Прямоток на машину что это
Прямотоки. Теория правильного выпуска
Общеизвестный факт, что «прямотоки» дают феноменальные результаты на турбо-машинах, а этот сайт посвящен ВАЗам… 2108 и ему подобные хоть и истинные «атмосферники», но в последнее время все чаще появляются качественно оттюнингованые турбо-Самары. Предлагаем Вашему вниманию теорию + повод для размышлений 🙂
Установка выпуска с низким сопротивлением — это обязательное условие для получения хорошей мощности. Довольно часто высокопоточный выхлоп делается еще на начальных стадиях модификаций, «на вырост» так сказать. По сравнению с другими модификациями это еще относительно недорогая процедура.
За выпускным коллектором создается обратное давление выхлопных газов, что мешает увеличению мощности двигателя и поэтому это давление должно быть максимально минимизировано.
Если уменьшить обратное давление, то улучшиться выброс отработаных газов из камеры сгорания, а это в свою очередь позволит загнать в нее больше свежего воздуха (читай — кислорода) и топлива. А чем больше топливовоздушной смеси поступит в цилиндры двигателя — тем больше мощность на выходе
Достоинство «прямотоков» еще в сокращении потерь «на выдохе», т.е. при малом сопротивлении нужно гораздо меньше меньше усилий чтобы вытолкнуть отработанные газы.
Машина с «прямотоком» имеет заметно лучший отклик на открытие дросселя (читай — нажатие педали газа), большие момент и мощность на высоких оборотах. В некоторых случаях возможно даже уменьшение расхода топлива, но это во многом зависит от Вашей манеры вождения.
Правильно постоенный прямоточный выхлоп несомненно имеет ряд преимуществ перед обычными выпускными системами, но полученый результат может значительно разниться от машины к машине. Турбо-моторы от модификации выпуска обычно получают больший прирост мощности (как собственно и при чип-тюнинге), чем атмосферные. Так получается из-за того, что турбина начинает вращаться быстрее, а следовательно и нагнетает больше воздуха. Получается замкнутый круг, в некотором роде
Атмосферные двигатели очень чувствительны к тому как сделан выпускной коллектор (паук). О том как лучше его сделать можно говорить очень много, поэтому пока мы сосредоточимся на выпускной системе позади выпускного коллектора. А к дизайну выпускного коллектора вернемся в одной из следующих статей.
Как-же правильно подобрать компоненты для правильного выхлопа?
Типы глушителей
На сегодняшний день есть 2 основных типа глушителей: это прямопоточные и обратнопоточные. Есть еще вариант с перегородкой, очень популярный ранее, но эти глушители начинают исчезать т.к. у них мизерный выхлопной поток.
Как понятно из названия Прямопоточный глушитель («прямоток») имеет между входом и выходом прямую перфорированную (т.е. всю с кучей дырочек) трубу. Перфорация позволяет выхлопным газам расширяться в «бочке» вплоть до внешней стенки. Стоит отметить, что термин «прямоточный» подходит также и для V-образных двигателей, которые имееют 2 глушителя — с левой и с правой стороны машины. Подобные системы выпуска называют еще системами со смещенным прямоточным глушителем.
Если смотреть на выпуск с точки зрения низкого сопротивления выхлопным газам, то прямоточные глушители это настоящая находка. Качественные прямоточные системы выпуска имеют в общей длине более 90% прямых труб. Т.е. сопротивление выпуску всего на 10% больше, чем если бы Вы ездили вообще без глушителя 😉
Обратнопоточные глушители имеют около 60-70% от потока прямоточного глушителя. И это не удивительно! Достаточно взглянуть на схему «внутренностей» такой системы. Отработавшие газы загодят в глушитель, проходят его, после чего возвращаются в начало глушителя, после чего опять меняют направление, но в этом случае уже в направлении «света в конце тоннеля». Т.е. выхлопные газы делают 2 180-градусных разворота, что собственно и приводит к существенному снижению потока в целом. Дизайн глушителя может как улучшить, так и испортить работу выпуска.
Поэтому по части сопротивления прямоточные глушители являются бузусловными лидерами. Это не раз подтверждалось на специальных тестах.
«Сердечные» сгибы
«Сердечная» труба — это обычная труба, но определенным образом согнутая и с сердечником внутри. Это позволяет трубе сохранить на изгибе практически полный диаметр. Это делается для того чтобы поток выпускных газов поддерживался на максимально высоком уровне на протяжении всего своего пути по трубам. Но стоит заметить, что не все «сердечные» трубы одинаково хороши. Идеальная выпускная система это когда система после выпускного коллектора состоит из одной трубы и ее начало совпадает с выходом выпускного коллектора. Но на практике систему формируют путем сварки различного рода коротких переходных секций с уже сформированными изгибами. Все бы ничего, но швы от сварки оставляют свои следы и внутри трубы, а это способствует возникновению завихрений, а вместе с ним и дополнительного сопротивления. Старательный сварщик может частично решить проблему минимизировав «грубости» от сварки внутри трубы, воспользовавшись точильным камнем.
Толстые трубы
Чем больше — тем лучше — это особенно актуально для турбированных двигателей т.к. они должны легко «дышать», насколько это вообще возможно. А чем бОльшего диаметра труба, тем бОльший поток газов сможет пройти через нее с наименьшим сопротивлением. Сейчас общепринятый стандарт диаметра выпускных труб — 3 дюйма, но нередко уже используются и 4″ трубы. Атмосферные двигатели имеют такую особенность, что им необходим небольшой диаметр выпускной трубы чтобы для оптимальной производительности создать обратное давление. Но это в теории, а на практике хорошая работа «атмосферника» в паре с большими выхлопными трубами более чем возможна при правильной настройке подачи топлива и его зажигания.
Высокопоточный катализатор
Современные высокопоточные катализаторы почти не замедляют поток выхлопных газов, но при этом они существенно сокращают уровень шума, при этом еще и очищают отработанные газы. Сейчас катализаторы и относительно недорогие, и имеют неплохую пропускную способность. Например современный 3-х дюймовый катализатор создает выхлопным газам меньшее сопротивление, чем многие 2″ тюнинговые глушители.
Что дает нам Прямоток
Замена штатной выхлопной системы на прямоток.
Характеристики двигателя после замены выхлопной системы могут зависеть от нескольких факторов. Одну из важных ролей играет конструкция штатной и новой систем.
Во-первых, в старой заводской системе могут присутствовать несколько катализаторов, при удалении которых можно получить дополнительный прирост мощности для силового агрегата. Во-вторых, при установке новой тюнинговой выхлопной системы нужно учитывать, что она должна быть идеально продумана и рассчитана, иначе после замены заводской комплектации, автомобиль может не получить прирост мощности или даже потерять в производительности.
Действительно ощутимый эффект можно получить при замене всей системы целиком, в том числе впускного коллектора («паука»), а также расширении диаметра соединительных труб до 60 мм.
Анализируя замеры мощности на динамометрическом стенде после замены выхлопной системы, можно сделать выводы, что в чаще всего прирост мощности составляет 3-10%.
Наибольший прирост мощно получить на надувных двигателях большого объема, а менее всего заметен эффект на атмосферных низкофорсированных агрегатах. Исходя из этого, при установке «прямотока» (тем более, без замены «паука») на массовые автомобили с малолитражными моторами имеет смысл говорить только о «звуковом» тюнинге.
Прямоточные глушители и мир вокруг нас
Прямоточные глушители и страсти вокруг них
Считается, что прямоточные глушители — это атрибут солидно заряженного автомобиля. Проехаться с ревом по дорогам города — высшее блаженство для водителя. Только это не нравится горожанам и сотрудникам ГИБДД. В силах ли блюстители порядка победить дорожных ревунов? Корреспондент рассмотрел ситуацию вокруг глушителей.
«Нет» глушителям!
Горожане, услышав рев проносящихся мимо их окон автомобилей, ворчат: поснимали глушители, людям спать по ночам не дают! И пишут жалобы в ГИБДД. Инспектора ДПС штрафуют автовладельцев за то, что на автомобилях стоят прямоточные глушители. А владельцы утверждают, что у них не прямоток, и не соглашаются платить штрафы. И, в свою очередь, жалуются на гаишников. Получается замкнутый круг.
— Мы боремся, и будем бороться с прямоточными глушителями, — сообщил начальник ГИБДД — От них шуму много. Жильцы постоянно пишут жалобы и к нам, и в УВД, и в администрацию города. Поэтому еще раз повторю: ставить прямоточные глушители запрещено. Любой инспектор ДПС может остановить такой автомобиль и наложить на водителя штраф.
Вроде бы все просто. Запрет на прямотоки объясняется в приложениях к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Конкретно — в пункте 7.18 приложения «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается управление транспортным средством». Он звучит так: «В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации». А в инспекции утверждают, что разрешения на прямоточные глушители они не дадут. Замена равноценных узлов возможна, а вот самовольное внесение изменений запрещено.
— На практике это означает, что нельзя ставить глушители, на которые нет сертификатов соответствия завода-изготовителя, — объясняет сотрудник отдела пропаганды главного управления ГИБДД. — Это даже опасно. Покупают непонятно кем изготовленный агрегат, а он может быть неисправен. Поэтому при покупке глушителя надо требовать сертификат соответствия.
С «толстыми» глушителями стражи дорожной безопасности борются всеми силами. Автомобили, на которых стоят несертифицированные прямоточные системы выхлопа, обречены при прохождении очередного техосмотра. А на дорогах инспектора ДПС выписывают штрафы за «управление транспортным средством при наличии неисправностей» — статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф — 50 рублей.
Разрешить невозможно запретить
Как ни странно это звучит, но инспектора ДПС не могут штрафовать только за наличие прямоточного глушителя. Во-первых, он может быть сертифицирован — водитель не обязан возить с собой сертификат. Во-вторых, может быть «родным» на автомобиле. Например, BMW 325-й и 340-й серии, «Опель Омега» и некоторые другие модели машин выпускаются заводом-изготовителем с прямоточными системами выхлопа. В-третьих, его может вообще не быть.
— Меня остановили инспектора, — рассказывает владелец «Хонды Интегра», — и начали убеждать, что на машине стоит прямоточный глушитель. «Почему вы так решили?» — спрашиваю их. Потому что шумит сильно! И штраф выписывают. А у меня сроду прямотока не было, это двигатель «Хонды» такой громкий! Отстали, только когда продемонстрировал звук на 6000 оборотах.
Другая история. Остановили ВАЗ-2112. «Нарушение» налицо: большая труба из-под бампера торчит. Однако главная улика была откручена за пару минут. Это оказалась насадка на штатный глушитель, которая абсолютно не влияет на звук, а только придает эстетичный вид задней части машины.
Вот поэтому инспекторам ДПС придется сначала доказать, что на машине — прямоток. Впрочем, специалисты по тюнингу утверждают, что «на глазок» нельзя определить, какой стоит глушитель. Прямоточную систему можно так замаскировать, что она не станет рычать и визуально не будет отличаться от штатных. А проверить на дороге уровень шума или дымность выхлопных газов невозможно из-за отсутствия необходимых приборов. И отправлять машину на внеочередной осмотр нельзя. Согласно статье 13.9 приказа 297 МВД РФ от 20 апреля 1999 года не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.
А в приложении к статье 12.1 КоАП есть такая фраза: запрещается повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке.
Как видно, штрафы на дорогах — это неэффективный метод борьбы с рычащими глушителями. Остается надежда, что прямотоки не пропустит техосмотр. Но и это не факт. Качественные прямоточные глушители соответствуют евростандартам и не покажут превышения по содержанию окиси углерода. А пресловутые децибелы при техосмотре никто не измеряет. Впрочем, это тоже не стало бы панацеей от прямотоков. В спортивных глушителях «Проспорт» и «Ультр» есть заглушка. Выезжая за город, ее можно снять и проехаться с диким ревом, а при езде по городу она ставится обратно. Крепится заглушка на один болтик. И никто не запретит ее установить на время прохождения ТО.
Последняя возможность найти управу на «ревунов» — сертификаты соответствия. Вот их наличием на ТО поинтересуются очень активно. И при отсутствии документа будут принимать карательные меры. Вплоть до снятия номеров. Но и здесь есть своеобразная лазейка. На снятые с производства машины можно ставить любые запчасти. Без сертификатов.
Все вышеперечисленные доводы прекрасно понимают в ГИБДД. Но отступать от борьбы против рычащих глушителей не собираются. В крайнем случае, есть еще один способ — препятствовать распространению этих глушителей продавцами.
Предложение
Получается, что горожане будут продолжать просыпаться по ночам и слушать рев моторов. Но одно дело — самодельные глушители, которые не только нарушают спокойствие, но и вредно влияют на работу двигателя. И совсем другое — глушители, соответствующие европейским стандартам по шуму и по содержанию окиси углерода в выхлопе. А, как известно, евростандарт гораздо жестче российского. Так почему бы не дать автолюбителям спокойно совершенствовать свой автомобиль, не требуя повторного сертифицирования глушителей с евростандартом?
Чтобы найти прямоточный глушитель в Самаре, не надо сильно напрягаться. Достаточно заглянуть в тюнинговые салоны. Или, если бюджет не позволяет, на автомобильные рынки…
На подобных рынках можно найти самоделки. Делают такие агрегаты за «две секунды». Умельцы вставляют в штатный глушитель лом и по нему бьют кувалдой. Перемычки в глушителе перебиваются, и он начинает рычать. Подобного, очень низкого, качества питерские глушители «Некс». Производители этих запчастей берут штатный глушитель и начинают его переделывать, потом красят в другой цвет и продают под своей маркой. Использование таких запчастей только вредит работе двигателя и снижает его мощность.
Конструкция
Упрощенно конструкция прямоточного выхлопа такова: «паук», пламегаситель или резонатор и спортивный глушитель. Катализатор из прямоточной системы исключен.
В прямоточном глушителе между корпусом и трубой с отверстиями проложен звукопоглощающий материал. Как правило, это базальтовая вата, состоящая из длинных минеральных волокон. Чтобы волокна не выдувались наружу, между трубой и ватой размещают заградительный барьер из очень мелкой сетки. Ресурс прямоточного глушителя определяется сроком удержания волокон, а затем глушитель начинает звенеть. Вата хорошо поглощает высокие частоты, а с низкими справляется плохо. Поэтому глушители начинают басовито реветь. Причем некоторые модели уже выпускаются с определенно настроенным звуком: городской или экстремальный.
Прямоточный глушитель оказывает наименьшее сопротивление выхлопным газам. На машинах с простыми атмосферными моторами прямоток частенько оказывается бесполезным. Другое дело — хорошо заряженные машины. Если двигатель имеет увеличенный рабочий объем или турбо наддув, то штатная система выхлопа может не справляться и «душить» мотор и прямотоки будут положительно повлиять на скорость и мощность автомобиля. Но один спортивный глушитель здесь не поможет. Необходима замена всей системы выпуска.
Устройство прямоточного глушителя.
Всегда не хватает мощности тем, кто любит «горячую» езду. Они стремятся выжать из движка все, и каждая «лошаденка» станет в копеечку. Когда исчерпаны все возможности улучшения ходовой части и двигателя, следующая по очереди будет улучшаться выхлопная система. А именно устройство прямоточного глушителя.
Самая лучшая шумоизоляция вряд ли поможет водителям и пассажирам. Любое вторжение в выхлопную систему потребует обязательной поправки в системе питания.
Следовательно, улучшение мотора с 16-тью клапанами, доработав выпускную систему уже отработавших газов, занимает далеко не последнее место в его совершенствовании. Можно ограничиться оконечной «банкой», резонатором и более современными «штанами». Смена труб на трубы большего размера дает прибавку, это несложно сделать на дорожных машинах. Также добавится примерно 5-7 «лошадиных сил», если установить цельный выпускной коллектор с равным расстоянием от выпускных каналов головки до соединения его с приемной трубой.
Обычно применяют два варианта: либо истратить кучу денег и получить отличную систему, либо купить на рынке ширпотреб. Глушитель ограничительного типа обладает самым меньшим сопротивлением потоку, и все-таки снижает шум хуже остальных. Именно эти «глушилки» устанавливают в бесполезно усовершенствованные автомобили.
Фирмы по производству прямоточных глушителей
Фирма Себринг – лидер на рынках прямоточных глушителей. Ее глушители – мощные, с приятным звуком выхлопа. Помимо этого, эти глушители – находка для тех, кто хочет получить необыкновенное звучание. Специалисты компании легко настроят звук, но эта услуга стоит немалых денег. Один из инженеров этой фирмы, Отто Креш, открыл собственное предприятие по производству прямоточных глушителей – Ремус. Эти «глушилки» устанавливались почти на все Субару Импреза. В настоящее время компания Ремус единственный конкурент Себринг. Про-спорт тоже производит неплохие изделия. Эти глушители подходят к отечественным автомобилям. Если хотите сэкономить на глушителе, то Поверфул – самый приличный вариант. После установки этой «банки» лишние «лошади» у вас не появится, но звучание будет превосходным.
Представляете, как отреагируют окружающие на «заряженный» авто с обычной выхлопной системой, который будет гоготать! Нередко клиенты тюнинговых компаний, заменяя глушитель, хотят добиться «порядочного» звучания мотора. Задача намного упрощается, когда требования к выхлопной системе не распространяются дальше смены «голоса». Для этих целей подходит поглотительный глушитель. Резонаторные глушители уничтожают низкие частоты. Следовательно, разнообразив размеры и набор элементов, подбирается желаемый звук.
И в заключение единственный совет: если ваш автомобиль не отличается от серийных по комплектации, то не ставьте «прямоток». Это смешно: на авто с «комариными» силами стоит глушитель, который рассчитан на большое «стадо» быстрых «мустангов».
Возможности прямоточного глушителя и ожидаемый эффект
Любой автолюбитель старается делать все возможное, чтобы его машина выглядела привлекательно, при этом обладала хорошей мощностью. Внешние улучшения не так прельщают, как улучшенные ходовые характеристики. Тогда можно хоть в гонках участвовать. Получить комплексный результат без значительных затрат можно, если модернизировать выхлопную систему. Делается это как кардинально, так и переделывается частично. Для достижения эффекта, взамен заводской детали, не обойтись без прямоточного глушителя.
Расширяем кругозор о прямотоке
Для общего развития, вспоминаем понятие и назначение прямоточного глушителя. Обычная система выхлопов выполняет следующие задачи:
Главным моментом здесь является снижение предельной токсичности выхлопов. Что достигается благодаря наличию каталитического нейтрализатора. Данная деталь обеспечивает разложение в начале прохождения процесса отработанных газов. Такое разделение позволяет превратить опасные вещества в абсолютно безвредные компоненты.
Вернемся к глушителю, на которого возложены задачи по подавлению звуковой волны, также выведению остывших после отработки газов наружу машины.
Если рассматривать глушители заводской сборки, в них компенсация звука происходит с помощью системы камер и специальных зеркал. За счет их идет постоянное отражение, преломление и удержание звуковой волны. После такого дробления, она выходит за пределы уже приемлемой для слуха человека. Иногда на малых оборотах движка получается ощутимая тишина. Кстати, гашение звука в спортивном варианте глушителя, происходит иным методом.
Каких эффектов ожидать от прямоточного глушителя
Покупка полноценной спортивной детали дает такие возможности для автомобиля:
Многие согласятся, что предоставляемыми возможностями прямоточной выхлопной системой, стоит воспользоваться. К тому же автомобилисты все чаще начинают увлекаться такой установкой. Которая вполне может гармонично вписаться в любую марку автомобиля.
На какую мощность прямотока рассчитывать
Если волнует такой вопрос, здесь сразу сложно ответить. Полезная мощность мотора будет зависеть от множества параметров. Планировать установку прямоточного глушителя без усовершенствования выхлопной системы – это абсолютно пустая затея. Ощутимого эффекта ждать не придется. Единственное, можно получить в лучшем случае процента два, и то не факт.
Хочется достичь результативности, делайте все комплексно. Это и замена катализатора на более производительный, установили новый резонатор, модернизировали топливную систему. Вот от этого можно получить процентов двадцать, а то и больше. Главное, правильно подойти к тюнингу. Также не торопитесь, в таком деле важна качественная настройка всех составляющих между собой.
Собираясь поставить прямоточный глушитель на свою машину, учитывайте модель авто, тип движка. Немаловажен момент специфики такого монтажа. Особенно, возможна ли внести изменения или доработать задний бампер.