Обзор компонентной акустики для авто
Сравнение и выбор компонентной акустики типоразмера 16.5см
В тесте будут самые знаменитые модели акустики: Morel tempo 6, hertz esk 165.5l, Dls r6a, Focal 165 AS, JBL GTO 609C.
Израильский производитель Morel
Технические характеристики: чувствительность — 90 дБ;
номинальная мощность — 120 Вт; максимальная мощность (пиковая) – 280 Вт;
глубина посадки — 62 мм;
сопротивление – 4Ом;
частота раздела кроссовера – 3800 Гц;
частотная характеристика – 40 Гц – 10000 кГц;
крутизна среза кроссовера – 6 дБ/окт
размер динамика низкой частоты – 162,5 мм;
звуковая катушка динамика низкой частоты – 25 мм;
материал высокочастотного диффузора – шелк;
размер динамика высокой частоты – 45 мм;
монтажный диаметр – 50 мм;
монтажная глубина динамика высокой частоты – 20 мм;
тип диффузора – купольный;
звуковая катушка динамика высокой частоты – 27,5 мм.
Что понравилось: Середина звучит отлично, очень натурально.
Что не понравилось: провалы в верхнем диапазоне частот. Низкая чувствительность
Низкие частоты отсутствуют
Итальянская компания Hertz
2-полосные компонентные АС Диаметр: 165 мм / 6,5″
Макс. мощность: 300 Вт Ном. мощность: 100 Вт
Чувствительность (2,83 В / 1 м): 92 дБ
Диапазон частот: 50 Гц – 23 кГц
Монтажная глубина, мм : 65
Ном. сопротивление: 4 Ом
Что понравилось: Отличный быстрый плотный мягкий бас, натуральная середина, хорошая детальность звучания.
Что не понравилось:высоких слишком много.
Dls r6a
шведская компании DLS
Тип: компонентная АС
номинальная мощность – 80 Вт;
максимальная мощность – 120 Вт;
чувствительность – 94 дБ;
воспроизводимый диапазон частот – 35-20000 Гц
номинальное сопротивление – 4 Ом;
установочная глубина – 76 мм;
Что понравилось: мощный Плотный обволакивающий бас.
Что не понравилось:глухие верхние частоты, середина не очень натуральна, большая установочная глубина.
Американский производитель JBL
Характеристики
компонентная АС
типоразмер: 16 см (6 дюйм.)
номинальная мощность 75 Вт
максимальная мощность 270 Вт
чувствительность 92 дБ (2.83 В/м)
импеданс 3 Ом
диапазон частот 67 — 21000 Гц
Установочная глубина 52мм
Что понравилось: приятный бас, но не выдающийся
Что не понравилось:высокие частоты с металическим призвуком, середина грязная.
Французский производитель Focal
2-полосные компонентные АС
Диаметр: 165 мм / 6,5″ Макс. мощность:
120 Вт Ном. мощность: 60 Вт
Диаметр звуковой катушки: 25 мм Магнит: 85 мм
Диффузор: стеклоткань
Отдельный кроссовер на проводе (12 дБ/окт)
Чувствительность (2,83 В / 1 м): 91,3 дБ
Диапазон частот: 60 Гц – 20 кГц Монтажная глубина, мм : 82.9
Монтажный диаметр, мм : 140
Ном. сопротивление: 4 Ом
Монтажная глубина 63мм
Резонансная частота Fs, Гц 70,8
Эквивалентный объём Vas, л 13,6
Полная добротность Qts 0,59
Что понравилось: Быстрый напористый бас, середина приглушенная, но с хорошей детализацией. Низкие искажения во всём диапазоне частот. Верха хорошие, но слишком яркие.
Что не понравилось:не глубокий бас
ТОП-10 лучших автоакустик
Выбор акустики в автомобиль — это прежде всего дело музыкального слуха и бюджета. Акустические системы для машин представлены в нескольких категориях. Они очень отличаются по своим задачам, типу исполнения, цене и характеру звучания. Поэтому мало выбрать марку и формат динамиков или сабвуфера, нужно определиться с назначением автомобильного звука, для чего происходит его установка, от каких уже имеющихся компонентов владелец отталкивается. Рейтинг собрал информацию о самых удачных моделях акустики для машины.
Тип акустической системы для автомобилей
При покупке акустической системы современный рынок предлагает покупателям либо недорогие и универсальные коаксиальные динамики, либо более высокие по стоимости и по качеству звучания компонентные.
Коаксиальные
Динамики высоких, средних и низких частот собраны в одной корзине. Они одновременно транслируют каждый свой диапазон, а хороший фильтр в идеале позволяет разделить восприятие этих звуков, чтобы не было какофонии. Поэтому для таких комплектов частотные фильтры — главные комплектующие.
Компонентные
В компонентных системах за звучание высоких, средних и низких частот отвечают разные компоненты — отдельные динамики. Как правило, они двухкомпонентные: твитеры или «пищалки» для ВЧ и овалы или «блины» для СЧ и НЧ. Они являются оптимальным вариантом для аудиофилов, музыкальный слух которых улавливает малейшие акустические нюансы.
Выбирать систему надо, не просто отдавая предпочтение ее типу, а на основании многих факторов.
Критерии выбора
Выбор оптимальной под свой бюджет автомобильной акустики нужно начинать с анализа отзывов, обзоров, форумов автозвука. Профессионалы всегда с удовольствием делятся своим мнением относительно популярных моделей колонок. Но подбор только онлайн — плохая идея для поиска комплекта для акустической системы в машину.
Надо найти магазины со стендами для прослушивания, где динамики сразу продемонстрируют свой звук. Ведь основная проблема такой продукции — разное восприятие и общей картины звука, и звучания высоких, средних и низких частот. Уровень музыкальности слуха и потребностей у людей разный. Поэтому отзывы владельцев и мнение экспертов учитывать нужно, но руководствоваться им нельзя — только живая прослушка.
Следующий этап — соотнести свой бюджет и понравившиеся модели. Иногда самая дешевая система в установке может выйти дороже (стоимость акустического кабеля, подстановочной прокладки, иногда даже защитных сеток), чем изначально более дорогая. Лучше просчитать все заранее, ведь можно тогда взять более качественные динамики.
Выбор также зависит от исходных компонентов, которые уже есть в авто. Например, замена штатных дешевых «пищалок», когда в салоне только магнитола, будет предполагать одну систему, а если уже стоят саб, усилитель и задние овалы («блины»), то совсем другую. В первом случае очень важно наличие кроссоверов и большой диаметр диффузора. А во втором — можно попробовать вытянуть звук из более бюджетных динамиков.
Стоит учитывать и конструктивные особенности машины, штатных мест для монтажа и колонок. Иногда выбор модели диктует установочный размер под посадку динамика в дверь, нежелание возиться с монтажом подиума и необходимость вписаться в штатные 13 см и т.д.
С универсальностью современных комплектов для АС проблем практически не бывает, они вполне просто коннектятся между собой. Можно легко собрать в одну систему головное устройство, новые колонки и ранее установленные компоненты, если они уже стоят. Но лучше все-таки заранее проконсультироваться на форумах мастеров автозвука или увлекающихся акустикой любителей.
Огромное значение имеет акустическая профессиональная подготовка машины. Необходимо тщательно и правильно шумоизолировать салон, особенно места установки динамиков (двери, передняя панель, багажник). Если планируется сабвуфер, то нужна еще и аккуратная виброизоляция с проклейкой швов.
Лучшая автомобильная акустика
Morel Tempo 6
Бренд, ставший синонимом старой доброй классики акустических систем. Твитеры, установленные на фронт, реально формируют сцену, дают детализацию звука, качественно отыгрывают весь спектр частот, но особенно хороши для середины. ВЧ не режут слух, звучат мягко и добротно, СЧ раскрываются богатой палитрой звука, а НЧ, хотя и не заточены под басы, но неплохо их передают. Эту акустику лучше поддержать сабвуфером для создания полного звукового эффекта. «Пищалки» идеально подходят для прослушивания инструментальной, классической, джазовой музыки. С усилителем и сабом раскрашивают и рок, и клубные стили. Дизайн динамиков скромный, классический. Монтировать лучше силиконовым акустическим кабелем и после предварительной шумоизоляции. Трудно испортить звук даже неправильной установкой, но вот «спалить» твитеры по незнанию легко. Лучше доверить монтаж и настройку профессионалам. Комплект заслуженно попал в топ, потому что не имеет существенных недостатков.
Pioneer TS-1339R
Замечательные бюджетные колонки от известного производителя автомобильной акустики. Да, они коаксиальные и изначально проигрывают компонентным. Но это тот вариант, когда за небольшую сумму можно получить неплохой по качеству звук близкого к начальному Hi-Fi уровню. Динамикам размером 13 см не хватает мощности для настоящих басов, поэтому нужно помочь им или задними «блинами», или сабвуфером, или хотя бы качественной автомагнитолой. Удобны тем, что легко монтируются в штатные места и заменяют предустановленные. Если не подведет качество сборки, то служат долго и хорошо выдерживают наши погодные условия.
Урал AK-74.C
Отечественный производитель радует хорошей по качеству продукцией. Эти колонки для прокачки аудиозвука в авто вполне можно назвать бюджетным аналогом европейских брендов. Главное — правильно установить систему. Особенность именно этой модели — глухая середина при недостаточной направленности на слушателя. Большие динамики чисто и ровно отыгрывают басы. Чересчур сильный металлический призвук ВЧ лечится настройками эквалайзера. Динамикам требуется от 15 до 40 часов для разогрева. Удобно, что в штатной комплектации предусмотрены все компоненты для установки в автомобиль.
JBL CS760C
Еще одна бюджетная 2-х компонентная система. Идеально подходит для любителей американского звучания: хороший ощутимый бас, звонкие ВЧ. Необходима настройка для поиска оптимального эффекта на всех музыкальных жанрах. Может работать от ГУ, но от усилителя звучит чище и мощнее. Фирменные низы JBL и контроль качества — хрипов нет, есть наслаждение объемным и динамичным звуком. Обязательна качественная шумо- и виброизоляция машины, т.к. басы прилично вибрируют. Качество сборки и звука, долговечность работы — на высоте. Есть кроссоверы. В комплектации не хватает защитных сеток на овальные диффузоры, нет проводов. Прекрасный вариант автомобильной акустической системы за свои деньги.
SWAT SP PRO-65
Колонки заявлены как СЧ. При установке в АС с хорошими твитерами неплохо отыгрывают середину за счет натурального материала диффузора размером 16,5 см. Работают от штатной автомагнитолы. Но звук значительно громче через усилитель. Нужно обязательно дать динамикам около 40 часов на разогрев, т.к. резинка двойного подвеса тугая. Чувствительны к нагрузке. Удобно, что в комплектации предусмотрена защитная сетка, саморезы, пластиковая прокладка. Подкупают низкой стоимостью. Качество не самое хорошее, через полгода-год появляются хрипы.
EDGE EDPRO 6B-E6
Еще один бюджетный среднечастотник от известного производителя акустики. Владельцы отмечают хороший объемный звук, мягкие и натурально звучащие СЧ, которые выдает 16,5-сантиметровый диффузор из пропитанной целлюлозы. В установке капризен, нужно разбираться в звуке и АС, чтобы получить полноценное звучание. В комплекте нет защитных сеток и проводов, сразу установить вместо штатных не получится. Боится перегрузок.
Focal RSE-165
Качественная компонентная система колонок от известного в мире акустики бренда. Выдадут максимум при грамотной установке и должной шумоизоляции. Большие выпирающие магниты заставят повозиться с подставками, но оно того стоит. Здорово звучат с инструментальной музыкой, хотя ВЧ могут быть несколько резковаты. Громкие, но недостатки хорошо устраняются настройками эквалайзера. Не для новичков, т.к. требуют знаний АС при монтаже, настройке и выборе компонентов.
KENWOOD KFC-1352RG2
Коаксиальная бюджетная акустическая система, удобная для установки в штатные места. Если очень плохие заводские динамики, то эта система станет простой заменой, дающей более объемный звук. Проблема не самого мощного и чистого звучания кроется в маленьком диффузоре, который просто не в состоянии прокачать звук, особенно низы. Бас глухой, еле слышный. Определенно не для аудиофилов или любителей мощи и децибел.
JVC CS-J610
Коаксиальные дешевые динамики. Экономия на материалах и размерах отражается и на качестве звука. С ними трудно получить впечатляющее объемное и чистое звучание, нужны другие более качественные компоненты системы. Однозначно не для меломанов и любителей удивить окружающих громкой раскачивающей музыкой. Низов без сабвуфера услышать не удастся.
Alpine SXE-1750S
Достойная компонентная акустическая система попала в конец рейтинга только потому, что есть аналоги по звуку гораздо дешевле. Получается, что покупатель просто переплачивает за бренд при таком же качестве и параметрам. К тому же, в этом варианте нет кроссовера. Есть претензии по звучанию ВЧ, а без хороших компонентов для НЧ о басах и мощной середине можно забыть. Через усилитель получается вполне активный эстрадный автозвук. Очень смущают динамики с корпусом из пластика. Выглядят весьма несолидно.
Задачи и их решения. Сравнительный тест пяти компонентных акустических систем средней ценовой категории
И снова большой групповой тест. На этот раз в лаборатории собрал пять комплектов компонентной акустики. Ценовая категория – средняя, т. е. ни разу не массмаркет, но до пожирающего кошельки High End ещё далеко. В системах такого уровня с большой вероятностью будет поканальное подключение, а потому в тесте присутствуют как модели с пассивными кроссоверами, так и без оных.
При тестировании особое внимание уделено как раз работе в поканалке, поскольку каждая акустика имеет свои особенности, а значит, требует своего подхода к настройке. Для каждого динамика измерялись параметры и характеристики, определялись особенности, которые должны учитываться при настройке. Потом всё это проверялось в процессорной системе, подмечались характерные черты каждой модели. Список испытуемых получился следующий (цены указаны на момент теста):
Best Balance A6.5C (19000 руб.)
CDT Audio ES-625 SD (19200 руб.)
Ground Zero GZRC 165 Anniversary (19990 руб.)
Hertz MPK 165.3 (24400 руб.)
BLAM L165P ACT (29990 руб.)
Если просто интересно, кто из протестированных под какие задачи подойдёт лучше всего, листайте в конец статьи, к выводам. Ну а я пройдусь по каждой модели и разберу всё в деталях. На то он и тест, а не просто обзор. Итак, поехали.
Серия А (Ambience) поставляется без кроссоверов и изначально ориентирована на поканалку. Фактически, это реинкарнация знаменитых Rainbow GL, в своё время получивших награду EISA Awards и звание «Лучшая автомобильная акустическая система в Европе 2014-2015».
Особенности конструкции
Диффузоры НЧ/СЧ динамиков – сэндвич алюминия и целлюлозы. Двухволновые верхние подвесы, по задумке, призваны обеспечить более линейное механическое сопротивление при больших ходах диффузора. Звуковая катушка имеет диаметр 32 мм. Воздух в моторе прокачивается через окна под центрирующей шайбой, осевой канал и отверстия в нижней шайбе магнитопровода по диаметру катушки. Твитеры – в металлических корпусах, диаметр шёлковых куполов – 26 мм.
Измерение параметров, характеристик и выявление особенностей настройки
Динамики басовитые – резонансная частота самая низкая в этом сравнительном тесте. Свою роль сыграли масса подвижки (она выше, чем в среднем для 6,5-дюймовых автомобильных динамиков) и мягкие подвесы. Правда, мотор сам по себе сильный, да и геометрия звуковой катушки (соотношение общего количества витков к рабочему количеству витков в зазоре) позволяет хорошо контролировать перемещение диффузора. Так что по факту никакой вялости и разболтанности. Напротив – бас плотный и упругий.
Измеренные параметры Best Balance A6.5C:
Fs (собственная резонансная частота) – 45 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 16 л
Qms (механическая добротность) – 3,16
Qes (электрическая добротность) – 0,65
Qts (полная добротность) – 0,54
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,8 дБ
Из всех особенностей, которые нужно учитывать при настройке, я бы отметил две. Первая – небольшой горб на верхнем краю диапазона у НЧ/СЧ динамика. Он не настолько большой, чтобы доставить проблемы, и легко нивелируется настройкой стыка с твитерами. Второй – лёгкий спад АЧХ твитера выше 10 кГц, так что среди прочих можно попробовать вариант с высокой частотой настройки и низкой крутизной ФВЧ, что компенсировало бы этот наклон.
Эксперименты показали, что настройку системы можно начать с таких значений – мидбасовое звено резать сверху на 3,5 кГц (12 дБ/октава, Линквиц), а твитеры снизу на 4,5 кГц (12 дБ/октава, Линквиц). Второй вариант – подрезать твитер снизу непривычно высоко (8 или даже 10 кГц) с крутизной 6 дБ/октава. При этом самый верх начинает звучать легче, уходит жёсткость. Большого разноса частот ФВЧ и ФНЧ бояться не нужно, акустически полосы стыкуются при этом нормально.
Характерные особенности звучания
Акустика басовитая. Причём бас не раздутый и не рыхлый, а какой-то упругий что ли, сочный. Серединка на удивление открытая, от динамиков с относительно тяжёлой подвижкой ожидал, что будет грубее. Лишнее подтверждение, что важен не столько сам вес подвижки, сколько то, как он соотносится со способностями мотора. В двухполосной системе НЧ/СЧ динамики до твитеров дотягивают легко. Характер ВЧ чуть островатый, но не жёсткий. Многое зависит от настройки – при чрезмерном снижении частоты ФВЧ твитеры начинают подчеркивать сибилянты и ярчить. Но избежать жёсткости можно, и тут снова напомню про вариант с высокой частотой ФВЧ и малой крутизной. Твитеры умеют играть красиво и легко, и эту их способность вполне реально раскрыть настройками.
CDT AUDIO ES-625 SD
Акустика из Нового Света оказалась интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Например, твитеры можно установить не только традиционно на стойки лобового стекла или уголки зеркал, но и «по-американски» в кикпанели (в Штатах такое часто практикуется) и дополнить их ещё одними твитерами в верхней части панели или тех же стойках и уголках зеркал. Первые будут основными, а вторые – это так называемые Image Tweeters. Заокеанские автозвуковики большие затейники по этой части. И самое интересное, что всё это можно реализовать с кроссоверами из комплекта – для Image Tweeters даже клеммы отдельные есть.
Особенности конструкции
Диффузоры НЧ/СЧ динамиков – композит с плетёной фактурой. Центральный колпачок мягкий, материал похож на тонкую резину. Твитеры имеют шёлковые 1-дюймовые купола. Отдельный разговор о кроссоверах (их модельный индекс CDT Audio EX-550Y) – они универсальные и могут работать в том числе с 4-дюймовыми и 5,25-дюймовыми НЧ/СЧ динамиками CDT, нужный режим просто выбирается переключателем. Основные твитеры не регулируются, зато можно управлять характеристикой в каналах Image Tweeters. А вот фильтры для основного и дополнительного твитеров общие, причём это не традиционные первый или второй порядок, а сложные эллиптические ФВЧ плюс режекторный фильтр. Как показали измерения, всё это не ради красоты, а для учёта особенностей входящих в комплект высокочастотников.
Измерение параметров, характеристик и выявление особенностей настройки
Подвижные системы относительно лёгкие, хотя резонансная частота при этом не задралась, а осталась в разумных пределах. Мотор сильный (оценивая параметр BL, не забывайте, что акустика 2-омная). Чувствительность – самая высокая в тесте.
Измеренные параметры CDT Audio ES-625 SD:
Fs (собственная резонансная частота) – 63 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 13 л
Qms (механическая добротность) – 3,33
Qes (электрическая добротность) – 0,66
Qts (полная добротность) – 0,55
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 2,0 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,0 дБ
НЧ/СЧ динамики практически лишены резонансов в подвижной системе, что выразилось в образцовой АЧХ и линейной фазовой характеристике. Фильтров с высокой крутизной не требуют, в иных случаях можно вообще без подрезки сверху обойтись. А вот у твитеров собственная АЧХ имеет горб в районе 10 кГц, с которым придётся что-то делать.
В поканалке его можно компенсировать двумя способами. Первый – настроить ФВЧ на 5-6 кГц (в ходе экспериментов я больше склонялся к крутизне 24 дБ/октава, Линквиц) и прибрать пик на 10 кГц эквалайзером. Второй – выбрать частоту среза ФВЧ повыше, а крутизну – пониже. Например, при 6 дБ/октава и частоте чуть выше горба (т. е. где-то вообще на 12-14 кГц) АЧХ заметно выравнивается, причём по факту твитеры начинают играть уже от 5-6 кГц. Вообще, здесь тот самый случай, когда настраивать поканалку лучше с твитеров, и уже потом «пристыковывать» к ним НЧ/СЧ звено.
Обратите внимание, штатный кроссовер легко справляется со всеми этими нюансами. Эллиптический фильтр решительно обрезает АЧХ снизу, а режекторный фильтр успокаивает горб в районе 10 кГц. В результате АЧХ получается вполне себе ровной, акустически полосы стыкуются где-то в районе 3-5 кГц.
Характерные особенности звучания
Сочетание лёгкой подвижки и сильного мотора имеет свои преимущества – звучание на СЧ свободное, динамичное, воспринимается естественно, на слух ложится комфортно. Бас в поканалке немного легковесный, хотя структура прорабатывается старательно. При включении через кроссовер динамик слегка раздемпфируется (но в меру, не разбалтывается), бас получается помясистее. К тому же меняется наклон АЧХ, что тоже подчёркивает нижние частоты, и в результате звучание приобретает основательность. Наверху всё зависит от настройки ВЧ звена, так что тут определить собственный характер звучания сложно. Но с пассивным кроссовером мне понравилось – без лишнего аудиофильства, но и без синтетики – живенько так, ровно и довольно легко. И, главное, слитно – верха не отрываются от основной музыкальной картинки. Так что если не уверены, что сможете настроить поканалку как надо, используйте пассивный кроссовер.
GROUND ZERO GZRC 165 ANNIVERSARY
Это лимитированная серия акустики, выпущенная к 25-летию компании. За основу взята модель Ground Zero GZRC 165.2SQ из серии Radioactive, «юбилейная» отличается от неё более крупными твитерами Ground Zero GZUT 28SQ, взятыми из серии Uranium (28 мм против 25 мм), заказными конденсаторами Mundorf в кроссоверах и, как водится в таких случаях, дизайном.
Для пущей статусности в комплект входит золочёный брелок с надписью 25 Anniversary и логотипом Ground Zero.
Особенности конструкции
НЧ/СЧ динамики собраны на штампованных корзинах. Диффузоры – алюминиевые, как и центральные колпачки. Твитеры имеют полупрозрачные шёлковые купола, под которыми просматривается заполнитель подкупольного пространства. Неожиданно, но у них открытое акустическое оформление, в осевой канал вставлен кусочек волокнистого материала, представляющий собой акустическую нагрузку. Всё это сказалось на характеристиках и звучании самым лучшим образом, твитеры действительно очень удачные. В кроссоверах применены ФВЧ и ФНЧ второго порядка с выбором характеристик в каналах твитеров.
Измерение параметров, характеристик и выявление особенностей настройки
Массу подвижки и жёсткость подвесов можно назвать среднестатистическими для автомобильных динамиков. Моторы достаточно сильные. Есть признаки применения в магнитных системах колец Фарадея (с ростом частоты импеданс растёт не так сильно, как это обычно бывает). При установке в двери результирующая добротность окажется близкой к баттервортовскому значению 0,7. В целом параметры можно назвать разумным компромиссом, делающим динамики хорошо приспособленными для дверной установки.
Измеренные параметры Ground Zero GZRC 165 Anniversary:
Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 13 л
Qms (механическая добротность) – 4,41
Qes (электрическая добротность) – 0,72
Qts (полная добротность) – 0,62
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 2,9 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,8 дБ
НЧ/СЧ динамики чуть ли не в широкополосники метят, вытягивая выше 10 кГц, а твитеры не тушуются даже при понижении частоты до неприличных по меркам высокочастотников значений. При этом каких-то специфичных особенностей, которые пришлось бы нивелировать настройкой, динамики не имеют.
Глядя на характеристики, предположил, что оптимальная стыковка твитеров и НЧ/СЧ динамиков получится в районе 4-6 кГц, и дальнейшие эксперименты это подтвердили. От более конкретных вариантов воздержусь: в этом тесте GZ дают самую большую свободу в настройке, сильно ограничивать её нет причин.
Штатные кроссоверы тоже сводят полосы где-то в районе 4-6 кГц. Плюс позволяют гибко настраивать твитеры – три шага аттенюации и два варианта частоты среза – всего шесть вариантов. Правда, смутило, что положение джампера TW High соответствует более низкой частоте среза, а положение Low – более высокой, т. е. наоборот. Но это, по большому счёту, мелочи.
Характерные особенности звучания
Акустика умеет звучать легко, скорострельно, с высоким разрешением и острой атакой. Но при этом, что удивительно, тонально правильно, не выделяя и не выпячивая отдельные звуки. Чтобы с такой подачей не получить утомительность и холодную колкость, возможно, есть смысл выбрать усилитель с тёплым и деликатным характером. Если оставаться в рамках одного бренда, на память приходит побывавший когда-то в лаборатории Ground Zero GZUA 4.150SQ-PLUS. Бас без особой массивности, но вниз забирается уверенно. Если распустить динамики по частоте, чуть теряет в артикуляции, но гудеть не начинает, просто сглаживается рельеф. Впрочем, распускать и не нужно, сабвуферы никто не отменял.
Это комплект принадлежит серии Mille PRO – второй сверху в модельном ряду Hertz. Фактически, её можно рассматривать как «адаптацию» высокотехнологичной топовой Mille Legend к более доступной ценовой категории. Серия действительно удачная и сбалансированная, в своё время она безжалостно разрушила стереотип о «синтетичности» звучания Hertz.
Особенности конструкции
НЧ/СЧ динамики собраны на литых корзинах. Диффузоры – целлюлоза с хлопоковыми волокнами в пульпе и полимерным покрытием лицевой стороны. Профиль – фирменный V-Cone с криволинейной образующей основного конуса и коническим же центральным колпачком. Воздух в моторе прогоняется через осевой канал и окна под центрирующей шайбой. В комплект входят грили сразу двух видов – с сетками и защитными дугами. Твитеры имеют 25-мм купола из фирменного материала Tetolon. Кроссоверы компактные, первый порядок в НЧ/СЧ звене и второй – в ВЧ звене. Предусмотрен выбор уровня твитеров.
Измерение параметров, характеристик и выявление особенностей настройки
Динамики имеют относительно жёсткие центрирующие шайбы, что, как всегда, дало свои плюсы и минусы. С одной стороны, так они почти нечувствительны к объёмам дверей, да и вообще к тому, что находится за ними. Учитывая, что мотор тут далеко не хилый и хорошо контролирует подвижную систему, перегрузочная способность получилась приличной. С другой стороны, более жёсткие подвесы стали причиной повышенной резонансной частоты. К счастью, это не единственный фактор, который влияет на звучание на нижних частотах, так что на деле звучание не растеряло свою основательность и плотность на среднем басе.
Измеренные параметры Hertz Mille Pro MPK 165.3:
Fs (собственная резонансная частота) – 69 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 8,9 л
Qms (механическая добротность) – 5,70
Qes (электрическая добротность) – 0,67
Qts (полная добротность) – 0,59
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,5 дБ
У твитеров широкая диаграмма направленности – при развороте в основном меняется уровень, характер же ВЧ в целом сохраняется. Это даёт некоторую свободу при инсталляции. Мидбасовые динамики чётко отрабатывают до 4-5 кГц, после чего идёт естественный спад АЧХ.
Несмотря на то, что у НЧ/СЧ динамиков на верхнем краю рабочего диапазона никаких выбросов АЧХ нет, распускать их в полную полосу я бы не стал. В ходе экспериментов наиболее чистое и сбалансированное звучание получалось при подрезке сверху (например, в районе 3,5-4 кГц фильтром Линквица с крутизной 12 дБ/октава). При этом пристыковать к ним твитеры проблемы не составило. Высокочастотники прекрасно переносят снижение частоты ФВЧ (в умеренных пределах, разумеется), свистеть и резать уши не начинают. В качестве отправной точки для настройки можно взять, к примеру, частоту 3,5-4 кГц и крутизну 12 дБ/октава, Линквиц.
К штатному кроссоверу вообще никаких вопросов: стык полос ровный, предсказуемый, причём фильтры высоких порядков здесь не используются, что сказалось на звуке самым наилучшим образом.
Характерные особенности звучания
В ходе экспериментов удалось довольно быстро добиться тонально сбалансированного звучания. Твитеры по своему характеру мягкие и комфортные, но не в ущерб микродинамике – детали не лезут в уши, они просто есть и всё. Слушать можно долго, утомления не возникает. Это даёт некоторую свободу в том числе и при подборе усилительного звена. Несмотря на относительно высокую резонансную частоту НЧ/СЧ динамиков, звучание основательное, не легковесное. И хотя на треках с низким басом чувствуется, что в сабвуферные глубины акустика не лезет, «мяско» есть, и оно плотное, без рыхлости. При этом акустика обладает отличной перегрузочной способностью – это, несомненно, тоже важное достоинство.
Ещё одна модель в тесте, рассчитанная на поканальные системы. Есть версия с пассивными кроссоверами (просто L165P, без ACT), но она сильно выбивалась из ценовых рамок теста, а потому в него не попала. Буква Р в названии означает Power – Ги Бонневилль позиционирует её для энергичных жанров музыки. Есть ещё BLAM L165A – для «акустических» жанров. «Мощная» версия отличается от «акустической» более крупной звуковой катушкой (32 мм) и, соответственно, более крупным мотором. Возможно, чем-то ещё, но модель L165A я буду изучать отдельно и чуть позже, комплект уже в лаборатории и ждёт своей очереди.
Особенности конструкции
В новых моделях серии Live Бонневиль начал использовать интересные многослойные композитные диффузоры – абсолютно гладкие с обеих сторон, но на просвет показывающие ячеистую структуру (похоже на некое армирование). Центральная пуля – алюминиевая. Твитеры имеют тканевые куполы диаметром 25 мм, они слегка утоплены, так что фланцы получились в виде коротких рупоров.
Измерение параметров, характеристик и выявление особенностей настройки
Формально акустика 3-омная, хотя по факту ближе к 4-омной. Подвижка не самая лёгкая, но по нынешним временам рекордно тяжёлой её тоже не назвать. Жёсткость подвесов компромиссная – они в меру жёсткие, чтобы не особо чувствовать объём двери, но видали и жёстче (в том числе и в этом тесте).
Измеренные параметры BLAM L165P ACT:
Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 11 л
Qms (механическая добротность) – 5,94
Qes (электрическая добротность) – 0,68
Qts (полная добротность) – 0,61
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,4 дБ
На верхнем краю рабочего диапазона, в районе 5-7 кГц, на АЧХ есть небольшой подъём. Его, судя по всему, даёт жёсткий диффузор. В рабочем же диапазоне всё выглядит пристойно, придраться можно лишь к небольшому резонансу в подвесах в районе 1-1,5 кГц. Твитеры имеют выраженную направленность (обратите внимание, как меняется отдача на ВЧ при сильном развороте), так что к выбору направления стоит отнестись как к первому этапу настройки системы.
В ходе экспериментов сложилось впечатление, что предпочтительной будет настройка ФНЧ не выше 4,5 кГц (12 или 24 дБ/октава, Линквиц). Если выше, в звучании начинает проявляться ненужная резкость. У твитеров хоть рост искажений и начинается ниже 2 кГц, но эксперименты показали, что снизу их лучше резать не ниже 5,5-6 кГц (те же 12 или 24 дБ/октава, Линквиц), иначе есть риск получить жёсткость и «прилипание» к ним звука. Формально получается разнос частот ФНЧ и ФВЧ, но в данном случае опасаться этого не нужно, просто так учитываются особенности излучателей, и на самом деле акустически полосы срастаются нормально, звучание получается сбалансированным и на отдельные диапазоны не разваливается.
Характерные особенности звучания
Похоже, слово Power в названии оправдано: звучание можно назвать напористым и даже агрессивным. Акустика любит «дать стране угля» и больше того – просыпается, только если ей хорошенько поддать. Позволяют наваливать громкость до неприличных уровней, не проявляя недовольства. Характер звучания жестковатый, но бонневиллевская концепция French Sound сохраняется – это ясный и эмоциональный вокал и подчёркивание ритма. В итоге получается эдакое концертное звучание – не томное и расслабленное, а энергичное, контрастное. Кто был на больших рок-концертах или в клубах с хорошим звуком, полагаю, поймут. Но ещё раз предупрежу – характер звучания на СЧ и ВЧ сильно зависит от того, как сведены полосы, так что отнеситесь к этому процессу внимательнее.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЧТО ВЫБРАТЬ?
Best Balance A6.5C
Акустика для тех, кто ищет драйвовое и энергичное звучание с хорошими низкочастотными способностями. Бас здесь берёт не количеством, а упругим и сочным характером. При жгучем желании добавить низов (и не говорите, что такого никогда не возникало) получите именно прирост уровня баса, а не усиливающийся гудёж и бубнёж. Динамики имеют свои особенности, но обойти их в поканалке несложно. Если настроить систему с умом, акустика подарит эмоциональное и динамичное звучание. В пару к ней я бы выбрал усилитель 100-150 Вт на канал, повышенный запас мощности хорошо раскроет потенциал динамиков.
CDT Audio ES-625 SD
Один из тех случаев, когда не зазорно использовать пассивные кроссоверы. Во-первых, потому что они в этой акустике сами по себе интересные и необычные (что вообще традиционно для CDT). Во-вторых, потому что твитеры имеют особенности, которые не всякий сумеет обойти в поканалке. Пассивные кроссы из комплекта построены с их учётом и избавляют от настроечных трудностей. Плюс имеют разные плюшки в виде тех же дополнительных Image Tweeters. В общем, сумеете обуздать поканалку – пробуйте. Не уверены – используйте пасскроссы, получите достойный результат с минимальными усилиями.
Ground Zero GZRC 165 Anniversary
«Юбилейный» комплект от GZ понравится тем, кто ищет акустику с высоким разрешением и скорострельностью. Неожиданно, но здесь эти достоинства не в ущерб тональной точности и общей сбалансированности звучания – такое редко встречается. Акустика споётся с усилителями, имеющими мягкий и тёплый характер – это позволит избежать лишней остроты и утомительности звучания. Можно смело использовать как со штатным кроссовером, так и в поканалке. Причём в последнем случае динамики предоставляют почти неограниченную свободу при настройке – у них практически нет артефактов, которые требовалось бы нивелировать.
Hertz MPK 165.3
Универсальная по своему характеру акустика с ровным и комфортным звучанием. Возможно, на жёстком роке кому-то захочется острее, но в целом звук прозрачный и одновременно тёплый. Так что, по большому счёту, никаких ограничений – от сложных акустических жанров до плотной напористой электроники. Формально в сабвуферные глубины не лезет, но субъективно звучит основательно, средний бас плотный, стыковать с сабвуфером будет легко. И да, самое главное, всё это с хорошей перегрузочной способностью. Чувствительность высокая, опорное значение второе в этом тесте, так что в выборе усилителя никаких ограничений – от процеусей с умеренной мощностью до усилителей помощнее, выдающих больше 100 Вт RMS на канал. Можно смело использовать как с собственными кроссоверами, так и в поканалке.
BLAM L165P ACT
Эта акустика понравится тем, кто любит погромче, понапористее и поагрессивнее. Ещё не SQL, но явно куда-то в ту сторону. Для томных аудиофилов есть модель BLAM L165A, а эта, с буквой «P» – чтобы ловить эмоции от мощного рок-концерта или дорогого клуба с хорошим звуком. Динамики имеют приличную перегрузочную способность и не начинают хлюпать, если дать им жару (разумеется, подрезку снизу по частоте никто не отменял, а то сдуру сами знаете что можно сломать). Сводить полосы нужно тщательно – мидбасовые динамики не распускать слишком высоко, а твитеры не распускать слишком низко, причём фильтрами с низкой крутизной, скорей всего, будет не обойтись. По усилителям особых ограничений нет, но, учитывая способности акустики, я бы выбирал что-нибудь с мощностью не меньше сотни Ватт на канал.