Путешествие на авто на северный кавказ
Путешествие на Северный Кавказ в тезисах.
Художественный рассказ по всем законам драматургии так же будет, но он сначала выйдет в родном журнале «Клуб 4х4», а уже потом доберется до интернета. Сейчас же я представляю вашему вниманию сухую информационную выжимку а-ля FAQ, содержащую ответы на наиболее распространенные вопросы. =)
Самый большой трафик на трассе «Дон» в выходные, в этом мы убедились на собственном опыте. Наиболее мощные пробки в районе Богучара из-за ремонта дороги и перед объездной Ростова-на-Дону. Первую обходили через Воронеж, далее по дорогам местного значения. В итоге +200 км пробега, отличные виды и минимум автомобилей. Перед Ростовом ушли на Красный и далее через город выбрались на дорогу ведущую в направлении Ейска, по которой и доехали до Азовского моря.
Он был довольно простой, но протяженный и интересный. Прокатились по берегу Азовского моря, заночевали близ Голубицкой, далее ушли к Анапе, остановились на берегу неподалеку от Благовещенской, затем перебрались к Дюрсо, где провели пару дней в кемпинге, затем поехали по горам к Архипо-Осиповке, где остановились на ночевку в лесу, так как Ведьмина поляна, на которой планировалась ночевка, была забита до звона.
Затем прошли Джубгу, где провели пол дня на пляже, а потом по берегу доехали до Туапсе, где цепанули вечерние пробки, а потом окончательно ушли в горы. Переночевали в лесу под Гойтхом, затем проехались дальше вдоль реки Пшиш и встали на ночевку на берегу близ Терзияна.
Затем ушли на Водопадистый, и разбили лагерь на высоте 1500 метров. Далее немного по Адыгее прокатились, встали у реки Белой близ Гузерипля.
Собирались ещё съездить на Лаго-Наки и Гуамку, но погода испортилась, зарядили дожди и мы встали на обратный путь.
Плотность населения в нашей стране весьма неравномерная. В жаркие месяцы её неравномерность нарастает ещё больше, так как половина курортно-активного населения смещается на небольшую полоску земли между горами и морем. С тех пор как дружеские отношения с Турцией и Египтом перешли в «партнерские» на этой самой полоски суши отдыхающих стало значительно больше. Выражается это в целом ряде факторов. Дороги на Порт Кавказ и по Черноморскому побережью несут на себе практически непрерывный поток машин движущихся в обе стороны. Берег плотно заставлен машинами, палатками и кемперами, при этом хорошие места на побережье практически полностью выкуплены и заезд платный. Фрукты на рынке стоят столько же сколько в Москве. Особенно «порадовали» арбузы, в цене которых львиную долю составляют транспортные расходы, что не мешает им около бахчи стоить те же 35 рублей за килограмм что и в Нерезиновой. Сервис ненавязчив до предела, перекушавшие денег вахтеры на заездах на пляжи практически хамят, в местах массового скопления людей кормят дорого и невкусно. На дорогах пробки, в магазинах очереди.
Наиболее распространенная сеть на побережье «Магнит». Ассортимент вполне приемлемый для путешествующих дикарями. Большинство же остальных магазинов довольно маленькие и в основном ориентированы на пляжных отдыхающих – холодное пиво и вода, сигареты, мороженное. Ассортимент обычной еды в них довольно скуден.
Черноморским, Азовским и Адыгейским гаишникам на тюнинг внедорожников совершенно плевать. Возможно, дело в том, что все побережье кишит «кроликовозами» (так я называю УАЗы катающие по горам отдыхающих). Машины, как правило, имеют беспощадный околовнедорожный тюниг выражающийся в лифте в небо, каких-нибудь больших колесах и куче дополнительных посадочных мест превращающих «козлик» в девятиместный микроавтобус. Сверху все это дело имеет полное отсутствие крыши и вариации на тему каркаса, обшитые мягким материалом, дабы туристы громким стуком зубов о металлические трубы не отвлекали водителя от прослушивания изысканных музыкальных композиций. Снуют данные автомобили повсюду, так что гаишники смирные, их интересует в основном скоростной режим (который и так-то не особо нарушишь, ибо машин миллион), обгон по встречной и утренний выхлоп (не подумайте что мотора).
Если одним словом: жарко, блин! Получилось двумя словами, но суть от этого не изменилась. Пекло. Мы, привыкшие к северным широтам, и отдыхающие летом в Карелии и на Кольском полуострове неумолимо превращались в плавленые сырки со слегка подгоревшей корочкой. Так что крем от загара (для умных и дальновидных) и пантенол (для меня) пользовались большим успехом.
Она есть только в горах. Вдали от трасс на горных дорогах машин нет, заборов и шлагбаумов тоже.
На побережье с этим хуже. Мы так и не смогли заехать ни на одну из кос. Тузла огорожена, мост строят. Бугазская коса с двух сторон имеет платный въезд, а в середине перекрыта рыбозаводом.
Больше всего мне понравилось на Азовском море близ Голубицкой. Песочек с ракушками и на диком пляже за затонами минимум людей.
Под Анапой на Черном море тоже песок, но довольно грязное (на мой взгляд) море и неимоверное количество отдыхающих, думаю, эти два факта плотно переплетены. Дюрсо, Джубга и остальное побережье в сторону Сочи – каменистый пляж, хорошая тренировка для изнеженных за зиму ступней.
По всему побережью множество заправок Газпром и ЛукОйл, есть Роснефть, в Анапе на въезде имеется Газпромнефть, газовые так же встречаются часто. Цены ниже московских. Почти везде дизель 34-50.
Машины вели себя прилично и не доставляли нам особых хлопот. Единственной серьезной поломкой была ознаменована встреча подвески «Спорта» с поваленным деревом, закончившаяся для него слетевшим пыльником ШРУСа и выломанным кронштейном стабилизатора. Пыльник поставили на место, ремонт стаба отложили до возвращения домой.
В какой-то момент группу скосил ротовирус. С чего и зачем осталось не выявленным, однако подверглись ему наиболее аскетичные члены группы, отказывавшие себе в ежевечернем приёме «немодновки», для злоупотребляющих всё прошло без последствий. Я сам, в силу глупого каприза перешедший в тот вечер на холодненькое пиво, оказался в рядах тех, кто извергал из себя еду в обоих направлениях и был ослаблен до неприличия. В следствие повальной эпидемии пришлось назначить внеочередную днёвку на берегу моря, чему здоровые никоим образом не препятствовали.
Нас было 14 половозрелых представителей обоих полов, три ребенка полутора, трёх и пяти лет, и полугодовалый овчарёныш. Взрослые вели себя приемлемо, особенно тихи и задумчивы бывали по утрам. Дети задумчивы не бывали в принципе, молчаливы тоже. Вообще, джиперские дети, зачатые и взращенные среди полей и лесов это бурная смесь из авантюризма, хаоса и хулиганства порой граничащего с бандитизмом.
Собака не отставала от цветов жизни и тоже вела себя асоциально, постоянно норовя укусить проходящих мимо за что дотянется. В свете чего была перманентно привязана к машине или дереву.
Горы прекрасны, море тёплое, народу много. Поездка очень понравилась. Больше в разгар сезона на море ни ногой. =)
ТОП-13: Куда поехать и что посмотреть на Кавказе?
Очень тяжело делать обзор по Кавказу в стиле «ТОП-10 мест, в которых вам обязательно нужно побывать». Потому что весь Кавказ — сплошной топ. За 3 недели мы посетили множество непохожих друг на друга мест, которым я посвятил отдельные рассказы. Каждое из них уникально и по-своему интересно. И даже под конец поездки, когда мы думали, что нас больше ничего уже не может удивить, открывались совершенно новые виды и горизонты. Я собрал свой собственный ТОП-13 мест («чАртова дюжина») в российской части Кавказа, куда я советую вам заглянуть. Все они легкодоступны и рассчитаны на семейную поездку с детьми на обычном автомобиле. Пусть эти точки станут отправными для вашего путешествия 🙂
Считается одним из красивейших озёр России. Но, к сожалению, и одним их самых загрязённых. Долгие годы в него сливали отходы с обогатительной фабрики Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината. Поговаривают, что местная рыба светится в темноте 🙂 Но, несмотря на это, местные её ловят, едят и купаются в озере. «Красивое снаружи — опасное внутри»: во всяком случае, сюда стоит приехать, чтобы полюбоваться бирюзовой водой в окружении изумрудных гор. Неподалёку находится малое Былымское озеро, до которого можно прогуляться пешком.
12 место. Ущелье Ирик-Чат
Вход в ущелье Ирик-Чат находится у посёлка Эльбрус, где можно снять квартиру. Это одно из доступных для семейных походов ущелий, куда не нужно оформлять пограничный пропуск. Можно устроить себе однодневный хайкинг с пикником, не уходя особо далеко от цивилизации. Подъём достаточно нудный только в самом начале — потом он становится более плавным и приятным. Зелёный альпийский луг радует глаз, а внизу есть природный источник нарзана. На одной развилке с указателем нужно держаться верхней тропы и уходить дальше от реки. Ориентир — белые песчаные скалы. Мы же пошли по нижней и пожалели — через сотню метров начался просто треш 🙂 Тропинка шла по краю высокого, осыпающегося обрыва. Страха натерпелись — словами не передать. В итоге не выдержали и повернули назад. К тому же, набежали тучки и начался дождик. В общем, место до конца не исследовали, но поняли, что оно очень красивое и вполне безопасное, если следовать указателям 🙂
Очень живописное ущелье, в которое можно заехать на машине. В 2017 году по нему сошёл селевой поток и уничтожил дорогу, но сейчас она уже полностью восстановлена. Здесь начинается погранзона, поэтому на пути стоит КПП, где нужно показать паспорта и свидетельства о рождении детей. Пропуск нужен только если вы соберётесь идти в поход к леднику и озеру, оставив машину в конце асфальтовой дороги у альплагеря «Джантуган». До самого лагеря можно доехать без пропуска. Это тоже поездка на полдня — на турстоянке можно устроить пикник и просто погулять, а дети с удовольствием побросают с берега камни в горную речку. Подробно об этом месте почитайте в моей статье Адылсу: два года после трагедии.
10 место. Эльбрус и Чегет
Пожалуй, своё путешествие по Кавказу лучше будет начать с близкого знакомства с его главной вершиной — Эльбрусом. Причём, сначала полюбоваться на него издалека, с горы Чегет, а потом побывать и на самих склонах высочайшей точки Европы. Как это сделать максимально просто и непринуждённо, я описал в рассказе Как показать детям Эльбрус за один день.
На Чегет можно попасть только на открытых кресельных подъёмниках, поэтому выбирайте соответствующую погоду. Правда, погода в горах — понятие относительное и весьма переменное 🙂
Начинайте с самого утра, пока небо не заволокло тучами и не пошёл дождь.
А вот на Эльбрус в закрытых гондолах можно подниматься в любую погоду.
И держите еще одну бонусную точку, где можно посидеть часик-другой, любуясь ревущим Баксаном.
На закате это место особенно прекрасно!
Хотите разбавить своё путешествие по асфальту лёгким бездорожьем и посмотреть первозданную природу Кавказа? Тогда вам на перевал Актопрак! Хорошая грунтовая дорога соединяет два ущелья — Баксанское и Чегемское. Два часы красоты и чистого горного воздуха! А по пути обязательно посмотрите скалу Арка — там получаются интересные и необычные снимки. Экстрима почти никакого — по дороге, хоть и нечасто, ездят даже «пузотёрки».
8 место. «Город мёртвых» Даргавс
Про «города мёртвых Кавказа» у меня есть отдельный замечательный рассказ — обязательно его почитайте: Кто живёт в «городах мёртвых» Кавказа? Даргавс — самое известное из описанных там мест. Но не самое доступное после схода ледника Колка в 2002 году. Сюда лучше всего добираться через Кармадонское ущелье. И остаться ночевать лучше там, потому что в Даргавсе вы ничего не найдёте — ни жилья, ни кафе. Даргавс — официальный музей, с кассой и турникетом. Вход платный — 100 р. с человека.
Дзивгис находится недалеко от Даргавса, в Куртатинском ущелье, на левом берегу реки Фиагдон. В самом селе и его окрестностях есть несколько предпещерных замков — осетинских укреплений, сделанных на основе естественных скальных гротов. Они заложены стенами из камней, скреплённых крепким раствором. Есть пещеры, где могло разместиться не менее сотни человек. А еще в Дзивгисе есть большое количество каменных склепов, как и в Даргавсе.
О Чегемских водопадах слышали многие, но не все доезжали до Эльтюбю в этом же ущелье. А зря. Выделите один день с ночёвкой и ощутите магию этого волшебного места! Погуляйте на закате среди пустых склепов «города мёртвых», узнайте, где находится «греческая лестница», вырубленная в скале, и попробуйте по ней подняться. А еще обязательно поешьте вкуснейшие хычины в уютном кафе с wi-fi, доберитесь до водопада Абай-Су и побывайте в башне князей Балкаруковых.
Заночевать в Эльтюбю рекомендую «У Индиры» — утром она вас накормит домашними хычинами и вкусным сыром. Если соберётесь на водопад, то попросите местных, чтобы они вас туда отвезли, потому что дорога только для высоких кроссоверов с крепкой резиной и внедорожников. Местных можно найти в кафе по ссылке выше и на скамейке у моста. И не забудьте заглянуть в лагерь парапланеристов — они хорошие и интересные ребята 🙂
Место с печальной историей — в 2002 году здесь сошёл ледник Колка, унёсший жизни более 100 человек, включая съёмочную группу Бодрова. Однако, здесь всё же стоит побывать — киношники полюбили его за исключительную красоту. Здесь находятся природные горячие минеральные ванны, доступные каждому желающему. Чтобы к ним попасть, необходимо оформить на погранзаставе пропуск. В окрестностях ущелья есть множество пешеходных маршрутов.
Более подробно про Кармандон можно почитать тут: Где остановиться в Кармадонском ущелье?
Массовый туризм пока еще обходит Ингушетию стороной, хотя там давно уже безопасно, а местные очень рады гостям. Наиболее интересная часть Ингушетии — Джейрахскй район, где располагается природный парк «Эрзи». Почитайте мой рассказ о двухдневной поездке с детьми по Ингушетии на машине, чтобы понять, почему вам там нужно побывать: Опасно ли туристам в Ингушетии и что там смотреть?
Еще одно не самое популярное место, куда обязательно стоит заглянуть с детьми. Почти до самого конца (или начала) ущелья ведёт дорога: половина пути асфальтовая, половина — накатанная грунтовка. В горной тиши расположены несколько отелей и туристических баз, где можно отдохнуть от городской суеты. Самый недорогой из них — турбаза «Ростельмаш» — привет из советского прошлого. За проживание с 3-разовым питанием там берут 1000 рублей в сутки с человека. Если хотите место покомфортнее и подороже, то добро пожаловать на базу «Порог неба».
В окрестностях проложено несколько несложных маршрутов, посильных даже маленьким детям. К примеру, можно дойти до реки Танандон и посмотреть водопад «Три сестры». Обязательно попробуйте шашлык и осетинские пироги в семейном кафе у реки.
2 место. Плато Лаго-Наки
Мечтали оказаться в эльфийском лесу? Тогда обязательно загляните в Лаго-Наки 🙂 Плато всегда славилось своими пешеходными маршрутами. В советские времена здесь проходил Всесоюзный туристический маршрут №30, в народе называемый «тридцаткой», который существует и сейчас. Лаго-Наки — место не на один день. Сюда нужно приезжать с большим рюкзаком и палаткой, чтобы как следует насладиться красотами плато и его альпийских лугов.
Но если вы, как и мы, оказались тут проездом, то вот вам советы, как с пользой провести этот день: Что посмотреть на Лаго-Наки за один день?
Если у вас полноценный внедорожник или крепкий кроссовер с высоким клиренсом и «злой» резиной (как минимум AT), то обязательно погостите в мире заброшенных деревень Дигории. Мечтали оказаться в каком-нибудь мире фэнтези, вроде Нарнии или Шира из Властелина Колец? Но так, чтобы не нужно было тратить целое состояние и кучу времени, чтобы добраться на другой конец планеты в какую-нибудь Новую Зеландию. У меня хорошие новости: такое место есть на Северном Кавказе, в 100 километрах от Владикавказа. Я открыл для себя удивительный путь в горах, который по некоторым причинам не смог проделать полностью. А это значит, что будет повод сюда еще раз вернуться.
Дигорское ущелье — поистине жемчужина Северной Осетии. Столько красоты в одном месте сведут с ума любого ценителя природы. Одни только названия рек, сёл и гор сразу же переносят в фантастический мир: Донифарс, Уаллагком, Дур-дур, Хазнидон, Сонгутидон, Галиат… Подробности тут: Заброшенные сёла Дигории
Кавказ прекрасен! За 3 недели нашего путешествия мы не встретили ни одного уголка, даже отдалённо похожего на предыдущее место. Я постарался максимально подробно описать нашу поездку, указав стоимость затрат, точки ночёвок и обзорных площадок.
Отмечайте их на своей карте, читайте рассказы, и в добрый путь! 🙂
Дорогами Кавказа. Направления, от которых захватывает дух
Приветствую друзья! Приближается сезон отпусков, потому захотелось вспомнить, как это было и поделиться с вами сборной солянкой из дорог и направлений на Кавказе, которые поразили живописностью открывающихся видов. Мнение сугубо личное, основано пока на том небольшом количестве мест, где удалось побывать. Список, конечно же, будет и должен расширяться. Итак, поехали!
Дорога на Лаго-Наки
Пожалуй, самый лайтовый маршрут и очень подходит для начинающих путешественников. Рекомендую тем, кто только начинает знакомиться с природой Кавказа и не обязательно обладает какими-то внедорожными качествами своего авто. Идеальный асфальт, начиная от Даховской (44.249131, 40.201788) до самого верха КПП «Лаго-Наки» с множеством смотровых площадок и видовых мест для отдыха приведут вас в невероятной красоты место — Лагонакское нагорье (44.075390, 40.011845).
Отсюда уже пешком можно прогуляться до Нагой-Кош — самой высокой точки Каменного моря, дойти до подножия горы Оштен или рвануть еще дальше и покорить вершину Фишта, заночевав прямо в горах в палаточном лагере.
Видовые маршруты Архыза
Это одно из моих любимых направлений, сюда можно возвращаться снова и снова. Концентрация красоты настолько высока, что за одну поездку ею насладиться не получится. Интересные виды начинаются уже от Зеленчукской (43.848209, 41.586582) и поражают воображение при въезде в район Нижнего Архыза (43.684047, 41.460166). Отличный асфальт вдоль реки Большой Зеленчук приведет в царство заснеженных вершин и бархатных склонов Архыза — кусочка цивилизации в окружении горных хребтов. Местная природа порадует в любое время года, но нам очень понравилось побывать здесь в золотую осень.
Направлений очень много, для себя обязательно выделю поездку, а затем пеший поход в сторону Дуккинских озер: Сказка Кавказа, Рыбка и Аркарсарское (43.533373, 41.049885) и озера Семицветного (43.488161, 41.075642), расположенного в соседнем ущелье реки Большая Дукка. Виды здесь просто крышесносительные! А главное, здесь достаточно малолюдно (кроме зимнего сезона).
Еще одна дорога заслуживает внимания — путь к Софийским водопадам и озерам. Начинается от поляны Таулу (43.523766, 41.231321) и кончается Ледниковой фермой (43.451881, 41.272700), с которой начинаются многочисленные маршруты к водопадам и/или озерам.
Сама дорога очень живописна, петляет по ущелью вдоль реки София. Первый километр через поляну ехать одно удовольствие — дорога грунтовая укатанная, ровная. Но радоваться рано, при въезде в лес ждет сюрприз в виде крутого подъема вверх по крупным булыжникам, достаточно сильно выступающим из земли, нужно быть к этому готовым.
В награду же получаем шикарные виды, многочисленные броды через ручьи и реку, умопомрачительные панорамы с видом на Софийский ледник с целым каскадом водопадов.
Если бить-колотить свою машину нет в планах, всегда можно оставить ее на поляне Таулу, арендовав квадроцикл или УАЗик до фермы.
Домбай и военно-сухумская дорога
Переходим к удивительной заповедной территории Домбая. Это невероятной красоты местность в Карачаево-Черкессии. Даже в дождливую погоду двигаться по горной дороге, извивающейся сквозь осенний лес исполинских деревьев это удовольствие.
За пеленой тумана и дождя не разглядеть весь масштаб, но от того еще интереснее и нереальней кажется природа вокруг — приходится только догадываться о высоте горных вершин. Дорога вьется по территории Тебердинского заповедника. Приближаясь к Домбаю сразу чувствуешь, что он совершенно другой, нежели Архыз.
Здесь горы еще выше и будто бы нависают над тобой, дают в полной мере ощутить себя песчинкой посреди великанов. Это направление очень живописное. По пути множество достопримечательностей. Не доезжая поселка можно свернуть налево на военно-сухумскую дорогу в сторону Туманного озера или Туманлы-Кёль (43.285227, 41.793195). Путь сюда начинается в 5-6 километрах от Домбая, в месте слияния горных рек Гоначхир и Аманауз (43.332820, 41.671680).
От развилки ведет дорога через Клухорский перевал, которую построили еще в царские времена в 1903 году. А в 1947-м сюда проложили асфальт — это часть Военно-Сухумской дороги, которая соединяла Ставропольский край с Абхазией. Дорога тянется извилистой лентой вдоль пенящейся в каньоне справа реки Гоначхир, слева над ней возвышаются скалистые горы.
Мы поехали ранним утром, потому практически никого не повстречали на своем пути, да и днем здесь достаточно безлюдно — впереди только дикие горы и военный кордон, куда без специальных пропусков никого не пускают.
Это самый легкий туристический маршрут из Домбая и Теберды по Тебердинскому заповеднику. Весь маршрут можно проделать на легковой машине. До озера Туманлы-Кель ведет хорошая асфальтированная дорога. Проникая в густой сосновый лес, она выводит к поляне, где находится кордон Тебердинского заповедника. До озера добраться не составит труда — оно находится прямо у дороги и если подойти с правильного ракурса, то можно увидеть как отражаются заснеженные пики в зеркальной глади.
Расстояние вроде бы небольшое, но по времени поездка заняла не мало — мы постоянно делали остановки на фото-стопы и просто созерцание этой величественной красоты.
Если захотите прокатиться до Кисловодска — выбирайте этот путь. Навигатор построил нам интересный маршрут через перевал Гум-Баши. Как оказалось, это направление является кратчайшей дорогой между Карачаевском и Кисловодском и одной из самых живописных на Кавказе.
Дорога на перевал проходит через два аула — Нижняя Мара и Верхняя Мара. После Верхней Мары начинается серпантинный подъем на сам перевал Гум-Баши. Наверху есть смотровая площадка (43.776458, 42.185366), откуда видно обе стороны перевала. Высшая точка перевала Гум-Баши 2250 метров.
Перевал, безусловно, является одним из самых зрелищных мест Кавказа. Дорожка проходит узкой ленточкой и огорожена со всех сторон горами, а также хребтами скал, имеющих невероятные контуры. Отсюда открываются вид на Главный Кавказкий Хребет, бархатное плато Бийчесын и еще кое-что очень зрелищное — гору Эльбрус.
Те эмоции и впечатления, которые нам подарил своими живописными видами этот перевал, невозможно сравнить больше ни с какими другими ощущениями. Поэтому хоть раз в жизни стоит посетить склоны Гумбаши, тем более что добраться сюда не составляет никакого труда.
Джилы-Су — самая зрелищная дорога с видом на Эльбрус
И вот мы добрались до одной из самых живописных трасс на Кавказе — дороге на Джилы-Су (43.437041, 42.540088). Она очень красива, вдоль нее почти нет населенных пунктов, поэтому все горные отроги и речные долины открываются во всей красе.
Если конечно вам повезет с погодой. Нам удалось в полной мере насладиться видами только со второй попытки, так как летом с набором высоты нарастает вероятность дождя с градом и густого тумана. Из-за этого вы рискуете ничего не увидеть дальше 100 метров.
Зато в октябре нам повезло и мы преодолевали путь с раскрытыми ртами на протяжении всей дороги, делая постоянные остановки от восхищения.
С дороги открываются потрясающие виды на Главный Кавказский хребет, на Скалистый хребет, на плато Канжол и плато Бермамыт, и конечно на главную достопримечательность Кавказа, высочайшую вершину двуглавый Эльбрус. Он просто невероятен из-за своего размера и кажется до исполина можно дотянуться рукой.
Дорога приведет вас к источникам или «теплым нарзанам» Джилы-Су, а еще можно насладится зрелищным ущельем Кала-Кулак с удивительными скальными выступами — Зубами Дракона. Эту яркую достопримечательность Приэльбрусья называют своеобразной «визитной карточкой» Джилы-Су. Помимо прочего, своеобразной кульминацией может стать посещение мощного водопада Султан рядом с источниками высотой 40 метров. А если хватит сил, то отправляйтесь погулять на поляну Эммануэля в долине реки Кызылкол, с которой открывается вид на все тот же белоснежный Эльбрус.
Баксанское ущелье и перевал Актопрак
Баксанское ущелье — одно из самых интересных мест Северного Кавказа. Названием своим оно обязано реке Баксан (длина 165 км), берущей начало в ледниках Эльбруса и Главного Кавказского хребта. Кстати, вы знали, что асфальтированное шоссе, по которому мы двигаемся по ущелью относится к категории самых высокогорных в России.
И это не спроста — Кабардино-Балкарию можно назвать «российским Непалом». Если на территории этой крохотной страны в Гималаях находится сразу восемь вершин высотой более 8 тысяч метров, то кавказская республика может похвастаться сразу семью пятитысячниками. Один из них Эльбрус.
Если доехать до села Былым(43.463458, 43.040313) и свернуть с асфальта налево, то очутитесь в совершенно аутентичном мире облаков и тумана. Отсюда начинается перевал Актопрак — самый короткий путь к Чегемскому ущелью через горы.
Хотите получить неконтролируемую порцию эндорфинов от увиденного — прокатитесь через перевал. Дорога не представляет особых трудностей, она каменистая, достаточно широкая, идет вдоль родника. Периодически источник то пересекает грунтовку, то течет параллельно.
В хорошую погоду сложностей возникнуть не должно, а мы вообще прокатились в моросящий дождик. По обе стороны поднимаются высокие стены горных массивов, утопающие в зелени. С набором высоты — поднимался и градус эстетического удовольствия! Повсюду открывались природные шедевры в виде остроконечных зубцов, окутанных облаками, альпийских склонов насыщенных изумрудных оттенков.
Это горная дорога поразила нас своими живописными поворотами, плавными спусками и подъемами, если не менее, то даже больше предыдущего путешествия на Джилы-Су. Здесь не было ни людей, ни машин, ни кафе. Только горы… А еще эти таинственные облака, парящие над вершинами и моросящий дождь придавали этому перевалу немало загадочности.
Через 50 км этот чудесный путь выведет вас на дорогу в Чегемское ущелье (43.369553, 43.168363), где немало достопримечательностей, о них я так же писала в своем блоге. Будет время — почитайте.
О том, как мы отдыхали, чего интересного видели на Кавказе, сколько стоит, как доехать и не только, можно подробно узнать в моем блоге в разделе КАВКАЗ и АДЫГЕЯ. А в наших планах посетить новые локации, у меня уже нанесено несколько интересных маршрутов на карту желаний. Говорить о них пока рано, если все получится — обязательно поделюсь с вами и добавлю в этот список! А вы бывали в описываемых местах? А какие места еще могли бы посоветовать, где не настолько много туристов, величественная природа и манящая вдаль к приключениям дорога? Пишите в комментариях, с радостью почитаю ваши ответы.