Опель блиц грузовик вермахта

Грузовик Blitz – самый известный Opel всех времен и народов

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

А вот вторым повезло больше – Opel на ходу были не редкостью в Советском Союзе, куда они попадали в качестве трофеев, успев послужить как в вермахте, так и в РККА.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

КИНО И НЕМЦЫ
К сожалению, сегодня самоходный реквизит многочисленных киностудий находится в жалком состоянии. От настоящих Blitz в основном встречаются только кабины. Остальное заимствуется с ближайших аналогов – ГАЗ-51 и ГАЗ-52, так как запасные части Opel к нам не поставлял. Поэтому у тех, кто хочет снимать максимально достоверное кино или участвовать в реконструкциях событий, выбора в общем-то и нет. Если нужна оригинальная «Молния» (так, кстати, переводится с немецкого Blitz), то найти ее можно лишь за пределами бывшего СССР. Именно так и поступили реконструкторы из группы «Викинг», входящей в состав военно-исторического клуба «Красная звезда». Они связались с одним из крупнейших коллекционеров военной техники времен Второй мировой войны Томасом Штурмом, который согласился продать редкий полноприводный Opel Blitz 3.6-6700A грузоподъемностью чуть больше трех тонн. До этого грузовик неоднократно снимался в различных военных фильмах и по требованию режиссеров был перекрашен в серый цвет, хотя изначально был желтым. Заводские таблички свидетельствовали, что он выпущен в 1944 году. Несмотря на почтенный возраст, машина отлично сохранилась. Разве что пришлось поменять истлевшие за почти 70 лет доски кузова. А единственной «неродной» деталью оказалась фигурка дирижабля на капоте, позаимствованная с легкового Opel 30-х годов выпуска. Впоследствии раритет удалось найти в Калининграде, где местные любители военной истории открутили его с утопленного в Балтийском море полугусеничного тягача на базе Blitz. Сейчас автомобиль вновь перекрасили в камуфляж, соответствующий периоду, а также установили на него современный электрический бензонасос для более надежной работы. Во время реконструкции сражений Второй мировой он перевозит различное снаряжение. Пробег при этом, разумеется, минимальный, ибо на «работу» его возят на трейлере.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

СТРАНИЦЫ ДОСЬЕ
История самого известного Opel всех времен и народов началась в 1937 году. Почти одновременно с разницей в год в продажу пошли две модели – грузоподъемностью 1.5 и 3.1 тонны. И обе были немедленно приняты на вооружение. А в 1940 году по требованию военных выпустили полноприводную версию Opel Blitz 3.6-6700A. По конструкции Blitz весьма близок к американским аналогам. Двигатель верхнеклапанный (OHV) шестицилиндровый с рабочим объемом 3.6 литра и мощностью в начале войны 68 л. с. при 3000 об/мин. Крутящий момент составлял 196 Нм при 1800 об/мин. С 1944 года мощность поднялась до 73.5 л. с. при 3120 об/мин. Этого вполне хватало, чтобы разогнать по асфальту машину с полной массой 6100 кг до 80–85 км/ч, что для «трехтонки» по европейским меркам было очень даже солидно. Кстати, практически такие же моторы стояли и на грузовых Chevrolet и GMC. Коробка передач у всех модификаций – пятиступенчатая. Раздаточная коробка полноприводного варианта – на две ступени, расположена посредине машины. Подвеска зависимая, на рессорах, а тормоза гидравлические.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Из-за своей надежности и удобства в эксплуатации автомобиль сразу же стал невероятно популярным. Пока Ford и Tatra не вылезали из ремонтов, Opel Blitz спокойно перевозил грузы. Он работал артиллерийским тягачом, транспортировал раненых и боеприпасы, в качестве автобуса служил передвижным штабом. А еще он мог быть топливозаправщиком, походной мастерской, радиостанцией и даже самоходной зенитной установкой. В 1942 году его скрестили с гусеничной ходовой частью от трофейного английского БТР Carden-Loyd Carrier – так получился тихоходный (до 38 км/ч) полугусеничный тягач Opel Blitz 3.6-36S/SSM по прозвищу Maultier («Мул»).

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

В 1944 году история «Молнии» совершила крутой поворот. Рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер переломил сопротивление администрации Daimler-Benz, заставив поменять неудачный тип L3000 на L701 (так стала называться «мерседесовская» версия Blitz). Хотя инженеры Daimler-Benz и настаивали на установке своего дизеля воздушного охлаждения OM175, но довести до ума его не успели. Машины первой партии, сошедшие с конвейера 20 июля, отличались от прототипа только радиаторной решеткой без эмблем и «дирижаблей». Однако всего через 17 дней последовали более серьезные изменения. 6 августа американские бомбардировщики среди белого дня разнесли в пух и прах заводы Opel в Брандербурге. В результате производство «опелевского» Blitz так и не возобновилось до конца войны, а Mercedes-Benz был вынужден перейти на упрощенные кабины из фанеры.

К маю 1945 года разбомбленный завод восстановили, однако война закончилась, и новенькое итальянское оборудование отправилось в СССР. Всего к этому моменту было выпущено более 133 тысяч «трехтонок» Opel Blitz, включая 25 тысяч полноприводных и 4 тысячи полугусеничных. После некоторого перерыва «Молнии» вновь пошли с конвейеров Daimler-Benz и Opel, оказавшихся на территории ФРГ. В почти неизменном виде они выпускались до 1954 года. Правда, полноприводных машин больше уже не строили, но иногда дорабатывали по особым заказам «демобилизованных армейцев».

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

ТЕСТ-ДРАЙВ В ПРОШЛОЕ
Садясь за руль Blitz, я не ожидал ничего особенного. Да, старый грузовик, да, с богатой историей. Но чем он может меня удивить после GMC CCKW или ГАЗ-63, например? И действительно, на первый взгляд «Молния» – это нечто вроде советского «газона» или американского «джи-эм» в одном флаконе. Круглые приборы на манер ЗиЛ-157 в центре панели. Педали, как и положено, напольные, закрепленные на раме. Имеются отдельная педаль, а не «пятка», включения стартера, и обтянутый кожзаменителем не слишком-то и удобный диван, на котором можно усесться втроем. В общем – грузовик как грузовик. Однако есть и нюансы. Во-первых, любопытная по устройству кабина. Она стальная, но с деревянными деталями. В частности, из дерева выполнены пороги. При этом дверцы по-легковому снабжены картами из кожзаменителя. Американские и советские подобные изделия такой роскоши не имели. Во-вторых, раздаточная двухступенчатая коробка управляется одним рычагом. В-третьих, неожиданно меньшее усилие на педалях, чем на вышеупомянутых аналогах. В-четвертых… Запускаю двигатель – для этого надо повернуть ключ и нажать на четвертую педаль. Он работает явно тише, чем у американского и советского «конкурентов». Включаю передачу – ощущения на рычаге не столь ярко выраженные «металлические», как, например, у всех грузовиков «ГАЗ» – от «полуторки» 1932 года до нынешней «Газели» поколения NEXT. Трогаюсь. Трансмиссия не издает характерного «газоновского» воя. А руль, пусть и традиционно тяжеловатый, как у всех грузовиков 40-х годов прошлого века, но толчки и удары передает на пальцы совсем не как баранка ГАЗ-63. Подвеска, несмотря на то что кузов машины заполнен не самым тяжелым реконструкторским реквизитом, на удивление мягкая. К сожалению, не удалось попробовать «Молнию» на асфальте – автомобиль ввезен как музейный экспонат и по дорогам общего пользования своим ходом ему передвигаться нельзя.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Вот и получается, что при отсутствии каких-либо особых конструкторских ухищрений Blitz и в управлении приятный, и даже в сравнении с ближайшими аналогами весьма комфортабельный. Жаль, что в свое время копию Blitz не стали выпускать на ГАЗе вместо легендарного, но явно менее удобного ГАЗ-51/63. Да что там говорить – ГАЗ-53, на котором мне довелось поездить во времена моей юности, и тот уступает этому старому Opel по комфорту. Удивительная все-таки была машина!

Источник

Грузовику «Опель Блиц» – 90 лет

Станислав Кирилец
(Stanislav Kiriletz, Германия)

Фотографии Opel Automobile GmbH, Robert Bosch GmbH, Svenska Tekniska museet, из архивов Олега Вестерберга, Ренэ Леволла (René Levoll), Дениса Орлова и автора.

Гром и молния войны

К середине 30-х годов грузовики Opel Blitz стали самыми массовыми не только в гражданском секторе Германии, но и в возродившейся армии. Американских владельцев поначалу это не смущало, как не смущало и назначение на ключевые должности в их немецком филиале нацистов, и массовые увольнения рабочих и служащих еврейской национальности. Гешефт процветал, дивиденды акционерам в США переводились исправно. В марте 1938-го солдаты вермахта въехали на «Блицах» в Австрию, полным ходом шла подготовка к вторжению в Чехословакию, а 9 июня того же года рейхсканцлер Гитлер наградил ответственного за филиал Opel вице-президента компании General Motors Джеймса Д. Муни Орденом Заслуг германского орла 1-й степени. В тот год Adam Opel AG обеспечил 46,6% всего экспорта Германии, автомобили этой марки нашли своих покупателей в Швеции, Дании, Польше, Аргентине, Южной Африке и даже Коста-Рике, Китае и Новой Зеландии.

Вскоре началась Вторая мировая война. В 1941 году после объявления Германией войны США последние американские служащие фирмы Adam Opel AG вернулись домой. Заводы же оставались формально в собственности General Motors и были объявлены американцами своим «имуществом во вражеских руках».

К 1940 году была закончена разработка новых 3-тонных модификаций: капотный грузовик с новой кабиной и изменённым оперением и его бескапотная версия, они задумывались для мирных целей. Однако начать их производство во время войны было немыслимо, они так и остались прототипами. Один прототип полноприводного армейского грузовика с кабиной над двигателем тоже в серию не пошёл. К тому времени заводы Opel резко сократили производство гражданской продукции. В небольших количествах продолжался выпуск шасси для пожарных машин и автобусов, и бортовых грузовиков для гражданского сектора, с 1943 года они оснащались газогенераторами Imbert. Автомобили Opel Blitz идеально подходили для военной службы. Для нужд вермахта на заводе в Бранденбурге строили в большом количестве специальные 3-тонные модели: стандартный Blitz 3,6-36 S и полноприводный Blitz 3,6-6700 A, до 1942 года выпускалась также лёгкая военная модификация Blitz 2,5-32. В предвоенные и военные годы на базе трёхтонных моделей было создано немало специализированной военной техники как вспомогательного, так и боевого назначения. Она широко применялась немцами и их союзниками на всех фронтах Второй мировой войны, а больше всего, разумеется, на Восточном. «Блиц» был задействован как в «блицкриге», так и в оборонительных боях после его провала. В оккупированных Варшаве и Риге фирма Opel открыла мастерские для ремонта прибывавших с фронта грузовиков. В условиях войны утвердилось превосходство Opel Blitz над другими грузовиками вермахта среднего класса.

Машина была настолько хороша, что в 1944 году в принудительном порядке её производство по лицензии начали на заводе Daimler-Benz в Мангейме под названием Mercedes-Benz L 701. Лицензионный грузовик выпускался только с колёсной формулой 4х2 и в упрощённом виде, он оснащался унифицированной фанерной «эрзац-кабиной». Никаких эмблем на нём не ставили, украшать трёхлучёвой звездой чужую конструкцию руководители знаменитого концерна не захотели. Вероятно, им было не по душе, что их собственные грузовики проигрывали конкуренту. Планировалось производство «Блица» и на заводе фирмы Borgward в Бремене, но после налёта американской авиации на город в октябре 1944 года, надежды освоить в Бремене выпуск у немцев больше не осталось.

Досталось и заводу Opel в Бранденбурге, бомбардировку британской авиацией 6 августа 1944 года он не пережил, к концу войны его восстановили, но автомобили там больше не делали. А в Мангейме выпуск лицензионных машин продолжался до конца войны. Собирали 3-тонный Mercedes-Benz L 701 и после войны – в кооперации c фирмой Opel (часть автомобилей продавалась под этой маркой), которая поставляла кабины. Длилось это до июня 1949 года. Последнюю партию собрали в 1950–1954 годах на заводе Opel в Рюссельсхайме. В июле 1946 года там во­зобновилось производство старой 1,5-тонной модели Blitz с 2,5-литровым двигателем мощностью 55 л.с. от легковой машины Opel Kapitän, продолжалось оно до 1951 года.

Во время Великой Отечественной войны грузовики Opel Blitz в огромном количестве стали трофеями Советской Армии. Их задействовали на фронтах в Европе и Маньчжурии, служили они в вой­сках и в послевоенные годы. По мере поступления новой техники их постепенно передавали из армии на работу в народное хозяйство СССР. Не секрет, что конструкция «Блица» оказала заметное влияние на удачный советский грузовик послевоенного периода ГАЗ-51.

Зигзаги молний

25 марта 1945 года американские войска заняли город Рюссельсхайм. Завод вернулся к законным хозяевам. Вскоре началось его восстановление, затем потекли инвестиции. Однако в 1951 году компания General Motors потребовала от филиала Adam Opel AG возмещение потерянных за годы войны дивидендов в размере 22,4 миллиона рейхсмарок в пересчёте на доллары по курсу 1942 года. В самих США это требование назвали «позорным» – получалось, что акционеры не брезговали доходом, кроме прочего, с принудительного труда военнопленных и заключённых концлагерей.

В 1952 году на смену 1,5-тонному «Блицу» пришла 1,75-тонная модель с абсолютно новым дизайном кабины и оперения – снова типично американским. На ней установили экономичный 2,5-литровый двигатель мощностью 58 л.с. Новый Blitz продавался на ура в Западной Германии и на экспортных рынках. Через три года грузоподъёмность машины довели до 2 т, а мощность двигателя – до 62 л.с., предлагали её в двух базовых модификациях шасси и с различными кузовами. Многочисленные заводы и заводики строили на её шасси разнообразную технику: почтовые, продуктовые и мебельные фургоны, автобусы, полицейские, пожарные и коммунальные машины, автомобили скорой помощи, самосвалы – всего не перечесть. Автомобиль стал одним из символов «экономического чуда» ФРГ.

В 1960 году Blitz модернизировали. Округлые формы кабины и длинного капота сменили на угловатые, а капот стал покатым и значительно короче – автомобиль подогнали к тогдашней моде, диктуемой европейскими дизайнерами. На некоторых модификациях применили новый 2,6-литровый двигатель мощностью 70 л.с. В Рюссельсхайме началась реконструкция завода и увеличение выпуска легковых машин, от полного цикла производства новой модификации грузовиков пришлось отказаться и привлечь субпод­рядчиков. С тех пор кабины и стандартные кузова к Opel Blitz делала фирма Karosseriefabrik Voll KG из баварского города Вюрцбург. Стоит отметить, что позднее фабрика Voll занималась переделкой советских автомобилей ВАЗ-2121 «Лада Нива» в кабриолеты.

Грандиозный подъём экономики ФРГ повысил спрос на грузовые машины малого класса, оживились и конкуренты. Дабы удержать свои позиции на рынке, конструкторы завода Opel обновили в 1965 году Blitz и расширили программу. Капот машины стал «квадратным», 6-цилиндровые грузовики дополнили модификацией с новым 1,9-литровым 4-цилиндровым мотором, развивающим 70 л.с. В следующем году в программу добавили 6-цилиндровый двигатель мощностью 80 л.с., а в 1967-м впервые применили 6-цилиндровый 60-сильный дизель – французский Indenor.

В конце 60-х годов Opel Blitz по-прежнему остаётся одним из самых популярных лёгких грузовиков, занимая в этом сегменте почти половину рынка ФРГ, экспорт также идёт хорошо. Но, поскольку в Рюссельсхайме делали главную ставку на увеличение производства ещё более популярных легковых машин, руководство фирмы приняло, вероятно, роковое решение о прекращении выпуска грузовиков в Западной Германии. На замену подготовили лёгкий грузовик, разработанный британским филиалом компании General Motors заводом Vauxhall Motors в Лутоне, известным грузовиками марки Bedford. В 1973 году он дебютировал в ФРГ, а 10 января 1975 года производство классических «Молний» прекратили. Всего в Рюссельсхайме и в Бранденбурге за 45 лет было выпущено 442 312 грузовых машин Opel Blitz. Автомобиль, давший марке Opel фирменную эмблему в виде молнии, канул в историю.

Последние вспышки из Британии

Слово Blitz переводится с немецкого не только как «молния», это и «вспышка», и «яркий блеск». Понятно оно и англичанам. Последними «Блицами» суждено было стать британским машинам. Правда, блистали они не очень долго и не слишком ярко, два раза вспыхнули и погасли.

Автомобильный завод Vauxhall Motors в Лутоне также как и фирма Adam Opel с 1930 года принадлежал компании General Motors, однако, в отличие от немцев, англичане строили не только грузовики лёгкого и среднего класса, но и тяжёлые – все под маркой Bedford, а их легковые машины назывались Vauxhall. Оба европейских филиала в послевоенное время тесно кооперировали, хотя их модели отличались. Легковые Opel и Vauxhal унифицировали значительно позднее. Коммерческие автомобили Bedford CF, поступившие на рынок ФРГ, выпускались в Англии с 1969 года, их комплектовали британскими моторами Vauxhall мощностью 70 и 80 л.с., а позднее и 60-сильным дизельным двигателем Opel.

Машины, украшенные «опелевской» эмблемой, в западногерманской прессе и некоторых документах нередко называли Opel Bedford Blitz, однако надпись на нём красовалась без слова Opel. Наибольшее число Bedford Blitz англичане поставляли в версии цельнометаллического фургона с несущим кузовом, встречались также бортовые грузовики, самосвалы грузоподьёмностью от 0,7 до 1,75 т, микроавтобусы и другие модификации. Особенно хорошо продавались кемперы на его шасси, однако такого огромного спроса как предшественники из Рюссельсхайма «Бедфорды» не имели, в ФРГ они занимали в лучшие годы около 20% рынка лёгких грузовиков.

В 1975 году корпорация General Motors предприняла попытку продвинуть в ФРГ семейство английских грузовиков полной массой до 10,5 т, также под маркой Bedford Blitz. Взялись за дело серьёзно, нашли партнёров, открыли более 50 торговых и сервисных точек. Однако немецкие перевозчики в очередь за ними не встали, в этом сегменте рынок был уже заполнен плотно, проект пришлось свернуть.

С обновлённой внешностью и 2,3-литровым дизелем смог удержать свои позиции на континенте с 1980 по 1987 год Bedford Blitz второго поколения. С окончанием его производства имя Blitz после 57 лет ушло в историю. Его наследие живёт в каждом автомобиле марки Opel в виде известной во всём мире эмб­леме-молнии.

После десятилетнего перерыва заводы Opel возобновили 1997 году производство лёгких фургонов модели Arena. С 2017 года заводы Opel Automobile GmbH принадлежат французской группе Peugeot Société Anonyme. Традицию легендарных Opel Blitz продолжают сегодня модели Combo Cargo, Vivaro и Movano.

Источник

Колёса Второй Мировой. Рабочая лошадка Вермахта. Opel Blitz. Тест-драйв техпомощи на его базе

В наших военных фильмах Опель Блиц встречается довольно часто. В его роли обычно выступает ГАЗ-51. Это совсем не значит что при создании нашего грузовика, шедевр немецкого автопрома использовался в качестве донора для копирования. Тут скорее наши конструкторы ориентировались на американский Studebaker US6, который активно поставлялся к нам под Ленд-лизу. А общие черты во внешности между нашим ГАЗоном и Опелем связаны, скорее всего, из-за общих американских корней обоих автомобилей. Но обо всём по порядку.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Содержание:

И нашим, и вашим

О пель Блиц появился в Германии ещё до войны. И его грозное название Blitz — молния — практически не связано с Блицкригом — планом “молниеносной войны”: просто это был, пожалуй, один из самых быстрых грузовиков рубежа 1930-40 годов.

Итак, ещё в 1930 году компания Opel, которая тогда находилась под крылышком американского GM, приступила к выпуску коммерческого грузовика. Напомним, что председатель Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольф Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии только в начале 1933 года, так что не надо упрекать американцев в том, что они своими грузовиками помогали этому нехорошему крикливому парню. Они, как и всегда, всего лишь делали деньги. В то время Германии были очень нужны недорогие грузовые машины грузоподъёмностью от одной тонны, вот GM в лице своего Опеля и взялся за благородное дело — строительство нужного автомобиля.

Но с приходом Гитлера к власти всё сильно изменилось. Уже с 1934 года от завода в Бранденбурге стали требовать исключительно военные грузовики. А в 1940 году предприятие и вовсе национализировали. С тех пор надежда “Блитцей” развозить по магазинам хлеб и масло (которого, кстати, в Германии тогда было не густо) разлетелась вдребезги.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Попавшие в руки нацистам американские заводы окончательно перешли на выпуск военной продукции. Но, повторюсь, не будем осуждать американцев. Да, мотор Блитца — это немного модернизированный Бьюик (который, кстати, в разных модификациях стоял и на легковом Опеле Адмирале, и на Капитане), а проектировали машину не без участия специалистов GM. Но тогда никто даже не мог подумать, что изначально коммерческая техника станет сугубо военной. К тому же в СССР из-за океана по ленд-лизу поступали и Студебекеры, и Форды, и Шевроле. И делалось это добровольно.

Линейка Блитцей была достаточно широкой — грузоподъёмностью от тонны до трёх с половиной тонн. Были и полноприводные версии, которые появились накануне вторжения в СССР: немецкое командование поняло, что на моноприводном грузовике с дорожным просветом в 22,5 см в России делать нечего. И всё же самая распространённая модификация была именно такой — грузоподъёмностью 1,5 тонны и с задним приводом. И с очень “легковым” характером.

Военный мастхэв

Пусть вас не пугает окраска машины: она не проходила нормальной реставрации, а сохранилась в более-менее приличном виде ещё с сороковых годов. Конечно, автомобиль красили, но, как говорится, в цвет не попали. Такой задачи не было, просто предыдущему владельцу очень хотелось продать этот грузовик. Так что расцветка — это некоторым образом “колхозинг”, отдалённо напоминающий оригинал.

Машина не слишком богата оптикой. Конечно, у неё есть головной свет, но вот “стоковые” указатели поворотов тут передают привет из эпохи Чарли Чаплина: они представляют собой откидные флажки.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

За решёткой радиатора спрятана ещё одна “фишка” машины — вместо жалюзи, которыми обычно в мороз закрывают радиатор, тут стоит мягкая заслонка, закреплённая цепочкой, протянутой в кабину.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

На крыльях видны “парктроники” того времени — металлические пруты, обозначающие габариты грузовика. Довольно практично: никаких датчиков, проводки и прочих электронных излишеств.

Что ещё интересного можно увидеть снаружи? Пожалуй, больше ничего. Комплект канистр с запасом топлива и воды — это для военных машин того времени “мастхэв”, и удивления не вызывает. А вот систему крепления запасного колеса под задним свесом отметить надо. Равно как и домкрат, закреплённый рядом с “запаской”. В случае, если ими приходилось пользоваться в грязи, матерные слова в адрес Гитлера летели не только от советских солдат, но и от немецких.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Что же, пора заглянуть под капот.

В зависимости от грузоподъёмности у Блитцей могло быть два разных мотора объёмом 3,6 и 2,5 л. Наш мотор — младшенький, 2,5-литровый. Для конца тридцатых это была достаточно прогрессивная верхнеклапанная рядная “шестёрка” с алюминиевым картером и головкой блока из серого чугуна.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Правда, эта “прогрессивность” на Восточном фронте принесла немцам кучу неудобств: мотор отказывался нормально ездить на нашем бензине, а при понижении температуры его даже нельзя было запустить. Пришлось в 1942 году его дефорсировать, понизив степень сжатия. Мотор стал слабее, прожорливее, но согласился “есть” советское трофейное горючее. По 40 литров на сотню в условиях жесткого бездорожья.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Коробка передач тут четырёхступенчатая, сцепление — сухое однодисковое. В подвесках тоже нет ничего интересного: мост и передняя балка на продольных полуэллиптических рессорах и с амортизаторами двустороннего действия.

Держи спину прямо!

Прежде чем забраться в кабину, надо, конечно же, открыть дверь. То, что деревянная кабина немного “дышит”, не удивительно: это нормально. Как и наличие стеклоподъёмников — они были практически всегда и везде. А вот регулируемые ограничители на двери, да ещё и с резиновыми вставочками, — это для военной машины уже немного “лакшери”.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Де-юре кабина трёхместная, де-факто — здесь даже вдвоём не слишком просторно. Но и не так тесно, как в нашей “полуторке”. А вот посадка в Блитце своеобразная: спину надо держать прямо — спинка сиденья вертикальная, и откидываться назад не получится.

Как и смотреть на приборы, которые оказываются на уровне чуть выше живота. Пока машина стоит на месте, кое-что увидеть ещё можно. Например, указатели уровня топлива и давления масла и спидометр прямо за рулём и шкалу температуры воды, вынесенную влево отдельно от предыдущих приборов.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Нашей машине повезло иметь электростартер: некоторые Блитцы этого девайса были лишены, и их моторы можно было запускать только “кривым стартером” (заводной ручкой). Но у нас есть возможность прокатиться без предварительных физических упражнений.

Почти сразу после пуска двигателя становятся очевидны некоторые особенности конструкции кабины с зазорами, в которые можно просунуть палец: становится немного шумно, а главное — дымно. И дым этот отнюдь не романтический от свечей на столике с винными бокалами. Правда, на ходу он быстро выветривается.

Так как у нас стоит самый слабый мотор, его приходится хорошо раскручивать, иначе машина толком не едет. Вообще, комбинация этого мотора и КПП не очень хорошо подходит грузовику. Даже на первой передаче у него обнаруживается прыть, достойная приличного легкового автомобиля тридцатых. Но она сразу же пропадает, если чуть отпустить педаль газа. Наверное, Блитц был бы очень хорош на немецких дорогах в мирной жизни, но что на нём можно сделать в русской грязи на фронте — совершенно непонятно. Ему явно не хватает момента в нижнем диапазоне, зато на хорошей дороге он готов резвиться и скакать, как молодой жеребёнок.

Коробка передач работает достаточно чётко, хотя есть возможность вместо первой передачи нечаянно воткнуть третью: никакой “защиты от дурака” нет, хотя предохранительная “собачка” была даже на наших ГАЗ-АА. Ну, как на наших… На американских Фордах-АА, откуда она, конечно же, попала и на наши “полуторки”.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

В переключениях есть и ещё одна сложность: приходится пользоваться двойным выжимом, что само по себе не трудно, но немного осложнено расположением педалей. Они стоят высоко, причём давить их надо не столько вниз, сколько вперёд, почти в моторный отсек. А вот педаль газа стоит нормально.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Но что больше всего удручает — это обзор. Может, он не так плох для первой половины ХХ века, но ездить на этой машине сегодня очень сложно. Боковые зеркала хоть и регулируются, но они маленькие, а на ходу на своих длинных тонких стойках отчаянно трясутся. Салонного зеркала, разумеется, нет и в помине: сзади стоит фургон, так что оно было бы бесполезным. И если габариты впереди ещё как-то можно определить (кабина всё-таки небольшая, так что это задача не сложная), то всё, что творится сзади и даже по бокам, остаётся загадкой. Перестраиваться в соседнюю полосу можно лишь полагаясь на удачу и здравый смысл тех, кто едет сзади. Ну или сбоку — как повезёт.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Ещё хуже приходится в разворотах. Тут проще вылезти на подножку и работать только педалью сцепления, не трогая газ. А так как трансмиссия Блица слишком “легковая”, сделать это труднее, чем на ЗиС-5. Хотелось бы сказать, что за рулём Блица нужен “глаз да глаз”, но не буду: толку-то от этого глаза, если смотреть им некуда.

У этого грузовика гидравлическая тормозная система. Если сравнивать с советскими машинами с их механическими приводами — это, конечно, просто космос. Но по сегодняшним меркам они крайне неэффективные. Выручает замедление мотором, как, собственно, и положено. На то, чтобы остановить машину окончательно, тормозов хватает.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Даже после небольшой поездки спина начинает побаливать. Сидеть строго вертикально и крутить не самый лёгкий руль не так просто, как кажется со стороны.

До сегодняшнего дня дожили буквально считанные единицы Opel Blitz. Войну они переживали с трудом, а после её окончания советские водители не больно-то заботились об этих машинах. Да, шофёру в ней было комфортнее, чем в ГАЗ-АА, но немецкий грузовик не мог похвастаться выносливостью “полуторки”, требовал более качественных ГСМ и тщательного обслуживания. Да и запчасти на Блиц найти было не так просто.

Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть фото Опель блиц грузовик вермахта. Смотреть картинку Опель блиц грузовик вермахта. Картинка про Опель блиц грузовик вермахта. Фото Опель блиц грузовик вермахта

Ну и, наконец, немецкие грузовики не старались беречь только из-за того, что они были немецкими. У нас уже появлялись ГАЗ-51 и ЗиС-150, которые стали не только заменой стареньким “полуторкам”, ЗиСам и “студерам”, но и неким символом восстановления страны после Победы. Работать на таких машинах было несравненно приятнее, чем на трофейной “Молнии”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *