Профессия водитель пожарной машины

Обязанности водителя пожарного автомобиля

Оперативность выезда бригады спасателей на вызов во многом зависит от работы водителя пожарной машины. В его обязанности входит не просто управление автомобилем, а выполнение комплекса работ, предусмотренных п. 6.13 Приказа МЧС от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

К работе на спецтехнике, стоящей на вооружении МЧС, допускаются совершеннолетние дееспособные лица 1-го и 2-го класса вождения, прошедшие специальную подготовку. Ежегодно шоферы подтверждают свою квалификацию, сдают экзамены на знание инструкции по поддержанию пожаробезопасности.

Обязанности

Должностные обязанности водителя пожарной машины определены двумя нормативными актами: обозначенным выше Приказом № 167 и Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.10.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

Заступая на смену, водитель обязан:

Водитель, заступивший на смену, не имеет права передавать вверенный ему автомобиль даже своему начальству. Не имеющий при себе прав и свидетельства на управление ПА водитель не допускается к дежурству. Также вводится полный запрет на использование инструментов и вспомогательной техники без получения допуска на право работы с ними.

Обязанности старшего водителя

Старший водитель подчиняется руководителю смены и берет на себя обязанности контроля действий дежурных шоферов. Функциональные обязанности этой штатной единицы состоят в следующем:

Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре

Организационные работы подразделений пожарной службы по ликвидации возгораний регламентированы Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». Обязанности водителя пожарного автомобиля прописаны в п. 151. Как и весь персонал, задействованный в ликвидации огня, шофер подчиняется приказам начальника караула и командиру отделения, если иное не предусмотрел РТП. В его обязанности на пожаре входит:

Все должностные инструкции разрабатываются командиром отряда или начальником части и зависят от конкретных условий работы подразделения.

Источник

Обязанности водителя пожарного автомобиля

Оперативный приезд на место где случился пожар, приведение в действие всей аппаратуры, техники и другие действия необходимые для борьбы с пламенем зависят от целого ряда факторов. Пожарный расчет способен быстро приехать к месту пожара при следующих условиях: отсутствие трудностей, пробок на дороге, удобный подъезд к воде, опыт водителя транспортного средства. От того, как оперативно среагирует водитель пожарной машины и исполнит поставленные перед ним задачи зависит количество спасенных жизней, материальная сторона.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

История профессии водителя пожарной машины

С дальнейшим развитием техники автомобиль стал оснащаться еще более современным оборудованием, а это означает что водитель мчс должен не только уметь правильно управлять автомобилем, но и быть спасателем в полном смысле этого слова.

Виды должностных обязанностей водителя пожарной команды

Чтобы понимать, что такое обязанности водителя пожарной машины нужно различать:

К первым документам относятся инструкции и обязанности формирующие общие требования к профессии и расписывающие обязанность водителя в общем виде. Они являются общими для всех подразделений гпс, раскрывают общий порядок взаимодействия, подчиненности и ответственности.

Должностная инструкция водителя пожарного автомобиля, закрепляемого за конкретным типом техники разрабатывается непосредственно командиром отряда или начальником части. Функциональные обязанности в отличие от устава определяют более четко то, за что отвечает пожарный, кому он должен подчиняться и содержит требование к составу работ, которые он должен выполнять. Эти требования касаются как времени несения дежурства, так и труда во время обслуживания и ремонта автомобиля и оборудования. Эти инструкции могут иметь отличия в разных ведомствах, например, пожарный водитель уфсин или фпс не может привлекаться для операций за пределами учреждений служб. Их обязанность обеспечивать охрану только учреждений этих государственных органов.

Как стать водителем пожарной машины

Начало карьеры профессионального спасателя для многих начинается с курсов водителей грузовых автомобилей. Здесь важно не только получить водительские права, но и научиться правильно управлять автомобилем. Служба в большинстве случаев подразумевает открытие со временем новых категорий для управления транспортом — авто с прицепом, большегрузных авто, автобусов, автопоездов.

Профессиональное обучение проводится в специализированных учебных заведениях МЧС, здесь изучаются отдельные типы автомобилей и оборудования, тактика действий расчетов, обязанности пожарного водителя и других должностей расчета. Обязательно проводятся практические занятия на технике и на учебных полигонах. Обучение состоит из нескольких циклов, каждый новый цикл отвечает за отдельные направления профессии — спасение людей, ликвидация пожаров разного уровня и типа, действия в очагах техногенных катастроф и природных бедствий, миротворческие и гуманитарные операции взаимодействие с другими подразделениями. После окончания обучения водитель пожарной машины распределяется в части где есть вакансия для дальнейшего прохождения службы.

Что дает служба пожарником

Служба пожарника всегда была одной из самых опасных и трудных, именно поэтому государство, местные органы власти всегда уделяли большое внимание людям этой профессии.

Связавшим свою судьбу с работой спасателя государство устанавливает зарплату, зависящую от должностного разряда, специального или воинского звания, классной квалификации и дополнительных видов обеспечения. К должностному окладу выплачиваются надбавки за количество вахт, участия в операциях, выездов на гуманитарное разминирование. Законодательство предусматривает также премирование за высокие показатели и усердие в службе.

Государство заботится и о пенсии сотрудников, для них предусмотрено более ранний выход на пенсию по выслуге лет и расчет пенсий в зависимости от денежного содержания по должности, которую пожарный занимал перед выходом на пенсию. Кроме этого, государство обеспечивает страхование жизни и здоровья сотрудников, их социальную и правовую защиту.

Источник

Интервью о профессии: водитель пожарной машины

– Расскажите о себе и своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Меня зовут Бабичев Дмитрий. Я работаю в Волгоградской пожарной части водителем пожарной машины. Эта специальность является одной из важных. От меня требуется как можно быстрее доставить к месту пожара и как можно быстрее подготовить машину.

– Почему Вы выбрали эту профессию?

Эта профессия приглянулась мне очень давно. Я выбрал ее только потому, что это мне нравится и это действительно мое призвание. Наверное, все-таки какие-то внутренние убеждения также послужили причиной моего выбора. Это оказалось полезным.

– Чем Вас привлекает Ваша работа?

Привлекает. Вы ведь понимаете, что в такой профессии не может что-то привлекать, а что-то не привлекает. Но, все-таки самое привлекательное время, когда звучит сирена, и все бегом собираются на выезд.

– Что является самым сложным в Вашей профессии?

Самое сложное – это установить машину в правильном положении во время пожара, причем за очень короткое время, ведь от этого, в той или иной степени, зависят жизни людей. Это является не только сложным, но и опасным.

– Довольны ли Вы, что когда-то выбрали эту профессию?

Конечно, доволен. Сейчас такое время, когда пожары происходят почти каждый день. И я рад, что могу принять хоть малейшее участие в ликвидации пожара. Но, как и в любом виде деятельности, в этой профессии есть и недостатки.

– Кому бы Вы могли порекомендовать эту профессию?

Это исключительно мужская работа. И порекомендовать такого типа работу я могу только людям, окончившим высшее заведение и специально подготовленным к разного рода чрезвычайным ситуациям. И, конечно, это должны быть смелые люди.

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Это очень сложная работа на уровне эмоций. Многие, увидев пожар, впадают в панику, а это серьезно влияет на происходящее. Поэтому сначала научитесь ладить со своими эмоциями, контролировать все вокруг.

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Освоить эту профессию несложно, если вам помогают опытные наставники и учителя. Но для получения этой работы, необходимо иметь водительское удостоверение и, конечно, диплом об окончании специального учреждения.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил быть специалистом в этой области?

Разумеется, нужны. Умение успокоить себя и других людей, тем самым предотвращая панику. А такое качество как смелость. Это должно быть обязательно в каждом, кто собирается так или иначе работать в этой сфере.

– Приносит ли Ваша профессия доход?

В наше время любая работа приносит доход, но эта же работа приносит не только доход, но и приятное удовольствие от работы, а иногда даже хорошее настроение. И очень важно, когда чувствуешь себя очень нужным, незаменимым!

– Как Вы думаете, интересна ли сейчас молодежи Ваша профессия?

Я думаю, что лишь некоторые могут пойти на такой выбор. Это очень ответственная профессия, и не каждый имеет желание пойти на такой шаг. Сейчас все предпочитают работать юристами или журналистами. Это тоже хорошие профессии, но.

– Жалеете ли Вы о том, что работаете по этой специальности?

Если бы я жалел, я бы вряд ли до сих пор работал бы по этой специальности. Моя работа мне нравится, приносит мне огромное удовлетворение. Это наша семейная династия, надеюсь она будет продолжена.

– Что для Вас является самым важным в работе?

Важно потушить пожар и ни в коем случае не паниковать. И, по возможности, спасти как можно больше людей, а лучше всего предотвратить пожар на самом начальном этапе, вот это настоящий профессионализм.

– Чего Вы мечтаете добиться в своей работе?

То есть карьерный рост. Да, Вы знаете, я даже не задумывался над этим вопросом. Но как и все, наверное, занять пост более высокого ранга и статуса скорее всего не отказался бы.

– В завершение, какие же приборы или машины Вы используете в своей работе?

Вы знаете, для того, чтобы перечислить все у меня не хватит времени. Самая главная машина – это пожарная лестница. Конечно, для подачи воды используются рукава, которые прокладываются по лестнице к огню. И многие другие приборы.

Интервью провела Ксения Бабичева, ученица 9-го класса

Источник

Мужская работа: монолог водителя МЧС

Родители, конечно же, против, но дети в школе, кажется, все еще мечтают стать учителями, врачами, летчиками. По мере взросления романтично настроенные подростки знакомятся на домашних кухнях с ориентирами взрослой жизни, звучат слова «карьера», «заработная плата», «перспективы». И на радость маме выпускник изъявляет твердое желание стать программистом. Лишь немногим удается осуществить мечту детства и стать тем самым «космонавтом» — в зависимости от того, кто каким космосом грезил. Наш сегодняшний рассказ — о таком человеке: он стал тем, кем хотел.

— Дядька вот уже 16 лет работает спасателем. Я к нему на работу ребенком приходил — интересно было. Помню, как-то раз неподалеку загорелся сарай. Такой пожар подручными средствами туши — не туши, а толку не будет. И приехали наши пожарные. Они все сделали очень быстро. Это было чем-то действительно крутым.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

Антону Свистуну 28 лет, из них уже более семи он работает водителем в Зельвенском районном отделе по чрезвычайным ситуациям. До этого пришлось пару лет отработать в колхозе — нужен был водительский стаж. Ездил и на легковом автомобиле, и на грузовом — в зависимости от служебной необходимости.

— Водить-то я рано научился. В глубинке с этим просто: поехали с дядькой на проселочную дорогу, где потише, — вот и уроки вождения. А когда исполнилось 18 лет, сдал на права и вместе с приятелем в складчину купили первый автомобиль — «Москвич 412». На нем гоняли по округе, его же учились ремонтировать. Это сейчас просто: опыт есть, да и в интернете все можно найти. А тогда залез под капот — сиди, ковыряйся.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

Вот так раскапываем важную черту характера этого человека, которая во многом и определила его жизненный выбор — Антону нравится техника. Разобраться в устройстве автомобиля, что-то починить своими руками — без этого не стать хорошим водителем. А начинается все в детстве. Родители, поломанные машинки и разобранная бытовая техника — это, возможно, первые признаки профессионального интереса ребенка.

Антон ковырялся в старом «Москвиче», а параллельно учился на землеустроителя. Это специалист по измерению земельных угодий — профессия на селе важная и нужная, возможно даже перспективная в плане карьеры. Но работать по специальности, получив диплом, парень не собирался и пошел устраиваться в МЧС, чтобы исполнить мечту детства.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

Новый коллектив, суровые дядьки в форме, дежурства сутки через двое — мужская работа. Наш собеседник, впрочем, утверждает, что ни разу не пожалел о своем выборе.

— Мне это близко: порядок, дисциплина, постоянная готовность. Вот мы сидим сейчас, разговариваем. Но если будет вызов, через 45 секунд расчет в полной боеготовности выедет на место. На нас, можно сказать, целый район. Еще и соседям помогаем: были выезды в Мостовский, Волковысский, Слонимский районы. Недавно в Ляховичах был пожар — горел фронтон дома, — нас привлекали к тушению. Это самое страшное — когда горит жилой дом, особенно если внутри люди.

Спасателям по долгу службы приходится видеть всякое. И водитель участвует в ликвидации ЧП наравне со всеми. С ним в машине всего четыре человека — тесный коллектив, где каждый как на ладони. Среди этих мужчин ценятся взаимовыручка и преданность делу.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

— Поступил как-то вызов — ребенок упал в колодец, наши выезжали на помощь. Квартиры, было дело, вскрывали — ключ в замке обломался, а хозяин взаперти. Это в городе, может быть, специалистов больше. А у нас зовут МЧС. Но и отношение у людей соответствующее — плохого о спасателях точно не говорят.

Пожарные, оказывается, люди суеверные. Не всерьез, конечно, а скорее на всякий случай. Сказал, что в районе все спокойно — поплюй через плечо и постучи по дереву. Мало ли.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

— Когда нет вызова, занимаемся подготовкой. Это и теоретическое обучение, и отработка действий на практике. Есть нормативы — нужно поддерживать себя в форме. Скучно не бывает. И автоцистерна всегда заправлена водой. Даже если возвращаешься с вызова. Случается, что не успел доехать до базы, как разворачивают в другой район. И всегда счет идет на минуты.

Быстро ли подразделение, с учетом протяженности районных дорог, способно прибыть на пожар? Антон говорит, что минут 7—10 — и он уже в другом населенном пункте. Ехать дальше, чем в городе, зато пробок нет.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

— Машина, если надо, и 100 км/ч поедет. Не в населенном пункте, конечно, а на трассе. У нас не то что в городе: светофоров нет, дороги узкие. Зато водители всегда дорогу уступят — на обочину съедут. Таких наглых, как те, о которых вы иногда пишете, у нас нет, ни с кем конфликтов не возникало. Каждый понимает, куда спешит пожарная машина и что может случиться, если она не успеет.

Что делает настоящий водитель, если никуда не нужно ехать? Настоящий водитель моет свой автомобиль.

Когда мы приехали, пожарный МАЗ блестел настолько, что в пасмурную погоду было видно собственное отражение.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

— Надо еще раз ополоснуть, — задумчиво разглядывает кузов Антон.

Машина ему нравится. Водитель успел еще поездить на ЗИЛе — тот, конечно, поменьше да поманевреннее был, но устарел безнадежно.

— Сам посуди: у ЗИЛа в цистерне — 2,5 тонны воды. Что таким количеством можно потушить? Едешь и наперед думаешь, где воду взять. А у МАЗа 10 тонн — есть разница? И оборудование все, которое необходимо: лебедка, аварийно-спасательный инструмент, на крыше даже мачта освещения — можно в темное время суток работать.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

Тяжело ли управлять такой махиной? Водитель МЧС говорит, что легко. В 2016-м он выиграл республиканский конкурс профессионального мастерства

Тем временем пошел дождь. Погода для пожарного неоднозначная: с одной стороны, мокрое не горит, с другой — непогода сама по себе может стать причиной ЧП.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

— Это скорее служба, а не карьера, ощущение того, что ты можешь помочь людям тогда, когда нужнее всего, — говорит Антон. — И еще. Иногда хочется чего-то экстремального, почувствовать адреналин. Подумываю вот с парашютом прыгнуть.

Профессия водитель пожарной машины. Смотреть фото Профессия водитель пожарной машины. Смотреть картинку Профессия водитель пожарной машины. Картинка про Профессия водитель пожарной машины. Фото Профессия водитель пожарной машины

Ему еще повезло, что жена к такой работе спокойно относится.

— А чего ей волноваться? Опасная работа? Ну, опасная немного. Хотя страшно не бывает, — на секунду собеседник задумался. — Знаешь, на самом деле бывает — когда едешь и видишь зарево впереди. Но этот страх преодолевается.

Источник

«Не знаю никого, кто считал бы количество спасенных»: сколько зарабатывает пожарный

На Урале

Герой этого выпуска с детства хотел стать офицером и в итоге выбрал пожарную службу. Он рассказал, как устроен распорядок дня в пожарной части, почему там хронически не хватает сотрудников, чем пожарные занимаются, когда нет вызовов, и за что он любит свою работу.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

После 11 класса я поступил в Уральский институт государственной противопожарной службы. Проучился там 5 лет и получил высшее образование.

Первые два года проходит базовый курс высшего технического образования: высшая математика, механика, физика, химия. С третьего курса начинаются профильные предметы.

Только на третий или четвертый год обучения в вузе я начал понимать, куда попал и что меня ждет в будущем.

На первом курсе практику проходят в учебной пожарной части, а потом — в пожарных частях города. С учетом проблем российского образования эффективность обучения занижена растянутым учебным процессом в пять лет и небольшой пропастью между настоящей пожарной частью и учебной. В учебной части изучение специфики работы направлено на мойку полов, помещений и машин, чистку снаряжения, натирание колес пожарных цистерн гуталином, строевую муштру. И ни минуты свободного времени. Увидели, что ты без дела, — идешь мыть чистый пол и все в таком духе. Конечно, выезды на пожары тоже есть, но за всю стажировку может и не «повезти» — не съездишь на пожар ни разу. В общем, какие-то моменты доучиваются уже на работе, но это не критично, ведь большая база уже есть.

После вузов выпускники возвращаются в регион, откуда они были отправлены на обучение. Чаще всего выпускники назначаются на должности начальников караулов, инженеров отделов и инспекторов Госпожнадзора, иногда им дают некоторые другие должности. В редких случаях они становятся заместителями начальников или начальниками пожарных частей, старшими инспекторами Госпожнадзора. В Главном управлении принимают решение в зависимости от потребности в кадрах.

Как победить выгорание

Место работы

После института я пришел на должность начальника караула, это стартовая офицерская позиция в пожарной части после окончания вуза. В моем подчинении караул, бригада. В карауле несколько отделений.

Начальник караула — руководитель дежурной смены. На нем лежит полная ответственность за безопасность каждого сотрудника в карауле. Он отвечает за качество изучения материала профессиональной подготовки, за выполнение распорядка дня и обязанностей лиц внутреннего наряда, чистоту помещений и техники, исправность вооружения и средств индивидуальной защиты и многое другое. Он же несет ответственность за правильность и качество тушения пожара и, конечно, за тех, кому на пожаре нужна помощь. Это все вкратце.

Кто служит в пожарной части

→ Водитель пожарной машины. Доставляет личный состав к месту пожара, работает с насосом пожарной машины или другими агрегатами: лестницами, подъемниками, дымоудалителями и прочими. Разновидностей пожарных машин в пожарной охране множество: автоцистерны, автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили первой помощи, автомобили газодымозащитной службы, аэродромные автомобили, штабные автомобили — и на каждый вид техники необходимо обучение и допуск.

→ Командир отделения. Руководит конкретным отделением и несет ответственность за отделение при повседневной деятельности в пожарной части, руководит работой отделения на пожаре.

→ Диспетчер или радиотелефонист. Эта должность «сквозная», так скажем. Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника караула и решает все вопросы касательно приема сообщения о происшествии, помогает в организации тушения пожара по радиосвязи, принимает всю оперативную информацию с места вызова, общается со службами жизнеобеспечения и вышестоящими звеньями руководства.

→ Помощник начальника караула. Руководит всеми отделениями и несет за них ответственность.

→ Начальник караула. Руководит всем личным составом караула в части и на пожаре.

→ Заместитель начальника части. При повышенных рангах пожара может руководить тушением, в части занимается кадровыми и организационными вопросами. В специализированных пожарных частях обычно несколько заместителей.

→ Начальник части. Занимается всеми вопросами деятельности пожарной части. А при повышенных рангах пожара тоже может руководить тушением.

В нашем регионе хорошо относятся к работникам. Но есть и большая проблема, которую никто не может решить, — недостаток кадров. Банально не хватает водителей пожарных автомобилей, а тем, кто уже служит, зачастую приходится выходить на переработку. Благородство и романтика остались привлекательны для немногих. Самый простой шаг к поднятию престижа пожарной охраны — повышение зарплаты. Make the fire department great again.

Еще одна трудность — общение со старшими коллегами. Некоторые считают, что большие погоны делают тебя выше всех остальных, в разговоре появляются фамильярность, высокие тона, угрозы и подчеркивание своего высокого положения. Такое происходит крайне редко, это частные случаи, и у каждого высокомерного сотрудника своя история такого состояния.

В целом взаимоуважение в системе на высоком уровне. Во всех караулах всегда будут опытные «динозавры пожарной охраны», которые подскажут, что и как. Баланс молодых и опытных соблюдается сам по себе. Пенсионной выслугой является срок службы в 20 и более лет, затем принудительно отправляют на пенсию. Сейчас самому молодому из моих коллег 22 года, а самому взрослому — 55 лет. Дядя, которому 55, — пенсионер, у него выслуга более 20 лет, но он еще может работать до обычной гражданской пенсии.

Суть профессии

Профессия подходит стрессоустойчивым личностям — и в караульной службе без этого качества будет некомфортно, не говоря уже о тушении пожаров. На службе всегда надо быть готовым к резким изменениям обстановки. В первую очередь к вызову на пожар.

Главный приоритет — спасение людей, на это направляются все возможные силы и средства. Сначала спасаются люди, потом ликвидируется горение. Если сил и средств достаточно, то все делается одновременно.

Первое время я сильно переживал, но с годами понял специфику работы, привык и стал относиться ко всему спокойнее. В трудные моменты я говорю себе, что это просто очередное испытание и все будет хорошо, — так я себя контролирую. Моя бабушка живет рядом с пожарной частью в другом районе. Когда мы с ней созваниваемся, она рассказывает, что мои коллеги очень часто ездят на пожары и я должен беречь себя. Меня это вдохновляет и придает спокойствия.

На «стандартных» пожарах несложно — выучка и осознание сами ведут тебя. Но иногда что-то идет не так. Например, в начале февраля в Красноярске был большой пожар, не сложнее, чем обычно, но что-то пошло не так, и от нас ушли три профессионала. Во время следования к месту вызова можно попасть в аварию. В непригодной для дыхания среде может закончиться воздух в баллоне, и сама аппаратура может дать сбой. В частном секторе может взорваться газовый баллон, на котором готовят пищу, и это частое явление. Может ударить электрическим током. При работе на кровле можно провалиться. Может обрушиться кирпичная стена прямо на тебя — так 10 апреля погиб начальник караула в Асбесте, царствие небесное. Это повседневная деятельность, легче никогда не бывает. Я смерти в глаза пока не смотрел.

Пожалуй, самое трудное — это поиск пострадавших. Счет идет на секунды, когда можно найти человека еще живым. Эта задача усложняется внешними факторами: скоростью развития пожара, длительным нахождением людей в задымленной зоне. Иногда люди прячутся от огня в шкафы и под мебель. Еще сильно давит, когда на пожарах ведут себя неадекватно. В основном пьяные. А бывает, что те, к кому приехали на помощь, думают, что они сами могут справиться с тушением пожара и спасением людей намного лучше, чем профессиональный пожарный. Такие психи отбирают рукава, инструмент, лезут под руки и под пожарные машины, учат и показывают, «как правильно». Я слышал, что однажды жители села напали на пожарных с вилами.

Бывает, люди благодарят и даже иногда зимой привозят чай. А порой ненавидят всей душой, считая, что именно те, кто приехал спасти их здоровье и имущество, виноваты в их бедах — в том, что сгорел дом и погибли близкие. Тут, конечно, играет роль психология, стокгольмский синдром наоборот, когда жертва пытается навредить своему спасителю или когда утопающий пытается утопить своего спасителя.

У нас есть книжка спасателя, в которой фиксируется участие в ликвидациях чрезвычайных ситуаций, но я не знаю никого, кто считал бы количество спасенных.

Самый распространенный миф о пожарных: они всегда приезжают, но пьяные и без воды. Это полнейший булшит, как минимум потому, что первым делом после тушения пожара пожарный автомобиль обязательно заправляется водой и возвращается в часть уже с полной цистерной. А миф о том, что приезжают пьяные, — это пережиток девяностых.

Мне нравится работа на благо общества.

Такая работа не подойдет тем, кто не любит физические и психологические нагрузки, правила внутреннего распорядка, форму, субординацию и работу в коллективе. Мои коллеги уходили с работы, разочаровавшись в профессии или оплате труда, а на кого-то просто очень давила вся эта служебная обстановка.

Рабочий день

Мы работаем сутки через трое, так заведено во всей Федеральной противопожарной службе. По идее работать без перерывов нельзя, за этим следят наверху. Рабочая неделя обычного человека — 40 часов, то есть в месяц — 160 часов. У нас 7—8 смен в месяц, это от 168 до 192 часов. За часы переработки предусмотрены отгулы — сутки отдыха. Старшина части составляет график отгулов на год, получается примерно один отгул на полтора месяца, но это все грубые значения. При нехватке кадров некоторые за год не могут сходить в отгул ни разу — сам такое видел и принимал участие.

Во время карантина из-за ковида мы работали две недели сутки через сутки, потом две недели сидели дома.

Утро начинается со смены караулов. Сменяющийся караул должен подготовить к сдаче помещения, технику, снаряжение, инструменты: ножницы, кусачки, гидроклины, расширители, багры, топоры, лопаты, бензорезы, бензопилы. Заступающий караул принимает чистоту, исправность. Снаряжение проверяется визуально на отсутствие повреждений. Если караул оставил за собой грязные или неисправные инструменты, он не сменится, пока не устранит замечания, но штрафов за это нет.

С утра начальник части или его заместитель ставит задачи на сутки: занятия, тренировки, проверки документов по объектам и пожарных водоисточников. У нас есть внутренние пожарные водоисточники — пожарные краны и наружные — водоемы и гидранты. Водоемы бывают искусственные и естественные. Искусственные — бочки, заглубленные емкости большого объема и тому подобное. Естественные — это реки, озера, пруды и прочее. Гидранты — это такие устройства на водопроводной сети, к которым можно присоединить пожарную колонку для подключения к ней пожарной техники. Пожарная колонка перевозится на пожарных машинах.

Еще планируются выезды: пожарно-тактические занятия, учения, отработки карточек и планов тушения пожара — это документы, в которых отражается характеристика здания, количество людей и особенности объекта. Караул выезжает для проверки актуальности данных, собранных в таких карточках и планах. Еще бывают выезды на дежурство на городских мероприятиях и митингах.

Днем весь караул на занятиях, на которых молодые сотрудники изучают что-то новое, а бывалые бормочут, что «каждый год одно и то же ». Дисциплины, которые мы проходим: пожарная техника, тактическая подготовка, охрана труда, первая помощь, аварийно-спасательные работы, подготовка газодымозащитника, антитеррор. Еще мы отрабатываем нормативы с пожарной техникой и оборудованием и занимаемся физкультурой. У нас ежеквартально проводятся зачеты по физкультуре и прикладным упражнениям пожарного спорта. Например, подъем по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни, преодоление стометровой полосы с препятствиями, пожарная эстафета 4 по 100 м.

Когда нет занятий и вызовов, мы ухаживаем за техникой. Еще есть много начальников, каждый из которых может что-то потребовать выполнить в рамках службы. Есть и неадекватные руководители со своими пожеланиями. Вообще, есть много мелких камней, спотыкания о которые могут испортить и настроение, и рабочий настрой. Например, кому-то трудно осознать иерархию и субординацию, распределение обязанностей, общественно полезную деятельность: поддержание чистоты в помещениях и их периодический ремонт — где-то что-то подкрасить, присверлить, обновить, уборку снега зимой, стрижку газонов летом. В общем, нужно следить за чистотой, красотой, порядком, как дома, как для себя любимого.

Сна у нас в распорядке нет — есть несение караульной службы в ночное время.

Я этого не понимаю. Считаю, что сон должен быть в приоритете, — это в первую очередь здоровье сотрудников. Ежегодно мы проходим медицинские осмотры. Но они поверхностны и ограничены базовыми анализами, ЭКГ, флюорографией.

Из скрытых профессиональных заболеваний я бы выделил рак. Я считаю, высокий риск заболевания связан с тем, что мы работаем в дыхательных аппаратах, воздух в которые подается из баллонов, на пожаре вдыхаем газы и пары продуктов сгорания, а еще со стрессом, ответственностью, ночными выездами, в том числе затяжными, иногда с голодом и отсутствием питьевой воды. И многое другое может влиять. Но ни отечественная, ни зарубежная наука не могут дать исчерпывающие доказательства этого, так как нужны многолетние исследования, которыми никто не занимается.

Случай

Предупреждаем: эта история не для слабонервных

Курсантом я проходил стажировку в пожарной части. В дежурные сутки передали сообщение: горит квартира в жилом доме на девятом этаже. Подъезжая к месту вызова, мы увидели языки пламени из окон — выглядит это неописуемо. Когда мы вышли из машины и начали разворачиваться для подготовки пожарных рукавов и стволов, увидели, что практически у подъезда лежит человек. Оказалось, это хозяин горящей квартиры. Пожар начался, когда он находился дома, но путь к выходу был отрезан огнем. Мужчина попытался вылезти через окно и перебраться на балкон, чтобы спастись, но сорвался. В это время женщина с сыном возвращались домой, и выяснилось, что это был их муж и отец.

Подработки

По закону любой альтернативный заработок запрещен. Я предполагаю, что если нарушить это правило, то сначала ограничатся воспитательной беседой, а потом могут и уволить. Крутись, как хочешь. Так, тихонько, без оформления, можно подрабатывать.

Доходы и расходы

Наверное, всем понятно, что зарплата не очень соответствует рынку.

Пожарные могут получить «вышку» заочно и достичь офицерского звания. Здесь перспектива шире. Именно шире, а не выше, потому что есть много разных должностей, но примерно с одинаковой оплатой труда. Хотя карьерный рост тоже есть, если ты сам к этому стремишься.

Я сейчас в звании старшего лейтенанта внутренней службы. Повышение происходит за годы службы, между званиями есть интервалы в несколько лет. За заслуги могут присвоить внеочередное звание на ступень выше один раз за службу. Новое звание подразумевает увеличение оклада. Но есть ограничения по званиям на должностях: например, я не смогу получить звание выше старшего лейтенанта на должности начальника караула, а у начальника части потолок — майор. Чтобы получить звание выше подполковника, насколько я знаю, необходимо образование в сфере государственного и муниципального управления. Но я так далеко не заглядывал.

Но мне по душе моя нынешняя должность.

Мы с женой редко тратимся на развлечения. Супруга тратит на косметику, одежду и другие личные потребности около 5000 Р в месяц, я трачу где-то 4000 Р — это попить, перекусить и сигареты, еще в среднем 1500 Р в месяц, чтобы периодически дополнять гардероб, 5000 Р вкладываю в ремонт бытовки — гаража.

Желтые ценники — наше все. Я очень часто пользуюсь акциями на заказы через интернет. Купоны и промокоды помогают сохранить около 30% на ту же одежду, обувь, технику, бытовые приборы. А при заказах из-за рубежа бывает и больше. Еще хорошая вещь — кэшбэк.

Финансовых льгот у меня нет. Но министерство оплачивает проезд по территории России к месту проведения отпуска сотруднику и одному члену его семьи раз в год. Мой отпуск составляет 38 дней, которые я могу поделить на две примерно равные части. В 2018 году мы летали на Кипр, потратили около 120 тысяч, в 2019 были в Таиланде, отпуск обошелся в 140 тысяч, а в 2020 году у нас ушло 200 тысяч на Бали весной и Санкт-Петербург осенью.

Финансовая цель

Я хочу достичь финансовой независимости за счет альтернативного заработка, чтобы иметь обеспеченную жизнь и старость. И у меня есть две идеи. Первая: пассивный доход за счет формирования финансового запаса, чтобы работающие деньги компенсировали часть трат. Вторая идея: я хочу заняться своим проектом товаров и услуг в узкой, но актуальной надолго нише рынка. Сколотил — продал, типа того.

Будущее

Я люблю свою профессию и уважаю свою работу. Очень хочу всю жизнь проработать на оперативной должности.

Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *