Прыжки на кроссовом мотоцикле
Советы техники прыжков от Алексея Колесникова
Нам также удалось пообщаться с Алексеем Колесниковым.
Он совершил несколько поездок в Индию в рамках выставок FMX по всей стране, в том числе на крупнейшей выставке Red Bull FMX Индии в 2019 году.
Это советы Алексея о том, как научится прыгать трамплины.
Почувствуйте себя на мотоцикле “Большой секрет хорошего гонщика FMX в том, чтобы идеально чувствовать себя на мотоцикле”, — говорит Алексей.
Это происходит потому, что у кроссового мотоцикла нет датчиков скорости. Например, на мотоцикле FMX нет спидометра, поэтому гонщику необходимо физически оценить свою скорость, которая зависит от правильного ощущения себя на мотоцикле.
Умение идеально гармонировать с мотоциклом идет рука об руку с навыками FMX. “Вы должны уметь отлично управлять мотоциклом и контролировать его, и тогда на основе этого, ваши навыки будут развиваться ”, — говорит Алексей.
Начните с мотокросса
Алексей говорит, что вам нужно начать с мотокросса, прежде чем вы сможете заняться фристайлом. «Вы должны быть хороши в мотокроссе и прогрессировать оттуда».
Если у вас есть навыки управления мотоциклом на трассе вставать и садится во время езды, – тогда вы можете начать переходить к следующему шагу.
Чтобы управлять тяжелыми мотоциклами, который в среднем весит 100 кг – вы должны быть в нужном физическом состоянии.
Вам нужно иметь силу в своих руках и сердце. Во-вторых, это также оказывает сильное давление на ваши колени, спину, ноги и шею, поэтому вам нужно поработать над их укреплением ”.
Он добавляет, что вам также нужно будет поработать над выносливостью, особенно если вы хотите участвовать в соревнованиях.
“Некоторые люди думают, что они хорошо вложат деньги в хороший мотоцикл, но затем экономят на защите. Сначала вложите деньги в хороший шлем, затем в хорошие ботинки, защиту колен, перчатки, нагрудные пластины, ремень и защитные очки.
Все важно поэтому если у вас их нет, не садитесь на мотоцикл и не пытайтесь заниматься FMX и мотокроссом ”.
Прыжки на кроссовом мотоцикле
Рано или поздно человеку, передвигающемуся на мотоцикле по бездорожью, придётся оторваться от земли. Для этого не обязательно заниматься мотокроссом – чуть заметная кочка может отправить эндуриста, едущего даже на невысокой скорости, в дальний полёт. Как оторваться от земли и не ударить в грязь лицом, рассказывает известный мотокроссмен и эндурист, пионер российского мотофристайла Алексей Колесников.
Царь кочки
Лучше всего подходят для прыжков кроссовые мотоциклы и современные спортивные эндуро. Их стандартная подвеска приспособлена для более чем дальних полётов. Правда, она должна нормально работать. Если кто-то накрутил регулировочные винты так, что на каждой кочке мотоцикл подбрасывает в воздух, и спереди или сзади раздаётся неприятный стук, установите заводские регулировки – они рассчитаны на среднюю езду среднего мотоциклиста. В менее спортивных эндуро подвеску нужно настроить пожёстче, при необходимости заменить пружины в вилке и амортизаторе.
Для первых учебных прыжков нужно использовать самые простые препятствия. Всем хочется летать через 30-метровые «столы» или «разрывные». Но для новичка такая учёба может закончиться очень быстро и не самым приятным образом. Поэтому в качестве первой взлётной полосы лучше использовать грунтовку с небольшой кочкой. Места разгона, отрыва и приземления должны быть максимально ровными: никаких колей, выбоин и прочих препятствий, способных изменить траекторию мотоцикла при взлёте или посадке.
Первое и главное правило – во время прыжка нужно стоять на подножках. При этом туловище находится в середине мотоцикла, в мотокроссе такая стойка называется средней. Если ложиться на руль или садиться на заднее крыло, в воздухе вы будете либо «нырять», либо «козлить». Не нужно судорожно цепляться за руль или всем телом давить на подножки: вес равномерно распределяется, как при обычной езде. Особенно следует обратить внимание на положение стоп. Подножка находится посреди подошвы, при этом нужно исключить любой контакт с рычагами тормоза и КПП.
Теперь остаётся только разогнаться и, удерживая ровный газ, прыгнуть. Даже если перед отрывом стало страшно, перед глазами пробежала вся жизнь, вы вспомнили про оставшихся дома малолетних детей, про то, что забыли оформить страховку от несчастных случаев с летальным исходом, не бейте по тормозам и не закрывайте газ. Иначе дети действительно могут остаться без кормильца, в лучшем случае на пару недель. Переднее колесо встретится с землёй, после чего наездник отправится в полёт через руль. Откручивать, сжав зубы, ручку газа на взлёте тоже не нужно: мотоцикл «закозлит» со всеми вытекающими последствиями. Первое приземление должно пройти мягко, одновременно на оба колеса.
Наконец, когда почувствуете себя царём кочки, можете отправляться на поиски другого, более высокого препятствия схожей конфигурации. Основная задача на этом этапе обучения – перестать бояться отрыва от земли, почувствовать поведение мотоцикла в воздухе в зависимости от положения тела, поворота ручки газа и конфигурации трамплина.
Настольный кросс
Обпрыгав все кочки в округе и почувствовав себя сыном Гагарина и Терешковой, можно приступать к штурму рукотворных трамплинов. Так называемые «столы», земляные конструкции с наклонным вылетом, приземлением и площадкой между ними, можно найти на любой кроссовой трассе. Однако далеко не каждый «стол» подойдёт для учебы. В идеале вылет не должен быть слишком крутым и выстреливать мотоцикл в поднебесье. Приземление также нужно выбирать достаточно пологое и длинное, без выбоин и колей. Идеальное расстояние между ними – пять-шесть метров.
Главная задача при прыжке через «стол» – обоими колёсами попасть в приземление. Форсировать события и добиваться этого с первой попытки не стоит. Поначалу вы будете плюхаться где-то посреди площадки, постепенно улетая всё дальше и дальше. Наконец, заднее, а потом и переднее колесо коснётся склона-приёмника. Но то, что хорошо для кочки, плохо для «стола». С пологим приземлением такие фокусы проходят, в более крутое же нужно входить так, чтобы оба колеса касались земли одновременно. Для этого нужно научиться опускать переднее колесо.
И тут придётся научиться работать в воздухе задним тормозом. Немного выжимаем сцепление и держим газ, чтобы мотоцикл не заглох. Слегка нажимаем на лапку и замечаем, что передок идёт вниз. Если мотоцикл ныряет лишком глубоко, приподнять его можно прибавлением газа. Путём долгих тренировок учимся добиваться нужного угла наклона и входить в приземление двумя колёсами. После этого можно переходить к другим, более длинным и крутым «столам». Опытные спортсмены определяют скорость, необходимую для правильного прыжка, на глаз. Новичку же нужно несколько раз приземлиться на верхушку, пристреляться, после чего целиться в приёмник.
Заезжать на «стол» на первых порах нужно на ровном газу, не делая резких движений ручкой ни в ту, ни в другую сторону. Есть и другой, более продвинутый метод. Если перед вылетом резко крутануть ручку, получится прыжок в высоту: мотоцикл выстрелит вверх за счёт отбива подвески и ускорения заднего колеса. Такие прыжки особенно полезны при недостатке места для разгона.
На «столах» прыгунов подстерегает множество опасностей. Прежде всего, нужно опасаться трамплинов, разбитых после соревнований. На вылете выбоины могут непредсказуемо повлиять на подвеску, так что мотоцикл улетит совсем не туда, куда предполагалось. Даже при прыжке с двух точек одного и того же «стола» траектории могут кардинально отличаться. Если же вы едете на гонке, особенно в дождь, состояние «стола» может измениться за один круг, и с того же самого места вы полетите не так, как в прошлый раз. Поэтому перед каждым прыжком нужно оценивать состояние вылета. Мотоцикл может развернуть боком, и исправить ситуацию в воздухе не всегда сможет даже профессионал. Чтобы этого не произошло, нужно выбирать самую ровную траекторию и заезжать в стабильном положении, не пытаясь балансировать корпусом, снимать одну из ног с подножки или одну из рук с руля. Нужно следить и за приземлением. Контакт переднего колеса с колеёй или выбоиной чреват падением через руль.
Недолёт – одна из серьёзнейших неприятностей, которые могут случиться на «столе». Ничего страшного, если оба колеса приземлятся на верхнюю площадку. Хуже всего, если переднее колесо уйдёт в спуск, а заднее ударится об угол площадки и приёмника. При достаточно крутом наклоне трамплина полёт через руль с большой высоты гарантирован. Именно поэтому тренироваться нужно на коротких «столах» с пологим приземлением, которые прощают такие ошибки.
Разрывная коронка
Самый опасный трамплин в мотокроссе – «разрывной», или «коронка». Это тот же самый «стол», только вылет и приземление представляют собой два отдельно стоящих бугра. Главная сложность – психологическая. Здесь нужно перебороть страх и представить себе, что перед тобой обычный «стол», который ты уже тысячу раз прыгал. Правда, это не так просто. Даже опытные кроссмены допускают на «разрывных» ошибки.
Чаще всего на «коронках» случаются именно перелёты. Человек осознаёт, что в случае недолёта его ждёт столкновение на высокой скорости с вертикальной стеной, поэтому старается разогнаться с запасом и улетает на плоскость. Рампа, на которой я выполняю трюки, как раз представляет собой типичную «коронку». Один раз человек попробовал её перепрыгнуть, инстинкт самосохранения подсказал ему, что надо газовать, и обманул. Прыгун двумя колёсами приземлился на асфальт, сломал ногу и получил компрессионный перелом позвоночника, поскольку ударился пятой точкой о сиденье. Другой достаточно опытный спортсмен сломал лодыжку. У меня у самого было множество перелётов. К счастью, всё заканчивалось лёгкими травмами, несколько раз об руль разбивал шлем.
В эндуро иногда встречаются дропы, по-русски – спрыги (когда прыгаешь вниз с вертикального склона). Опять-таки, прыгать нужно только после того, когда точно убедишься в том, что сможешь нормально приземлиться. Даже если ещё вчера вы спрыгивали на дно оврага, не исключено, что ночью туда упало дерево, или скатился камень. Мягче всего приземляться на склон. Как и в случае со «столами», вкатываться в приземление нужно двумя колёсами, на вылете и в воздухе нужным образом располагая мотоцикл. Посадка на плоскость намного жёстче, поэтому максимально допустимая высота дропа меньше. Главная задача – приземлиться на заднее колесо. Для этого отрываться надо с открытым газом, как бы поднимая переднее колесо вверх, и с газом же приземлиться.
Азбука фристайла
В совершенстве овладев прыжками, можно приступать к освоению базовых трюков. Самый простой, поворот головы на 180°, иногда применяется в мотокроссе. Зачастую посмотреть назад, чтобы оценить обстановку, в полёте легче, чем на земле. При кажущейся простоте, выполнить этот элемент не так просто. Опять-таки, всё дело в психологии. Многие, потеряв из виду землю, начинают теряться, двигать телом. Мотоцикл меняет траекторию и приземляется не так, как планировалось. Ни в коем случае не надо пытаться сразу развернуться на 180°. Во время тренировки понадобится помощник. Сначала он должен стоять так, чтобы вы могли видеть его, немного повернув голову. Когда это движение перестаёт вызывать дискомфорт, человек отходит немного назад, и так до тех пор, пока не произойдёт полного разворота. Конечно, не так просто найти статиста, готового несколько часов стоять и смотреть, как вы пытаетесь вывернуться в полёте. Тогда придётся искать себе какие-то ориентиры типа деревьев. Вместе с головой неизбежно поворачивается туловище, следовательно, мотоцикл также разворачивается. Выправлять сбившуюся траекторию нужно движением корпуса в обратную сторону.
Можно научиться и сознательно выставлять мотоцикл в полёте боком. У многих это получалось не по своей воле, когда при вылете одно из колёс соскальзывало. Приземление в таких случаях обычно происходило либо за пределами трамплина, либо в крайне неудобном положении. Наша же задача – не просто «заломить» аппарат, но и произвести мягкую посадку в нужном месте. Мотоцикл закладывается уже при въезде на трамплин. Для этого надо сместить тело в сторону, противоположную залому, и разгрузить соответствующую подножку. В полёте разворот контролируется поворотом руля. Но главная сложность не в заломе, а в приведении мотоцикла в нормальное положение. Для этого надо расположить тело так, как ему следует располагаться при обычном прыжке, и при помощи руля аппарат выпрямится. С первой попытки залом мало кому удавался. Нужно начать с малого: понемногу поворачивать руль, чтобы почувствовать его положение, потом потихоньку свешиваться. И главное, во время тренировок концентрироваться не на заломе, а на выпрямлении и приземлении.
Отпускание руки в полёте также разучивается не только красоты ради. В гонке часто приходится перематывать ленту на очках или вовсе их сбрасывать. Можно дезориентировать соперника, показав ему неприличный жест. Для начала снимать с руля безопаснее левую руку, чтобы правой контролировать ручку газа. Сперва кисть просто разжимается. Когда начинаете понимать, что ничего страшного с мотоциклом не происходит, немного снимаете руку. Потом кладёте на бедро. Трюк можно считать освоенным, когда сможете без проблем поднимать как левую, так и правую руку, заводить назад и вообще делать с ней всё, что заблагорассудится. Также разучивается отпускание двух рук. При этом нужно следить, чтобы ноги не задели лапку тормоза или КПП. В этом случае мотоцикл заглохнет и нырнёт передком вниз. Для приземления без рук очень важно найти «стол» с хорошим ровным приёмником без колей и выбоин, на который можно приземлиться с минимальной нагрузкой на подвеску.
Базовая техника прыжков в мотокроссе
Прыжки – это один из наиболее захватывающих дух элементов мотокросса. Когда, вы осмысленно и успешно применяете техники прыжков, вы приобретаете уверенность и контроль над собой для того, чтобы чувствовать себя комфортно и расслабленно при выполнении любых типов прыжков в мотокроссе. Как вы можете чувствовать себя комфортно, если вы не уверены в себе и в страхе вцепились в руль!
Напомним, что помимо всего прочего, уверенность при исполнении прыжков вам придадут такие техники, как: посадка и методы движения, работа тормозами, сцеплением и коробкой передач, которые вы можете изучить под руководством профессионального тренера в школе мотокросса Flower of Life.
Вы спросите: в чем связь тормозов с прыжками и будете правы, обычно умение правильно тормозить не влияет на прыжки, но об этом поговорим в следующих материалах. В большинстве случаев при прыжках, вы будете использовать задний тормоз, но это будет уже исправление ошибки. Следовательно, ваше умение тормозить поможет вам в исполнении прыжков. Посадка и умение правильно двигаться, будут вам полезны при выполнении прыжка, при этом сцепление и правильно выбранная передача также играют не маловажную роль.
Если бы в мотокроссе был бы только один вид прыжков, это было бы слишком просто, но, как вы знаете, подходов к прыжкам существует огромное множество. Существуют различные виды прыжков для различных типов грунта: липкого и скользкого, хорошо укатанного и мягкого, влажного и сухого.
Займите центральную позицию и почувствуйте себя комфортно. Позиция ног на подножках – на середине стопы. После того, как вы поставили правильно ноги и заняли центральную позицию, убедитесь, что ваши глаза находятся прямо над рулем, чтобы вы могли непосредственно видеть номерную табличку.
Когда вы находитесь в центральной позиции, ваши колени должны быть на уровне сиденья, чтобы нога была практически разогнута. Ваша нога от лодыжки до колена должна быть вертикальной, также вы должны видеть номерную табличку – это и есть центральная позиция. Если вы сдвинетесь корпусом вперед, то центр тяжести будет перед центральной осью, если назад – сзади от центра. Положение тела будет меняться в зависимости от ситуации. Правильное управление газом поможет вам контролировать переднюю частью мотоцикла во время прыжка, чтобы она была там, где вам это необходимо – ни слишком высоко, ни слишком низко.
Если вы сильно перегнетесь через руль, то центр тяжести будет впереди и передняя часть сильно опустится, а если вы отклонились назад и слишком много открыли газ, то передняя часть задерется вверх. Но, с другой стороны, во время прыжка, если вы и сбросили газ, то позиция тела должна быть задней, потому что сброс газа повлечет за собой опускание передней части мотоцикла. Соответственно, если вы открыли газ, то лучше не отклоняться назад, иначе передняя часть мотоцикла задерется, поэтому открыв газ – держитесь спереди, сбросили – сзади.
Когда вы заходите на трамплин, вы должны почувствовать давление в ногах, поэтому не отталкивайтесь вверх и вниз от руля, используйте его для контроля движений вперед-назад. Почувствуйте центр тяжести, контролируйте газ и движения вперед-назад, и вы исполните прекрасный и безопасный прыжок.
Начните вашу практику с простых прыжков. Хороший способ отработать эти навыки – потренировать их на мотоцикле, который стоит на центральной подставке. Затем очень медленно начните тренироваться непосредственно в прыжке.
Опять же сначала усвойте положение ног и особенно позиции тела, а также сопоставление тела и мотоцикла, затем привыкните сжимать сиденье коленями. Когда вы передвигаетесь взад-вперед, колени должны скользить вдоль сиденья. Коленями вы должны постоянно чувствовать сиденье.
Уделите этому некоторое время и привыкните к контролю позиции тела и ног. Убедитесь в том, что спина прямая. Отработайте движения вперед-назад, чтобы, когда вы прыгаете, вы уже понимали, в каком положении вы оторветесь от земли, нужно ли вам отклониться чуть назад или вернуться в центральную позицию. В общем, отработайте эти движения, прежде чем приступить к действиям.
Теперь давайте поговорим поподробнее о приземлении: позиции тела и движениях. Во время прыжка, даже если вначале вам пришлось передвинуться назад, например, пока вы в воздухе лучше вернуться к передней части мотоцикла или, как минимум, к центральной позиции. Иногда лучше к передней части мотоцикла, чтобы при приземлении вы могли свободно открыть газ, чтобы вас не стянуло в заднюю позицию.
Когда вы осуществляете базовый прыжок, нужно чтобы подножки располагались под центром стопы. Так вы обезопасите себя от растяжения ахилла. Продвинутые спортсмены могут ставить ногу на свод стопы, дабы амортизировать приземление голеностопным суставом и икроножной мышцей.
Подводя итог данному материалу важно отметить, что базовую технику прыжков можно отработать и самому, но все же лучше, если вы это будете делать под руководством опытного тренера, в целях ее правильного исполнения и безопасности.
Глава 8. Прыжки Взгляд на простые, двойные и тройные трамплины, столы и спрыги
Взгляд на простые, двойные и тройные трамплины, столы и спрыги
Немногие поспорят с тем, что прыжки на мотоцикле являются одной из наиболее увлекательных вещей в нашей жизни. Непередаваемые ощущения, как правило, являются той причиной, по которой гонщики и предпочитают кросс и эндуро другим видам мотоспорта и дорожной езде.
Как вы увидите, существует масса элементов, способных отправить вас в полет: от ухабов на низкоскоростных участках до обрывов и прыжков на максимальной скорости. Кроме этого, зачастую встречаются комбинированные элементы – двойные и тройные трамплины, столы.
Прыжки, однако, требуют серьезного отношения, поскольку могут жестоко наказать гонщика даже за незначительную ошибку. И именно поэтому так важно всегда держаться в пределах своих возможностей и подавлять желание изобразить супермена.
Осваивая прыжки, имеет смысл экспериментировать с различными подходами. Попробуйте приземления на переднее и заднее колесо на небольших скоростях; переходите к серьезным прыжкам после того, как у вас сложится хорошее представление о том, как мотоцикл будет вести себя на выпрыге, при приземлении, в зависимости от типа местности, в грязи. В мотокроссе и эндуро сотни тысяч составляющих, а прыжки – наиболее сложный элемент
Наиболее важным отдельно взятым моментом является следующий: учитесь прыгать на небольших трамплинах и переходите к более серьезным, только когда почувствуете себя по-настоящему уверено.
Второе: начинайте с одиночных прыжков. Не пробуйте выполнять столы, двойные, тройные, или любые другие комбинированные прыжки, пока не освоите прыжок одиночный.
Успех в освоении прыжков зависит от нескольких ключевых факторов, таких как положение тела, координация, управление газом и сцеплением, настройки мотоцикла, реалистичный выбор трамплина.
Не прыгайте в никуда
Каждый прыжок должен начинаться с внимательного изучения трамплина. Осмотрите трассу перед трамплином на предмет выбоин, камней, грязи, колей – всего, что может помешать вам, вашему мотоциклу, подвеске. Обратите внимание на поверхность трамплина: выпуклости, способные выбить вас из равновесия, углубления, которые могут внести сумбур в работу подвески. Оцените местность, где вы собираетесь приземлиться. Наконец, сделайте перед прыжком несколько кругов вокруг трамплина, чтобы ещё раз все обдумать.
“Перед прыжком всегда имеет смысл ознакомиться с имеющимися условиями”, – советует Джереми МакГраф, – “Вы всегда должны представлять, где собираетесь приземлиться; иначе ваши шансы травмироваться увеличиваются”.
После того, как вы проанализируете трамплин и сделаете вокруг него несколько кругов, у вас должно сложиться понимание, как и под каким углом он отправит вас в воздух. С опытом подобные оценки будут даваться вам все легче и легче.
Большинство прыжков требуют для поддержания равновесия неоднократного изменения положения тела. Вот почему, как правило, предпочтительно положение стоя, вес сконцентрирован в центре, колени и локти согнуты, взгляд направлен вперед. Это позволит вам совершать быстрые движения и эффективнее справляться с заездом на трамплин.
В идеале, все движения, направленные на изменение положения тела, должны быть плавными. И хотя иногда необходима скорость, резкие движения могут лишь усугубить состояние неравновесия.
Будьте осторожны с такими трамплинами, в силу своей природы они имеют тенденцию отправлять гонщиков через руль. По существу, это невысокие крутые трамплины и выбоины, которые подбрасывают заднее колесо сильнее, чем переднее. Наиболее предпочтительно подбираться к таким трамплинам стоя, перенеся вес на заднее колесо, на маленькой или средней скорости. Чем сильнее вы въедете в такой трамплин, тем больше будет подбрасывающий эффект. Как только соприкоснетесь с трамплином, ускоряйтесь на всем его протяжении, чтобы держать поднятым переднее колесо. На трамплине следует оказать сопротивление задней подвеске, не позволяя коленям расслабиться. Если вы попробуете принять часть шока коленями, то отбой усилится, ваши шансы полететь через руль возрастут. Но важно и не фиксировать положение коленей, они должны быть готовы двигаться на случай необходимости изменения положения тела
Различные подходы к приземлению
При обычных прыжках, когда вы приземляетесь на плоскую поверхность, следует касаться земли обоими колесами одновременно. Но на высоких скоростях большинство гонщиков предпочитает приземляться, держа переднее колесо примерно на 6 дюймов выше заднего. При этом большую часть удара примет на себя заднее колесо, для переднего сохранится лучшая управляемость. Если сразу за трамплином следует поворот, то это основание для касания земли передним колесом на малой (безопасной) скорости. При приземлении на переднее колесо, заднее колесо следует держать выше переднего примерно на 6 дюймов.
При приземлении на переднее колесо, используемом достаточно редко, вес лучше концентрировать на задней части сиденья, а руки держать подальше от переднего тормоза. Это, в сочетании с правильным положением, позволяющим коленям и локтям принять часть удара, снизит вероятность падения.
Приземление на наклонную обычно требует плоского приземления, когда оба колеса касаются поверхности одновременно. Когда стоит вопрос приземления для одиночного прыжка, лучше всего, как правило, приземляться на заднее колесо.
На всех этапах прыжка положение стоя позволяет гонщику контролировать положение мотоцикла, отталкивая или притягивая руль; используя в качестве опоры подножки, перемещать вес вперед или назад. Фотографии это проиллюстрируют.
Невысокие трамплины – хороший полигон для изучения поведения мотоцикла. На этой серии фотографий Дэнни Карлсон демонстрирует основы прыжка, согнув колени, держа стопу на педали тормоза, подняв кисти, согнув локти, устремив взгляд вперед
Оторвавшись от земли, Карлсон использует свой вес для поддержания равновесия. Он слегка отталкивает руль, чтобы предотвратить задирание переднего колеса, и перемещает вес назад, чтобы избежать подбрасывающего эффекта
Карлсон будет сохранять такое положение, пока не потребуется его коррекция. Если бы переднее колесо поднялось, он перенес бы вес к рулю. Соответственно, если бы переднее колесо неожиданно опустилось, Дэнни потянул бы руль на себя. А если бы потребовалось более радикальное воздействие, он заблокировал бы задний тормоз, чтобы опустить переднее колесо, или открыл газ, чтобы поднять его
Приземляясь, Карлсон идет вперед, поглощая часть удара с помощью коленей и локтей. Приземление на газу снижает шок и позволяет быстрее продолжить езду
Карлсон держит открытым газ, чтобы позволить двигателю помочь подвеске поглотить шок, направив движение вперед. Если бы он хотел немедленно тормозить, то подвеска направилась бы в глубины земли
“Если вы по недоразумению выпрыгнули с опущенным передним колесом, положение можно слегка поправить с помощью газа”, – считает Дэнни Карлсон, – “Гироскопический эффект заднего колеса способен оказывать значительное влияние на мотоцикл. В силу этого, чтобы опустить в прыжке переднее колесо, некоторые гонщики используют задний тормоз. При этом следует выжать сцепление и пару раз газануть, чтобы потом не потерять скорость”.
“Когда я приземляюсь, то обычно стараюсь соотносить угол наклона мотоцикла с углом наклона поверхности; исключением являются неровные участки, где я приземляюсь с передним колесом несколько выше заднего, чтобы избежать скручивания передней вилки”, – говорит Рон Личин, – “Если вы приземлитесь на неровной поверхности обоими колесами одновременно, переднее колесо под воздействием удара может отбить, вы потеряете темп. Но если вы приземлитесь на заднее колесо на газу, воздействие шока будет меньше”.
“За исключением случаев, когда вы приземляетесь на подъеме или неожиданно сталкиваетесь с двойным прыжком, не держите переднее колесо поднятым слишком высоко”, – советует Джон Дод, – “Чем выше оно поднято, тем жестче опустится при приземлении”.
Также очень важно в равной степени нагружать обе подножки, чтобы не нарушить равновесие. Пока вы не перейдете к продвинутым прыжковым приемам, следует держать мотоцикл ровно и не наклонять его в стороны. При наклонном положении увеличивается вероятность скольжения колес при выпрыгивании или приземлении, что может привести к массе неприятных событий. Если это случится в воздухе, то положение можно исправить, нагрузив подножку, которая находится выше; данный прием следует использовать лишь в случае необходимости.
Когда вы почувствуете себя уверенно на одиночных прыжках, можете переходить к отработке столов. Этот элемент похож на двойной прыжок, но он, как правило, безопаснее, поскольку последовательность прыжков менее жесткая. Повторим, что, тренируясь, двигаться надо от простого к сложному.
После внимательного изучения трамплина и нескольких кругов вокруг него, попробуйте приземлиться на вершине стола и составить представление о том, как мотоцикл ведет себя после прыжка, а также прикиньте, на какой скорости необходимо прыгнуть, чтобы перелететь стол и приземлиться на спуске. Продолжайте приземляться на вершине стола, каждый раз прыгая чуть дальше (на шаг, в котором вы уверены), пока не приблизитесь к его концу. Вы заметите этот момент, поскольку подвеска будет вас отбрасывать с края стола и у вас не будет времени для торможения.
В большинстве случаев следует приземляться с поднятым передним колесом (примерно на 6 дюймов выше заднего). Это обеспечит вам максимальный контроль над мотоциклом, если вы будете перепрыгивать (не допрыгивать) препятствие. В идеале, если вы рассчитали прыжок и видите, что приземлитесь на спуске, оттолкните от себя руль, чтобы опустить переднее колесо (когда вы отталкиваете руль, ваш вес смещается чуть вперед, что также сказывается на положении мотоцикла). Большинство гонщиков предпочитает держать мотоцикл параллельно поверхности в течение полета и медленно опускать переднее колесо по мере приближения приземления.
В большинстве случаев следует выбирать угол наклона мотоцикла в соответствии с наклоном поверхности, что может обеспечить вам мягкое приземление. Здесь действует принцип, позволяющий лыжникам совершать прыжки более чем на сто метров. А если лыжник прыгнет с высоты 50 футов вертикально вниз на ровную поверхность, последствия могут быть весьма трагичными. Однако при приземлении на наклонную поверхность параметры поглощения энергии намного лучше.
Если вы чувствуете, что приземлитесь до приемной части, следует коснуться края стола обоими колесам одновременно, чтобы сохранить контроль над мотоциклом. Если вы приземлитесь на переднее колесо, то не сможете сохранить хорошую управляемость. Если же вы перепрыгиваете стол, приземляться лучше тем же образом, параллельно поверхности и на газу.
После того, как освоитесь со столом, можете попробовать разнообразить свой арсенал. “На столах я всегда стараюсь прыгать как можно ниже”, – говорит Дэнни Карлсон, – “Когда я понимаю, что набрал достаточную скорость, то на последних двух-трех футах трамплина закрываю газ и отталкиваю руль, как только переднее колесо отрывается от земли. Я делаю это единым движением, меняя положение всего тела. Идея заключается в том, чтобы направить мотоцикл вперед, а не вверх”.
Если в вашей жизни когда-нибудь наступит момент, когда вы почувствуете в себе силы для выполнения данного элемента, начинать следует так же, как и на столе. Но имейте ввиду, что здесь последствия не допрыгивания могут быть гораздо серьезнее.
Если возможно, отрабатывайте одиночный прыжок, приземляясь до основания второго трамплина (там, где такое вообще возможно – вам решать). Одиночный прыжок снова даст вам представление о необходимой скорости и возможной траектории. Только когда вы будете абсолютно в себе уверены, стоит пробовать себя на двойном трамплине.
“Двойные трамплины требуют полной концентрации”, – говорит Стив Лэмсон, – “Нужно выкладываться на все сто. Когда вы оказываетесь в воздухе, пути назад уже нет”.
При верном расчете вы должны приземлиться на спуске за вторым трамплином. Если у вас есть сомнения, обычно безопаснее перепрыгнуть, чем не допрыгнуть. Но в конечном счете все зависти от участка приземления и наличия места за трамплином.
“Когда осваиваете двойные трамплины, начинайте с простого”, – говорит Дэнни Карлсон, – “Желательно найти такой трамплин, последствия не допрыгивания на котором не будут фатальными”.
Двойные прыжки – часто используемый элемент современных трасс. Идея заключается в перепрыгивании второго трамплина и приземлении на его приемнике. Небольшие трамплины, типа этого – лучшее место для развития мастерства. На этом фото Стив Лэмсон приближается к прыжку на скорости, как раз достаточной для того, чтобы покрыть расстояние между двумя трамплинами
На предыдущей фотографии Лэмсон находился по центру мотоцикла, но обратите внимание, как он сместился назад. Это результат отталкивания руля, имевший целью опустить переднее колесо. Когда зона приземления находится на склоне, обычно следует соотносить наклон мотоцикла с углом наклона поверхности
Перед приземлением Лэмсон ещё раз меняет положение тела, возвращая вес в центр. Заметьте, что он стоит в атакующей позиции
Когда оба колеса касаются поверхности, Лэмсон абсорбирует часть шока с помощью коленей и локтей, но остается стоять. В этом конкретном прыжке шок не был очень большим и не оказал значительно влияния на подвеску
Некоторые двойные трамплины в большей степени, чем другие, требуют высоты прыжка. Обычно трамплины такого типа имеют короткую зону приземления, требующую значительной точности, позволяющей избежать мощного шока для мотоцикла и гонщика. Траектория полета с высокого трамплина иногда легче поддается оценке, плюс меньше вероятность сильного удара переднего колеса при въезде на трамплин. Взлетая, Джон Дод позволяет переднему колесу подняться выше обычного, отодвинувшись назад и слегка приоткрыв газ
На этом этапе Дод чувствует, что прыгает достаточно далеко, и начинает опускать переднее колесо, смещаясь вперед
В доли секунды Дод смещается из задней позиции вперед. Заметьте, что его колени согнуты, чтобы абсорбировать часть шока при приземлении, а колеса находятся примерно на одном уровне
Если бы Дод почувствовал, что приземляется до приемника, то, вероятно, в целях предотвращения падения, он не стал бы приземляться на переднее колесо. Этот двойной трамплин не является высокоскоростным, тем не менее, если вы не допрыгните до приемной части, в большинстве случаев будет лучше приземлиться в соответствии с углом наклона второго трамплина, чем воткнуться в него передним колесом. К счастью, Дод демонстрирует отличный прыжок и «заходит на посадку». Как видите, переднее колесо опущено в соответствии с условиями приземления на спуске
Тройные трамплины требуют того же подхода, что и двойные. Начните с изучения трамплина, затем отработайте приземление между первыми двумя, двойной прыжок, перепрыгивайте два первых трамплина (если возможно), пока не почувствуете, что готовы к тройному прыжку. Когда возьметесь за него, представьте, что среднего трамплина не существует и перед вами затяжной двойной трамплин.
Подобные тройные трамплины являются очень впечатляющими и очень сложными. По причине высоты и скорости прыжка они в то же время являются и наиболее опасными, требуя огромного мастерства и уверенности. В большинстве случаев лучше всего начинать путь к тройному трамплину с освоения одиночного и двойного. Только когда вы четко освоите двойные трамплины и будете уверены, что сможете выполнить данный элемент целиком, следует начинать о нем задумываться
Для успешного прыжка любого типа наиболее важен хороший на него заход. Чтобы выполнить данный элемент, вам необходимо достаточное ускорение, которое обычно требует перед трамплином прямого участка без выбоин
При въезде на трамплин, подвеска принимает часть удара, что видно при взгляде на заднюю часть мотоцикла. На взлете важно держать обороты, вес концентрировать в центре, колени держать согнутыми, чтобы они могли поглотить часть шока
Для получения лучшего результата, Лэмсон ускоряется на всем протяжении подъемной части трамплина. Это приведет к тому, что переднее колесо будет подниматься быстрее, чем заднее. Чтобы сбалансировать положение, Лэмсон слегка отталкивает руль; при этом его вес смещается назад. Это позволяет поддерживать равновесие, приняв за опору подножки
В воздухе лучше всего оставаться немного расслабленным, чтобы по необходимости можно было бы корректировать положение мотоцикла. В большинстве случаев для управления требуется не сила, а точность
Готовясь к приземлению, Лэмсон начинает приводить мотоцикл в соответствие склону. Он снова отталкивает руль, смещаясь ещё дальше назад
Переднее колесо круто опускается, и задница Лэмсона уже касается задней части сиденья. Кажется, что Лэмсон сидит, но на самом деле он продолжает стоять
За мгновение до приземления, Лэмсон возвращает тело в центральную позицию, позволяя согнутым коленям и локтям принять часть шока. За данным трамплином следует поворот, так что Лэмсон вынужден тормозить
Двойные трамплины на подъеме
Это ещё один тип двойных или тройных трамплинов, где нужно подстраиваться под иной угол наклона. В данной ситуации следует по шагу приближаться ко второму трамплину, а когда решитесь на двойной прыжок, соотнесите угол наклона мотоцикла с наклоном поверхности, которая в большинстве случаев будет ровной.
Общие соображения для выбора способа приземления такие же, как и для приземления после двойного или тройного прыжка на спуске, но наказание за не допрыгивание будет серьезнее, так как на спуске темп теряется в меньшей степени. Если вы заденете последний трамплин одним из колес, будет крайне сложно контролировать после этого мотоцикл.
Некоторые трассы предлагают комбинированные трамплины, типа этого. Такие трамплины бывают всевозможных форм и размеров, а данный конкретный представляет собой восходящую серию волн перед двойным трамплином
При таких прыжках уве6ренность в себе и координация во времени решают все. Если бы Майк Крэг не приземлился в нужном месте, то мог бы получить неудачный отбой подвески и/или потерять темп, необходимый для удачного выполнения маленького двойного прыжка
Крэг отлично выполнил эту серию. Заметьте, что переднее колесо примерно на 6 дюймов выше заднего. Если он не перелетит второй трамплин, то сможет таким образом эффективнее справиться с ударом. На самом деле Крэг имел достаточную скорость и чуть позже изменил положение мотоцикла, приведя его в соответствие с приземлением на склон
Ещё одним прыжковым элементом являются спрыги. В стандартной ситуации старайтесь приземляться с передним колесом на 6-12 дюймов выше заднего, что позволит подвеске сработать наилучшим образом. Как правило, поверхность в зоне приземления бывает полна беспорядочных выбоин, образованных приземляющимися на газу гонщиками. Ускорение помогает подвеске эффективнее принять толчок.
“Приземление на переднее колесо хорошо лишь в случаях, когда поверхность ровная”, – говорит Лэмсон, – “В большинстве случаев приземление на переднее колесо используется, когда необходимо сразу после прыжка перейти к торможению, или когда сразу за приземлением на склоне после двойного, тройного трамплина или стола следует поворот”.
На случай, когда прыгать приходится вслепую, Майк Хили высказывает свои соображения: “Когда, приближаясь к трамплину, я не могу видеть зону приземления, то стараюсь ориентироваться по косвенным признакам, чтобы быть уверенным, что приземлюсь где надо. В большинстве случаев можно доверять наиболее четким следам на трассе, но иногда приходится иметь ввиду деревья, камни и другие косвенные ориентиры.
Прыжки с обрывов могут быть достаточно хитрыми, поскольку конечный результат обычно связан с жестким приземлением. Обычно перед прыжком следует стоять согнувшись, сместившись назад. Когда мотоцикл в воздухе, поддерживайте управление с помощью ног. Приземляться разумнее с поднятым передним колесом, поскольку это обеспечит лучшую управляемость
Джон Дод позволяет коленям справиться с эффектом неожиданного провала. Заметьте, что переднее колесо примерно на 6 дюймов выше заднего, а положение тела близко к атакующему
Сразу после приземления Дод ускоряется к следующему элементу трассы, стоя в атакующей позиции
Хотя положение стоя является наиболее часто используемым при прыжках, в некоторых ситуациях предпочтение можно отдать положению сидя. Оно может обеспечить дополнительную подъемную силу при взлете, но только при наличии отличных условий: ровной поверхности, отсутствия выбоин при подъезде к трамплину, плавного въезда на трамплин. В этом случае прыжок будет выше и дальше, так как ваши колени не примут часть удара при въезде на трамплин, подвеска сработает жестче, после чего последует более быстрая отдача при взлете. Более быстрая отдача и является ключевым фактором, значительно влияющим на высоту и дальность прыжка.
Независимо от типа прыжка, вам важно хорошо знать характеристики двигателя, чтобы мотоцикл не выкинул чего-то непредвиденного. Если вы приближаетесь к двойному или тройному трамплину на подъеме, а мотоцикл не может развить необходимой скорости, то стоит знать такие вещи заранее.
“Все время держите палец на сцеплении на случай, если двигатель потеряет обороты”, – советует Личин, – “Если вы приземляетесь на подъеме, или просто потеряли обороты в прыжке, возможно имеет смысл переключить скорость до приземления”.
В конечном счете, качество прыжков зависит от мастерства гонщика и от его умения анализировать местность, так что ваш успех в ваших руках.
Приемы Гэри Семикса
Роль прыжков в мотокроссе не может быть переоценена. Суперкросс весь построен на прыжках и координации, и мотокроссовые трассы изменились, позаимствовал оттуда некоторые элементы. Сегодня для победы необходимо умение управлять мотоциклом как на земле, так и в воздухе.
Ключ к управлению прыжком лежит на взлете. Используя правильные приемы и отрабатывая прыжки до тех пор, пока они не станут получаться естественно и без напряжения, вы сможете достигнуть полного контроля над вашим летающим аппаратом.
Чтобы прыгать выше и дальше, нагрузите подвеску прямо перед прыжком и помогите ей разгрузиться при взлете.
Будьте осторожны, отрабатывая этот прием. Начинайте с простых трамплинов и постепенно переходите к более сложным, когда будете в себе уверены.
Наиболее частая здесь ошибка: гонщик напрягается или замирает в самой ответственной части прыжка, когда подвеска разгружается и мотоцикл отрывается от земли. Замирая, гонщик отдает себя на волю инерции.
Правильный способ заключается в использовании своего веса для увеличения сжатия подвески за мгновение до того, как она начнет разгружаться. Затем следует помочь ей в этом, как бы приподнимая свой вес. В то же время выберите угол наклона туловища, чтобы контролировать мотоцикл в воздухе.
Помните, что наиболее важная часть прыжка – когда мотоцикл отрывается от земли. Что происходит в этот момент? Сжатие и разгрузка. Так что чем напрягаться, лучше помогайте своими движениями мотоциклу. Это добавит вам приятных ощущений и избавит от необходимости слишком часто менять штаны.
Когда вы хотите прыгнуть невысоко и недалеко, смягчите часть сжатия и отбоя с помощью своего тела. Позвольте мотоциклу разгрузиться под вами, чуть расслабив локти и колени.
Большинство начинающих гонщиков не знает разницы между высокими-далекими и низкими-близкими прыжками, используемыми при желании побыстрее вернуться на землю и выиграть время. Они просто прыгают каждый раз одинаково. Но между рассматриваемыми приемами существует большая разница.
В данном случае следует помочь мотоциклу поглотить часть сжатия и отбоя с помощью движений тела. При прыжке следует принять мотоцикл под себя. Таким образом, вы сможете преодолевать трамплины и приземляться быстрее и плавней.
Потренируйтесь обоим приемам и вы заметите большую разницу. Разумеется, делайте это на безопасном трамплине.
Управление мотоциклом в полете #37
В прыжке выжатое сцепление и заблокированное заднее колесо несколько опустят колесо переднее. Открытый газ немного его поднимет.
Хотя наиболее важная часть прыжка – взлет, в полете вы сохраняете контроль над мотоциклом. Как и при взлете, в воздухе следует быть расслабленным. Не будьте паникером.
Когда мотоцикл в воздухе, вы можете четко контролировать его наклон при помощи тела. Кроме того, сцепление и газ позволяют вам использовать гироскопический эффект.
Вы можете немного опустить переднюю часть мотоцикла, выжав сцепление и заблокировав заднее колесо. Резкая остановка вращения заднего колеса и опустит переднюю часть мотоцикла. Чем сильнее вращение, тем ощутимее результат.
Открывая газ и резко усиливая вращение заднего колеса, вы поднимите переднее. Это называется паническим откручиванием, ибо втыкаясь передним колесом в землю, вам все равно, сколько шуму вы производите, если можно спасти положение.
Блокировка переднего колеса является плохой идеей. Да, ваш перед опустится, но при приземлении неподвижное переднее колесо доставит неприятности.
Так что, как видите, элементы управления не теряют своего значения, даже когда мотоцикл в воздухе.
Мотоцикл вполне контролируем и в воздухе, а ключ к управляемому полету – хороший выпрыг
Поворот в прыжке #38
Когда вы собираетесь совершить поворот в прыжке, наклоните мотоцикл, поверните и разверните заднюю часть, взлетая. В полете поддерживайте равновесие и выравнивайте мотоцикл при приземлении.
Возможно, вам доводилось видеть начинающих гонщиков, которые пытались выполнить этот элемент, просто повернув руль.
Когда вы хотите выпрыгнуть в сторону, настраивайтесь на это на подъезде к трамплину. Наиболее важный момент – это взлет. Следует наклониться, повернуть и продолжить разворот при отрыве. Затем поддерживать равновесие, изменяя положение тела, подстраиваясь под выбранную траекторию. Если у вас проблемы с выравниванием мотоцикла перед приземлением, наиболее вероятно, что вы не поддерживаете равновесие.
Следует заранее настраиваться на определенный наклон и поворот. Этот прием может быть достаточно опасен, так что будьте осторожны. Отрабатывайте его шаг за шагом в условиях хорошего безопасного взлета и приземления.
Хотя этот элемент в большей степени рассчитан на публику, от него есть и практическая выгода. Вы можете подготовиться к повороту в прыжке и приземлиться, уже начав поворачивать. Кроме того, элемент может подготовить вас к трамплинам нестандартной формы.
Сейчас недостаточно ездить по земле. Вы ещё должны уметь летать.
1. Начинайте с небольших прыжков на маленькой скорости
2. Стремитесь поддерживать на мотоцикле среднее положение
3. Обычно следует стоять на выпрыге, в полете и на приземлении
4. Изменяйте в полете положение тела, чтобы управлять мотоциклом
6. На приземлении открывайте газ, чтобы помочь подвеске
7. Приземление на спуске обычно дается проще и мотоциклу, и гонщику
8. Когда только возможно избегайте приземляться с выжатыми тормозами
9. Если вы надолго задерживаетесь в воздухе, раскручивайте двигатель так, чтобы поддержать обороты
10. Прыгая двойные, тройные прыжки или столы, стремитесь приземлиться в приемную часть
Читайте также
Простые законы
Простые законы Ликбез, как и полагается, начинается с начала. Перед вами удивительная панорама. Начальная позиция ничем не напоминает арену будущего боя.Даже не верится, что достаточно сделать три-четыре опрометчивых хода, и можно смело признаться: играть вы еще не
Простые законы
Простые законы Ликбез, как и полагается, начинается с начала. Перед вами удивительная панорама. Начальная позиция ничем не напоминает арену будущего боя.Даже не верится, что достаточно сделать три-четыре опрометчивых хода, и можно смело признаться: играть вы еще не
Глава I Новый взгляд на давнюю историю
Глава I Новый взгляд на давнюю историю Способен ли мало кому известный человек одним лишь кивком вызвать всплеск восторга и негодовании стотысячного разноязыкого скопища?Может. Если это футбол. Если это стадион «Уэмбли». И если это финальный матч первенства мира 1966
Простые удары
Глава 2. Еще один взгляд на природу рака
Глава 2. Еще один взгляд на природу рака Рост числа онкологических заболеваний стимулирует все новые и новые исследования не только в области лечения рака, но, что, пожалуй, является не менее важным, его предотвращения. Взгляд Б. В. Болотова на природу онкологических
Простые правила
Простые правила Занимайтесь на свежем воздухе либо в хорошо проветриваемом помещении.Делайте вдох через нос, выдох через рот, причем выдох по времени продолжительнее вдоха.Чередуйте физические упражнения для различных групп мышц.Начните с 5 повторов для каждого
Глава 1 Взгляд на спорт из рейхсканцелярии
Глава 1 Взгляд на спорт из рейхсканцелярии Согласно конституции Северогерманского союза, в 1867 году было создано специальное управление союзного канцлера, которое после учреждения империи приобрело характер бюро рейхсканцлера. По предложению Бисмарка в 1878 году этот
Глава 6 ПРЫЖКИ
Глава 6 ПРЫЖКИ Прыжками называют движения, выполняемые по определенным требованиям двумя ногами после подпрыгивания в воздух.Прыжки – способ технического удара. Подпрыгивать необходимо как можно выше, опускаться на землю – легко.Тренировкою прыжковых движений можно
Глава 27 Взгляд сквозь занавес
Глава 27 Взгляд сквозь занавес Первая половина пятидесятых оказалась для советского футбола удивительно интересной. Мы все-таки немного увидели мир. Ведь помимо тех официальных и товарищеских матчей, о которых говорилось выше, сборная сыграла в Москве с поляками (0:1 и 2:1),
Простые корма
Простые корма Простые корма – ингредиенты рациона, которые продаются отдельно, а не в смесях, а затем подмешиваются в основной рацион животного. Когда-то, до появления комбикормов, всех лошадей кормили простыми кормами. До сих пор владельцы, придерживающиеся
ГЛАВА 1 ВЗГЛЯД ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
ГЛАВА 1 ВЗГЛЯД ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ На протяжении многих веков в каждой этнокультуре создавались более или менее целостные системы боевых искусств, лечения травм, ранений и болезней, методики оздоровления человека и укрепления его здоровья. По-другому и быть не могло, так как
Глава IX, про Париж, самый скверный, на взгляд Анилина, город на свете
Глава IX, про Париж, самый скверный, на взгляд Анилина, город на свете Знаменитые футболисты, которым приходится много ездить, судят о городах, где они сыграли хоть один матч, перво-наперво по тому, что там за «поляна» — так они называют стадион, а уж потом могут вспомнить и
Простые меры профилактики
Простые меры профилактики 1. Делайте выбор в пользу продуктов местного, органического производства или, возможно, на основе устойчивого сельского хозяйства.2. Мойте фрукты и овощи, даже с небольшим количеством мыла, а затем хорошо прополаскивайте их и