Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
—ездить не держась за руль;
—перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
—перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;
—двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.
Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов
• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.
• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Урок 25 Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
1.1. Общие правила поведения участников дорожного движения
• Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
— знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков; — помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
• Участникам дорожного движения запрещается:
— повреждать или загрязнять покрытие дорог; — снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения; — оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
1.2. Безопасность пешехода на дороге
• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед
• Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);
• Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.
• При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.
• При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение — это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.
1.4. Переход проезжей части дороги
• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
• Нельзя выбегать на дорогу.
• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
• При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
1.5. Безопасность пассажира
• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.
• При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.
• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
• При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.
• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.
• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.
1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.
• При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).
• При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
• Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.
1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
• Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить не держась за руль; — перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками; — перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению; — двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.
1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов
• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.
• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя, даже когда катаемся на велосипеде.
Простые правила для того, чтобы избежать опасности:
— главный навык для езды на велосипеде – это научиться держать равновесие;
— сев за руль велосипеда ты считаешься водителем и должен соблюдать все правила дорожного движения;
— дети до 14 лет не могут ездить на велосипеде по дороге и даже по обочинам дорог, а также по тротуарам;
— кататься на велосипеде можно только в безопасных местах, вдали от дорожного движения, в парках на специальных велосипедных дорожках, во дворах;
— катаясь на велосипеде, надевайте шлем, чтобы защитить голову в случае падения.
Прежде чем выехать из дома, велосипедист обязан:
— проверить техническое состояние велосипеда;
— проверить руль – легко ли он вращается;
— проверить шины – хорошо ли они накачены;
— проверить, в порядке ли ручной и ножной тормоза – смогут ли они остановить велосипед перед неожиданным препятствием;
— проверить, работает ли звуковой сигнал велосипеда, чтобы ты мог вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.
Изучайте и строго выполняйте Правила дорожного движения!
Велосипедист, помни! От твоей дисциплины зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!
ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ:
1. Опасная привычка.
На таких улицах велосипедисты обычно катаются по проезжей части или, находясь недалеко от дороги, например, катаясь наперегонки, часто, не приостановившись и не оглядевшись, выезжают с ходу на проезжую часть или пересекают ее.
3. Нерегулируемый перекресток.
При движении по улицам с неинтенсивным движением («пустынным») велосипедисты часто пытаются проехать через нерегулируемый перекресток, не снижая скорости, особенно под уклон. При этом из-за домов, деревьев и других помех обзору они могут не заметить на пересекаемой дороге приближающийся к перекрестку транспорт. Общее правило безопасного вождения для велосипедистов (как и для водителей) такое: при приближении к перекрестку или пешеходному переходу скорость необходимо снижать всегда, и тем больше, чем обзор хуже.
5. Велосипедиста не замечают.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ ВЕЛОСИПЕДИСТ (СКУТЕРИСТ):
— Управлять велосипедом по дорогам разрешается с 14 лет, мопедом (скутером) – с 16 лет.
— Велосипеды, мопеды (скутеры) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд, причем максимально правее.
— Движение по обочине допускается в том случае, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда (скутера) категорически запрещается:
— Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
— Перевозить пассажиров на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками (данное правило не распространяется на детей в возрасте до 7-ми лет).
— Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метров по длине или ширине за габариты, а также груз, который мешает управлению.
— Осуществлять движение по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
— Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
— Двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
— Прежде чем выехать из дома обязательно необходимо:
— проверить техническое состояние велосипеда, мопеда;
— работает ли звуковой сигнал велосипеда, мопеда, чтобы вовремя предупредить людей о своем приближении и не сбить их.
НАПОМИНАЕМ, что в соответствии со ст. 12.29 ч.2 KоАП РФ за нарушение ПДД лицом, достигшим 16-летнего возраста, управляющим мопедом, велосипедом, непосредственно участвующим в дорожном движении, предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 200 рублей.
Изучите правила для скутеристов
Не менее печальную картину можно увидеть за городом, в районе дачных поселков. Здесь возраст скутеристов снижается лет до 10. «Заботливые» родители, купившие ребенку развлечение на лето, не грузят себя и детей знаниями ПДД или хотя бы элементарной беседой на тему, где и как можно ездить. Можно даже показать личный пример, прокатив сразу все семейство. Правила обкатки? Так их никто не писал! Экипировка? Вот еще тратиться. Поэтому всех детей-друзей посадить назад, газ до упора и на ближайшую дорогу, где вереницей идут «КамАЗы» с ближайшего карьера и мчатся озверевшие от городских пробок автомобили. Кто будет виноват в аварии? Ну, уж точно не родители!
Всегда следуйте предписаниям Правил дорожного движения. Отсутствие водительского удостоверения на право управления скутером с двигателем до 50 куб. см не освобождает Вас от ответственности и обязанности знать ПДД. Сев за руль скутера, Вы автоматически становитесь участником дорожного движения, обязаны в точности выполнять все действующие предписания ПДД:
Водитель транспортного средства обязан:
— Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
— Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;
— По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
С определениями и обязанностями разобрались. Идём далее, рассмотрим некоторые конкретные правила для мопедов:
16.1. На автомагистралях запрещается:
— движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни;
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлятьм.
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
— двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
— запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
В послевоенные годы прошлого века появились мотовелосипед и мопед. Мопед отличался оригинальными техническими решениями, практичностью и дешевизной. Первыми их выпускала компания «Солекс» (Solex). Она была основана французскими инженерами Морисом Гударом и Марселем Меннессоном в 1905 г. и специализировалась на производстве карбюраторов. Меннессон разработал малогабаритный двигатель для велосипедов. Первая модель появилась во время Второй мировой войны в 1940 г. Через два года была произведена тестовая партия мотовелосипедов.
На обычный дорожный велосипед также может быть установлен двигатель. По сравнению с ним мотовелосипеды и лёгкие мопеды имеют ряд преимуществ: низкая посадка, улучшенное седло, прочная передняя вилка с амортизаци-ей, надёжные передние и задние тормоза. Всё это создаёт удобства для водителя и обеспечивает безопасность движения. Мотовелосипеды и мопеды — самые лёгкие из моторизованных транспортных средств. Они получили большое распространение во всём мире как удобный транспорт для различных поездок, прогулок и туризма. Добавим сюда и новую разновидность мопеда — скутер.
Лёгкие мопеды, мотовелосипеды с подвесными двигателями имеют следующие механизмы и системы: двигатель, силовую передачу, ходовую часть, механизмы управления и систему электрооборудования. Двигатель является источником механической энергии. Силовая передача передаёт крутящий момент от двигате-ля к заднему колесу мотовелосипеда или мопеда. Ходовая часть состоит из рамы, передней вилки, задней подвески, шин, колёс, седла и других узлов и деталей. Механизмы управления состоят из рулевого управле-ния, тормозов и рукояток управления. Система электрообо рудования включает переднюю фару, задний фонарь, переключатель и электропроводку. Торможение осуществляется передним тормозом коло-дочного типа с ручным управлением и задним – с помощью втулки заднего колеса. Мотовелосипед снабжён звонком велосипедного типа и трубчатым багажником с прижимом. Система электрооборудования состоит из генератора, фары с лампочками электропривода с двумя изоляционными втулками.
Правила пользования. Перед выездом необходимо произвести наружный осмотр мотовелосипеда, проверить надёжность закрепления всех болтов и соединений, чтобы убедиться в его исправности. Особое внимание надо обратить на закрепление колёс, двигателя, крепление руля, седла, каретки и педалей. Достаточно ли давление в шинах. Оно считается достаточным, если при посадке водителя шина колеса вдавливается на 10 мм. Сильно накачанная шина вызывает излишнюю тряску мотовелосипеда. Следует проверить надёжность торможения, натяжение цепей, вели-чину зазора в подшипниках передней вилки, колёс, каретки, педалей, биение ободов колёс. Все неисправности перед выездом надо устранить. Также проверить, имеется ли в бензобаке нужное количество топлива.
Правила движения велосипеда и мопеда (скутера). Управлять велосипедом по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет. Мопеды должны двигаться только в один ряд, возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.
Как и велосипедистам, водителям мопеда запрещается:
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
29 августа 1885 г. немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на мотоцикл, который впервые продемонстрировал в ноябре 1885 г. Это был велосипед с деревянной рамой и передачей с ремнём. На нём установлен 1-цилиндровый бензиновый двигатель с рабочим объёмом 264 куб.см мощностью 0,5 л. с. Такая мощность позволяла достигать скорости 12 км/ч. В Англии появление мотоцикла связано с именем Э. Батлера (1887 г.), во Франции — Ф. Милле, а в Италии — Э. Бернарди (1893 г.). Э. Батлер предложил велосипед с двигателем внутреннего сгорания, на который получил патент.
Езда на мотоцикле более опасна, чем на автомобиле. Причины этого как технические, так и психологические. Часто мотоциклы обладают лучшей динамикой разгона, чем легковые автомобили, а спортивные — большой максимальной скоростью. У мотоциклов отсутствует большинство элементов пассивной безопасности, присутствующей у автомобиля. Вождение мотоцикла требует от водителя большей подготовки, его реакции и собранности. Водитель мотоцикла и его пассажир не защищёны от дождя и снега, сильного ветра. Поэтому необходима специальная одежда. Для мотоцикла характерна неустойчивость движения на снежном и ледовом покрове дорог. Минимальные требования экипировки мотоциклиста — мотоциклетный шлем. Для мотоциклистов существует своя защитная экипировка, изготовленная с учётом условий езды, но она в основном защищает от скольжения при падении, но не спасает при прямом столкновении. Приобретая транспортное средство, следует добросовестно выучить правила дорожного движения. Изучить порядок ухода за ним и его устройство. Знать, как проверять тормоза, звуковой сигнал. Как вести себя в зоне интенсивного движения и около дома в зоне жилой застройки. Помните! Правила дорожного движения распространяются не только на автомобили, но и на мотоцикл и мопед. В случае аварии наиболее вероятными жертвами становятся велосипедисты и мотоциклисты.
Общие правила езды на мотоцикле и мопеде, которые надо знать и помнить, особенно начинающим водителям.
1. Настроить руль в такое положение, чтобы сидеть в небольшом наклоне вперёд, т.е. не сидеть с прямой спиной. Такой способ сидения не позволяет пружинить позвоночнику и передаёт ему твёрдые удары. 2. Ездить осторожно, главным образом, медленно. Ездить, соответствуя своим способностям. 3. Учиться ездить в местах, где нет дорожного движения. Первые поездки планировать на дорогах с очень небольшой интенсивностью движения. Не ездить в сложных погодных условиях – при тумане, гололедице, дожде. Осознавать большое воздействие бокового ветра. 4. Наблюдать за движением сзади, не ехать против движения и строго держаться правой стороны. 5. Оповещать об изменении направления движения заранее. 6. Выбирать безопасную скорость и не тормозить резко во избежание скольжения. 7. Учиться предвидеть сложные ситуации и решать их: тормозить, добавить газу или разъехаться, видя препятствие. 8. Выдерживать достаточную дистанцию от впереди идущих автотранспортных средств. 9. Знать особенности тормозов автотранспортных средств, движущихся впереди (автомобили обладают боль-шей эффективностью тормозов, чем мотоциклы).
Помните: водители мотоциклов, мопедов и пассажиры должны надевать защитные шлемы до начала движения. На мотоциклах без коляски разрешается ездить только одному пассажиру при наличии заднего сиденья, подножек и прочно укреплённой ручки. Запрещено детям, не достигшим 12-летнего возраста, ездить на заднем сиденье мотоцикла или мопеда.