Путешествие по байкалу на машине маршрут
По Байкалу на авто за 8 дней
Обычно годовщину свадьбы мы праздновали в каком-нибудь европейском городе, не спеша исследуя улочки и местную культуру и еду, но в этот раз было принято решение — ехать на Байкал. Решение было не из простых, т. к. мы знали, что места будут дикие, столкнемся с суровой отечественной реальностью, и составить план будет проблемно. Так и было, но красота Байкала звала, что сильно мотивировало. Согласитесь, когда проехал ряд азиатских, европейских стран и уже побывал в Латинской Америке, становится немного не по себе от мысли, что успешно проехал всю Коста Рику вдоль и был почти везде, а по родной стране лишь до Урала.
Итак, мы купили билеты на прямой рейс S7 по маршруту Санкт-Петербург — Иркутск, всего у нас было 9 дней, из них 1 сразу выпал из-за разницы во времени. Мы вылетели в обед из Пулково, спустя 6 часов были в аэропорту Иркутска, где уже была полночь, поэтому этот день не считаем, итого 8 дней.
Забегая вперед сразу обозначу трудности, с которыми мы столкнулись и к которым мы были готовы:
1. Нет международных агентств по аренде авто, нужно искать местных дилеров, оплата только наличными, залог наличными, предоплата заранее, удерживают небольшую сумму для оплаты штрафов после возврата машины, в случае, если штрафов не будет, то возвращают.
2. Есть смысл бронировать экскурсии заранее, т. к. на месте это не сложно, но нужно терять время, чтобы записаться на след день, либо удачно вписываться в текущую экскурсию, но быть на месте пораньше, однако, есть риск, что не будет мест. Если записываться на следующий день, то выходит, что на месте нужно оставаться на 1 доп. ночь, что в наш лимит времени не вписывалось.
3. Не все экскурсионные фирмы отвечают по почте, не все охотно переписываются и после получения запроса. Лучше сразу звонить напрямую, желательно попасть на кого-то помоложе, кто будет поддерживать с Вами связь и далее, в моем случае, желательно быть на связи по WhatsApp до даты экскурсии.
4. С заповедниками все сложно, из трех мне ответил один, но это была уже большая удача, т. к. к тому моменту я уже смирилась с тем, что привычной коммуникации и назовем это «сервиса» не будет, к этому надо быть готовыми везде.
5. Много где нет связи, можно только по карте смотреть, где перемещаешься в данный момент, однако, местные говорят, что лучше всего у них ловит Теле2, но никак не МТС, к примеру. С чем это связано? Вышки были выкуплены Теле2 у какого-то небольшого сотового оператора, и они покрывают связью все территорию, но это не значит, что связи нет вовсе. Она есть в городах, малых поселениях, но на трассе, в горах, на Ольхоне за пределами Хужира, в заповеднике и т. п. ее нет.
6. Банкоматы крупных банков есть только в Иркутске, наши карты позволяли снимать с любого без комиссии, искали их через 2Гис. Оплачивать что-либо картой можно за пределами Иркутска, но не на всех бензоколонках, не во всех поселениях и не в каждом магазине и кафе. Чем дальше от Иркутска, тем таких мест меньше и если они есть, то возможна комиссия за операцию. Проще иметь наличные при себе, чем решать квест «где снимем денег?».
День 1. Иркутск
Мы прилетели поздно вечером. был час ночи, когда добрались до отеля, в это день мы не делали ничего, кроме как добирались до места назначения.
День 2. Иркутск — Листвянка
Проснувшись в Иркутске мы доехали на uber до офиса аренды авто, нашли очень просто, столкнулись с местным колоритом из пункта 1. Мы были к этому готовы, поэтому легко прыгнули в Hundai Creta 2018 года выпуска и двинулись в Ленту. Закупились по небольшому списку вещей и продуктов, который был составлен заранее. У нас был забронирован номер в районе Бугульдейки через несколько дней, где нет магазинов, кафе и завтрака в отеле, поэтому немного еды купили сразу для этого дня, а также спрей от клещей, упаковку воды, мелочь типа влажных салфеток и т. п.
Иркутск мы планировали посмотреть напоследок, поэтому не теряя времени мы выехали на трассу Иркутск — Листвянка, путь лежал в этнографический музей Тальцы. Это отличное место, довольно большая территория на реке Ангара, более 60ти перенесенных из разных частей Иркутской области домов и море экспонатов. На сайте было указано, что можно забронировать тематическую экскурсию или обзорную, но можно побродить и самостоятельно. Мое личное мнение, самому не настолько интересно, как с гидом. Мы остались очень довольны, что забронировали экскурсию заранее, столько вещиц, былин, особенностей быта и истории самого комплекса сам не узнаешь, как от местного. Мы выбрали тему сибирского чая, там же его можно попробовать, очень много вариантов, есть небольшое кафе с местной едой и блинами. Напоследок мы познакомились с обитателями мини-зоопарка там же на территории.
После музея наш путь лежал в Листвянку, где есть много чем заняться. Из того что выбрали мы: Нерпинарий (внимание, на сайте не верное расписание по времени), набережная, местный рынок (чисто туристический, тоже самое в Иркутске дешевле и намного больше), камень Черского, Дендропарк. Из всего указанного мне больше всего запомнился вид с камня Черского, время просто замирает там на высоте, вид роскошный, тишина и спокойствие. Шли по google-карте двумя разными маршрутами в обе стороны, обратно спускались по тропе, где проходит канатная дорога. Маршрут очень простой, довольно пологий, осилит кто угодно. На ночь мы забронировали номер в шале на последнем этаже и весь остаток вечера мы провели на балконе с видом на две падающие горы и озеро Байкал между ними.
Автопутешествие по побережью Байкала. Чего ждать от живописных сибирских дорог?
Россия для многих белорусов заканчивается Московской областью. Действительно, ехать на машине восточнее Златоглавой смысла немного. Разбитые дороги, проигравшие войну времени разваливающиеся деревушки, застрявший в 90-х местный контингент. Учитывая, что мы живем рядом с Западной Европой, идея совершить автомобильное путешествие вглубь России может прийти лишь редким энтузиастам. Между тем имеются в этой стране регионы, где есть на что посмотреть, кроме берез и заниженных «Приор». Например, Байкал. На машине из Минска до этого озера ехать недели полторы. Отпуска не хватит на такое путешествие. Зато можно долететь на самолете до Иркутска, арендовать там автомобиль и прокатиться по Байкальскому региону. Впечатлений, поверьте, будет не меньше, чем от Альп. Сегодня мы расскажем, какие сюрпризы могут ожидать автомобилистов в шести тысячах километров от Беларуси.
Аренда авто
Напрокат машину можно взять как в аэропорту (находится в 5 километрах от центра города), так и в самом центре Иркутска. В городе функционирует несколько арендных компаний, и все они предлагают во временное пользование более-менее свежие авто: Renault Duster, Peugeot 408, Toyota Corolla, Toyota Camry, Ford Focus, Hyundai Solaris, Kia Rio и т. п. Машины, как правило, застрахованы. Бронировать заранее необязательно (в наличии всегда есть свободные авто), но лучше побеспокоиться об этом заблаговременно: при раннем бронировании многие дают скидки.
Цены на прокат не отличаются от средних по областным городам России. Сутки проката стоят от 30 до 40 долларов за непремиальный автомобиль. При желании можно взять хоть кабриолет, но такие машины сдаются обычно на часы. Если брать авто на неделю, то вторые и последующие сутки будут дешевле. 7-дневный прокат бюджетной модели будет стоить дешевле 200 долларов (бензин за свои деньги).
Куда ехать?
Оказавшись впервые в Иркутске, можно растеряться и не знать, куда держать путь. Байкал большой. Вокруг озера расположено огромное количество деревушек. С дорогами все не так плохо, как можно подумать. В какую сторону ни отправься, будет красиво и живописно. Мы поехали в сторону острова Ольхон через колоритные поселки, расположенные вдоль природного заказника Красный Яр.
Вопреки общепринятому убеждению, что в России хорошие дороги есть только в Москве и Санкт-Петербурге, основные трассы в Иркутской области имеют качественное покрытие и отличную разметку. Конечно, в мелких деревушках дороги усеяны выбоинами и ямами размером с автомобильное колесо, но главные направления могут похвастаться отличным асфальтом. В области много новых дорог, еще больше находятся на реконструкции. В общем, если не собираетесь покорять серьезное бездорожье, то Duster брать напрокат необязательно, хватит и обычного седана.
Как организовать поездку на Байкал
И не разориться
Я живу на Байкале 24 года.
В этой статье я расскажу, где отдохнуть на Байкале, что тут посмотреть, как спланировать маршрут и сколько все это будет стоить.
Когда ехать
Я рекомендую ехать на Байкал зимой или летом.
Зимой здесь развлекаются подледной рыбалкой, катаются по льду на коньках или в упряжках с хаски. Чтобы понять, насколько у нас крутой лед и космические зимние пейзажи, посмотрите, например, рекламу духов «Армани», которую снимали на острове Ольхон.
Летом туристов больше, чем в остальные сезоны. Кроме отдыха на пляже и катания на кораблях, можно сходить в горы. Но климат непростой, и теплый курортный сезон длится всего два месяца: с середины июня до середины августа. Если приедете в мае или начале июня, будет все еще прохладно и ветрено.
Вода на Байкале не прогревается, как в Черном море, — она пресная и всегда прохладная.
До середины апреля Байкал покрыт льдом, осенью ветрено, поэтому в это время года туристов сильно меньше. Местные бизнесмены торопятся достроить кафе и домики, поставить ларьки к летнему сезону. Если вам нравится спокойный отдых без тусовок и большого скопления людей, приезжайте в это время.
Куда именно ехать
Байкал разделяет два региона: Иркутскую область и Бурятию. Советую посетить сперва иркутскую сторону, а если захочется отдохнуть в экстремальных условиях в палатке — рвануть в Бурятию. Инфраструктура и сервис с иркутской стороны развиты лучше, там больше кафе, жилья и развлечений. Еще иркутская сторона выигрывает тем, что там есть остров Ольхон — главное туристическое место на Байкале. Чтобы посмотреть иркутскую сторону Байкала, вам надо приехать в Иркутск.
стоит билет на самолет до Иркутска и обратно
Бурятская сторона хороша заповедными зонами, например Баргузинским заповедником и песчаным безлюдным заливом. Еще есть Чивыркуйский залив. Сам я там не был, но, по словам рыбаков, там лучшая рыбалка на Байкале.
Конечно, местные скажут, что есть и другие места на Байкале, где можно отдохнуть: Горячинск, Гремячинск, Зуун Хагун, Энхалук и другие. Но мне отдыхать там некомфортно из-за мусора вокруг и плохого сервиса. Не претендую на звание супергида по Байкалу, который знает вообще все — я даю советы из личного опыта.
Как добраться до Байкала со стороны Иркутска
В Иркутск из Москвы лететь 5 часов 40 минут. Если покупать билет заранее, то «Победой» можно слетать примерно за 11 000 Р туда и обратно. Летом цены могут быть немного выше, потому что много туристов.
Я встречал много туристов, которые путешествовали по России или миру на машине или на мотоцикле и по дороге заезжали на Байкал.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Приехав в Иркутск, нужно сделать три вещи.
Понять, нужен ли вам автомобиль. К Байкалу ведут федеральные трассы, но в некоторых местах асфальт переходит в сплошную гравийку, ухабы и кочки. Поэтому идеальный вариант для поездок вокруг озера — это кроссовер вроде Ниссан-икс-трейл. Можно взять машину напрокат или доплыть до нужной точки на теплоходах и паромах.
Купить продукты. На самом Байкале продукты в любом магазине стоят в 1,5—2 раза дороже из-за транспортных издержек и потока туристов. Рекомендую потратить час-другой и запастись продуктами для перекуса в обычном супермаркете. Это точно сэкономит вам несколько тысяч рублей.
Обязательно купите солнцезащитный крем и средство от комаров.
Листвянка
Самое доступное место на Байкале и всего в часе езды от Иркутска. Достаточно провести там 3—4 часа: за это время вы успеете всё посмотреть и купить рыбу на рыбном рынке.
В Листвянке повсюду ларьки, тесная набережная, а пляж узкий и каменистый. Мне не очень там нравится, но люди приезжают туда, чтобы купить рыбу на рыбном рынке, сделать фото с Камня Черского, посетить Большую байкальскую тропу и нерпинарий.
Вид с Камня Черского — это смотровая площадка на высоте 700 м, где можно сделать красивые фотографии на фоне Байкала. Добраться до площадки можно пешком за 30—40 минут либо на кресельном подъемнике за 250 Р с человека.
Большая байкальская тропа — это проект, участники которого своими силами обустраивают туристические маршруты вдоль Байкала, в горах и лесах. Одна из таких троп начинается в Листвянке и заканчивается в деревне Большие Коты. Пройти 25 км по тропе можно за 6—8 часов, средней физической подготовки для этого достаточно. По моему опыту, подъем занимает 7 часов с привалами и купаниями.
Большие Ко́ты — поселок в Иркутском районе. Жаль, но ударение тут на «о»
Советую после тропы купить билет на теплоход, чтобы быстро добраться до Листвянки или Иркутска. Тропа сильно выматывает, поэтому после такой прогулки приятнее всего прокатиться по воде и быстрее добраться домой.
Остров Ольхон
Ольхон — это место, которое дает полное представление о разнообразии природы Байкала. Если собираетесь на Байкал, тут обязательно надо побывать.
Площадь Ольхона — 730 км², это чуть больше площади Сингапура. Здесь есть скалы, горы, пустыни, леса, песчаные и каменные пляжи. Я советую провести на Ольхоне неделю, чтобы отдохнуть и посетить все интересные места в окрестностях.
Как добраться. До острова можно доехать на машине, маршрутке или по воде. На машине и маршрутке ехать примерно 4,5 часа, но еще придется постоять в очереди на паром.
Все автомобили и маршрутки едут до села Сахюрта. Там находится паромная переправа, моста нет. На переправе курсируют три бесплатных парома, каждый доставляет автомобили и пеших туристов. Первый паром отходит в 7 утра, а последний — в 23:30.
Сойдя с парома на остров, нужно проехать еще 40 км по гравийке до Хужира. Это главная деревня на Ольхоне. Тут все основные кафе, магазины, гостиницы и гостевые дома.
Еще из Иркутска на Ольхон ходит теплоход «Комета». Плыть на нем 5 часов. «Комета» стоит дороже — 3500 Р с человека. Зато не придется стоять в очереди на паром и всю дорогу можно наслаждаться видами Байкала.
Жилье, еда и транспорт
Где жить. Жилья на Ольхоне с каждым годом все больше. Туристов много, поэтому есть варианты на любой кошелек. Если хотите жить на свежем воздухе в палатке и спальнике, без проблем найдете место на берегу.
Если останавливаетесь в гостевых домах или в гостиницах, рекомендую бронировать заранее: так дешевле и гарантированно будет где ночевать.
В стоимость проживания обычно включен завтрак. Домик с туалетом на улице, в 15—30 минутах ходьбы до берега будет стоить от 1000—1500 Р с человека.
Р на двоих» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р за ночь» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р в час» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что попробовать. На острове много кафе с европейской или национальной бурятской кухней. Обязательно попробуйте бурятские национальное блюда — буузы, бухлёор и ногоон сай. Буузы похожи на хинкали, но приготовлены с дырочкой на макушке и напоминают маленькую юрту. Их берут руками, надкусывают край и выпивают сок, а потом съедают.
Несколько бууз, салат, суп и чай обойдутся в 350 рублей.
На чем ездить. Главный вид транспорта на острове — «буханки». Местные жители выбирают их, потому что запчасти к ним стоят дешево. А еще буханка маневреннее любого седана и вмещает 8 человек.
На таких машинах проводят все экскурсии по острову. Если у вас нет своего автомобиля, добраться из Хужира до паромной переправы на буханке можно за 300—500 рублей.
Что посмотреть на Ольхоне
На острове много красивых мест, которые стоит посетить. Вот три моих любимых.
Мыс Бурхан, он же скала Шаманка, и молитвенные столбы Сэргэ. Это главная достопримечательность и самое узнаваемое место на Байкале. С древних времен тут проживали шаманисты, и до сих пор часть населения поклоняется духам и природе.
Бурхан находится в Хужире. Добраться до него можно пешком из гостиницы. По вечерам там собираются местные и туристы. Помните, что для местных буддистов и шаманистов это святое место, где нужно вести себя прилично.
Местные верят, что это место заряжает силой и здесь живут духи. Рядом со скалой находятся молитвенные столбы Сэргэ — с бурятского «коновязь», которые символизируют древо жизни. К Сэргэ подвязывают специальные платки «хадаки» или «хий морины».
Для вывешивания хий морин существует целый ритуал. Нужно знать, в год какого животного вы родились — это определяет цвет платка и на какую сторону света его нужно подвесить.
Р за полчаса. Мне хватило этого времени, чтобы наплаваться, но до скалы я так и не добрался. Советую плавать при волнах, это кайф» loading=»lazy» >
Мыс Хобой — с бурятского «клык». Это крайняя северная точка Ольхона, знаменитая своими скалами и пещерами. Иногда на вершине мыса из-за сложного оптического сочетания воды и облаков возникают миражи. Когда стоишь на краю во время тумана, рассвета или заката, на горизонте появляются длинные человеческие силуэты — это ваше собственное отражение.
Мыс находится в 40 км от Хужира, поэтому пешком добраться до него не получится. Дорога до этого места сильно ухабистая, поэтому машины с низкой посадкой не подойдут. Мы добирались до мыса на Субару-форестере и потеряли бампер, ударившись о кочку.
Летом сюда возят экскурсии по воде на катерах и по суше на буханках. Дорога до мыса на машине занимает 3—4 часа. Летом есть шанс увидеть внизу обрыва нерп, которые греются на камнях и купаются. Если закажете экскурсию на катере, то с воды сможете увидеть в скале силуэт женщины. По легенде, боги прокляли завистливую и жадную девушку и заковали ее в камень.
Зимой к мысу чаще подъезжают по льду на тех же буханках. Здесь сильные ветра, которые выдувают снег с Байкала, поэтому лед на поверхности озера прозрачный и толстый. Часто люди катаются здесь на коньках. Экскурсия стоит 1000—1500 рублей и длится весь день. В стоимость обычно входит обед на свежем воздухе: уха, хлеб и рюмка водки. Возят на такие экскурсии обычные местные жители — для них это основной источник заработка.
Остров Огой — с бурятского «безводный». Это уже не Ольхон, а другой остров неподалеку. Он знаменит буддийской ступой — это такое молитвенное место. По легенде, если обойти эту ступу 8 раз по часовой стрелке и загадать желание, оно обязательно сбудется. Туристы собирают здесь пирамидки из камней и загадывают желания.
Есть и другие достопримечательности Ольхона, которые будут не менее интересны. Вот что советуют на «Трипэдвайзоре»
Экскурсии сюда возят летом на катерах, а зимой на буханках. В программу входит посещение пещер и гротов на других маленьких островах. Стоит экскурсия 1500 рублей и длится 5—6 часов.
Помимо экскурсий, я советую прогуляться по острову без всякой программы. Вы можете арендовать велосипед и покататься. Если хотите чего-то поэкстремальнее, можно взять напрокат квадроцикл или даже параплан.
Я считаю, что Ольхона должно хватить в плане впечатлений на Байкале. Остальная природа озера будет похожа на всё то, что вы увидите на Ольхоне. Но если вам все же этого мало, советую отправиться на бурятскую сторону Байкала.
Кругобайкальская железная дорога
Можно добраться из Иркутска до станции Слюдянка-1 самостоятельно на электричке или автобусе, а потом на электричке «Матаня» проехать КБЖД за 150 рублей и на пароме приплыть в Иркутск или Листвянку.
Самостоятельно проехать по КБЖД :
Бурятская сторона — Баргузинский залив
Добраться до залива можно на машине из Иркутска за 10—11 часов, не заезжая в Улан-Удэ. Дорога относительно ровная, есть на что посмотреть: вокруг шоссе густой лес, равнины и видно Байкал. Насколько я знаю, экскурсии на суднах сюда не водят.
Баргузинский залив подойдет тем, кто любит отдыхать в палатках или ходить в горы. Он находится на заповедной территории, поэтому здесь запрещено строить любые дома и гостиницы. Людей тут мало.
Большая часть дороги заасфальтирована, но последние 50—100 км ближе к заливу — гравийка. По пути можно остановиться в Гремячинске, где находится особая экономическая зона. Честно говоря, не знаю, чего в ней экономически особого, но сюда вложили много денег, чтобы построить маяк и набережную.
Далее по пути будет Горячинск, где находится курорт советских времен, но делать там особо нечего. После Горячинска на дороге к заливу будет главное село — Усть-Баргузин. На берегах залива нет магазинов, поэтому закупитесь всем необходимым заранее, чтобы не возвращаться. Обязательно приготовьте аптечку для экстренных случаев.
При въезде на территорию Баргузинского заповедника выдают талон, где указывают день прибытия. Талон нужно сохранить, чтобы потом посчитали, сколько дней вы находились на территории. Каждый день стоит 50 рублей с человека. Если при проверке талона у вас не будет, выпишут штраф.
стоит день в Баргузинском заповеднике
Дальше вы проезжаете через заповедник. По пути будут небольшие озера — проезжайте дальше, это не то. Байкал вы не перепутаете ни с чем в этой местности. Приехав на побережье, выбираете место на косе получше и ставите палатку. Если пойдете на Святой Нос, то ставьте лагерь ближе к горе.
Местная погода не особо отличается от погоды со стороны Иркутска. Но для подстраховки все же стоит посмотреть прогноз. Он часто бывает неточным, например, я был на заливе 4 дня и по прогнозу обещали ливни. Но на месте все это время было солнечно, и я обгорел.
Никаких развлечений в заливе нет, здесь вы с природой один на один. Редко кто приезжает сюда полежать на пляже, обычно туристы сразу идут в горы полуострова Святой Нос.
В этом месте не особо нужен проводник. Мы с друзьями приехали сюда впервые и разобрались на месте. Если что, другие туристы подскажут, куда идти, чтобы забраться на Святой Нос.
Если вам спокойнее идти со знающими людьми, то сюда водят группы в настоящие походы ребята из организации «Большая байкальская тропа». Поход займет две недели и обойдется в 10 000 рублей с человека.
стоит сходить в поход с организацией «Большая байкальская тропа»
Приблизительные траты тут посчитать сложно, потому что все упирается в закупку еды и бензина. Я провел здесь 4 дня в палатке, добирался автостопом и потратил 3000 рублей на еду и непредвиденные расходы.
Запомнить
9 восхитительных маршрутов в Прибайкалье, от которых захватывает дух
Как увидеть горные пики, озера и скалы причудливых форм
Путешественники едут в Прибайкалье не только ради знаменитого Байкала.
Они поднимаются на горные вершины и любуются великолепными пейзажами, разглядывают озеро в форме сердца и гуляют по одному из самых красивых железнодорожных маршрутов мира. В Прибайкалье даже двухчасовая прогулка на природе — настоящее приключение.
В походах туристы купаются в ледяных горных реках и озерах, встречают белок, зайцев и бурундуков, едят спелую чернику, покупают у местных только что выловленную рыбу, которую готовят прямо при них.
В Прибайкалье можно познакомиться с интересными людьми, провести вечер у костра, а ночью вооружиться картой звездного неба и изучать созвездия, которые почти не видны в городе. При этом необязательно отказываться от благ цивилизации: до многих мест добираются общественным транспортом и ночуют в теплых домиках вместо палаток.
Я родилась и много лет жила в Иркутске. Сейчас приезжаю туда каждый год, потому что предпочитаю активный отдых. В этой статье расскажу о любимых пеших маршрутах в Прибайкалье. Они не требуют подготовки и специальных навыков — сохраняйте статью в закладки, чтобы не потерять маршруты.
Что нужно знать перед походом
Посещение национального парка. Часть троп, о которых я расскажу в статье, проходит по территории Прибайкальского национального парка. Чтобы в него попасть, нужно разрешение. В 2020 году оно стоит 50 Р для жителей Иркутской области и 100 Р для гостей из других регионов. Я отметила в статье, на какие маршруты нужно его оформить.
Клещи активны с ранней весны до поздней осени. В походах пользуйтесь репеллентами, надевайте плотную одежду, рубашки с длинными рукавами и осматривайте себя каждые 15—20 минут.
Медведи редко выходят на популярные туристические тропы, но такое случается. Для безопасности лучше идти группой, а не в одиночку, и не выбрасывать остатки еды. Если возникло подозрение, что медведь близко, издавайте громкие звуки: говорите, свистите, стучите камнем по металлической миске.
При близкой встрече с животным самый эффективный способ его отпугнуть — использовать фальшфейер: пиротехническое устройство с ярким пламенем и громким шипящим звуком. От него много дыма. Все это пугает медведя, и он уходит подальше от людей.
Состояние троп. Из-за погодных условий некоторые тропы становятся непроходимыми. Например, мосты через реку могут разрушиться после продолжительных ливней. Иногда из-за угрозы пожаров ограничивают доступ на территорию заповедника.
Туристы могут узнать о состоянии троп, уточнить детали маршрута и найти попутчиков на иркутском форуме об активном отдыхе.
Пик Черского и озеро Сердце
Где: горный хребет Хамар-Дабан
Сложность: средняя
Расстояние: от 40 км
Время в пути: 2—5 дней
Когда идти: июнь — сентябрь, декабрь — февраль
Разрешение на посещение: не нужно
От базы МЧС в Слюдянке идет хорошо протоптанная тропинка до метеостанции «Хамар-Дабан». Там обычно устанавливают базовый лагерь или ночуют на турбазе «Хамар-Дабан». Аренда домика стоит 700 Р с человека. От метеостанции маршруты ведут на пик Черского, озеро Сердце и к водопадам на Подкомарной реке.
Восхождение к пику Черского от метеостанции проходит по серпантину Старокомарской дороги — древнему караванному пути из России в Монголию и Китай. Пик Черского — высшая точка Комаринского хребта в Хамар-Дабане. Его высота — 2090 метров. С вершины пика можно рассмотреть другие горы, а при хорошей видимости — еще и Байкал. Каждый год там проходит этап чемпионата России по скайраннингу: это соревнование по скоростному восхождению. Многим туристам интересно попробовать свои силы и тоже взойти на пик.
Озеро Сердце так назвали из-за его формы. От пика Черского до него примерно 40 минут. Можно пойти на озеро сразу с метеостанции: там есть отдельная тропа. В солнечную погоду вода в озере красивого изумрудного цвета. На Подкомарной реке и ее притоках, которые расположены недалеко от озера, есть несколько красивых водопадов: одни совсем небольшие, а другие представляют собой целые каскады высотой 80 метров.
Пик Любви
Где: Восточный Саян
Сложность: высокая
Расстояние: 8 км
Время в пути: 6—8 часов
Когда идти: июнь — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
Несмотря на небольшое расстояние, тропа до пика Любви непростая: высота вершины — 2124 метра, а набор высоты — 1200 метров. Это значит, что почти все время придется идти в гору. По дороге обратно тропа идет под резким уклоном вниз, поэтому спуск иногда оказывается тяжелее подъема.
По пути на пик Любви и с самого пика открываются красивые виды на другие вершины Восточного Саяна и на поселок Аршан. В хорошую погоду можно рассмотреть давно потухший вулкан, который сейчас выглядит как безобидный курган.
На маршруте нет источников питьевой воды, поэтому ее обязательно нужно взять с собой, лучше с запасом. Еще положите в рюкзак перекус и теплые вещи: в горах даже при жаркой погоде часто дует холодный ветер.
Остановиться на ночлег после похода удобнее всего в Аршане. Поселок известен своей целебной минеральной водой с большой концентрацией железа и магния. Найти жилье нетрудно: в Аршане есть два санатория, гостиницы и гостевые дома. Многие местные сдают комнаты. Цены начинаются от 500 Р с человека за ночь.
Шаманский утес
Где: Шелеховский район Иркутской области
Сложность: средняя
Расстояние: 6 км
Время в пути: 2—3 часа
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
На Шаманском утесе есть 33 скальных выступа, поэтому в народе его называют 33 богатыря. Подъем на утес очень крутой. На небольшом участке набор высоты составляет 687 метров. В качестве ступеней приходится использовать выступающие корни деревьев. Спускаться еще страшнее: не за что держаться, нет ступеней и ограничителей. Нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы не полететь кубарем вниз. Но пейзаж стоит всех сложностей подъема и спуска: с вершины открывается восхитительный вид на изгибы реки Иркут.
В Шаманке есть шикарный подвесной мост — там все делают фотографии для «Инстаграма». Еще в селе начинаются и заканчиваются разные по сложности маршруты сплавов по реке Иркут: от коротких спокойных, куда отправляются с детьми, до экстремальных с порогами.
Сплав от Шаманки до села Введенщина займет не больше одного дня с остановками на обед и отдых на песчаных пляжах. На 100-километровый сплав от села Тибельти до Шаманки потребуется три дня.
Кругобайкальская железная дорога
Где: берег озера Байкал
Сложность: низкая
Расстояние: от 2 до 84 км
Время в пути: 1—3 дня
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: нужно
Кругобайкальская железная дорога, или КБЖД, раньше была частью Транссибирской магистрали. При строительстве Иркутской ГЭС участок пути от Иркутска до станции «Байкал» разобрали и затопили.
Сейчас Кругобайкальская железная дорога — это тупиковая ветка от порта Байкал до города Слюдянки. Ее длина всего 89 км. На таком небольшом расстоянии расположены 38 тоннелей, 18 галерей и 248 мостов и виадуков. Тоннели и галереи строили по нетиповым проектам в зависимости от рельефа местности, поэтому все они разные. «Форбс» включил Кругобайкальскую железную дорогу в число самых красивых железнодорожных маршрутов мира.
Еще интересно пройти дорогу пешком. В этом случае наслаждаешься тишиной без толпы туристов и видишь места, где поезд не останавливается, например итальянскую стенку. Она получила такое название из-за арок в стиле итальянской архитектуры. Эта подпорная стенка для защиты дороги от камнепада, построенная по проекту итальянского инженера Феррари, — одно из самых красивых мест на КБЖД.
Идти несложно: нет ни спусков, ни подъемов. Дорога проложена вдоль берега Байкала, поэтому заблудиться не получится. Иногда в озере можно увидеть нерп — байкальских тюленей.
Для прогулки понадобится хорошая обувь: в некоторых местах проложены тропинки, но часто придется идти по шпалам. Дорога тупиковая, в день по ней проезжают всего несколько поездов. Их слышно задолго до приближения. Для безопасности достаточно сойти с дороги и пропустить поезд.
Маршрут легко корректировать. Все зависит от вашего желания, сил и времени: можно пройти всю КБЖД за 3 дня, останавливаясь на ночь в палатке или на турбазах. Номера бронируют через туристическую компанию «Кругобайкальский экспресс»: на «Букинге» и «Островке» их нет. Цены зависят от уровня турбазы: ночевка на «Хвойной» стоит 500 Р с человека, а самый дешевый номер в «Царском подворье» обойдется в 9000 Р за двоих. На базе отдыха «Шарыжалгай» живут в поезде: железнодорожные вагоны обшиты деревом и переоборудованы под корпуса. Переночевать в отеле-поезде стоит 400 Р с человека.
Тальцинский пик
Где: горный хребет Хамар-Дабан
Сложность: высокая
Расстояние: 15 км
Время в пути: 8—10 часов
Когда идти: июнь — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
Высота Тальцинского пика — 1806 метров. Из-за многочисленных крутых участков и скользких камней восхождение может оказаться непростым. На Тальцинский поднимаются, чтобы увидеть дикую сибирскую природу: горные вершины, ледяные ручьи и реки, зеленые альпийские луга. Это отличная возможность погулять по горам без ночевок на холоде и тяжелых рюкзаков.
Соболиное озеро
Где: долина Снежной реки
Сложность: средняя
Расстояние: от 10 км
Время в пути: 1—3 дня
Когда идти: июнь — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
Путь до озера разделен на два участка: от Выдрино до Стрелки — места слияния Снежной реки и Селенгинки — и от Стрелки до Соболиного озера. Первый участок можно преодолеть на аэролодке — специальном судне с двигателем с воздушным винтом. Она легко проходит по мелководью или горным рекам. На аэролодке к Стрелке доставляют комплекс «Теплые озера на Снежной» или туроператор «Анчук». Стоимость — 1500 Р с человека в одну сторону.
Первый участок пути на аэролодке можно преодолеть за 30 минут вместо 6—8 часов ходьбы. Второй участок придется пройти пешком. Длина — всего 5 километров, его проходят за 2—3 часа. Если брать аэролодку, легко уложить поход в один день.
Недалеко от Соболиного озера есть водопад Сказка и водопады на реке Громотухе. Самый большой из них называется Грохотун. За один день их не посетить, придется оставаться на ночевку. Никаких вариантов проживания в районе Соболиного озера нет, палатку нужно нести с собой.
Скальники Олхинского плато
Где: Олхинское плато
Сложность: низкая
Расстояние: от 10 км
Время в пути: от 3 часов
Когда идти: круглый год
Разрешение на посещение: не нужно
Скальники Олхинского плато — это скалы-останцы причудливых форм. Они образовались под воздействием ветров. Самые популярные скальники — Витязь, Идол, Зеркала и Старуха. Их так назвали из-за формы. Витязь сбоку напоминает лицо воина с надвинутым на глаза шлемом, Старуха — портрет пожилого человека с большим носом и морщинистым лицом. Зеркала из-за гладких стен похожи на блестящие осколки, а Идол — на древнее изваяние. Но нужно обладать хорошей фантазией, чтобы увидеть эти сходства.
Витязь известен среди скалолазов: на его поверхности проложены трассы разной сложности. На вершину скальника ведет хорошая тропа, а с него открываются великолепные виды на реку Олху и прочие скальные массивы. От Витязя можно прогуляться к другим скальникам, но не все из них доступны. Некоторые далеко находятся и их не удастся посетить за один день, к иным заросли тропы.
Большие Коты — Большое Голоустное
Где: берег озера Байкал
Сложность: средняя
Расстояние: 30 км
Время в пути: 1—2 дня
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: нужно
Этот маршрут объединяют с Большой Байкальской тропой или проходят отдельно. На мой взгляд, это одна из самых красивых троп региона. Путь пролегает вдоль берега Байкала, часто — по краю обрыва. Всю дорогу можно любоваться живописными видами озера.
Обязательно поднимитесь на обзорную площадку на мысе Скрипер. Вид с нее завораживает: с высоты 200 метров хорошо просматриваются окрестные леса и береговая линия Байкала.
Если позволяет время, стоит заглянуть в пещеру Часовня в распадке Малая Кадильная. На тропе есть указатели. В пещере жили древние люди: там нашли костяные и железные наконечники стрел, железные ножи, обломки глиняной посуды. Сейчас их уже нет. Забираться в пещеру нужно через низкий узкий вход. Внутри нее находится большой овальный зал с отверстием вверху, поэтому днем там светло.
Большая Байкальская тропа
Где: Листвянка — Большие Коты
Сложность: средняя
Расстояние: 25 км
Время в пути: 5—8 часов
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: нужно
Большая Байкальская — самая обустроенная и маркированная тропа. За ее состоянием следит организация «Большая Байкальская Тропа». Ее волонтеры укрепили опасные участки, построили мостики через реки и ручьи, оборудовали места стоянок столами и лавками.
Мне этот поход больше напоминает приятную прогулку по лесу с красивыми видами на Байкал. В зависимости от сезона можно любоваться яркими цветами или желтыми деревьями. На пути всего один серьезный подъем и несколько опасных участков вдоль крутых обрывов.