Путешествие на памир на авто
Путешествие «Дух странствий. Памирский тракт. 2015 г.», 17000 км за 44 дня на одной машине, №1.
Чем больше путешествую, тем больше у меня приобретается опыт. И вместе с этим расширяются границы сознания. И я уже готов ехать туда, куда пару лет назад и подумать не мог, что решусь.
Памирский тракт. Я был здесь в 2013 году в составе фото-тура. Нас возили тогда, как баранов: вот это красивое место, здесь надо фотографировать, а здесь ничего интересного и красивого нет. Та поездка была фактически разведкой. Мы слишком мало проехали и слишком мало увидели.
Но пришло время это исправить! Я знаю, что теперь готов к самостоятельной поездке на Памир. И у меня все получится!
Планируемая протяженность маршрута 15000 км. Но уже тогда я понимал, что, скорее всего, будет больше. Так в результате и получилось. Продолжительность тоже примерная. 40 дней. И здесь получилось в итоге больше.
Эта поездка другая. На этот раз я еду не один. Ко мне в Казахстане должна присоединиться опытная путешественница. А, значит, будет веселее и, может быть, легче. Время покажет.
Первый этап. Так называемая «заброска». Это когда часть маршрута надо просто проехать. Это не путешествие. Это задача проехать из пункта А в пункт Б. Мне надо пересечь пол — России и весь Казахстан, чтобы добраться до города Алматы. Расстояние почти 5000 км.
Я еду по России и ничего не снимаю. Невозможно за одно путешествие очень хорошо посмотреть и изучить несколько стран. Или возможно, но тогда эта поездка будет очень длительной.
Сейчас моя главная задача — Таджикистан. А Казахстан и Кыргызстан — просто транзитные страны.
Граница с Казахстаном пройдена быстро и без проблем, т.к страны входят в таможенный союз. При въезде в Казахстан поставили печать в загранпаспорт и сказали, что раз я въезжаю по загранпаспорту, то миграционную карту оформлять не надо. Как я понял, это правило действует для въезжающих в Казахстан сроком до одного месяца.
Про злых казахских гаишников хорошо известно. Штрафы в Казахстане очень большие, поэтому лучше не попадаться. Так, например, превышение скорости от 10 до 20 км наказывается приблизительно на сумму 6000 рублей. За превышение скорости от 20 до 40 км штраф составит уже около 9000 рублей. А свыше 40 км штраф составит около 13 000 рублей. В лучшем случае удастся договориться за треть от официальной суммы, что тоже не мало.
Я ехал по Казахстану следующим образом: если идут дорожные работы, то там обычно установлен знак 30 км. С этой скоростью и еду. Превышение больше, чем на 7 км является нарушением. Жду, пока впереди не появится более шустрая машина, и я пристраивался за ней. Это «жертва», она меня прикрывает. Все время поглядываю назад, чтобы не догнала гаишная машина. В Казахстане на радар ловят даже на ходу, из проезжающей машины.
На лобовое стекло что либо размещать запрещено и поэтому вариант установки антирадара отпадает.
6 дней пролетели быстро. С утра и до самого вечера за рулем. Редкие остановки. Казахстан — это сплошные степи. Красоты находятся не по моему пути. Их надо искать, к ним надо специально ехать. У меня сейчас другая задача.
К бывшей столице Казахстана, городу Алматы, я приехал ближе к вечеру на шестой день путешествия. Вселился в гостиницу. Ночью прилетает спутница.
Только теперь фактически начинается путешествие. В Казахстане запланировано 3 места для посещения.
Первое место — озеро Иссык. Дорога на подъезде к нему довольно интересная. Идет небольшой серпантин среди гор. А вот само озеро не произвело особого впечатления. Слишком маленькое. Я знаю, какие озера нас ждут в Таджикистане. И поэтому мы, не задерживаясь, едем дальше.
Чарынский каньон.
Каньон находится приблизительно в 200 км от бывшей столицы Казахстана города Алматы. Его протяженность около 150 км. До каньона необходимо ехать 10 км по грунтовой дороге, от асфальтированной трассы, которая идет на приграничный поселок Кеген. Место интересное. Мы приехали уже ближе к вечеру. Оплатили проезд и спустились на дно каньона в Долину замков. На дно каньона можно спуститься на любом полноприводном автомобиле. Высота склонов достигает 300 метров. В самом конце Долины замков стоят юрты, и работает кафе. По дну каньона бежит река Чарын. За много миллионов лет река и прорезала в осадочных породах ущелье, ставшее Чарынским каньоном.
Каньон чем то напоминает красивейший Гранд Каньон в Америке. Некоторые даже утверждают, что ничем ему не уступает. Судя по фотографиям Гранд Каньона, я с этим не могу согласиться. Но схожесть, несомненно, есть.
Долина замков, протяженностью около 2 км, является культовым местом. Ширина каньона здесь всего от 20 до 80 метров. За много лет, путем выветривания из окаменелого красного песчаника, образовалось огромное количество причудливых балок и оврагов. Именно сюда в первую очередь приезжают туристы.
На следующий день наша цель — Ясеневая роща. Она находится на расстоянии 22 километров от каньона. Роща не произвела особого впечатления. Говорят, что таких реликтовых рощ в мире только две. Проведя в рощи короткое время, мы устремились к границе с Кыргызстаном. Впереди нас ждет кыргызское озеро Иссык-куль.
Границу между Казахстаном и Кыргызстаном прошли быстро. Кыргызстан, так же как и Казахстан, входит в таможенный союз и поэтому процедура прохождения границы упрощенная.
Казахский пограничник осматривал машину внимательно, но ничего доставать из нее не пришлось.
На кыргызской границы заплатил только экологический взнос, его размер 1000 сомани. Взнос можно оплатить рублями.
Кыргызстан, так же как и Казахстан, рассматривался мною в этой поездке как транзитная страна, но вышло по другому.
Кыргыстан — страна в которой много гор, а это уже само по себе для меня интересно. Поскольку я их очень люблю! Возможно потому, что в Забайкалье гор не много. Они у нас конечно есть, но находятся далеко, в основном на севере.
Кроме того, мой знакомый с сайта Драйв2 Николай Лебедев, ознакомившись с маршрутом, предложил другой вариант. По просьбе Николая подключился Роман Барханский. Они вдвоем консультировали меня во время поездки по Кыргызстану. И именно, благодаря им, я увидел очень живописные места, перевалы и горы. За что премного им благодарен!
В Кыргызстане жизнь бьет яркими красками. На севере красивые горы и леса. Часто по дороге встречаются пасеки.
Я надолго запомню вкус местных помидоров! Они очень сытные и немного сладкие. А арбузы здесь распространены так же, как у нас хлеб. Их продают прямо с машин. Можно купить ведро слив за 100 рублей. И еда в кафе и закусочных дешевая.
Страна мне понравилась, и я в нее еще приеду.
Через город Каракол мы отправляемся на север озера Иссык-куль, в Семеновское ущелье. Отворот на ущелье находится в одноименном селе Семеновка.
Вначале идет старая асфальтированная дорога. Далее грунтовка. За въезд в ущелье нужно заплатить. Ущелье живописное. По нему течет горная речка. Вокруг юрты, в которых можно поесть. Продают живую рыбу. Здесь же предлагают конные туры. Мы доехали до отворота в Григорьевское ущелье. Проехали мимо этого отворота дальше по Семеновкому ущелью. Дорога здесь уже только для внедорожников. Проехав пару километров по каменистой дороге, добрались до небольшого озера.
Вода бирюзового цвета. Через озеро протекает горная речка. Здесь можно купить кымыз — лошадиное молоко. Я попробовал: очень горькое на вкус.
Далее Григорьевское ущелье. Оно соединяется с Семеновским. Трудно сказать, какое из них интересней. Здесь мы поели свежую форель, выловленную из горной реки.
Из Григорьевского ущелья дорога выводит на одноименное село Григорьевка.
Далее наш путь лежал в город Ош, находящийся на юге Кыргызстана, куда мы собирались попасть через перевал Тоссор. Высота перевала около 3900 метров. Зимой перевал не проезжаем из-за большого количества снега.
Здесь даже в мае трудно проехать. Во всяком случае, россияне на подготовленных внедорожниках не смогли преодолеть этот перевал в этом году. Я всего этого тогда не знал и спокойно проехал его уже ночью. На обычной легковой машине здесь не проехать из-за небольшого клиренса у таких автомобилей. Вообще перевалов и серпантинов в этой поездке было так много, что я иногда удивлялся: почему они мне не снятся! Наверное потому, что за день чаще всего сильно уставал и спал очень крепко.
За перевалом остановились поужинать и на ночлег. Поужинать мы успели, а вот на счет ночлега наши планы нарушил сильнейшие ураган и гроза. Совсем не хотелось попадать под сель или падающие с гор камни. Всего три недели назад в Таджикистане сошел сель и снес автомобиль. Шесть человек погибло. Сквозь ливень и град нам удалось вырваться из этой настоящей бури. Отъехав еще километров 20, мы остановились метрах в 10 от основной, полевой дороги на ночлег.
Сколько стоит прокатиться по Памирскому тракту
Я так много написал про Памир и его красоты, что многие читатели невольно задались вопросом, а сколько будет стоить прокатиться по Памирскому тракту и какие есть варианты? Попробую описать несколько, чтобы вы смогли рассчитать бюджет поездки.
Общественного транспорта на Памире нет (только такси), поэтому этот вариант отметаем сразу, всякие экстравагантные способы типа пешком или на велосипеде тоже, хотя, встречаются и такие безумцы. Лично мы приезжали на своем автомобиле, но есть возможность как арендовать авто и прокатиться самому за рулем, так и взять автомобиль с водителем. Мы рассмотрим именно эти вариант более подробно. Но не важно, какой из этих способов вы выберете, у вас будут некоторые затраты в любом случае.
Пропуск на Памир. Оформляется в ОВИРе, стоит 20 сомони, но можно и заказать через турагентство и потратить 20 долларов. Подробнее о том, как его получить, я писал в блоге.
Проживание. В среднем выходило около 600 рублей на человека, иногда в эту стоимость входил ужин и завтрак, но нужно быть готовым, что не все гостиницы и домашние мини-отели оборудованы благами цивилизации, такими как душ и туалет. Подробнее о проживании на Памире я тоже писал в блоге.
Питание. В среднем стоимость одного полноценного приема пищи в районе 200-300 рублей. Вам всегда предложат плов, шурпу, лагман или манты. Все очень сытно и вкусно.
Аренда авто. Если вы не хотите гнать сюда свой автомобиль или ваш автомобиль просто не подходит для такого путешествия, то можно будет взять арендованный автомобиль здесь, будет это стоить несколько тысяч рублей в сутки. Лично я так и не смог найти ни одного нормально сайта в Таджикистане, который бы предложил нормальные условия аренды, но пока мы оформляли документы в ОВИРе, то познакомились с людьми, которые взяли автомобиль в аренду прямо в Душанбе, значит, это возможно.
Из минусов — 1) не факт, что возможно будет пересечь границу с Киргизией и проехать Памирский тракт полностью, не все конторы это разрешают, 2) придется ехать Памирский тракт два раза — туда и обратно, чтобы сдать арендованный автомобиль, хоть это и красиво, но сожрет дополнительно кучу времени, 3) все-таки арендованный автомобиль — это арендованный автомобиль, не понятно, как его готовили и как ремонтировали, лично я такой технике не сильно доверяю.
Также прибавьте билеты на самолет до Душанбе и обратно. Из Москвы, к примеру, перелет в обе стороны выйдет в районе 20-25 тысяч рублей.
Автомобиль с водителем. Этот вариант будет более надежным если вы не настолько опытный водитель, а дорога достаточно непростая и опасная, не хотите два раза кататься по этой дороге и если не сильно доверяете чужой технике. В Душанбе можно найти как частного водителя, так и через турфирму. Стоимость будет колебаться от маршрута, количества остановок и времени в пути. Но в целом можно договориться за 1000-2000 долларов.
Также прибавьте к этому билеты на самолет до Душанбе и обратно из Оша. Из Москвы в Душанбе и из Оша обратно в Москву, к примеру, перелет выйдет примерно также в районе 20-25 тысяч рублей.
Личный автомобиль. Самый интересный и непростой способ прокатиться по Памиру. Помимо непосредственно самого Памира, двигаясь из России, по пути вы можете посмотреть Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Всего за 3 недели и кучей заездов в разные места, мы накатали 10000 км. Если же из Самары двигались напрямую без заездов до Душанбе, по Памирскому тракту и обратно из Оша, то уложились бы в 7000 км и 2 недели. Какие затраты при этом понесли:
Топливо: у нас вышло в районе 50 тысяч рублей. Зная расстояние и расход своего автомобиля, не сложно прикинуть примерные затраты, подробно о ценах на топливо в Средней Азии я тоже расписал в блоге.
Границы: на границе Казахстана мы отдали 2700 рублей, в Узбекистане 2200 рублей, в Таджикистане 2000 рублей, а за все платные дороги в совокупности 450 рублей.
Как видите, общих затрат, если вы едете на своем автомобиле, получается не так уж и много, учитывая, что вы экономите на перелетах и соберете небольшую компанию друзей.
Лично я бы рекомендовал прокатиться на своем авто, а какой бы вариант вы выбрали сами?
Памир — Тянь-Шань 2017. Сводный отчет.
Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале.
(с) П. Коэльо
Еще недавно я искал попутчиков и думал, что поездка в две-три машины мне значительно упростит путешествие. Сейчас же я вижу в путешествии группой больше минусов, чем плюсов:
— минус в планировании отпуска и его длительности (на группу это куда труднее сделать, чем на одну машину. Да и мало кто берет отпуска на 5 недель);
— минус в согласовании маршрута и графика движения (это всегда будет компромисс);
— минус в потери скорости на маршруте (вторая машина либо всегда догоняет, либо первая всегда ждет);
— минус в организации бивуака и общего стола (я готов больше проехать и посмотреть, а потом ставить лагерь в темноте и готовить еду из тушёнки, нежели потерять пару часов на приготовление пищи и посиделки за столом);
— на Памире значительным минусом будет то, что достойных мест стоянки лагерем совсем немного, а тех что позволят стоять группе из 2-3 машин почти нет. Из этого следует что группа будет стоять либо раздельно, но хорошо, либо вместе но хреново. Либо потратит кучу времени на поиски нормального места для группы машин.
— минус в том, что равноценную по силам и подготовке машину трудно найти. А если вторая машина будет слабая, то либо обрезать планы на маршрут (компромисс), либо ждать и тащить слабую машину. Если же наоборот, первая машина слабая, то второй придется делать все тоже самое.
— минус в том, что, в основном, люди едут в такие поездки отдохнуть и их совсем не привлекает 35-ти дневная езда без дневок с 5-7-10-ти дневным рубиловом к заповедным точках. Особенно если потом эти точки оказываются не видовыми, а пока не доедешь — не узнаешь.
— минус в согласовании бюджета поездки.
Плюсы же конечно очевидны. И двумя сильными машинами я бы, наверно, забрался прям на самый, например, ледник. Но идти на постоянные компромиссы в своем единственном отпуске в мои планы определенно не входит. Тем более денег на организациях путешествий и маршрутов я не зарабатываю…
Да и не передать словами то чувство, когда ты проходишь такой маршрут в одиночку!
Там все зависит от самого себя!
Там прохождение каждого сложного элемента, да и даже установку лагеря, нужно делать с головой!
Там нельзя ехать методом — тапка в пол, пока не зароюсь и не сяду или не порву шрусы.
Ведь помощи нет и не будет, а если и будет то не скоро и не дешево!
Там занимаешься созерцанием красот, чувствуешь опасности, нервничаешь и переживаешь, а не травишь бесконечные анекдоты по рации!
Это другой уровень путешествия — уровень где тот же маршрут становится на порядок сложнее потому что ты один!
С появления у меня внедорожника, я мечтал поехать в Среднюю Азию. В 2014 году в поездке Средний-Рыбачий-Карелия мы с ребятами активно обсуждали возможность в будущем поехать туда вместе. И вот я запланировал свою первую поездку в Среднюю Азию на начало 2015 года. Логичным было разделение программы на 2 поездки, где в первой будет МАРШРУТ по Казахстану и Узбекистану, а также быстрое знакомство с Кыргызстаном, а во второй будет МАРШРУТ по Таджикистану и Кыргызстану и транзит по Казахстану и Узбекистану. Конечно можно объединить все в одну поездку, но для качественной ее реализации потребуется 7-9 недель отпуска. И то, по завершению экспедиции Памир — Тянь-Шань 2017 я точно знаю, какие места я бы сейчас выделил в третью отдельную поездку на месяц.
Итак, первая поездка состоялась в 2015 году и о ней можно почитать в бортовом журнале или блоге (поскольку правила сообщества запрещают ссылки на собственные страницы).
Даты проведения: 12 августа — 15 сентября (35 дней).
Маршрут: Зеленоград — Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уральск — Актобе — Байконур – Кызылорда — Туркестан — Шымкент — Тараз — Талас — Токтогул — Таш-Кумыр — Джалал-Абад — Узген — Ош — Узбекистан — Худжанд — активная часть маршрута по Таджикистану, Киргизии и Казахстану — Алматы — Балхаш — Караганда — Астана — Кокшетау — Петропавловск — Курган — Челябинск — Уфа — Набережные Челны — Казань — Чебоксары — Нижний Новгород — Владимир — Москва — Зеленоград.
Страны посещения: Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.
Пограничные зоны кроме стран вышеперечисленных: погран. зона с Афганистаном, погран. зона с Китаем.
Пробег по Таджикистану: 3221 км.
Пробег по Киргизии: 3589 км.
Пробег по бездорожью:
Пробег по грейдеру и грунтовкам:
Категория сложности: 6 (Наличие участков горной дороги протяженностью более 200 метров с уклоном свыше 30%, прохождение которых возможно лишь после предварительной подготовки/расчистки дороги и с помощью других участников группы. Броды длиной от 15 до 30 метров с глубиной более метра, скорость течения свыше 3,5 м/сек и крупными камнями под водой. Верховые болота протяженностью более 400 метров в условиях высокогорья и в удалении 100-150 км от населенных пунктов. Участи дороги длиной более 10 км проходящие по руслам рек с препятствиями более низкой категории сложности. Конные тропы длиной более 40 км в условиях высокогорья на удалении 100-200 км от населенных пунктов с препятствиями более низкой категории сложности.).
Максимальный дневной пробег: 1028 км.
Минимальный дневной пробег: 32 км.
Максимальная скорость передвижения: 137 км/ч.
Средний расход топлива на дорогах с покрытием: 12 л на 100 км.
Максимальный расход топлива за поездку: 35 л на 100 км.
Количество пограничных переходов: 12.
Колебания высот: от 0 метров до 4700 метров.
Количество горных перевалов: >30.
Экипаж: 3 человека (1 водитель).
Автомобиль:
Mitsubishi Pajero Sport 4M41
— дорожный просвет под передней защитой 35 см;
— дорожный просвет под задним мостом 29 см;
— ширина резины 315 мм;
— полная масса снаряженного оборудованного автомобиля 3200-3400 кг;
— блокировки обоих мостов;
— пониженные главные пары;
— пониженная передача 2.7;
— стационарная лебедка спереди;
— компрессорная система;
— силовой обвес;
— усиленная подвеска;
— водная подготовка и шноркель.
Поломки и расходники:
1) Оба дополнительных задних амортизатора;
2) Оба основных задних амортизатора;
3) Лопнула защита бензобака;
4) Ключ от машины;
5) Контакт на правой фаре ближнего света (починился сам по приезду домой);
6) Кнопка включения компрессоров Hella;
7) Заклинило реле включения пневмосигнала;
8) Вышла из строя пневмосистема;
9) Перестал включаться вентилятор кондиционера (починился сам по приезду домой);
10) Правая передняя стояка стабилизатора;
11) Пластиковый кронштейн от б.к. Multitronics;
12) Лопнули металлические крепления соленоида лебедки;
13) Лопнуло ухо крепления аккумулятора;
14) Втулки заднего стабилизатора;
15) Лампочка заднего габаритного огня;
16) Спускает переднее колесо (заменено на запасное);
17) 18 литров моторного масла Ravenol;
18) 2 масляных фильтра;
19) Топливный фильтр;
20) Воздушный фильтр;
21) Салонный фильтр;
22) Смазка крестовин кардана;
23) 1.5 литра антифриза Ravenol.
Прочие потери не связанные с автомобилем:
1) Зарядка ноутбука;
2) GoPro;
3) Потеряли умывальник;
4) 2 двухспальных матраца;
5) Разбили энергосберегающую лампу;
6) Держатель патрона на переноске;
7) Фиксатор ножки алюминиевого стола.
О ЧЕМ ЖЕ БУДЕТ ЭТОТ ОТЧЕТ?
Этот отчет будет просто наполнен словами «самый», «самая», «самое», потому что в тех местах все именно такое. И это не передать словами и фотографиями. Это нужно видеть своими глазами! А для меня это будет:
— Самый сложный мой маршрут;
— Самый длинный мой маршрут;
— Самый продолжительный по времени мой маршрут;
— Самый дорогой мой маршрут;
— Самый высотный мой маршрут;
— Самый большой перепад высот на маршруте;
— Самый большой перепад температур на маршруте;
— Самое большое число пройденных на маршруте стран;
— Самая большая протяженность бездорожья на маршруте;
— Самая большая протяженность грейдеров и грунтовок на маршруте;
— Самая сложная организация оформления пропусков в пограничные зоны и заповедники;
— Самая долгая подготовка к маршруту.
Я постараюсь написать о местах, незаслуженно оставшихся без внимания большинства туристов. Я читал журнал регистрации на одном посту Горного Бадахшана. За месяц мы ТАМ были единственными туристами из России. Да и вообще, надо сказать, туристов там было не много.
КРАТКО О СТРАНАХ НА МАРШРУТЕ
ССЫЛКИ БУДУТ АКТИВНЫ ПО МЕРЕ ГОТОВНОСТИ:
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 1.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 2.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 3.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 4.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 5.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 6.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 7.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 8.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 9.
Памир — Тянь-Шань 2017. Часть 10.
Фото с колес можно посмотреть в борт журнале, т.к. правила сообщества запрещают ссылки на собственные страницы.
Особую благодарность хочу выразить своей неизменной команде! Она даже более мотивированна, чтобы мы добрались домой целыми и невредимым, и без серьезных потерь, чем я! В этом основная причина успеха наших маршрутов!