Путешествие по алтаю на мотоцикле
Житель Костомукши доехал на мотоцикле до Алтая
Путешественник Дмитрий Сивуха добрался на своем мотоцикле до Алтая. Ночевки в лесу, верблюды в степи, новые люди, другой мир — впечатления, которые будут греть нашего земляка всю зиму.
Путешествие на Алтай. Фото: личный архив Дмитрия Сивухи.
Дмитрий Сивуха живет в Костомукше. Ему 41 год, по профессии инженер-электрик, работал на комбинате «Карельский окатыш». 10 лет назад увлекся мотоциклами.
«Я сел на мотоцикл достаточно поздно, только в 32 года, до этого даже не умел ездить. Но затянуло основательно. Сначала простые покатушки по городу, а затем и путешествия», — рассказывает Дмитрий.
Этим летом костомукшанин осуществил свою давнюю мечту — отправился в длительное путешествие по Алтаю на мотоцикле. Уехал в августе, домой вернулся в сентябре. В общей сложности Дмитрий проехал более 14 тысяч километров. Останавливался либо в хостелах, либо у людей, которые любят путешествия и общение. Как оказалось, гостеприимных и отзывчивых людей в России немало.
Во время путешествия наш земляк много фотографировал — это еще одно давнее его увлечение. Дмитрий согласился поделиться своими снимками с «Республикой». С удовольствием их публикуем.
По дороге на Алтай
Дмитрий посетил много городов: Вологду, Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Бийск, Горно-Алтайск, Барнаул, Первоуральск, Уфу, Самару, Пензу, Рязань…
«В каких-то провел совсем мало времени, в каких-то задержался, каждый город по-своему красив», — говорит путешественник.
Туда и обратно: мотопутешествие на Алтай #1
Итак, наливайте чай, поехали.
Вот уже два года как в моем гараже стоял и игриво поблескивал хромом мотоцикл Хонда модели Shadow Slasher, что в переводе с ангельского означает тень-рубака, ну или рассекатель теней. С пафосом у японцев все в порядке. Для тех, кто любит, чтобы у мотоциклов были личные имена, кличка моего – Тенегрив. Я откатал уже два полных сезона, но получить права категории А и, соответственно, легализовать аппарат получилось только в конце прошлого лета, поэтому раньше мои вылазки ограничивались ближайшими окрестностями подмосковного Красногорска и вечерними прогулками по городу. Самый большой пробег за день составлял чуть больше 200 километров. Всякий раз, уезжая в дальнее путешествие на машине или возвращаясь из него, я смотрел в грустные поворотники двухколесного друга, сиротливо приютившегося у стенки и клятвенно обещал, что когда-нибудь настанет и его черед отправиться на большую прогулку.
Весна 2016 года стала первой, когда у меня появилась возможность полноценно открыть мотосезон, не пытаясь прикинуться велосипедистом или гужевой повозкой при виде каждого продавца полосатых палочек. Близился отпуск, который в нашей конторе мне удалось получить только в мае и никак не позже. Сами собою всплыли поставленные в очередь планы на осмотр Алтайских гор. И вот, все перечисленные обстоятельства стали складываться в конкретный план действий.
Были проштудированы все доступные форумы и блоги, просмотрены видео на ютубе, распечатаны карты из яндекса. Маршрут начал потихоньку вырисовываться. Его основой стала так называемая «алтайская кругосветка», классический маршрут, включающий в себя Чуйский тракт от города Горно-алтайск до поселка Акташ, гравийную дорогу из Акташа до Телецкого озера через перевал Кату-Ярык, переправу через озеро на доступных плавсредствах в поселок Артыбаш и финишный рывок до Горно-алтайска по хорошей асфальтированной дороге, замыкающий кольцо.
На карте это выглядит гладко, но фактически сохранялась интрига в двух важных вопросах: как поведет себя мотоцикл класса круизер на шоссейной резине, будучи помещенным на гравийный горный серпантин, и будет ли возможность переправиться в мае через Телецкое озеро. Я решил, что люблю сюрпризы, и, таким образом, маршрут был утвержден к исполнению. Начались сборы.
Просматривая культовый фильм Easy Rider, можно наблюдать двух беспечных американских патлачей, много дней рассекающих по пустынным хайвеям далекой Аризоны на специфического вида харлеях с некрупными баками-каплями и небольшими свертками пожитков где-то на багажнике.
Последний вечер перед выездом был тихим и суматошным одновременно. Соседи уехали на выходные, кошка сдана на руки друзьям, мотоцикл, пройдя нужные процедуры в сервисе, стоял у подъезда, а я бегал по пустой квартире, собирая все, что может пригодиться и, затем, выкидывая все, без чего можно обойтись.
Для любого дальнего путешествия отъезд подобен прыжку в воду с большой высоты. Оторваться от привычной почвы под ногами и рвануть вниз головой – только так можно испытать это чувство полета. Именно поэтому я никогда не планирую маршруты в мельчайших деталях, выбирая только общее направление, оставляя необходимое время и предоставляя все остальное на волю случая. Именно поэтому, уезжая, я всегда прощаюсь. Прощаюсь, хотя бы мысленно, с каждым предметом и явлением, со своими и чужими, с каждым в отдельности и всем, что вокруг. Дело даже не в том, что можно не вернуться. Дело в том, что вернуться нельзя. Как объяснит вам любой подзаборный буддист, перечитавший Пелевина, объекты вокруг существуют только в сознании наблюдателя. А что может сильнее поменять сознание, чем хорошее путешествие? Значит, вне зависимости от успеха всего предприятия, вернуться назад уже не получится. Можно (и нужно!) сколько угодно раз входить в эту реку, но её бурное течение всякий раз выбросит вас на новом берегу. А значит, слава покорителям Нила и Ганга, Чуи и Леты! Тем, что сломают об колено старое весло и лягут на дно лодки, любуясь звездами, тем, чьи стены – сосны-великаны, а ковер – самолет, тем, кому там всегда будет лучше, чем здесь.
В тот вечер я тоже тихо попрощался лёг спать.
Это был тот редкий случай, когда действительно получилось подготовить все с вечера, а потом встать рано утром и уехать вдаль по пустой дороге. Ну, почти.
Вынеся весь багаж из подъезда, я потратил некоторое время, пытаясь понять, как же все это прикрутить к мотоциклу и как он потом с этим поедет. Спустя несколько напряженных минут и инновационных конструкторских решений, о которых и не догадывались инженеры Хонды, с помощью 4-5 метров паракорда, багажной сетки, дождевого чехла от походного рюкзака, отцовского парашютного ремня и такой-то матери багаж был размещен.
Непривычно грузно переваливаясь в поворотах, Тенегривушка вырулил на улицу Барышиха. В утренней пустоте над полосой предусмотрительно снятого асфальта на горизонте в розовых лучах восхода парил небесный замок Москвы-сити. Путешествие началось.
Через пару километров под колесами уже струился МКАД (на который я, к слову, попал на мотоцикле всего второй раз в жизни). Здесь поток машин был уже заметно плотнее. По сравнению с путешествиями на машине непривычным сразу оказалось отсутствие навигатора, однако нужный съезд с МКАД был успешно найден. И он стоял. К этому времени майское солнце уже поднялось достаточно и начало припекать, и полчища обитателей мегаполиса, окрыленные наступлением больших выходных, выехали из своих дворов и организовали грандиозный пикет в поддержку общества любителей постоять в направлении дачи.
Практически вся моя дорога в первый день представляла собой одну большую пробку, растянувшуюся безо всяких преувеличений от Москвы до Нижнего Новгорода. Один раз я даже засек по одометру и выяснил, что только один из полностью стоящих участков трассы составлял 12 километров. Россияне терпели. Бесконечные цепи фур размывались до горизонта в бензиновом мареве над асфальтом. Самые наглые пытались объезжать по обочине, вздымая в жаркий воздух плотные облака пыли. К счастью, такая ерунда может только замедлить мотоциклиста, но не остановить. Я быстро привык к новым габаритам мотоцикла, расширившимся с учетом кофров, и бодро рассекал междурядье на 2-3 передаче. Многоколесные водители показали себя хорошими ребятами, в большинстве случаев вовремя замечая меня и давая проехать. Встретились и несколько попутных мотоциклистов, в том числе мужик на голде, горящей как гирлянда на новогодней ёлке, который играл роль прекрасного утюга для междурядья, пока ехал впереди.
Временами накатывало ощущение сюрреалистичности происходящего. Что я здесь делаю? Неужели я всерьез собираюсь вот так вот ехать еще 20 дней подряд, верхом на двух колесах и с нехитрым багажом за спиной. Мотоцикл ведь совсем маленький, а дорога такая большая, как в детских лихорадочных кошмарах, когда даже не видишь, не слышишь, а чувствуешь приближение чего-то настолько огромного, что его размер невозможно осознать, а понятия добра и зла слишком малы, чтобы описать суть этой хтонической материи. Впрочем, потом быстро отпускало, и оказывалось, что я просто еду вперед, перемежая ускорения на свободных участках с размеренным разрезанием пробок. В конечном итоге, не имеет значения, сколько километров осталось за кормой и сколько еще предстоит проехать: в каждый конкретный момент времени существует только маленький кусочек дороги под колесами и человек на нем. В этом кусочке нет ничего страшного и все стабильно. Умножение такого мгновения на плюс бесконечность ничего не изменит. Бесконечное множество одинаковых вселенных, порождающих одна другую, и уходящих в темное небытие, как кадры кинопленки. Вы же не боитесь кинопленки? Значит, и тут ничего страшного.
Дорога до Владимира пролетела совсем незаметно. Здесь отсутствие навигатора одновременно подвело меня и оказало услугу: вместо того, чтобы объехать город по периметру, я поехал по указателям через самый центр. Это несколько замедлило меня, окунув в местные, смешные по московским масштабам, пробки, но дало возможность немного посмотреть город. Он оставил хорошее впечатление, маленький, старый и уютный как валенки у печки. Если бы не ограниченность времени отпуска, с удовольствием остался бы здесь подольше и осмотрел все как следует. По ходу повествования эта фраза прозвучит еще много раз. Так или иначе, это неплохая идея для путешествия из Москвы на выходные, и думаю, она будет когда-нибудь реализована.
Я покинул город так же, как въехал – по центральным улицам, и теперь дорожные знаки указывали на Нижний Новгород. Между тем, пробки и не думали кончаться. В какой-то момент в одном из сёл вместе с потоком машин, ищущих объезда, я по ошибке свернул не туда и некоторое время проехал вне федеральной трассы. Впервые за время путешествия мне пришлось вспомнить словосочетание «дорога после бомбёжки» и с тех пор оно было со мной каждый день. Матерясь на свою нелегкую судьбу и россиянских дорожников, я некоторое время петлял между выбоин, вылезал из колеи и испытывал терпение подвески. Уверен, что каждый раз, когда я попадал колесом в яму, где-то на другом краю света, в стране восходящего солнца, сидя посреди сада камней, недоуменно икал почтенный инженер-самурай, в далеком 99году нарисовавший кистью на белой рисовой бумаге вилку и амортизаторы моей Тени.
Вконец утомившись от этой принудительной джимханы, я остановился на пригорке на перекур. Вокруг простиралось распаханное поле, и в воздухе ощущался сомнительный запашец. Подкрепляя мои опасения, из кювета, грузно переваливаясь, вылез трактор актуального красного цвета, волоча за собой внушительный прицеп. Не спеша, с достоинством и присущим тракторам пиитетом, он выехал на дорогу общего пользования и зафырчал в направлении, к счастью, обратном моему. Из щелей прицепа позади жирными плюхами падало на дорогу и брызгалось гавно. Что ж, хотя-бы где-то сельское хозяйство встает с колен. Рассеюшка, страна контрастов! Несомненный плюс путешествия на мотоцикле – возможность не только увидеть, но и понюхать проезжаемую местность. И если сейчас вы спросите меня, чем же пахнет Россия в мае, я со знанием дела отвечу – «Цветами, разнотравьем, пылью и гавном!».
Трасса теперь то и дело подбрасывала сюрпризы в форме выскакивающих из под колес впередиидущей машины ям различной глубины и размеров. Совсем уж удивили меня места, где внезапно, без объявления войны, нормальный асфальт обрывался, на несколько метров становясь холмистой грунтовкой. Влететь на такую штуку, не заметив её, например, ночью – никому не пожелаешь. По меткому выражению одной моей знакомой, это был «участок федеральной эндуро-трассы».
Фура с осторожностью объезжает такую дорогу по обочине. Дескать, я лучше по травке.
Между тем, вокруг появлялась первая экзотика в виде нерусских топонимов на указателях. Названия сёл в Чувашии чаще всего заканчиваются на «–касы». Может, это и значит «село» по чувашски? Я не узнавал…
Здесь у меня произошла первая нештатная ситуация. Шкала приборов на Shadow представлена исключительно спидометром и лампочками нейтрали, двигателя и поворотников. Ни тахометра ни шкалы уровня топлива здесь нет. Поскольку я еще никогда не отъезжал так далеко, пришлось определить максимальный пробег на одном баке на ощупь. Он составил 170 км, после чего бобик сдох. Мотоцикл постепенно остановился и заглох, бак пересох. Почесав репу, я стал толкать его дальше по обочине, благо, она оказалась в этом месте достаточно широкой. Толкать получалось то хорошо (с горки) то не очень (в горку). Прервал мои мучения бро на мотоцикле, который остановился, узнал как у меня дела, сгонял до ближайшей заправки и вернулся с бутылкой бензина. Вечный ему респект!
На закате проехал Чебоксары. Доехать в первый день до Казани, как было запланировано, явно не удавалось. Но и ловить в той Казани мне было особо нечего, поскольку первая ночевка должна была состояться под открытым небом, а значит, чем дальше от города, тем лучше. Последним крупным населенным пунктом в этот день стал Цивильск, после которого я не смог проехать мимо поселка с будоражащим воображение названием Синьял-Котяки и свернул с трассы на проселок. Предстояло впервые найти место для ночевки, определив, таким образом, общую концепцию остановок для сна на все путешествие.
Первым делом мое внимание привлек заброшенный коровник на краю дороги. Заглушив мотор, я достал фонарь и отправился его исследовать. Атмосфера была жутковатой, характерной для заброшек ночью.
Пол был усеян осколками стекла и навозом, а в темных углах шебуршились какие-то твари. Я решил продолжить поиски в другом месте. В итоге, вымотавшись, я просто съехал на сельскохозяйственное поле, где только-только начали проклевываться какие-то зеленые ростки, и начал разбирать палатку. Вытащив ее из чехла, я почувствовал, что слишком задолбался, чтобы собирать её в темноте, прикрепил верхний тент двумя углами к мотоциклу, а два других воткнул колышками в землю. Забравшись в получившееся укрытие и прислонившись спиной к теплому боку мотоцикла я попытался было уснуть сном праведника, но не тут-то было. В траве совсем рядом прошуршали быстрые шаги четырех лап и сопение. Я не мог ослышаться, это был дикий зверь! Судорожно включил фонарь и направил в сторону звука. Навстречу бежали два светящихся круглых глаза! На секунду меня пронзил ледяной страх, но потом я прогнал сраного ежа и дальше спал уже без задних ног.
Алтай и Чуйский Тракт: Самые красивые места Сибири
Основная информация по туру:
Цена включает:
Цена не включает:
Маршрут:
Новосибирск – Белокуриха – Иогач – Телецкое озеро – Акташ – Чемал – Барнаул – Новосибирск
Программа тура
День 1. Новосибирск, прибытие
Прилет, трансфер в отель, встреча с командой, брифинг по туру, получение мотоциклов, подписание документов и приветственный ужин.
Важно: желательно прилететь в Новосибирск не позже 15:00, чтобы успеть на брифинг
Момент дня: музей Чуйского тракта, поселок Белокуриха
По дороге заезжаем в Горно-Алтайск, где посещаем национальный музей Алтая, вам расскажут про историю и культуру алтайцев. Вечером останавливаемся на базе отдыха на берегу озера. Утром нас ждет паром.
Момент дня: музей Алтай, Телецкое Озеро
Большую часть дня мы проведем на пароме, за 7-8 часов он доставит нас на южный берег озера. По прибытии мы отправимся дальше, в глубину долины реки Чулышман, где остановимся на ночёвку, с отдыхом в русской бане и шашлыком. Вечером мы можем посетить «каменные грибы».
Момент дня: Телецкое озеро
Сегодня нас ждет перевал Кату-Ярык, это один из лучших ездовых дней, который вы запомните надолго. Всего 180 км, но это гравийная дорога и крутой перевал длиной 3,5 км. Асфальт тоже есть, но на последнем участке пути.
Момент дня: перевал Кату-Ярык
День 6. Акташ, 100-200 км
Сегодня мы путешествуем по местам вокруг отеля: курайская степь, Марс, обед в Кош-Агаче.
Момент дня: Курайская степь и «марсианские» пейзажи
По Чуйскому тракту мы отправимся обратно. По пути посетим слияние рек Катуни и Чуи, святилище Адыр-Кан, петроглифы Калбак Таш и ещё несколько интересных мест.
Момент дня: слияние рек Катуни и Чуи
Сегодня большой ездовой день по Чуйскому тракту. По пути посетим Медведь гору, а также заедем на знаменитый байк-пост Черного Африканца.
Момент дня: байк-пост Черного Африканца
Дорога в Новосибирск, сдача мотоциклов. На въезде в Новосибирск посетим музей паровозов. Прощальный ужин и заключительные фотографии на память.
Момент дня: Музей паровозов
День 10. Новосибирск, выезд из отеля
Одиночная мото поездка по Алтаю.
Наверное, в каждом из нас
есть какой-то внутренний зверь,
который, время от времени, просится в лес…
Проехать по Горному Алтаю на мотоцикле я захотел еще 10 лет назад, это стало моей настоящей мечтой. Тогда и появился мой первый мотоцикл. Не скажу какой.
И вот среда, 1 июля 2015г. Настало время осуществить задуманное. Помимо исполнения мечты я также преследовал и практичную цель – появилась возможность разведать несколько новых вело маршрутов. Да и вообще, просто хотелось уехать на время, развеяться и побыть наедине с собой… В дорогу я взял только самое необходимое:
немного еды (Любашкин пирог-спасибо ей за это вкусное чудо), спальник, палатка, насос и т.д. Честно говоря, мой багаж оказался хорошим пассажиром, на него можно опереться спиной, он не разговаривает, да еще и у него есть вкуняшки!
До перевала Чике-Таман доехал однообразно, а вот от подъема на него начались настоящие приключения! Пошел проливной дождь, небо разрывалось от молний. Я решил, что останавливаться опасно, нужно быстрее уезжать от тучи. На подъезде к ближайшему селу стал заканчиваться бензин, это странно, ведь по моим подсчетам должно было хватить еще километров на 30. Заехав на заправку, мой конь сожрал последнюю каплю… Приятное ощущение: топливо кончилось, а ты уже на бензоколонке!
Последствия дождя налицо — я вымок до нитки! Под одеждой текли реки, вода вытекала абсолютно отовсюду, сопровождая это звучным хлюпаньем. Кратковременный, но сильный дождь вызвал селевые потоки, текущие грязным месивом поперек дороги. Невероятно, даже вся площадь заправки оказалась под властью разгулявшейся природы. Некоторые места отвесных скал просто осыпались на асфальт! Удивила оперативность дорожников — уже через 10 километров пути они разгребали с дороги очередной наплыв грязи и камней. У природы не плохой погоды – порадовали насыщенные краски после дождя!
По пути я внезапно понял, что еще ни разу никуда не уезжал в одиночку. Я тут же ощутил какой-то страх и даже некоторые опасения того, что я остался наедине с собой… Так-так, скоро настанет момент истины, я прочувствую, каково это быть одному. В какой-то момент даже захотелось остановиться рядом с людьми. Впервые…
От самоанализа отвлекла реальность — дорога. Нужно было уехать от очередной настигающей мокрой тучи. Они как мрачные призраки, оставляющие мокрый след, как надоедливые нытики, не перестающие ронять слезы. Словно услышав мои мысли, ночью они все уплыли за вершины. Остановился я на базе «Мены» – решил воспользоваться местом под палатку, дровами и баней. Слабак…
А потом сижу и думаю: «На кой черт мне баня уже? Спать хочу! Да и у костра согрелся!» Но рациональные соображения победили, и помыться я всё-таки сходил. Палатку поставил подальше от людей – хотелось тишины после такого драйвового дня. Но компания у меня всё-таки была – пришел местный кот, молчаливо посидел рядом, поглазел по сторонам и ушел.
В последнее время, я стал более привязан к удобствам, что за напасть? После второго дня путешествия я вернулся на эту же базе, и мне здесь хорошо. Но, обо всем по порядку.
Утром я отправился в сторону Курая, думал заняться планированием маршрута для вело выходных. Без происшествий доехал до Кош-Агача, а там внезапно решил: «А почему бы мне не скататься на перевал «Теплый ключ», который находится по пути на Укок?» Действительно, в тот момент это было хорошей идеей! Ну, или мне так показалось…
По пути в Кош-Агач меня снова поразили пейзажи Курайского хребта, это просто невероятно! Трехтысячные вершины со снегами, упирающиеся своими зимними шапками в небо – они великолепны, как боги, смотрящие сверху вниз на склоны, покрытые густыми лесами. И на меня…
Далее следовали 25 интересных километров по степи, не смутила даже не очень качественная гравийная дорога. Перед самым подъемом мне встретились 2 верблюда с «ковбоями»! Ух ты! Надо сделать памятные кадры, такое не часто увидишь. Двух веселых алтайцев с пивом подмигивающих верблюдам.
Проехал пост КПП, и начался основной подъем. Резко похолодало. Посреди реки, вдоль которой я ехал, виднелись груды нерастаявшего льда, а склоны гор были усыпаны снегом! Необыкновенно красиво! Пожалуй, это самый впечатляющий пейзаж из трека «Кош-Агач-Теплый ключ».
Затем, я свернул с основной дороги на перевал. Дорога просто ужасная, действительно каменистая! Объезжая очередной автомобиль погранцов, что занимались технологией селфи на фоне природы, я упал. Тут нет причин. Только следствия. Ерунда, вот только крыло треснуло и клипон погнул. Однако, на седловине перевала, среди умопомрачительных пейзажей я-таки сломал руль. Это превращается в традицию. Произошло это при попытке выпрямить клипон. В итоге, я его просто примотал ремнем, а жаль, ведь на обратном пути он бы мне особенно пригодился. С третьего раза мне это удалось сделать удачно. Ни какая сварка аргоном не сравнится по прочности. Я двинулся в обратный путь, несмотря на хитрое предложение казаха о ночевке на базе далее по дороге. Обратная дорога прошла в стиле «Больше газа – меньше почек!» Тут и болтам открутиться не грех. Половина мотоцикла на пластиковых стяжках… Придется на Укок отдельным путешествием ехать. Это совсем другая горная страна. В Кош-Агаче я смазал кричащую от ужаса цепь.
Время было уже восьмой час. А я еще хотел сегодня же попасть на Телецкое – как наивно! Вот вам и Теплый ключ…
Обратная дорога была потрясающе живописной. Курайский хребет был прямо перед глазами! Прекраснейшие километры пути… Я убегал от дождя, а он гнался за мной, пока я не вернулся на базу «Мены».
Созерцая невероятную горную красоту, я всё думал: «Почему же люди отдыхают на море, где им доступна лишь статичная картина огромной водной лужи?! А ведь здесь, в Горном Алтае, живут такие исполины, разрезающие небеса, с вечной зимой на вершинах и дремучей тайгой у подножия, с прекрасными долинами рек и живописными берегами!»
Однако, усталость взяла свое, безумно хочу спать, благо, я уже на базе. У меня снова гости – на этот раз пришла черная кошка и залезла мне прямо в палатку. Думаю, спать я буду мертвым сном, а завтра попробую рано проснуться.
Наступил третий день моей автономки. Ранним утром по палатке барабанил дождь – не самые приятны звуки для пробуждения. Тем не менее, через некоторое время солнце пробилось из-за туч и залило теплым светом долину реки. Я быстро собрался и оседлал своего «коня». План на день состоял из трека от Акташа с заездом на тропу Инегень и дальнейшего пути на Телецкое через Ороктойский перевал.
До самой Ини меня радовала прекрасная дорога своими поворотами и несравненными пейзажами. Наконец-то проехал по отрезку старого Чуйского тракта. Спуск на трассу с него, однако, заставил немного попотеть. Добравшись до заправки в с. Иня, я понял, что обтекатель держится на «честном слове». Километры гребенки на Теплом ключе сделали свое дело. На помощь пришел торчащий из земли провод. Благополучно его выдернув, я прикрепил обтекатель на Казахскую сварку.
Проехать к тропе не было возможности – хитрые строители дорог так и построили 2 моста через Чую и Катунь, но подъем в 200 метров после них могли преодолеть только спец. машины! Даже не представляю, как экскаваторы заезжали по этому дикому, гравийному уклону. Я вспомнил про еще одну тропу в обход и, взвесив шансы моего безопасного проезда по ней, решил не рисковать.
Затем появился подвыпивший алтаец Игорь. Он долго занимал меня своим стандартным алтайским разговором о скинхедах в Москве, расспросами про мотоцикл и прочей болтовней, которую он повторил раза четыре. Метрах в десяти в совершенно неестественной позе отдыхал его пьяный друг…
При подъеме на Чике-Таман все-таки встретил колонну мотоциклистов на эндуриках – поприветствовал. Вот и поворот на с. Н.Талда, а, значит, впереди Ороктойский перевал. Еду я без карт и навигатора, так как ориентируюсь неплохо, в крайнем случае, язык до Киева доведет. Мои приключения продолжались: стоя на месте, мотоцикл завалился на бок. Жим в 200 с копейками кило мне дался с третьего раза. Если бы не вытекающий бензин, то, думаю, подходов было бы больше или до первого проезжающего. В который раз я подумал, насколько бы здесь был удобен эндуро.
Следующие 20 километров грунта вверх остались позади, и началось непредвиденное. Полил дождь! Просто засада! Повернуть назад? Тогда по грязи вниз более 20 километров, а ведь до седловины осталось около километра?! Ну уж нет!
Час ожидания, и это мерзкое явление природы прошло мимо, оставив много пакости на дороге. Дальнейший мой путь превратился в родео «по-алтайски». Тем не менее, проехал седловину, и начался крутой спуск. Далее, меня ждала развилка, и поворот по более накатанной дороге привел меня, к сожалению, немного не туда. Передо мной стояла избушка для трактористов, которые, к счастью, оказались поблизости и показали направление, не дорогу, а именно направление на Ороктой и добавили: «Да вы надоели, каждый год заезжаете сюда, поворот путаете!» Наверное, мотоциклисты – завсегдатаи этих дремучих мест. Мотор зажужжал, и я двинулся через лес и травы на Ороктой. Меня ждал отрезок хардкорного спуска, где одна колея метра на полтора в глубину была размыта водой. Это был путь по лезвию ножа, а ведь дождь только прошел!
Закат был просто потрясающим! Заезжавшие на вершины холмов автомобили были лишь темными силуэтами. Как в завершении фильма – темный силуэт движется по дороге на красный закат. Так и я был лишь темным силуэтом на дороге, живописным фоном к титрам собственной поездки…