Объясните что означают показатели выработки автомобилей
Показатели работы автомобильного транспорта
Показатели работы автомобильного транспорта
Показатели работы автомобильного транспорта
Опенка работы автотранспортных предприятий в целом и для каждого автомобиля в отдельности и сравнение работы отдельных автомобилей, а также автотранспортных предприятий производится на основании ряда показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.
Такими показателями являются: коэффициент технической го« товности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в тоннах; выполненная работа в тонно-километрах.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава к транспортной работе, является коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии.
Показатели работы автомобильного транспорта
Опенка работы автотранспортных предприятий в целом и для каждого автомобиля в отдельности и сравнение работы отдельных автомобилей, а также автотранспортных предприятий производится на основании ряда показателей, характеризующих рациональность использования, техническую готовность подвижного состава и четкость организации транспортного процесса.
Такими показателями являются: коэффициент технической го« товности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в тоннах; выполненная работа в тонно-километрах.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава к транспортной работе, является коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии.
Если на предприятии насчитывается 300 автомобилей, а технически исправных 240, то коэффициент технической готовности будет:
Количество исправных автомобилей 240 Списочное количество автомобилей 300
Коэффициент технической готовности зависит от организации я качества выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей. Исправность автомобиля, а значит, и повышение коэффициента технической готовности зависят в значительной мере от водителя. Своевременное обнаружение и устранение неисправностей, содержание автомобиля в исправном состоянии, умелое вождение его и соблюдение правил технической эксплуатации являются факторами, при помощи которых водитель может влиять на повышение коэффициента технической готовности.
Выпуск подвижного состава на линию характеризуется коэффициентом выпуска, который определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы АТП.
Если в течение календарного года предприятие работало 307 дней, из которых автомобиль находился в работе 230 дней, то коэффициент выпуска будет:
Дни работы автомобиля 280 Дни работы предприятия 307
Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т. е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и от четкости организации транспортной работы.
Не менее важным фактором оценки работы АТП является продолжительность работы автомобиля на линии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя достигается созданием бригад водителей, организацией двух- и трехсменной работы водителей, сменой водителей на линии и заменой в выходные дни основного водителя подменным.
Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т. е. пробег автомобиля в километрах, выполненный за 1 ч. Различают техническую и эксплуатационную скорости автомобиля, которые зависят от разных факторов.
Техническая скорость — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. В это время включено и время, затраченное на остановки перед перекрестком в ожидании разрешения на дальнейшее движение. Техническая скорость определяется отношением пробега в километрах ко времени автомобиля в движении, выраженном в часах.
Каждый водитель должен добиваться повышения технической скорости, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги и интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки. Умение выбрать наиболее рациональный режим движения с учетом перечисленных факторов в большой мере зависит от квалификации водителя.
Эксплуатационная скорость — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоев под погрузкой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в километрах, на время пребывания его в наряде, выраженное в часах.
Например, автомобиль ГАЗ-53А за смену выполнил 165 км пробега и находился в наряде 7 ч. Эксплуатационная скорость будет:
Время пребывания автомобиля в наряде
Основным фактором, влияющим на величину эксплуатационной скорости, является время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, поэтому следует добиваться максимальной механизации погрузки и выгрузки груза. Увеличению эксплуатационной скорости способствует увеличение расстояния между пунктами погрузки и разгрузки, так как при этом количество погрузочно-разгрузочных операций уменьшается, а следовательно, уменьшается время простоев автомобиля
Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега. Его определяют делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.
Например, если общий пробег автомобиля ЗИЛ-130 составил за смену 280 км, а пробег с грузом — 200 км, то коэффициент использования пробега будет:
Пробег автомобиля с грузом 200 км
Общий пробег автомобиля 280 км
Каждый водитель должен добиваться увеличения коэффициента использования пробега и помнить, что его величина в основном зависит от характера грузопотока, расположения пунктов погрузки и разгрузки, а также от загрузки автомобиля попутным грузом.
На повышение производительности работы автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля.
Если автомобилем ГАЗ-53А за одну ездку было перевезено 3,0 т, а полная грузоподъемность автомобиля 4,0 т, то коэффициент использования грузоподъемности будет:
Масса перевезенных грузов 3,0 т
Грузоподъемность автомобиля 4,0 т
Повышение коэффициента использования грузоподъемности достигается полной загрузкой автомобиля, поэтому при перевозке грузов небольшой массы необходимо наращивать борта автомобиля и при укладке груза полнее использовать площадь грузовой платформы, а при перевозке тарного груза укладывать, а затем увязывать его в несколько рядов, не превышая установленных габаритов.
Работа грузового автомобиля учитывается в тонно-километрах и определяется произведением количества перевезенного груза в тоннах на пробег, выраженный в километрах. Количество тонно-километров определяют за каждую ездку отдельно, а потом суммируют за всю смену.
Например, автомобиль ГАЗ-53А за одну ездку перевез 3 т груза па расстояние 85 км, а за вторую ездку —4 т на расстояние 50 км. Транспортная работа за первую ездку будет 3×85 = = 255 ткм, а за вторую — 4×50=200 ткм. Транспортная работа за смену составит 455 ткм (255 ткм + 200 ткм).
Количество перевезенных тонн груза определяет объем выполненных перевозок. Для рассмотренного примера объем перевезенного груза 7 т (3 т + 4 т)
3.1. Планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия
Перевозки автомобильным транспортом осуществляются на основе плана перевозок в соответствии с заключенными договорами. План перевозок служит базой расчета объемов перевозок, парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т.д.
Исходными данными для составления плана перевозок грузов являются заявки организаций-грузоотправителей, где указываются виды грузов, пункты их отправления и назначения, объемы перевозок в тоннах и тонно-километрах. В зависимости от рода и количества грузов и условий осуществления перевозок автотранспортные предприятия выбирают наиболее рациональный тип подвижного состава.
План по эксплуатации подвижного состава различается по видам перевозок, осуществляемых автотранспортным предприятием:
— грузовые или пассажирские перевозки;
— перевозки на сдельной или повременной основе;
— регулярные или разовые перевозки.
Этот план включает в себя определение следующих показателей по маркам подвижного состава и по парку в целом.
1. Среднесписочное количество автомобилей (Асс), ед.
2. Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве) (АДх).
3. Автомобиле-дни работы (АДр).
4. Автомобиле-часы работы (АЧн), ч.
5. Общая грузоподъемность автомобилей (qобщ), т.
6. Среднесуточный пробег одного автомобиля (автобуса) (Lсут), км.
7. Общий пробег автомобилей (Lобщ), км.
8. Пробег с грузом (Lгр), км.
9. Количество ездок с грузом (nег).
10. Суточный объем перевозок (Qсут), т.
11. Общий объем перевозок (Qт), т.
12. Общий грузооборот (Рткм), ткм.
13. Объем перевозок пассажиров ((Qпасс), пасс.
14. Пассажирооборот (Рпасс-км), пасс-км.
1. Среднее время пребывания автомобилей в наряде (Тн), ч.
2. Средняя грузоподъемность автомобиля (q), т.
3. Коэффициент технической готовности (αт).
4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию (αв).
5. Коэффициент использования пробега (β).
6. Средняя техническая скорость (Vт), км/ч.
7. Средняя эксплуатационная скорость (Vэ), км/ч.
8. Среднее расстояние перевозки грузов (l), км.
9. Средняя длина ездки с грузом (lег), км.
10. Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой (tпр), ч.
11. Статический коэффициент использования грузоподъемности (γс).
12. Динамический коэффициент использования грузоподъемности (γд).
Показатели программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия определяются следующим образом.
Среднесписочное количество автомобилей, ед.
∑Асс=
∑Асс= ,
где W Асс – выработка на один списочный автомобиль в т или ткм.
Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве)
Общая грузоподъемность парка автомобилей, т
Среднесуточный пробег одного автомобиля, км
Lсут = .
Общий пробег автомобилей, км
Пробег с грузом, км
Количество ездок с грузом
∑ nег =∑ nег АДр = АДр
∑nег = ∑.
Суточный объем перевозок, т
Qсут= .
Общий объем перевозок, т
Общий грузооборот, ткм
Рткм = ∑Qтl = АДр.
Затем вычисляются плановые показатели выработки подвижного состава.
Выработка на одну списочную автотонну:
,
.
Выработка на один списочный автомобиль:
,
.
Выработка на один автомобиле-день работы:
,
.
Выработка на один автомобиле-час работы:
,
.
Выработка на один километр пробега, т
.
В программе по эксплуатации, кроме суммарных показателей, рассчитывается средний уровень технико-эксплуатационных показателей автотранспортного предприятия
Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т
=
.
Среднее время пребывания в наряде, ч
.
Средний коэффициент использования пробега
.
Средний статический коэффициент использования грузоподъемности
.
Средний динамический коэффициент использования грузоподъемности
.
Среднее расстояние перевозок, км
.
Средняя длина ездки с грузом, км
.
Средняя техническая скорость, км/ч
,
где АЧдв – автомобиле-часы движения
Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч
.
Расчет показателей программы по эксплуатации автобусного парка во многом аналогичен расчету по грузовым автомобилям. Отличия состоят в планируемых значениях следующих показателей.
Объем перевозок пассажиров, пасс.
Qпасс = АДр.
где qа – вместимость автобуса;
γа – коэффициент использования пассажировместимости (наполнения);
lн – среднее расстояние поездки пассажира, км.
Задачи с решениями
Задача 1. Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей ЗИЛ-431410 и МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926 на год.
Исходные данные по маркам автомобилей
Производственная программа по эксплуатации автомобильного транспорта содержит: количественные показатели работы всех автомобилей, находящихся в автотранспортном предприятии; средние технико-эксплуатационные показатели использования автомобилей; общий объем перевозок, грузооборот и производительность работы автомобилей. Показатели работы автомобилей определяются по каждой марке (модели) в отдельности, а затем в целом по автотранспортному предприятию.
Ниже приводится расчет показателей производственной программы по эксплуатации грузовых автомобилей.
Среднесписочное число автомобилей:
Асс ЗИЛ-431410 = =359 ед.;
АссМАЗ-5335 с пр = =252 ед.;
Асс по АТП = 365+252 = 611 ед.
Автомобиле-дни пребывания в автотранспортном предприятии:
АДх АТП = 131+92 = 223 тыс. авт.-дн.
Среднеходовое число автомобилей:
Ах ЗИЛ=431410 = 359·0,87 = 312 ед;
Ах МАЗ=5335 с пр = 252·0,84 = 212 ед;
Ах АТП = 312+212 = 524 ед.
АДр МАЗ-5335 с пр = 92000·0,84 = 77 тыс. авт.-дн;
АДр АТП = 114+77= 191 тыс. авт.-дн.
АТДр МАЗ-5335 с пр = 77·16 = 1232 тыс. авт.-т-дн;
АЧр МАЗ-5335 с пр = 77·12 = 924 тыс.авт.-ч;
АЧр АТП = 1220+924 = 2144 тыс. авт.-ч.
Общая грузоподъёмность списочного автомобильного парка:
qобщ МАЗ-5335 с пр = 16·252 = 4,0 тыс.т;
Количество ездок с грузом:
nег ЗИЛ-431410 = = 805 тыс. ездок;
nег МАЗ-5335 с пр = = 365 тыс. ездок;
nег АТП = 805+365 = 1170 тыс. ездок.
Lобщ ЗИЛ-431410 = = 24278 тыс. км;
Lобщ МАЗ-5335 с пр = = 12635 тыс. км;
Lобщ АТП = 24278+12635 = 36913 тыс. км.
Lгр ЗИЛ-431410 = 24278·0, 63 = 15295 тыс. км;
Lгр МАЗ-5335 с пр = 12635·0, 78 = 9855 тыс. км;
Lгр АТП = 15295+9855 = 25150 тыс. км.
Общий объём перевозок грузов:
Qт ЗИЛ-431410 = 805·6·0, 8 = 3864 тыс.т;
Qт МАЗ-5335 с пр = 365·16·1, 0 = 5840 тыс.т;
Qт АТП = 3864+5840 = 9704 тыс. т.
Pткм ЗИЛ-431410 = 3864·19 = 73416 тыс. ткм;
Pткм МАЗ-5335 с пр = 5840·27 = 157680 тыс. ткм;
Pткм АТП = 73416+157680 = 231096 тыс. ткм.
Средние значения технико-эксплуатационных показателей по автотранспортному предприятию составят:
средняя продолжительность работы на линии (среднее время в наряде)
= 2144/191=11,2 ч.
средняя грузоподъёмность одного списочного автомобиля:
=
= 10,1 т.
среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой:
пр=
= 0,72 ч;
средняя техническая скорость:
=
= 28, 3 км/ч;
АЧпр= 1170·0,72 = 842,4 тыс. ч.;
коэффициент использования пробега
=25150/36913 = 0,68;
среднее расстояние перевозки:
= 231096/9704 = 23,8 км;
коэффициент использования грузоподъёмности:
=
= 0,92;
производительность подвижного состава:
в т на 1 автомобиле-день работы
= 9704/191 = 50, 8 т;
в ткм на 1 автомобиле-день работы
= 231096/191 = 1209,9 ткм;
в т на 1 автомобиле-час работы
= 9704/2144 = 4, 53 т;
в ткм на 1 автомобиле-час работы
= 231096/2144 = 107,8 ткм;
в ткм на 1 км пробега
= 231096/36913 = 6,26 ткм;
в ткм на 1 списочный автомобиль
= 231096/611 = 378,2 тыс. ткм;
в ткм на 1 среднесписочную автомобиле-тонну
= 231096/6,1 = 37,9 тыс. ткм.
Задачи для самостоятельного решения
1. Определить средние итоговые технико-эксплуатационные показатели по автотранспортному предприятию за год.
Исходные данные по маркам автомобилей
Показатели | ЗиЛ – 554 | МАЗ-5549 |
Среднесписочное количество автомобилей, ед. | 150 | 220 |
Время в наряде, ч | 10 | 9,6 |
Коэффициент использования грузоподъемности | 1 | 1 |
Коэффициент использования пробега | 0,5 | 0,45 |
Среднее расстояние перевозки, км | 9 | 8 |
Средняя техническая скорость, км/ч | 24 | 23 |
Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку с грузом, ч | ||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | 0,8 | 0,7 |
3. Рассчитать производственную программу по эксплуатации автобусного автотранспортного предприятия на год.
Исходные данные по маркам автобусов
Показатели | ПАЗ – 3205 | ЛиАЗ-6212-01 |
Среднесписочное количество автобусов, ед. | 50 | 120 |
Время в наряде, ч | 12,6 | 12,5 |
Коэффициент использования вместимости | 0,65 | 0,75 |
Коэффициент использования пробега | 0,93 | 0,98 |
Среднее расстояние поездки пассажира, км | 4,8 | 6 |
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч | 18 | 23 |
Общая вместимость, чел. | 37 | 67 |
Коэффициент выпуска автобусов на линию | 0,83 | 0,86 |
Вопросы для контроля
1. Какие данные для составления плана перевозок должны содержать заявки организаций-грузоотправителей?
2. Назовите технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава грузового и пассажирского автомобильного транспорта.
3. Объясните, что означают показатели выработки автомобилей.
4. В чем состоит отличие статического коэффициента использования грузоподъемности от динамического?
5. Объясните, что означают коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию.
6. Какова последовательность составления плана по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия?