Проблемы с микросхемами для авто

Глава TSMC назвал неожиданную причину дефицита микрочипов

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Нехватка микрочипов в этом году стала головной болью почти всего мирового автопрома. По независимым оценкам, из-за дефицита полупроводников производственная недостача составит около 3,9 млн автомобилей. О причинах возникновения этого кризиса мы рассказывали еще весной: коронавирус и вынужденная изоляция обрушили авторынок, заводы сократили объем закупок микросхем, их квоты выкупили производители электроники, а когда началось восстановление спроса на автомобили, оказалось, что заказы на микросхемы уже расписаны на многие месяцы вперед. Сыграла свою роль разразившаяся осенью торговая война США с Китаем, а также погодные катаклизмы и пожары, подкосившие заводы по производству микросхем.

Казалось бы, за прошедший год отрасль уже должна восстановиться, но дефицит микросхем в мире ощущается все сильнее. Неожиданную причину этого явления назвал Марк Лю, глава тайваньской компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), одного из крупнейших в мире производителей микрочипов и главного поставщика компаний Apple, Intel и nVidia. В интервью журналу Time он заявил, что отгрузки микросхем уже давно ведутся в прежнем объеме, но они попросту не доходят до производителей конечных продуктов. По словам Марка Лю, причину нужно искать в цепочках посредников, которые накапливают микросхемы на складах!

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Логично, что это делается для искусственного повышения цен. Но, судя по всему, происходящее на рынке микросхем стало частью торговой войны США и Китая, чтобы подстегнуть создание производства чипов в Америке и Европе и уменьшить зависимость от азиатских поставщиков. Например, у той же компании TSMC 65% заказов приходится на американские фирмы. Власти Евросоюза уже обнародовали намерение занять 20% рынка полупроводников к 2030 году, а нынешний президент США Джо Байден объявил об инвестициях в размере 50 млрд долларов на развитие этой отрасли в Штатах. Увы, новое заявление Марка Лю не пролило свет на то, когда дефицит микросхем будет преодолен.

Источник

Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.

Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп

Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.

Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.

Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.

Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители

Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.

Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.

Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.

По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.

Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников

Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.

Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.

Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.

Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.

Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).

Toyota — приостановила производство в Чехии.

Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.

Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.

Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников

TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников

Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.

В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.

По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.

Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.

Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.

Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.

В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram

Источник

Российский автопром вслед за мировым столкнулся с нехваткой микросхем

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Российские производители электроники для автомобилей вслед за мировыми столкнулись с нехваткой чипов, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка и автопроизводителей. Как пояснил глава комитета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по автокомпонентам Алексей Беляев, речь идет о микросхемах для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой и мультимедийных систем.

Производители испытывают «высочайший дефицит компонентов» для автопрома, заявил изданию гендиректор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик. Нехватка чипов во всем мире возникла из-за того, что весной прошлого года на фоне пандемии автоконцерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась не готова к возобновлению производства, предположил он.

Производство микросхем занимает от полугода и более, цикл включает в себя две части: выращивание кремниевых кристаллов и их установку в корпус, пояснил Горелик. «Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет», — заявил он. На нехватку чипов пожаловался и другой крупный российский производитель электроники, пишет «Коммерсантъ», не указывая его.

В НП «ГЛОНАСС» сообщили изданию, что сейчас идут «трудные переговоры» между автопроизводителями и поставщиками по переносу сроков поставок. По его данным, трудности начались в ноябре прошлого года, сроки поставок увеличились с трех-четырех до девяти месяцев, «на некоторые позиции заказы принимают уже на 2022 год». На российском рынке машины без ЭРА-ГЛОНАСС продать нельзя.

Источник

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

Марк Лю, глава одного из крупнейших производителей микрочипов в мире, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), который является поставщиком Apple, Intel, Qualcomm и AMD, развенчал миф о дефиците микросхем для автомобилей

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

В прошлом году автопром сильно пострадал из-за локдаунов. Автокомпаниям приходилось закрывать заводы, а дилерам – шоу-румы и торговать машинами буквально из-под полы. Словом все они понесли солидные издержки, а эти издержки нужно как-то покрывать. Но как? Просить помощи от государства? Оно конечно поможет, но долги придется отдавать. Резко поднять цены на автомобили? Покупатели не поймут, и продажи могут упасть еще сильнее. Выпускать больше машин и заработать за счет объема? Увы, рынок не бездонный и даже с учетом отложенного спроса может возникнуть затоваривание, а, следовательно, вновь придется нести убытки.

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

И на данном этапе рассуждений в голову какого-то менеджера приходит гениальная по своей простоте мысль: а что если создать искусственный дефицит? Все мы знаем, что происходит, когда возникает нехватка того или иного ходового товара, будь то гречка или туалетная бумага – покупатели начинают сметать его с полок по любой цене.

Аналогичная история повторилась и с автомобилями. Их вдруг стало не хватать, причем по всему миру. Покупатели же готовы были тратить деньги, которые накопились за счет отложенных поездок на отдых и «вертолетной» финансовой помощи от государства (в развитых странах). Машину захотели иметь даже те, кто раньше о ней и не думал: в постковидную эпоху личный транспорт стал своего рода «оберегом», защищающим человека от вирусов.

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Словом спрос появился нешуточный, а вот машин сильно больше производиться не стало. А что делают продавцы, когда спрос превышает предложение? Правильно – повышают цены. Причем повышают ровно на столько, насколько покупатели готовы переплатить. Если есть люди, согласные взять новый Land Cruiser, на который дилер накинул миллион сверху, как-то странно продавать этот же внедорожник за официальный прайс.

Не знаю, кто начал эту спекулятивную игру первым – дилеры или сами автопроизводители, но она оказалась выгодна и тем и другим. Одни смогли быстро заработать и отбить убытки от локдауна, другие – стали делать больше машин в дорогих комплектациях, которые приносят наибольшую прибыль – ведь покупатель готов купить все, что ему дают. Плюс заводы получили заказы на месяцы вперед, а вместе с ними и уверенность в завтрашнем дне. Ну и зачем, спрашивается, им нарушать эту идиллию? Гораздо проще сослаться на мифический дефицит микросхем, оправдывая многомесячные очереди и улетевшие в космос цены на машины.

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Хотя здесь тоже все не так просто. Ведь автоконцерны формально не причем, и винят во всех грехах производителей автокомпонентов – это им не хватает чипов. Тот же завод Bosch Самара, сорвавший поставки блоков ABS/ESP на конвейер АВТОВАЗа, прогремел на всю страну. И подумайте, стал бы немецкий бренд портить свою репутацию, только для того, чтобы автопроизводитель и его дилер смогли больше заработать на дефиците машин?

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

А может быть, чипы оседают на складах перекупщиков, которые тянут с поставками для того, чтобы тоже заработать? Такой вариант исключать нельзя. Более того, возможен даже «заговор» на уровне… правительств! И это не шутка: американцы уже давно хотели развернуть масштабное производство микросхем у себя дома, чтобы не зависеть от несговорчивого Китая и других азиатских поставщиков – а тут и повод подвернулся, под который можно запросить у государства дополнительные ассигнования на строительство новых заводов.

Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть фото Проблемы с микросхемами для авто. Смотреть картинку Проблемы с микросхемами для авто. Картинка про Проблемы с микросхемами для авто. Фото Проблемы с микросхемами для авто

Источник

Российский автопром столкнулся с дефицитом микросхем для электроники машин

Производители электроники для российского автопрома столкнулись с общемировым дефицитом микросхем — в отдельных случаях не покрывается до 40% заказа. Сейчас автозаводы покрывают дефицит со складов, но проблемы могут затянуться не менее чем на полгода, а без модулей с чипами автомобили не смогут попасть на российский рынок, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка электроники и автопроизводителей.

Дефицит коснулся тех микросхем, которые необходимы для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, мультимедийных систем и других, рассказал глава комитета АЕБ по автокомпонентам Алексей Беляев. По его словам, даже для работы кнопок на руле нужна управляющая микросхема. По оценке гендиректора НПП ИТЭЛМА Евгения Горелика, у производителей «высочайший дефицит компонентов, работают по их фактическому наличию». Собеседник газеты предположил, что дефицит чипов для автомобильной промышленности в мире возник из-за того, что весной прошлого года автоконцерны сократили заказы, а сейчас отрасль оказалась не готова к возобновлению производства.

По словам Горелика, цикл производства микросхем составляет до полугода. Сначала выращиваются кремниевые кристаллы, а потом их устанавливают в корпус. «Учитывая специфику производства кристаллов, запуски их выращивания производятся нечасто, ежеквартально или даже один раз в год, и производятся они обычно в очень большом количестве, часть из которого попадает в корпусирование, а другая — лежит на складе. Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет», — рассказал эксперт. По оценкам IHS Markit, из-за недостатка полупроводников в первом квартале будет отложено производство около 1 млн автомобилей по всему миру (около 5% от общего выпуска). Спрос на чипы вряд ли будет удовлетворен по крайней мере до второго полугодия 2021 года, сообщала Financial Times.

«Мы закупаем у поставщиков не чипы, а изготовленную по нашей документации печатную плату терминала ЭРА-ГЛОНАСС, где уже напаяны около 200–250 основных элементов, и сейчас наш заказ не покрыт примерно на 30–40%», — рассказал Николай Борисенко, гендиректор «Сантэл Навигации», которая поставляет приборы ЭРА-ГЛОНАСС СП Daimler и КамАЗа, Ford Otosan, Isuzu, Chery, «Белджи» и другим автопроизводителям. В НП ГЛОНАСС газете сообщили, что трудности начались в ноябре 2020 года, «если раньше сроки поставки составляли три-четыре месяца, то сейчас — шесть-девять месяцев, на некоторые позиции заказы принимают уже на 2022 год». По словам представителя НП, производители устройств ЭРА-ГЛОНАСС находятся «в трудных переговорах» с автоконцернами по переносу сроков поставок. Машины без ЭРА-ГЛОНАСС на российском рынке продать нельзя. В Минпромторге заверили, что у российских автопроизводителей нет перебоев с поставками электроники.

В BMW признали, что большинство производителей почувствовали нехватку полупроводников в конце 2020 года, но «смогли максимально быстро адаптироваться к изменениям». В АвтоВАЗе сообщили, что создали специальную рабочую группу по мониторингу ситуации с дефицитом. В Daimler ее тоже постоянно отслеживают «в тесном сотрудничестве» с поставщиками и адаптируют производственные программы, если требуется. В Stellantis «держат ситуацию на контроле», но отметили, что рисков, связанных с производством Peugeot, Citroen, Opel, нет. В «Соллерсе» сказали, что предприятий группы проблема не коснулась, но из-за общей ситуации на мировом рынке риски дефицита сохраняются. Основные поставщики электроники у «Соллерса» — Bosch (УАЗ / Ford Transit), а также Continental, Valeo и Visteon (Ford Transit).

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» сказал, что в среднем запас комплектующих у автоконцернов рассчитан на один-два месяца. Он считает, что дефицит мог прямо не отразиться на российских заводах из-за небольших объемов рынка и из-за того, что глобальные офисы перераспределяют поставки в пользу хорошо продаваемых моделей. Горелик отметил, что замена поставщика микросхем в автопроме сильно затруднена. В случае с ЭРА-ГЛОНАСС сертификация терминала длится четыре-пять месяцев, и только по ее итогам транспортное средство получает разрешение на выпуск на рынок (ОТТС), добавил Борисенко. Беляев указал, что непокрытый заказ может быть опасен в долгосрочной перспективе. «В 2020 году TSMC (крупнейший производитель микросхем с долей рынка 55%) отвечала за 70% мирового рынка автомобильных микроконтроллеров, что при этом составило лишь 3% ее товарооборота. Для сравнения: микросхемы для смартфонов составили 48% продаж TSMC. Несложно представить, что для них в приоритете», — отметил собеседник издания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *