Озеро толвоярви как проехать на авто
Дамбы озера Толвоярви. ч.2.
ч.2. Вегарус — Толвоярви — Вегарус.
Утро субботы радует солнечной погодой. Изредка налетают дождики, но они короткие, радужные.
Рядом с лесным отелем шуршит на перекатах небольшая речка Айттойоки.
Позавтракав, предупреждаем в отеле, что мы едем на Толвоярви, собираемся вернуться к 20.00, если не приедем после 21.00, значит нам требуется помощь. Дорога, по описаниям, не очень простая, однако один из сотрудников отеля рассказал накануне вечером, что он доезжал отсюда до Толвоярви две недели назад на «Шеви-ниве». Предупредил, чтобы мы «не гнали волну в бродах».
Точку «Толвоярви» я заранее загрузил в автонавигатор, однако заставить работать установленную SASPlanet4Android с картами генштаба накануне поездки так и не смог. В результате для навигации осталась связка из Navitel-а и OsmAnd+ с картами openstreetmap.ru. Кроме этого, как всегда у нас был бумажный 2км атлас Карелии. Каково же было мое удивление, когда Navitel проложил маршрут от лесного отеля прямо на точку, и по дорогам! Мы обрадовались и поехали, а надо было бы более критично отнестись к маршруту от Навитела в тех местах.
Грейдер от Вегаруса до оз. Ягляярви оставил желать лучшего — много ям, на которых вынужденно сбрасываешь скорость. Поворот на Ягляярви резко улучшил ситуацию — на взгорок и лужок пошла приятнейшая полевая дорожка.
Однако после развилки она ухудшилась и уперлась в давно и основательно разрушенный мост.
Навител считал его годным. Внимательно изучив атлас,
и найдя нужные нам дорожки так же на OsmAnd+, вернулись немного назад и выехали на грунтовку Ягляярви — Толвоярви за разрушенным мостом.
Общее состояние дороги до 1го брода — нормальное.
Брод я проверил — глубина чуть выше колена,
и аккуратно форсировал.
Дно — твердое, средние камни, на выходе — видимо бревнышки остатков моста, не мешают.
Мост за стоянкой на оз. Хиетоярви вызвал затруднения.
Правая (по нашему ходу движения) часть моста нормальная, с толстыми бревнами, а вот левая провалилась, и в дыры народ напихал всего, что стащил в округе. Мы раздобыли еще несколько бревнышек, заткнули наиболее зияющие дырки и я под руководством любимой аккуратно переехал, стараясь левым колесом не застрять в мосту.
Завал леса, остановивший нас в 2013г, выпилен, частично выжжен и растащен, проезд проблем не доставляет.
2-й брод начинается как скромная лужа, однако по размеру и глубине он больше 1го — болотце разлилось знатно.
Дно — твердое, крупные камни, глубина чуть побольше, на глаз см. 70. Мы проявили некоторую долю наглости, и вылзеать бродить я не стал, понадеявшись что «шеви-нива здесь прошла».
Держались посередине, на пониженной и «не гнали волну». Прошли без проблем, на выезде надо аккуратно объехать рухнувшую бревенчатую «трубу», чтобы не застрять левым бортом.
Довольно много каменистых участков с резкими спусками и подъемами, но никаких проблем стандартному Патриоту они не доставляют. В целом дорогу Ягляярви — Толвоярви я бы характеризовал как не очень сложную, но интересную.
Необходимо внимательно оценивать состояние деревянных мостов, перед тем как форсировать их. В данный момент оно удовлетворительное.
Выехав на дамбы озерной системы Толвоярви, были встречены тишиной. Ее нарушал лишь плеск волн о камни гряды и шелест ветра в ветвях деревьев.
Заказник «Толвоярви»
Заказник «Толвоярви» — это особо охраняемая природная территория, расположенная на западе Республики Карелия, в Суоярвском районе, в окрестностях урочища Толвоярви. Представляет собой государственный ландшафтный заказник регионального значения, в который входит водно-ледниковая озерная местность площадью 41 900 га, включающая водосбор системы оз. Толвоярви.
Главными задачами ООПТ являются сохранение природных комплексов и развитие экологического туризма. По своей биологической значимости объект сравним с заповедником «Кивач» и Водлозерским национальным парком. В настоящее время стоит вопрос о создании в рамках совместного российско-финского проекта международного заповедника «Койтайоки — Толвоярви».
Территория заказника «Толвоярви»
Площадь ООПТ поделена на 134 выдела, большая часть которых относится к Толвоярвскому лесничеству, остальное — к Вегарусскому. Рельеф — слабохолмистый увалистый с многочисленными озовыми грядами. Основными почвообразующими породами являются моренные отложения, представленные песками и супесями. Большую часть года от 10 до 45% территории заказника занимают болота, что серьезно затрудняет передвижение туристов.
Озера
Главная особенность природоохранной зоны — редкая сеть озер. Самыми крупными из них являются Толвоярви, Ала-Толвоярви, Сури-Куохаярви и Юля-Толвоярви. Чуть помельче — Юрикаярви, Сориярви и т. д. Всего 12 водоемов. Их уникальность заключается в том, что при сильном ветре и наименьшей разнице высот вода перетекает из одного озера в другое.
Между собой водоемы разделены рукотворными дамбами и озовыми грядами, высота которых местами достигает 16–20 м, а протяженность составляет 4,6–16 км. Дно покрыто илисто-песчаными грунтами. Высшая водная растительность представлена зарослями тростника, осоки и камыша. Часто встречается кувшинка желтая (кубышка желтая).
Из-за примесей торфа вода в озерах имеет необычный темный цвет, что вовсе не мешает обилию рыб. Ихтиофауна сравнительно разнообразна. Наряду с обычными для этого района видами — плотвой, окунем и щукой, встречаются язь, ряпушка, налим, елец, сиги и лещ. Рыбалка на озерах заказника разрешена. Особенно большой популярностью у рыбаков пользуется озеро Толвоярви. Многие с комфортом располагаются на валунах, но если нужен улов покрупнее — лучше взять лодку.
Животные
В фауне заказника насчитывается около 170 видов животных. Из них 28 находятся под угрозой исчезновения. Кроме типичных представителей среднетаежной фауны (бурый медведь, волк, рысь, лисица, куница, заяц-беляк, белка, глухарь) встречаются росомаха, северный олень, кабан, барсук, канадский бобр, черный хорь. В холодное время года наблюдается повышенная численность лося.
По берегам болот и озер в больших количествах обитают лебеди-кликуны и гуси гуменники. Также водятся совы, ястребы, орлы, болотные луни, клуши, чернозобые гагары. Реже встречаются золотистая ржанка, турухтан, полярная крачка. Всего в списке птиц заказника около 130 видов, 17 из них занесены в Красные книги России и Карелии. В летнее время года природоохранная зона служит местом отдыха и кормежки для пролетных птиц.
Растения
Флора заказника представлена 372 видами растений, из них 4 являются редкими и исчезающими (лобелия Дортмана, полушник тончайший и полушник озерный, пальчатокоренник Траунштейнера). Хорошо распространены орляк, лесной вейник, майский ландыш, встречается страусник обыкновенный.
Леса заказника состоят из ели европейской и сибирской, сосны, березы, ольхи, осины. Все они практически пройдены сплошными или выборочными рубками, на месте которых формируются сосновые, сосново-лиственные молодняки и смешанные древостои. Участки коренных лесов сохранились только по побережью озерно-речной системы.
Также на территории природоохранной зоны произрастает много лекарственных растений (чистотел большой, зверобой, череда, душица, подорожник, чабрец и др.), в том числе на болотах бывают обильные урожаи морошки, голубики, клюквы, в лесах — черники, земляники и брусники.
История
Впервые национальный парк «Толвоярви» появился в 1919 г., еще будучи в составе Финляндии. После Зимней войны 1939 г. земли перешли к СССР и заповедную зону упразднили. Вновь ландшафтный заказник был создан по инициативе Карельского Научного Центра Российской Академии Наук в 1995 г. В настоящее время управляет им МУП «Толвоярви», находящийся в ведении администрации Суоярвского района.
По всей природоохранной зоне сохранились свидетельства военных времен: землянки, блиндажи, дзоты и пр. Во время советско-финской и Великой Отечественной войн на территории Толвоярви проходили кровопролитные бои. Именно здесь совершил свой подвиг младший сержант П. А. Тикиляйнен и бойцы его отделения, не пропустившие вражеские силы через озерную протоку к дороге, ведущей на Петрозаводск.
В озерах и сегодня можно встретить колючую проволоку тех времен. А в болоте, как говорят местные жители, во время ВОВ затонули три танка, в одном из водоемов лежит самолет. Вблизи оз. Мюллюярви частично сохранилась гостиница, построенная финнами еще до начала советско-финской войны. Проработала она всего месяц, позднее здание служило госпиталем и военным штабом для противоборствующих сторон. После войны в нем располагалась школа снайперов.
Маршруты
Ученые Карельского Научного Центра РАН организовали на территории заказника несколько туристских маршрутов протяженностью 5–10 км. Первая тропа проложена вокруг оз. Мюллюярви, вторая проходит по каменным озам через центральную часть ООПТ от урочища Толвоярви, третья огибает оз. Таикинаярви. В будущем планируется создание дополнительных маршрутов с посещением оз. Лехтисенъярви, оз. Маткалампи, р. Толвойоки, оз. Хаукилампи, хуторских поселений Коккари-Хаповара, верховья ручья Суриоя.
Все маршруты разработаны так, чтобы турист мог максимально ознакомиться с природными особенностями удивительного края — многочисленными озерами и островами, причудливыми озовыми грядами и берегами, поросшими соснами. На тропах имеются места для установки палаток, информационные стенды, укрытия от дождя, туалеты и костровища с дровами. Охота, сбор ягод и грибов разрешены. Исключение составляет период с апреля по июль (сезон размножения животных), в это время весенняя охота и устройство туристических стоянок запрещены.
В окрестностях ООПТ нет населенных пунктов и хороших дорог. Когда-то на западном берегу озера Толвоярви находился одноименный поселок, но в 2019 г. он был упразднен. В дождливую погоду добраться до заказника можно только на вездеходе. Вход на его территорию бесплатный, проезд осуществляется по пропускам или документам, удостоверяющим личность.
Поездку в «Толвоярви» можно совместить с осмотром и других достопримечательностей. Например, в 100 км от заказника есть музей под открытым небом — карьер Рускеала. А в 120 км на восток расположено старинное карельское село Вешкелица. Особую ценность в нем представляют Музей истории села и памятник архитектуры ХVII века — часовня Георгия Победоносца. Там же находится Братская могила 30 советских воинов, погибших в годы Советско-финской войны.
Достопримечательностью края также является военно-исторический мемориал «Колласъярви», расположенный рядом с поселком Лоймола. Комплекс посвящен советским и финским воинам, павшим во время Зимней и Великой Отечественной войн.
Как добраться
Попасть в ланшафтный заказник «Толвоярви» можно доехав до г. Суоярви. Автобусы ходят из населенных пунктов: Алекка, Вешкелица, Кудама, Метчелица, Поросозеро, Тойвола, Сямозеро и т. д. Чаще всего транспорт отправляется из Петрозаводска: автобусы № 520 (ежедневно), 521 (по будням) и 522 (ежедневно). Время в пути составляет 2,45 минут. От поселка до ООПТ еще 80 км, расстояние можно преодолеть на такси (Катюша, Лайт, Яндекс Такси).
Добраться до заказника можно и на поездах: Москва — Петрозаводск, Санкт-Петербург — Костомукша, Суккозеро — Петрозаводск, Петрозаводск — Костомукша, Сортавала — Петрозаводск, Суоярви1 — Петрозаводск. Всего через станцию «Суоярви-1» курсируют 14 поездов, чаще всего — по маршрутам к станции Петрозаводск.
Из Суоярви добраться непосредственно до лесов и озер можно только на индивидуальном транспорте, найти который нужно сразу на дорогу туда и обратно.
Если ехать на автомобиле из Санкт-Петербурга, то ориентироваться нужно на трассу А121 «Сортавала», путь проходит через населенные пункты: Мурино, Сосново, Приозерск, Ихала, Лахденпохья. После г. Сортавала следует продолжить движение по автодороге 86К-332 в сторону поселка Вяртсиля, от него до заказника необходимо проехать еще 66,5 км. Общее расстояние составляет 395 км, время в дороге — 6 часов.
На видео ландшафтный заказник «Толвоярви» в Карелии
Клуб «ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ»
Оставь свой след на дорогах истории
Толвоярви.
Толвоярви.
Первый раз мы оказались в Толвоярви в 2009 году в ходе первой поездки по Южной Карелии. Уже и не помню, зачем мы туда поехали, но в итоге не пожалели ни разу. Во-первых, сказочной красоты места – описать словами природу тех мест не возможно! Потом, историческая ценность данного района, начиная от времени Калевальских рунопевцев, периода освоения финским государством района Толвоярви в качестве туристической мекки Финляндии 20-х – 30-х годов, военной истории Зимней войны 1940 года и Великой Отечественной и заканчивая безуспешной попыткой порабощения здешних земель советским государством в качестве сельскохозяйственных. Но тогда мы ничего этого не знали и лишь удивлялись встреченным достопримечательностям или материальным свидетельствам былой бурной жизнедеятельности в этом районе. И вот в попытках найти максимально возможное количество материала, мне удалось более менее разобраться с историей замечательного района озовой системы озер Толвоярви.
Попасть в район на автомобиле можно тремя путями. От Райконкоски, от Вегаруса и со стороны финской границы от приграничного населенного пункта Вяртсиля. Последним маршрутом пользуются финны и некоторые туристы. У меня есть огромное желание проехать там, но путь пролегает в непосредственной близости к границе и могут быть проблемы – в нете есть отчеты, где люди пишут, что их развернули на полпути. От Райконкоски можно ехать смело, но дорога представляет прилично убитую грунтовку и при обильных осадках на дороге могут возникать большие лужи.
Дорога от Вегаруса врят ли проходима для недопривода, во всяком случае в сухое лето мы там штурмовали подобные лужи:
Район Толвоярви широко известен своими озовыми грядами и живописными ландшафтами. Уже в финский период это место привлекало туристов, но «настоящий» туризм стал развиваться в 20-е годы нашего столетия. Толвоярви привлекает карельской культурой, поэзией и природой.
Природа Толвоярви отличается исключительным разнообразием. Почти все болота, занимающие 27% территории, и водные системы, охватывающие 13%, сохранились в своем естественном состоянии. Крупные лесные массивы десятилетиями оставались нетронутыми, хотя те или иные лесохозяйственные мероприятия проводились практически во всех лесах.
Фотография, сделанная с воздуха в июле 1927 года. В середине фотографии место, где через несколько лет будет построена гостиница. Справа на фотографии озеро Толвоярви, слева Гирвасярви, а посередине Мюлюярви.
Первые свидетельства деятельности человека в районе Толвоярви относятся к 2700 г. до н. э. Здесь были обнаружены отдельные инструменты из камня и кости, принадлежавшие, как считается, охотникам-рыболовам. В период Средневековья появились первые постоянные поселения. Когда в 1323 году определилась первая официальная граница между Швецией и ранним Новгородским государством, район Толвоярви входил в новгородскую территорию. В ходе российско-шведских войн XVI века населённые пункты в приграничной зоне разрушались несколько раз. По столбовскому миру 1617 г. Карелия вошла в состав Королевства Шведское. Еще после ряда военных конфликтов и мирного соглашения, заключенного в Уусикаупунки, Карелия была разделена и Толвоярви сново стал частью российский территории. (Карельская экологическая газета, №2-4 2000 г.)
Другой источник дает более подробное описание исторических перипетий с регионом.
Первая известная граница между Швецией и Новгородом была установлена по Ореховецкому мирному договору в 1323 г., когда Новгород добровольно уступил Швеции три западных
погоста, а Швеция согласилась на присоединение к Новгороду основной части Карельского перешейка. Но земли бассейна р. Койтайоки тогда принадлежали Новгороду, как и по условиям
более позднего Тявзинского мирного договора 1595 г., заключенного после 25-летней войны.
Объединение русских земель и карело-новгородских владений в составе Русского централизованного государства произошло в конце XV в. Рассматриваемая территория административно входила в состав Водской пятины и в границы Иломанского погоста Корельского уезда. После шведской агрессии конца 16-го в. (1595 г.) в четырех крупнейших погостах Кирьяжском (Куркийоки), Сердобольском (Сортавальском), Иломанском (Иломанси) и Соломенском (Салми) в запустение пришло 3 тыс. дворов. Заселенных («живых») осталось лишь 322 двора. Часть населения погибла, часть ушли в Россию (Очерки истории Карелии, 1957). В 1617 г. Иломанский погост отошел к Швеции. Дальнейшие события носили не менее драматичный характер вплоть до 1661 г., что было связано с религиозными гонениями местного карельского населения. Поскольку на территории действовали в основном шведские законы и происходило насильственное обращение карелов в лютеранство, тысячи семей бежали в Россию (Saloheimo 1976, 1980; Кочкуркина, 1982; История Карелии в документах. 1987, 1991; Ютиккала,1995).
Относительное гражданское спокойствие здесь установилось лишь после Северной войны к середине XVIII в. и продолжалось до начала Второй мировой войны, когда в результате Зимней войны 1939 — 1940 по Московскому мирному договору от 13 марта 1940 г. Финляндия потеряла всю Карелию до границы петровских времен. Жители приграничных территорий были эвакуированы в Финляндию. С этого времени восточная излучина р. Койтайоки и часть ее бассейна входит в границы Суоярвского района Республики Карелия Российской Федерации. (Национальный парк «Койтайоки — Толвоярви » предложения по созданию, В. А. Коломыцев, под редакцией Й. Хогмандер, http://www.ticrk.ru/file.php/id/f30834/name/koita.pdf )
По литературным данным, в 1928 г. сельское население здесь насчитывало 274 человека, его численность к 1940 г. составила 414 чел. Вероятно, большая заслуга в этом принадлежала созданному здесь в 1919 г. Национальному Парку «Толвоярви». (The Biosphere Reserve concept. 1999)
Коммуна (волость) Корписелька и деревня Толвоярви были важными центрами народного сказительства. Здесь жили рунопевцы из династий Шемейка и Ворнанен.
Hilppa Vornanen
Семья Ворнанен жила в Толвоярви уже в 1631 году. Рассказывают, что три брата Ворнанен приехали из района Иломантси и поселились в деревне.
Petri-Shemeikka
Runosångare
Памятник рунопевцу Петри Шемейка в г. Сортавала в разные годы. Скульптор Алпо Сайло.
Памятник рунопевцам существовал и в районе Толвоярви, он находился на северной стороне Кивисилта моста, соединяющего озы между озёрами Толвоярви и Тайвалярви. Памятник был открыт 21 июля 1929 года. Надпись на нём восхваляла династии певцов и лесорубов Шемейка и Ворнанен. Она призывала путника остановиться, потому что того требуют духи лучших из его рода. Во время войны, 27 июля 1941 года, памятник видели лежащим на берегу озера, поблизости от того места, где он стоял, и с того дня о его судьбе ничего не известно. По некоторым известиям, при отступлении в 1944 году финны утопили монумент в озере.
Еще одной туристической и исторической достопримечательностью была православная часовня, расположенная берегу озера Толвоярви, но в настоящее время представить ее себе можно только по немногим фотографиям.
Могильный крест кладбища на Котисаари.
К этой фотографии была такая подпись: hautaristejä, etummaisessa katolla sielunlintu, taaempaan sidottu tuulipaikka. Дословный перевод следующий: Могилу кресты, передняя крыши птицы души, заднее сиденье привязан к ветру. Интересно, что имелось в виду?
В прошлые века в районе Толвоярви местным населением велась лесозаготовка. Заготовленные стволы транспортировались по рукотворным каналам, используя межозерное движение воды.
Отношение к лесу было уважительное, не в пример нынешнему положению дел в заповедной территории. В прошлом году мы наблюдали результат прошедшего сильного ветра – многовековые сосны валялись вповалку и никому дела до них не было, а это ведь в том числе и причина распространения насекомых-вредителей.
А вот сто лет назад генеральный директор лесного хозяйства Мауно Пеккала после подобного шторма осматривал результаты его разрушительного действия. И, уверен, упавшие стволы не гнили просто так, а были пущены в дело.
Удивительное дело – места, куда сейчас и доехать можно не сразу, столетие назад господин Пеккала посещал в костюме с галстуком. Да и его автомобиль ни как не вяжется с нынешним состоянием дорог.
И еще более удивительно, что в начале 20 века в район Толвоярви финнами уже было налажено регулярное автобусное сообщение! В 30-е гг. XX в. из Сортавала было регулярное сообщение во все близлежащие населенные пункты. В некоторые из них было по несколько рейсов в день. Из Сортавала выполнялись рейсы и в населенные пункты приграничной Карелии. Например, поездка на автобусе из Сортавала в Толвоярви длилась около пяти часов. Пять часов! Да мы от Райконкоски до Толвоярви тряслись не на много меньше, при том, что путь-то в три раза короче…
Как-то слабо во все это верилось мне, но с любезной помощью одного питерского путешественника удалось найти реальное доказательство этому факту. Нашлось расписание автобусного движения из Сортавала в Вяртсиля, в Кописелька, в Толвоярви, в Иломантси и еще черт знает куда!
Но что там автобусы! В расписании указаны номера телефонов во всех населенных пунктах, куда ходили автобусы. Стационарные телефоны в местах, в некоторые из которых сейчас и проехать-то нельзя! Стационарный телефон планировался и в толвоярвской гостинице (в расписании есть графа для отеля), но война помешала этим планам.
В конце лета 1938 г на озовой гряде, расположеннои между озерами Исо-Толвоярви и Хирвас, началось строительство гостиницы, которое завершилось следующим летом. В комплекс входили многочисленные надворные постройки. Гостиница была выполнена в старокарельском стиле. В подвале находились отопительная и водопроводная системы. Нижний этаж занимали столовая, кухня и комнаты персонала. Для гостей предназначались два верхних этажа. Проработала гостиница всего один месяц, вплоть да начала советско-финской войны. А дальше, вплоть до 1944 года здание служило главным образом госпиталями и военными штабами для противоборствующих сторон (бывал здесь даже маршал Маннергейм).
Следующие фотографии позволяют представить, как выглядела гостиница в 30-х годах.
Ну а в настоящее время остатки гостиницы выглядят удручающе…
Так называемая Северная война между Советским Союзом и Финляндией затронула район Толвоярви весьма серьезно. Здесь развернулось одно из сражений той войны.
Под Толвоярви, советские войска потерпели тяжелое поражение. Наступавшая там 139-я стрелковая дивизия за неделю боев вышла к системе укреплений по озерам Ала-Толвоярви и Юля-Толвоярви с большими потерями, ее личный состав был крайне измотан. Когда финны стали охватывать дивизию с флангов, началось ее паническое отступление. К 21 декабря дивизия была разбита; финны захватили 60 танков и 30 орудий. Во встречных боях потерпела поражение и шедшая на помощь 139-й стрелковой 75-я стрелковая дивизия. Эту победу финны одержали немногочисленными силами, благодаря их разумному использованию в сложных зимних условиях. ( http://www.winterwar.ru/page9.htm )
Еще одна интересная история, которая часто цитируется в интернете, касается затопленных на дне Толвоярви советских танков, которые, якобы провалились под лед. Вот как это описано на сайте geocaching.su, на странице соответствующего тайника.
Та самая красивая дорога меж озер по рукотворной дамбе, которую так любят снимать посещающие Толвоярви фотографы, в декабре 1939-го стала ловушкой для советского танкового отряда. Двое финских саперов взорвали мост и не давали огнем из винтовок выйти из танков запертым на дамбе экипажам. Ночью, бросив часть машин финнам в трофеи, танкисты пешком ушли к своим, но якобы несколько легких танков пытались прорваться по толстому льду озера. Машины эти пропали безвестно, и как знать, не лежат ли на дне Толвоярви реликвии техники, ставшие могилами для своих экипажей? ( http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8058 )
Кладбище 163-й пехотной дивизии вермахта в Толваярви, Суоярвский район, республика Карелия.
На кладбище похоронено около 1800 человек, в последние могилы хоронили уже по два и по три.
За месяц боев в августе 1941 года дивизия потеряла боеспособность.
( http://pics.livejournal.com/karhu1977/pic/0007wz0d/ )
В 1944 году этот же рубеж штурмовали теперь уже советские войска в рамках Свирско-Петрозаводской операции 1944 года (21 июня–9 августа 1944 г.).
Вот как вспоминает те бои Кононов А.И., бывший начальник штаба батальона 1072 стрелкового полка 313 стрелковой дивизии.
Особенно ожесточенное сопротивление враг оказал на рубеже высот в районе Ханковаара – восточный берег озера Толванд. Здесь проходила тыловая полоса обороны противника. Окопы полного профиля, доты, дзоты, железобетонные колпаки, минированные лесные завалы, минные поля. Обороняли этот рубеж свежие силы: офицеры, егеря, разведчики и штрафники.
Первым начал прорыв обороны 1070 полк. После артиллериской и авиационной подготовки первыми на высоту ворвались бойцы 2-й стрелковой роты капитана Сиахеева и 9-й роты капитана Соколова.
Героический подвиг совершил в этом бою лейтенант Идрисов Нух Идрисович – командир стрелкового взвода. Когда роте помешал пулемет, и рота залегла, он бросился к дзоту и своим телом закрыл его амбразуру. Рота мгновенно поднялась в атаку и штурмом овладела высотой.
…Выполняя приказ командования, части дивизии перешли к обороне на южном берегу реки Толвойоки.
(Слава тебе Карельский фронт. Воспоминания ветеранов. 2000 г.)
Памятную стелу и обелиск, посвященную этому подвигу, мы видели в 2009 году.
Обелиск Тикиляйнену, недалеко от Ристисалми.
После завершения Великой Отечественной войны в район вернулись люди, но это не было желанием людей, а как и все в то время, выполнялось по решению партии. В районе были организованы два колхоза. Тот период довольно подробно описан в труде под названием НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО КОЛХОЗОВ СУОЯРВСКОГО РАЙОНА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(на примере Корписельгского сельского совета), автор Потакин С.Б.
Деревни Толвоярви и Коккари стали заселяться в 1945 году после организации здесь двух колхозов: имени Кагановича (д. Толвоярви) и “Дружба” (д. Коккари). В конце 1950 года произошло их объединение под названием «Красный пограничник». Колхоз «Красный пограничник» как самостоятельное сельскохозяйственное предприятие просуществовал до 1955 года. Летом 1955 года он слился с колхозом имени Калинина Леппяниемского сельского совета. Согласно решению Исполкома Суоярвского районного совета от 1 августа 1955 года, часть земельных угодьев колхоза “Красный пограничник” общей площадью 192,7 гектара была передана под подсобное хозяйство Суоярвского леспромхоза, остальные угодья (3281,19 га) были перечислены в гослесфонд.
На 1 января 1946 года в колхозе имени Кагановича насчитывалось 37 человек (11 хозяйств), из которых трудоспособных было 20; в колхозе “Дружба” — 46 человек (24 хозяйства), трудоспособных — 25. По национальному составу в колхозе «Дружба» (д. Коккари) в основном были татары, в колхозе имени Кагановича (д. Толвоярви) – русские и украинцы.
Возможно по халатности, а возможно из-за нехватки рабочей силы, сельскохозяйственные работы выполнялись некачественно. Так например, в докладах, об итогах хозяйственного года за 1947 год отмечалось, что в колхозах “Дружба” и “Имени Кагановича “вносимые удобрения использовались далеко не полностью, часть навоза осталась просто в кучах, не заделанным в почву” (НА РК Ф.1923. Оп.1. Д.4/55. Л.8), а колхоз имени Кагановича “посев овса произвел по совершенно нераспаханной целине, все зерно осталось на поверхности (там же, л.82).
В колхозах “Дружба” и имени Кагановича в основном содержали крупный рогатый скот. С образованием колхоза «Красный пограничник» структура стада значительно изменилась: появились овцы и свиньи, а также куры.
Надои молока были очень низки. Так, например, в 1953 году планировалось получить на одну фуражную корову 1500 литров молока, однако удои составили 940 литров. Яйценосность кур, по сведениям на 1951 год, составила 58,6 штук в год.
Заготовку сена вели в различных урочищах, некоторые из них находились в 20-40 км от поселений. Большая часть сенокосов была завалунена. Пойменные сенокосы из-за разрушения мелиоративной сети и интенсивного зарастания кустарником не были удобны для заготовки кормов. С одного гектара скашивали от 6 до 10 центнеров. Наряду с сеном велась также заготовка силоса. В некоторые годы (например, 1947 году) заготовленного сена не хватало на стойловый период.
Приведенные статистические и другие данные свидетельствуют о нерентабельности колхозного хозяйства в исследуемом районе по природным и социально-экономическим причинам. Факторами, затрудняющими сельскохозяйственную деятельность, являлись мелкоконтурность угодий и их значительная удаленность от центральной усадьбы, малое плодородие почв, отсутствие техники и др.. Немаловажным являлось то, что переселенцы из центральных, часто степных и лесостепных областей СССР не умели вести сельскохозяйственную деятельность в условиях таежной зоны, не имели навыков поддержания осушительной сети, проведения других мелиоративных мероприятий. Без сомнения, на низкой производительности сельского хозяйства послевоенных лет сказывалась демографическая ситуация.
Еще один источник сообщает следующую информацию по демографической ситуации в районе в послевоенное время.
В 1946 г. в Толвоярви проживало всего 37 человек. С началом активных лесозаготовок в 1955 г. численность населения вновь стала возрастать и к 1966 г. достигла 200 человек. По мере истощения лесосечного фонда и передачи права на заготовку древесины Министерству обороны к концу 80-х гг. число обитателей здесь стало резко сокращаться, и к середине 90-х гг. XX в. в результате возникших экономических трудностей по поддержанию инфраструктуры поселка его жители переехали в другие населенные пункты. (Национальный парк «Койтайоки — Толвоярви » предложения по созданию, В. А. Коломыцев, под редакцией Й. Хогмандер, http://www.ticrk.ru/file.php/id/f30834/name/koita.pdf )
Кроме непосредственно лесозаготовления, в районе Толвоярви была распространена так называемая подсочка, проводившаяся в 80-е годах на ещё активно растущих деревьях.
Использовались два типа подсочки: без использования химикатов и с применением серной кислоты (Н2SO4). В районе Толвоярви использовались оба метода. Современное состояние лесов, где подсочка проводилась без использования химикатов, неплохое, они не повреждены насекомыми или грибами. Уже давно известно, что химический метод вреден для деревьев, ибо он ослабляет их. В результате химобработки прирост уменьшается и деревья не выдерживают сильных ветров.
В Толворяви мы видели целые рощи сосен с подобными надрезами, но я и подумать не мог, что это делалось сравнительно недавно. Почему-то всегда думал, что это дела давно минувших дней.
В настоящее время на территории района Толвоярви можно видеть необычные для российской территории указатели и информационные таблички. Также, очень удивляют оборудованные площадки для туристов с кострищами, срубами, туалетами и пр. Все это появилось в начале 2000-х годов благодаря совместному российско-финскому проекту по созданию национального парка «Койтайоки — Толвоярви».
Поддержка развития НП «Койтайоки — Толвоярви» была одной из задач, поставленной перед проектом TACIS «Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия» ENVRUS 9704, который осуществлялся с 1999 по 2001 г. В ходе реализации проекта администрацией Суоярвского района было создано муниципальное предприятие «Толвоярви». Основной задачей этой структуры является развитие и поддержание на должном уровне инфраструктуры парка, оказания услуг и развития туризма до момента официального учреждения национального парка. Муниципальное предприятие также являлось получателем технической поддержки на местном уровне в виде участия в программах обучения и получения оборудования, необходимого для обеспечения руководства парком. Вся эта помощь шла по линии проекта TACIS. (полный текст: http://www.ticrk.ru/file.php/id/f30834/name/koita.pdf )
Прочитав полный текст по последней ссылке, можно представить себе размах при планировании создания Национального парка. Не знаю, что у них там не заладилось, но сейчас складывается ощущение, что дальше проекта и нескольких избушек дело не пошло. В настоящее время стоянки вроде бы в не плохом состоянии, хотя, думаю это определено качесвтом их постройки, а не нынешним поддержанием их в нормальном состоянии. Но хотя бы мусор могли бы вывозить? Зато свежие щиты на деревьях гвоздями приколочены – Не мусорите в лесу. На одной стоянке мы видели целый холодильник! Кому в голову пришло тащить за 60 км эту бандуру?! Зачем?
Ну а в начале 2000-х полные инициативы финские и российские добровольцы, при финансовой поддерже Евросоюза, дружно взялись за дело.
Инженер-строитель Юха Тервонен (справа) и ведущий специалист ГКСТ РК Владимир Громов обсуждают детали проекта строительства туристических объектов.
(Наше фото 2009 г.)
Схемы построенных сооружений.
В 2009 году мы впервые увидели необычные указатели, тогда мы ничего не знали об истории этого места, и они произвели на нас сильное впечатление.
Только сейчас заметил – на последнем фото табличка закрывает другую, видимо обветшавшую. Стало быть, присматривают, обновляют.
Ну и напоследок исторические финские фотографии, позволяющие лучше узнать и представить жизнь, которая кипела в этом удивительном краю сто лет тому назад.
Ристисалми
Схема, показывающая расположение кладбищ, отеля и памятника рунопевцам.