Ралли на старых машинах

10 лучших раллийных автомобилей в истории

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

1. Рено-Альпин» А110 (с 1963 года)
Собранная из деталей различных моделей «Рено», «Альпин» А110 метеором ворвалась в мир ралли. Первые победы пришли уже в самом начале «карьеры» автомобиля – в 1963 году, но более оглушительные успехи последовали позже: автомобили А110 заняли три первых места на Ралли Монте-Карло’71, а также выиграли самый первый чемпионат мира по ралли, проведенный в 1973 году. Элегантный дизайн, задний привод с расположенным позади двигателем, а также относительно небольшой вес сделали машину очень послушной. Однако после резкого скачка в развитии раллийных машин, этот проект исчерпал весь свой потенциал и уже не мог конкурировать с грандами. Тем не менее, именно эта машина стала толчком для дальнейшего участия «Рено» в раллийных гонках.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

2. «Форд Эскорт» RS1600/RS1800 (конец 60-х – 1998 годы)
Рожденный в образе маленького семейного автомобиля, «Эскорт» чуть позже стал первой раллийной машиной марки «Форд». Дебютировав на гоночных трассах в конце 60-х, уже в 1970 году «Эскорт» с подавляющим преимуществом выиграл марафон Лондон-Мехико: из более чем сотни заявленных экипажей 26 000 километров до финиша преодолели лишь 23, четверть из которых выступала на этой машине. В 1979 году «Эскорт» с двигателем объемом 1,8 литра принес «Форду» первые титулы в чемпионате мира по ралли, а двумя годами позже Ари Ватанен выиграл свой первый чемпионат, одержав победы на Ралли Акрополис и Ралли Финляндии. В последующие годы «Эскорт» снискал славу одного из самых успешных автомобилей в истории ралли, а также послужил базисом для других раллийных машин американской марки.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

3. «Лянча Стратос» (1972-1974 годы)
Созданный с нуля специально для гонок, «Стратос» смотрелся несколько кривовато на фоне других раллийных машин – угловатый дизайн, реализованный в стекловолокне, с огромными спойлерами выглядели очень экстравагантно. Однако внешний вид отошел на второй план после оглушительных четырех подряд побед в чемпионате мира и трех триумфов в европейском первенстве. Этот автомобиль значительно поднял авторитет итальянской компании на гоночных трассах, но вынужден был отступить в связи с появлением машин «Группа Б» – «Лянча» сосредоточилась на развитии других моделей.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

4. «Ауди Кваттро» (с 1981 года)
«Ауди Кваттро» за свою яркую историю стал одним из тех автомобилей, что указали направление развития для всей раллийной техники. Полный привод и 600-сильный двигатель с турбонаддувом превратили эту машину в ракету с колесами – преимущество немецких автомобилей над конкурентами невозможно описать привычными терминами. На «Кваттро» Мишель Мутон стала первой женщиной, выигравшей этап чемпионата мира по ралли, и самой быстрой женщиной в соревнованиях по подъему на холм Пайкс-Пик. Слабым местом немецкой машины была надежность, но если «Ауди Кваттро» доезжала до финиша, то быстрее всех. Тем не менее, на этом автомобиле были выиграны два личных титула в чемпионате мира и два титула в зачете производителей.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

5. «Мицубиси Паджеро» (с 1983 года)
«Паджеро» никогда не принимал участия в гонках чемпионата мира по ралли, но стал настоящей легендой «Дакара». Построенная на базе «Мицубиси Джип», копии знаменитого Jeep CJ3A, «Паджеро» 26 раз выходила на старт главного ралли-рейда планеты и 12 раз доезжала до финиша первой, в том числе семь раз подряд в период с 2001 по 2007 годы. За рулем японского автомобиля триумфаторами «Дакара» становились такие гонщики и гонщицы как Стефан Петерансель и Ютта Кляйншмидт. Вплоть до успехов «Туарегов» последнего времени, именно «Паджеро» был доминирующей силой в зачете внедорожников.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

6. «Пежо 205 Т16» (1984-1988 годы)
Заводская команда «Пежо» в чемпионате мира по ралли под управлением ныне действующего президента ФИА Жана Тодта выставляла модель «205» в конце 80-х. На счету автомобиля лишь два чемпионских титула, однако эти триумфы не отражают реальной скорости французской машины – 900-килограммовый автомобиль с 450 лошадиными силами в двигателе, устанавливавшимся посередине, был невероятно быстр, некоторые считают, что даже чересчур быстр. Тем не менее, в 1985 году «Пежо 205» выиграла семь гонок из двенадцати, а в 1986-м – шесть из тринадцати, сделав Тимо Салонена и Ари Ватанена чемпионами мира. Но славная история автомобиля на этом не закончилась – в 1987 и 1988 годах Ватанен и Канккунен были первыми кто добрался до финиша на ралли-рейде «Париж-Дакар».

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

7. «Лянча Дельта» (1985-1986 годы)
«Дельта» стала одновременно кульминацией и финальной точкой в истории машин категории «Группа Б». Сниженные требования омологации по части количества произведенных автомобилей позволили строить чудовищно мощные машины. «Лянча Дельта», оснащенная 400-сильным турбированным двигателем, на гравии разгонялась до 100 км/ч менее чем за три секунды! Этот автомобиль под управлением Хенри Тойвонена одержал победу в дебютной для себя гонке, после чего последовали еще несколько триумфов. Печальную точку в истории этой машины и всей категории «Группа Б» поставило Ралли Корсики-1986 – по ходу соревнований в результате аварии погибли Тойвонен и Серхио Кресто, штурман экипажа.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

8. «Субару Импреза» (1993-2008 годы)
Для многих болельщиков «Импреза» стала символом ралли последних десятилетий. На протяжении долгих лет эта модель «Субару» уверенно боролась с самыми разными автомобилями: «Форд», «Мицубиси», «Ситроен», «Пежо» и многими другими. За рулем японской машины чемпионами мира становились такие звезды как Колин Макрей, Ричард Бернс и Петтер Сольберг – последний ради перехода в «Субару» не пожалел отношений с Малкольмом Уилсоном, руководителем команды «Форд». История выступлений «Импрезы» в чемпионате мира по ралли завершилась в конце 2008 года, когда под давлением критики за не очень успешный сезон, а также в контексте неблагоприятного экономического климата было решено закрыть заводскую программу.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

9. «Мицубиси Лансер» (1993-2005 годы)
Один из самых успешных раллийных автомобилей в истории усилиями финна Томми Мякинена становился чемпионом мира четыре раза подряд. Помимо Мякинена за рулем этой машины также гонялись Фредди Лойкс и Франсуа Делекур, Жиль Паницци и Алистер Макрей. В последние годы выступлений в чемпионате мира по ралли этот автомобиль уже не мог тягаться с Маркусом Гронхольмом на «Пежо» и Себастьяном Лебом на «Ситроене», что привело к уходу «Мицубиси» из первенства. Однако «Лансер» продолжает выступать в самых престижных раллийных гонках планеты, но уже в руках частных пилотов.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

10. «Ситроен С4» (2007-2010 годы)
За рулем именно этого автомобиля Себастьян Леб ворвался в пантеон величайших раллистов планеты – за четыре года помимо четырех чемпионских титулов француз завоевал 34 победы в гонках, в том числе и в дебютной гонке машины – Ралли Монте-Карло’2007. Также за рулем С4 первенствовал Себастьян Ожье, которые двумя триумфами немного разбавил победы Леба. Уникальность успехов этого «Ситроена» подчеркивается тем фактом, что автомобиль становился чемпионским буквально во всех сезонах в WRC.

Источник

ГРУППА Б: ИСТОРИЯ САМЫХ СМЕРТОНОСНЫХ ГОНОК И АВТОМОБИЛЕЙ МИРОВОГО РАЛЛИ

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

ЗОЛОТАЯ ЭПОХА ГРУППЫ Б

К концу семидесятых гонки ралли представляли собой довольно скучное зрелище. Архаичный технический регламент не давал возможности конструкторам разрабатывать все более мощные и технологичные автомобили. Долгое время энерговооруженность моторов была ограничена отметкой в 250 л. с. из-за неспособности автомобиля с заднеприводной компоновкой в полной мере реализовать мощность на гравийных и снежных участках — колеса просто пробуксовывали от избытка крутящего момента.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

В связи со сложившейся обстановкой Международная автомобильная федерация (FISA, ныне FIA) пошла на изменение технического регламента, согласно которому разрешалось использовать в ралли систему полного привода. Впрочем, в ответ на эти нововведения никто не побежал конструировать полноприводные автомобили для ралли — слишком устойчивым было мнение о непригодности полноприводных машин для гонок из-за их неповоротливости, чересчур высокой массы, а также массивности конструкции в целом.

Однако не все оставались солидарными с этим мнением. Компания Audi первой рискнула выпустить на старт автомобиль с приводом на все колеса — модель Quattro. И уже в одном из первых ралли экипаж Ханны Микола на Audi Quattro, шедший вне зачета, опередил по времени победителя ралли на целых девять минут.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Но точкой отсчета истории группы Б принято считать 1981 год, когда FISA в целях популяризации гонок ралли смягчила требования по омологации и позволила создавать автомобили специально для раллийных чемпионатов. В числе прочих разрешенных совершенствований для автомобилей этой группы стала свобода изменений двигателя, трансмиссии и подвесок. Теперь в конструировании разрешалось использовать композитные материалы. По своей сути, это были автомобили «Формулы-1», созданные для езды по гравию и снегу.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Первой ласточкой после выхода либеральных технических требований стала Lancia Abarth 037. Этот автомобиль был спроектирован с чистого листа для участия в ралли по требованиям группы Б. Построенная на пространственной раме, Lancia 037 имела мощный мотор и вместе с тем очень надежный. Конструкторы наделили этот автомобиль прекрасной управляемостью, сбалансированностью шасси и безумной красотой линий кузова. Автомобиль, несмотря на новые возможности в конструировании, оставался заднеприводным — это его и погубило. Полноприводные «зубила» Audi на трассе были значительно быстрее этих итальянских красавиц, что немудрено — схема с четырьмя ведущими колесами оправдалась в условиях возросшей мощности. Однако, 1983 год, несмотря на доминирование Audi на отдельных этапах, ознаменовался победой в Кубке конструкторов итальянской конюшни. Причиной тому были частые поломки и сходы по ходу ралли, преследовавшие Audi Quattro.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Справедливости ради стоит отметить, что немцы ставили перед собой маркетинговые цели, поэтому взяли для постройки своего ралли-кара серийный Audi Quattro. В руководстве компании резонно считали, что смысл выступления в автоспортивных соревнованиях — это продвижение существующих моделей, доступных для покупки в салонах дилеров. Как результат: худшая сбалансированность гоночного автомобиля, который перенял переднемоторную компоновку серийного купе. Конструкторы, проектируя гражданские автомобили, стараются сделать салон максимально просторным, сдвигая расположение двигателя и коробки передач вперед. Таким образом, передняя часть автомобиля была сильно перегружена.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Однако вскоре доминирование итальянцев закончилось. Инженеры из Peugeot, проанализировав проблемы Lancia и Audi, сконструировали свой автомобиль — Peugeot 205 T16. С серийным 205-м его роднили лишь очертания кузова, ручки дверей и фары. Машина была построена на пространственной раме, получила турбомотор объемом 1,8 литра, расположенный за сиденьями пилотов, мощностью 320 л. с., полноприводную трансмиссию, а также панели кузова из композитных материалов. В 1985 году команда Peugeot доминировала на большинстве этапов и победила, несмотря на серьезную аварию знаменитого Ари Ватанена. За три года участия в чемпионате гонщики за рулем Peugeot выиграли шестнадцать гонок, завоевав по два титула в личных зачетах и два в командном.

В 1985 году Ари Ватанен на Peugeot 205 Т16 промчался по кольцевой трассе «Эшторил» со временем 1.18 минуты, позволявшим стартовать с пятой позиции на Гран При Formula-1 Португалии того же года. Чтобы оценить потенциал раллийных машин группы Б, достаточно сравнить этот результат с рекордом трассы (1.15 мин), установленным Айртоном Сенной за рулём болида F1.

ЗОЛОТЫЕ ГОДЫ РАЛЛИ

Конструкция машин, благодаря либеральному регламенту и крупным заводским бюджетам, совершенствовалась день ото дня. Сезон 1985 года ознаменовался появлением самых сумасшедших автомобилей в истории ралли, которые могли на равных конкурировать с болидами «Формулы-1» — как на трассе, так и с точки зрения использовавшихся технологий.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Стремительно догонявшие Audi конкуренты не давали ей почивать на лаврах, и в 1985 году вышла последняя версия немецкой машины — Audi S1 Quattro. Она сильно отличалась от предыдущей и внутренне, и внешне. Все тот же 2,1-литровый мотор развивал уже 630 л. с., кузов оброс всевозможными антикрыльями и спойлерами, призванными обеспечить достаточную прижимную силу для машины весом 800 килограммов, летящей по гравийной трассе со скоростью около 200 км/ч.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

В чемпионате мира автомобиль дебютировал в конце 1985 года на RAC Rally в Великобритании — Lancia Delta S4 вырвалась в постоянные лидеры благодаря отличной управляемости и бешеной разгонной динамике. Выражаясь языком цифр, речь идет о разгоне с места — до 100 км/ч за 2,5 секунды. И это на гравии.

ЗАКАТ ЭПОХИ ГРУППЫ Б

Конечно, сейчас никого не удивишь мощностью в 600 л. с., но при полном отсутствии вспомогательной электроники от пилотов требовалась филигранная работа рулем и газом, а также огромное самообладание, ведь им приходилось на огромных скоростях мчаться по коридорам жадных до адреналина болельщиков.

— СКАЖИТЕ, ВАМ НЕ СТРАШНО НЕСТИСЬ СО СКОРОСТЬЮ ПОД 200 МИМО СТОЯЩИХ ВДОЛЬ ТРАССЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ?
— БОЛЕЛЬЩИКИ? Я ДУМАЛ ЭТО ДЕРЕВЬЯ!

(Знаменитый фрагмент интервью
с Вальтером Рёрлем, пилотом Audi)

На этапе ралли Португалии Ford RS200 на полном ходу влетел в толпу зрителей. Три человека погибло, еще десятки были ранены. Для Lancia и всего автоспорта черный день наступил в мае. Тогда на одном из горных спецучастков ралли Корсики лидирующая машина талантливого заводского экипажа Lancia Хенри Тойвонена и Серджио Кресто вылетела с дороги в пропасть. После нескольких сильных ударов машины о деревья и скалы автомобиль взорвался. Экипаж не успел покинуть автомобиль. Хенри Тойвонен и Серджио Кресто погибли. Авария произошла в безлюдном месте, и расследование не смогло определить причины аварии из-за отсутствия свидетелей. Автомобиль сгорел дотла, оставив только каркас.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

После этой трагедии мировое первенство покинули Audi и Ford, а в конце 1986 года руководство FIA запретило проведение ралли по группе Б.

«WRC IS FOR BOYS. GROUP B WAS FOR MEN» — «WRC для парней. Группа Б для мужчин.»
Юха Канккунен, четырехкратный чемпион Мирового ралли

Восхищаясь мощными турбомоторами и совершенным полным приводом современных машин, стоит помнить об автомобилях, блиставших на раллийных трассах тридцать лет назад и способных своей безудержной мощью вращать Землю, и бесстрашных пилотах, сидевших за рулями этих монстров. Они просуществовали всего четыре года, но ничего мощнее в ралли не было и, пожалуй, не будет. Вершина эволюции и тупиковая ветвь автоспорта — их признали слишком быстрыми для гонок.

Если вам понравилась статья, нажимайте кнопочки!
Спасибо за внимание!)

Источник

Ретро-ралли. Как это было. Взгляд участника и супер-предложение

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Все уже видели ни один пост-отчет о ретро-ралли классических автомобилей в прошедшее воскресенье от гостиницы Метрополь. Все уже полюбовались на ретро-машины на старте, а я предлагаю посмотреть, как это все выглядело со стороны не зрителя на старте, а непосредственного участника.

Меня пригласили в команду IB Translations в качестве на все руки пассажира автомобиля ЗАЗ-965А (см. мой обзор), с радостью принял приглашение и сейчас расскажу вам, как оно было.

Обязательно дочитайте пост до конца, тему мы еще будем продолжать, и в конце содержится одно довольно уникальное предложение.

Для начала посмотрите видео:

Для начала машина должна быть исправна:

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Шутки шутками, а перед стартом все машины на месте проходят технический осмотр. Могут и не допустить.

В ралли участвуют большие Кадиллаки, старые Мерседесы, Порше и Ягуары, все они вызывают неподдельный интерес публики, и, среди этого пафоса, вдруг горбатый «Запорожец», машина с харизмой и ностальгией по 1960-м даже у тех, кто родился несколькими десятками лет позже. Что говорить, сами посмотрите на реакцию людей на старте:

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Получаем необходимые документы по маршруту и вперед

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Маршрутная книжка ралли выглядит вот так:

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

На ралли надо неукоснительно соблюдать ПДД. Каждый из нас думает, что уж он-то всегда ездит по правилам, а в реальности выходит, что в Москве особенно трудно это делать. Так, например, нарушение разметки считается грубым нарушением, а теперь вспомните, всегда ли вы обращаете внимание при перестроении, не идет ли на данном конкретном участке метров пять сплошной между полосами? Или не нарисована ли разметка в повороте так, что ее не соблюдает никто (поворот с Тверской на Охотный ряд, например). Организаторы-то, конечно, все критические места знают и специально ставят наблюдателей.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

На маленьких улицах повстречали Делореан. Это однозначно была сцена дня:

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах
Вот представьте себе, спальный район между Динамо и Петровско-Разумовской. Выходите из дома в погожий выходной день, а у вас перед домом ДеЛориан! Топлива не хватает!

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Порой открываются удивительные сочетания старого и нового:

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

В этом году в гонке приняли участие 49 экипажей, из них 4 соревновались в отдельном зачёте «Ветеран» (автомобили выпуска до 1945 года). Из оставшихся 45 автомобилей ещё 4 выступали в зачёте янг-таймеров (произведены после 1969 года), а ещё 1 экипаж проехал гонку вне зачёта. Из оставшихся 41 автомобилей в самом массовом классе экипаж IB Translations занял 20 место. Это настоящая победа, товарищи! Мы впервые абсолютно полностью прошли по всей дистанции ралли, несмотря на все запутанности и приколы организаторов!

Будем и дальше участвовать и скоро разнесем всех пафосных соперников в пух и прах!

А теперь предложение! Нужна ваша поддержка

Правда, красивая машина?

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Каждое ралли обходится в копеечку, на ее поддержание также уходят средства, а каждое для каждого нормального ралли дополнительно требуется еще стартовый взнос от 20 до 30 тыс руб (теперь вы понимаете, почему в таких ралли участвуют только пафосные машины и обычно господа за 40). В общем думали мы думали и пока что придумали супер-предложение:

Хотите покататься на ЗАЗ-365А? Да? Хотите ощутить на себе внимание абсолютно всех на улице? Я ездил на многих машинах, от топовых Range Rover до головокружительного Mercedes SL500. Так вот! Ни на одну машину никогда, так не смотрели, смотрят все, показывают палец вверх, улыбаются, провожают взглядом. Достаточно и получасовой прогулки на этом автомобильчике по Москве, и полученного позитива хватает на месяц вперед.

Но это еще не все. Мы не просто предлагаем прокатить вас на этой машине, прогулка сопровождается показом интересных мест Москвы и экскурсией от меня.

Но и это еще не все. Если у вас есть хотя бы небольшой опыт вождения машины на «ручке», то прокатиться на ней по спокойным аллеям сможете и вы, под руководством опытного водителя.

Стоит все удовольствие 30 тыс руб (максимум в машину возможно взять двух человек, тесно не будет, как ни странно). За эти деньги вы получаете возможность в течение часа-двух покататься по Москве на настоящем раритете, посмотреть уникальные места, послушать интересные истории. Мы не ставим целью заработать денег, мы лишь хотим хотя бы окупить 5 ралли этого сезона и все также продолжать сеять позитив, дарить радость и продолжать троллинг в мире пафоса и хрома.

Всем спасибо за внимание!

ПС редко прошу, но буду рад распространению информации. Да прибудет с вами позитив и история.

Источник

«Она неубиваемая!» Европейцы штурмуют «Дакар» на старых советских «Нивах»

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Автоспортивный сезон-2022 традиционно начнется с ралли-марафона «Дакар», который стартует в аравийской пустыне 2 января. И в этом году среди участников заявлены сразу три экипажа на советских «Нивах». Команды из Швейцарии, Франции и Испании поедут в новом классе Dakar Classic, созданном для классических автомобилей либо их реплик, выпущенных и принимавших участие в ралли-рейдах до 2000 года.

Знаковая машина «АвтоВАЗа», по сути, предвосхитившая современные кроссоверы, выходила на старт знаменитой гонки с ее самого первого издания в 1979-м. Причем первопроходцами были совсем не советские спортсмены, а французские любители, выступавшие практически на заводских версиях «Нивы» с минимальными переделками. Со временем надежный и неприхотливый внедорожник набрал в Европе огромную популярность — как среди гонщиков, так и обычных водителей. Ключевую роль в этом сыграл бизнесмен Жан-Жак Пок, до «Нивы» занимавшийся поставками «Москвичей». Пок стал главным дистрибьютором и популяризатором новой советской машины во Франции, заодно создав сильную раллийную команду, регулярно бравшую подиумы на «Ладах».

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

Одним из первых участников ралли-рейда тех лет, когда тот еще проходил по маршруту Париж — Дакар, был Денис Грабовски, вышедший на старт марафона 1982-го за рулем поддержанной «Нивы». Из-за поломки Денис сошел, совсем немного не дотянув до финиша, после чего он с трудом смог вернуться домой во Францию. Теперь дело Дениса Грабовски решил продолжить его сын Роман, который заявился на «Дакар» с точной копией отцовской машины в составе французской команды 191 Classic Rally Team. Жизнь младшего Грабовски, работающего главой культового для автоспорта бренда Motul, связана с гонками с самого детства, и участие в нынешнем ралли станет для него исполнением давней мечты, о чем он рассказал в интервью «Матч ТВ».

Без GPS и на чистом энтузиазме

— Роман, за вашим участием в «Дакаре» стоит очень личная история. Речь о вашем отце Денисе, который был среди пионеров этого ралли-рейда. Почему 40 лет назад он решил выйти на старт за рулем «Нивы»?

— В конце 70-х, когда стали проводить «Дакар», британские и японские внедорожники, как «Ленд Ровер» и «Тойота», были очень дорогими. Поэтому первые участники в основном предпочитали доступные русские «Нивы». Мой отец тогда работал автодилером и, как миллионы других людей, смотрел «Париж — Дакар» по телевизору. В итоге в один день он решил для себя, что это «классное приключение — надо бы поехать». Денег у отца не было, хотя в те годы это еще не играло такой роли, как сейчас, зато он был молод. У него получилось найти спонсоров и собрать хоть какой-то бюджет, которого хватило на покупку «Лады Нива», проехавшей «Дакар-1981» в качестве медицинского автомобиля.

Кроме гонщиков «Нивы» активно использовали сами организаторы, у медслужбы ралли осталось с десяток таких машин. Та, что досталась отцу, была дешевой, но осталась не в лучших кондициях, проехав целый марафон. Тем не менее ее довольно быстро починили, отец поехал на ралли, взяв штурманом своего товарища по регбийной команде. Для обоих это было первым путешествием за пределы Франции — без GPS, без опыта в кросс-кантри ралли, без ничего.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

— В Мали его экипажу пришлось сойти из-за поломки, но, насколько я знаю, на этом приключение не закончилось.

— В Гао (город на северо-востоке Мали. — «Матч ТВ») на машине отказало зажигание, и гонку уже было не продолжить. После схода отца и его друга ждала долгая дорога во Францию через Алжир. До порта в алжирской столице «Ниву» довезли на грузовике. Там же, пока они ждали корабль, их ограбили. Местные просто открыли дверь «Нивы», на которой даже замка толком не было, и вытащили все деньги, вещи и документы. Отец тогда серьезно расстроился из-за того, что произошло. Я до сих пор храню газеты тех лет с его интервью, где он ругает организацию марафона и обещает никогда больше не участвовать в «Дакаре». Через два года он вернулся в «Дакар», но уже на другой машине.

— А «Нива» осталась стоять у нас в гараже, и ее «пилотом» стал я — в детстве обожал садиться за руль и крутить его что есть силы. Девяносто процентов литературы в доме было посвящено «Дакару», к тому же отец сам много рассказывал о своих приключениях, поэтому я всегда думал, что в один день завершу его дело — финиширую на «Дакаре» за рулем нашей «Нивы». Первые серьезные планы пошли к 40-летнему юбилею марафона, изначально моей идеей было заявиться совсем в другой класс — Side by Side, который в нынешнем «Дакаре» самый недорогой. Но потом организаторы ввели категорию Classic, и это оказалось прямо то, что я хотел.

В Европе у «Нивы» сейчас новая жизнь

— Но к тому моменту след «Нивы», на которой выступал ваш отец, уже теряется. Как вы искали замену?

— Во Франции все еще много таких машин, поэтому купить их несложно. В 80-90-х для французов это был самый доступный внедорожник, в том числе благодаря невероятной активности Жан-Жака Пока (тогда главный импортер «Лады» во Францию. — «Матч ТВ»). Я бы сказал, на протяжении тех 20 лет «Лада» вела тут очень неплохой бизнес.

— Что касается отцовской «Нивы», то после переезда она хранилась в гараже его дилерского центра. Когда он праздновал 50 лет, я решил приехать на ней на праздник. К тому моменту машину не заводили уже два десятилетия и ее состояние было ужасным. Вместо прогнившего бензобака пришлось поставить пластиковый баллон, но она все равно доехала! Не знаю, что было потом, может быть, отец ее продал — машина исчезла. В 2018-м, когда я запустил свой «дакаровский» проект, шесть месяцев искал ее по всем сайтам подержанных автомобилей, давал интервью газетам, но это ничего не принесло. Поэтому я взял такую же «Ниву» 1982-го выпуска и досконально восстановил ее по фотографиям, что оставил отец.

— Несмотря на возраст, «Нива» остается востребованной машиной во Франции, и не только среди гоночных энтузиастов.

— Да, рынок до сих пор динамичный. Есть крупные поставщики запасных частей, как Tout le Niva, с чьей помощью мы на сто процентов обновили механические детали нашей машины. «Нива» была очень-очень популярной во Франции. Экономика здесь сильно привязана к аграрному сектору, ну, знаете вино и все остальное. Поэтому люди в сельской местности с удовольствием используют этот автомобиль. После ухода с рынка (Жан-Жака) Пока поставки прекратились и был упадок, но сейчас молодое поколение открыло для себя «Ниву» по новой. В гаражах осталось много машин, на которых никто не ездил, деталей тоже хватает. У «Нивы» наступила вторая жизнь. Думаю, в соревнованиях типа Dakar Classic скоро мы увидим наплыв из участников на «Нивах», включая русские команды.

Детали из чего попало и легендарная надежность

— «Нива», на которой поедете вы, максимально приближена к оригинальной модели, но все же что пришлось заменить и доработать?

— Я хочу проехать этот «Дакар» в тех же условиях, что мой отец и другие экипажи в начале 80-х. Некоторые из автомобилей, которые участвуют в нашей исторической категории, полностью обвешаны современным оборудованием. Для меня это не вариант. Что было на машинах тех лет? Каркас в моторном отсеке, каркас безопасности в кузове и, пожалуй, все. У меня дома лежит книга еще времен Пока с рекомендациями по переделке обычной «Нивы» в версию для «Дакара», и она была нашей «библией» во время работы над машиной. Из современных узлов мы оставили только те, что требуют правила безопасности ФИА, — это сиденья, ремни и топливный бак. Еще мы заменили коробку передач с четырех- на пятиступенчатую, чтобы поберечь мотор и не раскручивать его сразу на полную мощность. Плюс на передней подвеске добавлено по амортизатору, но эта технология в 80-х уже применялась.

— А насколько комфортно за рулем? Многие пилоты жаловались, что в «Ниве» чувствуешь едва ли не каждый камень на дороге.

— Три года назад в Марокко на первом для нашей машины ралли я допустил большую ошибку, оставив оригинальную подвеску. Все-таки эта «Нива» уже не такая крепкая, как сорок лет назад, и ехать было действительно тяжело. Подвеска — ключевой элемент в автоспорте и особенно в кросс-кантри ралли. Без хорошей подвески за две недели бездорожья вибрация сломает в машине всё, вплоть до мотора. Нам повезло, что перед этим «Дакаром» опытные люди посоветовали поставить дополнительные амортизаторы на переднюю подвеску, но не трогать заднюю. Дело в том, что основной вес в «Ниве» приходится на переднюю часть и в противном случае машина начала бы «козлить».

— При этом о неубиваемости «Нивы» слагают легенды. Наверняка у вас есть своя история?

— Как раз на том первом ралли в Марокко где-то на середине дистанции у нас развалилась рулевая рейка, а заменить было нечем. Причем до этого мы ехали без единой поломки. Но в Северной Африке люди могут починить все что угодно, не имея ничего, и из куска пластмассы местные механики сделали нам новую деталь. Забавно, что я все еще ездил с ней в этом году, поменяв на оригинальную запчасть лишь несколько месяцев назад.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

— Как бы вы описали «Ниву» в нескольких словах?

— В первую очередь я бы сказал, что она простая. И это круто, потому что я могу починить «Ниву», а чтобы починить современный автомобиль, мне понадобится диплом электротехника. Во-вторых, она легендарная, так как лишь нескольким машинам удалось стать частью «дакаровского» мифа и «Нива» точно в их числе. И наконец за счет своей простоты она почти не убиваемая.

Ради «Дакара» машину собирали по ночам и в выходные

— До того как начался проект с «Нивой», какой у вас был опыт в гонках?

— Небольшой. Работая с Motul, я много выезжал на гонки, но только смотрел за ними со стороны, а не сидел за рулем (смеется). Во Франции я выступал в гонках Side by Side и ралли классических автомобилей. А в следующем году кроме «Дакара» поеду в Le Mans Classic — соревновании для исторических машин, принимавших участие в автомарафоне «24 часа Ле-Мана». Наша команда будет выступать на болиде DB-Panhard из 50-х — эта французская марка начала выпускать автомобили одной из первых наравне с «Мерседес-Бенцем».

— Как удавалось совмещать работу главой бренда и подготовку к «Дакару» или пришлось брать длительный отпуск?

— Мы начали готовиться в феврале 2021-го. До этого я смотрел по телевизору первые соревнования Dakar Classic и все думал, подходит ли моя «Нива» для этого. Потом искали спонсоров, набирали команду, а уже с сентября проводили большую часть времени с машиной. Признаюсь, было сложно совмещать работу, а потом по ночам и все выходные перебирать «Ниву». Последние три месяца, перед тем как погрузить машину на теплоход в Марселе, можно назвать настоящим вызовом.

— Но в то же время нам очень помогали энтузиасты, любящие «Ниву», которые узнавали о проекте из соцсетей и прессы. Тестируя машину, мы проехали около 1-1,5 тысячи километров по Франции, дали интервью многим СМИ и навестили таких легенд гонок, как Анри Пескароло (экс-пилот «Формулы-1». — «Матч ТВ») и Жан-Клод Бриавуан (в 80-х дважды брал 2-е место на ралли-рейде «Париж — Дакар» за рулем «Нивы»).

— В Саудовскую Аравию с вами едет команда в пять человек. Как распределены роли в таком небольшом коллективе?

— Мы старались найти баланс — следовать философии «Дакара» 1980-х и в то же время не потерять шансы доехать до финиша. Кристоф — наш спонсор — повезет три или четыре сотни килограммов запчастей. Рэми — профессиональный механик, он был с нами с самого начала и будет заниматься машиной на бивуаках по ночам. Я могу, конечно, и сам что-то починить, но на «Дакаре» невозможно ехать гонку и потом заниматься ремонтом. Экипажи и так спят по 4-5 часов, поэтому через неделю ты просто не сможешь сесть за руль. С Рэми еще будет водитель технички и парень, который займется фото и видео.

— И еще у вас очень интересный штурман …

— Да, моя девушка — Констанс. Для нее это первое подобное событие в жизни. Мы смотрели с ней прошлый «Дакар» вместе, и однажды она сказала, что не против попробовать. Изначально я думал ехать ралли с лучшим другом, с которым мы были в Марокко, но Констанс оказалась очень мотивирована, и я выбрал ее. Мы тренировались вместе Жан-Пьером Гарсоном, он был штурманом на 20 «Дакарах», а потом с его коллегой Мишелем Пераном, выигравшим марафон четыре раза.

Dakar Classic едва ли не популярнее основных соревнований

— В этом году соревнования в классе Dakar Classic пройдут во второй раз. Как изменился этот зачет и что от него ждать?

— В 2022-м в нашей категории поедет 115 машин. Наверное, это даже больше, чем в основном зачете. И это уже на второй год! Думаю, такой успех объясняется небольшими расходами, минимальными требованиями в плане техники и максимальной близостью к главной гонке. Конечно, мы не едем тем же маршрутом, как у современных машин. Просто невозможно делать на «Ниве» те же вещи, что на багги с высоченной подвеской и несколькими сотнями лошадиных сил под капотом. Но бивуак у нас один, и все это время участники Dakar Classic и основного «Дакара», включая таких гонщиков, как Нассер Аль-Аттия и Стефан Петерансель, будут вместе.

— И все-таки современный «Дакар» проводится в одной стране, он стал короче и не таким разнообразным в плане маршрута. По вашему мнению, дух прежнего марафона, стартовавшего в Париже и шедшего через половину Африки, все еще живет в нынешнем ралли-рейде?

— Автоспорт в целом уже не такой, как десять, двадцать и более лет назад. Местами это плохо, если говорить о доступности, но, с другой стороны, есть плюсы, например, в вопросах безопасности. Не думаю, что раньше «Дакар» был идеальным, скорее, он был другим. Здесь многое зависит от личного восприятия. Допустим, на бивуаке во время ужина, как в старые времена, можно оказаться в компании звездных пилотов и без проблем поговорить с ними о гонках либо на любую другую тему. За три недели, что идет ралли-рейд, ты так же, как прежде, узнаешь страну, людей, находишь новые впечатления и друзей. То есть дух приключений и товарищества однозначно существует.

Ралли на старых машинах. Смотреть фото Ралли на старых машинах. Смотреть картинку Ралли на старых машинах. Картинка про Ралли на старых машинах. Фото Ралли на старых машинах

— Что касается самих соревнований, то здесь я приведу пример категории Original by Motul. Она рассчитана только на мотоциклистов, которые выступают без какой-либо поддержки: днем едут одни в пустыне, ночью сами чинят байки. И если оказаться среди них, то сразу почувствуешь дух тех первых «Дакаров» — люди могут быть вымотаны до предела, но одновременно испытывать настоящее счастье от происходящего. Некоторые участники и команды подходят к выступлениям более профессионально и запираются у себя в моторхоумах подальше от всех. Но остальные воспринимают это событие как приключение. Поэтому «Дакар» остается «Дакаром».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *