Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Все о прогрессиях задней подвески мотоцикла.

Представляю перевод неплохой статьи по прогрессиям задней подвески мотоциклов. Достаточно научно-популярной, но интересной. Пусть она будет небольшим дополнением к прошлой статье о подвесках мотоциклов.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Рычаги и звенья.

Когда-то, в не столь отдаленном прошлом (в районе 1973 года), задние подвески мотоциклов практически повторяли конструкцию передних: пара амортизаторов с пружинами — почти то же самое, что и передняя вилка мотоцикла. Сами амортизаторы были достаточно тонкими и крепились недалеко от оси заднего колеса мотоцикла. Не удивительно, что шток амортизатора при работе проходил практически то же расстояние, что и колесо.

Все изменилось, когда мир мотокросса осознал, что большой ход задней подвески дает значительное преимущество на бездорожье. При этом, технической возможности установить на мотоцикл задние амортизаторы с ходом в 150 мм. не было, так как для этого просто не хватало места (сейчас ходы задних амортизаторов 300 мм и более считаются обычным делом). Начались эксперименты с рычагом — чем дальше от колеса располагались амортизаторы, тем больший ход получала задняя подвеска.

К тому моменту выяснилось, что амортизаторы могут выходить из строя от интенсивной работы, и даже взрываться (в те времена давление в амортизаторах было низким, масло внутри них постепенно вспенивалось, также от трения возрастала температура, а сальники не были рассчитаны на такой нагрев и давление). Но через некоторое время прогресс догнал возросшие нужды мотоциклистов.

В те же примерно годы инженерам Yamaha пришла на ум идея использовать в конструкции задних подвесок мотоциклов один длинный амортизатор, закрепленный одним концом под седлом, а другим — под бензобаком мотоцикла. Это давало несколько преимуществ: вектор усилия в этом случае был направлен к рулевой колонке, позволяя значительно облегчить хвост мотоцикла, а также позволяя избавить от вибраций сиденье мотоцикла; геометрия маятника и особенности крепления амортизатора сделали маятник менее восприимчивым к скручиванию. В тот же период времени Yamaha приобрела права на выпуск амортизаторов с газовым резервуаром, масло в которых отделялось перегородкой от закаченного в него под давлением газа. Такая система сейчас используется во всех современных амортизаторах.

Позже выяснилось, что и для дорожных мотоциклов система задней подвески с одним амортизатором является благом, возможно из-за увеличения жесткости и меньшей восприимчивости к скручиванию. Сначала Suzuki и Kawasaki, а затем и Honda пришли к необходимости разработки конкурентоспособных подвесок для своих мотоциклов. Помимо прекрасной возможности для маркетологов придумать кучу крутых названий, вроде «Монокросс», «Фуллфлоутер» или «ЮниТрак», для инженеров открылось огромное поле для экспериментов с различными конструкциями прогрессий.

В итоге, что представляет из себя прогрессия мотоцикла?

Я думаю, принцип работы рычага понятен всем, кто когда-либо использовал открывалку для бутылок, щипцы для колки орехов или монтажки для бортирования резины. Длинный конец рычага требует приложения меньших усилий, однако и передвигается на большее расстояние, чем короткий. И, казалось бы, вот оно: остается прикрепить колесо к одному концу рычага, а амортизатор — к другому. Но хитрость заключается в том, чтобы соблюсти соотношение сил на обоих концах рычага, ведь вся конструкция находится одновременно в движении. Ребята из MX-TECH SUSPENSIONS, к примеру, смогли настроить все таким образом, что амортизатор отрабатывал одинаково хорошо и мелкие выбоины на дорожном полотне, и приземление после прыжка в мотокроссе.

Для понимания работы прогрессии мотоцикла необходимо оглянуться на старый вариант расположения задних амортизаторов, который до сих пор широко используется на классических мотоциклах, а также на ретро-репликах. Обратите внимание, что задние амортизаторы находятся немного под наклоном. Это один из самых простых способов изменения плеча силы рычага. Этот способ знаком каждому, кто хотя бы раз в жизни пользовался гаечным ключом: максимальный крутящий момент передается на болт, когда ключ находится строго перпендикулярно к его продольной оси.

Некоторые производители (к примеру, Montesa) решили, что самым дешевым вариантом постройки «длинноходной подвески» является просто передвижение пары амортизаторов как можно ближе к оси маятника мотоцикла, поскольку это избавляло от необходимости дополнительно модифицировать сам маятник. Но результаты себя не оправдали, по двум причинам: во-первых, значительно уменьшилась жесткость на скручивание, во-вторых, появился эффект «дигрессивной» подвески, когда она становится очень жесткой на небольших неровностях и слишком мягкой — на больших кочках.

Системы с одним амортизатором, в плане конструкции прогрессии, изначально разделились на два отдельных лагеря (плюс вариант с прямым крепежом амортизатора к маятнику, как это делали на KTM и ряде бюджетных мотоциклов, вроде VTR250). Оба варианта используют трехточечное звено («коромысло» или «кривошип»), к одной из точек которого прикреплен амортизатор (обычно, нижним концом, хотя на некоторых Ducati, некоторых старых Kawasaki, Suzuki и Honda встречались также и экзотические варианты крепления амортизатора к коромыслу верхним концом). Ко второй точке прикреплено звено (или пара звеньев), называемое «dogbone» («собачья кость», сори, не могу найти адекватного аналога слова на русском. Прим. пер.), который по своей сути представляет из себя шатун. Третья точка коромысла крепится либо напрямую к раме (Suzuki GSXR, Kawasaki ZXR, мотоциклы Yamaha GP, Ducati), либо к маятнику (Yamaha R1 and R6). В зависимости от точки крепления этой третьей точки, меняется крепление второго конца нашей «собачьей косточки»: если третья точка коромысла прикреплена к раме, шатун должен быть прикреплен другим концом к маятнику. И наоборот.

Два разных подхода к прогрессиям мотоциклов.

Сам амортизатор может также крепиться к шатуну (Yamaha R1 & R6 — рис. 1а, Ducati — рис. 2б.) или к коромыслу (остальные).

Источник

Прогрессия на мотоцикле.

Прогрессивная подвеска или попросту прогрессия появилась на мотоциклах сравнительно давно, но даже сейчас некоторые даже опытные байкеры не знают что это такое.

Прогрессия это дополнительный элемент подвески, который работает так: рычаг (или два) первого или второго рода (Рис. 6), у которого точки приложения сил не лежат на одной прямой с осью С. Рассмотрим, как этот элемент влияет на работу подвески. Он (в данном случае, в точке С) шарнирно соединен с рамой мотоцикла, одним концом через точку А, через дополнительную тягу с вилкой заднего колеса, а другим концом в точке В с проушиной амортизатора (Рис.8) (соединения шарнирные).

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

При наезде колеса на неровность оно через вилку (тягу) передает нагрузку Р1 в точку А (Рис.7). под действием этой нагрузки точка А сместится вверх на 15 мм (А1), в то же время точка В под действием уже нагрузки Р2 переместится на 10 мм (точка В1) вниз, то есть сожмет пружину на 10 мм. При прохождении точки А из А1 в А2 еще на 15 мм вверх, точка В пройдет из В1 в В2 уже не 10 мм, а 12 мм, то есть пружина будет сжата на 12 мм. Другими словами, при повороте рычага на определенный угол линейному перемещению точки А соответствует все возрастающие перемещения точки В и наоборот. Соответственно, пружина амортизатора на точку А будет действовать с возрастающим нелинейным усилением, и наоборот. А это и есть та самая, желаемая прогрессивная характеристика. В наше время этот тип подвесок в разных конструктивных исполнениях широко используются не только на кроссовых мотоциклах, но и на спортбайках, стритах, дорожниках. Она, при возросшей динамике, позволяет улучшить управляемость (мотоцикл лучше держит дорогу) и повысить безопасность. Но технический прогресс не останавливается.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Однако есть несколько вопросов. Если мы посмотрим призеров лучших эндуро гонок, то практически всегда там будут исключительно «Австрийцы», а как известно они не применяются прогрессию в своей линейке эндуро мотоциклов —EXC. Так возникает вопрос: Нужна ли она?

Во-первых — прогрессия значительно уменьшает клиренс мотоцикла. Помимо этого высок риск повредить рычаги прогрессии на твердых или острых препятствиях.

Во-вторых — прогрессия не самый дешевый элемент в обслуживании. Счастливые обладатели японской техники знают об этом не понаслышке. А если прогрессию запустить, она может выглядеть так:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Это зависит даже не от качества материалов или сборки, а попросту из-за условий эксплуатации: прогрессия всегда находится в самых мокрых, грязных места, где только побывает мотоцикл.

В-третьих — это конечно цена. Любой элемент увеличивает стоимость байка, это не очень влияет на БУ, однако на новые очень даже.

Итак, прогрессия значительно смягчает процесс езды, изменяя угол наклона амортизатора, а с другой стороны усложняет Ваш байк.

Источник

Нет прогрессии, нет проблем!

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Хотите знать больше о том, что такое прогрессия на мотоцикле?

А есть еще дополнительная подгруппа – это те, кто перешел из второй группы в третью, они облегченно вздыхают, лица их озаряются легкой и воздушной улыбкой, это счастливчики, сменившие свои японские ведра на оранжевые. Они успели познать всю глубину того омута, что зовется прогрессией подвески мотоцикла, и еще не успели привыкнуть к её отсутствию и к отсутствию всех головняков, которые подразумевает ее наличие.

Ну и, конечно, есть мотомеханики, которые бешено вращают завидущими глазами и жадно потирают загребущие руки в предвкушении наживы, видя престарелый японский эндурик.

в сборе на мотоцикле

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

в живую в разборе вот так:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Как работает прогрессия на мотоцикле?

Глубоко в дебри деталей и узлов машин вдаваться не буду, особо пытливые умы могут на просторах интернета найти для себя исчерпывающие ответы на все неловкие вопросы. Если вкратце, то прогрессия изменяет плечо приложения силы к амортизатору в зависимости от хода подвески путем его наклона. Чем сильнее сжимается подвеска, тем больше наклоняется амортизатор, тем меньше плечо приложения нагрузки, и тем меньшая результирующая сила действует на амортизатор. Грубо говоря, за счет этого подвеска мягче в начале хода и жёстче к концу, что позволяет быстро и точно отрабатывать мелкие неровности и не пробиваться на крупных. И все это звучит модно, современно, чУдно, технологично и даже вроде логично. Если бы не одно, «но»!

От себя могу добавить, что я обходился без защиты прогрессии эндуро на обоих своих мотоциклах [Yamaha WR250R ’09] и [Yamaha WR250F ’06], ездил много, бился часто об бревна и все такое, ни разу повредить не удалось. Хотя [бывал и в Крыму] А там камни и все такое:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

В итоге, если вы забиваете на прогрессию или покупаете Б/У эндуро мотоцикл с рук, вполне можно обнаружить там вот такое:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— мертвая прогрессия от CRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— грязные иголки CRF, а в особо запущенных случаях даже так:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— порванная обойма подшипника от CRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— поврежденная косточка от CRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— поврежденная косточка от CRF

Чтобы такого не происходило, необходимо регулярно обслуживать подшипники маятника и прогрессии. Регулярность обслуживания зависит от частоты грязевых ванн и качества установленных подшипников. Например, если у вас стоят подшипники Pivot Works, и вы особенно не лезете в грязь и катаетесь раз в месяц и только летом, то они могут и 3 года проходить без проблем (но я настоятельно рекомендую как минимум раз в год проводить осмотр и перенабивку свежей смазкой). Если стоят AllBalls или Moose Racing (тот же AllBalls, только вид сбоку, хотя вообще Moose Racing в основной своей массе делает не плохие штуки), и вы любите залезть по самые помидорки в грязную лужу на каждой покатухе раза два-три в неделю, то они и пол года не проходят.

У меня на [Yamaha WR250R] подшипники прогрессии оригинальные проходили примерно 3 года активной эксплуатации без вмешательства человека и были условно живыми, хотя и под замену. А вот на [Yamaha WR250F], после сборки я наездил всего 40 часов, по сути, участвовал только в одном сильно грязном замесе на Viking Rally, а там уже люфт, стоял комплект AllBalls. У товарища на WR250F ’07 года до сих пор стоят оригинальные подшипники, раз в год их инспектируем, и там все в идеале, один раз только в этом году заменили смазку.

В чем состоит обслуживание прогрессии?

Небольшое экономическое отступление:

Люфтить прогрессия мотоцикла обычно начинает не вся сразу, а по одной оси, то есть достаточно в целых подшипниках поменять смазку, а в люфтящих заменить подшипники, пальцы и сальники. Засада в том, что афтермаркет нам предлагает только комплекты сразу на всю прогрессию, по отдельности продаются только оригинальные запчасти, и стоимость комплекта только на ОДНУ ось (сальники, втулки, пальцы, подшипники), собранного из оригинальных компонентов, обходится чуть дешевле комплекта, например, AllBalls или PivotWorks, но на ВСЮ прогрессию. Таким образом собирать из оригинальных деталей получается дороже в разы.

Что поменять, что обслужить подшипники, и по времени, и по стоимости, выходит примерно одинаково. Замена и обслуживание подшипников прогрессии и маятника обходятся примерно в 5-6 тысяч рублей. Для среднестатистического эндуро любителя математика получается такая: если вы сами с усами и руками, и раскидать-закидать подвеску мотоцикла не проблема, то идеально раз в год проводить обслуживание и ездить лет 5 на одном комплекте подшипников, а дальше или ишак сдохнет, или мотоцикл продастся.

Если же нет возможности заниматься этим самостоятельно, то дешевле выходит раз в 3 года покупать комплект подшипников в маятник и прогрессию и сдавать мотоцикл в сервис на замену.

Повторюсь, все это справедливо для среднестатистического райдера. Если вы вообще не любите говна, ездите только в хорошую погоду по сухим тропинкам, то можно и лет 5 прокататься, и обнаружить девственно чистые подшипники. А если вы настоящий гонец, не пропускаете ни одной гонки, тренируетесь раза 3 в неделю при любой погоде, то можно и за 6 месяцев ушатать комплект от Pivot Works, например.

Как вообще обслуживать прогрессию? Сначала надо все разобрать.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— хаска без маятника

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— фото скинутого маятника

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— фото маятника и прогрессии

желательно подписать, чтобы потом проще устанавливать было (хотя можно и не подписывать, неправильно все равно собрать невозможно)

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— подписанная косточка

посмотреть в каком там все состоянии:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— грязный подшипник маятника WRR

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— грязные иголки WRR

промыть все бензином/керосином/WD-40, и если все в живом состоянии, и люфта нет, то собрать все обратно и натолкать свежей смазки

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы-WD40

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— чистые иголки WRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— маятник со смазкой.

Если же люфт есть, и имеются следы выработки на пальцах, ну или такой лютый фарш, как на фотках в начале статьи, то тут только замена.

Меняется все довольно просто, сначала извлекаем старые подшипники, для этого сначала греем место посадки (но без фанатизма, примерно до 90 градусов).

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— греем

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— греем и вытягиваем

Затем берем новый комплект подшипников, сальников и всех необходимых втулок. Который, кстати говоря, вы легко можете подобрать, приобрести и установить у нас, в BlackBOLT’S Motorcycle Garage & Workshop [Гаражная Мастерская Чорного БОЛТа].

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы— маятник с установленными подшипниками.

После того, как все подшипники сели на свои места, набиваем их свежей смазкой от MOTUL и собираем мотоцикл обратно. Не забываем смотреть в сервис-мануале моменты затяжек осей маятника, прогрессии и всего остального. И пусть подшипник ходит долго!

Источник

Переборка прогрессии мотоцикла своими руками на примере TM EN 300.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Любое транспортное средство состоит из множества элементов, но в зависимости от принадлежности ТС к той или иной категории, существуют значительные различия. Соответственно этому, к каждому ТС применяется свой собственный подход для улучшения его технических характеристик.

Ярким примером подобного рода можно назвать использование так называемой прогрессии в подвеске мотоцикла. Прежде чем говорить о том, что это такое, необходимо уточнить — какие бывают подвески.

Передачи на мотоцикле. Принципы переключения.

Для начала разберёмся, зачем вообще переключать передачи на мотоцикле. По сути, переключение передач позволяет подстроить скорость вращения коленвала двигателя под скорость вращения ведущего колеса. Соответственно, вопрос “Какую мне выбрать передачу для данной скорости?” можно переформулировать как “Какие обороты двигателя мне выбрать для данной скорости?”. На практике это выглядит так:

Таким образом, работа с коробкой передач сводится к поддержанию оборотов двигателя в оптимальном для нашей текущей задачи диапазоне.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

История возникновения и внедрения в производство прогрессивной подвески

Все начало меняться в начале 70-ых годов прошлого столетия. Сначала они внедрялись только на гоночных мотоциклах для мотокросса, но очень скоро это чудо инженерной мысли добралось и до гражданского мотопрома. Сегодня практически каждый железный конь оснащен таким типом задней подвески. Именно она от части и делает его более надежным и безопасным.

Вы только представьте, до внедрения этой технологии ход подвески в 100 миллиметров был запредельно большим и использовался в основном во внедорожной технике. С ее появлением 170-200 миллиметров это обычный диапазон для дорожной техники. Как же инженеры смогли добиться этого?

На помощь пришла простейшая механическая физика и немного творческой фантазии. Дело в рычаге, который позволил поставить амортизатор намного дальше, а также практически в любом месте на мотоцикле. Главное грамотно рассчитать систему прогрессии.

Прорыв сделала компания Yamaha. Их кроссовый мотоцикл оснащался одним длинноходным амортизатором который крепился нестандартно — горизонтально. Одним концом почти на уровне рулевой колонки, вторым на раму в заднем краю седла мотоцикла. Сложная рычажная система крепилась к маятнику — это облегчило заднюю часть и сконцентрировало усилие в передней части. Благодаря этому мотоцикл стал более приемистым и комфортным при езде, а также возросла его надежность. Амортизатор поставили газомасляный ( масло и сжатый газ в нем располагаются отдельно

). Это позволило сохранить нормальную работу при высоких нагрузках, они не вспенивались. Немного погодя прогрессия и моно-амортизатор вышли на дороги общего пользования. Все топовые японские производители делали свои неповторимые рычажные конструкции.

Какие обороты выбрать?

Как понять, какие обороты являются оптимальными в данной ситуации? Чтобы разобраться с этим вопросом, стоит взглянуть на график мощности двигателя своего мотоцикла. Это довольно странно, но производители обычно такой график не предоставляют. К счастью, для большинства мотоциклов такой график можно найти в интернете.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
В качестве примера вот график от мотоцикла Honda CB400SF

На фото изображено два графика:

График крутящего момента

Нетрудно заметить, что он совсем не ровный. Это значит, что двигатель на разных оборотах работает с разной эффективностью и выдает разный момент. По графику крутящего момента легко определить, в каких диапазонах оборотов двигатель работает наиболее эффективно.

График мощности

Касательно мощности, это ни что иное как произведение крутящего момента на скорость вращения коленвала, выраженную в радианах в секунду. Мощность получается в Ваттах. Если мы хотим оперировать более привычными лошадиными силами и оборотами в минуту – то, чтобы получить мощность, надо момент умножить на обороты и поделить на 7032. Это к вопросу о том, что лучше и нужнее – мощность или крутящий момент. На самом деле у двигателя, у которого крутящий момент на каких-то оборотах больше и мощность на этих же оборотах будет больше.

То есть сама постановка вопроса – что лучше, мощность или крутящий момент некорректна без указания задач и желаемого рабочего диапазона оборотов.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы

Что представляет собой подвеска мотоцикла?

В любой модели мотоцикла существует две подвески: передняя и соответственно задняя. Современные производители в подавляющем большинстве, в качестве передней подвески используют классический вариант телескопической вилки.

Она состоит из двух труб разделенных напополам, половины же в свою очередь производят скользящие движения внутри друг друга. В эти трубы устанавливаются пружинно-гидравлические амортизаторы, основной функцией которых является поглощение энергии возникающей в процессе удара, а также снижение появляющихся в этот момент колебаний. В зависимости от конкретного производителя мотоцикла, передняя подвеска в виде телескопической вилки видоизменяется, но суть ее работы остается неизменной.

Задняя подвеска выглядит совсем по-другому. Сейчас вместо свечных и жестких конструктивных решений, предпочтение отдается рычажной схеме. Основным элементом, которой можно назвать маятник, выполненный в форме рычага, имеющего приличную длину и прикрепляющегося в раме, за счет использования шарниров.

Данный рычаг соединяется и с осью расположенной в заднем колесе. Также используются варианты, когда моноамортизатор крепится по прямой линии с консольным рычагом, а не осью колеса. Такого рода задняя подвеска является одним из вариантов прогрессии.

Правильные передачи и оптимальные обороты на мотоцикле

Задача 1: максимально быстро разогнаться

Допустим, наша задача максимально быстро разогнаться. Для максимально быстрого разгона двигатель должен совершить как можно больше работы за минимальное время. Иными словами нам требуется наибольшая мощность. Смотрим график мощности, видим, что зона максимума находится в пределах 6-7 тысяч оборотов. Соответственно, наша задача во время разгона с помощью переключения передач поддерживать обороты в районе 6-7 тысяч.

Задача 2: спокойно разогнаться

Теперь, что если нам надо разогнаться, но не супер быстро, а так, спокойно? Особого смысла выдавливать максимальную мощность нет, можно немного сэкономить топливо и ресурс и переключаться так, чтобы держать двигатель в области максимального крутящего момента. В данном случае это 5-6тысяч.

Задача 3: ехать с постоянной скоростью

В случае если мы вообще никуда не разгоняемся, а просто едем с постоянной скоростью, то большая мощность нам не требуется. В этом случае имеет смысл держать обороты в зоне первого пика крутящего момента, в данном случае это примерно от 2800 до 3400. Держать обороты ниже нет особого смысла, потому что топливно-воздушная смесь начинает сгорать неоптимально и повышается расход бензина. А в случае, если понадобится быстро ускориться, придется ждать, пока двигатель раскрутится до оптимальных оборотов. Насчёт движения с постоянной скоростью ещё стоит сказать, что где-то после 80-90км/ч мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, начинает очень быстро расти и удваивается где-то на каждые 40км/ч. То есть, например, на 160 требуется в 4 раза больше мощности чем на 80, хотя скорость выше всего в 2 раза. Аналогично и при езде в горку. Даже если мотоцикл позволяет держать низкие обороты, лучше всё равно переключиться на пониженную, чтобы иметь запас по ускорению.

Что представляет собой прогрессия подвески мотоцикла?

Для начала необходимо отметить тот факт, что возможность использования прогрессии, подходит только для задней подвески. Исходя из особенностей конструкции данного элемента в мотоцикле, и вытекает само определение прогрессии и возможность (или же необходимость) ее установки. Основной целью такой операции является улучшение технических характеристик ТС, за счет более легкого преодоления дорог, не отличающихся хорошим качеством. Но при этом необходимо помнить, что проведении прогрессии задней подвески мотоцикла влечет за собой и некоторые негативные последствия.

Например, снижается такой показатель как клиренс, за счет больших габаритов подвеска начинается цепляться за бревна, камни и прочие препятствия на дороге, что может в любой момент привести к ее полной неисправности. Чтобы избежать подобной ситуации, специалисты специализирующиеся на ремонте и обслуживания различных видов транспортных средств, и в первую очередь мотоциклов, предлагают установить защиту на прогрессивную заднюю подвеску.

Под прогрессивной подвеской понимается установка удлиненного рычага, отличающегося своими размерами от классического варианта, который до сих пор широко распространен во многих моделях мотоциклов, а также ретро-репликах. За счет более длинного рычага изменяется плечо приложения силы непосредственно к самому амортизатору.

Гараж

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
Хотите знать больше? Прогрессия… Слыша это слово, эндуристы делятся на три группы: • первые недоуменно хлопают глазами, не понимая о чем речь. Они пока совсем ничего не понимают в устройстве подвески своего мотоцикла? «Подвеска — а чо будем вешать?» • вторые морщатся, как от боли, судорожно вспоминая, когда обслуживали крайний раз и, думая, что надо бы проверить люфт при удобном случае. Это хозяева японских эндуро, они с этим живут. В принципе, жить можно. • третьи пожимают плечами равнодушно — это владельцы оранжевых эндуро мотоциклов, у них этот узел отсутствует как класс на подавляющем большинстве аппаратов, и про прогрессию они слышали только в теории. А есть еще дополнительная подгруппа – это те, кто перешел из второй группы в третью, они облегченно вздыхают, лица их озаряются легкой и воздушной улыбкой, это счастливчики, сменившие свои японские ведра на оранжевые. Они успели познать всю глубину того омута, что зовется прогрессией подвески мотоцикла, и еще не успели привыкнуть к её отсутствию и к отсутствию всех головняков, которые подразумевает ее наличие. Ну и, конечно, есть мотомеханики, которые бешено вращают завидущими глазами и жадно потирают загребущие руки в предвкушении наживы, видя престарелый японский эндурик. Прогрессия — проклятье эндуриста и манна мотомеханика. Выглядит оно пример так: в сборе на мотоцикле

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
в 3D

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
или так в разборе:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
в живую в разборе вот так: Honda CRF250R ’05

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
Yamaha WR250R ’09

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
Как работает прогрессия?

Глубоко в дебри деталей и узлов машин вдаваться не буду, особо пытливые умы могут на просторах интернета найти для себя исчерпывающие ответы на все неловкие вопросы. Если вкратце, то прогрессия изменяет плечо приложения силы к амортизатору в зависимости от хода подвески путем его наклона. Чем сильнее сжимается подвеска, тем больше наклоняется амортизатор, тем меньше плечо приложения нагрузки, и тем меньшая результирующая сила действует на амортизатор. Грубо говоря, за счет этого подвеска мягче в начале хода и жёстче к концу, что позволяет быстро и точно отрабатывать мелкие неровности и не пробиваться на крупных. И все это звучит модно, современно, чУдно, технологично и даже вроде логично… Если бы не одно, «но»! Есть замечательный производитель оранжевых мотоциклов, который делает, пожалуй, лучшие мотоциклы для эндуро на планете (серия EXC), но это не точно. Хотя, если посмотреть любые соревнования по эндуро, хоть европейские мирового уровня типа Romaniacs, хоть наши местечковые, то из каждых 5 мотоциклов, заявившихся на гонку — минимум 3 будет КТМ, а то и 4. И с вероятностью 0.99 на подиуме тоже будет только К в своих эндуро мотоциклах не используют прогрессию вообще. То есть получается, можно было и без нее? Позвольте?! Так зачем же японцы продолжают пихать прогрессию везде и всюду? Совпадение? Не думаю… «А что такого-то?» — спросите вы. Ну, прогрессия и прогрессия, подумаешь…

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
Ну и, в конце концов, весь этот лишний металл, подшипники, защита — это все лишний вес, его не так уж и много, и он в самом низу, тем не менее, он лишний, если без него можно вполне себе обходиться, как показывает практика мотоциклостроения от компании КТМ. То НУЖНО обходиться без него. Второй момент — прогрессия мото работает в очень и очень некомфортных условиях, она очень часто погружена в воду, грязь, глину, песок, ее моют кархером и вот это все.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— WRF в гуано. В итоге, если вы забиваете на прогрессию или покупаете БУ эндуро мотоцикл с рук, вполне можно обнаружить там вот такое:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— мертвая прогрессия от CRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— грязные иголки CRF, а в особо запущенных случаях даже так:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— порванная обойма подшипника от CRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— поврежденная косточка от CRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— хаска без маятника

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— фото скинутого маятника

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— фото маятника и прогрессии

желательно подписать, чтобы потом проще устанавливать было (хотя можно и не подписывать, неправильно все равно собрать невозможно)

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— подписанная косточка

посмотреть в каком там все состоянии:

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— грязный подшипник маятника WRR

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— грязные иголки WRR промыть все бензином/керосином/WD-40, и если все в живом состоянии, и люфта нет, то собрать все обратно и натолкать свежей смазки

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
-WD40

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— чистые иголки WRF

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— маятник со смазкой. Если же люфт есть, и имеются следы выработки на пальцах, ну или такой лютый фарш, как на фотках в начале статьи, то тут только замена. Меняется все довольно просто, сначала извлекаем старые подшипники, для этого сначала греем место посадки (но без фанатизма, примерно до 90 градусов).

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— греем Затем выпресовываем подшипники цанговым съемником, если его нет, можно применить тиски, головки из набора инструментов, подходящие куски труб, болты, шайбы гайки, смысл один — плавно выдавить подшипники оттуда, где они сидят.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— греем и вытягиваем

Выколачивать — крайне не желательно, только если нет других вариантов.

Затем берем новый комплект подшипников, сальников и всех необходимых втулок.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— новый комплект прогрессии для CRF, запрессовываем обратно тем же макаром, как выпресовывали, только наоборот. Повторюсь, заколачивать — крайне не желательно, только если нет других вариантов.

Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Смотреть картинку Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Картинка про Прогрессия на мотоцикле принцип работы. Фото Прогрессия на мотоцикле принцип работы
— маятник с установленными подшипниками.

После того, как все подшипники сели на свои места, набиваем их свежей смазкой и собираем мотоцикл обратно. Не забываем смотреть в сервис-мануале моменты затяжек осей маятника, прогрессии и всего остального. И пусть подшипник ходит долго!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *