Путешествия на машине в ссср
Автотуризм в СССР
За последнее время несколько раз на различных форумах возникали споры и утверждения по поводу того, что автотуризма в СССР не было, и что только в последние 5-10-15 лет (выбрать подходящее своему опыту автопутешествий)) автотуризм начал появляться в нашей стране.
И вспомнились мне мои детские годы…
Вспомнилось, как я постоянно выезжал на велосипеде на объездную города Калинин в район танка и десятилетним мальчишкой мог целый день завороженно и мечтательно провожать взглядом проезжающие мимо меня грузовики и легковушки по трассе Москва — Ленинград. У меня была бумажка, на которой еще неумелой детской рукой были тщательно написаны надиктованные отцом (он был дальнобойщиком) буквенные коды городов СССР. И по ней я определял, из какого города машина, что проехала мимо меня. А когда номера перешли на цифровые регионы, то у меня была вырезана из журнала «За рулём» расшифровка кодов регионов.
И я, как сейчас, помню случай из 80-ых: мимо меня проехал то ли Москвичонок, то ли Жигулёнок в буквами МА на номере! У меня мурашки пробежали по всему телу. Магадан! Я стоял на калининской объездной и видел, как мимо меня проезжает легковушка из Магадана! Каким же героем для меня был тот водитель…
Так вот за день мимо меня проезжал почти весь Советский Союз! Десятки, сотни машин! И половина машин были именно легковушки. Так что автотуризм в СССР был, и еще какой!
А еще мне вспомнился один рассказ. Я не мог сначала его найти… А сейчас нашёл и снова взахлёб прочитал.
В вояж на Запорожце: как и на чем ездили в отпуск автомобилисты СССР
В наше время путешествие на собственном автомобиле во время отпуска стало обыденностью – никого не удивишь поездкой на машине в Крым или на Кавказ, да и в европейские «трипы» российские автомобилисты отправляются регулярно и с удовольствием. Возможно, это связано с «историческим наследием», ведь наши отцы и деды так же лихо бороздили просторы Советского Союза на своих Москвичах, Жигулях и даже Запорожцах. Каршеринг, навигация, кондиционер, круиз-контроль и прочие атрибуты современных автотуристов были им, конечно же, неведомы, но «отпуск на колёсах» для многих жителей СССР был не мечтой, а реальностью. Сегодня мы попробуем вспомнить, как это им удавалось, и с какими трудностями сталкивались отважные автотуристы полвека назад.
Первые шаги
К ак сколь-нибудь массовое явление автомобильный туризм возник в СССР в пятидесятые годы – практически одновременно с проникновением в обиход собственных автомобилей. Да, личная машина была диковинкой, но многие молодые автомобилисты решались на то, чтобы отправиться летом во время отпуска в небольшое путешествие – например, к морю. Дешевизна топлива и относительная доступность путёвок способствовали интересу советских граждан к дальним поездкам на собственной машине. Тем более, что многие автомобилисты в недавнем прошлом были заядлыми мотопутешественниками, привычными к тяготам и лишениям, связанным с «отдыхом на колёсах». К тому же в автомобиле с закрытым цельнометаллическим кузовом путешествовать и отдыхать на стоянках было на порядок комфортнее, чем на двухколёсном транспорте. Ведь даже тесный Запорожец или чуть более просторный Москвич позволял взять на борт нехитрый дорожный скарб, включая палатку и личные вещи для двух-трёх путешественников. Вдобавок очень быстро «грузовой потенциал» автомобилей начали расширять с помощью багажников на крышу и прицепов – как покупных, так и самодельных.
Первые советские автотуристы не боялись путешествовать даже на тесном и слабосильном «четырёхсотом» Москвиче
Обратите внимание на стильный прицеп этой «двадцать первой», мелькавший в кадрах кинокомедии «Три плюс два»
Такой роскошный прицеп на базе микроавтобуса РАФ для советских туристов был несбыточной мечтой
Журнал «За Рулём» постоянно публиковал материалы, связанные с прицепами для легковушек – в том числе и с самодельными
Прицеп-палатка «Скиф» был популярен у советских автопутешественников
Неудивительно, что в шестидесятые годы редкий автовладелец летом не отправлялся в отпуск в горы или к морю на своей машине. Такой вид отдыха в те времена был окутан неким романтическим ореолом – молодых энтузиастов не смущали ни регулярные поломки не самой совершенной советской техники, ни откровенно невысокий уровень комфорта, который могли обеспечить малолитражки московского и запорожского автозаводов. Конечно, отдельные баловни судьбы покоряли необъятные просторы советской Родины на «двадцать первых» Волгах, но такие счастливчики были в меньшинстве, а еще многие владельцы горьковских машин просто жалели их, что было особенно характерно для передовиков производства, получивших внеочередное право приобретения такой машины за выдающиеся трудовые заслуги. Впрочем, видные научные сотрудники и квалифицированные специалисты отдельных отраслей (например, врачи) действительно не только владели Волгами, но и путешествовали на них, что хорошо показано в кинокомедии «Три плюс два», вышедшей в кинопрокат в 1963 году.
Полная широкоэкранная версия кинофильма «Три плюс два» (1963)
Этот популярнейший в шестидесятые годы фильм Генриха Оганесяна, снятый по пьесе Сергея Михалкова «Дикари», наглядно демонстрировал и то, что многие отважные (и малоопытные) владельцы «горбатых» Запорожцев также не боялись отправиться в дальний путь – туда, где манящее синевой море сливалось с ослепительным небосводом.
Вышедшая в 1957 году кинокомедия «К Чёрному морю» — одна из первых попыток советских кинематографистов обыграть автомобильный туризм как явление, становившееся всё более популярным.
Тема советского автотуризма находила отражение не только в кинематографе, но и в литературе, причем детской. Повесть Вячеслава Тычинина «Каникулы на колёсах» рассказывала о семье автопутешественников, отправившихся на «серой мышке» (ГАЗ-21) из Москвы на юг Украины
Надо заметить, что в автомобильное путешествие отправлялись не только автовладельцы: в конце пятидесятых годов в Москве и некоторых других городах СССР заработали пункты проката легковых автомобилей. Там действительно можно было взять Победу или даже Волгу и отправиться на ней в отпуск. Правда, для этого требовалось получить удостоверение на право пользования прокатом, для чего необходимо было принести ходатайство с места работы, справку об отсутствии собственного автомобиля и сдать практический экзамен по вождению независимо от наличия водительских прав.
В СССР было и такое – правда, не везде и не очень долго
В начале шестидесятых годов прокат не только не зачах, но и начал развиваться, поскольку коллективное пользование движимым имуществом полностью совпадало с идеями коммунизма, при котором в СССР планировали жить уже в 1980 году.
«Четыреста седьмой» Москвич был популярным автомобилем среди туристов шестидесятых, причем не только собственный, но и взятый напрокат!
В это время открылись новые станции проката, транспортный парк которых состоял исключительно из Москвичей-407, а стоимость проката снизилась до 1 рубля 20 копеек в сутки и 24 копеек за десять километров пробега, а если машину брали более чем на 10 дней, то сутки обходились всего в 90 копеек! Таким образом, за двухнедельный отпуск с поездкой на море прокатный автомобиль обходился примерно в 60-70 рублей без учёта баснословно дешёвого тогда бензина. Именно поэтому прокат стал для многих советских граждан хорошей школой познания автомобиля еще задолго до приобретения собственного транспортного средства.
География поездок: мой адрес не дом и не улица
Куда же ехали на своих или прокатных автомобилях советские граждане во время летнего отпуска? Разумеется, туда же, куда устремлялись тысячи других отдыхающих, скованных ограничениями общественного транспорта – на главные курорты страны.
Алушта, Геленджик, Гагра, Евпатория, Кисловодск, Одесса, Сочи, Юрмала, Ялта, Сухуми, Пицунда, Адлер — вот далеко не полный перечень самых известных и популярных советских курортов. Правда, у четырехколёсных отпускников было одно важное преимущество: они не были привязаны к определённой инфраструктуре (например, железной дороге) и при определённом желании могли отправиться на отдых «дикарями» — то есть, не ехать в конкретную гостиницу или базу отдыха в Крыму или на Кавказе, а выбрать себе укромное местечко где-нибудь на побережье Чёрного или Азовского моря. Именно поэтому большинство мото- и автотуристов не стремились выбить себе путёвку в санаторий, которая сразу бы ограничивала путешественников рамками конкретной локации. Многие автотуристы со временем набирались опыта и отправлялись не просто в поездку в горы или к морю, а в настоящее автомобильное путешествие, которое позволяло «охватить» несколько смежных регионов или курортных городов. Отдельные энтузиасты умудрялись намотать на колёса собственных автомобилей за отпуск по 5-6 тысяч километров! Не будем забывать о том, что и продукты питания, и бензин в те времена были по карману практически любому труженику – главное, чтобы они были в продаже. Конечно, пресловутый дефицит накладывал свои ограничения и сложности, но закалённые непростыми послевоенными годами граждане справлялись практически с любыми трудностями — в том числе и с теми, которые возникали в пути.
На «двадцать четвёрках» если куда-то и отправлялись, то обычно в пансионат или санаторий. В семидесятые годы статус этого автомобиля и его владельца никак не ассоциировался с «дикарями»-путешественниками
Обычно путешественники покупали продукты питания на рынках тех населённых пунктов, в которые заезжали
Рисунки Михаила Курдюмова
Ведь к поездке серьезно и загодя готовились. Отсутствие «этих ваших навигаторов» заставляло автомобилистов вдумчиво подходить к маршруту. Помогали в этом карты, опубликованные в «Справочниках автотуриста», где были проложены популярные маршруты с указанием промежуточных точек и автозаправочных станций, что заметно облегчало жизнь экипажу автомобиля во время дальних поездок по неизвестным дорогам.
Справочники автотуриста – кладезь полезной информации для всех автомобилистов, собиравшихся путешествовать на собственной машине
Собираясь в дальний путь, аккредитив взять не забудь.
Запас карман не тянет: что и для чего с собой брали в дорогу
В «дожигулёвскую» эру любой владелец автомобиля был просто обязан не только хорошо разбираться в технической части, но и обладать навыками рукастого автослесаря. Ведь «автосервисов» как таковых в их современном понимании не существовало, да и пункты шиномонтажа на загородных дорогах практически не встречались. Именно поэтому каждый автопутешественник заранее готовил свой автомобиль к поездке, укомплектовывая его необходимыми запчастями и инструментами.
Что же брали с собой в дорогу? Разумеется, эксплуатационные жидкости и материалы — моторное масло, тормозную жидкость, дистиллированную воду, комплекты для ремонта камер, маслостойкую резину, клей, золотники. И это еще не всё: шпагат, мягкая проволока, электропровод, воск, сургуч, тряпки, ветошь и многие другие мелочи, о существовании которых многие современные автомобилисты даже не догадываются!
«Лайфак» советского автотуриста – самодельный столик, фиксирующийся во время отдыха и приёма пищи на ободе рулевого колеса
Разумеется, перед поездкой машину тщательно обслуживали, прошприцевав и смазав всё что только было можно. В дорогу не отправлялись без комплекта запасных частей, которые могли пригодиться в пути. Пара камер для шин, фильтрующие элементы для топливного насоса и тонкой очистки масла, диафрагма топливного насоса или сам насос в сборе, конденсатор, катушка зажигания, контакты распределителя и крышки, щетки генератора и свечи зажигания, предохранители и лампочки, тормозные шланги и даже ступичные подшипники. В общем, в багажник складывали практически всё, что было в запасе, кроме разве что деталей двигателя и трансмиссии.
Помимо штатного набора инструмента с собой брали ножовку по металлу, напильники, струбцину для вулканизации камер, не забывая и о других принадлежностях. Например, редко какой владелец не брал с собой в дорогу канистру для бензина (и с бензином), шланг и воронку для перелива топлива и масла, ведро с губкой и щеткой (для мойки) и буксирный трос. Наконец, в случае отдыха «дикарями» не обходилось и без таких традиционных туристических аксессуаров как палатка, спальные мешки, шезлонги, саперная лопатка и топорик с пилой по дереву.
Спинки передних сидений многих советских автомобилей (Волга, Москвич и ранние Жигули) можно было опустить вровень с подушкой заднего дивана, благодаря чему в салоне образовалась импровизированная кровать. Этой возможностью активно пользовались автотуристы
Такой внушительный перечень инструментов, запасных частей и принадлежностей требовал изрядной смекалки по оптимальному расположению груза в багажнике и салоне, ведь в дорогу с собой еще надо было взять личные вещи и кое-какие продукты!
Куда ездили на машине в отпуск в СССР: 5 маршрутов, актуальных и сегодня
Места из туристических атласов наших родителей и даже бабушек и дедушек, которые стоит повторить этим летом
Фото: из открытых источников
Личные машины в советское время были у немногих, однако автотуризм был очень развит. «Одним из показателей улучшения благосостояния трудящихся нашей Родины является рост количества индивидуальных владельцев автомобилем и мотоциклов, способствующий широкому развитию автомобильного и мотоциклетного туризма» – именно такими словами начиналась изданная в 1961 году книга, посвященная туристическим поездкам на личном транспорте.
И она не единственная: в то время типографии массово печатали различные туристические атласы, карты и справочники для поездок. Вообще 60-е годы ХХ века стали временем настоящего бума автомобильного туризма в СССР. На эту тему даже существует легенда, что якобы это произошло после визита Н. С. Хрущева в США, где он вдохновился местными автокемпингами. (На самом деле это, конечно же, миф.)
Как бы там ни было, но личный автомобиль действительно позволял гражданам СССР путешествовать по стране. Давайте же посмотрим, куда ездили советские автотуристы, а заодно сравним, насколько реально повторить эти маршруты в наши дни.
Золотое кольцо
Поездка по Золотому кольцу считаются классическим туристическим маршрутом, проходящим по старинным русским городам с потрясающими памятниками. Но знаете ли вы, что понятие «Золотое кольцо» появилось в советское время? Его автором стал журналист Юрий Бычков, который описал закольцованный маршрут по древним населенным пунктам Северо-Восточной Руси в газете «Советская культура». Идею подхватили, и в итоге она стала настоящей визитной карточкой, которую демонстрировали в том числе и интуристам. И советские граждане тоже с радостью ездили по Золотому кольцу, особенно, если у них был личный автомобиль.
Совет: лето — настоящий сезон и лучшее время для посещения городов Золотого кольца. Но учтите, хорошая погода и длинный световой день привлекает множество туристов, поэтому гостиницей или иным размещением в городах лучше озаботиться заранее.
Если вы захотите повторить их путь, то знайте – в классический маршрут Золотого кольца входит восемь городов:
Если вы начинаете ваш путь в Москве, рекомендуем проходить города именно в этой последовательности. В этом случае вы поедете на север по Ярославскому шоссе. В целом федеральные трассы на всем маршруте отличаются неплохим покрытием. О местных дорогах, расположенных в стороне от главных магистралей такого, увы, сказать не получится.
Страны Балтии
Давайте уясним раз и навсегда: Литву, Латвию и Эстонию правильно называть не Прибалтикой, а странами Балтии. В культурном, языковом и этническом смысле это три абсолютно разных государства, и к СССР они были присоединены насильственно.
Впрочем, в советское время о таких моментах мало кто задумывался. И даже наоборот – слово «Прибалтика» было настоящим синонимом качества, более богатой жизни и даже «окна в капитализм». Неудивительно, что путёвки в Прибалтику доставались далеко не каждому. Зато если в семье был автомобиль, у неё появлялся шанс увидеть почти Европу, не покидая страны.
Куда ехали советские граждане? Как правило, на Балтийское море. В Литве это была Клайпеда, в Эстонии — остров Сааремаа, а в Латвии, конечно же, Юрмала. Популярностью пользовались и различные санатории. Ну и советские граждане были не против заехать в Ригу, Таллин и Вильнюс, если, конечно, находили там место для ночлега.
Повторить путь советских автотуристов в наши дни нетрудно.
Независимо от выбранного маршрута помните, что для перехода границы с Эстонией необходимо резервировать место в очереди, чего не требуется делать при поездке в Латвию или Литву.
И, конечно, не забудьте: для того чтобы съездить в страны Балтии, вам понадобятся шенгенская виза и грин-карта на автомобиль. Подробнее об этом расскажет наша статья.
Поехать на автомобиле на море – классический маршрут советского автотуриста, доживший до наших дней. В 60-е годы советское правительство даже запустило сеть автопрокатов, рекламируя именно поездки на юг. Взять машину в аренду можно было на автобазах в 40 городах СССР. Впрочем, практика аренды автомобилей относительно быстро сошла на нет.
А куда ездили в СССР на море? В первую очередь, конечно же, на южный берег Крыма, в Ялту, Алушту и Гурзуф. И тут стоит понимать, что автомобиль (даже прокатный) давал человеку возможность с удобством поехать на море «дикарем». Ночевать можно было как в привезенной палатке, так и прямо в машине — благо раскладываемые диваны «Волг» и «Москвичей» это позволяли. Нагляднее всего пример такого отдыха показан в знаменитом советском фильме «Три плюс два».
А вы знаете, что в СССР существовали трейлеры-автодома? Правда, называли их по-другому – прицепами-дачами. Первый такой прицеп был выпущен на Рижском автомобильном заводе в 1958 и назывался «РАФ-04». В прицепе было все необходимое для автомобильных путешествий: шкафчики для хранения продуктов и посуды, удобные сиденья и даже места для установки газовых баллонов. В дальнейшем появились и другие модели прицепов, самым популярным из которых стал «Скиф», трансформирующийся в специальную палатку.
В наши дни отправиться в Крым на автомобиле не так сложно, как раньше. Из Москвы на юг ведет трасса М-4 «Дон» с прекрасным покрытием, а мост через Керченский пролив позволяет попасть в Крым без долгого ожидания парома.
Кавказ
Регион представлял собой хорошую альтернативу морским курортам Крыма (например, в Гаграх, Сухуми, Батуми, Пицунде и др.), одновременно обладая бальнеологическими курортами (Ессентуки, Кисловодск, Минеральные воды, Пятигорск и т.д) и бонусом в виде потрясающей природы.
Автопутешествие на Кавказ в СССР во многом напоминало поездку в Крым, с той лишь разницей, что, как правило, туристы старались охватывать сразу несколько точек, а не находиться весь отпуск в одном и том же месте.
Чтобы добраться до Кавказа из Москвы, водителю нужно воспользоваться все той же трассой М-4 «Дон». А вот дальнейший путь и необходимые документы будут целиком зависеть от выбранного маршрута. По российской территории российские автомобилисты, конечно же, могут передвигаться беспрепятственно. Для въезда в Абхазию достаточно внутреннего российского паспорта, причем мы советуем предъявлять именно его (штамп о посещении Абхазии в загранпаспорте сделает невозможными поездки в Грузию). Для поездки в Грузию понадобится уже загранпаспорт, но для краткосрочных визитов виза не требуется. То же самое касается Армении и Азербайджана.
В общем, Кавказ — прекрасное место для автомобильного туризма, если, конечно, вы не боитесь манеры езды местных водителей, а в его российской части — еще и специфического поведения гаишников.
Санкт-Петербург
Северная столица, носившая в советское время имя Ленинград, была и остается одним из самых популярных туристических направлений. В СССР путешествие на автомобиле из Москвы в Ленинград проходило по автодороге М-10, которая долгое время была двухполосной. Но несмотря на это, время в пути примерно соответствовало современному. Причина довольно простая — отсутствие современного трафика и пробок, из-за чего водителю вполне хватало 9-10 часов, чтобы добраться из одной столицы в другую.
Сегодня повторить маршрут между двумя столицами нетрудно, благо скоростную автомагистраль М-11 почти достроили до конца. Помнить здесь нужно лишь о двух моментах: