Онежское озеро достопримечательности на машине
Достопримечательности Онежского озера
Самые популярные достопримечательности Онежского озера — это загадочные петроглифы, архитектурный музей под открытым небом на острове Кижи, а также Челмужская коса, Андом-гора, города и старинные церкви, раскинувшиеся на онежском побережье.
Несколько фактов об Онежском озере
Онежское озеро было образовано после отступления последних ледников. Большая тектоническая котловина озера сформировалась еще в доледниковый период. После отступания ледника сформировалось крупное последниковое озеро.
Карта
Достопримечательности Онежского озера
Чтобы увидеть достопримечательности Онежского озера лучше воспользоваться водными видами транспорта. Именно с воды можно увидеть всю красоту Онего в полном объеме — лесистые берега, скалы и бескрайние воды озера.
Петроглифы
Петроглифы (изображения, выбитые на скалах или валунах), расположенные в Пудожском районе Карелии — это популярные достопримечательности Онежского озера. Всего их более 1100 фигур, большая часть сосредоточенна на мысах Пери Нос, Бесов Нос и Кладовец.
Самые известные онежские петроглифы находятся на мысе Бесов Нос — это так называемая триада: бес, сом/налим и выдра/ящерица.
Челмужская коса
Челмужская коса — это особо охраняемая природная территория. Представляет собой песчаный мыс, вытянутый на 13 километров, поросший соснами. Ширина 200-500 метров. Коса образовалась в результате таяния ледника. Место красивое и тихое, в хорошую погоду здесь можно загорать и купаться.
Челмужская коса тянется вдоль побережья рядом со старинной рыбацкой деревней Челмужи, от которой отделена проливом. В деревне находится старейшая шатровая деревянная церковь Петра и Павла, более популярное название Богоявленская. Она была построена в 1605 году, расположена на берегу Онежского озера, рядом с ней находится кладбище.
К самой известной достопримечательности Онежского озера относится Кижский погост или Кижи — объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен в Карелии на острове Кижи и является археологическим музеем под открытым небом. Здесь собраны лучшие образцы деревянного зодчества русских, карел и вепсов в рамках Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».
В коллекцию музея входит более 80 зданий, которые разбиты по секторам: Русские Заонежья, Кижское ожерелье, Вепсы, Кондопожский, Пудожский, Пряжинские карелы, Северные карелы, а также деревни Васильево, Ямка. В Петрозаводске несколько исторических зданий также относятся к музейному комплексу.
К памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО относятся объекты из Русского Заонежья:
Заонежьем жители восточной части Онего называли землю на противоположном — западном берегу озера. Сейчас Заонежьем называют Заонежский полуостров и Кижские шхеры.
Андомская гора
Андомская гора или Андом-гора расположена в Вологодской области и является геологическим памятником природы. Образована в ледниковое время, высота около 50 метров над уровнем Онежского озера. Андом-гора представляет собой геологический срез, в котором песчаники, глины, пески и мергели образовали многочисленные причудливые полосы самых разнообразных оттенков Под воздействием ледника они сложились в причудливые картины.
Города на Онежском озере
На Онежском озере расположены следующие города: столица Карелии — Петрозаводск, карельские города Кондопога и Медвежьегорск.
Петрозаводск
Петрозаводск — главный центр цивилизации в республике Карелия. Как и Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром I. Самое красивое место в городе — Онежская набережная, одетая в гранит и протянувшаяся на 1,5 километра.
Центральная площадь Ленина, бывшая Круглая площадь — это историческая застройка конца XVIII века, создающая архитектурный ансамбль города. От площади лучами расходятся три улицы: проспект Карла Маркса, Заводская и Петербургская улицы. Проспект Карла Маркса — старейшая улица города, ведет к Онежской набережной.
Когда-то на площади Ленина был установлен памятник Петру I, но его сменил 11-метровый памятник Ленину. Петр I теперь находится в Петровском сквере, рядом с набережной.
Символ Петрозаводска — здание железнодорожного вокзала со шпилем, построенное в середине 1950-х годов по проекту архитектора В. П. Ципулина
Кондопога
Кондопога — второй город в Карелии по численности населения после Петрозаводска, основан в 1563 году. Главный символ и достопримечательность Кондопоги — Успенская церковь Пресвятой Богородицы (1774 год), сгорела дотла в августе 2018 года. Уникальный памятник культуры и лучший образец русского деревянного зодчества поджег 15-летний подросток. Церковь находилась в живописном месте на берегу Онежского озера.
В настоящее время собираются денежные средства на восстановление храма.
В Кондопоге можно посмотреть и послушать карильоны, их в городе два. Карильон на 23 колокола у Ледового дворца и карильон на 18 колоколов на улице Пролетарской были установлены в 2001 году, изготовлены в Нидерландах.
Медвежьегорск
Город Медвежьегорск находится на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера. Был основан в 1916 году при строительстве железнодорожной станции Медвежья Гора. Здание вокзала с шатровой крышей и шпилем, построенное в 1916 году по проекту архитектора Габе Р.Ф. сохранилось до сих пор.
В 1931 году Медвьежегорск стал столицей строительства Беломорско-Балтийского канала. Здесь было построено здание Управления Беломорканала НКВД СССР.
Укрепрайон Медвежьегорск
В декабре 1941 года в Медвежьегорск вошли финские войска. По приказу Карла Маннергейма в городе и на подступах к нему был построен мощный оборонительный рубеж длинною 40 километров — замок Кархумяки (с финского Медведь-гора). Его называли второй линией Маннергейма.
Гора Лысуха в Медвежьегорске — самое известное место мощного укрепрайона финской армии. Она представляет большой интерес для любителей военной истории. В скалах сохранились тоннельные казармы, наблюдательные пункты, артиллерийские огневые точки.
Сандармох
В 12 километрах от Медвежьегорска находится урочище Сандармох — место массового расстрела заключенных Беломоро-Балтийского лагеря, Соловецкого этапа и жителей Карелии.
Расстрелы тайно происходили во время Большого террора (1937-1938 годы). Только в 1995 году экспедиция международного общества «Мемориал» под руководством историка и краеведа Юрия Дмитриева обнаружили первые расстрельные ямы. Всего их оказалось 236. В настоящее время установлено 6241 имен убитых здесь. Точная цифра расстрелянных доподлинно неизвестна — примерно 7,5 тыс. человек.
Сейчас здесь создано мемориальное кладбище Сандармох, построена часовня. Люди из разных стран мира различных национальностей приезжают на могилы, чтобы отдать дань памяти своим родственникам. Которые были найдены во многом благодаря Юрию Дмитриеву.
Что посмотреть на Онежском озере: главные достопримечательности
Онежское озеро – второе по величине озеро в Европе, площадью почти 10 тыс. кв. км. Представляет собой огромный резервуар тектонического и ледникового происхождения, расположенный на 80% в Карелии, на 20% — в Ленинградской и Вологодской областях.
Многочисленные острова и суровые ландшафты – главные достоинства Онежского озера
Онега ценится среди активных путешественников и любителей северной природы. Красивейшее сочетание воды, леса и скал никого не оставляет равнодушным. Зимой озеро полностью замерзает, его используют для катания на коньках, оно становится огромной трассой для ледовых яхт.
Зимнее Онежское озеро
Природа Онежского озера
Природная зона вокруг Онежского озера охраняется Водлозерским национальным парком. Это самая большая охраняемая заповедная территория в Европе, разделенная на несколько небольших районов. На берегах Онеги можно найти большие участки естественной тайги, характерной для этих широт. Здесь обитает множество редких видов растений и животных, населяющих болота, озера, реки и леса. Дикий русский Север – место, удивляющее своей первозданной красотой и поражающее туристов со всего мира.
Водлозерский национальный парк
Самыми красивыми природными достопримечательностями считаются Лижемская и Уницкая губы, в них множество скальных выходов и уникальных рельефов. В извилистой Уницой губе находится множество островов, в том числе, Поперечные (Колгостров), на территории которых можно увидеть языческое святилище. Совсем неподалеку находится и культурно-исторический комплекс деревни Пегремы.
Уницкая губа Онежского озера
Расположенные на берегу Уницкой губы «Висячие озера» представляют собой каскад расположенных на разных уровнях, ступенчато относительно друг друга водоемов. Уровень самой Онеги ниже этих прибрежных озер и от этого вида захватывает дух даже у бывалых путешественников!
Онежские петроглифы
Помимо чудесных природных ландшафтов на Онежском озере можно найти и интересные следы человеческой деятельности. На юго-восточном берегу, на мысе Бесов Нос находится целый комплекс доисторических петроглифов, датируемых периодом между 4-м и 2-м тысячелетием до нашей эры.
Петроглифы Бесова Носа
Музей-заповедник Кижи
Но самое известное место на Онежском озере – остров Кижи. Здесь находится деревянная церковь Преображения Господня, один из важнейших памятников деревянного зодчества России. Церковь входит в состав храмового комплекса Кижского погоста, имеет 22 купола и издалека напоминает роскошный, богато украшенный торт.
Зимние Кижи
На острове есть и другие деревянные памятники: жилые и хозяйственные постройки, а также церкви. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» – одно из самых посещаемых туристами мест на севере России.
Водопад Кивач
Один из самых высоких равнинных водопадов Европы наиболее полноводен в период с мая по начало июня. Кивач находится на территории одноименного заповедника, здесь же можно посетить дендрарий и музей природы, пройти по пешему экологическому маршруту.
Водопад Кивач
Города Онежского озера
На Онегу едут, конечно, преимущественно ради северной природы, но и в расположенных на берегах озера городах есть что посмотреть:
На Онежское озеро туристы едут ради единения с природой, экскурсий по живописным окрестностям. В любое время года здесь можно насладиться глубиной здешних лесов, скал, красотой озера и чистотой воздуха.
Путешествие вокруг Онежского озера
Летний отпуск пришелся на самые жаркие дни. В отсутствие возможности посещения забугров и из-за нелюбви к тюленингу на жарком морском пляже посреди стад людских туш и тушек, мы с женой в очередной раз предпринимаем путешествие немного севернее Ленобласти. В этот раз — вокруг Онежского озера, а с Ладожским мы уже достаточно неплохо знакомы. Маршрут запланирован на неделю, с остановками в гостиницах и гостевых домах и дневными вылазками к местным достопримечательностям. Маршрутные точки на карте следующие: Питер — Петрозаводск — Кондопога — Медвежьегорск — Повенец — Вытегра — Питер через Лодейное поле.
Из Питера выехали утром в субботу 10го июля. Жара за 30, термометр всю дорогу до Петрозаводска не опускался ниже 30, после простоя на солнышке цифра +38 стала привычной. Слава Кондею! Ехали вальяжно и неспеша. Традиционное место остановки на перекус: поворот с трассы Кола на Алеховщину перед рекой Оять в п. Доможирово, там еще заправка Лукойл. Трапезное заведение «Фермер» известно многим путешествующим. Главная цель посещения — вкуснейшие пирожки. Пожалуй, местные пирожки одни из самых вкусных, что мне доводилось пробовать. Народ скупает десятками. Рекомендую.
В Петрозаводск приехали к обеду, заселились в гостиницу Фрегат, что прямо на берегу. Изначально от Петрозаводска я ничего не ждал. Бывал там зимой и не впечатлился. Но летом он хорош. Почти Ялта! Прекрасный зеленый городок с красивой набережной. Есть музейчики, кафешки, словом, все что нужно для культурного отдыха. Рекомендую к посещению краеведческий музей, галерею промышленной истории — там есть занятный символ Карелии, сделанный из трактора ТДТ-40.
На следующий день на Комете из Петрозаводска отправились в Кижи. Если не бывали там, то это пункт из серии маст хэв. Кораблик в одну сторону идет примерно 1 час 20 минут. Кстати, по карельской традиции, ударение в топонимах на первый слог: КИжи, а не КижИ — местные делают на этом акцент. На острове действительно есть что посмотреть. Можно с экскурсией, можно своим ходом. Одного дня оказалось маловато. С удовольствием вернусь сюда еще раз.
На следующий день из Петрозаводска отправились в деревеньку Кончезеро, где у нас был на 3 ночи гостевой дом. Ехать недалеко. От Петрозаводска минут 40-50 на север. По дороге посетили местную достопримечательность — Долину зайцев. Расположение — съезд с Колы на Кончезеро и Марциальные воды. Это дело рук местного художника, который заморочился и на скале нарезал огромное количество изображений зайцев различных форм и размеров. Не онежские петроглифы, конечно, но тоже занятное место.
Следующим днем совершили локальный выезд по местным красотам. Во-первых, распиаренный водопад Кивач. Живописно и красиво. Посетить стоит, но я ожидал большего. Водопад Белые мосты на севере Ладоги произвел большее впечатление.
Далее в тот же день поехали в деревеньку Гирвас. По дороге интересная локация Поор порог. После изменения русла реки Суна тут остались скалистые участки и старицы прежнего русла. Есть оставы старой водяной мельницы или еще каких-то сооружений. Интересное и живописное местечко.
В самом Гирвасе есть небольшая ГЭС на р. Суна и местная достопримечательность — древний палеовулкан, который обнаружили, когда меняли русло Суны для строительства ГЭС. Вулкан этот, впрочем, вовсе не похож на классические вулканы, возникающие в памяти. Скорее это некое локальное скалистое образование в новом русле реки, свидетельствующее о древнейших геологических процессах. В обычное время, когда ГЭС работает в штатном режиме и вода реки изливается через стоки плотины, приводя турбины, палеовулкан открыт для посещения. По нему можно полазить, пофоткаться и поизучать древнюю геологию. Но нам повезло. ГЭС была на обслуживании и весь сток Суны был пущен в обход как раз через этот палеовулкан, на котором образовался эпичный каскадный водопад. Зрелище неожиданное и захватывающее. Мы были в восторге, хотя и сам вулкан посмотреть не удалось.
Внизу за водопадом Суна разливается в живописном русле между песчаных берегов. Кстати, в Гирвасе снимали «А зори здесь тихие» и его ремейк. Ну и еще несколько фильмов.
Неподалеку от Гирваса также расположена закрытая плотина, которая и послужила причиной изменения русла Суны в 60х годах. Сейчас там живописная запруда.
Также в районе Гирваса/Кончезеро можно посетить гору Сампо (не гора, а небольшой каменистый холм с неплохим видом), Марциальные воды (курорт с железистой минеральной водой, заложенный еще Петром I). Съездили в Кондопогу, но там ничего особо интересного не нашли.
Далее перемещаемся еще на 2 ночи севернее, немного не доезжая Медвежьегорска, деревня Уница. До Уницы от Колы через Кяппесельгу идет пыльная грунтовка протяженностью 30км. Дорога нормальная, идти можно 60-80. Уница стоит прямо на берегу большой шхеры Онежского озера. Типичная живописная карельская деревня. Много новостроя, но много и домов полуразвалившихся и покинутых. Строятся гостевые дома, а старые прозябают и гниют. Причальчики, много катеров и лодок. Вода теплая, местные купаются, загорают, промышляют рыбалкой. Тут я душевно отловился на микроджиг по прибрежному окуню и мелкой щучке.
Далее посетили Медвежьегрогск на самом севере Онеги. Городок маленький, но уютный. Деревянный Ж/Д вокзальчик пережил 2 войны и дожил до наших дней в практически первоначальном виде, разве что выкрашен ржд-шниками в зеленый цвет. Рядом — музей истории железной дороги Медвежьей горы, состоящий из аутентичного грузового паровоза польского производства и вагончика, переоборудованного под музейчик. Обожаю крохотные местячковые музейчики. Они обычно пропитаны любовью, уютом и душевным теплом. И держатся на энтузиазме местных. Посещение бесплатное, но в коробочку для пожетвований мы не поскупились. Экскурсовод, он же смотритель, милейший дядечка, рассказал нам всю историю перегона Медвежьей горы. Оказывается, раньше эта станция имела ключевое значение. Даже сейчас станция активно функционирует — поезда и электрички проходят часто. Нас впустили в кабину паровоза. Он не выведен из эксплуатации и стоит на балансе РЖД. По словам экскурсовода, за пару дней его можно запустить.
Из Медвежьегорска вдоль восточного берега Онеги движемся в сторону Вытегры. По пути заезжаем в Сандермох — мемориальное кладбище и братская могила жертв политических репрессий. История этого места гуглится, рассказывать смысла нет. Место тяжелое, там я фотографировать не стал. Беломорский канал, который мы пересекали в городке Повенец — тоже знаковое место.
По пути в Вытегру много живописных речек и ручьев. Из-за жары они серьезно обмелели.
В Вытегре стоит обязательно посетить музей подводной лодки Б-440 641 проекта 60х годов постройки. Из подлодки вырезали большую часть агрегатов и аппаратуры, превратив в музей с удобными проходами, из-за чего она потеряла часть своей аутентичности. Тем не менее, музей интересен. Лодка дизель-электрическая, большая, гораздо больше тех, что стоят в Питере возле Красина и в Гавани.
Есть там и краеведческий музейчик. Внешне выглядит откровенно убого, но внутри достаточно мил.
В Вытегре в канале я также бодро половил на микроджиг. Собрал зоопарк из окуня, щуки, уклейки и подлещика (или густеры?)
Дороги почти на всем пути вокруг Онеги были хорошими. От отлично до неплохо. Наиболее интересная и сложная часть пути пришлась на возвращение из Вытегры в сторону Лодейного поля. Дорога Вытегра — Ошта широко известна в узких кругах. Местами хороший асфальт, местами асфальт после бомбежки, а местами лихая грунтовка с песком, пылью и камнями. Слухи о ремонте дороги год от года витают в тематических группах вк, но воз и ныне там. На трассе в сезон распутицы то и дело застревают автобусы и большегрузы. Мы на Дастере по сухой дороге проскакали со свистом, низкопузики тоже проезжают нормально, но медленней. Альтернатив у этой дороги для тех, кто объезжает Онегу, практически нет. Либо крюк через Череповец и Тихвин, либо обратно через Петрозаводск. Куда ни кинь, всюду +500км, если не больше.
После Ошты в сторону Подпорожья дорога уже чуть лучше. После въезда в Ленобласть грунтовка уже не вызывает опасений и проходима для любых машин в любое время года, а после и вовсе переходит в асфальт. В районе Подпорожья асфальт так себе, но на Дастере мы уверенно скакали 70-80. Ближе к Лодейному полю к дороге претензий уже не имелось.
Возвращались в Питер в понедельник, рассчитывали не попасть в воскресные пробки на въезде. Увы, в районе Назии пришлось постоять из-за затянувшегося капремонта Колы. Когда ж его уже доделают…
На этом, пожалуй, все. Общая протяженность поездки по БК составила более 1700км. Средний расход дизеля 6.6л с кондеем. По жаре машина себя ведет на удивление неплохо. Маршрут понравился. Не исключено, что когда-нибудь повторим. Много чего еще не посмотрели у Ладоги и Онеги, но в следующий раз хочется уже дальше, к Белому морю. В заключение пару фоток с дороги.
Renault Duster 2019, двигатель дизельный 1.5 л., 109 л. с., полный привод, механическая коробка передач — путешествие
Машины в продаже
Комментарии 16
Хорошее путешествие и рассказ! А расход, прямо моей один в один летом на дачу! Тоже 6.5-6.6 л в среднем
Но у меня резина АТ большего размера и защит понавешено, а они тяжелые. Где-то читал, что чел по чекам получал на трассе 4.9 расход. При скорости около 100. Вот чет совсем не верится.
Да, мне тоже не верится. Вот если это Меган с таким же мотором, по трассе может быть.)
Очень увлекательно и легко написано! Зачиталась!
Ну, и, конечно же — прекрасные фото! Снимки как живые — дышат и веют свежим ветерком!
Знакомый маршрут. Весь вдоль и поперек изколесенный:)))
«Осударева дорога» — видели памятный камень с такой надписью справа у моста, пересекающего Беломорканал в Повенце?
А в Вытегре: м-да… Поржавела подлодка-то! Я в ней года четыре назад побывала…
А вот дорогу Вытегра — Петрозаводск, осилила лет 8 назад. В сентябрьскую распутицу. Возвращались на ШкодаЙети из отпуска, поехали из Питера на Вологду, а из Вытегры, глянув на карту, решили-таки заехать к давнему другу в Петрозаводск. Та пути-то фик-да-ниФига. Кто б знал… Я, поначалу, думала что идет ремонт дороги и из Вытегры асфальт просто срезали… Потом, попав на лесовозно-каменно-карьерные буераки и увидев в навигаторе пояснение «Езда по тропа» впала в панику. Затем, как в сказке:»… Непроходимая чаща раздвинулась и…» попали на асфальт взлетно-бетонной полосы, с разметкой, бордюрами и… похоронной процессией посреди дороги:)) я вздохнула с облегчением и мыслью «Ну наконец-то! » Аха, наивная… В конце села/деревни (?) вся красота закончилась и пошел следующий треш… Пока не вьехали в очередную деревеньку перед сьездом на Лодейное, куда я уже решила податься, устав калечить машину. Выскочила из-за руля и кинулась к дедАм, на скамейке. Спрашиваю далеко до Лодейного, сил уже нет! А зачем вам туда? Да тут отродясь дороги-то небыло. Да вам немного до Петрика и осталось-то! Так вы еще и на паром успеете… ПарОм?! Тут еще и на пароме надо?!
Короче доехали мы до Вознесенья (никогда не забуду название этого населённого пункта), посмотрели чудный бюст Ленина в местном заросшем парке (огромная голова без плеч воодружена на стопку книг энциклопедического формата:))), смею предположить что это единственный экземпляр на всем протяжении) и постояли в очереди на паром через Свирь, если не ошибаюсь. С одной стороны Ладога, с другой Онега. Пока стояли на солнце в ожидании парома, глина, облепившая машину, превратилась в кокон, т. е машина получилась в глиняном горшке, смывали и сколупывали который пару часов в мойке Петрозаводска… Вот так…
Ну а на мой вопрос мужниному всезнающему другу — местному аборигену — почему посреди всего этого приключения оказался кусок асфальтированной цивилизации, он ответил: Советское — значит плановое. План был, план выполнялся. Был план построить дорогу, сроки четко расставлялись по километрам. Вот и совпали километры этого поселения, с планом подвоза материалов. Дальше — всё, больше ничего не совпадало, поэтому спасибо, что грунтовку когда-то привели в порядок. Когда-то. Сейчас — все что от того порядка осталось…
Я представляюваши впечатления от этой дороги)) мы-то подготовленные были, начитались инфы заранее!
Судя по вашим фото, эту дорогу вновь причесывали, после меня:)))
Ее там периодически причесывают. Дорога сейчас не ужасна. Видели и грейдер, и кучи с песком на обочинах, и ремонт мостов в Оште. Как говорится, не так страшен Бонч, как его Бруевич. Ее ж недавно только перевели в федеральные трассы. Есть надежда, что скоро ее таки доведут до ума.
Мне уже не надо! Я там все посмотрела и нахлебалась впечатлений на всю жизнь! :))