Описание салона автомобиля в протоколе
Описание салона автомобиля в протоколе
разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.
Мартыненко Валерию Михайловичу
Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств:
фотоаппарата «Зенит» экспертом Мартыненко
Осмотр производился в условиях пасмурной погоды при искусственном освещении
Автомобиль ВАЗ-2101 белого цвета, находится во дворе дома №98 по ул. Ленина напротив первого подъезда, на расстоянии 20 метров от входа в подъезд. Автомобиль расположен капотом к входу в подъезд. В 2 метрах от автомобиля с правой стороны растут небольшие кустарники. С левой стороны автомобиля в 30 метрах по прямой линии находится фонарь уличного освещения. На момент осмотра лампочка фонаря горела. Автомобиль имеет гос. номер АВ 213 Е. Колеса, кузов повреждений не имеют. Стекла лобовое, заднее, боковые (дверей) повреждений не имеют. Отсутствует стекло правой задней дверцы, неподвижное и уплотнитель стекла, резиновый. Дверцы автомобиля на момент осмотра были закрыты, замки на дверцах повреждений не имеют.
Внутри салона общий порядок не нарушен. На заднем сидении лежит стекло правой задней дверцы, неподвижное вместе с резиновым уплотнителем. На расстоянии 10 см. справа от стекла правой задней дверцы лежит отвертка с синей ручкой и стамеска с черной ручкой. Кожух рулевой колонки снят и лежит на полу автомобиля. На месте кожуха рулевой колонки вытянуты 3 провода зеленого цвета из общей связки проводов.
В ходе осмотра проводилась
фотосъемка, фотоаппарат «Зенит»
С места происшествия изъяты
стекло правой задней дверцы, неподвижное с резиновым уплотнителем; отвертка с синей ручкой, стамеска с черной ручкой, кожух рулевой колонки. Изъятое упаковано в полиэтиленовый пакет и опечатано печатью №13 УВД г. Камышина
К протоколу осмотра прилагаются
Перед началом, в ходе либо по окончании осмотра места происшествия от участвующих лиц
Акт осмотра транспортного средства
Каждое транспортное средство время от времени подвергается осмотру и по результатам этой процедуры составляется специальный акт.
Когда необходим осмотр транспортного средства
Осмотр транспортного средства бывает востребован в самых разных ситуациях. При договорах купли-продажи, аренды, лизинге – для того, чтобы стороны могли убедиться в надлежащем техническом состоянии автомобиля, при авариях и ДТП – чтобы удостоверить различные повреждения или их отсутствие, а также при регистрации машины в ГИБДД и оформлении полиса ОСАГО.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кроме того, такой осмотр может осуществляется компаниями, которые работают в транспортном бизнесе, при перевозках пассажиров и различного рода грузов – перед выходом авто на линию.
Периодичность осмотра
Частота осмотра автомобиля может быть различна. На предприятиях, которые регулярно используют транспортные средства, такой осмотр может проводиться каждый день, раз в неделю, раз в месяц или еще реже – в зависимости от ситуации.
Периодичность таких осмотров, так же как и порядок их проведения прописываются в локальной документации организации, которой и руководствуются работники при совершении вышеозначенной процедуры.
В других случаях (при заключении каких-либо договоров, объектом по которым выступает автомобиль) осмотр обычно становится разовым явлением.
Кто проводит осмотр
Для осмотра транспортного средства на предприятии отдельным приказом директора создается специальная комиссия, в которую включаются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для того, чтобы произвести грамотное обследование автомобиля. В иных ситуациях, для осмотра транспорта кроме заинтересованных лиц могут быть привлечены дополнительные свидетели.
Какие документы следует подготовить для осмотра
Значение акта
Акт не только подтверждает сам факт проведенного осмотра, но и содержит информацию о его результатах. А это очень важный момент, поскольку в акт включаются сведения о том, в каком состоянии находится кузов (если ли вмятины, ржавчина, трещины, сколы и т.п.), коробка передач, салон, электрика, фары и стекла, шины, другие элементы автомобиля.
На основании этих данных выносится оценка транспортному средству, в том числе дается заключение о пригодности его к дальнейшему использованию.
При выявлении каких-либо неисправностей, поломок и повреждений, в акте также могут быть указаны рекомендации по их устранению.
Как составить акт
На сегодняшний день единого стандарта акта осмотра транспортного средства не существует. Это значит, что документ можно составлять в произвольной форме, ориентируясь на потребности компании и видение его специалистами. Однако, если внутри предприятия есть шаблон документа, указанный в его учетной политике, то применять при осмотре автомобиля следует именно его.
Особенности оформления акта
Акт можно сделать рукописным или напечатать на компьютере, при этом если выбрано электронное заполнение, готовый бланк надо распечатать, чтобы все присутствующие при осмотре лица могли поставить в нем свои подписи. Следует отметить, что для акта подойдет и обыкновенный листок бумаги и лист с фирменным оформлением. Количество экземпляров акта должно равняться числу людей, которые производили осмотр автомобиля.
Кто должен подписать акт
Акт в обязательном порядке должны подписать все, кто проводил осмотр автомобиля. Своими автографами эти лица будут свидетельствовать о том, что все сведения, внесенные в акт достоверны.
Именно поэтому при заполнении документа следует уделять внимание мелочам: неточности и ошибки, а тем более внесение в документ заведомо ложной информации нужно исключить, поскольку в дальнейшем они могут привести к разным неприятностям.
Что касается печати, то ее в акт ставить не обязательно, поскольку сейчас как индивидуальные предприниматели, так и юр.лица могут использовать этот атрибут в добровольном порядке.
Правила по регистрации и хранению акта
Если акт формируется в организации, то факт его создания нужно зафиксировать в специальном учетном журнале, куда вноситься информация обо всех аналогичных бумагах. Туда достаточно вписать номер и дату составления акта. Далее акт следует вложить в отдельную папку с другими такими же бланками и передать на хранение ответственному сотруднику. Период хранения акта должен соответствовать либо нормативно-правовым документам фирмы, либо законодательству РФ.
Образец акта осмотра транспортного средства
Если вам понадобилось сформировать акт об осмотре автомобиля, но вы не знаете, как правильно сделать этот документ, посмотрите приведенный здесь образец и его разбор – с их помощью, при минимальных правках, у вас без особых трудностей получится составить нужный бланк. Рассматриваемый пример касается осмотра автомобиля работниками транспортной компании.
Приложение 1. Требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства
Приложение 1
к приложению к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера
расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного
средства»
Требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства
При проведении осмотра поврежденного транспортного средства необходимо провести фотографирование аппаратом с установленной датой (временем), исходя из следующих требований.
Необходимо при одной зоне повреждений делать не менее 2 снимков.
Рекомендуется дополнительно произвести фотографирование регистрационных документов транспортного средства и справки с места дорожно-транспортного происшествия. При наличии расхождений фактических номеров с данными регистрационных документов фотографирование документов выполняется в обязательном порядке.
3. Снимки видимых границ зоны повреждения с охватом основных поврежденных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) (узловые снимки) (пример приведен на рис. 2).
С целью более подробного запечатления объема повреждения целесообразно произвести фотосъемку под различными углами.
4. Детальные (масштабные) снимки фиксируют отдельные (локальные) повреждения транспортного средства с близкого расстояния, выполняются по тем повреждениям, характер или объем которых недостаточно четко определяется по узловому снимку.
На снимках должны быть зафиксированы все повреждения, отраженные в акте осмотра, с возможностью определения их вида и объема.
Рекомендуется выполнять несколько детальных снимков под разными углами с целью получения наиболее четкого и информативного изображения. При использовании обозначений поврежденных деталей кузова номерами они должны совпадать с номерами, присвоенными деталям в акте осмотра.
5. При выполнении снимков рекомендуется делать их последовательно, находясь на одной линии под неизменным углом по отношению к оси транспортного средства, то есть сначала выполнить обзорный, узловой снимки, затем приблизиться к транспортному средству и сделать под тем же углом детальный снимок.
6. При фотосъемке вертикально расположенных поверхностей оптическая ось объектива должна располагаться горизонтально и быть направлена в центр снимаемой зоны (части, узла, агрегата, детали).
7. Комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), поврежденные в дорожно-транспортном происшествии, но отсутствующие на транспортном средстве, фотографируются отдельно, по возможности, рядом с нарушенным креплением к транспортному средству.
8. Повреждения, не имеющие причинно-следственной связи с рассматриваемым дорожно-транспортным происшествием (в том числе включенные в справку о дорожно-транспортном происшествии), фотографируются с учетом обеспечения возможности проведения трасологической экспертизы (с обязательным использованием измерительной рейки или других средств измерения).
9. На фотографиях должны быть зафиксированы общий вид зоны повреждений и отдельные повреждения с привязкой по месторасположению и возможностью визуализации размеров повреждений, с фиксацией основных характеристик (динамические или статические, например, направленность, глубина проникновения, наличие наслоений).
10. При оформлении фототаблицы рекомендуется нанести пояснительные надписи и указатели, в том числе с использованием графического редактора.
Фотографии в фототаблице нумеруются и удостоверяются подписью эксперта-техника или специалиста, проводящего осмотр. Рекомендуемое количество фотографий в фототаблице на листе формата А4 должно быть не более четырех.
Фотографии в электронном виде могут быть размещены на электронном носителе и приложены к заключению. Электронные файлы фотографий не должны подвергаться редактированию (должны быть сохранены exif-данные).
Наличие приложения с электронным носителем не освобождает эксперта-техника или специалиста, проводящего осмотр, от обязанности оформить и приложить к акту (экспертному заключению) фототаблицу.
Осмотр транспортного средства по делам о дорожно-транспортных преступлениях
Яковлева А.Ю., адъюнкт кафедры криминалистики Московского университета МВД России.
Осмотр места происшествия по делам о дорожно-транспортных преступлениях (ДТП) является ключевым следственным действием, в ходе которого должен быть получен широкий круг доказательственной информации. На основе этой информации в дальнейшем будут приниматься решения по делу (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о виновности лиц, участвовавших в ДТП, и т.д.). На данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, будут основываться эксперты при производстве экспертиз.
Одним из важных объектов осмотра на месте ДТП являются транспортные средства.
Осмотр транспортных средств проводится в целях:
По изученным нами 130 уголовным делам осмотр транспортных средств проводился в 100% случаев.
Проводить осмотр транспортного средства необходимо на месте его обнаружения. Это связано с тем, что в процессе его перемещения многие следы могут быть утеряны, и кроме того, на транспортном средстве могут появиться иные следы, не имеющие отношения к произошедшему событию (например, следы от погрузки и перемещения транспортного средства на эвакуаторе или следы, образовавшиеся при буксировке транспортного средства тросом). В тех случаях, когда на месте происшествия невозможно провести осмотр транспортного средства, его проводят в приспособленном для этих целей месте (отразив это в протоколе).
В тех случаях, когда транспортное средство находится на месте ДТП, его осмотр является составной частью осмотра места происшествия.
См.: Севастьянова Е.Н. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: Учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. С. 16.
В протоколе осмотра фиксируют: тип, вид, марку (модель), регистрационный номер транспортного средства, его цвет; номера: двигателя, шасси (рамы), кузова; место нахождения транспортного средства (на проезжей части, на тротуаре, на обочине и др.). Указывают, куда обращена передняя часть транспортного средства.
В ходе наружного осмотра транспортного средства устанавливаются и фиксируются имеющиеся на нем следы и повреждения: их вид, форма, размеры, характер, положение относительно частей транспортного средства и дорожного покрытия.
Необходимо отметить, что в большинстве изученных нами уголовных дел следы и повреждения на поверхности транспортных средств не описывались и не измерялись, а просто перечислялись.
Так, гр. Т., управляя автомобилем марки ВАЗ-2104, совершил столкновение с автомобилем марки ВАЗ-2106 под управлением гр. М. В результате данного ДТП гр. М. погиб.
В протоколе осмотра транспортного средства имеются следующие описания повреждений транспортных средств: «Внешние повреждения: ВАЗ-2106: оба передние крыла, капот, крыша, передняя панель, левая фара, передний бампер, левый подфарник, обе передние двери, оба передних колеса, передняя подвеска, лобовое стекло, задний мост, возможны скрытые дефекты.
Архив Бутырского районного суда г. Москвы, уголовное дело N 83183 (2003 г.).
Из имеющихся в данном протоколе описаний невозможно получить какие-либо сведения о характере имеющихся на поверхности транспортных средств повреждений (например, вмятины это или разрывы). Кроме того, необходимо отметить, что и фотосъемка на месте происшествия в данном случае не проводилась. К сожалению, таких протоколов большинство.
Без сомнения, в тех случаях, когда транспортное средство полностью деформировано, невозможно описать все повреждения на его поверхности и их размеры, особенно если служба спасения для извлечения пострадавших из транспортного средства разрезала кузов.
Котик М.М., Котик В.В. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Таллин: ВАЛГУС, 1980. С 104.
Кроме наружных поверхностей транспортного средства необходимо осматривать и его салон.
В результате осмотра транспортного средства выявляют и фиксируют:
Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий: Методическое пособие / Под общ. ред. А.М. Кривицкого, Ю.Н. Шапорова. Минск: НИИПККиСЭ; Изд. «Харвест», 2004. С. 23.
Опрос 43 сотрудников УВД, специализирующихся на расследовании ДТП, показал, что наибольшую сложность у 55% из них вызывает как раз проверка технического состояния транспортного средства, проводимая в ходе осмотра транспортного средства на месте происшествия.
Такие сложности связаны с достаточно частым отсутствием:
Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.
По нашему мнению, должны быть организованы бесплатные закрытые стоянки при органах внутренних дел (особенно в крупных городах), предназначенные для хранения задержанных транспортных средств, участвовавших в ДТП, которые будут там находиться до момента проведения экспертных исследований.
Данные получены при опросе следователей, специализирующихся на расследовании дорожно-транспортных преступлений.
Кроме того, в распоряжении СОГ, выезжающей на место ДТП, в обязательном порядке должен быть дежурный эвакуатор, который будет доставлять транспортные средства к месту их временного хранения.
Описание салона автомобиля в протоколе
разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.
Мартыненко Валерию Михайловичу
Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств:
фотоаппарата «Зенит» экспертом Мартыненко
Осмотр производился в условиях пасмурной погоды при искусственном освещении
Автомобиль ВАЗ-2101 белого цвета, находится во дворе дома №98 по ул. Ленина напротив первого подъезда, на расстоянии 20 метров от входа в подъезд. Автомобиль расположен капотом к входу в подъезд. В 2 метрах от автомобиля с правой стороны растут небольшие кустарники. С левой стороны автомобиля в 30 метрах по прямой линии находится фонарь уличного освещения. На момент осмотра лампочка фонаря горела. Автомобиль имеет гос. номер АВ 213 Е. Колеса, кузов повреждений не имеют. Стекла лобовое, заднее, боковые (дверей) повреждений не имеют. Отсутствует стекло правой задней дверцы, неподвижное и уплотнитель стекла, резиновый. Дверцы автомобиля на момент осмотра были закрыты, замки на дверцах повреждений не имеют.
Внутри салона общий порядок не нарушен. На заднем сидении лежит стекло правой задней дверцы, неподвижное вместе с резиновым уплотнителем. На расстоянии 10 см. справа от стекла правой задней дверцы лежит отвертка с синей ручкой и стамеска с черной ручкой. Кожух рулевой колонки снят и лежит на полу автомобиля. На месте кожуха рулевой колонки вытянуты 3 провода зеленого цвета из общей связки проводов.
В ходе осмотра проводилась
фотосъемка, фотоаппарат «Зенит»
С места происшествия изъяты
стекло правой задней дверцы, неподвижное с резиновым уплотнителем; отвертка с синей ручкой, стамеска с черной ручкой, кожух рулевой колонки. Изъятое упаковано в полиэтиленовый пакет и опечатано печатью №13 УВД г. Камышина
К протоколу осмотра прилагаются
Перед началом, в ходе либо по окончании осмотра места происшествия от участвующих лиц