Путешествия на мопеде на дальние расстояния
Путешествия на мопеде на дальние расстояния
В этом посте я расскажу про технические моменты.
Итак, мы ехали на двух мопедах Альфа ( один — мой — б/у, второй — Андрея- только прошел обкатку 600 км). Перед поездкой мы пересобрали мой мотор, чтобы не было сюрпризов в дороге, поменяли двоим масло и погнали.
Средняя скорость по перевалам была около 40-55 км\час, по трассе крейсерская была 85-90 км\ч (однажды с горки разогнались до 102 км\ч — огонь=)).
Что касается расстояния и времени — в начале пути (от Краснодара до Гагры) мы проезжали по 120-170 км за день. По перевалам сложнее, поэтому по времени это занимало от 6 до 9 часов в день с перерывали каждые 60 км, чтобы размяться.
Много было рассказов про особенности вождения в Абхазии и Чечне/Дагестане и вот, что вы должны знать по нашим наблюдениям:
1. В Абхазии всем плевать на правила, для них не существует запретов и знаков, если они хотят повернуть через две сплошные, они это сделают. Делайте на это скидку и тогда оценивать дорожную ситуацию будет легче, благо поворотниками она иногда пользуются. Однако, водители предупреждали нас об обгоне: 1 сигнал — я собираюсь тебя обогнать, 2 сигнала — привет. Несмотря на беспредел, они всё-таки держат дистанцию при обгоне, за что им огромное спасибо. Разбитых тачек в этой стране вагон, лихачат они с большим удовольствием. По рассказам тех, кому повезло меньше — если вы попали в ДТП, то забудьте, что вам что-то компенсируют или восстановят, другая страна, свои правила и фиг, что докажешь им. Берегите себя и будьте осторожны. Кстати, в Абхазии очень много лежачих полицейских, а вот знаков предупреждающих нет.
2. Ставропольский край, как и Дагестан не радуют своими дорогами и при этом нет никаких знаков, которые могли бы предупредить об этом. Будьте внимательнее, ям в неподходящий момент у нас было много.
3. В Дагестане помимо плохих дорог есть еще и лютые гонщики. Я думала, что в Краснодаре опасно водят, ан нет. Пару седых волос мы себе прибавили перемещаясь по Махачкале. «Шашки» их любимая игра, на большой скорости и с пренебрежением ко всем правилам, просто учитывайте это.
4. В Чечне можно быть спокойнее — дисциплинированность во всем. Хорошие дороги, езда по правилам, дистанция между участниками и прочие прелести. Могу сделать догадку, что весь этот порядок взялся от большого количества камер во всех дворах и гаишников на каждом светофоре (они там и правда работают).
Если что есть добавить по особенностям вождения — пишите, с удовольствием почитаю.
Наш расход (моё любимое) составил 1,5-1,8 литра на 100 км. В этом огромные плюсы вождения мопеда=) За весь путь мы потратили, примерно, 109 литров на двоих за 3369 км=)
Масло, чтоб его. Места взять с собой не было и понадеялись на то, чтобы купить в дороге. Купили не то, что хотели и, естественно, дороже. Так что, если есть возможность взять с собой — берите, в дороге накладно приобретать. Еще один момент касается резины — мы не брали с собой покрышку, а было бы неплохо. На новой Альфе Андрея резина оказалась так себе и за 3000 практически стерся протектор. Не критично, но всё же. И как говорится, «всё, что ты не взял с собой из запчастей-обязательно понадобится», поэтому чисто индивидуальный момент.
Москва-Крым. Вдвоем на 50-кубовом скутере (Часть 1)
По определенным причинам пока никуда не ездим, поэтому только и остается, что готовиться к следующему путешествию и вспоминать прошлые. И вспомнилось одно из самых безумных наших путешествий, а именно поездка из Москы в Крым на 50 кубовом скутере.
Итак, июль 2011 года.
Настало лето, приближался отпуск. В отпуск мы решили съездить в Крым. Понятно, что в такую жару скутер был бы отличным транспортом для передвижения по Крымскому побережью. Сначала была мысль отправить его багажным вагоном до Анапы, но это вариант оказался довольно, затратным и не было гарантий, что скутер прибудет одновременно с нами. А терять 1-2 дня и без того короткого отпуска не хотелось. Тогда и пришло решение — ехать своим ходом. Составили подробный список того, что нам могло понадобиться, тщательно его откорректировали, так как багажное пространство было очень ограниченным. Выезд наметили на 6 июля. Последний день отводился на окончательную подготовку и упаковку вещей. И вот, наконец, выезд!
Дорога на юг! За спиной МКАД
Докупив попутно в автомагазине баллон для ремонта колес, выехали на трассу «Дон». Трасса просто отличная, справа очень широкая полоса для остановки. Вот по ней мы всю дорогу и ехали, не мешая автомобилям. Но кончилась Московская область, кончилась и широкая трасса. Едем уже в общем потоке. Надо отметить, что автомобилисты относились к нам спокойно. Даже огромные фуры обгоняли очень корректно, не притирали нас к обочине. Наоборот, при обгоне отъезжали в сторону метра на два. И вообще, ехалось очень хорошо и весело. Останавливались каждые 50-60 км, разминались и гнали дальше. В первый день планировалось доехать до Воронежа. Но не успели. Вечер застал нас в г. Елец. На весь Елец была всего одна гостиница, но дорогая. Мы остановились на стоянке для дальнобойщиков и сняли там вагончик чтобы переночевать.
На следующий день рано утром выезжаем дальше. Следующий по пути город-Воронеж. Сразу после выезда на трассе видим кафешку, где подкрепляемся утренним кофе.
Доезжаем до Воронежа и во время очередной остановки в заднем колесе обнаруживаем кусок толстой медной проволоки. Хорошо, что шиномонтаж, оказался через дорогу.
Но когда сняли покрышку, оказалось что боковина пожевана.
В общем последние 150 километров мы пёрли на спущенном колесе. Причем скутер не мотало и никуда не тянуло. Просто немного упала скорость и все. На вопрос где взять новую покрышку, шиномонтажники указали нам на рынок, там мол может, быть найдете китайскую, если повезет. Такая перспектива нас не устраивала. Мы просим заклеить дырку и собрать все обратно. Если можно ехать на спущенном, то попробуем добраться до Ростова, а там уже поищем хорошее колесо. Выезд из Воронежа встретил нас проливным дождем.
Пережидать было бессмысленно, поэтому заезжаем в ближайшую остановку, выливаем воду из обуви, наряжаемся в дождевики и плывем в сторону Ростова. Дождевики мы взяли не очень удачные, от дождя они почти не защищали. Зато защищали от встречного ветра. А это оказалось очень важно.
Около часа нам пришлось ехать по дождю. На самом деле это совсем не страшно и не холодно, просто привыкаешь к тому, что ты мокрый насквозь, и уже не обращаешь на это внимание. Когда дождь кончился, еще час ехали сушились. Хорошо что было тепло, поэтому никто не заболел.
По пути на Ростов нас ждал сюрприз в виде платного участка дороги. Мы и не думали что так скоро в России такие появятся. Все у нас в стране против людей направлено. Сначала платим дорожный налог, который совсем не маленький, потом на эти деньги строят дороги и нам же предлагают, опять же за деньги, по ним ездить. Где справедливость спрашивается? Стоимость проезда на скутере 50 руб. С машины дороже. 50 руб. за 50 км. Очень даже неплохо. А если все дороги станут платными, то нам придется путешествовать платя при этом рубль за километр? По качеству платная дорога такая же как и бесплатная в Московской области. Оборудована остановками и туалетами. Только в туалет лучше не заходить, есть риск задохнуться и утонуть. Бюджеты на их очистку давно уже растворились в чьих то карманах. Уж лучше в лес.
До Ростова в этот день мы не доехали 150 км. Начала уставать спина, останавливаться стали чаще.
Уже начинало темнеть, поэтому стали икать ночлег. Заночевали в гостинице по дороге. Блин, даже простыни попались с мотоциклами. Вот так!
Сказ о путешествии за 400 км на городском мопеде, часть 1
Ну что, ребятки?! А не рассказать ли мне вам, как я ездил в деревню за 400 километров на китайском мопеде? И расскажу! Только вот из-за длины рассказа он будет разбит на две, полные «невероятных» приключений, части.
В начале немного теории и всяких особенностей
Дело было так: посадили мы тестя с дочкой в Румстер, нагрузили их по самую крышу удочками и велосипедами, да и отправили чуть ли не на всё лето на свежий воздух, в одно небольшое село в Староюрьевском районе Тамбовской области. Так вместо Рума под окном стала пылиться Фобия. А ведь лето на дворе, лепота! Я вовсю накатываю километры на новом мопеде Stesl Outlander (напоминаю: чистый кЕтай и 13 лошадей, снятых со 150 кубических сантиметров рабочего объема карбюраторного двигателя), а до рекордного в своей дождливости сентября еще далеко. Между делом были исправлены все косяки, т.е. бракованная прокладка двигателя, провоцирующая подсос воздуха в систему охлаждения и, как следствие, последующее выдавливание охлаждающей жидкости через расширительный бачок мне на левый сапог. Stels – это не концерн Piaggio, конечно, но позитивный вектор развития уже виден.
А надо сказать, ребята, что тема «дальняков» (т.е. мотопоездки куда-либо дальше 200-300 км) будоражит умы большинства владельцев кубатурных мототранспортных средств (хотя отдельные маниаки умудряются покорять просторы России и на полтосах). Почти каждый человек, покупая мопед или мотоцикл, прикидывает, куда бы он мог потом на нём съездить. При этом факт обладания машиной (любого типа и любой стоимости) ничего не меняет. Хочется, и всё тут! Это ощущение сродни детскому желанию «пойти в поход»: пусть ты не совсем понимаешь куда можно пойти и зачем, но ведь круто же! Романтика! Так и я, еще заполняя договор купли-продажи на Стелс, уже мечтал о путешествии.
Особенность моего транспортного средства (да и любых скутеров вообще) накладывает некоторые ограничения на тип путешествий: только по относительно ровному асфальту и только в условиях доступности АЗС (редко кто ставит на городской мопед бак больше 10 литров). В общем, маршрут нарисовался такой:
1. По трассе М4 в сторону Ростова-на-Дону около сотни километров.
2. После Ступино и Каширы плавный поворот на М6 в сторону Тамбова около 280 км.
3. И, наконец, поворот с М6 на районную дорогу непосредственно к месту назначения – ещё 20 км.
Учитывая, что на машине доехать быстрее чем за 4,5 часа нереально (варианты с «закладыванием» стрелок и с обгоном на М6 в запрещённых местах не рассматриваются), был морально готов к долгому и нудному пилению часов на шесть. Ведь чем, хорош, ребята, мопед? Высокой средней скоростью! Не столь важно, что ты на машине пару километров вваливал 160 км/ч, важнее, что ты километров 30 тошнил 60, обгоняя тихоходов или простаивая в дорожных заторах (худо-бедно, но М6 ремонтируют). На мопеде ты валишь свои средние 70 не зависимо ни от чего. С повышением кубатуры растёт и средняя скорость. Ну, например, на средней мощности мотоцикле (лошадей в 60) на третьей передаче можно за пару секунд ускориться раза в два. Или в три.
Приготовления
1. 500 грамм моторного масла про запас – движок будет несколько часов работать на высоких оборотах (7000-9000), кто его знает (отлил автомобильного из большой канистры, в итоге не понадобилось).
2. Памятуя о проблемах с охлаждением, захватил литрушку какого-то тосола из гаража (тоже не пригодился).
3. Из обязательных элементов путешествий на скутере – запасной ремень вариатора и инструмент для снятия крышки вариаторного механизма (сам ремень одевается руками).
4. Мягкие беруши 3М на верёвочке. Обязательный элемент, иначе от многочасового свиста ветра и рёва двигателя на пару с глушаком у вас лопнет голова. Верёвочка служит лишь для удобства.
5. Сетка-паук для цепляния сумки на сиденье (кофра ещё тогда не было).
6. Бутылочка водички.
Еды никакой не брал, т.к. за 5 мото-часов проголодаться не успеешь (но зато по приезду я рубанул от души). Если ехать дольше, то можно взять и покушать. Погода в те дни благоволила мото-путешественникам – переменная облачность и около +25.
Дорога и дорожные будни
Выезжал я в будний день с утречка и первая часть пути была самой простой: дорога отличного качества и две полосы в каждую сторону. Мечта! Километров через 50 от МКАДа меня обогнал худосочный мотоциклист на новом мопеде Kawasaki Ninja (вы видели их на дороге – они очень яркой зелёной расцветки). Ну, у него минимум 250 «кубиков», утешил я себя и спокойно продолжил тошнить 90-100 по спидометру. Через где-то 20 километров М4 начинает петлять и я встречаю первую пробку. Злорадно посмеиваясь про себя над водителями автомобилей, протискиваюсь вперед и вскоре вижу причину затора: у левого отбойника стоят на аварийке Логан с прицепом, Рав-4 и дальше валяется тот самый мопед, который совсем недавно меня обгонял! «Баллиииинн», — пронеслось сразу в голове, — «Началось». Пилотом Кавы оказалась хрупкая девушка, отделавшаяся (на первый взгляд) лишь синяками и ссадинами. Я к ней: цела, мол, подруга? Отвечает, что вроде цела, страховка-херовка и прочие документы есть. Водительница Рафика (на его правом заднем крыле вмятина и царапины) рассказала о случившемся: еду, говорит, никого не трогаю, вдруг справа «бум» и мотоцикл с пилотом по асфальту катится. В общем, вызвали полицию, скорую и эвакуатор, а я, убедившись в относительной адекватности водителя автомобиля, поехал дальше. Долго вспоминал потом два момента, не выходившие из памяти:
1. Полные отчаяния и непонимания глаза девушки-пилота (это шок, разумеется), когда ты ехала домой из магазина на новом мотоцикле и вдруг ты уже лежишь на асфальте, обтекая адреналином.
2. Стёртые до крови руки (девушка была без перчаток).
Оставшиеся километры до поворота на М6 прошли в думах о тщете всего сущего и о необходимости повышенной концентрации на дорожной обстановке. Кстати, больше ни аварий, ни мотоциклистов (кроме тройки встречных) я не видел.
Аэродинамика
Езда по М6 выявила один существенный недостаток всех маломощных мопедов: очень тяжело обогнать фуру с современным тягачом, способным тащить груз по любой дороге со скоростью не менее 90 км/ч (максималка у моего мопеда около 100 км/ч при 9000 об/мин). Фуру можно догнать, можно пристроиться к ней «в хвост», и тогда начнётся адЪ. Ребята, в машине это не заметно вообще, но сидя за рулём мопеда вы всеми фибрами души ощутите тонны воздуха, врезающиеся в вас после проезда большой и тяжёлой машины. Встаньте перед ОЧЕНЬ мощным вентилятором, сходите в развлекательную аэродинамическую трубу для полётов и вы поймёте, о чем я говорю. Набегающими потоками воздуха расстегнуло мою кислотную жилетку, которая на скорости захлопала как заправский парус. Пришлось в тот раз остановиться для водворения жилетки на место и уже большое потом к фурам ближе чем на 30 метров не подъезжать.
Бензин
Указатель топлива безбожно врал с самой покупки и перед поездкой пришлось лечить его путём изгибания механизма поплавка в баке, но в итоге всё равно получил информацию лишь приближенную к реальной. Я рассчитывал заправляться каждые 150 километров, что, в общем-то, оказалось недалеко от истины. Очень было бы неприятно остаться без бензина посреди дороги (мопед в 120 с лишним килограмм далеко не укатишь), но обошлось. Инфраструктура трасс М4/М6 позволяет особо о топливе не думать, к тому же, я помнил примерное расположение заправок вдоль всей дороги.
28 правил дальнобоя(езды на дальние растояния) на мотоцикле и мопеде.
1. Не переоценивай свои физические возможности и не превышай разумных пределов.
Если до этого ты никогда не совершал мотопутешествий с пробегом более чем 450-500 км в день,вряд ли тогда в своей предстоящей поездке стоит планировать преодолевать,скажем, по 800 км каждый день.По результатам исследований вот какие изменения обычно происходят в графике мотопутешественников,которые не сумели правильно оценить свои силы: вне зависимости от влияния погодных условий или прочих неблагоприятных факторов,среднесуточный пробег начинает падать уже на третий день путешествия.В первые два дня он максимален, но в период с 3 по 7 день проявляется устойчивая тенденция к замедлению среднесуточной скорости. Замечено, что пробег среднестатистического мотоциклиста уже на седьмой день длительного мотопутешествия обычно не превышает 65 % от запланированного дневного километража. Резюме: если профессионалы дальнобоя стараются рассчитывать свои поездки согласно этой схеме, стоит ли пытаться обмануть самого себя и тем самым провоцировать ДТП, вызванные накопленной усталостью?
При возможности можно сократить свой маршрут следования («срезать» часть пути) для того, что бы нагнать время отставания от графика. Такой вариант более благоприятен, в отличие от попытки вернуться в запланированный график за счет увеличения скорости.
Независимо от того, способен ты проезжать 500 или 1500 км в день, эта цифра будет здорово уменьшаться по мере увеличения протяженности общей дистанции и количества дней в пути. Стоит это учитывать при планировании своего путешествия.
2. Забудь о высоких скоростях.
Забудь о чисто математических расчетах. В данном случае большая скорость вовсе не означает, что ты прибудешь в пункт назначения быстрее. Моментальная и средняя скорости мало взаимосвязаны друг с другом. Спокойный мотоциклист без напряжения отсчитывает километры один за другим, любуется открывающимися перед ним пейзажами и в итоге за день с меньшими физическими потерями покрывает расстояния куда большие по сравнению с гонщиком, который стремится всех обогнать и показать лучшее время на участке. Кроме очевидных неудобств, которые сулит такой стиль вождения: увеличенный расход топлива, накапливающаяся усталость от мышечного напряжения (вызванного более сильным потоком встречного воздуха), возможность получить штраф за превышение скорости. Лучше проехать это расстояние на меньшей скорости и любоваться окрестностями, чем гнать «на полную» и потрать выигранное время на разбирательство с ГАИшником.
3. Оставь дома кофе и стимулирующие таблетки.
Ну, тут все просто: применение лекарственных препаратов, направленных на поддержание организма в бодрствующем состоянии и прочих таблеток-стимуляторов (также в этот список включается кофе и кока-кола любых видов) не оправдано. Если ты чувствуешь сильную усталость лучше найти подходящее место и отоспаться. Лучше не рассматривать другие варианты.
4. Подготовь мотоцикл к поездке.
Во время отпуска время бежит так быстро, зачем же тратить его на обочине, глотая придорожную пыль, в попытках найти или заменить износившуюся деталь? Чаще всего оказывается оправданным заменить, например, шины или цепь заблаговременно, чем выжимать из них последние километры до ближайшей автомастерской только для того, чтобы убедиться, что тут тебе не помогут. Моторное масло хорошего качества позволяет увеличить интервал между заменами. Кроме того, следует отметить, что при стабильном равномерном движении по трассе свойства масел не ухудшаются так сильно, как при ежедневных прострелах по городским улицам или долговременной зимней стоянке. Многие мотоциклисты меняют масло лишь после 15-16 тысяч км трассового пробега.
5. Не вешай дополнительных приборов, деталей и аксессуаров на свой аппарат и не проводи техобслуживание непосредственно перед дальней поездкой.
По возможности не рекомендуется устраивать из предстоящего дальнобойного маршрута полигон для испытаний новых примочек, которые ты перед поездкой купил для своего любимого детища. Даже лучший механик может ошибиться, а прибор – отказать. Не испытывай работоспособность новых механизмов и аксессуаров в ходе длительного путешествия, обкатай любую новинку. Это касается и одежды, и нового шлема, в которые нужно «вжиться» еще до того, как доверить им свой организм в дальнобое.
6. Теплая одежда.
Необходимая вещь в дороге. Особенно если ты планируешь продолжать движение после захода солнца – даже после самых жарких дней ночи бывают более чем прохладные, особенно на скорости 80 км/ч и более. А если день выдался облачным, да еще и влажным? Тогда длительное движение последующей ночью с крейсерской скоростью покажется тебе нешуточным испытанием.
7. Пакуйся с умом, при упаковке вещей важен селективный подход.
Многие мотопутешественники используют тэнкбэг (сумку, которая крепится на бак), но при этом нужно класть в нее только то, что может понадобиться в пути наиболее часто. Такие вещи, как фонарик, манометр, защитный крем от солнца, карты маршрута и прочие мелкие, но необходимые вещи надо возить именно в тэнкбэге, чтобы они всегда были под рукой. Психология человека такова, что если перечисленные выше вещи (это, естественно, далеко не полный список) не будут легкодоступными именно в тот момент, когда ты захочешь ими воспользоваться, велика вероятность того, что ты просто махнешь на них рукой и не станешь выковыривать их из объемистых багажных сумок. Типа «да ладно, перебьемся». В этом-то и ошибка – именно так сбиваются с пути, потому что карта оказалась не под рукой, и ты решил, что скорее всего найдешь дорогу и так, и именно так получают ожоги лица при поездках на юг – сначала этого не замечаешь, но к вечеру «морда такая красная-красная».
Замечание относительно документов: глупо говорить о том, что они должны храниться в надежном месте, это знает каждый. Но стоит напомнить, что желательно поместить их в водонепроницаемый пакет. Важен и психологический момент: документы понадобятся тебе только при встрече с представителями власти, поэтому не обязательно возить их в кармане куртки. В течение трех-пяти минут поиска документов в багажной сумке ты вполне сможешь завязать беседу с ГАИшником и дать ему понять, что ты не безбашенный гонщик, а цивилизованный мототурист. Если он настроен благожелательно и остановил тебя не за явное нарушение, дело может кончиться просто тем, что он пожелает тебе счастливого пути, так и не взглянув на твои права.
8. Будь готов к поездке, закупайся заранее, чтобы не тратить время в пути.
Правило относительно готовности твоего мотоцикла вполне применимо и ко всему багажу, который ты планируешь взять с собой в поездку. Заранее составь список вещей, которые потребуются тебе в дороге, и проверь его перед отправлением в путь. Конечно, «расходники» типа зубной пасты можно купить в дороге, но вот если ты забыл дома необходимую одежду или лекарства, которые ты должен регулярно принимать – это может обернуться проблемой.
9. Учись бороться со скукой и однообразием ландшафта в пути.
Длительные поездки предполагают наличие откровенно однообразных пейзажей, которые навевают скуку и именно этим опасны. На этот случай необходимо иметь с собой плеер с любимой музыкой, желательно веселой, чтобы от нее не клонило в сон. Можно остановиться и перекусить в дороге. Работа челюстной мускулатуры немного усиливает приток крови к мозгу, тем самым снижается вероятность того, что тебя будет клонить в сон.
10. Чтобы быстрее достичь цели, умей вовремя останавливаться для отдыха.
С первого взгляда этот совет может показаться бессмысленным, однако многие мотодальнобойщики успешно применяют эту стратегию. Не представляется возможным предсказать среднюю скорость предстоящей поездки в силу различных многочисленных причин, которые мы не станем здесь перечислять. Важно тебе самому чувствовать, какая скорость для тебя является наиболее комфортной в данных дорожных условиях, и придерживаться ее. Когда почувствуешь, что начал уставать и на поддержание этой скорости уходит все больше сил, лучше не бороться с самим собой, а остановиться и серьезно отдохнуть. Кратковременные остановки в придорожных кафе или приседания и прыжки вокруг мотоцикла во время заправки не дадут эффекта. Чем сидеть за чашкой кофе через каждые два-три часа пробега, лучше потратить это время на полноценный, пусть и короткий сон или на пешую прогулку, чтобы размять затекшие мышцы и обеспечить приток свежего кислорода в кровь.
11. Знай, когда пора остановиться и вздремнуть!
Как только начинает проявляться желание хотя бы на долю секунды прикрыть глаза от усталости, состояние становится вялым, срочно ищи любое безопасное место для остановки и сна!
Прочие симптомы усталости:
Ты не можешь поддерживать заданную скорость без излишнего напряжения. Если ты видишь, что непроизвольно замедляешь движение и потом, осознав это, нервно откручиваешь газ, чтобы нагнать время – тебе пора отдохнуть.
При движении в темное время суток ты забываешь переключиться с дальнего на ближний свет.
Ты начинаешь слишком долго раздумывать и колебаться перед принятием решения. Остановиться на этой заправке или дотянуть до следующей? На какую дорогу сворачивать? Это тоже результат усталости.
12. Поддерживай в себе положительные эмоции.
Если дождь тебе сильно не по душе, тебе стоит остановиться в мотеле и переждать его день или даже два, чем ехать под дождем и проклинать все на свете (хотя некоторым езда под дождем очень даже нравится). То же самое относится к регионам с жарким климатом: старайся накручивать километры в темное время суток, когда жара спадает. То есть не продолжай поездку в тех условиях, которые тебе не нравятся и способны привести тебя в тяжелое или угнетенное расположение духа. Тогда поездка перестает приносить радость и быть развлечением, а ведь это именно то, для чего мы в нее отправились! Если ты едешь и думаешь про себя что-то типа «ну вот, опять жара (дождь и т.д.)…», ты начинаешь концентрироваться на этой проблеме и перестаешь следить за изменениями дорожной ситуации. Да, пусть ты опоздаешь из отпуска на работу на 1-2 дня и придется отвечать за это перед руководством, но это безопаснее, чем торопиться или продолжать движение в неблагоприятных для тебя лично условиях.
13. Нормально и правильно питайся.
Плохое сочетание: фаст-фуд и дальнобой. Это следует запомнить навсегда. Но, понимая, что мы живем в реальном мире с определенными условиями и ограничениями, придерживайся хотя бы следующих испытанных временем правил:
Легкий завтрак – каша, хлопья, яйца в любом виде, тосты или бутерброды.
Плотный обед лучше пропустить и вместо этого просто перекусить, но не в фаст-фуд кафе типа МакДональдса.
На ужин можно позволить себе оттянуться, если не планируешь после этого продолжать движение, но опять же, при приеме алкоголя не следует забывать о том, что утром тебе хотелось бы встать со свежей головой, иначе весь следующий день пойдет насмарку.
Если не можешь или просто негде правильно поесть, не наваливайся на такую еду, которая потом может вызвать проблемы с желудком и испортить весь следующий день. Лучше в таком случае ограничиться легким приемом пищи.
14. Питайся вовремя.
В будние дни лучше останавливаться на завтрак в кафе после 9 утра. В это время, как правило, люди, спешащие на работу, уже позавтракали и вам не придется ждать в очереди. В выходные – с точностью да наоборот, потому что многие любят поспать подольше и как раз к 9-10 утра собираются на завтрак в кафе. Ужинать лучше пораньше (помните – мы же фактически пропустили обед), иначе рискуешь попасть в час пик, когда кафе и рестораны переполнены. Поздний плотный ужин с последующим продолжением поездки – не самый лучший вариант, так как очень велика вероятность того, что тебя будет клонить в сон.
При посещении кафе или ресторана важно правильно распорядиться своим временем. Ну как мотоциклист-дальнобойщик может позволить себе сидеть и убивать ценное время, когда на кухне готовят его заказ? Вот еще один совет, испытанный временем: займи место поближе к кухне, а может быть, и у стойки бара (если зал полон), вежливо объясни официантке, что ты торопишься и чтобы они по возможности не затягивали с твоим заказом, сразу же подкрепив эту просьбу щедрыми чаевыми. Закажи еду и попроси сразу же приложить чек к твоему блюду (некоторых кафе его приносят позже и только по твоей очередной просьбе). Теперь у тебя есть время, чтобы привести себя в порядок. Можно зайти в туалет, чтобы вымыть руки и лицо, даже если ты считаешь, что дорога не была такой уж грязной – вода в любом случае освежает. Позвонить по телефону домой, если есть необходимость. В большинстве случаев по возвращении к столику твое блюдо уже будет ждать тебя. Таким образом, время остановки для полноценного приема пищи удается свести к 20-30 минутам, которых при разумном распределении времени оказывается вполне достаточно, скажем, для полного горячего обеда. Учти, что примерно то же время занимает запихивание в себя холодных бутербродов, сидя на мотоцикле возле заправочной станции, и сделай вывод.
15. Раздели остановки для приема пищи и остановки для дозаправки.
После остановки для дозаправки (которая уже фактически сама по себе является пит-стопом для кратковременного отдыха) бывает так, что переезд через дорогу к близлежащему кафе и парковка возле него занимают столько же времени, что и подготовка к дальнейшему движению. Зачем же объединять две маленькие остановки в одну? С точки зрения отдыха эффективнее сделать так: немного отдохнул при дозаправке и если не чувствуешь голода, преодолел еще пару сотен километров до очередного кафе.
16. Заправляйся заранее.
Стоит тебе однажды «высохнуть» на дороге или сделать 10-километровый крюк в поисках заправки – и все то время, которое тебе удалось сэкономить до этого – безвозвратно потеряно! Если, двигаясь по незнакомой дороге, видишь заправку по пути, а бензина у тебя уже явно меньше полбака – остановись и заправься.
17. Надевай дождевой костюм до начала дождя!
Тем более если бензина в баке уже меньше половины. Остановись, заправься и при вероятности дождя надень дождевую защиту заранее, в безопасном месте. Независимо от того, надо тебе заправляться в данный момент или нет, мы хотим предостеречь тебя от переодевания на обочине дороги. Не надо объяснять, к чему это может привести. Лучше сделать это на специальной площадке для стоянки или на бензоколонке. Призадумайся, хочешь ли ты пережидать дождь в туннеле или под мостом, когда в метре от тебя проносятся машины? Хочешь ли ты находиться на обочине дороги и прыгать на одной ноге, пытаясь другой попасть в штанину, в такой же близости от потока, который проносится мимо тебя, обдавая брызгами? А ведь видимость при дожде ухудшается, и где гарантия, что тебя, стоящего на обочине, вовремя увидят?
Трудно раздобыть точную статистику ДТП, связанных с водителями, пережидающими неблагоприятные погодные условия или просто остановившимися в неподходящих для этого местах, однако совершенно очевидно, что такие случаи имеют место довольно часто.
18. Купи набор для ремонта шин и умей им пользоваться!
Починить большинство бескамерных шин с помощью такого набора – плевое дело, поэтому нет тебе оправдания, если ты поймал гвоздь, а такого набора у тебя не оказалось. Сам виноват! Потрать часть набора на то, чтобы попрактиковаться дома и потом не изучать это дело в пути, и не тратить драгоценное время. С камерными шинами чуть-чуть посложнее, однако, при определенном навыке это оправдывает себя и уж явно выгоднее, чем искать буксир.
19. Вози с собой мобильный телефон (для многих этот пункт будет не актуален, но напомнить стоит).
Он, конечно же, может не работать на некоторых участках дороги. Но в подавляющем большинстве случаев, ты сможешь дозвониться до далекого дома. Или до сервиса с эвакуатором.
20. Купи достойный инструмент.
В комплекте обязательно должен быть набор ключей, отвертки, кусачки, плоскогубцы и т.д. Лучше всего собрать набор таким образом чтобы в нем было все необходимое для твоего мотоцикла.
21. Всегда вози с собой не менее 2 литров воды.
При этом не обязательно собираться в поход через пустыню. Совершенно неописуемую жажду тебе предстоит испытать, например, если придется одному прохладной ночью толкать свой аппарат после поломки, чтобы припарковаться в безопасном месте.
Воду следует хранить в двух контейнерах – один для постоянного использования, второй – для непредвиденных обстоятельств. Теория в этом случае проста до безобразия – как только начнешь возить с собой воду, тут же будешь ее пить, при этом забывая восполнять запас и таким образом выпьешь ее всю. Так вот совет: убери вторую бутылку подальше, чтобы до нее было неудобно добираться, лишь это заставит тебя регулярно пополнять запас воды в первой бутылке.
Не стоит и говорить о том, что в незнакомой местности не следует пить водопроводную воду. Разница в способах очистки воды может стать причиной неприятных последствий, и если у себя дома ты спокойно переносишь водопроводную воду, это вовсе не значит, что ее можно пить по дороге.
22. Вози с собой Аспирин.
Примечание: Несмотря на то, что аспирин стал практически культовым «лекарством от всех болезней» в среде мотоциклистов-дальнобойщиков, которые практически возвели его в ранг универсального средства от всех болей, тем не менее стоит узнать, не вызывает ли он лично у тебя побочных эффектов.
Так, аспирин обладает известной способностью незначительно понижать температуру тела человека. Поэтому следует уделить больше внимания опасности переохлаждения, если принимаешь его в пути, например, от головной боли. Аспирин известен также как антикоагулянт, и об этом тоже надо помнить на случай аварии – случись она, и кровотечение будет труднее остановить. Некоторые производители лекарственных препаратов добавляют в аспирин кофеин для улучшения его всасывания в кровь и ускорения действия лекарства.
23. Возьми с собой упаковку витаминов.
Не помешает принимать витамины во время длительного мотопробега. Лучшим вариантом являются таблетки мультивитаминов, которые принимают по одной в день, хотя на этот счет лучше проконсультироваться с врачом, потому что рекомендуемый вид витаминов в жаркое время и, скажем, при поездках осенью может отличаться.
Для дальнобоя особое внимание надо уделять тем препаратам, которые предотвращают затекание и судороги мышц.
24. Если берешь с собой компьютер, подумай об установке навигационной программы.
Желательно проверить работоспособность программы перед выездом и сравнить ее данные с собственным опытом и знаниями. В пути помощь компьютера может очень пригодиться, чтобы не заблудиться и не тратить время на поиски дороги, поворота или места.
25. При въезде в другую область учитывай изменения дорожного покрытия и берегись ремонтируемых участков!
В областях ответственность за строительство и ремонт дорог лежит на местных властях. Это значит, что каждый раз при пересечении границы области ты, скорее всего, будешь иметь дело с другим типом дорожного. Практически сразу после пересечения границы области – по тому, насколько точно нанесена разметка, расставлены дорожные знаки, качественно уложено полотно, – можно сделать вывод о том, насколько хорошо работает руководство в улучшении качества дорог. Будь аккуратен и внимателен к возможным трудностям на неизученной местности.
26. Выбирай скорость движения с учетом видимости и состояния дороги!
Представь: ты едешь по качественному шоссе со скоростью порядка 80 км/ч, покрытие прекрасное, но сильный туман. Видимость не очень хорошая. И вдруг впереди тебя, на твоей полосе, возникает стоящая без включенных габаритов машина! Сможешь ли ты с этой скорости остановиться не об ее бампер? Смешно только на первый взгляд, но такие случаи бывали в действительности. Не стань еще одним мотоциклистом, погибшим из-за неспособности вовремя увидеть препятствие.
То же самое касается движения в хорошую погоду. Стоит ли проваляться на больничной койке полгода только из-за того, что перед вхождением в закрытый поворот ты решил прибавить газу и пройти его с лихим чирканьем подножек на скорости 15-20 км/ч больше безопасной? Оцени эту ситуацию именно с такого ракурса – и этого не случится.
27. Хочешь остаться живым? Держись подальше от грузовиков!
Водители грузовиков терпеть не могут, когда кто-нибудь в течение долгого времени сидит у них на хвосте. Помни об этом, следуя впритык за дальнобойной фурой – в этом случае ты сам напросился и теперь несешь ответственность за все, что с тобой может случиться. Водитель грузовика начнет проявлять беспокойство, будет то и дело следить за тобой в зеркало заднего вида и на мгновение забудет о том, что иногда не мешало бы еще и следить за дорогой. И упустит из виду какое-нибудь препятствие. Сам-то он через него, может быть, и перескочит, а вот успеешь ли ты вовремя отвернуть в сторону, когда оно появится у него между задних колес трейлера?
28. Избавься от всех источников раздражения и отвлекающих факторов.
Избавься от всего того, что способно тебя отвлечь или сыграть роль потенциального раздражителя, какими незначительными эти факторы тебе ни казались бы. Любые источники раздражения и отвлекающие факторы требуют расхода дополнительной энергии, которую приходится затрачивать на их подавление. Даже изначально маленькие проблемы имеют свойство в длительном путешествии вырастать до огромных масштабов и съедать твою энергию в виде серии последовательных стрессов.
Секрет того кайфа и незабываемых ощущений, которые нам приносит дальнобой – в комфорте мотопутешественника во время езды, уверенности за свой мотоцикл и четком осознании своей цели.