Оранжевая подсветка в авто

Подсветка салона: Оранжевое безумие

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Давненько ничего не писал, т.к. и писать то собственно не о чем, Доджик исправно бегает.
Ну а сегодня речь пойдёт о подсветке салона. Так же будет несколько небольших гайдов — хочется хоть раз написать что нибудь полезное, так что будет много букв и фото. =)

Многие знают, что у наших машин в салоне подсветка джойстика и кнопки аварийки осуществляется лампочками и поэтому за частую именно эти элементы и не подсвечиваются. Так было и у меня при покупке, правда тогда я и не знал должны они гореть или нет. Как то раз наткнулся в БЖ одного из Доджей на фото, где джойстик электрозеркал светится и тут понеслось…

Сначала у меня родилась идея выпаять лампы и запаять туда цоколи от десятого семейства ВАЗ, чтобы лампочки можно было менять за 5 секунд, но эта идея не реализовалась- места там под цоколи нет. Тогда я решил просто поменять лампы. Но и в этом случае меня ждал облом- разобрав джойстик я так и не понял каким же способом оттуда извлечь эту долбанную лампу. С другом чесали репу довольно долго.

Не буду вас сильно утомлять писаниной, скажу лишь что вариантов было много и среди них были такие сумасшедшие как распаять плату полностью. =)

Но решение было найдено и сейчас я вам о нём расскажу, поехали:
Для начала нужно разобрать джойстик и вытащить оттуда плату, затем с одной стороны поддеть пластиковый «пенёк» и вытащить его оттуда (1)

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Затем нажать на освобождённый край плат и поддев вытащить ещё два «пенька» (2)

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Наконец, когда этот этап позади нажимаем на платы с другой стороны и тем самым освобождаем пространство для снятия лампы. (3)

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Обратите внимание, что лампа усиками накручена на свой держатель- раскручиваем её и вытаскиваем. В принципе ничего сложного, правда?

Но у меня всё вышло несколько сложнее. На рынке я под этот держатель купил маленьких 12 вольтовых лампочек и без задней мысли запихнул их, и собрал всё это дело. При включении подсветки результат мне не понравился:
Во-первых лампа светила так ярко, что было неприятно глазу.
Во-вторых свет от лампы естественно не совпадал с подсветкой кнопок.
В-третьих лампы поработали 5 минут, затем стали тускнеть и уже через 10 минут перегорали.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Повторное вскрытие показало, что лампа говно и не держит заявленного вольтажа, но это не самое страшное- самое страшное, эта сволочь расплавила держатель и он больше не фиксировался в плате.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

В этот момент я для себя решил, что по любому нужно воткнуть туда светодиод, вот только как? Внимательно изучив платы и померив фишку в машине я нашёл выводы на дорожки подсветки. Вот тут вам ещё один небольшой гайд:
Вот эти два вывода приходят от фишки и лишь затем идут на верхнюю плату на лампу.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Нашёл на работе жёлтый светодиодик, но как вы знаете светодиоды все рассчитаны на 3 вольта и потому без сопротивления не обойтись, подойдёт где-то примерно на 750 Ом.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Вот что в итоге вышло, понимаю скорее всего не видно и не понятно, поэтому немного под другим углом.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

В машине результат мне всё равно не понравился, теперь было наоборот очень тускло и опять не совпадало по цвету.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Так что в последствии я купил прозрачные жёлтые светодиодики и перепаял, вот тут то всё было как надо. А так же запаял красный светодиод в аварийку- благо места там достаточно. =)

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Ещё важный момент! Перед сборкой нужно чуть укоротить штырьки «пеньков», буквально на 1мм- это облегчит сборку и отрегулировать положение светодиода, иначе он не будет засвечивать края стрелочек.

Казалось бы, езди теперь, да кайфуй…, но нет- я ж перфекционист и теперь уже раздражала жёлтая подсветка блока печки, которая не вписывалась в оранжевый тон. Дело в том, что с америки там стоят лампочки с оранжевыми колпачками, которые при перегорании последних прикипают и снять их уже не возможно.
Облазил весь интернет и побывал во многих магазинах- везде смотрят как на дурака.

В итоге нашёл код этих колпачков: P7550Y, только не надейтесь- их нигде нет, есть все цвета кроме оранжевых. =)

Через какое то время докучи ещё заметил в отражении другой машины, что левый поворотник у меня оранжевый, а правый жёлтый- кошмар. =D Но тут пришёл друг на помощь и рассказал о такой фигне, как Цапонлак. Этой штукой оказывается раньше красили лампы в гирляндах и по сей день красят лампы в поворотники.
И вот я уже метнулся на радио рынок и т.к. готового оранжевого цапонлака нет в природе, купил жёлтый и красный. =)

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Вытащил лампы поворотников и подсветки печки, тут же стало понятно почему правый светил жёлтым:

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Отрезал донышко бутылки, вылил содержимое двух бутыльков и перемешал.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Дальше всё просто, окунаешь лампу в лак, вытаскиваешь и сушишь 20 минут между слоями, затем повторяешь до получения нужного оттенка, окончательно высыхают через 24 часа.

Те же лампы после 7 слоёв лака и полной сушки.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Кстати если кто задался вопросом- в подсветке печки стоят бесцокольные Т5.
Результатом я остался очень доволен:

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Надеюсь было интересно и познавательно, старался. =)
P.S. После всех этих поделок в иномарочном магазине нашёл лампу с держателем в наш джойстик, но опять же она идёт в колпачке и оранжевых само-собой нет, плюс она стоит в районе 100р. Так же нашёл оранжевые двухнитевые лампы в наши поворотники и стоят они 200р. Неужели покупать новую, лишь потому что лак осыпался?

Всем спасибо за внимание и до новых записей. 😉

Источник

Цвет подсветки салона и кнопок: какой выбрать и почему?

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Тема довольно актуальная и интересная, стайлинг салона — одно из самых популярных направлений, доступных начинающему. В ряде случаев необязательно даже знать, с какой стороны браться за паяльник: в продаже огромный ассортимент готовых светодиодных ламп на любой вкус. Более-менее прямые руки из плеч для того, чтобы снять панель приборов или разобрать кнопку — порог входа в эту тему. Да и ПДД подобный стайлинг не ограничивает никак, главное чтобы не было вмешательства во внешнюю светотехнику.

Как следствие, многие водители «пересвечивают» кнопки и шкалы на свое усмотрение. Но ведь автомобили разрабатывают не гаражные любители, верно? Значит, выбор тех или иных решений продиктован определенными законами эргономики, психологии, промышленного дизайна. Да хотя бы и маркетинга, но так или иначе имеет под собой некоторую устоявшуюся научную основу. Какую? Вот об этом и поговорим.

В процессе написания поста я понял, что тема цвета весьма объемная, поэтому разделил его на три части.
Первая вводная, про пиктограммы и частично кнопки.
Вторая — продолжение о цвете и кнопках.
Третья — про панели приборов.

Товарищ в записи, которую я комментировал, писал, что не понимает, зачем нужны светодиоды «цвета лампы накаливания», то есть с температурой цвета теплых оттенков. Я поделился своим субъективным видением этого вопроса как дизайнер-любитель.
А в дальнейшем решил разобраться уже на более предметном уровне. Да, температура цвета имеет прямую связь с психологией, это секретом не является. В дизайне интерьера, например, оттенок освещения — один из важнейших критериев: от выбора температуры зависит настроение и даже психическое состояние. А вот чем продиктован выбор цвета для подсветки пиктограмм кнопок или шкал приборной панели в автомобиле?

Вопрос проектирования автомобилей, к которому относится и разработка органов управления, наверняка регламентирован отраслевыми стандартами в любой стране с развитой автомобильной промышленностью. Единственное, я не уверен, что есть те или иные требования именно к внутренней сигнализации автомобиля: в пользу этого факта говорит великое многообразие пиктограмм и их дизайна у разных производителей. Есть некоторый универсальный международный набор графических символов, а в остальном кто во что горазд. Поправьте меня, если ошибаюсь. Так или иначе, промышленному дизайну учатся отдельно и целенаправленно, но для формата моего блога это было бы слишком глубокое погружение в тему.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Доказанным фактом является то, что цвет может вызывать тот или иной физиологический и психический отклик. Чем дальше цвет от середины — зеленого — в ту или иную сторону спектра, тем более яркие эмоции он вызывает. Красный, оранжевый, желтый это сильные стимулирующие цвета в основном с положительной окраской. Фиолетовый, синий — наоборот. Да, существуют те или иные культурные и гендерные особенности цветовосприятия, психотипы, а также личный субъективный опыт, но в целом:

Красный — цвет опасности, страсти и импульсивности, цвет силы и крови. Возбуждает и привлекает внимание, в избыточных дозах способен вызывать агрессию.
Оранжевый — тоже «мощный» цвет, но уже без агрессии красного. Скорее он жизнерадостный.
Желтый — цвет тепла и уюта, считается оптимистичным и в целом вызывает положительные эмоции. В отличие от красного он не возбуждающий, а стимулирующий.
Зеленый — самый распространенный цвет в естественном окружении человека, в природе. Поэтому он успокаивает и расслабляет. Цвет здоровья. Середина видимого спектрального диапазона, поэтому обычно он производит нейтральное впечатление.
Синий — цвет неба и океана. Также цвет спокойствия и безмятежности, но уже «холодный» по сравнению с зеленым.
Фиолетовый — цвет апатии и депрессии, но это же и цвет власти, магии, волшебства.
Белый сочетает все цвета спектра одновременно, черный наоборот — полное их отсутствие. Оба ахроматические, по сравнению с другими цветами выраженной психологической окраски не имеют, это крайние оттенки серого.

Однозначно судить о характере цвета нельзя, он может вызывать противоположные эмоции: многое зависит от оттенка, яркости, количества, контекста и самого человека, поэтому более подробно останавливаться на этом вопросе не буду, такого упрощенного понимания в данном случае нам будет достаточно. Если вам интересна эта тема, то рекомендую книгу швейцарского психолога Макса Люшера «Четырехцветный человек»: он дальше всех продвинулся в исследовании вопроса влияния цвета на психику человека.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Как психология цвета применима, например, к пиктограммам контрольных ламп на панели приборов автомобиля? Самым непосредственным образом. Дело в том, что отвлекать водителя от дорожной обстановки автомобиль должен только при объективной необходимости. При этом чем быстрее и точнее водитель считает сигнал или показания на панели приборов — тем лучше. Оба тезиса прямо влияют на безопасность. К слову, это азы эргономики, которыми, к сожалению, многие инженеры стали пренебрегать. Ведущие специалисты по дизайну прямо отмечают: интерфейс современного автомобиля перегружен функционалом. О подобной проблеме я тоже уже писал ранее.

В сложившейся международной практике используется универсальное смысловое кодирование сигналов с помощью четырех основных цветов: красный (опасность или запрет), желто-оранжевый (предупреждение), зеленый (безопасное состояние) и синий (рекомендация). Именно такие принципы отражены, например, в международном стандарте ISO 3864 для знаков и табличек безопасности.

Ровно та же логика присутствует и в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 57612-2017 «Эргономика. Система звуковых и визуальных сигналов опасности и информационных сигналов».

А вот в США есть отдельный стандарт ANSI Z535, который дополнительно делит желто-оранжевый на два оттенка: желтый (опасян, но жить можно) и оранжевый (голактеко опасносте, зовите Онотоле!), но исключает зеленый. Ну, от страны, до сих пор использующей имперскую систему мер как основную, другого ожидать и не приходится.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Шутки шутками, но, например, у меня был чистокровный американец Додж Дуранго, и с цветами пиктограмм там было все в порядке. Более того, они и сгруппированы по функционалу и цвету: нижняя часть панели — красные и желтые пиктограммы в два ряда. Верхняя часть — «поворотники» и дальний свет. Зеленый и синий.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Так вот, следуя общепринятой логике, в автомобиле красным цветом обозначают пиктограммы контрольных ламп, призывающие к незамедлительной реакции со стороны водителя. Это либо неисправность (низкий уровень масла, «пьяный робот» — глубокий разряд аккумулятора, либо состояние той или иной системы, прямо влияющей на безопасность (непристегнутый ремень, затянутый стояночный тормоз).

Желтые или оранжевые пиктограммы это по отношению к красным второстепенные, предупреждающие, реже — информирующие с более-менее нейтральным значением. Check engine, низкий уровень топлива, низкое давление в шинах, отключенная система стабилизации, неисправная ABS, подключенный полный привод. То есть ехать можно, но аккуратно, а в отдельных случаях лучше все же двигаться в направлении заправки или СТО.

Зеленые пиктограммы — информация о штатной работе той или иной системы. Габаритные огни, ближний свет фар, указатели поворотов, режим экономии топлива.

Синий цвет стоит особняком: в первую очередь им обозначают дальний свет, реже — недостаточную температуру охлаждающей жидкости. Возможно, существуют какие-то еще более редкие пиктограммы, но я таких не встречал. Поделитесь опытом в комментариях.

В подавляющем большинстве случаев значок дальнего света — единственный синий на панели приборов. Так сделано неслучайно. Например, ISO 3864 этим цветом обозначает рекомендацию. Подобная логика и здесь: ближний свет фар это штатное состояние для езды в любых условиях, а вот дальний — только для неосвещенных участков дороги и при отсутствии встречных автомобилей. Синий заметно отличается от зеленого и это привлекает внимание, но активно, как красный или оранжевый, к вниманию водителя он при этом не взывает. На психологии восприятия сказывается смысловая группировка цветов: зеленый и синий близки друг к другу и оба символизируют безопасность, при этом противоположны «опасным» красному и желтому.

То же самое в случае синего индикатора непрогретой охлаждающей жидкости: при острой необходимости ехать можно, но лучше на холодном двигателе движение не начинать. Рекомендация, закодированная цветом, чаще всего считывается интуитивно, без изучения инструкции.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Иногда еще встречаются графические символы белого цвета. Функционально обычно они идентичны желтым или зеленым. На мой взгляд применение белых пиктограмм противоречит общей логике и усложняет восприятие информации: по цвету на основании описанной выше мнемоники понять опасность или безопасность контрольной лампы не получилось — придется распознавать ее значение исходя из изображения самого символа. Как я выше уже писал, с точки зрения эргономики любые показания должны считываться водителем максимально быстро. И цветовое кодирование в этом смысле очень хорошо помогает, а его отсутствие — наоборот.

Кроме обозначения цветом информация еще может быть транслирована водителю самим состоянием контрольной лампы: гаснущая после включения зажигания и штатного прохождения опроса электроники, постоянно горящая или мигающая с определенной периодичностью — все это информация о работе систем. Например, горящая лампа 4WD сообщает о включенном полном приводе, а мигающая — о его неисправности.

Причем благодаря механизму зрения, о котором речь пойдет ниже, мигание, то есть резкое изменение яркости, мы замечаем раньше и лучше, чем цвет. Неспроста проблесковые маячки спецтранспорта сначала именно проблесковые, а потом уже делятся по функциональному назначению на красно-синие, синие, оранжевые и бело-лунные.

Со значками панели приборов разобрались, здесь все более-менее однозначно.

Переходим к кнопкам. Задача их подсветки другая: четко обозначить в неосвещенном пространстве салона местоположение и назначение того или иного второстепенного (по отношению к рулю, педалям и селектору КПП) органа управления, а также информировать о режиме его работы (температура в салоне, включение кондиционера или обогрева заднего стекла, положение заслонок подачи воздуха и так далее).

Комментируя пост, я предположил скорее интуитивно, на основании своих знаний физики и дизайна: во-первых, известно, что к зеленому глаз человека наиболее восприимчив, во-вторых, этот цвет максимально нейтрален. Не агрессивен как красный, и не веет холодом как синий.

Но так ли это на самом деле? На первый взгляд логично, что если производитель не ставит задачу четкого позиционирования бренда в противовес остальным — то и цвет кнопок будет спокойным с точки зрения психологии цветовосприятия. Но ведь зеленый это не единственный возможный цвет. Например, у меня в Кашкае оранжевая подсветка кнопок, а панель приборов — белая с красными стрелками. BMW с 70-х годов прошлого века предпочитает красно-оранжевый оттенок, Audi — вообще использовал густой красный.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

На самый смелый эксперимент в 90-х решился Volkswagen: приборки и кнопки их автомобилей до недавних пор светили призрачной синевой. И даже сейчас полностью от синего он не отказался: экспериментирует с обводкой шкал или стрелками. Впрочем, не он один.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

А многие автопроизводители на современных автомобилях предлагают нейтральный белый. Почему так?

В поисках правды я перерыл весь русскоязычный интернет. К сожалению, это бесконечные сотни страниц про личный опыт владельцев автомобилей по пересвету приборок и салонов без каких-либо подробностей о выборе цвета кроме принципа «нравится/не нравится», какой бы поисковый запрос я не составлял.

Встречал краткое объяснение выбора цвета для автомобилей BMW практическим опытом военных: мол в транспортной авиации и на флоте широко использовалась именно красная подсветка приборов. Для чего? Было выявлено, что при выполнении ночных полетов именно красная подсветка позволила сократить время адаптации зрения пилота при переводе взгляда с приборов на объекты вне кабины. Подводники тоже видимо любят прогуляться по ночной палубе 🙂

Ровно тот же принцип используется в тактических фонариках: они светят красным, да еще и демаскируют бойца меньше, чем фонари полного спектра или желтые/зеленые/синие. Такие же красные фонари (или красные очки в качестве светофильтра, но с той же целью) используют астрономы. Все для того, чтобы зрение максимально быстро адаптировалось к темноте. Ниже я расскажу более подробно о сути явления.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Но в самолетах или вертолетах встречается и зеленая подсветка! На форумах любителей авиации «красная или зеленая» это такое же общее место, что «Android или IOS», «Windows или Linux», «передний привод или задний» и другие холивары.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

А зеленая подсветка применяется, если пилот использует ОНВ — очки ночного видения: они светят как раз в зеленой области спектра, а красный для зеленого (и наоборот) будет «светофильтром». Именно по этой причине при работе с зелеными лазерами для защиты зрения используют красные защитные очки, а с красными — зеленые. Зеленый выбран по простой причине: пик спектральной чувствительности глаза приходится на этот цвет, поэтому именно в зеленой области спектра можно увидеть изображение максимально детальным и отчетливым. В боевых условиях, да даже на охоте — это важное качество.

Сравните контрастность и детали на рисунке ниже. Разница наглядная.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Опять же приборную панель и кнопки самолетов гражданской авиации массово подсвечивают оттенками желтого или белым. Остается предположить, что при движении в эшелоне по строго заданному маршруту, а также взлете и посадке по хорошо освещенной и четко обозначенной полосе ночное зрение уже не так критично. Причем встречалась белая/желтоватая подсветка и в боевых самолетах вроде Миг-29 или Су-27.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

В общем, заметили тренд? Красный, желтый, зеленый. Самые распространенные цвета в обозначении чего-либо. Но почему?

Вернемся к автомобилям. Упомянутые выше инженеры BMW ссылаются на особенности зрения человека.
Допустим, а что за особенности? Очевидно, что оптическая система глаза нам в данном случае не особо интересна, рассмотрим его как фотоприемник.

Известно, что рецепторов в глазе два вида: палочки обладают большой чувствительностью, но не различают цветов («ночью все кошки серы»), а колбочки ровно наоборот — различают цвета, но существенно менее восприимчивы к свету. На графике ниже синим цветом показана спектральная чувствительность палочек, а желтым — усредненная чувствительность колбочек.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Почему усредненная? Потому что в соответствии с устоявшейся трехкомпонентной теорией зрения колбочки в глазах человека есть трех типов, чувствительных к основным цветам спектра (синий, зеленый и красный):
1. S-тип (short) — коротковолновый диапазон, «синие» колбочки,
2. M-тип (middle) — диапазон средних длин волн, «зеленые» колбочки,
3. L-тип (long) — длинноволновый диапазон, «красные» колбочки.

Ниже я изобразил график спектральной чувствительности колбочек разного типа. Желтым отмечена та самая усредненная чувствительность.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Эволюционно колбочки это аппарат дневного зрения, а палочки — сумеречного. Причем палочек больше в несколько раз и распределены они в основном на периферии глаза (в среднем 120 млн палочек и 7 млн колбочек).

Это совершенно логично с точки зрения происхождения и эволюции человека в опасном окружающем мире, где каждую минуту кто-то кого-то стремится съесть: сам факт движения на периферии зрения имеет гораздо большее значение, чем цветовые характеристики или форма движущегося объекта. В сумерках такая информация важна вдвойне, потому что источник вероятной опасности может подкрасться незамеченным гораздо ближе, чем днем, соответственно и заметить его нужно как можно раньше.

На практике любой из вас в течение жизни не раз мог убедиться в различиях чувствительности палочек и колбочек к яркости/контрасту: «мерцание» старых ЭЛТ-мониторов или телевизоров прекрасно различается боковым зрением, а когда смотришь прямо — никакого мерцания нет.

А наибольшее количество колбочек расположено как раз наоборот в центральной части глаза, причем центральная ямка (fovea, желтое пятно) состоит из «красных» и «зеленых» колбочек, а «синие» образуют своего рода кольцо вокруг нее: именно этот участок формирует самую четкую область зрительного поля. Но эта информация по отношению к периферии в некотором смысле вторична. Сначала краем глаза мы замечаем движение, а затем поворачиваем голову и фокусируемся на объекте для получения деталей: уже пора откладывать кирпичи или можно дальше ягоды собирать?

Такой характер распределения колбочек привел биофизиков к предположению, что для механизма четкой фокусировки глаз на объекте опорной является именно зеленая область спектра, а синяя отвечает за предварительную фокусировку, утрированно — слежение и распознавание объекта в зоне, близкой к центральной ямке. Почти как оптический искатель на телескопах. Предположение логичное и такая структура сетчатки вполне объясняется хроматической аберрацией. Но об этом чуть ниже.

Теперь посмотрите еще раз на график спектральной чувствительности фоторецепторов глаза (рисунок выше): пики колбочек красного и зеленого цветов расположены рядом, а пик колбочки синего на шкале находится значительно, примерно в шесть раз, дальше.

Это объясняется опять же эволюцией зрения: дополнительную чувствительность к привычным нам дневным цветам природы далекий предок человека приобрел когда начал вести преимущественно дневной образ жизни, то есть вылез из пещеры и забрался на дерево, а следом произошла мутация гена и появление из «красных» третьего типа колбочек, которые обеспечили способность воспринимать зеленую область спектра. Пик палочек смещен в синюю область, но при этом находится примерно посередине между красно-зелеными и синими. Тоже логично: в сумерках преобладает именно синяя часть спектра, значит, и максимальная ночная чувствительность палочек должна быть в этом диапазоне. При этом чувствительность палочек и колбочек имеет общую зону, необходимую для переходных состояний освещенности: утром и вечером. Колбочки разных типов также имеют общую зону. Этим объясняется эффект метамерии: если, например, светить на белую стену одновременно желтым и синим фонарями — мы увидим белый свет.

Это упрощенное понимание, механизм цвето- и световосприятия весьма сложный, ученые дополняют и уточняют его до сих пор. Например, кроме устоявшейся, но имеющей пробелы в объяснении отдельных вопросов трихроматической теории были разработаны оппонентная, нелинейная и другие. У ученых есть основания полагать, что механизм зрения двухэтапный и сочетает трихроматическую и оппонентную теории.

Но для целей данного поста понимания трехкомпонентной теории вполне хватит. Итак, резюмируем.

Во-первых, наибольшая чувствительность «дневных» рецепторов находится в желто-зеленой области спектра.

Неслучайно привычные нам всем кислотные рамки на дорожных знаках, круги на стеклянных дверях, тактильные таблички для слабовидящих выполнены на подложке именно желтого цвета: даже с частично утраченной способностью к цветному зрению человек способен различать желтый («зеленые» колбочки мутировали из «красных», а их спектральная чувствительность значительно пересекается и имеет общую желтую зону довольно большой ширины). По этой же причине и прочие предупреждающие знаки обычно выполнены на ярко-желтой или оранжевой подложке в сочетании с черным цветом для максимального контраста. Эти цвета так и называются: сигнальные.

Во-вторых, пик чувствительности «сумеречных» рецепторов находится в синей области спектра.

Далее, из школьного курса физики мы знаем, что в результате дисперсии призма более всего преломляет свет фиолетовой и синей области спектра, а менее всего — красной. Это явление успешно используется, например, в спектрометрах.
Точно такой же процесс происходит в линзе, только вот дисперсия в данном случае — паразитическое явление и называется хроматической аберрацией, которую я уже упоминал выше. Производители телескопов или фотоаппаратов с ним успешно борются путем использования системы линз — ахроматов и апохроматов.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

В отличие от объектива фотоаппарата глаз человека при всем его совершенстве и сложности имеет довольно примитивную оптическую систему: всего одна линза — хрусталик — отвечает за фокусировку, а диафрагма — радужная оболочка — регулирует поток, освещенность сетчатки. Поэтому из-за аберрации, которую единственная линза глаза компенсировать не может, красные и зеленые лучи изображения фокусируются в толще сетчатки, а синие — перед ней, ближе к роговице. То есть одновременно сфокусировать на сетчатке изображение разных цветов невозможно, глаз видит слегка размытую картинку. Именно поэтому в центральной ямке, области фокуса, нет «синих» колбочек: сколько их ни размещай, к улучшению фокусировки это не приведет, поэтому с точки зрения эволюции они там избыточны. Дальнейшую задачу построения четкого изображения выполняет уже зрительная кора головного мозга: одно из предположений биофизиков о механизме этого процесса я выше упоминал.

Зато интересное наблюдение любой из вас наверняка уже делал, это прямой вывод из описанного выше физического ограничения: сфокусироваться на точечном источнике света синего цвета невозможно. Но если рядом находится источник, светящий зеленым, желтым, красным цветом — эта задача вполне выполнима. Явление хроматической аберрации прямо используется, например, в офтальмологии. Один из тестов так и называется: дуохромный, и используются в нем два цвета — красный и зеленый. С его помощью определяют близорукость или дальнозоркость. А синего нет, синий стоит особняком, потому что играет с нашим зрением вот в такие игры… Запомним этот факт и вернемся к нему позже.

Оранжевая подсветка в авто. Смотреть фото Оранжевая подсветка в авто. Смотреть картинку Оранжевая подсветка в авто. Картинка про Оранжевая подсветка в авто. Фото Оранжевая подсветка в авто

Световая адаптация или переход от зрения колбочками к зрению палочками, будучи фотохимическим процессом, занимает определенное время. И если адаптация к свету занимает порядка 5 минут, то обратный процесс — адаптация к темноте — порядка получаса. Пик спектральной чувствительности палочек приходится, как мы помним, на сине-зеленую область, в нее из дневной желто-зеленой смещается сумеречное зрение. В мозг информацию палочки передают в оттенках серого, но эти оттенки различаются по интенсивности в зависимости от длины волны поступающего в глаз света. И именно к красному палочки наименее чувствительны.

А раз так, то напрашивается очевидный вывод: красная подсветка задействует соответствующие колбочки дневного зрения и человек будет способен видеть, например, карту местности или окружающую обстановку поблизости, но при этом палочки сумеречного зрения красным ослеплены не будут, а значит и адаптация к темноте произойдет гораздо быстрее, чем если использовать освещение любого другого цвета. Поэтому инженеры BMW вслед за военными и решили использовать красный цвет, добавив к нему желтого. Зачем? Чистый красный при недостаточной интенсивности усложняет фокусировку, как и синий, а слишком яркая панель приборов будет слепить, при этом объекты в желтой части спектра распознаются лучше, значит, яркость можно убавить без потери информативности. Вот отсюда и красно-желтый как компромисс.

В Audi на полумерах решили не останавливаться, видать, маркетологи присели на уши инженерам: крепкий красный довольно долго был в фаворе.
Но это еще цветочки: не маркетинг — и VAG-овские инженеры по эргономике никогда не разрешили бы использовать густой синий в подсветке панели приборов и кнопок…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *