Процедура считывания кодов систем OBD-I напоминала азбуку Морзе: короткие импульсы (длительностью 0,2…0,3 с) обозначают единицы, а длинные (1,2…2,0 с) — десятки (рис. 1). После визуального считывания импульсов их значение может быть расшифровано с использованием специальных таблиц.
Рис. 1. Пример высвечивания кода неисправности систем OBD-I: 1…3 — число импульсов
Это наиболее простой вид бортового диагностирования, которое заключается в условном присвоении ряду неисправностей электронной системы управления цифровых кодов, которые при проявлении соответствующих им неисправностей заносятся в память ЭБУ системой.
В середине 1990-х гг. начали появляться так называемые расширенные системы, которые долгое время сосуществовали с прежними, но с 1996 г. по требованию Агентства по защите окружающей среды США (US Environmental Protection Agency, US EPA) и благодаря усилиям Ассоциации инженеров автомобилестроения (Society of Automotive Engineers, SAE) повсеместно были внедрены единые стандарты самодиагностики, протоколов обмена данными, унифицированы требования к диагностическим средствам и структуре кодов. Таким образом, начиная с этого времени все автомобили и грузовики малой грузоподъемности, произведенные для продажи в США, оборудуются единой системой самодиагностики в соответствии со стандартом OBD-II, а с 2000 г. и в Европе (стандарт EOBD) все новые автомобили диагностируются только по этому стандарту.
В системах семейства OBD-I было предусмотрено определение неисправностей ограниченного спектра (двигателя, подушек безопасности, тормозной системы ABS и автоматической коробки передач), в OBD-II перечень диагностируемых узлов расширен (быстрые коды). Кроме того, значительно увеличилось количество диагностических кодов (более 3000).
Требования стандарта OBD-II:
Для предупреждения водителя о неисправности электронной системы управления на панели приборного щитка загорается лампочка или надпись Check Engine.
По требованиям нормативных документов по безопасности движения некоторых стран, автомобиль, имеющий активные коды неисправности определенных электронных систем управления, не допускается к эксплуатации.
При запуске двигателя и отсутствии в нем неисправностей надпись Check Engine (лампочка) должна погаснуть после запуска двигателя. В более современных автомобилях (например, Ford Kuga) при включении зажигания загораются сигнализаторы и индикаторы (рис. 2).
Если при включении зажигания сигнализатор (индикатор) не загорается или загорается во время движения автомобиля, то это указывает на неисправность соответствующей системы.
Сигнализатор сообщений (см. рис. 2) предупреждает о появлении разных неисправностей, при этом цвет контрольной лампы в зависимости от значимости неисправности может быть желтым или красным. Конкретизация неисправности осуществляется на информационном дисплее (табл. 1).
Считывание полной информации с ЭБУ осуществляется через диагностический разъем с помощью специального устройства — сканера, фактически заменяющего центральный блок управления.
Рис. 2. Пример сигнализаторов и индикаторов приборного щитка автомобиля (расположение произвольное): 1—сигнализатор сообщений; 2 — сигнализатор неисправности антиблокировочной системы (ABS); 3 — индикатор усилителя рулевого управления; 4 — контрольная лампа избыточного скопления сажи; 5 — сигнализатор низкого уровня топлива; 6 — сигнализатор падения давления моторного масла; 7 — сигнализатор неисправности систем двигателя; 8 — индикатор системы динамической стабилизации
Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с ЭБУ, при этом коды не только считываются, но и расшифровываются.
Таблица 1. Примеры сообщений информационного дисплея
Сообщение | Цвет контрольной лампы | Система |
Низкий уровень тормозной жидкости | Красный | Тормозная система |
Неисправность двигателя | Красный | Система двигателя |
Низкий уровень жидкости омывателя | Желтый | Стеклоомыватель |
Диагностический разъем (рис. 3) размещается в пассажирском салоне (обычно под приборной панелью) и обеспечивает доступ к системным данным. К такому разъему может быть подключен любой сканер.
Рис. 3. Схема стандартного 16-контактного диагностического разъема
Сканером, или сканирующим прибором, называют компьютерные тестеры, служащие для диагностирования различных электронных систем управления посредством считывания цифровой информации с диагностического разъема автомобиля (рис. 4). Обычно сканер подключается к компьютеру через последовательный порт для передачи данных.
Рис. 4. Программируемый сканер с персональным компьютером
Полнота диагностической информации, получаемой с помощью сканера, зависит, в первую очередь, от разработчика системы управления и во вторую — от производителя сканера. Сканеры различаются своими функциональными возможностями и спектром тестируемых автомобилей.
Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, он только фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять их причины, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров.
С программной точки зрения особенности тестируемого автомобиля в сканере учитываются при помощи дооснащения базового устройства соответствующим программным продуктом, отражающим специфику управляющей электроники автомобиля данной марки. Дополнительная программа может поставляться в виде перепрограммируемой карты внешней памяти (PCMCIA-карта), которая вставляется в сканер, что позволяет обновлять версии программы с помощью персонального компьютера, в том числе через Интернет. Обновление программного обеспечения актуально потому, что ни один производитель сканеров не выпускает на рынок программный продукт «на все времена», так как это просто невозможно. Универсальность сканера определяется глубиной охвата, тем, насколько полон список электронных систем, которые сканер может тестировать на автомобиле данной марки.
Специфика автомобилей разных производителей заключается в использовании не только разных протоколов обмена, но и диагностических разъемов различной конфигурации. Для учета этой особенности универсальные сканеры снабжаются комплектом кабелей-адаптеров для подключения к системе бортовой диагностики. Стремясь придать сканерам большую универсальность, отдельные разработчики снабжают свои сканеры дополнительными функциями: некоторые модели приборов имеют встроенный мультиметр, двухили четырехканальный осциллограф, блок проверки шин CAN и др.
Рассмотрим основные возможности сканеров.
1. Диагностирование блоков управления:
Рис. 5. Окно ошибок
Рис. 6. Окно фактических значений проверяемых параметров
Рис. 7. Окно тестирования исполнительных элементов системы управления двигателем
Рис. 8. Окно проверки параметров в режиме графопостроения
Рис. 9. Окно корректирования вида обслуживания
Рис. 10. Расположение диагностического разъема (VW Passat 2001–02/2005): 1 — диагностический разъем
2. Использование программного обеспечения:
3. Использование мультиметра.
5. Использование осциллографа для регистрации значений, полученных при тестировании.
Наиболее функционально совершенным дилерским сканерам часто присуща и такая функция, как репрограмминг (чип-тюнинг), заключающаяся в способности сканера вносить изменения или дополнения в программу блока управления системой автомобиля.
Информация о любой ошибке сохраняется в памяти и может быть извлечена оттуда с помощью сканера. При получении сигнала об ошибке диагностическая система обязана ответить унифицировано: классифицировать неисправность по номеру (коду ошибки); предпринять корректирующие действия, предусмотренные управляющей программой на этот случай.
Рис. 11. Окно сравнения фактических параметров с нормативными
Рис. 12. Окно с технологией замены ремня газораспределительного механизма
Возможности сканеров конкретного автомобиля определяются диагностическими функциями блока его управления, однако, как правило, все сканеры считывают и стирают коды неисправностей, выводят цифровые параметры в реальном масштабе времени, могут имитировать работу датчиков и исполнительных механизмов. Сканер подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному блоку управления или электронной системе в целом. Одной из функций, реализуемых сканерами, является проверка сигнала датчика на рациональность, т.е. на соответствие требуемым (штатным) сигналам.
Датчик может быть неисправным и посылать в блок управления неверную информацию. В случае если проверка сигнала датчика на рациональность в программе блока управления не предусмотрена, управляющие алгоритмы в них реализуются с использованием неверной информации датчика. При этом будут неправильно рассчитаны важные выходные параметры (например, угол опережения зажигания и длительность импульса открытия форсунок), что приведет к ухудшению ездовых характеристик автомобиля, двигатель может глохнуть после запуска и т.д. Однако пока в количественном выражении неверный сигнал с датчика будет в пределах нормы, никакие коды ошибок в память ЭБУ не запишутся и неисправность никак не обозначится.
Для обнаружения неисправности реализуется функция отключения «подозрительного» датчика. Тогда электронный блок запишет в память код ошибки и изменит сигнал с датчика на расчетное (резервное) значение. Например, при отключении датчика массового расхода воздуха его сигнал заменяется резервным сигналом, рассчитанным по положению дроссельной заслонки и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если после отключения «подозрительного» датчика работа двигателя улучшится, то это означает, что датчик неисправен.
В современных блоках управления по мере совершенствования программного обеспечения появляется возможность выявлять подобные неисправности. Это так называемая проверка на рациональность и правильное функционирование, которая реализуется в бортовых диагностических системах второго поколения (OBD-II), заключается в том, что текущие значения сигналов со всех датчиков постоянно проверяются на взаимооднозначное соответствие штатным сигналам для данного режима работы двигателя. Штатные значения сигналов хранятся в постоянной памяти микропроцессора электронного блока.
После технического обслуживания или ремонта все коды следует удалить из памяти блока управления, иначе блок будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля. Применяют три метода удаления (стирания) кодов неисправностей:
Для удобства работы со сканерами их изготовители предусматривают беспроводную радиосвязь сканера с компьютером, что особенно важно при диагностировании крупногабаритных транспортных средств — грузовых автомобилей и автобусов. Для упрощения операций диагностирования может предлагаться специальный мобильный телефон с наушниками и микрофоном, которые подсоединены к системе связи с оператором производителя сканера. Оператор может войти в связь на расстоянии со сканером на СТО, оказывая необходимую поддержку для решения устранения неисправности. Кроме этого, может использоваться и телевизионная связь, что позволяет оператору производителя сканера наблюдать за показаниями сканера на расстоянии и дать рекомендации работнику СТО по устранению неисправности.
Фирма ТЕХА разработала специальное компактное устройство OBD Log (рис. 13) для анализа параметров и регистрации ошибок в реальном масштабе времени для систем управления двигателями автомобилей. Устройство вставляется в стандартный диагностический разъем и служит для сохранения всех данных, которые снимаются в течение нескольких дней при эксплуатации автомобиля.
Рис. 13. Внешний вид диагностического устройства OBD Log фирмы TEXA
После считывания сохраненных данных можно проанализировать все отклонения в работе двигателя и его систем, которые не могут быть зафиксированы при проверке автомобиля в статическом состоянии. Во время движения автомобиля определяются: потери мощности при определенных режимах, провалы, неравномерная работа двигателя или кратковременные нарушения в работе датчиков. После каждой поездки горящая зеленая лампочка указывает, что никаких ошибок не было обнаружено, в то время как светящаяся красная лампочка показывает, что ошибка была записана и ее расшифровка доступна для просмотра.
Сохраненные данные могут быть загружены в любой компьютер, а специальное программное обеспечение позволяет просмотреть отчет, разделенный на поездки, что позволяет точно установить момент времени возникновения отклонений в работе двигателя.
Компьютерная диагностика автомобиля
Вашему автомобилю необходима диагностика электронных систем и вы ищите подходящий сервис во Владимире? АвтоТракт Bosch Сервис предлагает все виды компьютерной диагностики на дилерском уровне! Современное европейское оборудование, команда первоклассных специалистов и прозрачная система ценообразования привлекают к нам большое количество постоянных клиентов.
Мы предлагаем проведение:
Каждый владелец транспортного средства сталкивается с неполадками в работе своего авто, проще и выгоднее поручить решение возникшей проблемы профессионалам.
Цена диагностики электронных систем автомобиля
Вид выполняемых работ
Цена единицы работы, руб.
Компьютерная диагностика электронных систем управления автомобиля
Компьютерная диагностика
Тестируя транспортное средство, мы составляем подробную карту имеющихся неисправностей, определяя методику их устранения по следующему ряду позиций:
Диагностика электрики
Технические специалисты нашей компании способны в кратчайшие сроки выявить существующие проблемы электрической системы вашего автомобиля.
Сервис осуществляет перепрограммирование электроники, возвращает штатные, предусмотренные изготовителем, параметры работы, восстанавливает коммуникации и неполадки в механике.
Диагностика электрики в нашем сервисном центре проводится без разборки двигателя и вскрытия электрических коммуникаций. Таким образом, мы обеспечиваем вашему автомобилю новую жизнь в самые краткие сроки и с максимальной эффективностью.
Именно поэтому современная компьютерная диагностика в сочетании с последующим профессиональным ремонтом – шанс избежать множества проблем в будущем.
Диагностика электронных систем на дилерском уровне
С первого взгляда нельзя увидеть внутреннее состояние автомобиля. С помощью диагностических приборов Мы точно и быстро обнаружим истину. Авто-Тракт БОШ Сервис предлагает диагностику на дилерском уровне таких брендов, как Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Skoda, Volvo, Hyundai, Kia, Opel, Chevrolet, Daewoo. Кроме этого, в нашем распоряжении есть мультимарочные диагностические комплексы, позволяющие охватить весь спектр брендов. Внимание владельцам автомобилей BMW. Мы выполняем диагностику и программирование блоков управления автомобилей BMW с помощью дилерского диагностического комплекса BMW ICOM.