Оплата пенсионерам проезда к месту отдыха на автомобиле
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно
Один раз в два года неработающие пенсионеры, получатели трудовых пенсий по старости или по инвалидности, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут воспользоваться правом на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда данной категории лиц утверждены постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176. Согласно Правилам компенсация может производиться в виде:
1) предоставления проездных документов (талонов), обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;
2) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов к месту отдыха и обратно.
Пенсионерам из категорий граждан, указанных в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», не использовавшим при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение право на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, компенсация производится в соответствии с настоящими Правилами.
В случае если такие пенсионеры использовали при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение указанное право, компенсация в соответствии с настоящими Правилами не производится.
При следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации.
Компенсация производится 1 раз в 2 года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г.
В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.
Заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с документальным подтверждением предстоящего пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий сведения о предстоящем нахождении пенсионера в избранном им для проведения отдыха месте).
Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при наличии специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.
Специальный талон (направление) гарантирует транспортной организации оплату территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации стоимости проездных документов, выдаваемых указанному в специальном талоне (направлении) лицу для следования в соответствующий пункт назначения и обратно.
При наличии специального талона (направления) его выдача осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи пенсионером заявления о компенсации.
Заявление о компенсации пенсионер подает в территориальные органы ПФР по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Оплата пенсионерам проезда к месту отдыха на автомобиле
ТК РФ Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 02.04.2014 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
КС не принял запрос о невозможности пенсионеру получить компенсацию проезда к месту отдыха на личном авто
Конституционный Суд вынес Определение № 1368-О по делу о проверке конституционности подп. «д» п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по России пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно. Согласно этой норме компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда автотранспортом – в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
С запросом в КС обратился мировой судья судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области, куда обратился гражданин Ж. с иском к местному управлению Пенсионного фонда о взыскании расходов на проезд. В 2020 г. пенсионер ездил на отдых в Крым личным транспортом, поскольку, по его словам, он не смог приобрести билеты на поезд или самолет в нужный период, а регулярные автобусные перевозки по маршруту «Архангельск – Феодосия» отсутствовали. Далее пенсионер обратился в территориальное управление ПФР в г. Новодвинске Архангельской области за получением компенсации расходов на оплату стоимости проезда, однако ведомство отказало в выплате со ссылкой на то, что поездка осуществлялась личным транспортом в нарушение Правил.
Впоследствии мировой судья выявил неопределенность в этой норме в той мере, в какой ее правовое регулирование ограничивает право пенсионера на проезд к месту отдыха и обратно личным транспортом и служит основанием для отказа ему в выплате искомой компенсации. В связи с этим мировой судья приостановил производству по гражданскому делу и направил запрос в КС.
Конституционный Суд отказался принимать запрос к рассмотрению, отметив, что спорная норма по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер, право на которую непосредственно из Конституции не вытекает, поэтому порядок ее предоставления входит в компетенцию Правительства РФ.
Суд также указал, что спорные Правила детально определяют как порядок обращения за компенсацией проезда к месту отдыха и обратно, так и ее размеры. «Такое регулирование в равной мере распространяется на всех неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, которые находятся в одинаковом положении, что обеспечивает защиту их интересов», – отмечено в определении КС РФ.
КС добавил, что ранее российское правительство постановлением от 7 октября 2020 г. утвердило Особенности правового регулирования реализации неработающими пенсионерами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2020 г. права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Такое специальное регулирование определило особые условия реализации права на проезд к месту отдыха и обратно в период пандемии: неработающие пенсионеры, не воспользовавшиеся таким правом в прошлом году из-за ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, могут реализовать это право в 2021 г. В связи с этим Конституционный Суд счел, что спорная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан в указанном в запросе аспекте.
В то же время Суд отметил, что действующее правовое регулирование не исключает права федерального законодателя с учетом развития сети автомобильных дорог и улучшения условий для самостоятельного передвижения по территории Российской Федерации обеспечить дальнейшее совершенствование законодательства о социальной поддержке граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности изменить условия предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам.
КС отметил, что сейчас на рассмотрении Госдумы находится соответствующий законопроект (№ 713149-7), которым ст. 34 Закона о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предложено изложить в новой редакции, предполагающей, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно будет осуществляться в случае перемещения любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным. «Таким образом, в процессе законотворческой деятельности в связи с изменениями, происходящими в жизни общества и в структуре возникающих у граждан потребностей, непрерывно совершенствуются действующие нормативные правовые акты, имеющие целью расширение предусмотренных для граждан социальных гарантий», – указал Суд.
Адвокат, член Совета АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что на практике довольно часто встречаются случаи обращения в Конституционный Суд с запросами, которые он не уполномочен рассматривать по существу, так как фактически оспариваемые нормы не являются неопределенными и не нарушают конституционные положения. «Однако подобные запросы имеют и позитивное значение, заключающееся в том, что КС РФ обращает внимание на несовершенство законодательства, и это, в свою очередь, служит своеобразным толчком для последующих изменений», – считает она.
По мнению эксперта, не должно быть никаких градаций, связанных с видом транспорта при компенсации расходов на проезд. «Учитывая особенности местности, перечень условий для получения рассматриваемой льготы, на мой взгляд, должен быть максимально упрощен. При использовании личного транспорта сложнее зафиксировать, к примеру, траты на ГСМ, амортизационные расходы, но это не является основанием для того, чтобы подобные издержки не подлежали компенсации. С учетом также возрастных особенностей категории граждан, которым предоставляется указанная льгота, вынуждать их пользоваться строго определенным транспортом неразумно. Как минимум, при сложной эпидемиологической ситуации такие условия, не способствующие максимальной изоляции, не должны существовать и реализовываться», – подчеркнула Нарине Айрапетян.
Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд справедливо указал, что механизм компенсации пенсионерам, получающим пенсию по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера, стоимости проезда к месту отдыха требует совершенствования на законодательном уровне. Однако, по словам эксперта, Конституционный Суд не ответил, насколько на настоящий момент не противоречит Конституции РФ спорная норма, если пенсионер, имевший право на компенсацию проезда (т.е. льготу), мог добраться до места отдыха только на личном автомобиле (например, из его места проживания нельзя добраться другим видом транспорта). «По моему мнению, здесь все-таки усматривается нарушение права пенсионера на реализацию предоставленной ему льготы», – убежден Антон Алексеев.
Путешествующие на личном транспорте пенсионеры Крайнего Севера смогут получить компенсацию за проезд к месту отдыха
ginasanders / Depositphotos.com |
Предусмотрено внесение изменений в ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1). Соответствующий законопроект 1 внесен на рассмотрение Госдумы сегодня.
Поправками планируется расширить имеющиеся государственные гарантии и компенсации для лиц, которые работают и проживают в районах Крайнего Севера. Так, предлагается установить, что неработающие пенсионеры, которые являются получателями страховой пенсии по старости или по инвалидности, вправе получить компенсацию расходов, затраченных ими на проезд к месту отдыха в обе стороны. При этом, уточнено, что проезд по территории Российской Федерации может быть осуществлен посредством любого вида транспорта, в том числе личного. Однако, не будут компенсироваться затраты на услуги такси. Таким правом можно будет воспользоваться один раз в два года. Размер, условия и порядок компенсации будут установлены Правительством РФ.
В настоящий момент компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и (или) инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории страны и обратно, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176. И не предполагает получение такой компенсации пенсионерам в случае их проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации на личном транспорте. Таким образом, граждане соответствующей местности необоснованно ограничены при реализации свои прав на выбор транспортного средства для поездки к месту отдыха.
В соответствии с вышеизложенным, законопроект предлагает устранить выявленный правовой пробел. Как отмечено в пояснительной записке, поправки положительно отразятся и на средствах федерального бюджета в сторону экономии. Поскольку компенсация оплаты стоимости проезда на личном транспорте, даже в случае проезда семейной пары, будет производиться только одному лицу. Также предполагается, что ввиду развития дорожной инфраструктуры в районах Крайнего Севера в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» востребованность в проезде к месту отдыха на личном автотранспорте для неработающих пенсионеров серьезно возрастет.
1 С текстом законопроекта № 1185101-7 «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и материала к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Компенсация проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера
Неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, при этом проживающие, в том числе фактически (без прописки или временной регистрации), в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно (один раз в два года).
Виды компенсации
Ограничения в сумме компенсации
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:
Куда обратиться
Для получения компенсации пенсионер может обратиться лично в территориальный орган ПФР по месту жительства, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, по почте. Заявитель вправе подать заявление о компенсации через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или официальный сайт ПФР.
Какие документы представить
Перечень документов для получения компенсации в виде предоставления проездных документов:
Перечень документов для получения компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов: