Путешествие в магадан на автомобиле
Колымская трасса на пузотёрке. Стоит ли?
Хотел бы написать несколько слов о Колымской трассе с точки зрения «шофёра пузотёрки» 🙂
Когда я готовился к поездке по трассе «Колыма», основное моё опасение было связано именно с возможностью пройти участок от Якутска до Магадана на самом обычном городском «седане». В интернете ничтожно мало отчётов таких же больных, ведь обычно все едут на чём-то более серьезном.
Фото дорожного просвета, для понимания
И начну прям сразу с общего впечатления – в 2020 году дорога очень даже неплохая. Да, она сильно отличается от привычных нам федеральных трасс, но видно, что за ней ухаживают. В интернете любят запугивать, мол, только на внедорожнике можно пройти путь до Магадана. Я теперь с уверенностью могу сказать, что доехать до Магадана сейчас можно на чем угодно. Требуется лишь аккуратность.
Колымская трасса была действительно сложной и одной из опаснейших в мире, но сейчас, когда убрали опасные прижимы, построили капитальные мосты, подровняли дороги, это уже не так экстремально. Я выделил несколько сложных участков: Тюнгюлю — Чурапча, в районе Заячьей петли и в районе Ольчанского перевала.
Между Тюнгюлю и Чурапчой около 90 километров. Сложно словами описать, насколько хреновая там дорога — очень напоминает русские/американские горки. Едется этот участок оооочень медленно и аккуратно, даже местные «таксисты» еле плетутся, потому что разогнаться толком негде. И это в сухую погоду. После сильных дождей, мне кажется, там вообще сложно проехать и совсем легко завязнуть в грязи. Нам к счастью, не довелось ехать через Чурапчу в сырую погоду.
Заячья петля — один из опасных участков на горном отрезке трассы. Вообще-то, почти на всем протяжении дорога идёт среди гор, но самый горный-горный — это между Теплым ключом и Усть-Нерой. Он же самый красивый, он же самый дикий. Только ради этого участка стоит проехать Колымскую трассу. В районе Заячьей петли дорога из крупных камней, часто очень узкая и с грузовиками нужно разъезжаться аккуратно. Ещё через дорогу течет несколько ручьев, образуя броды. В сухую погоду они проезжаются вообще без проблем и больше похожи на лужи.
Ольчанский перевал сам по себе довольно ссыкотным мне показался. Особенно когда едешь в Магадан — обрыв справа и тебе нужно к нему прижиматься, если идёт встречная. Один раз мне даже пришлось назад сдавать прямо на перевале — слишком узко было в этом месте для разъезда. Отбойника с краю, конечно же, никакого нет 🙂 А ещё в районе перевала на дороге был очень крупный скальник, но это, скорее всего, временное явление. Представляю, как очково проходить такие перевалы и прижимы зимой.
Если давно грейдер не ровнял дорогу — накатывают довольно глубокую колею из камней. Для пузотерки это вообще ад. От Хандыги до паромной переправы через Алдан мы ехали целую вечность и все 30 километров шкрябали днищем о камни. Опять же, это все временно.
Одна из главных проблем здесь — острый скальник, которым отсыпают дорогу. Все, с кем нам пришлось общаться, первым делом спрашивали — есть ли у нас запаски. Полноценных запасных колес у нас было три. Хоть и не пришлось их доставать, но без них делать на Колыме нечего. Колеса ремонтировали 4 раза своими силами. От нескольких человек слышал, что если медленно ехать (в районе 60км/в), то с колесами будет все в норме. Если ехать быстрее — будешь ремонтировать их. В общем-то, такой тактики мы и придерживались. Тише едешь, дальше будешь. Здесь это точно работает.
Могу посоветовать ехать на резине с жесткими бортами (RunFlat). Она колется и режется так же как и обычная, но зато можно дотянуть без давления до ближайшего кармана, а не ремонтировать колесо на дороге в пыли – это действительно очень опасно.
А еще пыль. Это реально жопа. Сколько бы я не читал в интернете про Колымскую пыль, пока сам не прочувствуешь на своей шкуре, не поймёшь что это. Встречный грузовик поднимает за собой такой шлейф мелкой пыли, что приходится просто принимать вправо, останавливаться и включать аварийку/дальний свет. Обычно при разъезде встречные замедляют ход, но не все так делают.
На протяжении 2000 километров дорога без асфальта. Он есть только в некоторых населенных пунктах (чтобы жители не задыхались от пыли), в самом начале и конце. Качество на разных участках совершенно разное — от идеально отсыпанной дороги мелким скальником, до огромных булыжников, торчащих из земли. От встречных машин во все стороны летят камни. Нам было жалко машину и почти при любом разъезде мы просто принимали максимально вправо и останавливались.
Вот даже сейчас пытаюсь откопать фотографии пострашнее, но их нет. Наверное, потому что самый красивый участок (в районе Кубы) выглядит самым ухоженным, примерно так:
Многие пишут, что Тенькинская трасса лучше федералки. Мы проехали обе дороги, и я с уверенностью могу сказать, что по качеству покрытия федералка лучше. Но вот ехать через Ягодное и Сусуман не очень интересно – виды за окном печальные.
На Теньке вот такая красота в нескольких метрах от дороги
Полный путь по Колымской трассе в одну сторону у нас занял 4 дня. В среднем это по 500 километров в день. Очень даже неплохо, мне кажется. И мы ещё часто останавливались фотографировать, где-нибудь лазили, отдыхали, готовили.
На трассе, в основном, одни грузовики. Процентов 80 из них — это бензовозы. Вдоль Колымы куча карьеров/приисков/вахтовых поселков, везде трудится куча техники и им нужно много топлива. Пока там работает эта техника, дорога точно будет жить, и за ней будут следить. Ведь железной дороги здесь нет и это единственный наземный путь между большой землёй и Магаданом.
Довольно непредсказуема дорога в дожди. А на Колыме они могут лить неделями, особенно в сезон дождей (август вроде бы). Под дорогой текут сотни ручьев, и после того как в горах прольет, все начнет скатываться вниз. Зачастую на трассе останавливают движение из-за разрушенных мостов. Часто подмывает дорогу. В общем, нужно быть готовым, что можно зависнуть на несполько дней, где-нибудь на полпути. При первой же возможности поезд откроют, соберут что-нибудь из говна и палок, но откроют как можно скорее.
Еще несколько слов про местные заправки. Уже сворачивая на трассу «Лена», сразу же пропадают привычные нам сетевые АЗС. В Якутии и Магаданской области свои бренды — это САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ и МАГАДАННЕФТО. Есть ещё какие-то мелкие сети, но в основном заправки частные безымянные.
Здесь не парятся над внешним видом, не громоздят красивые неоновые вывески, не продают кофе и хот-доги. Если ты приехал на заправку, значит тебе нужно топливо, а не вот это все 🙂 в основном все колонки старые, советские. Нигде не работает отсекатель, поэтому до полного нужно заправляться аккуратно. Но на внешний вид как бы и наплевать, главное — заправиться.
А вот заправиться, как оказалось, можно не всегда. У нас почти сорвалась поездка на Колыму из-за того, что в порт Магадана не пришел танкер с топливом. Да-да, топливо в Магаданскую область завозят морем. А ещё, если проблемы с поставкой, могут отпускать не больше определенного количества в одни руки, например, не больше 10 литров. А ещё на АЗС может висеть объявление, вроде «бензина нет», но если спросить, то окажется, что он есть.
Цены на Колыме ОЧЕНЬ разнятся с теми, что на материке. Например, в Красноярском крае был самый дешёвый бензин, литр 95-го стоил 43.30руб. А на Колымской трассе литр 92-го стоит от 58 до 61руб. В Москве какой-нибудь супер-премиум 100-й дешевле.
Начиная от Теплого ключа и до самого Магадана (если ехать по Теньке, то до Усть-Омчуга) бензин только 92-й. Это почти 1400 километров. Дизель вообще по заоблачной цене и стоит больше 70 рублей за литр. Газовых заправок на Колыме не встречал, может просто не обращал внимания.
Без канистр с топливом ехать можно, но я бы не рискнул. С ними спокойнее. Заправки хоть и встречаются довольно часто, но опять же — перебои с поставками/отключили свет/любая другая причина. Да и некоторые выглядят так, что просто страшно на нее заезжать 🙂 мы старались заправляться в крупных населенных пунктах и известных местах (Теплый ключ, Куба, Усть-Нера, Ягодное, Усть-Омчуг). Между ними не такое уж и большое расстояние (около 300 километров), но никогда не знаешь, сможешь ли там заправиться или нет. Удивительно, но почти везде принимают карты. Даже на Кубе можно расплатиться по безналу, у них своя вышка сотовой связи на солнечных батареях есть. Но лучше, конечно же, иметь хороший запас налички.
Про качество топлива ничего плохого сказать не могу. Ну, бензин и бензин. Никаких перебоев в работе двигателя, ошибок, затупов. Даже показалось, что расход слишком мал для такого режима движения. В канистры наливали 98й для разбавления, но сливали их уже на обратном пути.
Самая жопа — это сломаться на Колыме. Такого я бы даже врагу не пожелал. Особенно очково, когда у тебя европейская тачка, а на дороге одни японцы и американцы, да КамАЗы с буханками. Честно, я даже не представляю, что делать, если встанешь на трассе. У нас, к счастью, без происшествий. Только косметические уроны по мелочи.
В общем, с каждым годом Колымская трасса хорошеет и такого экстрима, как описывали раньше, все меньше и меньше. В сухую погоду до берегов Охотского моря сейчас можно проехать на чём угодно. Если попасть в дожди, можно серьезно вляпаться, и хорошо, если это будет по пути в Магадан, а не домой 🙂
Мало какая дорога может подарить столько впечатлений и эмоций. Колымская дорога очень интересная, очень красивая, довольно опасная, но в целом не плохая. Главное, никуда не торопиться и ехать аккуратно. Я часто читал в отчетах, как путешественники целовали асфальт, когда выбирались с Колымы. Читал, что доезжая до Магадана, люди просто не хотели ехать обратно по Колыме. Так вот, у меня такого желания не возникло. Я не устал от этой дороги и проехался бы ещё 🙂
Исполняйте свои мечты, даже если они кажутся довольно безумными и недосягаемыми.
Автопутешествие из Самары в Магадан и легкое послевкусие
Спустя 5 недель и 20000 км в обе стороны из Самары в Магадан, я наконец-то дома. Впереди еще много подробных отчетов, но перед этим я хотел бы написать пару слов о послевкусии путешествия, что тянуло в такую даль и что впечатлило.
Мы живем в очень забавное время, когда жители России знают соседние страны и всякие курорты намного лучше, чем ближайшие регионы, не говоря уже о дальних районах страны. Жители европейской части России редко попадают за Урал, а некоторые жители Дальнего Востока никогда не бывали хотя бы в Москве и Петербурге. Зато те, у кого позволяют финансы, с легкостью хотя бы раз в год посещают различные пляжные курорты, кто-то страны Европы, СНГ или соседствующие Китай, Монголию и Корею с Японией, в зависимости от места проживания в России, естественно.
Мне всегда это казалось каким-то неправильным, когда живешь в стране и почти что ее не видел, поэтому Дальний Восток манил меня намного сильнее турецкий пляжей, таких доступных и оллинклюзивных. Путешествие по России всегда называют дорогим, отчасти это и верно, но только отчасти. На самолете действительно дорого, и в основном из-за огромных расстояний. А вот на автомобиле совсем не дорого, долго, правда, но недорого, и я в этом убедился два года назад, когда ездил на машине во Владивосток, посещая по пути все крупные города России, оптом, так сказать.
И вот теперь Магадан. Эта дорога, которая считается одной из длиннейших и сложнейших в мире, притягивает путешественников со всего мира. Сначала вдоль транссибирской магистрали до Невера, потом 1000 км по «Лене» и 2000 км Колымского тракта. Тут можно встретить туристов из многих стран — на автомобилях, мотоциклах и даже велосипедах. Они просто сходят с ума от этих расстояний, также дикости и безлюдности этих мест.
О бюджете путешествия и всех затратах, я пожалуй, буду писать отдельный пост, но скажу, что это путешествие вложилось в общий бюджет 300 тысяч рублей на троих, где львиная доля затрат вышла подготовка, обслуживание автомобиля и топливо. Машина тоже не дешевая и правильная для таких мест и длительного путешествия — Land Cruiser Prado, поэтому все затраты можно было и уменьшить, поехав на легковушке. Колымский тракт, кстати, в теплое и сухое время можно проехать и на легковом авто, только комфорт будет совсем не тот, особенно когда вы проезжаете в общей сложности несколько десятков тысяч км. Лично я, зная дорогу, ехать на легковушке бы не согласился ни за какие коврижки.
Вообще, любое путешествие можно сделать как дорогим и бюджетным — останавливаться в пятизвездочных отелях, кушать в ресторанах. У нас же все было бюджетно. Т.к. мы все-таки ехали смотреть Россию, то бОльшая часть остановок была не в цивилизации, а просто красивых местах — в лесах, около речек или озер. За все время путешествия всего несколько раз останавливались в гостиницах — когда была плохая погода или целенаправленно хотели посмотреть город. Готовили тоже в основном сами. Гречка, макароны или рис с тушенкой, приготовленные за тысячи км от дома с шикарными видами, становились как-то по особенному вкусны.
По пути мы заезжали в интереснейшие места нашей потрясающей и безграничной Родины, куда отдельно было бы ехать очень и очень дорого, а если сложить бюджет отдельных посещений этих мест, то вышло бы целое состояние.
Итак, мы проехали все крупные города по пути следования: Уфа, Челябинск, Курган, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Якутск ну и Магадан.
Я забирался на Красноярские столбы
Потом несколько дней на Байкале на острове Ольхон, на обратном пути, кстати, заезжал окунуться еще в Слюдянке. Тем самым я уже 3 раза побывал на этом потрясающем озере.
В Бурятии посетил иволгинский дацан, где находится нетленный Лама Итигэлов
Прокатились по трассе «Лена» через красоты тайги
Увидели различную живность в дикой природе — медведей, лис, оленей и лосей
Посетили Ленские столбы
Прокатились по Колымскому тракту через красоты Колымы
Побывали на Полюсе Холода
Узнал, что такое — снег в июле
Искупался в Охотском море
Ну и из не совсем приятных, но значимых событий для России в последние месяцы: увидели потоп в Тулуне и результаты лесных пожаров, которые сейчас бушуют в тайге
Ну и о знакомствах. По пути удалось познакомиться с огромным числом интереснейших людей, связанных с автопутешествиями:
Женя и Сергей из Магнитогорска с проектом «Из Магнитки без гроша»
Рома Родионов rodionovroman с супругой из Красноярска
Евгений Шаталов из Челябинска
Автокругосветчик Владимир Яхно из Владивостока
А на обратном пути даже встретил шамана из Якутии, который идет в Москву изгонять Путина
Вот столько значимых событий произошло всего за 5 недель путешествия, а впечатлений как за несколько десятков лет жизни. И все это находясь в одной государстве. После такого путешествия я теперь хоть немного начал понимать родную страну и могу считать, что побывал в ней. Путешествуйте по России, путешествуте на автомобиле, это круто!
Сколько стоит поездка в Магадан
Наверно один из самых часто задаваемых вопросов о поездке, это вопрос «а во сколько это все обошлось?». Не вижу смысла скрывать и попробую обстоятельно все рассказать. Фотографий будет не много, зато много будет цифр и фактов. Правда Gleb501 на встрече в среду сказал одну интересную мысль — сколько бы ни стоила поездка, главное чтобы об этом не узнала жена)))
Начну с того что к поездке я начал готовится наверно около года назад. Те мечтал и планировал намного дольше, но целенаправленно планировать, рассчитывать и откладывать деньги начал чуть более года. Самой основной проблемой был срок поездки. Я заранее не знал отпустят ли меня в столь длинный отпуск и собственно на сколько. А именно исходя из сроков и строится бюджет. Были мысли уехать на все лето, типа 3-3.5 месяца, рассматривал варианты экстрим поездки (типа месяц, с забросками авто). Последние кстати никому не порекомендую – технически сгонять можно, но ни кайфа, ни собственно полноценных впечатлений получить при таком темпе невозможно. Даже моя протяженность в 1 мес и 3 недели (по факту почти 2 мес) еле еле позволили уложится – тем езды был очень напряженный. Никаких дневок или даже полудневок, каждый день езда и лишь иногда осмотр городов. Я бы предположил что 2.5-3 более правильный срок для такой поездки. Тем не менее мне все таки удалось не прост пролететь из точки А в точку Б, но все таки и изучить и посмотреть очень многое, в том числе за пределами трассы.
Вернемся к расходам. Изначально я полагал что львиная доля затрат придется на топливо. Собственно это то что никак нельзя оптимизировать – машина жрать меньше не будет (будет больше). Соответственно я начал считать сколько же мне нужно денег чтобы добраться до Магадана. К тому моменту уже примерно созрел маршрут по Сибирскому тракту, так что мне осталось только перемножить километры на расход топлива и его цену. В Excel-е составил таблицу по перегонам, заложил различный расход от 15 литров на 100 до 30 на оффроуд участки. Тоже самое сделал с ценой по регионам, заложив стоимости от 40 до 60. Достоверных данных по цене по заправкам в одном месте я найти не смог, собрал условную информацию по областям. По расчетам получалось 173 тыщи рублей.
Итак…по факту на топливо я потратил 133 тысячи 156 рублей. На каждой заправке я записывал сумму, пробег, стоимость литра. Ниже приведено 2 графика.
Первый стоимость на каждой заправке. В нем есть «дырки» и «провалы» — несколько раз удавалось купить топливо с рук, на заправке и у дальнобойщиков и тп. Это конечно немного «улучшило» статистику.
Собственно перезаложился я почти на 40 тысяч и эта ошибка была обусловлена во-первых меньшим реальным расходом (вышло около 13 литров на 100км по трассе вместо 15 расчетных), во вторых меньшим пробегом (из за поломки не смог пройти Тыву и прошел по «прямой» на Хакассию) и главное меньшей стоимостью дизтоплива. Средняя стоимость по маршруту получилась 48.7 руб за литр.
Минимальная цена была в Алтайском крае на Лукойле и составила 40.49 руб/литр, максимальная в Магаданской области в поселке Орутукан, внимание — 74 рубля за литр, те почти в полтора раза выше. Ниже график минимального и максимального значения топлива по областям (без халявных заправок).
Или для большей наглядности таже стоимость на карте России. Раскрасил условно по средней стоимости в регион. Лидеры Магаданская область (средняя 61.8 руб/литр) и Саха(Якутия) (52,3руб/литр)/ Зеленым все что ниже 45 рублей за литр.
Отдельно привожу цветовую карту по средней скорости. Она составлена по gps треку и конечно может немного подвирать.
Еще добавлю, что я пользовался топливными картами и картой Альфабанка с 10% кэшбэком. В итоге за первый месяц мне на карту вернулось выплата Cash Back в размере 3000 руб, что действительно составляет примерно 10% затрат на топливо за первый месяц. За 2й месяц тоже пришло 3000 – тут интересный вопрос почему так мало, хотя конечно я заправлялся не на брендовых заправка. И к сожалению большей частью приходилось платить наличными – почти везде по Колыме принимали только нал. В общем минус 6000 руб от топливных затрат — итого 127 000 рублей.
Хоть я и немного ошибся в рассчетах затрат на топливо, это была не самая моя большая ошибка. Оказалось, что затраты на топливо составили лишь…35% бюджета поездки. Это было самым шоковым откровением всех расчетов. Куда же ушло бабло?
Собственно, львиную долю расхода составили затраты на отправку машины контейнером из Владивостока. Это 73 тыщи рублей. Отправить 105ку в стоке стоит 66 тыщи, но из за запасок, бокса бамперов и вообще…73. Я изначально рассчитывал на эту сумму, поэтому все в норме. В какой то момент я думал ехать назад своим ходом, но сейчас точно скажу что делать этого не стоит. Во первых это очень тяжело, непрерывно ехать в течении 2х недель по тем местам где уже проехал. Во вторых экономия от этого не столь большая — если грубо посчитать путь в 9200 км от Владивостока до Москвы при расходе в 13-14 литров и средней цене топлива в 43-45, то выйдет более 50 тыщ. С учетом того что в пути еще нужно питаться, чинится (наверняка) и еще что нибeдь сумма уже соизмерима. Впридачу нужно брать еще пару недель, которые можно потратить куда интереснее чем тупо пилить по трассе. В общем всем рекомендую отправлять авто из Владика по ж/д.
А вот неплановые затратим на логистику (так я назвал все что связано с перевозками- это затраты на транспортную компанию) конечно в теории можно сократить. Ей я пользовался три раза: при отправке подменной коробки из Москвы в Новосибирск, отправки сломанной обратно в Москву и отправки лишних вещей из Красноярска. Первое было конечно самым непредсказуемым и самым дорогим. Сюда же вписал авиабилет Владивосток-Москва (15 тыс руб – это реально очень дешево и мне повезло – покупал за недели, был рейс ИрАвиа, остальные билеты начинались от 35 тыс). И всякая мелочь типа паромных переправ. В итоге затраты на логистику составили 32% бюджета. и наверно 2/3 из них были не запланированы.
На почетном третьем месте с 12% расположились автосервисы и запчасти. Собственно, из запчастей это было только масло и шкворневые подшипники, остальное работы на сервисах: эпично бессмысленное скидывание коробки в Горном Алтае и сумасшедшее затратная замена масле в Магадане (по цене одно и тоже). И то и другое можно было бы избежать/уменьшить. В остальном затрат на техобслуживание по сути нет, все плановое.
Ну а дальше реально все по мелочи. Питание в столовых и продукты составили по 4 и 5 процентов соответственно (тут мы шиковали всего пару раз, в Красноярске провожая Алену и в Магадане, провожая Родиона). И всю Якутию и Магаданскую область по сути шли на дошираках, немного разбавляя их гречкой/рисом/макаронами с тушенкой. Те же 5% составила стоимость гостиниц: в Новосибирске 2 раза, в Красноярске, Якутске, Магадане и Владивостоке. Самой дешевой был бомжномер в Магадане (типа 1500 руб за номер с ночной «концертной программой без заявок») и самым дорогим (4500) номер во Владивостоке (но зато с видом на море).
Посещение многочисленных музеев по пути вписалось в 1%. Я их даже не сосчитаю, было больше десятка.
Еще немного «страшных» цифр статистики:
Резюмируя, общая сумма затрат составила 378 тысяч рублей. Сумма безусловно внушительная. С другой стороны сколько тратит семья за 2 недели на курорте? А я ехал 2 месяца, при этом вполне мог брать на борт несколько человек без увеличения общей стоимости. Где взять столько денег? Ответ простой – поставьте цель и регулярно идти к ней. Откладывать деньги с каждой зарплат, я это делал с каждой зарплаты – когда-то чуть больше, когда то чуть меньше, но делал это регулярно. И не тратить деньги на всякий мусор, на проедание и пропивание денег в кабаках и прочие развлечения. Конечно, не всякий сможет позволить себе такую поездку — когда я общался с людьми например в Удмуртии, которые получают 24 руб в месяц, мне было как то сложно было рассказывать что поехать в поездку легко и просто – там люди просто выживают. Но те кто моет позволить себе внедорожник и поездку в оффроуд, однозначно смогут накопить. Тем более если это мечта.пусть не всей жизни, но какого то небольшого этапа. А мечты как известно должны сбываться! И судя по этим наклейкам, они действительно сбываются у многих!
На этом я не заканчиваю техническое описание. В следующей части я расскажу более детального всем маршруте целиком, пройденных километрах, расходе топлива, забавных фактах об отснятых количествах фотографий и продолжительности видео, немного общей информации о дорогах, связи, отправки автомобиля и тп.
Продолжение следует.