Политех машина на солнечных батареях

Как построить солнцемобиль и познакомиться с Президентом России – рецепт успеха команды “Polytech Solar Team”

Весной 2016 года команда студентов и аспирантов Политеха начала работу над футуристичным проектом, аналогов которому в России нет. Сегодня он уже имеет всероссийскую известность и поддержку Правительства РФ, а ведущие СМИ с удовольствием освещают этапы его реализации. Речь идет о первом российском солнцемобиле “SOL”, который создает команда Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого “Polytech Solar Team”.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Вижу цель – иду к ней

Спустя полтора года взлетов и падений, кропотливого труда и жесткого графика, команда политехников из Молодежного конструкторско-технологического бюро на финишной прямой. Сегодня практически готов кузов солнцемобиля, проводятся тесты всех основных элементов электроники и электрики, механической части. Впереди сборка автомобиля и испытания уже в реальных условиях.

Над солнцемобилем трудятся 20 талантливых студентов и аспирантов Политеха, и у каждого своя зона ответственности: кто-то отвечает за настройку контроллера, кто-то за экстерьер кабины пилота, а кто-то за правильную раскладку солнечных панелей на крышке автомобиля. «Работа всех участников команды чрезвычайно важна, каждый из нас как компонент солнцемобиля. И если хоть одна деталь не будет работать – автомобиль не поедет», – рассказывает руководитель проекта “Polytech Solar”, директор Молодежного конструкторско-технологического бюро СПбПУ Е.А. ЗАХЛЕБАЕВ.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Понимание этого не дает команде расслабиться и создание солнцемобиля не прерывается ни в выходные, ни в праздники, иногда даже лишая ребят сна. Для своевременного выполнения задач и успешного взаимодействия друг с другом инженеры придерживаются графика и сроков, грамотно организуют работу на производственной площадке. И пока одни следят за процессом запекания деталей кузова автомобиля в термошкафу, другие в это же время тестируют программное обеспечение. Но самую трудоемкую часть работы – создание корпуса, политехники выполняют общими силами. Насыщенный трудовой день начинается утром и продолжается до позднего вечера. Иногда участники команды могут проработать и всю ночь, но ни один из них не жалеет об этом, ведь они знают, что все окупится в тот момент, когда автомобиль поедет.

Поедем на солнечной энергии

Практически все компоненты солнцемобиля проектировались и конструировались студентами самостоятельно. Например, был проделан большой объем работ, посвященных созданию формы и внешнего вида автомобиля, над которыми трудились дизайнер и целая команда аэродинамиков. Было необходимо добиться меньшего сопротивления воздуха, придать машине обтекаемость. Форма переделывалась несколько раз, прежде чем был создан оптимальный вариант, не только отвечающий всем техническим требованиям, но и позволяющий сделать машину стильной и красивой. Кузов автомобиля будет выкрашен в белый цвет, чтобы смягчить условия для пилота, которому предстоит долгое время ехать под палящим солнцем. Сам корпус выполнен из углепластика – композитного материала, который применяется в авиационной и военной промышленности. Углепластик прочный и легкий – общий вес солнцемобиля не превышает 200 кг. Работает автомобиль на энергии, которую получает от солнца – на крышке машины будет установлено 4 кв.м. солнечных панелей. При этом он сможет разогнаться до 150 км/ч.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Команда Политеха, разрабатывающая солнцемобиль, является постоянным участником деловых мероприятий, и 8-я Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ-2017», которая проходила в Екатеринбурге с 10 по 13 июля, не стала исключением. На форуме проект был представлен сразу на трех стендах: Политехнического университета, Национальной технической инициативы Агентства стратегических инициатив и в рамках молодежного фестиваля «От винта» на стенде Минпромторга России.

На стойке университета были представлены детали автомобиля, спроектированные и созданные участниками команды. Заявление о легкости и прочности компонентов, выполненных из углепластика, ректор СПбПУ, академик РАН А.И. РУДСКОЙ проверил лично и результатом остался доволен. «Я горд, что именно студенты Политеха первыми в России внедряют передовые технологии, в том числе и альтернативной энергетики, в сферу автомобилестроения. Несомненно, за этим будущее», – прокомментировал Андрей Иванович.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

10 июля, в первый день работы выставки «ИННОПРОМ-2017», Е.А. ЗАХЛЕБАЕВ презентовал проект Президенту России В.В. ПУТИНУ. В ходе разговора Евгений рассказал Владимиру Владимировичу о проекте, ответил на интересующие его вопросы и пригласил на торжественную презентацию солнцемобиля “SOL”.

Также руководитель проекта “Polytech Solar” встретился с главой Минпромторга России Д.В. МАНТУРОВЫМ, который ранее лично поспособствовал сотрудничеству ведомства и команды в части информационной поддержки.

В планах “Polytech Solar Team” в ближайшее время завершить все работы над автомобилем, провести необходимые испытания, а дальше – участвовать в международных соревнованиях солнцемобилей, защищать честь России и Политехнического университета.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Солнцемобиль Политеха – отличный пример успешной командной работы студентов. Возможно, именно он сможет подтолкнуть политехников реализовать свои самые смелые идеи в области науки, технологий и инноваций. Всегда нужно помнить, что нет ничего невозможного, ведь строится же первый отечественный солнцемобиль в самом несолнечном городе России…

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Алёна КАНИНА

Источник

Петербургские студенты сделали первый в России автомобиль на солнечной энергии и собираются на гонки в Небраску. История проекта Polytech Solar

В конце 2015 года выпускник Политехнического университета Евгений Захлебаев решил собрать солнцемобиль. Через год об идее доложили Путину, а через два аспирант показал президенту образец автомобиля, работающего на солнечной энергии. В июле соларкар должен отправиться на свою первую гонку.

Евгений и его команда рассказали «Бумаге», через что за три года прошли инженеры, зачем вообще солнцемобиль в Петербурге и какое будущее ждет проект.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Кто делает первый российский соларкар

В пристройке Гидрокорпуса на Политехнической улице всё время стоит шум: в ангаре дни напролет работает автоклав — вакуумная печь. Перевозить печь дорого, а убирать нельзя — на ней Политех выполняет коммерческие заказы.

Двухэтажную пристройку с печью делит команда инженеров, которые занимаются созданием соларкара — автомобиля на солнечной энергии.

В 2015 году выпускник Института энергетики и транспортных систем Политехнического университета Евгений Захлебаев собирался на международные соревнования инженеров-автомобилестроителей — Formula SAE. В отличие от многих одногруппников, он надеялся, что ему все-таки удастся работать по специальности — инженером. Как говорит Евгений, первый студенческий соларкар появился в Петербурге благодаря амбициям и интересу к электротранспорту.

Первая модель появилась к лету 2016 года, а полноразмерный прототип — к началу 2017-го.

— Мы думали, что делать дальше, — рассказывает Евгений Захлебаев. — Я вспомнил, что есть международные студенческие гонки на соларкарах — American Solar Challenge, World Solar Challenge. В них участвуют крутые вузы вроде Стэнфорда, университета Мичигана, Беркли, MIT. Так появилась команда Polytech Solar и наш солнцемобиль «Сол». Людей в команду мы набирали, грубо говоря, по объявлению. Проводили PR-кампанию внутри университета, организовывали тестирование и отбирали самых лучших. Параллельно общались с кафедрами и хантили оттуда людей с прикладными знаниями.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Пока в ангаре на Политехнической идет работа, за происходящим наблюдает собака инженера-конструктора Артема Лебедева. Австралийскую овчарку Джерри даже катали в соларкаре.

— Если Белка и Стрелка слетали в космос, то Джерри была первой пилотессой нашей машины. С тех пор она наш талисман, — рассказывает другой участник команды, главный электрик Иван Касаткин.

Иван планировал работать в атомной энергетике. Сейчас он допоздна занят в Гидрокорпусе и о том, что будет после выпуска, пока не задумывается.

На протяжении двух лет работы над «Солом» команда постоянно менялась. Кто-то приходил на время, чтобы собрать материал для курсовой работы, а кто-то — реализовать инженерные амбиции.

Инженер-аэродинамик Илья Колесник пришел в проект набраться опыта. Его смущало, что на большом предприятии или даже в маленькой компании выпускников редко воспринимали всерьез. Сейчас Илья ездит в Политех после основной работы.

— Я хотел не просто что-то посчитать и показать цветную картинку для учебы, а воплотить эту модель в реальность. У нас не было «начальника» или научного руководителя, которому что-то не нравилось, и он мог бы нам сказать «отстой, переделать». Решения принимали мы, и они были осознанными, обдуманными и ответственными, — говорит он.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Будущий главный инженер проекта Евгений Котов пришел в команду летом 2016 года. Тогда он ждал, примут ли его на работу в Siemens, а проектом заинтересовался, как он сам говорит, от нечего делать.

— Я быстро понял, что в руки мне попал инструмент, в котором можно тест-драйвить свои хотелки. Я здорово прокачался в управленческих навыках, стратегическом и краткосрочном планировании. Еще научился преодолевать барьер между производством и проектированием, — рассказывает Евгений.

Сейчас в его обязанности входит координация работы электриков и механиков.

— Один из стимулов работы — радость для родных. Меня раз десять по телевизору показали, мама и бабушка теперь об этом всем рассказывают. Я и представить не мог, что буду раздавать интервью. Это, конечно, не самоцель, зато я могу взять газетку в руки и отнести маме, — добавляет Лебедев.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

По его словам, постоянно над проектом работают около 20 человек.

— Люди приходили и уходили по естественному отбору. Лидерами стали те, кто больше всех вложили себя в работу. Есть те, кто получает здесь зарплату, те, кто совмещает с работой, есть студенты, которые пишут курсовики и дипломы, — рассказывает Котов.

Как проходят мировые гонки и как на них попасть

В гонках на соларкарах участвуют вузы со всего мира. Каждый год студенческие ралли проводят в самых солнечных местах планеты: в Австралии, США, Бразилии и ЮАР. В 1996 году про гонки даже вышел фильм «В погоне за солнцем» с Холли Берри и Джеймсом Белуши, в основе сюжета — реальные события.

В комедии речь идет о главном солнечном ралли мира — World Solar Challenge, которое проводится каждые два года c 1987 года. В 2017 году на эту гонку в Австралию собралась и команда из Политеха, но тогда не хватило времени на подготовку и денег на поездку.

— Создание «Сола» — это череда радостей и обломов: мы ведь уже два раза должны были ездить на соларкаре. На австралийские соревнования так и не попали, в Сочи поехать на нем не смогли. Надо сделать всё, чтобы выступить в Америке этим летом, — говорит Евгений Котов.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Технические требования к машинам меняются от соревнований к соревнованиям. Это условие необходимо, чтобы студенты не привозили каждый год одну и ту же модель. Между гонками машины разбирают и собирают заново в соответствии с обновленным регламентом. Например, в этом году в требованиях American Solar Challenge прописано наличие пространственной рамы для большей безопасности. Это усложняет задачу участникам: с рамой автомобиль становится тяжелее и ему сложнее разогнаться.

Поездка в США обойдется политехникам примерно в 100 тысяч долларов. Из них только 40 тысяч уйдут на то, чтобы доставить «Сол» в Небраску на самолете. Суммарный взнос за участие в соревнованиях — 7,5 тысяч долларов. Еда, проживание десяти участников и аренда сопроводительных машин в них не входят. А понадобится еще много всего: дом на колесах, пикап, прицеп или грузовик на случай поломки «Сола». Команда должна преодолеть 2800 км пути из Небраски в Орегон. Гоночный день — восемь часов, и по требованиям организаторов, у команды должно быть минимум два пилота.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Вопреки ожиданиям, траты на соревнования не возмещаются призами. Всё, что получает команда-победитель, — международное признание. Правда, от своего дебюта Polytech Solar многого не ждут. По словам главного электрика Ивана Касаткина, пока что все силы брошены на то, чтобы отобраться в основной этап и благополучно доехать до финиша.

— После США начнем делать машину под австралийские соревнования. Возможно, это будет другой класс — не одноместный солнцемобиль, а четырехместный. Если у меня хватит сил и желания, — говорит Захлебаев.

Во сколько обойдется создание соларкара и содержание команды

Гонки — не единственная статья расходов команды, которая занимается разработкой соларкара. Крупных вложений требуют композитные материалы, шины, сложная электрика, солнечные батареи, сборка и разборка с нуля и содержание инженеров.

— В Европе студенческие команды поддерживает бизнес, — объясняет Артем Лебедев. — Так компании растят себе сотрудников. Будущие работодатели видят, что на них можно положиться и получить результат, несмотря ни на что. Просто учеба не особо эффективна, что-то начинаешь уметь только в процессе практики.

За время участия в проекте Артем нашел основную работу. Его заметили во время сборки отдельных деталей корпуса на заводе механических конструкций. Теперь после работы он ездит на «Политехническую», чтобы остаток дня провести с соларкаром. После Америки Артем планирует все-таки уйти из команды, но обещает найти себе замену.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Иностранные соларкары сверху донизу облеплены спонсорской символикой. Участника гонок с почти тридцатилетним стажем, команду Мичиганского университета и их «Новум», спонсируют General Motors, Ford, Eaton, Bosch и еще с десяток компаний.

— На фоне иностранных вузов мы просто нищеброды. Мы сделали солнцемобиль за 15 миллионов рублей! (9 миллионов рублей стоил автомобиль, 6 миллионов cтоят соревнования в США, включая все расходы— прим. «Бумаги»). Услышав эту цифру, многие округляют глаза. Для сравнения: бюджеты нормальных команд доходят до 2 миллионов долларов, включая поездки, — говорит Захлебаев.

С 2016 года Политех выделил на разработку «Сола» шесть миллионов рублей. Еще 9 миллионов за последние полтора года вложили спонсоры. Первой компанией, которая поддержала команду, стал производитель смазочных материалов Motul, затем завод автомобилей Sollers. В 2018 году главным спонсором Polytech Solar стала Kaspersky Lab, спонсирующая «Феррари» в «Формуле-1». Связями и информационной поддержкой Захлебаеву помогает Министерство промышленности и торговли, Ростех и Агентство стратегических инициатив.

— Соларкар для России — вещь нетривиальная, диковинка, в отличие от стран Запада. Для университета это престижно. Он хочет быть на международной арене как уважаемый вуз, а в уважающих себя универах есть, как мы уже знаем, проекты с болидами, — говорит Захлебаев. — Мы хотим собрать не менее 500 тысяч долларов на полтора года. Это нормальная сумма, чтобы полностью сделать новую во всех смыслах машину по новому регламенту. Мы сможем не отвлекаться на мелочи и полностью сосредоточиться на работе.

Какие проблемы приходится решать

Когда в 2016 году «Сол» только появился в СМИ, о нем писали, что проект Политеха — это на 80 % импортозамещение. Сейчас этот не совсем так: если считать хитро — от массы автомобиля, — то получается 70 % соларкара действительно отечественного производства. На деле же в России изготовлено только 30 % комплектующих: рама, детали подвески, программное обеспечение, мелкие подконтроллеры для двигателя, панелей и аккумулятора.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Амортизаторы и солнечные батареи для «Сола» сделаны в США, рулевая рейка — в Италии, тормозная система почти полностью британская, двигатель словенский, аккумулятор из Китая.

Как объясняют инженеры, работу со спонсорами осложняет бюрократия. Но есть и технические проблемы: например, российская силовая электроника для кастомного проекта не подходит.

— Мы работаем в проектных реалиях, — говорит Захлебаев. — Даже когда есть деньги, не так-то просто достать нужные материалы и комплектующие. Конечно, хочется сделать акцент на отечественных, но если их просто нет, выбирать не приходится. Сами могли бы что-то сделать, но это уже совсем другая история и другие деньги. Нужно понимать, что у нас не очень стандартная задача — мы не можем прикрепить колеса от «девятки», руль от «Приоры» и поехать.

Самое сложное с инженерной точки зрения — это меняющиеся регламенты соревнований. Когда Политех готовил машину к несостоявшемуся участию в австралийских гонках, у нее была легкая конструкция. К американским ралли в машину пришлось установить пространственную раму — каркас безопасности. «Сол» стал тяжелей, но по требованиям гонки, он должен ускориться не менее чем до 105 км/час.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

— Пока тестировали на 60. Времени осталось немного, но мы справимся — и не такое бывало, — добавляет Захлебаев.

В конструкции «Сола» используют американские солнечные батареи из кремния Sun Power. С российскими моделями не получилось: свободно заказать этот продукт у наших производителей нельзя.

— Почему — я не знаю, — говорит Евгений. — Но по американскому регламенту, они должны быть в свободной продаже.

Пока инженерам приходится самостоятельно изготавливать корпус и колесные диски. Чтобы полностью сосредоточиться на инженерных задачах, команда должна передать исполнение профессионалам, но для этого нужны деньги.

Поэтому фандрайзинг — основной пункт в планах Polytech Solar.

— Почему я до сих пор в проекте? Скажу просто: это мое детище и его хочется довести до логического конца, — говорит Захлебаев. — Над «Солом» всё время язвят: ха-ха, питерский солнцемобиль, как же он будет ездить по нашим дорогам и так далее. К критике я отношусь спокойно. Разве что объясняю каждый раз: нет, это не автомобиль будущего, не прототип для массового рынка и уж тем более не конкурент Tesla. «Сол» предназначен для университетских соревнований.

Источник

Студенты из Политеха строят первый в России автомобиль на солнечных батареях

Один из самых пасмурных городов в России — Петербург — в следующем году сможет стать родиной первого в нашей стране солнцемобиля

Его созданием занимается группа студентов из Политехнического университета. На одной солнечной энергии изобретатели уже летом 2017 года планируют доехать до Сочи, а осенью поучаствовать в 3000-километровом ралли солнцемобилей в Австралии. Создатели «машины будущего» рассказали «МК» в Питере», что даже в нашем городе можно будет ездить за счет энергии солнца.

Политех машина на солнечных батареях. Смотреть фото Политех машина на солнечных батареях. Смотреть картинку Политех машина на солнечных батареях. Картинка про Политех машина на солнечных батареях. Фото Политех машина на солнечных батареях

Кузов как у космической ракеты

Идея создать солнцемобиль пришла в голову аспиранту Политеха Евгению Захлебаеву пару лет назад. Он учился на энергомашиностроительном факультете, полученные знания хотелось попробовать применить на практике.

— Началось все с того, что мы с другими студентами с нуля создали гоночный автомобиль для участия в студенческих соревнованиях, — рассказал Евгений Захлебаев. — У нас все получилось, поэтому решили замахнуться на еще более амбициозный проект — спроектировать и построить машину на солнечных панелях, ведь источники альтернативной энергии сейчас развиваются во всем мире. Мы собрали команду из студентов и аспирантов с разных факультетов Политеха — электромехаников, специалистов по аэродинамике, по прочности материалов, физиков и экономистов. Всего нас чуть больше 20 человек, причем каждого выбирали очень придирчиво. Сейчас молодежь немного аморфна и малоинициативна, а нам нужны хорошие специалисты, способные взять на себя ответственность. Для реализации высокотехнологичных инженерных проектов у нас в университете было создано Молодежное конструкторско-технологическое бюро.

Спроектировать автомобиль за полтора года с нуля при ограниченном бюджете (все работы и материалы пока оплачивает сам вуз) — задача почти невыполнимая. Машина должна быть максимально легкая, но прочная, кузов (его называют монококом) — из углепластика и специальных армидных сот — такие материалы в России до этого использовали только в космической отрасли. Чтобы понизить сопротивление воздуха, гондолы нужно сделать максимально узкими, при этом сохранив геометрию подвески. Чтобы максимально уменьшить трение о поверхность, колеса тоже будут уже, чем на обычных автомобилях. Одна из самых дорогих деталей солнцемобиля — электродвигатель. Посоветоваться студентам особо не с кем — в большинстве разработок они являются новаторами. Даже профессора Политеха на их вопросы иногда разводят руками и советуют «узнать, как это делают за границей».

— Мы одними из первых в России пытаемся разработать автомобиль на солнечных батареях, поэтому знания приходится собирать по крупицам, наш ведущий инженер созванивается с кем только может, читает специальную литературу, но данных все равно не хватает, — объясняет Евгений Захлебаев. — А наши конкуренты — студенты из других стран, конструирующие свои автомобили, держат все свои ноу-хау в секрете.

Жарко, душно, мало места

Пока что будущий солнцемобиль можно увидеть только на экране компьютера — в виде виртуальной модели. Чтобы начать собственно строительство, нужно дождаться солнечных панелей, которые должны прийти из Германии.

— Изначально у нас была идея создать российский солнцемобиль, состоящий на 80 процентов из отечественных высокотехнологичных материалов, — продолжает Евгений Захлебаев. — Но оказалось, что это нереально. Наши российские солнечные панели имеют всего 18 процентов КПД, в то время как немецкие — 24 процента, и весят намного меньше, а при гонке это имеет решающее значение. Аккумулятор тоже покупаем за рубежом. Это добавляет проблем, потому что каждая деталь должна пройти таможню, что занимает очень много времени, а у нас жесткий график — к весне солнцемобиль уже должен быть готов. К счастью, руководство вуза нас поддерживает, хотя есть и скептики, которые уверены, что дальше макета мы не уйдем. Когда мы строили гоночный болид, нам говорили то же самое, но мы справились.

Тестировать солнцемобиль планируют летом 2017 года — пробегом из Петербурга в Сочи. По ходу дела будут исправлять какие-то недоработки.

— Конечно, даже летом в Питере не так много солнца, как в Австралии, но, надеюсь, с погодой повезет, и мы сможем на солнечной энергии доехать до Сочи. А там уже с солнцем будет получше, — говорит Самвел Аветисян, главный инженер проекта. — Если энергии не хватит, всегда есть возможность подзарядить автомобиль от розетки. Хотя во время австралийского ралли это будет запрещено.

Водителями-пилотами станут сами студенты — те из них, кто хорошо умеет водить машину и весит не более 80 кг.

— По регламенту австралийского ралли пилот должен весить не менее 80 килограммов, если он весит меньше, то его вес «докидывают» специальными грузами, чтобы все были в равных условиях, — рассказывает Евгений Захлебаев. — Ну а более «толстые» создают лишний вес автомобилю, поэтому лучше найти субтильного водителя. В нашей команде таких несколько.

После возвращения из Сочи солнцемобиль отправят на корабле в Австралию, где осенью 2017 года ему предстоит пройти три тысячи километров через весь континент. Для солнцемобиля в Австралии, где в это время будет весна, условия идеальные — много энергии от солнца, сухо, хорошие дороги. А вот водителям этой чудо-машины придется нелегко.

— В солнцемобиле нет ничего лишнего, — объясняет Самвел Аветисян. — Там очень небольшое пространство для водителя, ведь мы экономим каждый сантиметр площади. Вытянуть ноги не получится. Окна не открываются, кондиционера нет, внутри жарко и душно. Поэтому водители могут меняться каждые два часа, всего в день разрешено рулить четверым.

Главное — не улететь в кювет

Рядом с каждым солнцемобилем будет ехать обязательный автомобиль сопровождения, с которым пилот будет общаться по радиосвязи. Именно «сопровождающие лица» занимаются стратегией гонки, от которой зависит успех.

— Мы будем постоянно мониторить прогноз погоды, — говорит Евгений Захлебаев. — Например, видим, что через 30 километров обещают зону облачности. А поскольку средняя скорость солнцемобиля — 100–110 километров в час, нужно будет снизить скорость на солнечном участке, чтобы батарея успела подзарядиться. Потом, попав в облако, необходимо развить максимальную скорость до 120 километров и «проскочить» эту зону как можно быстрее.

Всего в World Solar Challenge 2017 участвуют более 20 студенческих команд со всего мира. Но по опыту прошлых лет (состязания проходят с 1987-го) до финиша доходят обычно около десяти: у одних посреди ралли кончается запас энергии, у других что-то ломается. Иногда пилот солнцемобиля не справляется с управлением и вылетает с трассы.

— Это происходит оттого, что все стараются сделать свои авто максимально легкими, чтобы развивали большую скорость, — говорит Евгений. — Во время гонки машины едут по обычным автотрассам, иногда воздушного потока от встречной фуры достаточно, чтобы «снести» болид в кювет.

Программа-минимум у команды Политеха — финишировать, программа-максимум — войти в тройку лидеров. Хотя конкуренция очень высока — из года в год в австралийском ралли побеждают студенты из Голландии и США.

— Голландцы участвуют уже лет 15, у них большой опыт, а каждая следующая команда пользуется наработками предшественников и учитывает их недостатки, — считает Евгений Захлебаев. — А мы будем первой российской командой за всю историю ралли!

МК-прогноз

Солнцемобиль скоро появится в каждой семье

Сейчас солнцемобиль — диковинка, но ученые в Политехе считают, что в ближайшем будущем авто на солнечной и электроэнергии станут обычной практикой для горожан, в том числе и для петербуржцев.

— Об этом говорят сразу несколько факторов, — объясняет Самвел Аветисян. — За последние 30 лет цена на солнечные батареи снизилась в 135 раз и продолжает падать, а их эффективность с каждым годом растет. Идет развитие аккумуляторных технологий — аккумуляторы могут накапливать все больше энергии, а весят все меньше. При этом растет стоимость добычи одного барреля нефти. В 1970 году добыча барреля стоила 14 центов, сейчас уже 3–4 доллара. Сравнивая эти цифры, становится понятно, что скоро солнцемобили станут намного удобнее и дешевле для городского использования, чем бензиновые машины. И в Петербурге тоже, ведь солнечные батареи заряжаются и в пасмурную погоду, только медленнее. Подсчеты примерно такие: если за неделю средний горожанин проезжает около 500 километров, то летом 350 из них петербуржец сможет «бесплатно» взять от солнца, а оставшиеся 150 — зарядить от розетки. Зимой же солнце позволит проехать всего 50 километров.

В ближайшем будущем подзарядить свой автомобиль электричеством можно будет на каждой заправке — уже сейчас вышел закон, по которому на всех АЗС России должны быть места для подзарядки электромобилей. Но на деле инфраструктура еще далека от совершенства — в Москве всего 30 мест, где можно зарядить авто, а в Петербурге — пять.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *