Путешествие на авто по казахстану
Легенды Юга. Автопутешествие по Казахстану. Полный расклад
В апреле нашу маленькую команду путешественников пригласили в огромную экспедицию по югу Казахстана. Фишка была в том, что участников экспедиции аж 700 (семьсот!) человек. Я сначала долго смеялся над такой затеей. Достаточно представить как эта пробка из автомобилей и автобусов будет заправляться, затерянная где-то в казахстанских степях, как эта толпа будет искать туалеты на обочине ( 350 мужиков налево, 350 женщин направо), как их всех накормить и тому подобное. Казалось, безумней придумать нечего.
Короче, мы решили, что посмотреть на такое точно стоит. По-крайней мере будет смешно.
Вечером накануне выезда мы отыскали старенькую Honda cr-v за 8 тыс тг в сутки. Сгрузили в нее весь хлам (в основном это была одежда моей супруги Малики) и рано утром рванули из Алматы в Тараз, откуда должны были стартовать остальные участники этой мега-экспедиции.
За первые 450 километров мы успели пару раз поругаться, разок пробить колесо и тысячу раз заблудиться:
Утро в Таразе тоже началось с поисков. Город маленький, по-этому яндекс.навигатор, кажется, решил показать нам его полностью, со всеми закоулками. Через пару часов мы таки нашли «наших», не без труда забрали свой стартовый номер и двинули на поиски первой в нашем списке легенде юга.
Акыртас.
Это недостроенный дворцовый комплекс 8-9 века постройки. Гиды на месте нам ничего интересного про него не рассказали, полностью дублируя информацию с википедии. Местные уверены, что это заправочная станция для космических кораблей. Но моя гениальная женщина перерыла по приезду кучу инфы на английском и, вот, если вкратце: В результате победы в Таласской битве аббасиды (при поддержке карлукского каганата) взяли в плен тысячи китайцев. Используя их как рабов, они начали стройку. В это время аббасиды сняли статус столицы с Багдада и, видимо хотели расширяться дальше на восток. Схема строения и направленность на Мекку подтверждает мусульманское происхождение. Сам комплекс очень похож на все другие знаменитые постройки аббасидской империи, в частности на мечеть в Самарре.
На этом этапе стройки начались волнения у западных границ аббасидской империи (где в районе современной Испании) и они были вынуждены большую часть войска мобилизовать туда. Здесь их позиции резко ослабели
и тот самый карлукский каганат вернулся и забрал эти земли, за которые воевал вместе с аббасидами.
Кстати, о Таласской битве: об этом почти нигде не пишут, но эта битва сыграла большую роль для сферы образования. У пленных китайцев аббасиды переняли технологию производства бумаги взамен папирусу и пергаменту и распространили ее дальше на запад.
Городище Тараз
Крупный город на Великом Шелковом пути, который был обнаружен в девяностых под асфальтом, на месте современного таразского базара. Сейчас там во всю идут раскопки. Уже можно разглядеть древние придорожные мотели и склады. Здесь Малика могла бы долго возмущаться современным методам консервации, но этого достаточно во втором эпизоде:
Мы не особо уютно чувствовали себя в базовом лагере, который по колено был в грязи из-за непрекращающегося дождя, по-этому с утра сбежали на поиски новых старых легенд.
Мавзолей Айша-биби
Как и все остальные легенды про женских персонажей в Казахстане, Айша-биби является символом протеста против договорных браков. Полюбила мужчину, сбежала к нему и по пути трагически погибла от укуса змеи. Полюби она бедняка, никакого мавзолея бы и не было. Наверное.
Забавно, что теперь сюда приходят молодожены и женщины просить о счастливом браке и лечении бесплодия.
Говорят, Кокпар придумали охотники. Им было скучно возвращаться долгие километры домой с охоты и они отбирали друг у друга тушу убитого волка. Так было веселей.
Мы вовремя вернулись в лагерь и сполна оценили эту древнюю игру вживую. Настоящее конное сражение, в котором могут учавствовать любое количество всадников. Местные аксакалы говорят, что в основном играют
на поминках и больших праздниках, когда собираются несколько ближайших аулов. Бывает, доходит и до двух тысяч участников.
Пока снимал, пару раз чуть не попал под копыта, так что игра мне показалась чрезмерно жестокой.
Еще в девяностых об этой пещере мало кто знал. В нее можно был спуститься по веревкам, погреться зимой (в ней свои микроклимат и растительность есть круглый год) и спрятаться от жары летом. Пещера поражает размерами и своей фактурой.
Сейчас вход оборудован металлической лестницей, по углам прячутся туристы с фотоаппаратами, а по центру восседает местный мулла. У него здесь очень много работы, по-этому с нами он говорить отказался)
Третий эпизод в формате видео:
Окончательно устав от этих вечных поисков легенд и движняка в лагере, мы сбежали в самоволку.
К ночи добрались до входа в Аксу-Джабаглинский заповедник и заночевали в турбазе «У Руслана».
Остальные участники планировали приехать днем, чтобы пройтись по каньону Аксу. Но дорогу к нему размыло и они остались киснуть в базовом лагере. Пользуясь случаем, мы рванули в ближайший поселок, прикинулись прессой, взяли там пропуск на вход в заповедник и гида (прилагается к пропуску) и пошли.
Ущелье Киши-Каинды
По заповеднику нельзя гулять без гида, нельзя ставить палатку, топтать цветы. Короче, практически ничего нельзя. И не зря. Через 15 минут прогулки мы встретили первые «не зря»:
Через час, спустившись к реке:
Место, короче говоря, дико крутое.
К концу дня, пытаясь не наступить на красно-книжные тюльпаны Грейга, мы спустились к нашему железному корыту и отправились в легендарный Туркестан. Он даже звучит как древняя, богатая историями страна.
Но. Совсем недавно Туркестан стал новым областным центром новоиспеченной Туркестанской области. Иии, видимо чтобы у чиновников появилось хоть что-то святое, весь акимат области массово перевезли сюда и расселили по отелям. Ночью нам удалось найти лишь тухлый номер в привокзальной гостинице.
Возможно через несколько лет Туркестан действительно станет новой туристической Меккой Казахстана, ну а сейчас это одна большая, крайне неуютная стройка.
Поплутав по перерытым улицам и окончательно устав, мы двинулись на поиски лагеря.
Древний город Сауран
Участники экспедиции уже разбили лагерь у стен древнего городища Сауран. Забавно, еще пару дней назад мы с радостью бежали от них куда-подальше, а сейчас, будто что-то щелкнуло в нас. Вернулись в родной аул, где все просто и знакомо. Милый дом.
Здесь нас как-то сразу накрыло умиротворение. Мы уже знали соседей, знали где искать еду и с кем попить чай. Нам наконец удалось почувствовать себя настоящими кочевниками. Весь вечер мы бродили по лагерю, навещая соседей, заряжали в ноль севшую технику и пели песни всем аулом у костра.
В тот вечер мы наконец смогли разобраться в себе. Поняли, зачем приехали, нашли свои Легенды Юга. В настоящих живых людях, окружающих нас. В людях, живущих здесь и продолжающих верить и творить.
На следующий день, перед возвращением домой, мы успели поставить галочки в городище Отрар и знаменитом мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави. В нашем финальном выпуске мы подробно рассказываем и об этих местах, но к поиску легенд это уже не имеет никакого отношения:
Рекомендации для путешествия по Казахстану. Часть 2 (практическая)
И снова — добрый день!
Сегодня продолжу делиться наблюдениями и практическим опытом поездок по северному Казахстану. Для тех, кто только что подключился, краткое содержание предыдущей серии: «Рекомендации для путешествия по Казахстану. Часть 1 (теоретическая)».
Во второй части затрону тему придорожной инфраструктуры. Перефразируя классика: «Я Вам не скажу за весь Казахстан», ибо опыт поездок у меня имеется только по Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областям. Но, как показывает опыт общения, эти маршруты подходят для большинства автопутешественников, поскольку позволяют добраться, практически, в центр Казахстана — до его столицы.
Итак, хочу поделиться информацией о местах отдыха во время поездки по Казахстану.
Да простят меня поборники строгой морали, но слово «северный» напишу с маленькой буквы, ибо речь идёт не только об области. Для тех же, кто только рассматривает себя в роли автотуриста по Казахстану, могу сообщить несколько «Фактов о Казахстане». В Казахстане имеется Северо-Казахстанская область. Есть Костанайская. Географически, и первая и вторая находятся в северном Казахстане. Отсюда и величина букв в прилагательном. Если я не прав, пусть филологи меня поправят.
В общем, продолжаю рассматривать наиболее популярное направление — в город Нур-Султан (Астана).
Поскольку он находится почти в центре страны, то у жителей северных (наверное, и южных) областей поездка не вызывает трудностей. У российских же путешественников могут возникнуть некоторые вопросы. Один из них связан с местами отдыха. Ни для кого не секрет, что переход границы занимает какое-то время. Иногда это около часа. Иногда — несколько часов. Такой разбег вносит свои коррективы в план поездок. И может наступить такой момент, когда силы уже заканчиваются, а цель поездки даже на горизонте не виднеется. В этом случае приходится искать гостиницы, мотели, стоянки для автомобилей.
Вопросы — не придуманные, от настоящих людей. Ответы — основываются на личном опыте и наблюдениях.
1. Вопрос о бензине: где лучше заправляться на этих трасса, на каких заправках, стоит ли везти с собой запас в канистре?
С бензином сейчас проблем нет. Не думаю, что они возникнут и в мае. Для себя я вывел правило: «Никаких контейнерных АЗС». Кто знает, что в тех контейнерах плещется, и когда их последний раз чистили? Я, обычно, заправляюсь на КазМунайГазе. Можно ещё обратить внимание на КазМунайОнимдери. Кажется, это казахстанский вариант «Газпромнефти». В смысле — государственная компания. Зимой у них были проблемы с качеством бензина — после реконструкции НПЗ никак не могли дать качественное топливо. Много воды было. Но сейчас всё наладилось — расход топлива по трассе соответствует паспортному. «Гелиос» многие ругают — расход топлива большой, а толку нет. По дискуссиям в интернете, В Астане и в сторону Алматы хвалят «Синойл» и «Газпром». Да-да — там присутствует российский бензин.
Канистру с собой не брал ни разу. От границы Костанайской области до Есиля проблем с заправками нет. Встречаются с интервалом 80-120км друг от друга. За Есилем заправки закончатся до Атбасара. Возле него есть АЗС «Юна» (зелёная ливрея) — бензин хороший. Можно заправиться до полного. Потому что следующие 200км до Астаны АЗС могут и не встретиться. Впрочем, за два года ситуация могла и измениться и появились новые АЗС.
За Астаной с заправками немного сложнее. Но если следовать правилу 1/3, то доехать можно. В том смысле, что если в баке осталась треть топлива — едем на АЗС. В Караганде лучше заправиться до полного бака — следующий раз АЗС может встретиться где-то под Балхашом.
Вообще, с сетью АЗС проблем нет. За 200-250км хоть одна стационарная АЗС да появится. И уж в мало-мальски большом населённом пункте будет АЗС «КазМунайГаза». Бензин и «92», и «95», и «солярка». C «98»-ым могут появиться трудности, но на АЗС «КазМунайОнимдери» он точно есть. В Северо-Казахстанской области появляются АЗС «Эталон» — там тоже встречается этот вид бензина. Но, пожалуй, вот именно в этом случае есть смысл брать с собой резервную канистру с запасом топлива.
Примерно с такой же периодичностью встречаются и газовые заправки. Так что канистру с резервным запасом можно брать больше для самоуспокоения (ну, или поездка будет простираться дальше, в южный Казахстан). Многие АЗС имеют в своём активе мини-маркеты, в которых можно приобрести какие-нибудь печеньки-шоколадки-воду. Ну, или масло-антифриз-вонючки для авто. Каждая АЗС имеет в активе скворечник-туалет более-менее приличной чистоты. Есть и небольшая парковка на три-пять авто. Но на долгий постой вас туда не пустят. Максимум: размять ноги и перекусить. Ночевать — ну уж нет, не выйдет!
Кстати, на днях (информация от 03/12/2019) объявили об увеличении цены на бензин на 10 тенге. Мол, на следующий год запланировали социальную поддержку населения, увеличение зарплат бюджетникам и прочие плюшки. А бюджет-то — не резиновый. Опять же — топливо гораздо дешевле, чем в соседней России, вот и увозят всякие нехорошие дяди и тёти в своих бензобаках немалую толику топлива. Словом, пора увеличивать цену на топливо.
2. Где можно остановиться для кратковременного отдыха: размять ноги и покушать?
На дорогах для этого организованы съезды к стоянкам различной величины. Иногда на пять машин, иногда — и два десятка большегрузов вместятся. Как правило, все они кучкуются возле населённых пунктов. Только следует учесть, что Казахстан — край бескрайних степей. Поэтому деревьев на тех стоянках может и не оказаться. Зато могут оказаться эстакады и контейнеры для мусора. В некоторых случаях даже будут туалеты-«скворечники». Но чистота их — вопрос сомнительный. Но если встать с наветренной стороны, и отвернуться в поле, то вид очень даже ничего!
Как я уже говорил: переночевать на АЗС вас не пустят. Как вариант: либо парковки возле редких мотелей, либо — вот такие карманы-стоянки. Думаю, здесь не будет лишним правило автотуриста: «Останавливаться возле групп дальнобойщиков» и «Лучше встать на ночлег засветло, чем в темноте искать стоянку».
3. Где можно переночевать на маршруте?
Если вы едете в столицу Казахстана из Петропавловска или из Костаная, то ответ будет простым: в Астане. Только надо выезжать с утра. Если же ваш маршрут начинается из-за границы, то вопрос становится более, чем актуальным. Но, полагаю, в этом направлении у меня не очень добрые вести. По какому-то стечению обстоятельств, самой насыщенной на мотели, кафе и придорожные стоянки оказывается Костанайская область. Причём, она настолько насыщенная, что, к примеру, из Челябинска в Астану можно выезжать даже во второй половине дня.
Спокойно, наслаждаясь дорогой, доехать до Костаная, где и остановиться на ночлег. Квартиру посуточно можно подобрать на сайте krisha.kz. В новостях писали, что сейчас ведётся реконструкция погранперехода «Кайрак-Бугристое», поэтому сам переход может потребовать немного больше времени и сил, чем хотелось бы. Так что, ночлег в Костанае — наиболее оптимальный вариант. А на следующий день, утром, выезжать на Астану. Впрочем, теперь это город Нур-Султан. К вечеру будете в столице. От Костаная до Астаны путь займёт 12-14 часов. Это если не ставить перед собой рекордов из разряда: «Щас махну пятилетку за три дня»!
Альтернативные варианты с ночлегом:
1. остановиться на отдых за Карабалыком. По правую сторону от дороги будет большущий комплекс для водителей-дальнобойщиков — мимо проехать и не заметить просто невозможно. Но в этом случае расстояние для перехода на Астану увеличивается километров на 150-200 и составит порядка 900 км. На мой взгляд, несколько длинный маршрут для одного дня и одного водителя.
2. Проигнорировать Костанай и следовать далее. За Аманкарагаем (90 км от Костаная) начинают встречаться придорожные кафе. Иногда они встречаются в комплексе с небольшими (6-8 номеров) мотельчиками. Я в них не останавливался, но внешне выглядят прилично. Да и фуры возле них толпятся частенько. Главное, не выскочить за границу Костанайской области. Вообще, на трассе следует руководствоваться правилом: «Останавливаюсь там, где останавливаются водители-дальнобойщики». Там и накормят вкусно и, вообще, безопасно. Потому что у дальнобойщиков правило: «Обедать там, где обедают экипажи ДПС». А уж их-то точно никто травить не станет )))
3. В 230 км от Костаная Вам встретится село Октябрьское. Не промахнётесь — трасса проходит вокруг него. Дальше следует посматривать на левую сторону дороги — вскоре должен показаться комплекс: парочка двухэтажных зданий из красного кирпича и под красной железной крышей. Там есть и кафе, и ресторанчик, и сауна и гостиница. Местечко, видимо, приятное — потому что всегда толпятся машины и люди возле этого комплекса.
4. Можно тянуть до Атбасара. Не доезжая до него километров 30-40 попадётся (тоже по левую руку) мотель — белое одноэтажное здание — и, кажется, возле него будет какое-то кафе. Судя по обширной парковке перед заведением — рассчитано на дальнобоев. В самом Атбасаре что-либо найти сложно. Он хоть и город, но с населением в 25 тысяч человек. Лично мне в нём не удалось обнаружить гостиницу. Впрочем, там можно найти квартиру посуточно — «крыша.КЗ» такой вариант допускает. Но, на мой взгляд, тянуть до Атбасара, да ещё с переходом границы — это слишком жестокое издевательство над собой…
В общем, придорожные мотели закончатся сразу же, как закончится Костанайская область. По осени ездил по маршруту «Костанай — Есиль — Атбасар — Кокшетау — Петропавловск». Весь маршрут присматривался именно к инфраструктуре дороги. Вот и получается, что придорожные СТО, кафе, мотели — обитают только на территории Костанайской области. А дальше — степь бескрайняя. Обидно, конечно. И неудобно.
А вот если ехать по маршруту «Челябинск — Курган — Петропавловск — Кокшетау — Астана (Нур-Султан)», то здесь выбор очевиден: на ночлег останавливаемся в городах. Я специально рассматривал трассу «Петропавловск — Кокшетау» на предмет мотелей. Всё тоскливо: как только проехали Бешколь, так на мотели можно не надеяться. Их не будет до самого Кокшетау. Впрочем, перед Кокшетау их тоже не будет. Словом, тут только города: либо гостиницы на выбор, либо квартиры посуточно. Но с владельцами стоит созваниваться заранее. Ибо может получиться, как со мной: владелец квартиры передумал её сдавать. Пришлось судорожно перебирать варианты заселения. А на часах — почти полночь. А в календаре — пятница. Кстати, учтите этот факт при планировании поездки: с пятницы по понедельник и в праздничные дни в Астане проблематично снять квартиру или номер в гостинице. То, что поприличнее — уже занято. Осталось либо дорогое, либо вовсе непотребное.
Ну, а если уж вы путешествуете компанией, а квартиры уже не досталось, то могу посоветовать гостиницу «Азамат» (Нур-Султан). Не Бог весть какие хоромы, но там есть многоместные номера. И персонал приветливый. И завтраком накормят.
4. А если потребуется техническая помощь: станции техобслуживания, вулканизация/шиномонтаж, эвакуатор и т.д?
С этим сервисом, наверное, сложно. Смотря с чем сравнивать. Если с Центральным округом России, то их здесь просто нет. Но учтите особенность «Зауральского» региона: пространства большие, дистанции долгие. От одного населённого пункта до другого может быть по сотне-второй километров. А, как ни крути, «центром логистического кластера» Казахстану стать так и не удалось. Впрочем, такая ситуация на многих трассах не-Центрального округа.
В общем, не будет вам ни вулканизации, ни СТО, ни рекламных щитов об услугах эвакуаторщиков. Опять же, ориентируемся на населённые пункты — там можно найти и первое, и второе, и третье. Но до населённого пункта ещё надо добраться. Тут рекомендации, может, и прошлого века, зато до сих пор актуальные: запасное колесо, комплект для ремонта бескамерных шин, набор автомобильного инструмента, буксировочный трос — всё это будет весьма не лишним. Скорее всего, это не потребуется. Но лучше быть готовым к неприятностям, чем сидеть на обочине и ждать запаску от подходящего авто.
На самом деле авто на дорогах — не редкость. Но каждая ли машина сегодня остановится вдали от жилья?
Опять же: если у вас авто нехарактерное для Казахстана — можно и вовсе остаться без помощи. Например, «Вольво», «Опель», «Французы» — все они редкие «жители» солнечного Казахстана. Поэтому путешествуя на таких авто следует быть несколько более внимательным. Впрочем, не воспринимайте это слишком мрачно. Автор этого текста уже не одну тысячу километров проехал по северному (и не очень) Казахстану и ни разу не пришлось встать где-то в тьмутаракани из-за пробитого колеса. Правда, я не пользуюсь низкопрофильными шинами: все колёса в моих поездках имели профиль не ниже 65.
Словом, други мои, не бойтесь путешествовать в Казахстан, по Казахстану, и вообще. Главное, как показывает опыт поездок, грамотно составить маршрут!
ПыСы. Если есть потребность — могу в подробностях рассказать о маршрутах в Нур-Султан через Костанай или Петропавловск. Спрашивайте ))
Автопутешествие по Казахстану: граница, дороги, цены на топливо
Рассказ о путешествии по каждой новой стране я буду начинать с основных параметров, важных и полезных, для любых автопутешественников: граница, дороги, топливо. А начнем мы, естественно, с Казахстана.
Не смотря на то, что Самарская область является пограничной с Казахстаном, в эту сторону на автомобиле я еще ни разу не выезжал. Все мои автопутешествия по другим странам начинались с западной, юго-западной или северной границ России, до которых ехать около 2000 км или примерно двое суток, поэтому было очень непривычно уже через 3 часа после выезда из Самары оказаться на границе.
Оба раза мы проходили границу в МАПП Маштаково, очередь тут всегда огромная, большое количество узбеков едет именно через эту границу в Москву за товаром и обратно, на такие караваны, перегруженные товаром на крышах, не обратить внимание невозможно.
Не смотря на это, оба погранпункта проходятся достаточно быстро (1.5-2 часа) и без особых придирок, досмотр минимальный. По каким-то неведомым правилам, на въезде формируются две очереди — одна для жителей Казахстана и России, вторая для узбеков, об этом узнаешь только у водителей в очереди, при этом никаких указателей об этом нет. Сразу после границы на дороге возникают кибитки, где продают казахске страховки, минимальный срок, на который можно купить, две недели, а т.к. обратная дорога со Средней Азии должна была снова пролегать через Казахстан, то пришлось сразу купить на месяц. Вышла она мне 15000 тенге, принимают и рубли, но с невыгодным курсом (2700 рублей). На первом же пункте ДПС перед городом Уральском ее могут спросить, как и еще кучу всего: аптечку, огнетушитель… у меня зачем-то попросили российский техосмотр.
В кафе и гостиницах могут принимать рубли, но тоже с невыгодным курсом, поэтому деньги лучше поменять сразу, прямо на въезде в Уральск.
В этой стране самое дешевое топливо из стран Средней Азии, на момент путешествия 1 рубль стоил 5.9 тенге, поэтому переводя на рубли:
95 — 27
92 — 24
Дт — 33.6
Газ — 11
Чем ближе к границам, тем топливо начинает стоить дороже. Например, разброс цен на газ составлял от 53 до 80 тенге (от 9 до 13.5 рублей). В любом случае, топливо тут стоит дешевле российского, поэтому в Казахстан можно ехать почти на пустых баках, чтобы заправиться уже там.
На многих заправках принимают только нал, картами можно воспользоваться редко и только на крупных сетевых.
В Казахстане очень хорошие республиканские трассы, по таким ездить одно удовольствие. Угнетает одно — неменяющиеся пейзажи в течении нескольких дней. Запаситесь терпением.
Иногда через трассу переходят лошади и верблюды, поэтому будьте внимательны и осторожны.
Чтобы как-то развлечь себя от утомительной однообразной дороги, делали остановки и фотографировали верблюдов:)
На одной из заправок нашел карту дорог Казахстана, жирным красным выделены федеральные. Наприимер трасса из Уральска в Атырау была отвратительна и вся в ямах, а вот на обратном пути проехали из Чимкента в Уральск, где на протяжении 3-х дней асфальт был великолепен.
На трассах можно встретить бесплатные эстакады для оперативного ремонта автомобиля.
Очень часто на дорогах можно встретить вот такие ничем не оправданные знаки, дорога за ними вполне хорошего качества, а знака о снятии ограничений тут не ставят, поэтому приходится запоминать, сколько километров действует тот или иной знак. Я заметил, что местные не особо на них обращают и продолжают ехать как и ехали, поэтому я садился к ним на хвост, чтобы вдруг не попасть в кормушку дпсникам.
С ночлегом на дороге проблем нет, ближе к крупным городам появляются придорожные бюджетные минигостиницы с кафе. Качество не вот прям, но переночевать можно. К примеру, за такой номер мы отдали по 330 рублей с человека.
А уже утром насладились видом из окна:)
И первая наша точка — плато Устюрт, о котором я расскажу вам в следующем посте.