Прыжки на мотоциклах по препятствиям
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Виды мотоциклетного спорта
Мотоциклетный спорт, как серия официальных мероприятий, возник практически одновременно с появлением первых серийных мотоциклов. В частности, первые гонки с их участием, организованные Автомобильным клубом Франции, прошли в 1895 году. С тех самых пор мотоцикл стал полноправным участником спортивных соревнований, количество разновидностей которых к сегодняшнему дню превысило 2 десятка. Собственно, о них, а точнее, о самых основных, мы и хотели бы рассказать.
Мотокросс
Один из основных видов мотоциклетного спорта. Соревнования проводятся на специально подготовленных кольцевых трассах, имеющих естественные или искусственные препятствия, в основном, крутые подъемы, спуски и повороты, а также канавы, песчаные участки и прочие.
Ввиду сложности трассы, для участия в гонках используются особые кроссовые мотоциклы. Они отличаются облегченной рамой, большим ходом подвески (300 мм), отсутствием фар и приборной панели. В некоторых моделях также отсутствует электростартер.
Мотокроссовые соревнования дополнительно делятся на подвиды:
Спидвей
Свое название спидвей берет от английского слова, означающего «шоссе», «скоростная дорога». В русском языке для него также применяется название «трековые дисциплины».
Трасса для спидвея имеет эллиптическую форму и обязательно содержит 2 прямых участка и 2 левых поворота. Общая длина трассы – 260-400 м. Искусственных или специальных препятствий и виражей она не содержит.
Поверхность трека может иметь различные покрытия, в соответствии с которыми выделяются подвиды спидвея:
Отдельно выделяется гросспидвей – мотогонки на длинном треке. Ключевые отличия от классических соревнований – большая продолжительность трека (порядка 1000 м), более высокие скорости, 6 одновременно участвующих гонщиков вместо 4 и небольшие изменения в конструкции мотоцикла.
Шоссейно-кольцевые гонки
В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.
Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:
Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.
Супермото
Соревнования супермото являются чем-то средним между шоссейными гонками и мотокроссом, поскольку трасса состоит из асфальтированных и грунтовых участков. Ее общая длина при этом может достигать 2 км. Для прохождения, в основном, используются мотоциклы, построенные на базе мотокроссовых машин с установленными дорожными покрышками.
Эндуро
Эндуро от всех остальных видов, в первую очередь, сложностью пути, обусловленного большим количеством препятствий и нарочито тяжелыми дорожными условиями вплоть до полного бездорожья. Соревнования по этому виду спорта могут проводиться как на открытой местности (замкнутая трасса длиной 15-60 км), так и на стадионах с земляным или песчаным покрытием дороги и наличием естественных препятствий – грязи, луж, камней, бревен.
Отдельно стоит отметить старейшую разновидность соревнований – «шестидневную гонку», включавшую участки со специальными испытаниями: скоростные участки, гонки в гору, по пересеченной местности и другие. Перемежаются такие спецучастки отрезками дорог общего пользования, по которым мотоциклисты движутся с соблюдением ПДД.
Участниками используются специальные мотоциклы, при конструировании которых большее внимание уделяется надежности, легкости и тяге двигателя, стоящей выше максимально развиваемой скорости.
Эндуро – один из самых разнообразных видом мотоциклетного спорта, поскольку включает большое количество подвидов:
Мототриал
В то время как большинство других видов мотоциклетного спорта делает ставку на скорость прохождения, в мототриале основной упор приходится на техничность и аккуратность преодоления искусственных и естественных препятствий. Поскольку движение по ним требует четкого контроля скорости и балансировки, мотоциклы не имеют сидения, и все препятствия гонщик преодолевает стоя. Основное требование – уложиться в лимит времени и предотвратить касания препятствий частями тела.
Мотобол
Эта дисциплина стоит особняком, поскольку, по большому счету, вообще не является гонками. Она представляет собой футбольный матч 6х6, все игроки которого (за исключением вратарей), управляют мотоциклами. Задача та же, что и у «обычного» футбола – забить мяч в ворота противника. Игра длится 80 минут и состоит из 4 периодов.
Другие виды мотоциклетного спорта
Все вышеперечисленные дисциплины внесены во всероссийский реестр видов спорта, но существуют и другие разновидности, по которым также проводятся соревнования:
Это далеко не все, но, пожалуй, наиболее важные и известные виды мотоциклетного спорта. По большинству из них регулярно проводятся соревнования различного, в том числе и мирового, масштаба.
Смертельный номер: жестокая правда о мотофристайле
Мотофристайл — это невероятные прыжки на мотоцикле с акробатическими элементами в воздухе. В России этим необычным видом спорта профессионально занимаются от силы 10 человек. В преддверии Кубка Монстров в Москве, на котором пройдут первые в нашей стране соревнования по мотофристайлу, мы встретились с прорайдером, основателем команды MadMen Павлом Антоновым и поговорили о тех сторонах мотофристайла, о которых обычно принято молчать.
— Как давно ты занимаешься мотофристайлом и как ты попал этот спорт?
— Сейчас мне 27 лет, а начал я в 12 с мотокросса. Шесть лет занимался этим видом спорта на Сахалине, а потом переехал в Москву и поменял специализацию — с 2011 года начал заниматься только трюками. Года два ушло на обучение, и с 2013 года это пошло уже профессионально, пошли мероприятия, выступления.
— Мотофристайл — это ведь очень молодой вид спорта. Расскажи, как он вообще появился? Какому-то мотогонщику просто стало скучно и он начал трюкачить?
— Это пошло из Соединенных Штатов, там на соревнованиях по мотокроссу победитель обычно последний свой прыжок делал каким-то эффектным — мог сделать залом мотоцикла или руки, ноги отпустить. Потом все это перешло в то, что на соревнованиях по мотокроссу начали проводить специальный контест по самому красивому прыжку. В итоге это так понравилось зрителям, что вылилось в отдельную дисциплину, в которой райдеры делают только трюки.
Фото: madfmx.ru
О детях в мотофристайле
— Сейчас в мотофристайл тоже приходят из мотокросса или можно сразу начать заниматься трюками?
— Многие хотят сразу начать заниматься фристайлом, но это сложно, поскольку мотокросс — это основа, с которой необходимо начать. Невозможно сразу научиться прыгать рампу большую, сначала ты должен освоить маленькие земляные трамплины, научиться просто переезжать их, потом чуть-чуть подпрыгивать и так далее. Это долгий процесс.
— А в каком возрасте обычно начинают заниматься мотофристайлом?
— В России после 20 люди только начинают к этому приходить, хотя в мире начинают гораздо раньше — два года назад 10-летний парень уже сальто сделал на мотоцикле.
— А как родители относятся к тому, что их дети хотят крутить сальто на мотоцикле на огромной высоте?
— Ну если родители согласились привести ребенка в мотофристайл, значит нормально. Но в целом отбор идет до первого жесткого падения — многие уходят после первой серьезной травмы, но если человек продолжает кататься, значит его не остановить уже.
О том, как разучиваются трюки
— Расскажи, как проходит разучивание трюков? Вы используете поролоновую яму?
— Нет, поролоновая яма нужна только для разучивания сальто и трюков с вращениями, а остальные трюки учатся сразу на землю, просто по чуть-чуть, начиная с самой маленькой амплитуды. И каждый сложный трюк вытекает из более простого.
— Какой самый первый трюк, с которого обычно все начинают, и сколько нужно времени на то, чтобы его освоить?
— Руки, ноги отпускать. Ничего сложного в этом нет, все кроссмены умеют это делать. Если же говорить именно о трюке, то это когда райдер хлопает ногами перед рулем — «хилкликер» называется. У меня на него ушло очень много времени — я уже почти научился его делать, но никак не мог ноги свести до конца, только на это месяц потратил.
— А какой самый сложный трюк, который ты сейчас делаешь?
— Наверное, трюк Holy Grab – это когда ты сразу же полностью отпрыгиваешь от мотоцикла, летишь рядом с ним и потом вновь хватаешь его. Я впервые сделал его в прошлом году, но до сих пор учу его — нет стопроцентной уверенности, что я его сделаю на выступлении, поэтому пока набиваю стабильность.
Фото: madfmx.ru
О падениях и смертях
— На какой высоте вы прыгаете?
— Слушай, ну упасть с 10 метров и еще и мотоцикл на себя принять — это же самоубийство. Как вообще избежать летального исхода? Вы учитесь, как правильно падать?
— Ну мотик сверху на меня никогда не падал, а вообще бывает, жестко упадешь, но ничего не повредишь, а бывает слегка приложился и руку сломал — как повезет. Специально момент падения мы не отрабатываем, зато мы ходим на батуты, там приходит координация тела и умение быстро соображать в воздухе. А вообще со временем просто приходит опыт падений, и ты начинаешь понимать, в какую сторону лучше оттолкнуться или, наоборот, не отталкиваться и так далее.
— Как часто вы вообще падаете?
— Раз в год точно, а бывает и чаще.
— Какая самая серьезная травма у тебя была?
— Перелом руки. У меня вообще серьезных травм мало — я два раза ломал руку, один раз палец на ноге и все. Мне пока везет. Другим не так везет — вот есть Санек, который падал вроде несильно, но ломал себе две голени.
— А падения с летальным исходом бывают?
— Да, случаев много. Бывали и топовые ребята, которые на мировых соревнованиях разбивались, бывали и нетоповые, но тоже профессионалы. Это такой спорт, что все может случиться.
Фото: madfmx.ru
О заработках
— Мотофристайл — это сейчас твой основной вид деятельности?
— Да, последние четыре года я только мотофристайлом и занимаюсь. Мы строим оборудование для выступлений и собственно выступаем. Больше работы никакой нет.
— А за счет чего вы зарабатываете?
— За счет выступлений. У нас коммерческий спорт: нет выступлений — нет денег. С выступлениями бывает по-разному — то два месяца без работы сидим, то каждую неделю выступаем.
— Можешь назвать сумму, сколько за одно выступление можно получить?
— У всех разный уровень и разный гонорар. От 30 тысяч рублей — это минимум, ну и до 200-250 тысяч.
Фото: madfmx.ru
О Кубке Монстров
— Какое ближайшее мероприятие, котором вы будете выступать? Расскажи о нем.
— В Москве в Олимпийском 22 июля будет проходить Кубок Монстров. На нем будут проходить первые в России соревнования в нашей дисциплине — по фристайл-мотокроссу, так что там соберутся все наши топовые райдеры. Будут и другие дисциплины — BMX-фристайл, MTB-фристайл, фристайл на самокатах, гонка на Монстр-траках, дрифт, и они туда добавили совершенно новый вид гонок — гонки на квадрокоптерах, это модная тема в Дубае, и в России она будет опробована впервые. Так что приходите все, будет круто.
Мототриал. Правила соревнований и мотоциклы. Особенности
Мототриал представляет собой техническую дисциплину, в которой спортсмены на мотоциклах соревнуются в преодолении природных либо специально созданных преград. Главное условие — не прикоснуться к самому препятствию.
Историческая справка
Мототриал зародился в Англии в начале 20-го в. Поначалу он был увлечением богатых горожан и представлял собой скорее прогулки по пересеченной местности, нежели спортивные состязания. Мотоциклы тогда были примитивными, нисколько непохожими на современные. Однако это не мешало британцам пробираться по нагромождению камней или бревен, а также маневрировать по труднопроходимому ландшафту, стараясь не коснуться препятствия.
По окончанию Второй Мировой войны мотоциклетная промышленность стала бурно развиваться и эти транспортные средства стали доступны многим. А потому и мототриал постепенно перешел в массы, из Англии распространился в другие государства. К 1950-м гг. сформировались его основные черты и правила, большинство из которых применяются и сегодня.
В 1964 г. были организованы первые соревнования по мототриалу, получившие название «Challenge Henry Goutars». Они включали 3 этапа, проходивших в разных государствах: Бельгии, Франции и Германии. Победа досталась англичанам. Вплоть до 1970-х гг. спортсменам из Великобритании принадлежало бесспорное первенство в этом виде спорта.
Поначалу мототриал подразумевал преодоление только естественных преград на открытой местности. Маршруты для соревнований прокладывались по горным массивам, ручьям, лесным тропам, зарослям растительности и т.п. Однако на таких трассах, удаленных от населенных пунктов, ощущался явный недостаток зрителей. Поэтому состязания вскоре были перенесены в закрытые залы и появилось новое направление мототриала — «Indoor Trial». А соревнования на естественных трассах получил название «Outdoor Trial».
В настоящее время дисциплина пользуется огромной популярностью. Он признан Международной Мотоциклетной Федерацией как официальный вид спорта, по нему проводятся международные соревнования. Число его поклонников, как среди спортсменов, так и среди болельщиков, постоянно растет. Наибольшая популярность в Испании, Франции и, само собой, в Англии. Отечественные спортсмены тоже демонстрируют хорошие результаты на мировой арене. Одним из самых известных российских профессионалов в области триала является Сергей Серегин. Его карьера продолжается и сегодня, кроме того, он руководит школой в Москве, обучая тонкостям дисциплины спортсменов всех возрастов.
Мототриал и его правила
Спортсмены проходят 3 секции препятствий:
В любой из секций недопустимо прикасаться к препятствиям частями тела. В противном случае райдер будет оштрафован. Минимальный штрафной балл равен 1, максимальный — 5. Максимальный штраф налагается за 3 касания подряд, а также за оставление трассы. Парная секция, а также прыжки в высоту, если они не были пройдены спортсменом, влекут дополнительный штраф. Если по результатам заездов образовалась ничья, участникам предлагается еще одно одиночное препятствие. Каким оно будет, решается еще до начала состязаний. Если ничья сохраняется, победа достается тому, кто затратил меньше остальных времени на прохождение секции. Итоговые результаты заносятся в рейтинг FIM в соответствии с занятым местом на каждом соревновательном этапе.
Мотоциклы для триала
Техника, используемая в данном виде мотоциклетных соревнований, действительно уникальна. Ее нельзя спутать ни с какой другой. Это легкие байки, масса которых не превышает 80 кг. Объем двигателя составляет не более 280 куб. см. В них предусмотрена система водяного охлаждения, имеется шестиступенчатая КПП и бензобак, вмещающий 3 л топлива. Характерной технической особенностью является отсутствие резонатора, поскольку всю мощность мотора необходимо направлять на резкий отрыв мотоцикла с места при перепрыгивании между препятствиями. Вилка в мотоцикле для мототриала телескопическая, а система подвески — задняя, с моноамортизатором.
Еще одним отличием триальной техники выступает отсутствие сидения. Оно и не нужно, ведь всю дистанцию спортсмены проходят в положении стоя. Кроме того, отсутствие седла снижает общий вес мотоцикла.
Интересные факты
На байке для триала можно взобраться даже на крышу дома. Преграды высотой до 3-х м. байкеры преодолевают без затруднений. Еще один рекорд Гиннеса установил Antoni Bou, взобравшись на своем байке на стену 3.24 м, что выше среднестатистического одноэтажного дома.
То, что в мототриале нет длительных прыжков и больших скоростей, не умаляет его зрелищности. Триал не менее популярен, чем эндуро или мотокросс. Профессионализм в управлении мотоциклом, демонстрируемый райдерами на соревнованиях, поражает — они умудряются выходить из самых сложных ситуаций, поражая тем самым болельщиков. Это может показаться странным, но мототриал — наименее опасный спорт с точки зрения получения травм. А потому нет нужды в большом количестве защитного снаряжения, достаточно только открытого шлема. Самое страшное, что может случиться на состязаниях — мотоцикл упадет на спортсмена. В связи с этим на площадке обязательно присутствуют страховщики, которые не допустят подобного исхода.
Физика в Мотокроссе
Jeffrey R. Giles and Charles D. Ross
Естественно, гонщик ищет самый быстрый путь по трассе. В мотокроссе это часто означает преодоление препятствий, оставаясь в воздухе двигаясь на большие расстояния (часто достигая более десяти метров в высоту и 30 метров в длину). Быстрый гонщик должен знать, как управлять полетом мотоцикла, чтобы преодолеть прыжки.
Как законы физики позволяют гонщику управлять полетом мотоцикла.
Как только вертикальная составляющая скорости известна, достигнутая высота, y, может быть рассчитана по формуле:
После определения v0y и y может быть рассчитано время полета, t:
Предполагается, что сопротивление воздуха оказывает минимальное влияние; поэтому горизонтальное ускорение будет приниматься равным нулю. Горизонтальная скорость, v
Мотоспорт. Виды и соревнования. Особенности
Мотоспорт относится к техническим дисциплинам и основан на умении спортсмена управлять мотоциклом. Умения эти демонстрируются на состязаниях, проходящих на специально оборудованных трассах, а также на бездорожье. Мотоциклы используются как спортивные, так и дорожные.
История развития мотоциклетного спорта
Мотоспорт отсчитывает свою историю с момента изобретения Готлибом Даймлером мотоцикла, а именно с 1885 г. Спустя пару лет французская компания «Де Дион-Бутон» организовала серийное производство этих машин. В связи с тем, что новые средства передвижения вызывали у людей недоверие, было решено провести соревнования мотоциклов в сложных дорожных условиях, которые показали бы все плюсы двухколесных машин. Первые гонки были организованы французским автомобильным Клубом. Это был авто- мотопробег по трассе на длинные дистанции (Париж — Бордо — Париж), в котором участвовали и автомобили, и мотоциклы. Подобные состязания проводились с 1895 по 1903 гг, благодаря чему мотоциклетный спорт на долгое время сосредоточился во Франции.
Официальные соревновательные заезды прошли в 1899 г. в Вене. Однако в самостоятельную дисциплину мотоспорт выделился только после того, как в 1904 г. сформировалась Международная федерация мотоциклетных клубов.
В России первые мотоциклы начали выпускать в 1891 г. в Одессе. Первоначально их именовали «моторами». Через 7 лет в Питере были организованы соревновательные заезды, в которых участвовало 7 машин с тремя колесами и колясками на 4 пассажира. Эти состязания можно считать точкой отсчета истории мотоспорта в нашей стране, после чего началось его активное развитие. По всей стране открывались мотоциклетные клубы, проводились состязания. А в 1908 г. отечественные мотоциклисты получили доступ на международную арену и одержали немало побед в мотокроссе, мотогонках на льду, мотоболе, спидвее, мотоциклетном многоборье и шоссейно-кольцевых гонках.
Чемпионат России впервые был проведен в 1920 г. В 1956 Советский Союз стал членом Международной федерации мотоспорта. В настоящее время по всей территории нашего государства действует более 63 региональных федераций по это дисциплине.
Мотоспорт и его виды
В настоящее время дисциплина включает в себя огромное разнообразие направлений, которые объединятся в группы:
Основные виды мотоспорта каждой из этих групп.
Спидвей
Представляет собой гонки на треке протяженностью 300-400 м, с покрытием из гранитной, мраморной или доломитной крошки либо же смеси. (возможна смесь этих материалов). В них принимают участие мотоциклы с объемом двигателя 500 куб. см., работающие на метаноле. Тормоза в этих машинах отсутствуют, а скорость, которую они способны развивать, достигает 110 км/ч.
Чемпионаты проходят по двухкруговой системе: команды встречаются друг с другом дважды. Победитель сразу переходит в финал, а те, кто занял 2 и 3 места, соревнуются в полуфинале за право участвовать в главной гонке. Проигравший в полуфинале отправляется домой.
Спортсмены выполняют виражи в заносе, таким образом снижая скорость при отсутствии тормозной системы. Спидвей считается очень зрелищным видом спорта — гонка проходит быстро, в ограниченном пространстве, плюс нередко происходят падения. При этом велика вероятность травм и летальных исходов, поэтому в последние годы регламентом гонки предусмотрена обязательная установка надувных бортиков на виражах.
Мотокросс
Самый популярный мотоспорт, суть которого состоит в езде по бездорожью или оборудованным препятствиями трассам особым способом. Участвуют в соревнованиях мотоциклы весом 80-120 кг с мощностью 60 л.с.
Мотокросс подразделяется на:
Профессиональные заезды в мотокроссе носят название «30 мин. плюс 2 круга». Выглядит это так: после старта участникам дается 30 мин. Когда по их истечению лидер пересекает линию финиша, подается сигнал о начале двух финальных кругов. После второго круга гонка заканчивается. Три гонщика, финишировавшие первыми, делят между собой призовые 1-3 места.
Мотокросс сложен с точки зрения нагрузки на организм спортсмена: пульс у гонщиков порой достигает значения 200 уд/мин, плюс стресс от езды по нервной трассе и постоянных прыжков, где требуется максимум внимания и реакции для того, чтобы удерживать и выравнивать мотоцикл.
Триал
Казалось бы, мотоспорт — это всегда скорость и рев моторов. Однако это не касается триала: здесь всегда тихо, и на дистанции, и на трибунах. Никаких командных заездов — спортсмен наедине с препятствиями на замкнутой площадке, которые ему необходимо преодолеть, не выезжая за пределы площадки и не касаясь преград никакой частью своего тела.
Мотоциклисты в триале не развивают высоких скоростей, поскольку главное — чистота исполнения. Участникам состязаний необходимо продемонстрировать крайне непростые приемы управления мотоциклом на крайне ограниченном участке, на подъемах прыгать на машине по камням, а на склонах преодолевать ямки. Вождение мотоцикла в триале предполагает постоянное манипулирование газом, тормозами, сцеплением с целью удержать баланс и не коснуться ногами земли либо самого препятствия, высота которого может достигать 1,5 м. Правила соревнований очень просты: не превысить установленного на заезд времени и набрать как можно меньше штрафных очков. Штрафы начисляются за каждое касание.
Технические требования к мотоциклам предусматривают вес не более 80 кг и объем двигателя до 500 куб. см., а также увеличенный дорожный просвет.
Эндуро
Это мотосостязания на трассах с разным покрытием, в том числе по пересеченной местности, где участникам необходимо соблюсти установленный график движения и иные условия.
Заезды по эндуро носят название «шестидневных соревнований». Каждый отрезок дистанции подразделяется на отдельные участки, время прохождения каждого из которых строго регламентировано. Установлены и допустимые скорости. За каждую минуту сверх установленного временного лимита начисляются штрафные баллы, а если спортсмен опоздал более, чем на 1 час, он снимается с соревнований. На трассе имеется 11 препятствий, которые участникам необходимо преодолеть: 2 на торможение и ускорение, 3 подъема в гору на скорость, 3 гонки по пересеченной местности и часовой кросс.
Мотоциклы для эндуро имеют следующие отличительные характеристики:
Кросс-кантри
Мотоспорт, предусматривающий гонку по кольцевому маршруту, проложенному только по пересеченной местности. Трасса имеет протяженность 4-8 км и изобилует разнообразными препятствиями (естественными и рукотворными), на которых участникам состязаний приходится показывать технические навыки и маневренность своей машины.
Заезд длится 90 мин. Чтобы победить, за это время нужно проделать большее количество кругов по сравнению с остальными мотоциклистами.
Дистанция включает в себя отрезки различной сложности:
Перечисленные отрезки пути повторяются на каждом кругу, поэтому можно в любой момент потерять драгоценное время. В кросс-кантри лидер гонки может меняться буквально после каждого круга.
Для кантри-кросса применяются кроссовые мотоциклы и агрегаты для эндуро.
Шоссейно-линейные гонки
К дорогам для проведения таких заездов предъявляются повышенные требования: они должны быть не менее 6 м шириной, иметь качественное асфальтовое покрытие, не иметь крутых поворотов, спусков и подъемов, железнодорожных переездов, перекрестков и пролегать за пределами населенных пунктов. По такой трассе спортсмены едут туда и обратно, соответственно, старт и финиш обозначены единой линией.
На старте спортсмены располагаются в шахматном порядке. На первую линию встают гонщики на тяжелых дорожных мотоциклах. Гонки проходят на скорость, побеждает тот, кто придет к финишу первым.
Безопасности заездов уделяется особое внимание: болельщиков и гонщиков разделяет большое расстояние, а также заградительные канаты, препятствующие вылету мотоциклистов с трассы. Участок дороги, на которой проходят гонки, блокируется сотрудниками ДПС, во избежание возможных столкновений с посторонним автомобилем.
Мотофристайл
Прыжковый мотоспорт, где участники выполняют затяжные прыжки с трамплина с одновременным выполнением акробатических трюков.