Оптимальный срок владения автомобилем
Когда лучше продавать машину
Планируя приобретение нового «коня», старого нужно передать в чьи-то руки. Рассмотрим, когда лучше продавать авто с пробегом, и как выбрать удачный момент для продажи.
Причины продажи авто
Условно выделим три причины продажи авто:
Истечение гарантийного срока
Официальные дилеры и производители рекомендуют продавать автомобиль с пробегом, как только закончится гарантийный срок. Гарантия предполагает, что производитель или его представитель берут на себя расходы по ремонту авто. Окончание гарантийного срока провоцирует тревожные мысли автовладельцев, в результате чего автомобиль меняется на новый. То, что у машины отсутствует гарантия, еще не означает, что она не пригодна для дальнейшей эксплуатации, хотя риск поломок после трех лет использования авто действительно выше.
Состояние машины после гарантийного срока напрямую зависит от того, как ее использовали, и от стиля вождения владельца. Удачность сборки тоже влияет — возможно, поломки преследовали его с самого начала эксплуатации.
Не всякий автомобиль стоит продавать через три года использования. Если машина служит верой и правдой, не создает дискомфорта, подумайте, стоит ли ее менять. В случае, если автомобилю необходим ремонт, оцените, что выгоднее — приобретение нового «коня» или устранение неполадок.
Истечение срока беспроблемной работы
Другое дело, если машина используется вами уже длительный срок и начала ломаться. Критическая отметка для авто — 5 лет использования и пробег в 100 тыс. км. Именно на этом этапе у авто начинаются проблемы, которые требуют решения. Например, необходимо менять ремни, ролики, прокладки. В дальнейшем могут начаться и более серьезные неполадки — с подвеской, двигателем или коробкой передач.
Если вы не разбираетесь в автослесарном деле, и у вас нет «своего» автомеханика, обслуживание таких поломок может быть дорогостоящим. В этом случае авто лучше продать.
Обесценивание
Первые несколько лет цена автомобиля снижается в среднем на несколько десятков процентов, в зависимости от начальной цены и марки, но в любом случае, потеря в цене чувствуется. Чтобы не потерять в деньгах, следует продавать б/у автомобиль на второй год использования. Тогда разница в цене составит около 10-20%. Для сравнения: автомобили на третий год использования падают в цене в среднем на 30%.
В какое время года лучше продавать машину
Вместе с вопросом о продаже периодически встает вопрос, в какое время года лучше продавать машину. Сезон играет большую роль в спросе на авто с пробегом. Период с ноября по конец февраля часто называют «мертвым сезоном». Автомобилисты пренебрегают эксплуатацией авто зимой по разным причинам. Это или люди в возрасте, которые используют машину для летних поездок на дачу, или новички, которые опасаются ездить по заснеженным дорогам. В итоге люди не заинтересованы в приобретении автомобиля до потепления.
Существует также ряд факторов, которые влияют на нежелание покупателей приобретать подержанный автомобиль зимой:
Лучшее время для старта продаж б/у авто — апрель. В начале периода начинаются поездки на дачи, и спрос на автомобили существенно возрастает.
Начало лета тоже выгодное время для продажи подержанного авто. В этот период активизируются те, кто ждал спада ажиотажа весной и небольшого снижения цены. Возможно, покупателя придется чем-то заинтересовать, например, сниженной ценой или комплектом зимней резины.
С учетом этих факторов у вас не возникнет вопроса, в каком месяце лучше продавать машину.
Когда лучше продать машину по лунному календарю
Миру известен не совсем традиционный способ продажи автомобиля — лунный календарь, который является спутником человека в самых разных сферах жизни. Астрологи установили, что в 2020 году по лунному календарю неблагоприятными для продажи авто являются январь, февраль, июль, октябрь и ноябрь.
На какую Луну лучше продавать машину? Считается, что делать это лучше на убывающую. Уменьшающаяся в размерах Луна будто бы избавляется от всего лишнего и помогает это сделать и вам.
Может возникнуть вопрос, в какой день лучше продавать машину. Существует ряд благоприятных для продажи дней — это период ретроградности Марса. Марс — планета действия. Когда он находится в ретрограде, нежелательно делать новые покупки, создавать что-то новое. А вот избавиться от старого — самое время!
Воспользовавшись нашими советами, вы, наверняка, быстро продадите свой б/у автомобиль. А сделав проверку через сервис Автокод, не прогадаете — система предоставит вам полный отчет об автомобиле — информация о владельцах, участии или неучастии авто в ДТП, численность в залоге, комплектация авто, проведенные ремонтные работы и прочее.
Получив отчет, вы успокоите себя и дадите гарантию потенциальному покупателю. Удачной продажи!
Налог с продажи автомобиля
Содержание
НДФЛ с продажи машины не приходит по почте. Считать его сумму и следить за своевременной уплатой россияне должны сами, иначе получат большие штрафы, которые иногда исчисляются десятками тысяч. Но разобраться с декларациями 3-НДФЛ и прочими бюрократическими вещами самостоятельно не так просто.
В этой статье мы подробно расскажем, как правильно рассчитать, снизить и заплатить налог после того, как вы передали свою ласточку покупателю.
Нужно ли платить налог при продаже автомобиля в 2021 году
Любая сделка по продаже, будь то движимое или недвижимое имущество, в России облагается налогом – НДФЛ. Часть прибыли физлица обязаны отчислять в доход государства. Нашли покупателя, успешно завершили сделку – теперь нужно заплатить налог с продажи автомобиля (за исключением нескольких случаев, о которых расскажем ниже).
Размер налога стандартный – 13%. Если платить его в полном объеме, получается довольно внушительная сумма. Но есть несколько лайфхаков, которые помогут снизить и даже полностью обнулить платеж.
С какой суммы берется налог
Налог на продажу авто берется с полученного после сделки дохода, то есть с фактической стоимости машины. Например, вы продаете автомобиль за 500 тыс. рублей – с этой суммы и будет высчитываться налог.
Расчет налога с продажи автомобиля
Как уменьшить налог с продажи авто
Есть два законных способа снизить НДФЛ после сделки. Выбрать можно любой из них, исходя из ситуации.
Способ №1: вычитаем из стоимости машины сумму, за которую сами купили автомобиль
Этот способ выгодно применять, когда вы продаете автомобиль дороже, чем покупали. Особенно он помогает сэкономить при продаже дорогих машин. НДФЛ начисляется с разницы в цене по следующей формуле: (сумма продажи – сумма покупки) х 13% = налог.
Например, вы решили продать Mercedes CLA, который покупали за 1,2 млн рублей. При продаже установили ценник в 1,5 млн рублей. Считаем: (1,5 млн – 1,2 млн) х 13% = 39 тыс. рублей.
Если бы мы считали обычным способом, налог бы составил 195 000 рублей. Экономия составила 156 000 рублей.
Способ №2: вычитаем из суммы продажи максимальный налоговый вычет
Этот способ выгодно применять при продаже недорогих машин или, если старый договор, по которому покупали машину вы, оказался утерян.
Формула расчета налога следующая: (сумма продажи – максимальный налоговый вычет) х 13% = налог.
Максимальный налоговый вычет в России равен 250 тыс. рублей. Если в результате вычета получился ноль, НДФЛ платить не надо.
Например, вы продаете Daewoo Nexia за 250 тыс. рублей. Считаем по формуле: (250 000 – 250 000) х 13% = 0.
Если машина стоит дороже 250 тыс. рублей, налог заплатить придется.
Например, вы продаете Chevrolet Aveo за 260 тыс. рублей. Сами покупали его когда-то за 280 тысяч. Первый способ не применить, так как сумма покупки превышает стоимость продажи, используем второй: (260 000 – 250 000) х 13% = 1 300.
Есть и другой метод снижения НДФЛ – нелегальный. Чаще всего его используют перекупщики – пишут в договоре меньшую сумму. Делать это автоэксперты не рекомендуют.
Виталий Глебко, автоюрист:
– Искусственное снижение платежа почти всегда подразумевает незаконные действия. Это происходит, когда в договоре купли-продажи указывают заниженную цену, а не такую, какая была в реальности. Это может привести к неприятным последствиям. Неуплата НДФЛ вследствие неправомерных действий или бездействий влечет 20% штрафа от укрытой суммы налога или даже 40%, если удастся доказать, что действия были умышленные. Покупатель при расторжении договора получит обратно не всю сумму, а только ту, что прописана в договоре.
Кроме того, если изначально согласиться на занижение суммы в договоре купли-продажи, потом вам же как продавцу придется оплачивать повышенный налог. Вот история из реальной жизни.
Гулия Королева, главный бухгалтер, налоговый консультант, г. Санкт-Петербург:
— Был в моей практике такой случай. Клиентка продавала автомобиль, которым владела менее трех лет. Когда она сама покупала этот автомобиль, в договоре, по просьбе продавца, была поставлена минимальная цена до 250 тыс. рублей, чтобы бывший владелец не платил подоходный налог. Да, мы имеем право на вычет в 250 тысяч. Но по итогу, ей все равно пришлось оплатить налог – чуть более 13 тыс. рублей. Мораль этой истории: если вас просят занизить сумму сделки, подумайте, а не аукнется ли вам это в будущем.
Когда не надо платить НДФЛ с продажи авто
Есть несколько случаев, когда сделка по продаже автомобиля не облагается налогом.
Случай №1: сделка не принесла прибыли
Если собственник остался в минусе после продажи своей ласточки или продал ее за столько же, за сколько когда-то приобрел, он ничего не обязан платить. Налог начисляется с полученного дохода, а здесь его просто нет.
Например, автомобилист брал подержанный Hyundai Solaris за 400 тыс. рублей, а продал за 350 тыс. НДФЛ в таком случае равен нулю. Единственное, что обязательно нужно сделать продавцу, – заполнить налоговую декларацию, чтобы доказать, что ничего не выиграл от сделки. Чтобы подтвердить это, к декларации следует приложить два договора купли-продажи.
Случай №2: продавец владел машиной три года и больше
НДФЛ при продаже автомобиля не платится, если машина использовалась три и более лет, даже если сделка принесла прибыль. Обращаться в ФНС с декларацией тоже не нужно.
Случай №3: прибыль от сделки не превышает 250 тыс. рублей
В России предусмотрена льгота для сделок с продажей машин — налоговый вычет. Она позволяет либо снизить сумму, с которой будет начисляться налог, либо полностью ее обнулить. Сумма налогового вычета, как было сказано выше, составляет 250 тыс. рублей. Если машина недорогая, после продажи ее бывший хозяин не будет платить налог.
Случай №4: если продавец подарил машину
Дарение считается безвозмездной акцией. Тот, кто вручает машину, ничего не продает, а значит, платить налог на прибыль не должен.
Налог придется вносить счастливому получателю авто, если он не связан с дарителем родственными узами и не является членом семьи: ребенком, родителем, женой, мужем, братом, сестрой.
Если вы решили подарить автомобиль своей девушке, она при получении машины будет обязана оплатить в налоговую 13% от рыночной цены ТС.
Например, вы вручаете Audi A6. Машина стоит 700 тыс. рублей. Умножаем эту стоимость на 13%, получаем налог 91 тыс. рублей.
Но есть небольшой плюс от такого подарка. При продаже машины сумму налога можно будет вычесть.
Например, вы пользовались подаренным авто меньше трех лет и продали новому владельцу за 750 тысяч. Считаем налог следующим образом: (750 000 × 13%) − 91 000 (уплаченный ранее налог) = 6 500 рублей.
Случай 5: если автомобиль достался в наследство
Нужно ли платить налог с продажи автомобиля тем, кто переехал в Россию? Да. Те, кто долго жил за границей, должны оплатить не 13% налога, а все 30%. Вычет, по закону, нерезидентам применить нельзя.
Порядок уплаты налога
Сначала в ФНС России подается налоговая декларация, затем вносятся денежные средства. Оплатить налог можно через сервис «Уплата налогов физических лиц». Он поможет сформировать платежный документ, с которым можно пойти в банк, или внести оплату по реквизитам банковской карты.
Сроки уплаты
Оплатить налог нужно до 15 июля следующего года. Например, вы купили машину в сентябре 2020 года, налог оплачиваете не позднее 15 июля 2021 года.
Надо ли подавать декларацию
Даже если вам удалось полностью обнулить платеж с помощью одного из способов, сообщать в ФНС о сделке придется. Единственное исключение из этого правила, когда вообще можно забыть о налоге с продажи и не подавать никакие документы, – это владение машиной больше трех лет.
Налоговую декларацию нужно подавать не позднее 30 апреля следующего года. Например, вы продали машину в декабре 2020 года, уже 30 апреля 2021 года следует подать декларацию.
Если вы проигнорируете это требование, ФНС выпишет штраф — 5% от суммы налога за каждый просроченный месяц (не более 30%). Скрыть сделку не получится — после оформления ГИБДД автоматически передает данные налоговой службе.
Даже если вы обнулили платеж, но не подали декларацию, вас оштрафуют на минимальную сумму — 1 000 рублей. Если сумма налога была крупная — больше 900 тысяч рублей, за это может грозить реальная уголовная ответственность. Узнать о долгах и проблемах с законом, не обращаясь в специальные органы, можно через сервис проверки владельца авто. Посмотреть пример отчета
Подать декларацию можно в письменном или электронном виде. Если будете заполнять от руки, готовый бланк можно будет отнести в налоговую лично либо отправить по почте до 30 апреля. Если будете заполнять электронную версию, документ автоматически уйдет в ФНС.
Чистый бланк декларации можно взять в налоговой инспекции, распечатать с портала ФНС или скачать на нашем сайте. Ниже прилагаем образец заполненной налоговой декларации и пустой бланк, который вы можете скачать и распечатать.
Поля нужно заполнять заглавными печатными буквами. Если какой-то показатель отсутствует, в ячейке необходимо поставить прочерк.
Заполнять налоговую декларацию в бумажном виде сложно. Гораздо проще сделать это в электронном формате. Сайт налоговой службы (nalog.ru) модернизировали так, что он сделает все за вас: нужно только внести личные данные и загрузить подтверждающие документы.
Сайт предлагает сформировать декларацию несколькими способами:
Отличия в налогообложении для ИП и юрлиц
Предприниматели платят НДФЛ с продажи транспортных средств, если машины использовались для бизнеса, а не в личных целях. Налог начисляется в зависимости от процентной ставки конкретного ИП и организации. Рассмотрим разные виды налогообложения:
«Смотреть, как он хорошеет, потрясающе»: сколько стоит содержать личный автомобиль
Подсчеты читателей Т—Ж
Прежде чем купить машину, важно понимать, будет ли сумма на ее содержание комфортной для вашего бюджета.
Мы попросили читателей прикинуть, сколько они тратят на личный автомобиль. Получились очень разные цифры — от 40 тысяч до 700 тысяч рублей за год. В подборке — 10 историй автомобилистов с разным отношением к средствам передвижения и стилем жизни.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
40 000 Р за год
Автомобиль: Subaru Outback
Итого — 40 тысяч в год. Напомню строки из поучения одного средневекового японского дайме (князь в феодальной Японии — прим. ред.) своему сыну: «Не следует стремиться иметь меч, коня или доспехи дороже, чем у соседа. Пока они выглядят прилично, они годятся. А если впадешь в долги и утратишь независимость, то тебя будут презирать».
41 800 Р за год
Автомобиль: Lada Priora
Расходы на личное авто однозначно будут. Не стоит ожидать, что они окажутся меньше, чем в моем примере, если собираетесь каждый день ездить на работу. Но комфорт и свобода передвижения, которые получаешь за эти деньги, решают в пользу машины.
Однозначно автомобиль нужно покупать, исходя из финансовых возможностей. Зарабатывая 20—30 тысяч рублей, не стоит рассматривать привлекательные премиум-кары былых годов за 400 тысяч вроде БМВ Х5 или всяких Кайенов. Такой поступок просто оставит без штанов. Мой доход — 75—80 тысяч рублей в месяц, могу откладывать 25—30 тысяч с каждой зарплаты. При схожей ситуации считаю адекватным иметь авто экономкласса: отечественное, бюджетного «японца» или новый Солярис, Рио, Рапид, Поло. Это будет адекватный выбор, который однозначно принесет удовлетворение и радость.
75 536 Р за год
Автомобиль: Lada Vesta
Владею Ладой Веста 2016 года выпуска с двигателем 1,6 л. Купил подержанную в 2018 году.
80 000 Р за год
Автомобиль: Honda Accord VI
Хонда Аккорд VI 2001 года, владею шесть с половиной лет. Пользуюсь преимущественно в теплое время года, а в холодное — в основном по выходным. Пробег уже 46 000 км, то есть около 7000 км за год. Средний расход топлива — 10,5 л на 100 км.
Обслуживаю скрупулезно — каждый год ТО, а также по мере необходимости все, что требует внимания. И самое сладкое. Я покупал автомобиль за 290 000 Р — искал в хорошей комплектации и состоянии. Но за это время машина не потеряла в стоимости, а даже наоборот — в хорошем состоянии такие появляются редко, и их сразу покупают.
Если суммировать абсолютно все затраты на авто, то получается почти 80 000 Р за год.
82 400 Р за год
Автомобиль: Honda Civic 4D
Автомобиль довольно демократичный — Хонда Цивик 4D 2009 года. Покупал машину в 2016 году за 500 тысяч с пробегом 87 тысяч километров. Сейчас могу продать за эти же деньги.
Когда есть дача и дети, без личного авто не обойтись. Но езжу я мало, около 5000—8000 км в год, в основном по выходным, периодически пересаживаемся на каршеринг и такси.
Итого 82 400 Р и около 10 Р за километр.
Иногда хочется купить что-то более приличное и быстрое, но как только задумываюсь о ежегодных тратах, амортизации, каско и прочем, желание пропадает. А вообще, по опыту, самый лучший автомобиль — корпоративный.
80 000—100 000 Р за год
Автомобиль: Ford Focus II
Форд Фокус II 2007 года, пробег сейчас — 150 000 км.
В среднем, если считать все расходы — страховку, ТО, ремонты, бензин, — получается около 80—100 тысяч в год. Машина в силу возраста уже начинает требовать к себе больше внимания. Я, наверное, буду продолжать вкладываться в ремонт, потому что, даже если мне придется серьезно что-то ремонтировать, это все равно будет выгоднее покупки новой машины, которая стоит от миллиона рублей, или другой подержанной, на покупку которой мне нужно будет добавить еще одну-полторы цены, за которую смогу продать свой Форд.
Другой вопрос — это диагностика проблем в автосервисе, которая зачастую выливается в гадание. Об этом был мой комментарий, который превратился в дискуссию.
90 000 Р за год
Самый крупный ремонт машины обошелся в 30 тысяч — когда вышел из строя масляный насос, я попал в итоге на капиталку. А так в среднем ремонт укладывается в сумму от 2 до 5 тысяч — ну, подшипники поменять, сцепление или еще что по мелочи.
341 500 Р за год
Автомобиль: Lexus LX 450d
Владею Лексусом LX 450d 2017 года выпуска. Эксплуатирую в Москве и области. На автомобиле до карантина часто ездили в Европу, очень удобно.
Итого 341 500 Р за год, 28 458 Р в месяц и 15,52 Р за километр пробега.
352 000 Р за год
702 000 Р за год
Автомобиль: Alfa Romeo 159
Автомобиль Альфа Ромео 159 2007 года, 2,4 л турбодизель, полный привод, спорт-пакет. Куплена полтора года назад почти не глядя, ибо очень редкий зверь именно в такой комплектации — продавалась одна на всю страну, а хотелось именно редкую и безумно красивую машину. За год пришлось сделать капитальный ремонт двигателя и топливной аппаратуры, немного работ по подвеске, восстановление электрики, частичный перешив салона и прочие мелкие ремонты и доделки — итого около 600 тысяч. А еще:
У нас в провинции вызвать такси с детским креслом — целый квест: можно 40 минут ждать и оно еще не приедет. А если нужно с двумя детскими креслами — проще единорога встретить. Ездить есть куда: в больницу, садик, к бабушкам-дедушкам в гости, к друзьям на дачу. С детьми и сумками в душном автобусе? Ну уж нет, тем более в наше ковидное время. Так что выбора нет, автомобиль необходим. А если так, то расслабляемся и получаем удовольствие!
Авто. Статьи для автомобилистов и тех, кто подумывает ими стать: сколько стоит владеть машиной, к чему нужно быть готовым и как отстаивать свои автомобилистские права
Показное потребление
Средний срок владения автомобилем в России существенно ниже, чем в других странах. В большей степени это связано с психологическими особенностями российского потребителя, для которого автомобиль больше чем просто транспортное средство
Желание расстаться со своим нынешним автомобилем и пересесть на новый у россиян возникает гораздо чаще, чем у жителей в других странах. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, а также ряда исследовательских организаций, средний срок владения автомобилем в России — 3–4 года, в то время как в США, Китае, Индии — 5 лет, в Японии — более 6,5, в Германии и Канаде — 7 (см. график).
Конечно, подобная усредненная статистика имеет некоторые погрешности, и пользуются автомобилем в России по-разному. Скажем, в глубинке машину меняют гораздо реже, чем в крупных городах. А премиальные марки меняют чаще массовых. Однако сам подход к продолжительности владения автомобилем в России иной, чем в других странах. Где-нибудь в Канаде автомобиль часто служит своему владельцу лет десять, у нас же представить такое почти невозможно. Почему?
Разум и чувство
Конечно, частая смена автомобиля в России означает растущее благосостояние населения. Происходит это на фоне бурного роста автомобильного рынка, на котором ширится предложение новых моделей, а также схем их приобретения — трейд-ин, кредиты, лизинг и т. д.
Но в развитых странах доходы населения ничуть не ниже, схем покупок не меньше, да и автомобили стоят дешевле. Однако машины там меняют нечасто.
Все дело в типичных для России причинах смены автомобиля. Их можно разделить на рациональные и нерациональные. По мнению участников рынка, самая распространенная рациональная причина — увеличение расходов на содержание машины. Со временем она начинает требовать сначала мелкого, потом крупного ремонта, и рачительный собственник, подсчитав, во сколько она обходится (затраты на топливо, техобслуживание, страховку, транспортный налог, потеря стоимости при продаже — см. «Содержательные расходы», «Эксперт-Авто» № 6 (115) от 23 августа 2010 года), понимает, что ему выгоднее купить новую.
Нередко машину продают после окончания заводской гарантии (вполне логично обезопасить себя от непредвиденных трат на возможный ремонт) или после аварии (чтобы не иметь дело с возможными поломками после ремонта). «Плохие дороги, неблагоприятный климат, комплектующие низкого качества, особенности водительской культуры — вот причины частого ремонта автомобилей в России. А чем чаще ремонт, тем чаще владельцы задумываются о смене машины», — говорит Стенли Рут, руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers в России.
Еще одна распространенная рациональная причина — изменение потребностей. Скажем, случилось прибавление в семье, и стала нужна более просторная машина. Или появилась дача, куда можно добраться лишь на более проходимом автомобиле. Или срочно потребовались деньги — например, на ремонт или покупку квартиры.
Автомобиль как статус
Рациональные причины приобретения нового автомобиля на Западе примерно те же, что и в России. Однако у нас очень распространены мотивы, апеллирующие к чувствам и эмоциям. «Автомобиль в России больше, чем просто средство передвижения, это выражение социального статуса его владельца, — отмечает Ярослав Зайцев, руководитель сектора автомобильных исследований компании TNS. — В сознание российского покупателя крепко заложено понимание: чем марка “круче”, тем выше социальный статус ее обладателя, и это играет немаловажную роль при выборе и покупке автомобиля. В Европе при выборе автомобиля главным является соотношение цена—качество, а у нас оно воспринимается как некий компромисс: значит, на “нормальную” машину денег не хватило».
Кстати, смена класса автомобиля на более высокий в России объясняется именно стремлением человека повысить свой социальный статус: бюджетную малолитражку он меняет на размерный класс C, класс C — на компактный кроссовер, кроссовер — на внедорожник. Потребители же в европейских странах, скажем в Германии, долгие годы могут менять машину на новую того же класса.
В сегменте премиальных марок автомобили меняют особенно часто, примерно раз в два года. «Автомобиль премиум-класса особенно подчеркивает статус своего владельца, он, можно сказать, является частью его деловой репутации, — говорит Игорь Гапонов, руководитель отдела маркетинга марки Lexus в России. — У нас важно, на какой машине вы ездите. Если вы давно не меняли модель, это может отрицательно сказаться на вашем имидже и даже навредить бизнесу — деловые партнеры могут подумать, что дела у вас идут неважно».
Приобретение вещи как статуса маркетологи называют показным потреблением. Характерно оно не только для России, но и для некоторых стран с развивающимися экономиками, причем касается это не только автомобилей, но и других товаров (например, у нас любят одежду премиальных брендов и дорогие гаджеты, которые покупают в кредит и даже на последние деньги, лишь бы не отстать от людей «своего» круга). «Рост благосостояния населения еще недавно бедных стран чреват появлением показного потребления, — замечает Михаил Самохин, преподаватель по автомобильному маркетингу, руководитель маркетинговой аналитической группы AD Wiser. — Здесь мы не одиноки — Турция и Китай демонстрируют те же модели поведения. Непрочное общественное положение требует декоративного подтверждения — новой машины более крупного размера или высокого класса».
Заговор производителей?
Впрочем, не стоит отрицать, что немалые усилия для более частой смены машин прилагают и сами производители. Они, безусловно, стараются выпускать максимально качественные и долговечные модели, но в то же время заинтересованы, чтобы их чаще меняли. Среди обывателей распространен миф о «заговоре производителей»: мол, автомобильные компании намеренно делают ненадежные машины, раньше они были на века — чего стоил негниющий кузов из толстенных листов стали, а сейчас детали «одноразовые».
В приватных беседах представители ведущих компаний признают: да, срок службы современных автомобилей меньше, чем лет двадцать-тридцать назад. Скажем, раньше ресурс двигателя в легковушках нередко составлял миллион километров. Сейчас же наиболее «долгоиграющие» моторы, в первую очередь дизельные, из-за сложностей в электронике (форсунках и т. д.) достигают ресурса в лучшем случае 500–600 тыс. км. Средний же пробег машины среднего уровня ограничивается 300–400 тыс. км. При этом некоторые машины, например городские малолитражки, за весь период эксплуатации смогут проехать в лучшем случае 100–150 тыс. км.
Однако следует иметь в виду, что в последние десятилетия изменился сам подход к потреблению, и не только машин, но и других вещей, которые раньше меняли редко. Скажем, еще в советские времена холодильники служили по тридцать-сорок лет. Сейчас же холодильник служит не более десяти лет, соответственно, производителям этой бытовой техники нет смысла закладывать в нее большой ресурс работы.
То же касается автомобиля — его меняют, во-первых, потому, что хочется нового, а во-вторых, из-за бурно развивающегося технического прогресса: модели быстро устаревают. Уже сейчас, например, ездить на автомобиле без системы электронной курсовой устойчивости (ESP) не то что немодно, а скорее небезопасно. «Люди хотят ездить на более комфортных, безопасных и динамичных автомобилях, — говорит Татьяна Натарова, директор по связям с общественностью представительства Nissan в России. — Смена модельного ряда и появление новых автомобильных функций сейчас происходит настолько быстро, что даже вроде бы недавно купленные машины могут быстро устаревать».
Что касается российского рынка, то, пожалуй, в будущем сроки владения автомобилем здесь будут увеличиваться, постепенно выравниваясь с показателями развитых стран. «При увеличении количества автомобилей на душу населения они действительно будут перемещаться в категорию транспортного средства, — прогнозирует Ярослав Зайцев из TNS. — Соотношение цена—качество будет играть все более важную роль, статусная составляющая — сокращаться, а важность функциональных характеристик, напротив, расти».