Обязательно ли страховать авто должен собственник
Банк России разъяснил, кто может быть страхователем при оформлении электронного полиса ОСАГО
mrgao/ Depositphotos.com |
На основании системного анализа ст. 929 Гражданского кодекса, ст. 1 и ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Банк России пришел к выводу, что в качестве страхователя по договору ОСАГО вправе выступать законный владелец транспортного средства либо иное лицо, имеющее имущественный интерес в страховании ответственности владельца (Письмо Банка России от 23 июля 2018 г. № ИН-06-53/49).
В том случае, если договор ОСАГО заключается в электронной форме и страхователь не является собственником транспортного средства, такой страхователь, по мнению Банка России, должен быть указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством.
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Обязательно ли страховать авто должен собственник
Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 4
1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 03.08.2018 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
(пп. «в» в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 77-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
(пп. «д» введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
(пп. «е» введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).
5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
В каких случаях владельцы транспортных средств не обязаны оформлять полис ОСАГО?
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее–Закон) обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
— транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
— транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
— транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
— транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
— принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
— транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
Также в соответствии с пунктом 4 Закона обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Законом иным лицом (страхователем).
ВСЕГДА ЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ ПО ОСАГО ДОЛЖЕН БЫТЬ СОБСТВЕННИКОМ?
Для опровержения этого тезиса представлю Вашему вниманию одно любопытное дело из своей практики.
Начнем с законодательного определения понятия самого «потерпевшего».
Были времена на моей памяти, когда потерпевшим в судебной практике признавался и арендатор и лицо, которое собственник на основании генеральной доверенности уполномочивал на управление, отчуждение, получение ущерба и страховых выплат.
Но с некоторых пор после разъяснений Верховного Суда потерпевшим стал признаваться исключительно собственник имущества, которому был причинен вред. Такой вот стереотип сформировался и прочно засел в голову.
Тем интереснее оказалось представлять интересы моего доверителя в следующем деле:
Мой клиент являлся собственником Газели, которую использовал для перевозки грузов по заказам клиентов. В один из рейсов, когда на Газели перевозились коробы с инкубаторским яйцом, автомобиль попал в ДТП. Его виновником был водитель другого транспортного средства, ответственность которого была застрахована по договору ОСАГО.
Актом ГИБДД было подтверждено, что в результате ДТП поврежден груз, а именно такое-то количество коробок с яйцом, которые находились в грузовом отсеке Газели. Собственником груза являлась птицефабрика.
Грузоотправителя яиц (птицефабрику) и моего клиента связывал договор об оказании транспортных услуг, по которому перевозчик несет полную ответственность за сохранность груза. Клиент добровольно возместил птицефабрике весь ущерб, причиненный уничтожением груза, на что получил от птицефабрики подтверждающие документы.
Клиент обратился к страховщику виновника ДТП с заявлением о выплате, приложив в том числе товарную накладную и квитанции о возмещении ущерба. В заявлении было указано на то, что к клиенту перешло право требования выплаты страхового возмещения в связи с повреждением груза, поскольку он полностью возместил стоимость груза грузоотправителю (собственнику).
Страховщик отказал в выплате, мотивировав отсутствием у заявителя права собственности на поврежденный груз.
Далее приходится опустить подробности, связанные с обращением к омбудсмену, банкротством самой птицефабрики, правопреемством на стороне истца. Последовало обращение в суд.
После была подана, наверное, самая короткая апелляционная жалоба, увенчавшаяся отменой решения и полным удовлетворением нашего иска.
Истец никогда не утверждал о переходе к нему каких-либо вещных прав на имущество; переход вещных прав в настоящем деле был априори невозможен, поскольку имущество, принадлежавшее птицефабрике (инкубаторское яйцо), было полностью уничтожено; а так как право собственности на имущество прекращается при его гибели/уничтожении (п.1 ст. 235 ГПК РФ), то и право собственности на него не может к кому-либо перейти. У бывшего собственника уничтоженного имущества появляется обязательственное право требования возмещения вреда и иных убытков (ст.ст. 15, 1064 ГК РФ) к виновному лицу/страховщику.
Имущественный вред, причиненный бывшему собственнику уничтоженного имущества, был возмещен третьим лицом, а именно – перевозчиком.
Птицефабрика не может требовать повторного возмещения вреда, причиненного утратой груза, ни с виновного лица, ни со страховой компании (в силу принципа недопустимости неосновательного обогащения).
Возникает вопрос: к кому же перешло обязательственное право требования возмещения вреда к виновному лицу/его страховщику, если не к этому третьему лицу, возместившему вред бывшему собственнику?
Это вытекает из общих принципов гражданского права.
Даже в самом ФЗ «Об ОСАГО» на этот случай предусмотрительно есть норма, которую возможно применить к рассматриваемым правоотношениям. Это п.23 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»: “ лицо, возместившее потерпевшему вред, причиненный в результате страхового случая, имеет право требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в пределах выплаченной суммы. Реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением положений настоящего Федерального закона, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком”. То есть. Это лицо приравнивается к потерпевшему.
Аналогичное право возникает у такого «возместившего потерпевшему вред лица» к страховщику, которую застраховал ответственность виновника ДТП, в случае, если уполномоченным на выплату он (страховщик виновника) являлся в силу причинения вреда здоровью участников ДТП и факта причинения вреда не только транспортным средствам.
Вопреки выводам суда для возникновения такого права не требуется оформления передачи прав потерпевшего договором цессии либо иным соглашением; достаточно самого юридического факта возмещения третьим лица вреда потерпевшему.
Птицефабрика как третье лицо самостоятельных требований относительно предмета иска не заявляло (в т.ч. по причине отсутствия на то права, вред ему уже возмещен), не оспаривало наличие права требования клиента к страховой компании, не оспаривало и переход права требования к клиенту.
Важный вопрос: можно ли оформить ОСАГО не на владельца авто? Как это делается?
Ситуации, когда страховой полис оформляется не на хозяина автомобиля, бывают разные. Собственником машины может быть одно лицо, а непосредственным пользователем – другое. При этом у хозяина автомобиля даже могут отсутствовать права на управления авто.
В таком случае возникает резонный вопрос: можно ли оформить страховку не на собственника? Как это сделать? Какие могут быть расходы и сроки? И какие необходимо собрать документы? Рассмотрим этот вопрос более подробно.
На кого оформляется: на владельца или водителя?
Часто бывает так, что владелец и водитель автомобиля – это разные лица. Возможна и такая ситуация, когда владелец машины даже не имеет прав на управление транспортным средством. На кого тогда нужно оформлять страховку?
Полис ОСАГО не обязательно оформлять на владельца авто. В самом документе предусмотрено 2 поля для заполнения: владелец автотранспортного средства и страхователь. Это говорит о возможности оформления договора со страховой компанией лицом, не являющемся собственником машины.
Главный нюанс, который необходимо учитывать при оформлении полиса не на хозяина автомобиля – страхователь должен иметь водительские права и быть вписан в страховку. При этом самого хозяина вписывать в страховку в качестве водителя не обязательно.
Кто может провести процедуру, кроме хозяина?
Помимо владельца автомобиля, полис осаго может оформить любое лицо. Это может быть родственник, друг, знакомый. Главное, чтоб страхователь имел права на управление автотранспортным средством.
Можно ли на доверенное лицо?
Оформить полис осаго может не только владелец, но и любой гражданин, имеющий водительское удостоверение. Однако если страховка будет оформляться без присутствия хозяина автомобиля, потребуется доверенность на имя страхователя.
В случае если в страховой полис нужно будет внести правки, например, вписать водителей, которые имеют право управлять данным автомобилем, или наоборот, внести ограничения на управление, хозяин не сможет сделать это без лица, на которого оформлен полис.
Еще один момент, на который следует обратить внимание: если произойдет дтп, деньги от страховой компании получит именно владелец авто, а не лицо, на которого оформлена страховка. Если же владелец машины не хочет, чтобы выплаты от страховой компании производились на его имя, он должен написать доверенность. Данный документ дает право на:
Если для оформления полиса доверенность не обязательно заверять у нотариуса, то для того, чтобы передать полномочия распоряжаться выплатами от страховой, необходим нотариально заверенный документ.
Необходимая документация
Для того чтобы оформить страховку не на собственника автомобиля, необходимо заранее подготовить следующий пакет документов:
Если полис ОСАГО будет оформляться в отсутствии владельца авто, то нужно будет предоставить доверенность от хозяина машины (подойдет даже рукописный вариант).
Подробная пошаговая инструкция, как происходит процедура, если вы не владелец авто
Для того чтобы застраховать машину, не являясь ее собственником, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
Если договор будет заключаться в присутствии собственника, тогда доверенность предоставлять не нужно.
Полис осаго можно оформить и не выходя из дома. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте страховой и заполнить все необходимые поля. Данный документ также можно оформить не на хозяина автомобиля.
Как оформляется, если хозяин скончался?
После смерти владельца авто, ТС остается без хозяина. Новые собственники вступят в законные права наследования только по прошествии полугода, и оформлять страховку можно будет только с их разрешения.
Если хозяин машины или страхователь скончались, то договор автогражданки аннулируется и считается недействительным.
По закону в случае смерти собственника, необходимо сообщить об этом в ГАИ, однако, если этого не делать, то на свой страх и риск можно ездить на автомобиле по старой страховке. Но нужно учесть, что этот вариант не совсем законный, и в случае вскрытия факта смерти хозяина, на водителя будет наложен штраф, а машину могут забрать на штрафстоянку. При этом увезти ее можно будет только после вступления в права, ведь сотрудники стоянки не имеют права выдать авто, которое фактически не имеет собственника.
То есть, единственный законный способ оформить полис осаго после смерти хозяина – дождаться, пока наследники вступят в свои права и оформлять договор страхования только при их согласии. А предоставление недостоверных сведений и скрытие факта смерти владельца будет считаться нарушением закона.
Сроки и расходы
Оплата страхового вознаграждения будет зависеть от нескольких факторов:
В заключении нужно сказать, что оформить полис осаго не на собственника достаточно просто. Из дополнительных документов может понадобиться только доверенность, которую владелец может написать от руки. Можно оформить и бе нее, если собственник приедет оформлять документы вместе со страхователем.