Определить время оборота авто на маршруте
Методические указания. 1. Определяем время оборота автомобиля, час:
1. Определяем время оборота автомобиля, час:
(40)
где t0— время оборота автомобиля, час;
ler— расстояние груженной ездки, км;
vt— техническая скорость, км/час.
2. Определяем количество оборотов и ездок:
(41)
(42)
где n0— количество оборотов;
ne— количество ездок автомобиля за время работы на маршруте;
Масса перевезенного груза, т:
(43)
где ne — количество ездок автомобиля за время работы на маршруте;
Qсут— суточный объем перевозки по массе, т;
— статический коэффициент использования грузоподъемности;
3. Необходимое количество автомобилей для перевозки грузов:
, (44)
где А х— количество автомобилей на маршруте;
Qсут— суточный объем перевозки по массе, т;
Qзад— заданный объем перевозок, т
4. Коэффициент использования пробега автомобиля за один день:
(45)
Вывод: при объеме перевозок 385 тонн потребуется 11 автомобилей, а коэффициент использования пробега за день составит β=0,9.
Определяем технико-эксплуатационные показатели по изначальному маршруту.
1. Время оборота автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
n – число груженых ездок.
tп-р – время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, час.
2. Количество возможных оборотов автомобиля за сутки на маршруте.
Где: Тн – время в наряде, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lx – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
3. Суточная производительность автомобиля в тоннах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
4. Суточная производительность автомобиля в тоннокилометрах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
5. Суточный пробег автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
6. Груженый пробег автомобиля на маршруте за сутки.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
7. Коэффициент использования пробега.
Где: Lгр – груженый пробег автомобиля, км.
Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
8. Фактическое время в наряде, ч.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
9. Эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
10. Эксплуатационное число автомобилей работающих на маршруте.
Где: Zпл – плановое число оборотов, которое необходимо выполнить на данном маршруте за сутки.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
11. Количество автомобиле – часов в наряде на маршруте за сутки.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
12. Автомобиле – дни в эксплуатации.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Дэ – дни в эксплуатации.
13. Общий пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
14. Груженый пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lгр.сут – груженый пробег автомобиля на маршруте, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
15. Объем перевозок за расчётный период на маршруте.
Где: Ucyт – суточная производительность автомобиля в тоннах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
16. Грузооборот за расчётный период, ткм.
Где: Wcyт – суточная производительность в тоннокилометрах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
Расчет технико-эксплуатоционных показателей по новому разработанному маршруту.
1. Время оборота автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
n – число груженых ездок.
tп-р – время простоя под погрузкой, разгрузкой и время прицепки, отцепки прицепа.
2. Количество возможных оборотов автомобиля за сутки на маршруте.
Где: Тн – время в наряде, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lx – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
3. Суточная производительность автомобиля в тоннах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
4. Суточная производительность автомобиля в тоннокилометрах.
Где: qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
γс1, γс2 – коэффициенты использования грузоподъемности на участках маршрута.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
5. Суточный пробег автомобиля на маршруте.
Где: Lм – длина маршрута за один оборот, км.
Zоб – количество оборотов на маршруте.
L01 – первый нулевой пробег, км.
L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
6. Груженый пробег автомобиля на маршруте за сутки.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Lег1, Lег2 – длины груженых ездок автомобиля, км.
7. Коэффициент использования пробега.
Где: Lгр – груженый пробег автомобиля, км.
Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
8. Фактическое время в наряде, ч.
Где: Zоб – количество оборотов на маршруте.
Тоб – время оборота на маршруте, ч.
L01 – первый нулевой пробег, км; L02 – второй нулевой пробег, км.
Lх / – последняя холостая ездка на маршруте, км.
Vт – техническая скорость автомобиля, км/ч.
9. Эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
10. Эксплуатационное число автомобилей работающих на маршруте.
Где: Qпл – планируемый объем перевозок груза на данном маршруте, т.
Uсут – суточная производительность автомобиля на маршруте, т.
11. Количество автомобиле – часов в наряде на маршруте за сутки.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Тнф – фактическое время в наряде, ч.
12. Автомобиле – дни в эксплуатации.
Где: Аэ – эксплуатационное число автомобилей.
Дэ – дни в эксплуатации.
13. Общий пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lсут – суточный пробег автомобиля, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
14. Груженый пробег автомобилей на маршруте за расчетный период.
Где: Lгр.сут – груженый пробег автомобиля на маршруте, км.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
15. Объем перевозок за расчётный период на маршруте.
Где: Ucyт – суточная производительность автомобиля в тоннах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
16. Грузооборот за расчётный период, ткм.
Где: Wcyт – суточная производительность в тоннокилометрах.
АДэ – автомобиле-дни в эксплуатации.
Таблица технико-эксплуатационных показателей по изначальному и разработанному маршрутам.
№ | Наименование показателя | Исходный маршрут | Разработанный маршрут |
Время оборота на маршруте, ч. | 12,6 | ||
Суточная производительность в тоннах. | 11,2 | 30,6 | |
Суточная производительность в тоннокилометрах. | 1934,4 | 8170,2 | |
Суточный пробег автомобиля на маршруте, км. | |||
Груженый пробег автомобиля на маршруте за сутки, км. | |||
Коэффициент использования пробега. | 0,65 | 0,94 | |
Фактическое время в наряде, ч. | 13,2 | 13,6 | |
Эксплуатационная скорость, км/ч. | 42,7 | 41,4 | |
Эксплуатационное число автомобилей работающих на маршруте. | |||
Общий пробег автомобилей на маршруте за расчетный период, км. | |||
Груженый пробег автомобилей на маршруте за расчетный период, км. | |||
Объем перевозок на маршруте за расчетный период, т. | |||
Грузооборот на маршруте за расчетный период, ткм. |
В результате сравнения результатов вышеизложенных расчетов, делаем вывод, что перевозка грузов по разработанному маршруту эффективнее, чем перевозка по изначальному маршруту. После проведения мероприятий по улучшению перевозки на маршруте, заметно улучшение технико-эксплуатационных показателей, а в частности производительности автомобилей. Даже если уменьшить суточные объемы перевозок по разработанному маршруту и эксплуатировать один автомобиль с прицепом, а не два как предполагается в расчетах, основные показатели все равно изменяются в лучшую сторону.
Решение. 1. Определяем время оборота автомобиля на маршруте, ч:
1. Определяем время оборота автомобиля на маршруте, ч:
.
2. Определяем количество оборотов за время работы автомобиля на маршруте:
.
3. Определяем возможную массу груза, перевезенную автомобилем за день, т:
.
4. Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки 320 т груза:
.
5. Определяем коэффициент использования пробега:
.
Маятниковый маршрут с обратным неполностью груженым пробегом.
Схема и график работы автомобиля на маршруте показаны на рис. 2.4.
Основные показатели для решения задач:
;
;
при перевозке однородного груза:
;
;
Рис.2.4. График работы автомобиля на маятниковом маршруте с неполностью груженным пробегом (а) и его схема (б):
;
.
Коэффициент использования пробега за сутки
,(2.4)
где nоб – количество оборотов за сутки;
На коэффициент использования пробега оказывают влияние такие факторы, как: направление грузопотоков и их взаимное размещение; маршрутизация перевозок; размещение автохозяйств относительно объектов работы и др.
2. Время работы т.с.различают:
— время пребывания на маршруте – т.е. время, которое т.с. находится непосредственно на маршруте,
— время на нулевой пробег,
— время движения подвижного состава,
— время под погрузку и разгрузку.
1) Тн –время работы в наряде,
где Тн — время в наряде;
2) Время на маршруте:
tоб – время одного оборота.
3) Время, затраченное на одну ездку (один оборот):
где te – время, затраченное на одну ездку (оборот);
tд в – время движения подвижного состава;
tп-р – время под погрузку и разгрузку.
4) Время, затрачиваемое на нулевой пробег:
, (2.10)
lo – нулевой пробег (первый и второй);
vтex – техническая скорость автомобиля.
5) Время движения:
, (2.11)
где βе – коэффициент использования пробега за одну ездку.
6) Число ездок за день:
, (2.12)
Полученное число ездок округляется в меньшую сторону и пересчитывается время работы автомобиля на маршруте.
3. Производительность подвижного составахарактеризуется числом перевезенных тонн груза (выработкой) и выполненной транспортной работы в тонно-километрах.
1) Дневная выработка автомобиля в тоннах:
, (2.13)
где qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства;
пе — количество ездок за которые перевезено Qф тонн груза.
y – коэффициент использования грузоподъемности
2) Коэффициент использования грузоподъемности:
, (2.14)
где Qф – число тонн фактически перевозимого груза (дневная выработка автомобиля);
пе — количество ездок за которые перевезено Qф тонн груза.
qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства;
3) Дневная выработка автомобиля в тонно-километрах:
4) Количество автомобилей, необходимых для выполнения объема перевозок:
, (2.16)
где Qмес – количество перевезенного груза за месяц;
Qдн– количество перевезенного груза за день;
Драб – количество рабочих дней.
Пример
Автомобили работают на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Количество груза для перевозки 580т. Номинальная грузоподъемность автомобиля 2,5 т, коэффициент использования грузоподъемности 0,85. В день совершается 5ездок, в месяце22 рабочих дня.
Рассчитайте количество автомобилей, необходимых для перевозки груза.
Решение
1. Дневная выработкаавтомобиля в тоннах:
= 2,5*0,85*5=10,63 т
2. Количество автомобилей, необходимых для выполнения объема перевозок:
=580/10,63*22=580/233,86=2,4, округляем, 3 автомобиля.
Задачи для решения
Задача 1
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Расстояние груженой ездки 20 км, первый нулевой пробег 7км, второй –5 км. Техническая скорость перевозки 30 км/ч.
Рассчитайте коэффициент использования пробега и время, затрачиваемое на движение автомобиля с грузом и время, затрачиваемое на нулевой пробег.
Задача 2
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Расстояние груженой ездки 50 км, время простоя под погрузкой и разгрузкой 1,9 часа, время в наряде 12часов, техническая скорость перевозки 35км/ч.
Рассчитайте время, затрачиваемое на одну ездку, число ездок в день, уточните время работы автомобиля на маршруте.
Задача 3
Автомобиль работает по маршруту. Количество груза для перевозки 10т. Груз вывозится автомобилем грузоподъемностью 3 т за 4ездки, расстояние груженой ездки 5,6 км.
Рассчитайте коэффициент использования грузоподъемности, дневную выработку автомобиля в тонно-километрах
Задача 4
Рассчитайте время работы автомобиля на маршруте. Время одного оборота автомобиля на маршруте. Число оборотов за день. Уточните время работы автомобиля на маршруте за день.
Задача 5
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным не полностью груженым пробегом между пунктами А,Б,В.
На участке АВ перевозится 3500 т груза, при этом коэффициент использования грузоподъемности 0,9; на участке ВБ перевозится 1200т груза, коэффициент использования грузоподъемности 1,0. Грузоподъемность автомобиля 2,5 т. Число оборотов транспортного средства в день 6. Груз должен быть перевезен за 30дней.
Рассчитайте дневную выработку автомобиля в тоннах и количество автомобилей необходимых для выполнения объема перевозок.
Задача 6
Рассчитайте коэффициент использования пробега за одну ездку, время работы автомобиля на маршруте, число оборотов автомобиля за день.
Задача 7
Рассчитайте дневную выработку автомобиля в тоннах, количество автомобилей, необходимых для выполнения объема перевозок, суточный пробег автомобиля и коэффициент использования пробега за день.
Задача 8
Автомобиль работает на кольцевом маршруте. Время погрузки в каждом пункте 0,4 ч; время разгрузки в каждом пункте 0,2 ч; время в наряде 14 ч.
Участки маршрутов | Расстояние между пунктами, км | Техническая скорость, км/ч |
АВ | ||
ВС | ||
СД | ||
ДА | ||
Нулевой пробег в обе стороны |
Определите время работы автомобиля на маршруте, время одного оборота, число оборотов за день
Задача 9
Автомобиль работает на кольцевом маршруте. В день совершает 1оборот. Грузоподъемность автомобиля 2,5 т; автохозяйство работает 21день в месяц.
|
Участки маршрутов | Расстояние между пунктами, км | Объем перевозок, т | Коэффициент использования грузоподъемности |
АВ | 1,0 | ||
ВС | 0,9 | ||
СД | |||
ДА | 0,8 |
Определите дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах, количество автомобилей, необходимое для обслуживания маршрута
Задача 10
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом.
Расстояние груженой ездки 50 км, первый нулевой пробег 7 км, второй – 5 км. Количество груза для перевозки 58000 т, срок вывоза 30 дней.
Груз вывозится автомобилями грузоподъемностью 4 т, коэффициент использования грузоподъемности 0,8. Эксплуатационная скорость перевозки 30 км/ч, время простоя под погрузкой и разгрузкой 0,9 часа, время в наряде 12 часов.
Построить схему маршрута. Определить коэффициент использования пробега, время работы одного автомобиля на маршруте, число ездок за день, дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах, количество автомобилей для выполнения объема работ.
Задача 11
Автомобиль работает на маятниковом маршруте с обратным не полностью груженым пробегом между пунктами А,Б,В. В точке С расположен гараж.
Построить схему маршрута, определить время работы одного автомобиля на маршруте, время одного оборота на маршруте, число оборотов за день, дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-километрах, установить суточный пробег, определить коэффициент использования пробега за день, количество автомобилей обслуживания маршрута.
Для перевозки сыпучего груза используется самосвал грузоподъемностью 3,5 т, время в наряде 14 ч, срок вывоза груза 100 дней, средняя техническая скорость на всех участках 25 км/ч, время на погрузку 0,2 ч, на разгрузку – 0,1 ч.
Остальные исходные данные для расчета представлены в таблице:
АБ | БВ | ВА | Нулевые пробеги (АС и ВС) |
Расстояние между пунктами, км | по 3 | ||
Объем перевозимого груза, т | |||
Коэффициент использования грузоподъемности на участке | 1,0 | 0,9 |
Задача 12
Рассчитать коэффициент использования пробега, врем работы на маршруте, число ездок за день, дневную выработку в тоннах и тонно-км, необходимое число автомобилей для выполнения объема перевозок, суточный пробег, коэффициент использования пробега за день работы.
Задача 13
Произвести расчет кольцевого маршрута. Исходные данные для расчета: нулевой пробег 4 км, время погрузки 0,4 ч; время разгрузки 0,2 ч; грузоподъемность автомобиля 5 т; время в наряде 10 ч, автохозяйство работает 305 дней в году.
Участки маршрутов | Расстояние между пунктами, км | Объем перевозок, тыс. т | Коэффициент использования грузоподъемности | Техническая скорость, км/ч |
АВ | 1,0 | |||
ВС | ||||
СД | 0,8 | |||
ДЕ | 0,6 | |||
ЕА | ||||
Нулевой пробег |
Определить число оборотов автомобиля на маршруте, производительность и другие технико-эксплуатационные показатели.
Контрольные вопросы
1. Какие работы включает транспортный процесс?
2. Что понимается под ездкой, оборотом транспортного средства?
3. Назовите виды пробега, дайте им характеристику.