Расчет рентабельности грузового авто
Рентабельность грузоперевозок
Все транспортные компании и частные перевозчики заинтересованы в том, чтобы их деятельность приносила прибыль. Для того, чтобы вычислить общую экономическую эффективность бизнеса, проводится расчет рентабельности грузоперевозок, позволяющий вносить необходимые корректировки в организацию бизнеса и необходимые затраты. Если говорить языком математики, то этот показатель, выраженный в процентах, может быть представлен в виде следующего соотношения:
Рентабельность = Чистая прибыль/стоимость основных фондов *100%
Несмотря на кажущуюся простоту формулы рентабельности грузоперевозок, вычислить значение этого показателя достаточно сложно. Потому что в величину затрат на содержание фондовых активов входит множество составляющих, таких как расходы на топливо, зарплату сотрудникам, амортизацию транспортных средств и т.д. При этом данный показатель является важнейшей составляющей ключевой статистики бизнеса, помогающей оценить экономическую целесообразность всего коммерческого проекта.
Если рассматривать грузоперевозки по России, рентабельность может колебаться в зависимости от региона. Потому что каждая область характеризуется индивидуальными особенностями, способными сильно влиять на себестоимость конкретных маршрутов.
Простой пример – в районах с холодным климатом расход топлива у одних и тех же автомобилей будет выше, а техническое обслуживание – чаще и дороже. В областях с плохими дорогами машины часто будут простаивать из-за внепланового ремонта. Доставка грузов в мегаполисы потребует отдельных разрешений и дополнительных расходов на оплату различных пошлин. Поэтому средняя норма рентабельности грузоперевозок в общей статистике рассчитывается для каждого региона отдельно с учётом уникального набора факторов влияния.
Пример расчета рентабельности грузоперевозок на фуре
Допустим, вам необходимо регулярно доставлять 20 тонн груза из Москвы в Крым в город Симферополь. Расстояние между пунктами, включая проезд по городам – около 1800 км, в два конца – 3600 км. Расход топлива у гружёной фуры составляет 35 литров на 100 км, у порожнего автопоезда – 25 литров на 100 км. Соответственно средний расход будет 30 литров на 100 км. Максимальное количество рейсов в год 36 (по три рейса в месяц, но это очень высокая активность). Годовой километраж такого маршрута 130 тысяч километров. Будем считать, что работает только один водитель в паре с диспетчером.
Для расчёта общей рентабельности такого проекта рекомендуется занести соответствующие данные в следующие таблицы:
Общие затраты на рейс/год
Годовой расход топлива/стоимость
39 000 литров/ 2 000 тыс. рублей
Зарплата водителя и диспетчера/год
Сопутствующие расходы в рейсе и на стоянках
Затраты на содержание основных фондов
Стоимость годового обслуживания транспорта, включая покупку покрышек
Налоги, социальные сборы, страховка, дорожные сборы/год
Аренда и содержание помещений/ площадей/год
Стоимость одного рейса (валовой доход) в одну сторону составляет примерно 200 тыс. рублей. Подставляя значение из таблицы в основную формулу, получаем следующие цифры:
Годовой валовой доход = 7 200 тыс. рублей.
Стоимость содержания основных фондов – 1 200 тыс. рублей
Рентабельность маршрута с учётом всех начальных и текущих расходов = 2100/4800 * 100% = 50%.
Это очень высокий показатель, потому что мы для образца считали полную загрузку транспорта рейсами. На практике за месяц удаётся сделать от силы один-два дальних рейса и несколько рейсов на короткие дистанции, так что обычно средняя рентабельность такого бизнеса не превышает 15-25%. Но мы не учли в расчетах «обратки» и «догрузы», а это довольно полезные бонусы для перевозчика, которые всегда кстати. Если удастся частично загрузить машину на обратном пути, эффективность сразу же возрастёт. Хорошим показателем рентабельности для дальнобойщиков считается 15-20%, на которые можно со временем выйти, оптимизируя все процессы.
Приведённый пример представляет собой расчёт рентабельности по конкретному годовому маршруту. Однако этот показатель можно также рассчитывать в следующих форматах:
В каждом варианте будет своя формула и свои составляющие параметры. Различные приёмы вычисления рентабельности предоставляют возможность увидеть картину в целом, на которой будут наглядно представлены цифры, отражающие экономическую составляющую бизнеса.
Реалии и перспективы
Сегодня рынок грузоперевозок находится в определённой стагнации. Доля убыточных транспортных компаний в 2018 году составила более 38%, что ниже прошлогодних показателей, но весьма пессимистично для отрасли в целом. Среднее значение рентабельности для международных маршрутов составляет 8-10%, а для внутренних – едва превышает 6% по всем регионам.
Тяжёлое налоговое бремя негативно влияет на рентабельность, не позволяя предпринимателям, находящимся на «упрощёнке» использовать эффективные схемы лизинга. Тяжелее всех приходится небольшим транспортным предприятиям, имеющим в своём распоряжении 5-8 единиц автотранспорта различной грузоподъёмности. Большинство мелких заказов по городу выполняются силами самих коммерческих предприятий, имеющих в своём распоряжении пару «Газелей» или импортных аналогов.
В перспективе стоит отметить постепенный выход российской экономики из кризиса, который неизбежно поднимет спрос на услуги перевозчиков. Однако работать над повышением рентабельности нужно уже сейчас, продумано снижая себестоимость рейсов с использованием грамотных логистических решений.
Методы повышения рентабельности грузоперевозок
Как следует из формулы, приведённой в начале этой статьи, чем больше прибыль и меньше общие затраты, тем выше показатель рентабельности. Повышать доходность транспортной сферы можно следующими способами:
Отдельно стоит отметить обязательное наличие предпринимательского расчётного счёта, позволяющего повысить число заказов с использованием безналичных взаиморасчетов. Сегодня перевозчик, работающий только за наличные, зачастую остаётся без работы из-за низкого уровня доверия к подобным предложениям.
Снизить неизбежные затраты можно следующими методами:
Налоговая база рентабельности грузоперевозок 2019
Для проведения налоговых проверок транспортных предприятий и частных перевозчиков используются специальные показатели, позволяющие оценивать эффективность деятельности автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам. Для этого ежегодно Налоговая служба РФ определяет конкретные параметры рентабельности по разным отраслям.
Данная процедура регулируется Приказом ФНС «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В 2019 году минимальные коэффициенты рентабельности по грузоперевозкам составят 4% по проданным услугам и 4,4 % по имеющимся фондам и активам. Предлагаемая налогоплательщикам таблица рентабельности грузоперевозок является основой для проверки предоставляемых в отчетности данных. Любые серьёзные отклонения от приведенных цифр будут свидетельствовать о следующих обстоятельствах:
Так что регулярное вычисление этого важного показателя позволяет не только оценивать эффективность собственной деятельности, но и вписываться в требования налогового законодательства.
Таблица расчета рентабельности грузоперевозок
Эта таблица пригодится как перевозчикам так и грузоотправителям. Только цены и расходы проставляйте свои. Все данные в таблице можно привести под грузовики от 1 до 20 тонн. Скачать таблицу расчета себестоимости грузоперевозок можно здесь.
Хорошая таблица расчета, благодарю!
Удобная таблица, спасибо! Все расходы по полочкам разложены. Некоторым клиентам нужно показывать, чтобы не возмущались «дороговизной» перевозки, особенно в дремучие места, где и дорог-то нет нормальных. Заказчики хотят за счет логистики сэкономить, но почему водители и владельцы авто должны за тарелку супа работать?
Если с такими расчетами подходить к делу это может быть очень рентабельный бизнес, несмотря на стоимость запчастей, которые могут поломаться в дороге.
Ну, нужно сказать что это всё ориентировачно. Поскольку недавно встретил друга, так он перевозит грузы значительно дешевле, чем у офицалов. И направления разные. Только лучше заказывать его заранее, чтобы он составил сам график перевозок.
Далеко не все нюансы можно учесть, пользуясь стандартизованными техниками расчета, но данная таблица может быть полезна как минимум для предварительной оценки рентабельности.
Если не брать во внимание привязку к валюте, то данная таблица может стать вполне функциональным инструментом в процессе расчета рентабельности грузоперевозок.
Внимательно ознакомилась с составленной таблицей. Полезная вещь. Отличное подспорье для тех, кто занимается грузоперевозками. Все очень доступно и понятно. Спасибо за идею.
Знай свои доходы: сколько денег приносит грузовик и как их посчитать Версия для печати
Чтобы бороться с издержками и увеличивать прибыль, необходимо знать, сколько денег приносит каждый грузовик в автопарке. О внедрении системы мониторинга транспорта и её плюсах рассказывает генеральный директор GTE Logistics Денис Гиниятов.
GTE Logistics работает на рынке давно. У нас есть тысячи партнёров-перевозчиков, и перед приобретением собственного транспорта мы встречались со многими из них. Нас интересовали рекомендации: мы хотели узнать, чем отличаются грузовики разных производителей.
Парадокс состоял в том, что ни один из перевозчиков не знал, сколько его машины приносят прибыли или убытков!
Каков порожний и груженый пробег у грузовиков? Сколько часов простоя? Какова средняя ставка за 1 километр? Сколько денег уходит на топливо?
На все эти вопросы мы получали примерно такие ответы:
Удивительно, но это касалось как небольших перевозчиков с 2-3 машинами, так и владельцев средних (70-80 большегрузов) автопарков. Наверняка у крупных компаний ситуация обстоит иначе…
GTE Logistics такой вариант изначально не устраивал: многие процессы в нашей компании автоматизированы, и нам необходимо в реальном времени отслеживать информацию о прибыли или убытках собственного транспорта.
Как мы решил эту проблему? Установили датчики в баках, которые контролируют не только расход топлива, но и местонахождение транспорта.
В самом бортовом компьютере уже есть данные о датчиках нагрузки на седло (для контроля груженого или порожнего пробега и перегруза). Наша внутренняя система интегрирована с системами всех федеральных топливных компаний, поэтому мы точно знаем, за какую цену заправляются машины. Объединив все эти данные в нашей CRM, мы получили почти полную картину.
Почему почти? Потому что «Платон» и Автодор (на которые выделяются миллиарды) не имеют открытого API и не поддерживают открытого обмена данными. Эти расходы нам приходится «раскидывать» вручную.
Но каждую секунду времени мы точно знаем:
Мы получили возможность контролировать стиль вождения водителя. У кого-то он агрессивный, у кого-то консервативный, кто-то часто ездит накатом, экономя топливо, а кто-то наоборот слишком сильно разгоняется и часто жмёт на тормоза. Борьба с неэффективным вождением позволяет экономить существенные суммы.
Вот что мы получили (это средний показатель):
Как видно из таблицы, расход топлива в цене за перевозку составляет 42,5%.
Повторимся: это усредненный показатель. Не нужно ориентироваться на среднюю ставку за километр, она очень сильно зависит от региона: куда-то мы поедем за 60 рублей, а обратно вернемся за 30. Мы очень благодарны клиентам, которые в контракт закладывают «топливную надбавку»!
При расчете надбавки стоимость топлива в цене перевозки составляет 30%. Обычно цена перевозки увеличивается, когда топливо дорожает более чем на 10%. Если горючее станет дороже на 9%, наши расходы вырастут на 3,8%, но цену мы поднять не сможем. К тому же, большинство клиентов и вовсе не согласовывают топливную надбавку! Примерно 5% от стоимости перевозки съедают «Платон» и Автодор. Что выходит в итоге.
А ведь «Платон» в скором времени сильно подорожает!
В следующей статье постараемся раскрыть общую экономику собственного транспорта.
Экономика перевозок. Сколько денег приносит сцепка за 3 миллиона и есть ли у неё альтернативы? Версия для печати
Как выглядит бизнес перевозчика изнутри? Сколько денег приносит купленный за три миллиона рублей автопоезд и какие подводные камни возникают в ходе его эксплуатации?
Опытом делится генеральный директор ООО «Система Грузовик» Валерий Муратов.
— Наша компания работала в разных сегментах логистики, имеет опыт перевозок силами собственного автопарка из 60 автомобилей. Мы возили грузы по Москве и Подмосковью на ГАЗелях и трёхтонниках, а затем перешли на магистральные междугородние перевозки, купив фуры (в основном, с тентованными полуприцепами).
Я хочу рассказать о нашем опыте междугородних перевозок и экономике этого бизнеса.
Сегодня небольшим компаниям и начинающим перевозчикам нет никакого смысла покупать новые фуры с полуприцепами. Стоимость сцепки легко может перевалить за 10 млн рублей, а текущие ставки на перевозки не позволят отбить даже лизинг, не говоря уже о прибыли. Даже если у вас есть необходимая сумма, и вы можете купить новый автопоезд, не влезая в кредиты, то доходность от его работы будет сравнима с доходностью банковского депозита – но плюсом к тому появится много проблем, которые нужно будет ежедневно решать. Крупные транспортные компании покупают новые грузовики для других целей (в основном, для списания НДС, чтобы быстро амортизировать машину, продать её и только потом получить прибыль).
Оптимальный вариант для частника – покупка бывшей в употреблении сцепки-иномарки стоимостью около 3 млн рублей. Такую машину необходимо очень тщательно проверить: для этого нужно привлечь толкового специалиста. В идеале, в этот бизнес нужно входить при условии, что вы сами любите технику, любите с ней ковыряться – иначе каждая поломка будет казаться форс-мажором и давить на психику.
Тентовый полуприцеп обязательно должен быть с полной растентовкой, иначе количество грузов, которые вы сможете взять, резко сокращается, особенно на обратных рейсах.
Совсем старые и дешевые машины лучше использовать на перевозках внутри города или в пределах одного региона: в таком случае поломку можно будет устранить максимально быстро.
О работе с прямыми грузовладельцами частнику или небольшому перевозчику можно забыть сразу, так как прямым клиентам нужен сервис, включающий в себя вывоз большого количества грузов по фиксированной цене. Маленькая компания предоставить его не сможет при всём желании.
Деньги за перевозку приходят в среднем через 30-45 календарных дней после погрузки – и то если вы тщательно ведёте документооборот. Таким образом, чтобы избежать кассового разрыва, на каждую фуру у вас должен быть оборотный капитал в размере 500-600 тысяч рублей.
Доходная часть:
В идеальных условиях машина должна работать круглосуточно и приносить деньги ежедневно. Это возможно далеко не всегда, но к этому нужно стремиться. В среднем машина должна проезжать от 15 до 20 тыс. км. в месяц. Средняя цена за километр при хорошем подборе заказов составит 35-40 рублей без НДС. При таких условиях валом фура будет приносить 450-650 тыс. рублей в месяц.
Чтобы достичь таких показателей, нужно стараться брать рейсы от 1000 км.
Есть правило: чем короче плечо перевозки, тем выше стоимость километра. Но на коротком плече машина теряет много времени на погрузке и выгрузке: где-то она запросто может зависнуть на 2-5 дней. За простой клиент обычно платит около 1500 руб. в сутки: этот момент нужно контролировать и быть внимательным.
В среднем фура при такой работе делает 8-12 перевозок в месяц.
Расходная часть:
На топливо на 15 тыс. километров при расходе 33 литра на 100 километров уйдет 200-220 тыс. рублей в месяц.
Ремонты, ТО, резина – откладываем от 40 до 80 тыс. руб. в месяц.
Диспетчер (тот, кто подбирает оптимальные заказы для фуры, и обеспечивает ее постоянной работой) – от 5% до 15% от «вала» по заказам, опять же, если вы это делаете не сами. Хорошего диспетчера, который обеспечит машину работой без простоев найти достаточно тяжело, так как рука на пульсе у такого специалиста должна быть постоянно.
С бухгалтером (тем, кто будет оформлять все документы по заказам и собирать дебиторскую задолженность) можно договорится на «сделку», но если нанимать сотрудника на постоянную работу, ему придётся платить от 35 до 60 тыс. руб. в месяц.
Штрафы ГИБДД, весовой контроль, отсутствие путевых листов и т.д. – по ситуации.
Страховка грузов: можно застраховать ответственность перевозчика, в среднем это будет стоить от 3 до 5 тыс. руб. в месяц за одну машину.
А также нужно учитывать, что сама сцепка будет амортизироваться и со временем дешеветь.
В бизнесе автоперевозок присутствует сезонность: в теплое время года больше востребованы тентованные прицепы, так как тентами начинают возить продукты питания. В холодное время года больше работы для рефрижераторов.
Итого: чистая прибыль в среднем по году, может составлять от 50 до 150 тыс. рублей в месяц при плотной работе – при условии, что машина куплена не в лизинг и не в кредит. Но даже при этом можно легко уйти в минус.
Подводных камней много, но главный из них — это водители и еще раз водители.
Водитель должен быть без судимостей, иначе служба безопасности у клиентов часто будет отказывать. Проверяют водителей почти все клиенты.
Водителям нужен отдых. Максимальная длительность вахты, при которой водитель работает эффективно – 30-45 дней. Нужны подмены, чтобы машина не простаивала. Самая эффективная схема – это 3 водителя на 2 машины. Водители должны отдыхать, но машина не должна стоять без работы.
Подобрать хороших водителей это самая большая проблема, так как платят все примерно одинаково, а гарантии оплаты и условия работы у всех разные. Все водители хотят работать на иномарках, желательно новых; соответственно, если у вас б/у машина российского производства, найти хорошего водителя будет непросто. Чем хуже машина, тем больше будет текучка: водители придут поработать на время, «перекантоваться», и постоянно будут искать вариант получше. Соответственным будет и отношение к машине.
А еще водители не доверяют частникам, так как нередки случаи, когда зарплата не выплачивается полностью или частично.
Конечно, прибыль станет ощутимо больше, если тот, кто покупает фуру, сам будет ее водить, подбирать заказы, отправлять документы клиентам. В этом случае ниже будет расход топлива, снизятся затраты на амортизацию, ведь водитель-собственник всегда лучше следит за техническим состоянием машины и не убивает свою технику.
Указанные цифры взяты из собственного опыта, и могут быть только примерным ориентиром. У каждого перевозчика своя стратегия и свои предпочтения по маршрутам.
Есть ли альтернатива? Как вложить деньги и получить гарантированную прибыль?
Сегодня наша компания расширила бизнес и открыла для себя новое направление развития – оказание финансовых услуг для автоперевозчиков (TruckRadar.com). Мы производим быстрые выплаты по выполненным заказам; работающие с нами перевозчики не ждут деньги по 30-45 дней, а получают их в день выгрузки.
Если у вас есть свободные деньги и вы хотите их выгодно вложить, предлагаем партнерство: вы можете дать заем нашей компании 3 млн. руб. и получать фиксировано 100 тыс. рублей ежемесячно. Минимальная сумма инвестиции – 500 тыс. рублей, доход – от 36 до 41% годовых.
Переходите по ссылке truck-invest.ru и оставьте заявку: мы пришлем вам инвестиционное предложение.
Данный текст не является рекомендацией к заключению сделок. Лицо, принимающее решение о передаче своих денег должно осознавать возможные риски.
Рентабельность автомобильных грузоперевозок
Существуют различные способы перевозок грузов, но основным все же является автомобильно-грузовой.
Автомобильные грузоперевозки – высокозатратный бизнес: покупка транспортных средств, подбор опытного персонала, аренда или покупка мест для машин и прочее. Учитывая огромные затраты для организации эффективно действующего транспортного предприятия, необходимо уметь точно рассчитать рентабельность грузоперевозок.
Схематично перечислены методы оценки рентабельности грузоперевозок, описание которых далее в статье. Но, предварительно рассмотрим преимущества данного вида перевозок, группы, перечень затрат при калькуляции первоначальной стоимости услуги грузоперевозки, а также виды тарифов автомобильных перевозок и как установить тариф.
Преимущества автомобильных грузоперевозок
Группы автомобильных грузоперевозок
Эффективность работы предприятия, оказывающего услуги грузоперевозок, определяется показателями себестоимости и рентабельности. Согласно этим показателям определяется срок окупаемости капиталовложений, прибыль и перспективы развития. Итак, себестоимость грузоперевозок – это затраты предприятия на 1 км пробега грузового транспорта.
Виды затрат и тарифов при грузоперевозках
Рентабельность характеризуется количественной оценкой эффективности использования текущих затрат предприятия и измеряется в процентах. Формируя ценовую политику в сфере грузоперевозок, нужно учитывать не только фактические затраты, но и будущие.
Размер тарифа определяется многими факторами – расстоянием, характеристиками груза (вес, объем), сезонностью и т.п.
Виды тарифов на грузоперевозки
Стоимость устанавливается от пробега автомобиля.
Фиксируется почасовая оплата за машины с определенными характеристиками.
Стоимость выставляется за тонны перевозимого груза, учитывая расстояние.
Чтобы установить тариф перевозки, необходимо к рассчитанному значению себестоимости прибавить желаемое значение прибыли.
В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» автоматически подводится итог по затратам, для этого создан отчет «Расходы на ТС». В настройках программы можно создавать различные статьи расходов. Есть возможность выводить отчет как по определенной статье расходов или транспортному средству, так и вцелом. Пример отчета представлен далее.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Основным показателем при анализе эффективности финансовой деятельности работы любого автотранспортного предприятия является величина общей рентабельности.
Рентабельность по балансовой прибыли
В большинстве случаев, рентабельность определяется исходя из балансовой прибыли предприятия. Итак, рентабельность грузоперевозок – это соотношение суммарной балансовой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Рентабельность по видам перевозок
Рентабельность по видам перевозок рассчитывается аналогично, но необходимо перераспределить по видам перевозок основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. В данном случае сумма прибыли рассчитывается разницей между суммами доходов и затрат, 2% от суммарного дохода отчисляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
К основным производственным фондам предприятия относят – оборудование, здания, подвижной состав и т.п. В данном случае основную роль играет стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, которая распределяется по категориям перевозок. Пропорционально стоимости транспортных средств по видам перевозок распределяется остача производственных фондов.
К нормируемым оборотным средствам относятся такие средства, расход которых зависит от пробега автотранспорта (ГСМ, эксплуатационные материалы, запасные детали и т.п.), а также быстроизнашивающиеся и малостоящие компоненты. Распределение нормируемых оборотных средств происходит в процентном соотношении между категориями, учитывая: пробег ТС – для средств, расход которых зависит от пробега; машино-часы работы ТС – для быстроизнашивающихся и малостоящих компонентов.
Вести учет пробега по каждому автомобилю и фактически отработанных машино-часов довольно трудоемкий процесс, но по данным показателям можно провести объективную оценку эффективности перевозок.
Рентабельность маршрута, поездки, транспортного средства
Калькуляция 1 поездки включает следующее:
В данном случае к постоянным и переменным расходам относят следующее
При использовании однотипных автомобилей определенных марок, при постоянных маршрутах, возможно рассчитать:
В программе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» создан отчет «Рентабельность по транспортным средствам», в котором выводятся суммы доходов и расходов, прибыть и рентабельность по привлеченным и собственным транспортным средствам. Знаком минус обозначены убытки, на что следует обратить особое внимание. Также настройки отчета позволяют его видоизменять, допустим анализировать количество и процент выполненных заказов по транспортным средствам, выводить суммы расходов, доходов и прибыли без НДС. Пример отчета представлен ниже.
Программа «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» автоматизирует процессы расчета расходов, доходов, прибыли и рентабельности, сравнения плановых и фактических показателей, т.е. предоставляет возможность проводить объективную оценку финансовой деятельности автотранспортного предприятия. Показатели в динамике помогут проанализировать текущее финансовое положение предприятия и спрогнозировать перспективы развития. Если рентабельность падает, ситуацию возможно исправить снизив себестоимость, рационализировав расходы, увеличив объемы продаж услуг.