Обвязка груза на авто
Как крепить груз в кузове автомобиля
В Российской Федерации нет установленных законом правил крепления груза при его перевозке. Из-за этого часто перевозимые предметы портятся, теряются, а в ряде случаев происходят ДТП, в которых могут пострадать люди. Поэтому необходимо знать, как правильно перевозить багаж, а также пользоваться этим на практике.
В России нет правил крепления груза при транспортировке.
Выбор транспортного средства
На выбор транспорта при перевозке товаров влияют следующие факторы:
Грузовой автомобильный транспорт классифицируется по следующим параметрам:
Но для перевозки товаров большее значение имеет классификация по типу кузова:
Бортовой кузов – платформа, которая ограничена с 3 сторон бортами, их можно откинуть или снять. Этот тип грузового автомобиля часто используется при перевозках внутри России. Явным недостатком бортового кузова считается то, что багаж не защищен от атмосферных осадков, солнца и пр. Кроме того, товары могут быть украдены. Преимуществом открытого кузова является удобство выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Его часто выбирают для транспортировки строительных материалов.
Бортовой кузов часто используется при транспортировке.
Закрытый тентованный кузов представляет собой боковые борта с приваренными к ним распорками, на которые натянут брезент и т.д. Это один из самых популярных вариантов транспорта для перевозки, поскольку обеспечивается защита от климатических изменений и пр. Кроме того, тентованный кузов не сильно увеличивает массу машины, что не сказывается на грузоподъемности.
Цельнометаллический фургон позволяет перевозить грузы, не требующие специальных условий транспортировки. Преимуществом такого автомобиля является хорошая защита от краж, атмосферных осадков. Однако конструкция из металла уменьшает допустимую грузоподъемность.
Рефрижератор представляет собой фургон, в котором имеется холодильная установка. В таком кузове можно перевозить товары, которым необходим специальный температурный режим. Недостатком рефрижератора считается повышенная стоимость доставки товаров.
Цистерны используются для транспортировки жидких смесей, газов и т.д. Чаще всего они бывают круглого сечения.
Материалы, из которых изготавливаются цистерны, должны быть прочные, устойчивые к агрессивному воздействию.
Правила размещения и крепления грузов на автотранспорте
Фиксация багажа зависит от его массы, вида, заполненности машины, типа кузова. Но существуют общие требования:
Схемы
Погрузка должна осуществляться в соответствии со схемой размещения и фиксации. Этот документ включает в себя:
Основные способы крепления груза в кузове
Крепление должно обеспечить сохранность багажа, неподвижность во время движения или торможения. Существует 3 основных способа, как это сделать:
Притягивание
Этот способ еще называется прижимным. Он основан на увеличении силы трения между грузом и кузовом транспортного средства. Притягивание осуществляется чаще всего при помощи ремней. Для одного груза их используется минимум 2. Если товаров несколько, нужно проверить, располагает ли транспортное средство достаточным количеством точек крепления.
Притягивание осуществляется при помощи ремней или веревок.
Растяжка
Этот способ также предполагает использование ремней, только по другому принципу. Специальные тросы с одной стороны цепляются за груз, а с другой – за настил, как бы разрывая товар на 2 части. При этом действие сил уравновешивается, и багаж не смещается.
При таком способе крепления учитываются вес, длина ремня, сила натяжения, максимальная нагрузка и т.д.
Блокирование
Блокирование представляет собой размещение груза, подручных средств и бортов автомобиля настолько плотно, чтобы они не смещались относительно друг друга. Такой метод обеспечивает неподвижность в горизонтальной плоскости, но не спасает он подпрыгивания.
Дополнительные способы: вспомогательные средства
Помимо основных 3 способов крепления грузов, существуют дополнительные, которые объединяют в себе перечисленные или упрощают их. Кроме того, с развитием транспортной сети придумываются новые устройства, помогающие облегчить процесс транспортировки и сохранить доставляемые товары.
Противоскользящие маты и резиновые коврики
Это рулонные материалы, изготовленные чаще всего из резины. Их укладывают на дно кузова, сверху ставят груз. Резиновое покрытие обеспечивает устойчивость, по нему ящики или тары не катаются, не скользят. Однако такой способ крепления не защищает от опрокидывания, подпрыгивания.
Резиновые коврики укладывают на дно кузова.
Колодки
Это приспособление небольшого размера, которое подкладывается под цилиндрические тары или оборудование на колесах. Колодки помогают предотвратить скатывание груза.
Деревянные распорки
Этот способ достаточно часто используется из-за его простоты или дешевизны. Деревянные распорки (брусья) прибиваются к кузову таким образом, чтобы заблокировать движение груза. Материалы, из которых изготовлены планки, должны быть высокого качества. Не допускается использование сухого дерева, т.к. оно может не выдержать нагрузку тяжеловесных товаров. Установка таких распорок технологически сложная, во многом зависит от самого транспортного средства.
Сетки
Сетками накрывают груз, чтобы они удерживали его. Чаще всего такая фиксация заменяет ремни. Нагрузка распределяется более равномерно, снижается вероятность повредить груз.
Термоусадочная и растягивающаяся пленка
В такую пленку оборачивают багаж, как бы упаковывая его. Этим способом товары фиксируются, не рассыпаются по кузову.
Багаж оборачивают в термоусадочную пленку.
Угловые протекторы
Это специальные приспособления, которые изготавливаются из дерева, пластмассы или металлических сплавов. Они используются при креплении прижимным способом и подкладываются под ремни в углах груза.
Это делается для того, чтобы защитить груз от врезания ремня и продлить срок службы тросов.
Выбор способа крепления груза
Способ крепления выбирается исходя из массы и габаритов перевозимого багажа. Крупногабаритные предметы чаще всего фиксируются ремнями, а деревянные поддоны – блокированием. Наилучшим вариантом будет комбинация из нескольких способов и вспомогательных устройств. Например, крепление ремнями и подкладывание резиновых ковриков.
Как избежать перегруза
Перегруженное транспортное средство может стать причиной штрафа, поломок и даже ДТП. Поэтому необходимо производить расчеты, прежде чем отправляться в дорогу. К багажу обязательно нужно прибавлять массу креплений, сравнивать полученное значение с допустимыми нормами для выбранного транспортного средства.
Возможные факторы риска
Во время движения тары подвергаются воздействию сил инерции. В момент экстренного торможения они могут составлять до 80% от массы предметов. Эти силы действуют на багаж, пытаются сдвинуть его с места. Поэтому он должен быть хорошо закреплен. В момент ускорения или поворота центробежная сила может доходить до 50% от массы контейнеров. В случае, если крепления не предусмотрены, нарушены правила, технологии перевозки, возможно повреждение товаров, их опрокидывание.
Дополнительная информация
Перед отправлением водитель обязан проверять исправность креплений, их надежность. Кроме того, это необходимо делать несколько раз во время переезда из начального пункта в конечный. При обнаружении каких-либо неисправностей водитель не имеет право продолжать движение. Расчет количества креплений, рабочей нагрузки осуществляет по специальным формулам.
Размещение и способы крепления грузов в кузове автотранспортного средства
В настоящее время в РФ отсутствуют нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов безопасного размещения и крепления грузов при транспортировке. Действующие в Европе стандарты EN 12195:2010 «Крепление грузов на автотранспортных средствах. Безопасность», EN 12642 «Конструкция кузова коммерческого транспортного средства. Минимальные требования» могут использоваться у нас только в качестве справочного пособия, с целью обеспечения безопасности при перевозке различных грузов. При размещении груза в кузове автомобиля необходимо выполнять ряд требований, некоторые из них приводятся ниже:
Пример схемы распределения груза в двухосном автомобиле
Пример схемы распределения груза в полуприцепе
Пример схемы распределения груза в трёхосном автомобиле
Нагружаемая поверхность груза | Сухое сцепление материала | Мокрое сцепление материала | Масляное сцепление материала |
---|---|---|---|
Дерево/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,05-0,15 |
Металл/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,02-0,10 |
Металл/металл | 0,10-0,25 | 0,10-0,20 | 0,01-0,10 |
Дерево/бетон | 0,30-0,60 | 0,30-0,50 | 0,10-0,20 |
Противоскользящие маты | 0,60 | 0,60 | 0,60 |
Для того, чтобы груз остался неподвижным, необходимо выполнить следующие требования: сила трения должна быть больше или равна инерционной силе,
т. е. Fr ≥ Fm, NM ≥ Fg · Cxy
Для того, чтобы увеличить силу трения Fr есть два пути:
2. Увеличить силу нормального давления N (без увеличения веса груза Fg). Для этого необходимо дополнительное прижатие груза к платформе. Когда груз ничем не прижат, сила нормального давления N равна весу груза Fg. Когда появляется дополнительная прижимающая сила Fv сила нормального давления равна сумме веса Fg и дополнительной прижимающей силы Fv: N = Fg + Fv
Обеспечение достаточной прижимающей силы и есть основная задача крепления груза прижимом стяжными ремнями (способ увязки поверху). Необходимая прижимающая сила с учётом вертикального угла α установки ремня определится по формуле:
3. Для увеличения силы трения наиболее рациональным является комбинированный способ: применение противоскользящих матов и прижимных ремней одновременно. Такой способ крепления груза позволяет значительно снизить (уменьшить) количество прижимных ремней.
КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗА С ПОМОЩЬЮ ПРИЖИМНЫХ РЕМНЕЙ (способ увязки поверху)