Работа в перекачку на пожарном автомобиле
Работа на автоцистернах при перекачке воды.
В случае, когда пожар находится на большом расстоянии от водоисточника, воду к месту пожара можно подавать, перекачивая ее от одной автоцистерны к другой. При этом автоцистерны используются как передвижные насосные станции. Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательное соединение насосов) или через промежуточную емкость.
По первому способу перекачивают воду насосно-рукавными автомобилями и автоцистернами. При этом необходимо согласовывать работу головного и последующих насосов и поддерживать избыточное давление перед каждым последующим насосом не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2 ), что создает определенную трудность при регулировании работы насосов и не исключает возможности срыва работы насосно-рукавных систем.
При перекачке воды первым способом выполняются следующие работы:
— личным составом отделений АЦ (АНР) прокладываются и соединяются напорные рукава между пожарными автомобилями. Прокладку рукавов можно осуществлять по одной или двум параллельным линиям. В последнем случае расстояние между пожарными автомобилями может быть в четыре раза больше, чем при прокладке рукавов в одну линию. При этом целесообразно использовать рукава возможно большего диаметра, что способствует уменьшению гидравлических потерь по длине рукавной линии;
— напорные рукава от автомобиля, установленного на водоисточник, присоединяют к всасывающему патрубку второго автомобиля через рукавный водосборник;
— от второго автомобиля аналогично описанному выше порядку прокладывают напорную рукавную линию к следующему и т. д;
— закончив сборку всей перекачивающей системы, включают в работу насос автомобиля на водоисточнике и подают воду в насос второго автомобиля, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление его выключено, а все вентили и задвижки водопенных коммуникаций должны быть закрыты;
— при поступлении воды в насос второго автомобиля включить насос сцеплением и плавно открыть задвижки напорных патрубков. В процессе работы насоса по перекачке воды водители следят за напором и регулируют его изменением частоты вращения вала центробежного насоса, поддерживая напор у последующего насоса не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2 ).
По второму способу воду перекачивают в основном автоцистернами. Этот способ более простой, так как не требуется точного согласования работы насосов для поддержания избыточного давления, поэтому расстояние между автомобилями может быть больше, чем в первом случае.
При перекачке воды вторым способом выполняются следующие работы:
— напорную рукавную линию от первого автомобиля, установленного на водоисточник, опускают через горловину в емкость второй автоцистерны (в промежуточную емкость);
— всасывающий рукав второй и последующих автоцистерн присоединяют к всасывающему патрубку насоса и опускают в емкость автоцистерны (в промежуточную емкость);
— после сборки всей системы включают насос автомобиля, установленного на водоисточник, и подают воду во вторую автоцистерну (промежуточную емкость);
— после заполнения второй автоцистерны (промежуточной емкости) водой включают в работу ее насос и подают воду последующим автоцистернам и т. д. Во время работы необходимо следить за уровнем воды в цистерне (в промежуточной емкости). Если уровень воды в цистерне начнет понижаться, необходимо увеличить подачу первого насоса или уменьшить подачу второго изменением частоты вращения вала насоса.
Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 3579 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Перекачка воды к месту пожара.
Подачу воды в перекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях для создания рабочих пожарных струй. Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему для пожарных автомобилей отсутствует, например, при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т.п.
Как показывает практика и проводимые эксперименты, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических особенностей подразделений. Исходя из основной задачи пожарных подразделений на пожаре предельные расстояния следует считать такое, на котором боевое развертывание с подачей воды в перекачку обеспечивается в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития. Учитывая техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды в перекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять до 2 км, а при двух рукавных автомобилях до 3 км.
Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным.
Способами перекачки воды принято считать:
— Перекачка воды из насоса в насос.
— Перекачка воды через емкость цистерны пожарной машины.
— Перекачка воды из насоса через промежуточную емкость.
Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной системе перекачки.
Рис.3.Схема подачи воды в перекачку из насоса в насос по двум и одной рукавным линиям.
Рис.4.Схема подачи воды в перекачку из насоса в цистерну пожарной машины.
Рис.5.Схема перекачки воды из насоса через промежуточную емкость.
Рис.6.Схема перекачки воды комбинированным способом.
При перекачке воды по способу из насоса в насос осуществляется последовательная (по одной рукавной линии) или параллельное (по двум рукавным линиям) подача воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса.
При организации перекачки воды следует соблюдать определенные условия:
1. Наибольшие по подаче и мощности насос устанавливается на водоисточник.
4. Резерв рукавов создавать из расчета 1 рукав на 100 м. длины магистральной линии.
Расчет необходимого количество автонасосов для организации перекачки воды производиться в следующей последовательности:
1. Определяем способ перекачки.
2. Определяем расстояние от места пожара до водоисточника по количеству рукавов магистральной линии, шт.;
3. Определяем предельное расстояние от головного автомобиля до места пожара (разветвления) по количеству рукавов магистральной линии, шт.
Рукава | Напорные | Усиленные | Повышенной прочности |
Новые 1 категории 2 категории 3 категории |
4. Определяем расстояние между насосами, участвующими в перекачке, по количеству рукавов в магистральной линии, шт.
— для 1-го способа перекачки (из насоса в насос)
— для 2-го способа перекачки воды (через емкость
цистерны пожарной машины)
5. Определяем количество автонасосов для организации перекачки воды
Примечание:
1. Определение расстояний производится не в метрах, а по количеству рукавов в рукавной линии. Для перевода расстояний из количества рукавов в метры можно использовать формулу:
, м;
2. При организации перекачки воды по двум магистральным линиям общее количество рукавов для прокладки магистральных линий увеличивается в 2 раза, расстояние между насосами увеличивается в 4 раза, количество автонасосов уменьшается.
3. При подаче воды по двум магистральным линиям не изменяя расстояния между машинами, можно увеличить расход воды на тушение в 2 раза.
4. После расчета необходимо произвести проверку по наличию рукавов на автонасосах и рукавных автомобилях.
При организации подачи воды в перекачку необходимо учитывать следующие рекомендации:
— Во всех случаях должны быть выдержаны расстояния между автомобилями с учетом повышения геодезических отметок, отсутствие расчета может привести к перегрузке отдельных машин и срыву работы всей системе перекачки.
— Прокладывать рукавные линии необходимо при помощи рукавного автомобиля и другими способами, способствующими ускорению боевого развертывания.
— При больших расходах воды и ограниченном количестве машин перекачку производить по двум магистральным линиям. По участкам магистральной линии выставлять контрольные посты с резервом рукавов для быстрой замены вышедших из строя.
— Для сокращения ступеней перекачки необходимо применять станции автонасосные пожарные.
Дата добавления: 2015-07-06 ; просмотров: 24688 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Организация бесперебойной подачи воды на боевые позиции.
Методика расчета потребного количества пожарных автомобилей для перекачки воды к месту тушения пожара.
Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если расстояние от водоисточника до места пожара велико (до 2 км), напор, развиваемый одним насосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй.
Перекачка применяется также, если невозможен подъезд к водоисточнику для пожарных автомобилей (при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т.д.). Для этого способа перекачки применяют переносные технические устройства с установленными на них насосами (переносные пожарные мотопомпы).
Рис. 1. Схема подачи воды в перекачку
Hн = 90÷100 м – напор на насосе АЦ,
Hразв = 10 м – потери напора в разветвлении и рабочих рукавных линиях,
Hст = 35÷40 м – напор перед стволом,
Hвх ≥ 10 м – напор на входе в насос следующей ступени перекачки,
Zм – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности (м),
Zст – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) стволов (м),
S – сопротивление одного пожарного рукава,
Q – суммарный расход воды в одной из двух наиболее загруженной магистральной рукавной линии (л/с),
L – расстояние от водоисточника до места пожара (м),
Nрук – расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах (шт.).
Решение:
1) Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
2) Определяем предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля в рукавах.
NГОЛ = [HН − (НР ± ZМ ± ZСТ )] / SQ 2 = [90 − (45 + 0 + 10)] / 0,015 · 10,5 2 = 21,1 = 21.
3) Определяем предельное расстояние между пожарными автомобилями, работающими в перекачку, в рукавах.
NМР = [HН − (HВХ ± ZМ )] / SQ 2 = [90 − (10 + 12)] / 0,015 · 10,5 2 = 41,1 = 41.
4) Определяем расстояние от водоисточника до места пожара с учетом рельефа местности.
NР = 1,2 · L/20 = 1,2 · 1500 / 20 = 90 рукавов.
5) Определяем число ступеней перекачки
6) Определяем количество пожарных автомобилей для перекачки.
NАЦ = NСТУП + 1 = 2 + 1 = 3 автоцистерны
7) Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара.
NГОЛ ф = NР − NСТУП · NМР = 90 − 2 · 41 = 8 рукавов.
Следовательно, головной автомобиль можно приблизить к месту пожара.
Однако при Zм > 40 метров данный способ не совсем верный, подробнее можно прочитать в статье Расчет сил и средств для перекачки огнетушащих веществ к месту пожара на местности с подъемом
Методика расчета потребного количества пожарных автомобилей для подвоза воды к месту тушения пожара.
Если застройка сгораемая, а водоисточники находятся на очень большом расстоянии, то время, затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным. В таком случае лучше подвозить воду автоцистернами с параллельной организацией перекачки. В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, принимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, расстояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомобилей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона.
Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника на расстоянии более 2 км или, если имеются сложности в заборе воды и отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблагоприятных условиях.
L – расстояние от места пожара до водоисточника (км);
1 – минимальное количество АЦ в резерве (может быть увеличено);
Vдвиж – средняя скорость движения АЦ (км/ч);
Wцис – объем воды в АЦ (л);
Qп – средняя подача воды насосом, заправляющим АЦ, или расход воды из пожарной колонки, установленной на пожарный гидрант (л/с);
Nпр – число приборов подачи воды к месту тушения пожара (шт.);
Qпр – общий расход воды из приборов подачи воды от АЦ (л/с).
Рис. 2. Схема подачи воды способом подвоза пожарными автомобилями.
Подвоз воды должен быть бесперебойным. Следует иметь в виду, что у водоисточников необходимо (в обязательном порядке) создавать пункт заправки автоцистерн водой.
Пример. Определить количество автоцистерн АЦ−40(130)63б для подвоза воды из пруда, расположенного в 2 км от места пожара, если для тушения необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм. Заправку автоцистерн осуществляют АЦ−40(130)63б, средняя скорость движения автоцистерн 30 км/ч.
Решение:
tСЛ = L · 60 / VДВИЖ = 2 · 60 / 30 = 4 мин.
2) Определяем время заправки автоцистерн.
tЗАП = VЦ /QН · 60 = 2350 / 40 · 60 = 1 мин.
3)Определяем время расхода воды на месте пожара.
t РАСХ = VЦ / NСТ · QСТ · 60 = 2350 / 3 · 3,5 · 60 = 4 мин.
4) Определяем количество автоцистерн для подвоза воды к мусту пожара.
NАЦ = [(2tСЛ + tЗАП ) / tРАСХ ]+ 1 = [(2 · 4 + 1) / 4] + 1 = 4 автоцистерны.
Методика расчета подачи воды к месту тушения пожара с помощью гидроэлеваторных систем.
При наличии заболоченных или густо заросших берегов, а так же при значительном расстоянии до поверхности воды (более 6,5-7 метров), превышающем глубину всасывания пожарного насоса (высокий крутой берег, колодцы и т.п.) необходимо применять для забора воды гидроэлеватор Г-600 и его модификации.
1) Определим требуемое количество воды VСИСТ, необходимое для запуска гидроэлеваторной системы:
VСИСТ = NР ·VР ·K ,
NР = 1,2·(L + ZФ) / 20,
где NР − число рукавов в гидроэлеваторной системе (шт.);
VР − объем одного рукава длиной 20 м (л);
K − коэффициент, зависящий от количества гидроэлеваторов в системе, работающей от одной пожарной машины (К = 2 – 1 Г-600, K =1,5 – 2 Г-600);
L – расстояние от АЦ до водоисточника (м);
ZФ – фактическая высота подъема воды (м).
Определив требуемое количество воды для запуска гидроэлеваторной системы, сравнивают полученный результат с запасом воды, находящимся в пожарной автоцистерне, и выявляют возможность запуска данной системы в работу.
2) Определим возможность совместной работы насоса АЦ с гидроэлеваторной системой.
QСИСТ = NГ (Q1 + Q2),
где И — коэффициент использования насоса;
QСИСТ − расход воды гидроэлеваторной системой (л/с);
QН − подача насоса пожарного автомобиля (л/с);
NГ − число гидроэлеваторов в системе (шт.);
Q1 = 9,1 л/с − рабочий расход воды одного гидроэлеватора;
Q2 = 10 л/с − подача одного гидроэлеватора.
При И 2 ) · 20 (м),
где HН − напор на насосе пожарного автомобиля, м;
ZМ − высота подъема (+) или спуска (−) местности, м;
ZСТ − высота подъема (+) или спуска (−) стволов, м;
S − сопротивление одного рукава магистральной линии
Q − суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной из двух наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.
Таблица 1.
Определение напора на насосе при заборе воды гидроэлеватором Г−600 и работе стволов по соответствующим схемам подачи воды на тушение пожара.
6) Определим общее количество рукавов в выбранной схеме:
где NР.СИСТ − число рукавов гидроэлеваторной системы, шт;
NМРЛ − число рукавов магистральной рукавной линии, шт.
Пример. Для тушения пожара необходимо подать два ствола соответственно в первый и второй этажи жилого дома. Расстояние от места пожара до автоцистерны АЦ−40(130)63б, установленной на водоисточник, 240 м, подъем местности составляет 10 м. Подъезд автоцистерны до водоисточника возможен на расстояние 50 м, высота подъема воды составляет 10 м. Определить возможность забора воды автоцистерной и подачи ее к стволам на тушение пожара.
Решение:
1) Принимаем схему забора воды с помощью гидроэлеватора (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема забора воды гидроэлеватором Г-600.
2) Определяем число рукавов, проложенных к гидроэлеватору Г−600 с учетом неровности местности.
NР = 1,2· (L + ZФ) / 20 = 1,2 · (50 + 10) / 20 = 3,6 = 4
Принимаем четыре рукава от АЦ до Г−600 и четыре рукава от Г−600 до АЦ.
3) Определяем количество воды, необходимое для запуска гидроэлеваторной системы.
VСИСТ = NР ·VР ·K = 8· 90 · 2 = 1440 л 2 ) · 20 = [80 − (46 +10 + 6) / 0,015 · 7 2 ] · 20 = 490 м.
Следовательно, насос автоцистерны будет обеспечивать работу стволов т.к. 490 м> 240 м.
7) Определяем необходимое количество пожарных рукавов.
К месту пожара необходимо доставить дополнительно 12 рукавов.
Совместная работа насосов пожарных автомобилей (работа по перекачке воды). Подвоз воды. Схема развертывания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:08, реферат
Описание работы
При некоторых условиях в обстановке пожара работа тыла осложняется. К понятию усложненных условий при работе на пожарах относят: полное отсутствие водоисточников на месте пожара; недостаточное количество воды в водоисточниках вблизи места пожара или отсутствие водоисточников вдали от горящего объекта; наличие водоисточников на значительном расстоянии от горящего объекта; низкую температуру воздуха в зимнее время; сильное задымление; сильный ветер; ночное время.
Содержание работы
Файлы: 1 файл
РЕФЕРАТ Дорохов В.П. 2013.doc
Qп – средняя подача воды насосом, которым заправляют цистерну, л/с.
где Nпр – число приборов подачи огнетушащих веществ, шт.;
Qпр – расход прибора, л/с.
3. Перекачка воды к месту пожара
Подачу воды в перекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй. Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему отсутствует, например при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т. д. В этих случаях можно применять переносные мотопомпы.
Как показывают практика и экспериментальные работы, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических возможностей подразделений. Однако не всегда целесообразно организовывать подачу воды вперекачку.
Исходя из основной задачи подразделений на пожаре предельным следует считать такое расстоян ие, на котором боевое развертывание с подачей воды вперекачку обеспечивают в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития.
Учитывая техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды вперекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять 2 км, а при двух рукавных автомобилях — до 3 км.
Способами перекачки воды принято считать:
из насоса в насос (рис.4, а), через емкость цистерны пожарной машины (рис. 4,6), через промежуточную емкость (рис. 4, в).
Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной системе перекачки.
При перекачке воды по способу из насоса в насос осуществляют последовательную (по одной рукавной линии) или параллельную (по двум рукавным линиям) подачу воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса.
При организации перекачки воды следует соблюдать определенные условия:
наибольший по подаче и мощности насос устанавливают на водоисточнике;
при перекачке воды способом из насоса в насос для предотвращения сплющивания рукавов у всасывающего патрубка последующего насоса поддерживают напор в линии не менее 0,1 МПа (10 м вод. ст.), при перекачке воды через цистерну пожарной машины — 0,035— 0,04 МПа (3,5—4 м вод. ст.), при перекачке воды через промежуточную емкость — не менее ее высоты, м;
на насосах необходимо поддерживать напор в пределах 90 м, обеспечивающий наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов;
необходимо иметь радиосвязь между автомобилями и постами контроля за состоянием и контролем рукавных систем;
резерв рукавов создавать из расчета один рукав на 100 м длины магистральной линии.
При организации подачи воды вперекачку необходимо учитывать следующие рекомендации:
во всех случаях должны быть выдержаны расстояния между автомобилями с учетом превышения геодезических отметок. Отсутствие расчета может привести к перегрузке отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки;
прокладывать рукавные линии необходимо с помощью рукавного автомобиля и другими способами, способствующими ускорению боевого развертывания;
при больших расходах воды и ограниченном количестве машин перекачку производить по двум магистральным линиям, на участках которых выставлять контрольные посты с резервом рукавов для быстрой замены вышедших из строя;
Для сокращения ступеней перекачки необходимо применять автонасосные пожарные станции.
Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным
Подача воды в перекачку осуществляется на расстояние:
В практике используются три основных способа перекачки:
Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды определяется в следующей последовательности:
а) определяется предельное расстояние до головного пожарного автомобиля
где Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля, м;
Нн – напор на насосе пожарного автомобиля, м;
Zм – высота подъема (+) или спуска (-) местности, м;
Zст – высота подъема (+) или спуска (-) прибора тушения, м;
Нр – напор у разветвления, м;
S – сопротивление одного рукава магистральной линии;
Q – расход огнетушащего вещества на одной наиболее
нагруженной линии, л/с;
20 – длина одного рукава рукавной линии, м;
б) определяется длина магистральной линии от водоисточника до места пожара
где Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места
L – расстояние от водоисточника до места пожара, м;
1,2 – коэффициент, учитывающий неровность прокладки
в) определяется предельное расстояние ступени перекачки
где Lст – длина ступени, м;
Нн – напор на насосе пожарной машины, м;
Нвх – напор на конце магистральной линии ступени перекачки
(применяется в зависимости от способа перекачки), м;
Zм – подъем или спуск местности, м;
S – сопротивление одного рукава;
Q – расход огнетушащего вещества на одной магистральной
20 – длина одного рукава, м;
г) определяется количество ступеней перекачки
где Nст – количество ступеней перекачки, шт.;
Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места
Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного
пожарного автомобиля, м;
Lст – длина ступени перекачки, м.;
д) определяется общее количество пожарных машин для перекачки
где Nм – количество пожарных машин для перекачки воды, шт.;
Nст – количество ступеней перекачки, шт.;
1 – головной автомобиль.
В данной работе мы рассмотрели основные способы доставки воды к месту пожара при неудовлетворительном водоснабжении, формулы для расчета необходимых для этого сил и средств, а также наиболее эффективные схемы развертывания сил и средств пожарных подразделений.
При определении количества автоцистерн, необходимых для подвоза воды, следует помнить, что при работе большого количества стволов на месте пожара нужно организовать работу нескольких пунктов расхода, что приведет к увеличению расчетного количества автоцистерн во столько раз, сколько будет организовано пунктов расхода. Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным.
6. «Особенности тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ на различных объектах» М, 2005.
7. Приказ №156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
8. В.В. Теребнев «Управление силами и средствами на пожаре», М; 2003;