Обязанности водителя пожарной машины на пожаре

Обязанности водителя пожарного автомобиля

Оперативность выезда бригады спасателей на вызов во многом зависит от работы водителя пожарной машины. В его обязанности входит не просто управление автомобилем, а выполнение комплекса работ, предусмотренных п. 6.13 Приказа МЧС от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

К работе на спецтехнике, стоящей на вооружении МЧС, допускаются совершеннолетние дееспособные лица 1-го и 2-го класса вождения, прошедшие специальную подготовку. Ежегодно шоферы подтверждают свою квалификацию, сдают экзамены на знание инструкции по поддержанию пожаробезопасности.

Обязанности

Должностные обязанности водителя пожарной машины определены двумя нормативными актами: обозначенным выше Приказом № 167 и Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.10.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

Заступая на смену, водитель обязан:

Водитель, заступивший на смену, не имеет права передавать вверенный ему автомобиль даже своему начальству. Не имеющий при себе прав и свидетельства на управление ПА водитель не допускается к дежурству. Также вводится полный запрет на использование инструментов и вспомогательной техники без получения допуска на право работы с ними.

Обязанности старшего водителя

Старший водитель подчиняется руководителю смены и берет на себя обязанности контроля действий дежурных шоферов. Функциональные обязанности этой штатной единицы состоят в следующем:

Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре

Организационные работы подразделений пожарной службы по ликвидации возгораний регламентированы Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». Обязанности водителя пожарного автомобиля прописаны в п. 151. Как и весь персонал, задействованный в ликвидации огня, шофер подчиняется приказам начальника караула и командиру отделения, если иное не предусмотрел РТП. В его обязанности на пожаре входит:

Все должностные инструкции разрабатываются командиром отряда или начальником части и зависят от конкретных условий работы подразделения.

Источник

Должностная инструкция пожарного водителя

I. Общие положения

1. На должность пожарного водителя назначается лицо, имеющее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программе переподготовки рабочих, служащих, программе повышения квалификации рабочих, служащих по профилю деятельности

среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

2. Назначение на должность пожарного водителя, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

3. Дополнительные требования:

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

— прохождение противопожарного инструктажа и проверки знаний мер пожарной безопасности;

— прохождение инструктажа по охране труда;

— обязательное страхование жизни и здоровья;

— к работе допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет;

— свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

— прохождение обязательного психиатрического освидетельствования.

4. Пожарный водитель должен знать:

4.1. Нормативные правовые акты и локальные акты организаций по применению мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники

4.2. Адресное расположение объектов и оперативная обстановка в районе выезда пожарной охраны

4.3. Принцип организации и расположение наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда подразделений пожарной охраны

4.4. Нормативные правовые акты и локальные акты организаций по тушению пожаров с использованием мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники, с применением средств индивидуальной защиты и спасения

4.5. Правила пользования, устройство и способы применения мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники

4.6. Способы тушения пожаров при неблагоприятных условиях

4.7. Местонахождение ближайших водоисточников в районе выезда пожарной охраны и возможные способы их использования

4.8. Способы тушения возгораний в электроустановках

4.9. Тактику тушения и правила борьбы с распространением пожара в составе пожарной охраны

4.10. Пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов

4.11. Нормативные правовые акты и локальные акты организаций по обеспечению безопасности при спасении людей и имущества

4.12. Нормативные правовые акты и локальные акты организаций по оказанию первой помощи и транспортировке пострадавших

4.13. Правила ведения радиосвязи, телефонной связи с пострадавшими, с поисковыми группами и другими службами пожарной охраны

4.14. Правила применения, функциональное назначение и технические характеристики первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, пожарного снаряжения и средств индивидуальной защиты

4.15. Особенности осмотра и проведения поиска при пожарах и аварийно-спасательных работах

4.16. Порядок действий, методы и способы спасения людей и имущества

4.17. Оборудование, приспособления, применяемые при оказании первой помощи, поиске и спасении

4.18. Психологические особенности общения с пострадавшими

4.19. Способы вскрытия и разборки завалов

4.20. Перечень документов, регламентирующих организацию караульной службы в пожарной охране

4.21. Распорядок дня несения дежурства

4.22. Права и обязанности должностных лиц дежурного караула

4.23. Адресное расположение объектов и оперативная обстановка в районе выезда пожарной охраны

4.24. Участки, на которых неисправно противопожарное водоснабжение

4.25. Оперативную обстановку в районе выезда

4.26. Должностную инструкцию

5. Пожарный водитель подчиняется непосредственно ______________________________

6. На время отсутствия пожарного водителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности пожарного водителя входит:

1. Выполнение работ по доставке пожарных, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники к месту вызова:

— Выезд (самостоятельное следование) к месту вызова с использованием специальных световых и звуковых сигналов, обеспечение безопасности движения с использованием специальных световых и звуковых сигналов

— Планирование кратчайшего маршрута к месту вызова

— Доставка работников пожарной охраны, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники к месту вызова

— Контроль работ по восстановлению целости и комплектности мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента

— Доставка работников пожарной охраны, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники или самостоятельное следование к месту постоянного расположения в составе пожарной охраны

2. Выполнение работ по тушению пожара с применением мобильных средств пожаротушения:

— Разведка места тушения пожара

— Контроль работ по развертыванию сил и средств

— Выполнение работ по развертыванию сил и средств

— Управление работой насосов, подачей огнетушащих веществ

— Обеспечение бесперебойной работы узлов и агрегатов мобильных средств пожаротушения при тушении пожара

3. Выполнение аварийно-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим при пожаре:

— Обеспечение мер безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ

— Выполнение работ по спасению людей и имущества с применением мобильных средств пожаротушения

— Выполнение работ по оказанию первой помощи пострадавшим при пожаре

— Планирование работ по транспортировке пострадавших при пожаре

— Выполнение работ по транспортировке пострадавших при пожаре

4. Выполнение работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и инструмента, средств связи, средств индивидуальной защиты и спасения, огнетушащих веществ и специальных агрегатов, аварийно-спасательной техники:

— Планирование работ по проверке и устранению неисправности пожарных средств, агрегатов, оборудования, инструмента и материалов

— Выполнение работ по приему, проверке и устранению неисправности пожарных средств, агрегатов, оборудования, инструмента и материалов

— Планирование работ по техническому обслуживанию средств, агрегатов, оборудования и инструмента

— Выполнение работ по техническому обслуживанию средств, агрегатов, оборудования и инструмента

— Планирование работ по поддержанию работоспособности и содержанию в исправном состоянии средств, агрегатов, оборудования, инструмента

— Контроль работ по поддержанию работоспособности и содержанию в исправном состоянии средств, агрегатов, оборудования, инструмента

— Выполнение работ по поддержанию работоспособности и содержанию в исправном состоянии средств, агрегатов, оборудования, инструмента

5. Осуществление караульной службы:

— Осуществление караульной службы в соответствии с расписанием распорядка дня

— Изучение теоретических материалов и отработка практических навыков

— Оформление необходимой документации по эксплуатации техники

III. Права

Пожарный водитель имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Пожарный водитель несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________ Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Пожарный» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. № 575н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Источник

Обязанности водителя пожарного автомобиля МЧС: должностные инструкции

Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть картинку Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Картинка про Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре

Водитель пожарной машины – сотрудник караула, от которого многое зависит, особенно когда возникает экстренная ситуация.

Важность водителя пожарной машины

Для того чтобы пожарный расчёт мог быстро прибыть на место возгорания, должны быть соблюдены следующие условия:

Самым важным аспектом справедливо называется оперативная реакция и профессиональное осуществление собственной работы водителем пожарной машины. Именно от водителя ожидается, что он будет оперативно реагировать и принимать взвешенные решения в самый критический момент. Он должен уметь ориентироваться на местности, знать где находятся источники воды и грамотно управлять специальной пожарной машиной.

Должностные обязанности водителя

Для того чтобы регламентировать должностные обязанности водителей пожарных машин, в наше время предусмотрены списки нормативно-правовых документов, к которым можно отнести:

Водитель пожарного автомобиля обязан

Если обратиться к законодательной документации, то там прописаны обязанности водителя пожарного авто. Итак, водитель обязан:

Водителю пожарной машины запрещено

Допускать к управлению пожарной машиной посторонних лиц, даже если они являются частью административного состава пожарного караула.

Также он не имеет права задействовать различные инструменты и прочее оборудование, для работы с которым он не допущен.

Обязанности при тушении пожара

Максимум внимания водитель пожарной машины должен уделять своим рабочим обязанностям непосредственно на пожаре.

На пожаре водитель должен:

Если говорить откровенно, то водитель пожарной машины контролируется большим количеством обязанностей.

Про все обнаруженные недостатки, нарушения и поломки, а также отклонения от нормального функционирования машины. Помимо этого, водитель должен следить за безопасным использованием всех специальных горючих смесей и жидкостей. В последствии, командир отряда будет работать над устранением неполадок.

Также водитель должен контролировать работоспособность ходовой части.

Требования для желающих стать водителем

Для того чтобы начать карьеру профессионального спасателя нужно пройти курсы водителей грузового автомобиля. На этих курсах получаются не только навыки управления пожарной машиной, но и специальные права.

Благодаря профессиональном у обучению, которое осуществляется в специализированном учебном заведении МЧС. Это обучение позволяет изучить разные типы машин и пожарного оборудования. Водитель сможет изучить тактику действий пожарных расчётов, должностные обязанности и так далее.

Источник

Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля

Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля – это должностное лицо дежурного караула, осуществляющее управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем; штатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.

Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть картинку Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Картинка про Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре

Водитель пожарного автомобиля

Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.

Обязанности и что запрещается

Водитель отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию, а также на водителя возлагаются:

Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть картинку Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Картинка про Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре

При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:

Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть картинку Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Картинка про Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре

Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.

Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем, к дежурству не допускается.

на пожаре

Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РТП.

Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Смотреть картинку Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Картинка про Обязанности водителя пожарной машины на пожаре. Фото Обязанности водителя пожарной машины на пожаре

при чрезвычайной ситуации

Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.

Квалификация и допуск

Квалификационные категории «водитель автомобиля 2-го класса», «водитель автомобиля 1-го класса» могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.

Квалификационная категория «водитель автомобиля 1-го класса» может быть присвоена водителю автомобиля, имеющему квалификационную категорию «водитель автомобиля 2-го класса» не менее двух лет.

Квалификационная категория «водитель автомобиля 2-го класса» присваивается водителю автомобиля, имеющему водительский стаж не менее трех лет.

Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса – 10 % оклада, 1-го класса – 25 % оклада.

Внимание. Аттестованным водителям, например, в МЧС России данная надбавка не начисляется и квалификационная категория не присваивается.

К управлению техникой допускаются специалисты (водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку), имеющие соответствующие навыки и получившие допуск на право работы с данной техникой (п. 202 приказа МЧС России № 555 от 18.09.2012).

Как правило, для присвоения квалификационной категории и выдачи свидетельства на право управления автомобилем (допуск) создается квалификационная комиссия.

Билеты и вопросы для тестов

Билеты для принятия (сдачи) зачетов у водительского состава доступны для скачивания по ссылке >>

Зарплата и оклад

В соответствии с приложениями № 12 и № 15 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад водителей:

№ п/пНаименование должностейОклады (в рублях в месяц)
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областяхв центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человекв остальных местностях
1.Старший водитель157291355911390
2.Командир отделения – водитель; водитель; водитель-испытатель151871301710848
№ п/пНаименование должностейОклады (в рублях в месяц)
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областяхв остальных местностях
1.Старший водитель1572913559
2.Водитель1518713017

Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов.

Заработная плата водителя автомобиля МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».

Заработная плата водителей, являющихся работниками других видов пожарной охраны (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.

Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:

Источники: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».

Источник

«Не знаю никого, кто считал бы количество спасенных»: сколько зарабатывает пожарный

На Урале

Герой этого выпуска с детства хотел стать офицером и в итоге выбрал пожарную службу. Он рассказал, как устроен распорядок дня в пожарной части, почему там хронически не хватает сотрудников, чем пожарные занимаются, когда нет вызовов, и за что он любит свою работу.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

После 11 класса я поступил в Уральский институт государственной противопожарной службы. Проучился там 5 лет и получил высшее образование.

Первые два года проходит базовый курс высшего технического образования: высшая математика, механика, физика, химия. С третьего курса начинаются профильные предметы.

Только на третий или четвертый год обучения в вузе я начал понимать, куда попал и что меня ждет в будущем.

На первом курсе практику проходят в учебной пожарной части, а потом — в пожарных частях города. С учетом проблем российского образования эффективность обучения занижена растянутым учебным процессом в пять лет и небольшой пропастью между настоящей пожарной частью и учебной. В учебной части изучение специфики работы направлено на мойку полов, помещений и машин, чистку снаряжения, натирание колес пожарных цистерн гуталином, строевую муштру. И ни минуты свободного времени. Увидели, что ты без дела, — идешь мыть чистый пол и все в таком духе. Конечно, выезды на пожары тоже есть, но за всю стажировку может и не «повезти» — не съездишь на пожар ни разу. В общем, какие-то моменты доучиваются уже на работе, но это не критично, ведь большая база уже есть.

После вузов выпускники возвращаются в регион, откуда они были отправлены на обучение. Чаще всего выпускники назначаются на должности начальников караулов, инженеров отделов и инспекторов Госпожнадзора, иногда им дают некоторые другие должности. В редких случаях они становятся заместителями начальников или начальниками пожарных частей, старшими инспекторами Госпожнадзора. В Главном управлении принимают решение в зависимости от потребности в кадрах.

Как победить выгорание

Место работы

После института я пришел на должность начальника караула, это стартовая офицерская позиция в пожарной части после окончания вуза. В моем подчинении караул, бригада. В карауле несколько отделений.

Начальник караула — руководитель дежурной смены. На нем лежит полная ответственность за безопасность каждого сотрудника в карауле. Он отвечает за качество изучения материала профессиональной подготовки, за выполнение распорядка дня и обязанностей лиц внутреннего наряда, чистоту помещений и техники, исправность вооружения и средств индивидуальной защиты и многое другое. Он же несет ответственность за правильность и качество тушения пожара и, конечно, за тех, кому на пожаре нужна помощь. Это все вкратце.

Кто служит в пожарной части

→ Водитель пожарной машины. Доставляет личный состав к месту пожара, работает с насосом пожарной машины или другими агрегатами: лестницами, подъемниками, дымоудалителями и прочими. Разновидностей пожарных машин в пожарной охране множество: автоцистерны, автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили первой помощи, автомобили газодымозащитной службы, аэродромные автомобили, штабные автомобили — и на каждый вид техники необходимо обучение и допуск.

→ Командир отделения. Руководит конкретным отделением и несет ответственность за отделение при повседневной деятельности в пожарной части, руководит работой отделения на пожаре.

→ Диспетчер или радиотелефонист. Эта должность «сквозная», так скажем. Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника караула и решает все вопросы касательно приема сообщения о происшествии, помогает в организации тушения пожара по радиосвязи, принимает всю оперативную информацию с места вызова, общается со службами жизнеобеспечения и вышестоящими звеньями руководства.

→ Помощник начальника караула. Руководит всеми отделениями и несет за них ответственность.

→ Начальник караула. Руководит всем личным составом караула в части и на пожаре.

→ Заместитель начальника части. При повышенных рангах пожара может руководить тушением, в части занимается кадровыми и организационными вопросами. В специализированных пожарных частях обычно несколько заместителей.

→ Начальник части. Занимается всеми вопросами деятельности пожарной части. А при повышенных рангах пожара тоже может руководить тушением.

В нашем регионе хорошо относятся к работникам. Но есть и большая проблема, которую никто не может решить, — недостаток кадров. Банально не хватает водителей пожарных автомобилей, а тем, кто уже служит, зачастую приходится выходить на переработку. Благородство и романтика остались привлекательны для немногих. Самый простой шаг к поднятию престижа пожарной охраны — повышение зарплаты. Make the fire department great again.

Еще одна трудность — общение со старшими коллегами. Некоторые считают, что большие погоны делают тебя выше всех остальных, в разговоре появляются фамильярность, высокие тона, угрозы и подчеркивание своего высокого положения. Такое происходит крайне редко, это частные случаи, и у каждого высокомерного сотрудника своя история такого состояния.

В целом взаимоуважение в системе на высоком уровне. Во всех караулах всегда будут опытные «динозавры пожарной охраны», которые подскажут, что и как. Баланс молодых и опытных соблюдается сам по себе. Пенсионной выслугой является срок службы в 20 и более лет, затем принудительно отправляют на пенсию. Сейчас самому молодому из моих коллег 22 года, а самому взрослому — 55 лет. Дядя, которому 55, — пенсионер, у него выслуга более 20 лет, но он еще может работать до обычной гражданской пенсии.

Суть профессии

Профессия подходит стрессоустойчивым личностям — и в караульной службе без этого качества будет некомфортно, не говоря уже о тушении пожаров. На службе всегда надо быть готовым к резким изменениям обстановки. В первую очередь к вызову на пожар.

Главный приоритет — спасение людей, на это направляются все возможные силы и средства. Сначала спасаются люди, потом ликвидируется горение. Если сил и средств достаточно, то все делается одновременно.

Первое время я сильно переживал, но с годами понял специфику работы, привык и стал относиться ко всему спокойнее. В трудные моменты я говорю себе, что это просто очередное испытание и все будет хорошо, — так я себя контролирую. Моя бабушка живет рядом с пожарной частью в другом районе. Когда мы с ней созваниваемся, она рассказывает, что мои коллеги очень часто ездят на пожары и я должен беречь себя. Меня это вдохновляет и придает спокойствия.

На «стандартных» пожарах несложно — выучка и осознание сами ведут тебя. Но иногда что-то идет не так. Например, в начале февраля в Красноярске был большой пожар, не сложнее, чем обычно, но что-то пошло не так, и от нас ушли три профессионала. Во время следования к месту вызова можно попасть в аварию. В непригодной для дыхания среде может закончиться воздух в баллоне, и сама аппаратура может дать сбой. В частном секторе может взорваться газовый баллон, на котором готовят пищу, и это частое явление. Может ударить электрическим током. При работе на кровле можно провалиться. Может обрушиться кирпичная стена прямо на тебя — так 10 апреля погиб начальник караула в Асбесте, царствие небесное. Это повседневная деятельность, легче никогда не бывает. Я смерти в глаза пока не смотрел.

Пожалуй, самое трудное — это поиск пострадавших. Счет идет на секунды, когда можно найти человека еще живым. Эта задача усложняется внешними факторами: скоростью развития пожара, длительным нахождением людей в задымленной зоне. Иногда люди прячутся от огня в шкафы и под мебель. Еще сильно давит, когда на пожарах ведут себя неадекватно. В основном пьяные. А бывает, что те, к кому приехали на помощь, думают, что они сами могут справиться с тушением пожара и спасением людей намного лучше, чем профессиональный пожарный. Такие психи отбирают рукава, инструмент, лезут под руки и под пожарные машины, учат и показывают, «как правильно». Я слышал, что однажды жители села напали на пожарных с вилами.

Бывает, люди благодарят и даже иногда зимой привозят чай. А порой ненавидят всей душой, считая, что именно те, кто приехал спасти их здоровье и имущество, виноваты в их бедах — в том, что сгорел дом и погибли близкие. Тут, конечно, играет роль психология, стокгольмский синдром наоборот, когда жертва пытается навредить своему спасителю или когда утопающий пытается утопить своего спасителя.

У нас есть книжка спасателя, в которой фиксируется участие в ликвидациях чрезвычайных ситуаций, но я не знаю никого, кто считал бы количество спасенных.

Самый распространенный миф о пожарных: они всегда приезжают, но пьяные и без воды. Это полнейший булшит, как минимум потому, что первым делом после тушения пожара пожарный автомобиль обязательно заправляется водой и возвращается в часть уже с полной цистерной. А миф о том, что приезжают пьяные, — это пережиток девяностых.

Мне нравится работа на благо общества.

Такая работа не подойдет тем, кто не любит физические и психологические нагрузки, правила внутреннего распорядка, форму, субординацию и работу в коллективе. Мои коллеги уходили с работы, разочаровавшись в профессии или оплате труда, а на кого-то просто очень давила вся эта служебная обстановка.

Рабочий день

Мы работаем сутки через трое, так заведено во всей Федеральной противопожарной службе. По идее работать без перерывов нельзя, за этим следят наверху. Рабочая неделя обычного человека — 40 часов, то есть в месяц — 160 часов. У нас 7—8 смен в месяц, это от 168 до 192 часов. За часы переработки предусмотрены отгулы — сутки отдыха. Старшина части составляет график отгулов на год, получается примерно один отгул на полтора месяца, но это все грубые значения. При нехватке кадров некоторые за год не могут сходить в отгул ни разу — сам такое видел и принимал участие.

Во время карантина из-за ковида мы работали две недели сутки через сутки, потом две недели сидели дома.

Утро начинается со смены караулов. Сменяющийся караул должен подготовить к сдаче помещения, технику, снаряжение, инструменты: ножницы, кусачки, гидроклины, расширители, багры, топоры, лопаты, бензорезы, бензопилы. Заступающий караул принимает чистоту, исправность. Снаряжение проверяется визуально на отсутствие повреждений. Если караул оставил за собой грязные или неисправные инструменты, он не сменится, пока не устранит замечания, но штрафов за это нет.

С утра начальник части или его заместитель ставит задачи на сутки: занятия, тренировки, проверки документов по объектам и пожарных водоисточников. У нас есть внутренние пожарные водоисточники — пожарные краны и наружные — водоемы и гидранты. Водоемы бывают искусственные и естественные. Искусственные — бочки, заглубленные емкости большого объема и тому подобное. Естественные — это реки, озера, пруды и прочее. Гидранты — это такие устройства на водопроводной сети, к которым можно присоединить пожарную колонку для подключения к ней пожарной техники. Пожарная колонка перевозится на пожарных машинах.

Еще планируются выезды: пожарно-тактические занятия, учения, отработки карточек и планов тушения пожара — это документы, в которых отражается характеристика здания, количество людей и особенности объекта. Караул выезжает для проверки актуальности данных, собранных в таких карточках и планах. Еще бывают выезды на дежурство на городских мероприятиях и митингах.

Днем весь караул на занятиях, на которых молодые сотрудники изучают что-то новое, а бывалые бормочут, что «каждый год одно и то же ». Дисциплины, которые мы проходим: пожарная техника, тактическая подготовка, охрана труда, первая помощь, аварийно-спасательные работы, подготовка газодымозащитника, антитеррор. Еще мы отрабатываем нормативы с пожарной техникой и оборудованием и занимаемся физкультурой. У нас ежеквартально проводятся зачеты по физкультуре и прикладным упражнениям пожарного спорта. Например, подъем по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни, преодоление стометровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета 4 по 100 м.

Когда нет занятий и вызовов, мы ухаживаем за техникой. Еще есть много начальников, каждый из которых может что-то потребовать выполнить в рамках службы. Есть и неадекватные руководители со своими пожеланиями. Вообще, есть много мелких камней, спотыкания о которые могут испортить и настроение, и рабочий настрой. Например, кому-то трудно осознать иерархию и субординацию, распределение обязанностей, общественно полезную деятельность: поддержание чистоты в помещениях и их периодический ремонт — где-то что-то подкрасить, присверлить, обновить, уборку снега зимой, стрижку газонов летом. В общем, нужно следить за чистотой, красотой, порядком, как дома, как для себя любимого.

Сна у нас в распорядке нет — есть несение караульной службы в ночное время.

Я этого не понимаю. Считаю, что сон должен быть в приоритете, — это в первую очередь здоровье сотрудников. Ежегодно мы проходим медицинские осмотры. Но они поверхностны и ограничены базовыми анализами, ЭКГ, флюорографией.

Из скрытых профессиональных заболеваний я бы выделил рак. Я считаю, высокий риск заболевания связан с тем, что мы работаем в дыхательных аппаратах, воздух в которые подается из баллонов, на пожаре вдыхаем газы и пары продуктов сгорания, а еще со стрессом, ответственностью, ночными выездами, в том числе затяжными, иногда с голодом и отсутствием питьевой воды. И многое другое может влиять. Но ни отечественная, ни зарубежная наука не могут дать исчерпывающие доказательства этого, так как нужны многолетние исследования, которыми никто не занимается.

Случай

Предупреждаем: эта история не для слабонервных

Курсантом я проходил стажировку в пожарной части. В дежурные сутки передали сообщение: горит квартира в жилом доме на девятом этаже. Подъезжая к месту вызова, мы увидели языки пламени из окон — выглядит это неописуемо. Когда мы вышли из машины и начали разворачиваться для подготовки пожарных рукавов и стволов, увидели, что практически у подъезда лежит человек. Оказалось, это хозяин горящей квартиры. Пожар начался, когда он находился дома, но путь к выходу был отрезан огнем. Мужчина попытался вылезти через окно и перебраться на балкон, чтобы спастись, но сорвался. В это время женщина с сыном возвращались домой, и выяснилось, что это был их муж и отец.

Подработки

По закону любой альтернативный заработок запрещен. Я предполагаю, что если нарушить это правило, то сначала ограничатся воспитательной беседой, а потом могут и уволить. Крутись, как хочешь. Так, тихонько, без оформления, можно подрабатывать.

Доходы и расходы

Наверное, всем понятно, что зарплата не очень соответствует рынку.

Пожарные могут получить «вышку» заочно и достичь офицерского звания. Здесь перспектива шире. Именно шире, а не выше, потому что есть много разных должностей, но примерно с одинаковой оплатой труда. Хотя карьерный рост тоже есть, если ты сам к этому стремишься.

Я сейчас в звании старшего лейтенанта внутренней службы. Повышение происходит за годы службы, между званиями есть интервалы в несколько лет. За заслуги могут присвоить внеочередное звание на ступень выше один раз за службу. Новое звание подразумевает увеличение оклада. Но есть ограничения по званиям на должностях: например, я не смогу получить звание выше старшего лейтенанта на должности начальника караула, а у начальника части потолок — майор. Чтобы получить звание выше подполковника, насколько я знаю, необходимо образование в сфере государственного и муниципального управления. Но я так далеко не заглядывал.

Но мне по душе моя нынешняя должность.

Мы с женой редко тратимся на развлечения. Супруга тратит на косметику, одежду и другие личные потребности около 5000 Р в месяц, я трачу где-то 4000 Р — это попить, перекусить и сигареты, еще в среднем 1500 Р в месяц, чтобы периодически дополнять гардероб, 5000 Р вкладываю в ремонт бытовки — гаража.

Желтые ценники — наше все. Я очень часто пользуюсь акциями на заказы через интернет. Купоны и промокоды помогают сохранить около 30% на ту же одежду, обувь, технику, бытовые приборы. А при заказах из-за рубежа бывает и больше. Еще хорошая вещь — кэшбэк.

Финансовых льгот у меня нет. Но министерство оплачивает проезд по территории России к месту проведения отпуска сотруднику и одному члену его семьи раз в год. Мой отпуск составляет 38 дней, которые я могу поделить на две примерно равные части. В 2018 году мы летали на Кипр, потратили около 120 тысяч, в 2019 были в Таиланде, отпуск обошелся в 140 тысяч, а в 2020 году у нас ушло 200 тысяч на Бали весной и Санкт-Петербург осенью.

Финансовая цель

Я хочу достичь финансовой независимости за счет альтернативного заработка, чтобы иметь обеспеченную жизнь и старость. И у меня есть две идеи. Первая: пассивный доход за счет формирования финансового запаса, чтобы работающие деньги компенсировали часть трат. Вторая идея: я хочу заняться своим проектом товаров и услуг в узкой, но актуальной надолго нише рынка. Сколотил — продал, типа того.

Будущее

Я люблю свою профессию и уважаю свою работу. Очень хочу всю жизнь проработать на оперативной должности.

Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *