Расчетный автомобиль типа а20
Рекомендуемые параметры расчетных автомобилей для Российской Федерации
Дата публикации: 04.04.2016 2016-04-04
Статья просмотрена: 63264 раза
Библиографическое описание:
Абдуназаров, Ж. Н. Рекомендуемые параметры расчетных автомобилей для Российской Федерации / Ж. Н. Абдуназаров, М. Н. Мамарасулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.2 (111.2). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27588/ (дата обращения: 23.12.2021).
В связи с повышением динамических характеристик автомобилей совершенствуются требования к строительству и проектированию автомобильных дорог. При проектировании дорог возникает необходимость введения понятия «расчетный автомобиль». Этот термин определяется по-разному [1].
«Расчетный автомобиль – это транспортное средство, используемое для определения геометрических параметров автомобильных дорог (минимальные радиусы поворота пересечения в одном уровне, кольцевые пересечения), влияющих на безопасность, пропускную способность и стоимость пересечения. Это – условная транспортная единица, параметры которой используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов».«Расчетный автомобиль – это такой автомобиль, массу, размеры и динамические качества которого используют при проектировании автомобильной дороги. Такие параметры расчетного автомобиля, как размеры и минимальный радиус поворота, должны быть такими же, как и у большинства других автомобилей этого же класса, которые предположительно будут использовать для движения проектируемую дорогу».
При проектировании автомобильных дорог и парковочных мест возникает необходимость определять ширину проездов, величину маневровых площадок, геометрические параметры. Это требует в каждом конкретном случае построения динамического габарита расчетных автомобилей, которое является процессом трудоемким (особенно для автопоездов) и не в достаточной мере освоенным проектировщиками.
Отсутствие систематизированного справочного материала по этим вопросам зачастую является причиной необоснованных проектных решений, которые либо ведут к завышению сметной стоимости объектов, либо не обеспечивают нормальных эксплуатационных условий работы автотранспорта.
Нами было исследован и изучен состав транспортных средств, передвигающихся по российским автомобильным дорогам, и разделен на следующие группы:
1. Легковой автомобиль;
2. Грузовой автомобиль;
Автобусы разделены на три типа: городской автобус, пригородный автобус, сочлененный автобус; автопоезда – два типа по длине.
Исходя из проведенных исследований [2] нами были предложены параметры рекомендуемых расчетных автомобилей для проектирования автомобильных дорог. Были учтены не только длина и ширина расчетного автомобиля, но и база, передний свес, задний свес, который играет немаловажную роль при определении минимального радиуса автомобильной дороги (табл.1).
Размеры рекомендуемых расчетных автомобилей
Тип расчетного автомобилей
ПНСТ 271-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Кольцевые пересечения. Правила проектирования
Текст ПНСТ 271-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Кольцевые пересечения. Правила проектирования
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Дороги автомобильные общего пользования
КОЛЬЦЕВЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
Правила проектирования
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансИнжПроект» (ООО «Транс* ИнжПроект»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2018 г. Ne 10-лист
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16—2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва. Китайгородский проезд, д. 7. стр. 1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, оформление. 2018
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения. 1
2 Нормативные ссылки. 1
3 Термины и определения. 2
4 Общие положения. 3
5 Классификация кольцевых пересечений. 5
6 Расчетный автомобиль. 6
7 Геометрические параметры кольцевых пересечений. 7
7.1 Центральный островок и контроль скорости на кольцевом пересечении. 7
7.2 Ширима кольцевой проезжей части. 7
7.3 Число полос движения на кольцевой проезжей части. 7
7.4 Краевая полоса центрального островка. 8
7.5 Однополосное кольцевое пересечение. 8
7.6 Двухполосное кольцевое пересечение. 9
7.7 Внешний край проезжей части кольцевого пересечения. 9
7.8 Примыкание въездов и выездов к кольцевой проезжей части. 10
7.8.1 Ширины въезда и выезда. 10
7.8.2 Въезд/выезд с одной полосой движения. 11
7.8.3 Въезд/выезд с двумя полосами движения. 12
7.8.4 Угол въезда и выезда кольцевого пересечения. 12
7.10 Направляющий островок/ разделительная полоса на подходе. 13
7.11 Подходы к кольцевым пересечениям с высокими скоростями движения. 15
7.12 Правоповоротная полоса. 15
8 Вертикальная планировка мест расположения кольцевых пересечений и кольцевой проезжей
8.1 Принципы вертикальной планировки кольцевого пересечения. 18
8.2 Расположение кольцевых пересечений на уклоне. 18
8.3 Поперечные уклоны кольцевой проезжей части — вираж. 18
8.4 Поверхностный водоотвод. 19
9 Расстояние видимости на кольцевых пересечениях. 20
9.1 Общие положения. 20
9.2 Видимость кольцевой проезжей части на подходе к пересечению. 22
9.3 Наименьшее расстояние видимости из условий полной остановки. 23
10 Обустройство кольцевых пересечений. 24
10.2 Свободные зоны. 24
10.3 Ландшафтное оформление кольцевых пересечений. 24
10.4 Расположение остановочных пунктов пассажирского транспорта общего пользования
11 Пешеходные переходы. 26
12 Велосипедное движение на кольцевых пересечениях. 26
13 Кольцевые пересечения со спиральными полосами движения. 30
13.1 Область применения спиральных полос движения и общие требования. 30
13.2 Геометрические параметры и построение. 33
13.3 Разделители полос движения на кольцевой проезжей части. 34
13.4 Организация дорожного движения при применении спиральных полос движения. 34
13.5 Проезд крупногабаритных автомобилей пересечения. 34
14 Кольцевые пересечения в случае применения светофорного регулирования. 34
14.1 Основные положения. 34
14.2 Область применения светофорного регулирования. 35
Приложение Б (рекомендуемое) Рекомендуемая и нерекомендуемая формы элементов
кольцевого пересечения. 37
Приложение В (рекомендуемое) Траектория свободного проезда кольцевого пересечения. 50
Приложение Г (рекомендуемое) Ширина краевой полосы центрального островка. 61
Приложение Д (рекомендуемое) Методика проектирования кольцевых пересечений
со спиральными полосами движения. 65
Приложение Е (рекомендуемое) Кольцевые пересечения со светофорным регулированием. 83
ПНСТ 271—2018
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
Automobile roads of general use. Roundabout intersections. Rules of design
Срок действия — с 2018—09—01 до 2021—09—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования кольцевых пересечений автомобильных дорог для применения при планировании, проектировании, эксплуатации и развитии сетей автомобильных дорог и отдельных автомобильных дорог на федеральном, региональном и местном уровнях (вне населенных пунктов). Настоящий стандарт устанавливает требования к вновь устраиваемым или реконструируемым кольцевым пересечениям на участках автомобильных дорог общего пользования.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32944 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классифика
ция. Общие требования
ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 33150 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 54305 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ Р 55706 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы ГОСТ Р 55844 Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осыпка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 граничная линия кольцевого пересечения: Выделяемая разметкой линия, отделяющая кольцевую проезжую часть от проезжей части участка примыкающей автомобильной дороги ипи улицы.
3.2 диаметр кольцевого пересечения: Диаметр внешней кромки кольцевой проезжей части.
3.3 кольцевое пересечение: Пересечение е одном уровне с центральным островком, как правило. в форме окружности, и кольцевой проезжей частью, по которой осуществляется движение автомобилей против часовой стрелки.
3.4 кольцевое пересечение со спиральными полосами движения (спиральные кольцевые пересечения): Кольцевое пересечение с несколькими полосами движения, имеющими форму спирали.
3.5 краевая полоса: Часть обочины, примыкающая к проезжей части и имеющая дорожную одежду. конструкция которой позволяет обеспечить безопасный заезд на нее транспортных средств и защиту кромки проезжей части основной полосы движения от обламывания.
3.6 краевая полоса центрального островка: Полоса центрального островка, расположенная с внешней его стороны и предназначенная для заезда задними колесами крупногабаритных автомобилей.
3.7 многополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка по двум и более полосам движения.
3.8 направляющий островок: Островок, расположенный в одном уровне с проезжей частью, либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
3.9 однополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка транспортными потоками всех направлений по одной полосе.
3.10 отклонение траектории движения: Смещение траектории автомобилей левоповоротного и прямого (транзитного) транспортных потоков по отношению к положению автомобилей при въезде на кольцевую проезжую часть.
3.11 правоповоротная полоса: Дополнительная полоса, предназначенная только для движения автомобилей, выполняющих правый поворот; устраивается при высокой интенсивности правоповоротного транспортного потока в пределах кольцевой проезжей части или вне ее.
3.12 приоритетное направление движения в зоне кольцевого пересечения: Установленное преимущественное право на первоочередной проезд автомобилей по определенному направлению по отношению к другим участникам движения.
3.13 проезжая часть кольцевого пересечения: Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей при объезде центрального островка.
3.14 пропускная способность кольцевого пересечения: Максимальное количество автомобилей. которое может въехать на кольцевое пересечение в единицу времени.
Примечание — Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть.
3.15 пропускная способность въезда на кольцевое пересечение: Максимальное число автомобилей. которое может въехать на пересечение за единицу времени при заданной интенсивности движения на кольце и наличии постоянной очереди автомобилей на въезде.
3.16 радиус въезда: Радиус правой кромки проезжей части участка въезда на кольцевую про* езжую часть.
3.17 радиус выезда: Радиус правой кромки проезжей части участка выезда с кольцевой проезжей части.
3.18 расчетная скорость движения кольцевого пересечения: Скорость одиночного автомо-биля. обеспечивающая безопасность движения на кольце; используется при расчете геометрических элементов пересечения.
3.19 расчетная скорость движения на участке въезда на кольцо: Скорость одиночного авто* мобиля, обеспечивающая безопасность движения на кольце; используется при расчете геометрических элементов участка въезда на кольцевую проезжую часть.
3.20 траектории свободного проезда кольцевого пересечения: Траектории свободного про* езда легковых автомобилей по каждому из направлений: при въезде на кольцевую проезжую часть, на участке движения по кольцевой проезжей части и при выезде с нее.
3.21 участок въезда на кольцевую проезжую часть: Участок перед граничной линией, на кото* ром водитель принимает окончательное решение о режиме въезда на кольцевую проезжую часть.
3.22 участок выезда с кольцевой проезжей части: Участок примыкающей автомобильной до* роги или улицы, расположенный за граничной линией при выезде с кольцевой проезжей части.
3.23 участок подхода к кольцевому пересечению: Участок автомобильной дороги, в пределах которого изменяют ее геометрические размеры для обеспечения удобных и безопасных условий въез* да на кольцевую проезжую часть и выезда с нее на автомобильную дорогу.
3.24 фактические траектории проезда кольцевого пересечения: Траектории движения авто* мобилей каждого из направлений, выбираемые водителями с учетом организации движения в зоне кольцевого пересечения.
3.25 центральный островок кольцевого пересечения: Расположенный в центре элемент коль* цееого пересечения, вокруг которого происходит перераспределение движения автомобилей по раз* ным направлениям.
3.26 ширина кольцевой проезжей части: Сумма ширин полос движения, равная расстоянию от центрального островка до внешней кромки кольцевой проезжей части.
4 Общие положения
4.1 Кольцевые пересечения допускается применять:
— на пересечениях в одном уровне автомобильных дорог категорий II—IV между собой и с дорогами категории V;
— в составе неполных пересечений в разных уровнях при размещении кольцевых пересечений на второстепенной автомобильной дороге:
— на пересечениях в одном уровне автомобильных дорог категории IB с автомобильными дорогами категорий II—V вместо светофорного регулирования при наличии достаточной пропускной способности. если число полос движения на каждой из пересекающихся автомобильных дорог не превышает четырех.
Кольцевые пересечения могут также применяться в качестве граничного элемента, указывающего на изменение дорожных условий.
При выборе типа пересечения в одном уровне следует выполнять экономическое сопоставление вариантов пересечения, пропускной способности, безопасности и стоимости отводимых под строительство земель, а также учитывать снижение взаимной скорости автомобилей, траектории движения которых могут приводить к столкновению автомобилей, на кольцевом пересечении по сравнению с обычным пересечением в одном уровне. Пример такого учета приведен в приложении А.
На участках, где проектируемое кольцевое пересечение может оказать влияние на функционирование смежного пересечения либо наоборот, следует, как правило, исключать взаимное влияние пересечений от образования очередей.
4.2 Кольцевые пересечения следует проектировать с приоритетом автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части в соответствии с (1). Приоритет автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части, как правило, следует подтверждать установкой перед въездом на кольцевую проезжую часть дорожного знака 4.3 (в соответствии с ГОСТ Р 52290).
4.3 Основные планировочные элементы кольцевого пересечения приведены на рисунке 1.
а) Кольцевое пересечение с одной полосой движения б) Кольцевое пересечение с двумя полосами движения
Рисунок 1 — Основные платроаочные элементы кольцевого пересечения
5 Классификация кольцевых пересечений
5.1 Классификация кольцевых пересечений приведена в таблице 1.
Таблица 1 — Классификация кольцевых пересечений по диаметру
Тип кольцевого пересечения
Наибольшая расчетная скорость движения на кольцевом пересечении, км/ч
Диапазон диаметра внешний кромки кольцевой проеэяей
Кольцевые пересечения малого диаметра
Кольцевые пересечения среднего диаметра
Кольцевые пересечения большого диаметра
5.2 Область применения типов кольцевых пересечений приведена в таблице 2.
Таблица 2 — Область применения типов кольцевых пересечений
Категория автомобильной дороги основного напрввпения
Тип кольцевого пересечения
Кольцевые пересечения большого диаметра
Кольцевые пересечения среднего диаметра
Кольцевые пересечения мвлосо диаметре
Допускается в стесненных условиях
Допускается в условиях горной местности
1 Стесненные условия — условия, обусловленные ограничениями использования придорожной территории: ценные земли, сложный рельеф.
2 Свободные условия — отсутствие ограничений использования придорожной территории, несложный рельеф.
3 Горная местность — местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и болев в радиусе 25 км. а также местность с абсолютной высотой рельефа 4000 м и более.
6 Расчетный автомобиль
6.1 Требования к размерам автомобилей принимаются е соответствии с требованиями [2].
6.2 Габариты автомобилей, которые могут использоваться как расчетные при проектировании кольцевых пересечений, приведены в таблице 3.
Максимальная ширина согласно [2] не должна превышать 2.6 м. Для легкового автомобиля до* пускается принимать габаритную ширину 1,9 м.
Таблица 3 — Габариты расчетных автомобилей Размеры в метрах
Схема расчетного автомобиля
Автопоезд, состоящий из седельного тягача и полуприцепа
240,. ■ _ Тил Б. Локальное расширение подхода
И^ — ширина въезда. И*,х — ширина выема. — радиус правого края проезжей части на въезде. радиус правого края
проезжей части на выезде, радиус перехода — параметр переходной кривой от прямолинейною участка к круговой кривой
Рисунок 3 — Уширение подходов к кольцевому пересечению
Ширина въезда с подхода к кольцевому пересечению (wa„) определяется исходя из требований пропускной способности подхода и геометрических параметров расчетного автомобиля.
Ширина въезда измеряется по сечению линии остановки автомобиля перед въездом на кольцевое пересечение.
Допускаются, как правило, две ситуации въезда и выезда с пересечения:
• въезд/выезд с одной полосой движения:
— въезд/еыеэд с двумя полосами движения.
При необходимости предоставить возможность опережения автомобилей, имеющих низкое уско* рение разгона, на выезде с кольцевого пересечения допускается устраивать две полосы движения при наличии только одной полосы в каждом направлении на пересекающихся дорогах. Протяженность участка с двумя полосами движения в этом случае должна быть не менее 60 м. отгон дополнительной левой полосы — 1:30.
в случае необходимости пропуска через кольцевое пересечение автомобилей, габариты которых превосходят расчетный автомобиль, или при отсутствии бортового камня с внешней стороны края проезжей части на въезде и выезде устраиваются укрепленные участки, покрытие которых по цвету и фактуре отличается от покрытия проезжей части (рисунок 4). Фактура покрытия таких уширений должна иметь повышенную шероховатость или неровности, создающие вибрацию автомобилей при заезде на такое покрытие (мощение и т. п.).
Рисунок 4 — Уширение с внешней стороны кольцевой проезжей части
7.8.2 Въезд/выезд с одной полосой движения
На однополосном въезде минимальная ширина определяется на основании расчетного автомобиля и радиуса въезда.
Минимальные параметры въездов и выездов кольцевого пересечения приведены в таблице 6. Ширина однополосного въезда или выезда не должна позволять одновременного параллельного
проезда двух расчетных легковых автомобилей.
Таблицаб — Минимальная ширина въвэда/выезда кольцевого пересечения
Радиус въезда/ выезда. и
Ширина въеада/выеэда. и
для расчетною автомобиля Л. м
для расчетного автомобиля Г. м
для расчетного автомобиля А. м
для расчетного автомобиля А20. м
Окончание таблицы 6
Радиус въезда/ выезда. м
Ширина еъезда/еыезда. м
для расчетного автомобиля Л. м
для расчетного автомобиля Г. м
для расчетного автомобиля А. м
для расчетного автомобиля А20. м
1 Максимальный радиус въезда составляет 20 м.
2 В любом случае ширина вьвзда/выезда не должна быть менее 4,00 м. Возможно уширение выезда с кольцевого пересечения до значений, указанных в таблице 6. с целью обеспечения более удобного выезда с пересечения. Ширину выезда рекомендуется увеличивать не более чем на 20 %.
7.8.3 Въезд/выезд с двумя полосами движения
Ширина еъезда/еыезда с двумя полосами движения определяется исходя из возможности проезда расчетного автомобиля А16 параллельно с расчетным автомобилем Л.
В таблице 7 указаны минимальные размеры двухлолосной проезжей части на въезде или выезде.
Таблица 7 — Минимальная ширина двухполосного вьезда’выеэда кольцевого пересечения
Радиус въеада/еыеэда. м
Ширина еъезда/еыезда. м
пересечения на застроенных территориях
пересечения не не застроенных территориях
1 Максимальный радиус въезда составляет 20 м.
2 Минимальная ширина не должна быть менее 7.00 м.
7.8.4 Угол въезда и выезда кольцевого пересечения
Угол въезда автомобиля на кольцевое пересечение измеряется как угол между направлением движения въезжающего на пересечение автомобиля и касательной к кривой оси кольцевой проезжей части на пересечении. Рекомендуемое значение данного угла от 30 е до 40°. Рекомендации по назначе-нию угла въезда приведены в Б.2 (приложение Б).
Угол выезда должен быть таким, чтобы радиус траектории свободного проезда на выезде был равен или больше радиуса такой траектории на въезде.
Необходимое соотношение радиусов въезда и выезда может быть обеспечено смещением въезда влево от центра кольцевого пересечения. Величина отклонения определяется на основе оценки фактических скоростей проезда по кольцевому пересечению и их соотношения, но не более 9 м. Разница скоростей на различных участках траектории свободного проезда кольцевого пересечения, как правило. не должна превышать 10 км/ч на въезде и 20 км/ч на выезде. При отсутствии пешеходного движения радиус выезда с кольцевого пересечения может быть увеличен.
Смещение въезда вправо от центра кольцевого пересечения не допускается. Рекомендуемые и нерекомендуемые варианты смещения приведены в Б.З (приложение Б).
Следует учитывать ограничения угла обзора водителя в соответствии с Б.4 (приложение Б).
7.9 Уменьшение и увеличение ширины проезжей части подходов к кольцевому пересечению
Уменьшение ширины проезжей части подхода к кольцевому пересечению требуется, если сам подход является частью автомобильной дороги с тремя или четырьмя полосами движения, а въезд на кольцевое пересечение является однополосным. В таком случае есть необходимость выполнить слия-ние двух полос в одну на подходе.
Уменьшение ширины проезжей части подхода производится за счет левой полосы в случае, если наличие двух полос движения вызвано необходимостью обеспечения обгона (дополнительная полоса на подъеме или полоса обгона на трехполосной автомобильной дороге), с отгоном 1:30.
Уширение подхода требуется, когда дорога с двумя полосами движения (по одной полосе в каж* дом направлении) примыкает к двухлопосному кольцевому пересечению, а также если интенсивность движения на пересечении превышает пропускную способность на подходе.
Существуют два основных типа уширения подхода (рисунок 3):
• тип А. Уширение на дополнительную полную полосу движения с использованием диагонального отгона.
— тип Б. Локальное уширение с помощью кривых.
Тип А. Данный тип уширения используется при отсутствии ограничений площади земельного участка для размещения кольцевого пересечения. Отгон уширения следует принимать 1:30. Длина до* полнительной полосы в полной ее ширине должна быть, как правило, не менее 40 м.
Тип Б. Локальное уширение при наличии ограничений полосы отвода, в стесненных условиях. Такого типа уширение выполняется так. чтобы максимально использовать ту площадь отвода, которой располагает проектировщик. Минимальную длину дополнительной полосы движения в ее полной ширине и более рекомендуется принимать не менее 12 м.
7.10 Направляющий островок/разделительная полоса на подходе
7.10.1 Направляющий островок следует устраивать на каждом подходе, где это возможно еыпол-нить. Направляющий островок на подходе к кольцевому пересечению разделяет потоки на въезд и выезд кольцевого пересечения, а также придает въезжающему на кольцевое пересечение движению правильный угол примыкания к кольцевой проезжей части. Длина направляющего островка, как правило, должна быть не менее расстояния от границы кольцевой проезжей части до наиболее дальней точки:
• возврата сечения дороги в стандартное поперечное сечение.
— либо кривых в плане на подходе к кольцевому пересечению, устраиваемых согласно 7.11.2,
— либо начала снижения водителями скорости перед кольцевым пересечением.
7.10.2 Направляющий островок, как правило, должен быть с возвышением над проезжей частью и выделением бортовым камнем. Бортовой камень рекомендуется применять высотой 0.12—0.15 м. Допускается применение скошенного бортового камня высотой со стороны проезжей части 0.05—0.08 м и со стороны направляющего островка — 0.12—0.15 м от уровня проезжей части. При отсутствии движения пешеходов через направляющий островок и применении травмобезопасных опор дорожных знаков допускается уменьшать высоту бортового камня на закруглении, обращенном в сторону подхода к пересечению. до 0.02 м. с постепенным повышением.
7.10.3 Создание направляющего островка обеспечивает (рисунки 5 и 6):
— принудительное отклонение движения за счет геометрических параметров островка:
— разделение въезда и выезда с пересечения;
— формирование островка безопасности для пешеходов, пересекающих подход к кольцевому пересечению:
• формирование площади для размещения информационных знаков, дорожных знаков, других элементов обустройства дороги, без помех для видимости на пересечении.
Форма и расположение направляющего островка должны не допускать выполнение левого поворота без объезда центрального островка.
Геометрия направляющего островка определяется геометрией кривой въезда, кривой выезда и круговой кривой внутреннего края кольцевой проезжей части.
Рисунок 5 — Пример устройства направляющего островка
Рисунок 6 — Пример устройства направляющего островка при необходимости снижения скорости на подходе к кольцевому пересечению с помощью обратных круговых кривых без прямых вставок между ними
7.10.4 Ширина направляющего островка должна быть не менее 2.4 м по внешнему краю кольце* вой проезжей части и 1.2 м по краю островка со стороны подхода. Ширина островка в зоне пешеходного перехода должна быть не менее 2 м. ширина пешеходного перехода — согласно ГОСТ 32944. Зона ожидания пешеходов и/или велосипедистов должна располагаться как можно ближе к кольцевому пересечению, но. как правило, на расстоянии не менее 6 м от граничной линии кольцевого пересечения.
Для переходов с непрямой траекторией движения пешеходов («Z-обраэные») ширина направляющего островка в зоне расположения пешеходного перехода должна быть не менее 3 м.
7.10.5 Длина островка должна быть не менее 6.0 м. Устройство направляющего островка минимальной длины допускается только при отсутствии пешеходного перехода.
7.10.6 Все размеры установлены для островка в бортовом камне. Между бортовым камнем и кромками проезжих частей въездов и выездов, кольцевой проезжей части следует предусматривать полосу безопасности не менее 0,3 м.
Рекомендуется выполнить правый край проезжей части на подходе к кольцевому пересечению в бортовом камне, подчеркивающем створ въезда на кольцевое пересечение, как минимум на половину длины островка.
7.11 Подходы к кольцевым пересечениям с высокими скоростями движения
7.11.1 Перед кольцевым пересечением следует ограничивать максимальную скорость движения с применением знака 3.24 согласно ГОСТ Р 52289. Значение ограничения максимальной скорости на кольцевом пересечении должно быть не менее расчетной скорости на кольцевом пересечении.
7.11.2 При ограничении скорости движения на подходе к кольцевому пересечению более 80 км/ч на участке протяженностью более 1 км или на участке подхода к кольцевому пересечению со спуском к кольцевому пересечению с продольным уклоном более половины от наибольшего допустимого для автомобильной дороги, примыкающей к кольцевому пересечению, на подходе к пересечению следует применять одно из следующих решений:
* устраивать одну или более кривых в плане с последовательно уменьшающимися радиусами в плане таким образом, чтобы разница между расчетными или фактическими скоростями (скоростями 85 % обеспеченности при реконструкции) на смежных кривых не превышала 20 км/ч, а также увеличивать протяженность направляющего островка. Значение ограничения максимальной скорости должно быть не менее чем на 10 км/ч меньше расчетной скорости на участке дороги перед кольцевым пересечением:
— с помощью направляющего островка и устройства бордюра справа от проезжей части въезда создавать ощущение коридора на въезде на кольцевое пересечение:
— применять иные, не связанные с геометрическими параметрами, мероприятия по снижению скорости движения перед кольцевыми пересечениями (шумовые полосы и т. п.).
Указанные мероприятия следует применять при реконструкции на любом подходе к кольцевому пересечению, на котором регулярно происходят попутные столкновения.
Примеры последовательного снижения скорости и методы оценки скорости на кольцевых пересечениях приведены в приложении В.
7.12 Правоповоротная полоса
7.12.1 Правоповоротная полоса может предусматриваться в случаях, когда:
— интенсивность правоповоротного движения на определенном подходе составляет более 50 % от общей интенсивности с данного подходе:
— интенсивность правоповоротного движения на определенном подходе более 200 прив. ед. в час пик:
* имеется достаточная площадь полосы отвода для устройства правоповоротной полосы.
Правоповоротная полоса позволяет:
— увеличить пропускную способность подхода и улучшить условия движения на пересечениях:
* уменьшить ширину подхода с двух полос до одной:
— облегчить маневр крупногабаритных средств при повороте направо.
7.12.2 Радиусы кривых в плане и ширина правоповоротных полос определяются параметрами расчетного автомобиля, выбранного для проектирования кольцевого пересечения. Радиусы кривых в плане правоповоротной полосы должны быть не более, чем самый большой радиус траектории движения на кольцевом пересечении, к которому она относится. Радиус кривой в плане правоповоротной полосы на выезде должен быть больше или равен радиусу кривой в плане на въезде. На правоповоротной полосе рекомендуется устраивать вираж с поперечным уклоном от кольцевой проезжей части в соответствии с ГОСТ 33475.
7.12.3 Слияние правоповоротных полос с выездом с кольцевого пересечения в конце полосы может быть организовано как:
— продолжение полосы вдоль основного хода на значительное расстояние, обеспечивающее удобное и беспрепятственное слияние с транспортным потоком, выезжающим с кольцевого пересечения (рисунок 7);
Отгон правоооворотмой полосы 1:10-1:30.
Рекомендуется увеличивать длину отгона правоповоротной полосы до возможного максимума
Рисунок 7 — Прааоповоротная полоса с примыканием с помощью полосы разгона
• слияние без использования дополнительной полосы (рисунок 8).
Рисунок 6 — Праволоеоротная полоса с примыканием без полосы разгона
7.12.4 Правоповоротная полоса, как правило, отделяется от кольцевой проезжей части раздели* тельным островком, имеющим вытянутую форму, с возвышением над проезжей частью и выделением бортовым камнем.
7.12.5 Ширина островка между правоповоротной полосой и кольцевой проезжей частью должна
— при выделении островка разметкой не менее 1 м;
* при выделении островка бордюром не менее 1.5 м;
« при наличии движения пешеходов и велосипедистов не менее 2 м.
Направляющий островок правоповоротной полосы, как правило, должен устраиваться парал* лельно направляющим островкам на въезде на расстоянии не менее 1.5 м и на выезде — не менее 6 м. Расстояние от начала направляющего островка правопоеоротной полосы до пешеходного перехода должно быть не менее 1.5 м.
7.12.6 Не рекомендуется применение правоповоротных полос при наличии пешеходного движения с интенсивностью более 150 челУч. в этом случае допускается только слияние без использования дополнительной полосы, с использованием знака «стоп» или «уступи дорогу» <рисунок б).
Отгон правопоеоротной полосы, как правило, следует принимать 1:30. 8 стесненных условиях и в годной местности в обоснованных случаях допускается изменение отгона до 1:10.
7.12.7 Ширину полосы движения и обочины правоповоротной полосы следует предусматривать равной ширине полосы движения на подходах к кольцевому пересечению, с уширением на кривых в плане в соответствии с требованиями ГОСТ 33475.
Вдоль направляющего островка, выделенного бордюром, следует устраивать полосу безопасности шириной не менее 0.3 м. При скорости менее 40 км/ч ширину полосы безопасности допускается уменьшать до 0.15 м.
7.12.8 Вдоль правоповоротной полосы может устраиваться велосипедная полоса или дорожка. Велосипедная полоса может устраиваться при ограничении скорости на правоповоротной полосе не более 30 км/ч.
7.12.9 Продольный уклон правоповоротной полосы должен быть не более 40 %о.
7.12.10 Водители должны быть своевременно проинформированы о необходимости выбора полосы для движения при наличии праволоворотной полосы.
8 Вертикальная планировка мест расположения кольцевых пересечений и кольцевой проезжей части
8.1 Принципы вертикальной планировки кольцевого пересечения
При проектировании вертикальной планировки кольцевых пересечений следует учитывать:
* продольный профиль подходов к кольцевому пересечению:
• высотные отметки центрального островка;
— поперечный уклон кольцевой проезжей части;
— обеспечение водоотвода на кольцевом пересечении.
8.2 Расположение кольцевых пересечений на уклоне
8.2.1 Кольцевое пересечение не допускается располагать на участках дорог с продольным уклоном более 60 %о (80 %»в горных районах).
8.2.2 При расположении кольцевого пересечения в верхней точке выпуклой кривой продольного профиля участка автомобильной дороги следует ограничивать скорость движения на подходах в соответствии с обеспеченным расстоянием видимости (согласно 7.9.7.11 и разделу 9).
8.3 Поперечные уклоны кольцевой проезжей части — вираж
8.3.1 Суммарный (косой) уклон в любой точке проезжей части должен быть не менее 5 %о и. как правило, не более 40 %о. Допускается увеличивать суммарный уклон при расположении кольцевого пересечения на уклоне более 40 %».
Поперечный уклон кольцевой проезжей части, как правило, назначается от центрального островка в сторону внешнего края (рисунки 9 и 10).
Рисунок 9 — Типовой поперечный профиль когъцввого пересечения без пониженной части центрального островка
Рисунок 10 — Типовой поперечный профиль кольцевого пересечения с пониженной частью центрального островка
8.3.2 При радиусе центрального островка более 20 м может устраиваться двухскатный поперечный профиль (рисунок 11). Перелом поперечного профиля кольцевой проезжей части должен быть на линии, разделяющей полосы движения.
Котьцеввя проезжая часть
Рисунок 11 —Двухскатный поперечный профиль кольцевой проезжей части с двумя полосами движения (в случав трех полос движения на кольцевой проезжей части поперечный профиль следует разбивать в соотношении 1/2—2/3 ширины кольцевой проезжей части с уклоном в сторону центрального островка. 1/3— с уклоном от центра пересечения)
Рекомендуемые значения поперечного уклона от центра пересечения в сторону внешнего края пересечения от 20 %о до 25 %о. При скорости движения автомобилей по кольцевой проезжей части 50 км/ч и более поперечный уклон от центра пересечения в сторону внешнего края, как правило, не должен превышать 20 %о.
При расположении кольцевого пересечения на участке дороги с выраженным продольным уклоном величина поперечного уклона кольцевой проезжей части может быть переменной.
8.3.3 Поперечный уклон проезжей части на подходах к кольцевому пересечению должен соответствовать вертикальной планировке кольцевого пересечения, но быть не более 40 %о.
8.4 Поверхностный водоотвод
8.4.1 Откосные водоотводящие лотки и решетки ливневой канализации (при их наличии), как правило. устанавливаются в низких точках на подходах к кольцевому пересечению, не допуская проникновение воды с прилегающих территорий и примыкающих автомобильных дорог на кольцевую проезжую часть.
8.4.2 Не следует размещать водоотводящие лотки (откосные и аналогичные, кроме прикромоч-ных) и решетки ливневой канализации (при их наличии) в пределах наземных пешеходных переходов.
8.4.3 Если поперечные уклоны кольцевой проезжей части устраиваются от центрального островка (рисунки 9 и 10). центральный островок, как правило, устраивается приподнятым над проезжей частью.
8.4.4 Если поперечные уклоны внутренней полосы кольцевой проезжей части устраиваются в сторону центрального островка (рисунок 10), для отвода воды поверхность центрального островка следует устраивать ниже кольцевой проезжей части с устройством системы отвода воды, попадающей в область центрального островка, либо следует располагать решетки ливневой канализации вдоль границы центрального островка или его краевой полосы.
9 Расстояние видимости на кольцевых пересечениях
9.1 Общие положения
9.1.1 Необходимое для безопасного движения расстояние видимости следует обеспечить в каждой точке кольцевого пересечения.
Высота препятствия для измерения расстояния видимости, расчетная высота глаз водителя над поверхностью проезжей части, а также время реакции водителя и значение ускорения при торможении следует применять в соответствии с общими требованиями к расчету или назначению расстояния видимости, если иное не устанавливается настоящим стандартом.
9.1.2 Следует выполнять следующие условия видимости на кольцевых пересечениях:
а) видимость кольцевой проезжей части на подходе к пересечению <рисунок 12):
б) наименьшее расстояние видимости из условий полной остановки:
1) пешеходного перехода и/или граничной линии на подходе к кольцевому пересечению (рисунок 13);
2) пешеходного перехода на ближайшем выезде с кольцевого пересечения (рисунок 14):
3) при движении по кольцевой проезжей части (рисунок 15).
Проверку обеспеченности расстояния видимости следует проводить в плане и продольном профиле. для каждой полосы движения на подходе и кольцевой проезжей части.
2 ; д — ускорение свободного падения, равное 9.8 м/с 2 :
Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз во* дителя автомобиля, равной 1.0 м от поверхности проезжей части.
9.3.2 При движении по кольцевой проезжей части положение глаз водителя принимается на полосе движения на расстоянии 2 м от внутренней границы полосы движения (границы центрального островка, линии разметки или иного элемента, разделяющего полосы движения на кольцевой проезжей части).
9.3.3 На подходе к кольцевому пересечению необходимо обеспечить наименьшее расстояние видимости пешеходного перехода или участка дороги на въезде на пересечение; на кольцевом пересечении необходимо обеспечить видимость других участников дорожного движения и препятствий; на кольцевой проезжей части и на пешеходном переходе — на выезде с кольцевого пересечения (рисунки 13. 14 и 15).
10 Обустройство кольцевых пересечений
10.1.1 Освещение кольцевого пересечения следует устраивать в соответствии с ГОСТ 33151, ГОСТ 33176. ГОСТ Р 54305 (в части, не противоречащей ГОСТ 33151 и ГОСТ 33176). ГОСТ Р 55706.
10.1.2 Устройство освещения подходов к пересечению должно позволять водителю автомобиля на достаточном для остановки расстоянии определить наличие и тип пересечения, наличие автомобилей или пешеходов, имеющих приоритетное право движения.
На подходах к освещаемому пересечению с участка неосвещенной дороги следует выполнять постепенное усиление освещения, обеспечивающее привыкание глаза водителя к смене обстановки.
10.1.3 Автобусные остановки освещаются на подходах к пересечению и вблизи пересечений, с учетом участков перехода от неосвещенного участка дороги к освещенному.
10.1.4 Степень освещенности пересечения должна соответствовать степени освещенности пересекающихся дорог (при наличии). Расположение мачт освещения на пересечении автомобильных дорог должно обеспечивать непрерывность освещения, существующего на пересекающихся дорогах.
Следует избегать ослепления водителей на кольцевом пересечении и на подходах к нему.
10.1.5 Освещение пешеходных переходов и пересечений проезжей части с велосипедными дорожками при наличии освещения на кольцевом пересечении должно соответствовать ГОСТ Р 55844 и ГОСТ Р 55706.
10.2 Свободные зоны
10.2.1 Рекомендуется предусматривать свободные от препятствий зоны вдоль проезжей части, в том числе не располагать в данной зоне мачты освещения, элементы благоустройства:
— на небольших разделительных островках;
— на правой внешней стороне кольцевой проезжей части в зоне отмыкания выезда с кольцевого пересечения;
— на центральном островке, радиус которого менее 10 м.
10.2.2 В свободной зоне допускается размещение элементов обустройства автомобильной дороги согласно ГОСТ 33151.
10.3 Ландшафтное оформление кольцевых пересечений
10.3.1 Следует выполнять ландшафтное оформление кольцевых пересечений, которое должно обеспечивать:
— улучшение видимости центрального островка с достаточного расстояния;
— визуальное выделение центрального островка, в том числе для предотвращения сквозного проезда и уменьшения скорости движения на подходе;
— визуальное выделение формы пересечения и его геометрических параметров;
— недопущение движения пешеходов через центральный островок пересечения;
— визуальное выделение путей движения пешеходов через пересечение:
— улучшение общего вида пересечения с архитектурной точки зрения.
10.3.2 Центральный островок должен выделяться, быть ясным и понятным водителю. Следует не допускать ситуации, когда элементы ландшафтного оформления создают помехи для водителей или вводят их в заблуждение.
10.3.3 Ландшафтное проектирование в границах центрального островка включают в себя деревья и кустарники, другие виды низкой растительности, а также оформление поверхностей различными ма-териалами и малые архитектурные формы. Указанные элементы должны оказывать помощь водителям в направлении их по заданному кольцевому маршруту. При этом расположение элементов ландшафтного оформления не должно создавать помех видимости согласно разделу 9.
10.3.4 Оформление поверхности краевой полосы центрального островка следует производить из материалов, отличных от покрытия проезжей части кольцевого пересечения, как по цвету, так и по текстуре материала. Поверхность краевой полосы не должна быть идентичной поверхности тротуара.
10.3.5 Следует избегать расположения на центральном островке элементов, привлекающих внимание пешеходов и провоцирующих приближаться к ним. рассматривать их вблизи, а также таких элементов как скамейки, игровые элементы, краники с питьевой водой и т. п.
10.3.6 На разделительной полосе на подходе к кольцевому пересечению на расстоянии 40 м и менее от края кольцевой проезжей части допускается использовать растения и декоративные элементы высотой не более 50 см.
10.3.7 При выборе типа растительности на центральном островке и на разделительной полосе на подходе к кольцевому пересечению следует отдавать предпочтение растительности и ландшафтным элементам, не приводящим к тяжелым последствиям при столкновении с ними автомобилей. У деревьев не должно быть крупных стволов, рекомендуется использовать кустарник или мелкие деревья с тонкими стволами.
10.4 Расположение остановочных пунктов пассажирского транспорта общего пользования и парковок
10.4.1 Расположение остановок пассажирского транспорта общего пользования и парковок в пределах границ кольцевого пересечения, в том числе на правоповоротной полосе, не допускается.
10.4.2 Расположение остановок пассажирского транспорта общего пользования допускается на выезде с кольцевого пересечения, после пешеходного перехода, на расстоянии от пересечения не менее расстояния видимости для остановки в соответствии с ГОСТ 33475 (рисунок 16).
Рисунок 16 — Расположение остановок пассажирского транспорта общего пользования на выездах с кольцевого пересечения с использованием кармана и расстояния до остановки для отгона кармана
10.4.3 Расположение остановок общественного транспорта на выездах с кольцевого пересечения без использования кармана не рекомендуется. Отгон кармана для остановки пассажирского транспорта общего пользования допускается начинать сразу за пешеходным переходом.
10.4.4 Расположение карманов для парковки следует предусматривать:
— при наличии пешеходного перехода — не ближе 12 мот дальней от кольцевого пересечения гра-ницы пешеходного перехода на подходах к пересечению и не менее 10 м от края пешеходного перехода на выезде с кольцевого пересечения, в этом случае следует обеспечить видимость пешеходам приближающегося автомобиля и ожидающим перехода на крае проезжей части, и видимость водителем автомобиля пешехода, ожидающего на крае проезжей части;
• при отсутствии пешеходного перехода — не ближе 22 м от граничной линии кольцевого пересечения и не менее 20 м от внешнего края кольцевой проезжей части на выезде с кольцевого пересечения.
Во всех указанных случаях карманы для парковки следует располагать на расстоянии не менее длины очереди 95 % — ной обеспеченности на въезде на кольцевое пересечение и не менее длины направляющего островка.
11 Пешеходные переходы
11.1 Пешеходные переходы на кольцевых пересечениях должны соответствовать требованиям ГОСТ 32944.
11.2 По возможности пешеходные переходы следует устраивать вне участка уширения проезжей части перед кольцевым пересечением.
11.3 При наличии интенсивного движения пешеходов следует предусматривать устройство направляющих ограждений или других мер. препятствующих выходу пешеходов на проезжую часть вне пешеходного перехода. Направляющие ограждения не должны ограничивать видимость как для водителей. так и для пешеходов.
12 Велосипедное движение на кольцевых пересечениях
12.1 При отсутствии велосипедных дорожек на участках автомобильных дорог, примыкающих к кольцевому пересечению, и значении на однополосных кольцевых пересечениях одновременно обоих параметров — расчетной скорости на кольцевом пересечении и прогнозируемой скорости при движении автомобиля по пути свободного проезда 30 км/ч и менее — допускается пропуск велосипедистов через кольцевое пересечение, с выделением велосипедной полосы или без такого выделения (рисунок 17).
Рисунок 17 — Велосипедная полоса на кольцевой проезжей части
12.2 При наличии велосипедных дорожек на участках автомобильных дорог, примыкающих к кольцевому пересечению. — во всех случаях, а при отсутствии таких велодорожек — при значении на однополосных кольцевых пересечениях одновременно обоих параметров — расчетной скорости на кольцевом пересечении и прогнозируемой скорости при движения автомобиля по пути свободного про* езда — от 30 до 50 км/ч — следует устраивать отделенные от проезжей части велосипедные дорожки (рисунок 18). однако в стесненных условиях допускается непосредственное примыкание велосипед* ной дорожки к проезжей части, при условии физического отделения велосипедного пути (сигнальными столбиками, замощенными полосами и т. п.) (рисунок 19). Параметры велосипедных дорожек следует принимать согласно ГОСТ 33150.
Рисунок 18 — Велосипедная полоса, отделенная от кольцевой проезжей части широкими разделителями
12.3 Предпочтительным вариантом является планировочное решение с широкими разделителями с покрытием, вызывающим вибрацию автомобиля при наезде, показанное на рисунке 18. в случае невозможности использования указанного решения, допускается вариант, показанный на рисунке 19. с узкими разделителями, устроенными с бордюрным камнем и/или сигнальными столбиками.
Рисунок 19 — Велосипедная полоса, отделенная от кольцевом проезжей части емгнагъными столбиками на узком разделителе
12.4 При превышении на однополосном кольцевом пересечении хотя бы одного из параметров — расчетной скорости на кольцевом пересечении или прогнозируемой скорости движения автомобиля по пути свободного проезда более 50 км/ч и на многополосных кольцевых пересечениях следует устраивать отделенные от проезжей части велосипедные дорожки (рисунок 20).
Рисунок 20 — Велосипедная дорожка, отделенная от проезжей части
12.5 В любом из указанных в 12.1—12.4 случаев допускается заменять пересечение в одном уровне на пересечение в разных уровнях.
12.6 В случае наличия пешеходного движения через кольцевое пересечение следует, как прави» ло. смешать места пересечения велосипедистами проезжей части въездов к пешеходным переходам согласно B.S (приложение Б).
13 Кольцевые пересечения со спиральными полосами движения
13.1 Область применения спиральных полос движения и общие требования
13.1.1 Кольцевые пересечения со спиральными полосами движения могут быть реализованы в виде кольцевых пересечений со спиральной разметкой или выделенных разделителями спиральных полос движения. Основные элементы кольцевого пересечения со спиральными полосами движения приведены на рисунках 21 и 22.
f — для крайней полосы кольцевого пересечения с двумя полосами движения отдается приоритет, поскольку по ней осуществляется транзитное <сквозное>движение. 2 — приоритет отдается не более чем для двух полос; 3 — при таком кольцевом пересечении отсутствуют зоны переплетения, и уменьшается количество конфликтных точек; 4 —• разметка спиральных полос движения наносится краской от внутренней стороны к внешней: 5 — основное направление с двумя полосами движения. 6 — проектирование всех съездов кольцевого пересечения определяется существующими или перспективными интенсивностями движения
Рисунок 21 — Основные элементы кольцевого пересечения со спиральными полосами движения (кольцевое пересечение со спиральной разметкой по принципу турбокольца)
Рисунок 22 — Основные элементы кольцевого пересечения со спиральными полосами движения (пересечение со спиральной разметкой упрошенной формы)
13.1.2 Кольцевые пересечения оо спиральными полосами движения могут применяться для сни-жения влияния неравномерности интенсивности движения транспортных потоков по различным въездам кольцевого пересечения, а также экономии средств на строительство многополосных кольцевых пересечении, снижения числа перестроений на кольцах.
13.1.3 Кольцевые пересечения со спиральными полосами движения, как правило, могут применяться на застроенных территориях. За пределами застроенных территорий при соответствующем обосновании могут применяться кольцевые пересечения со спиральными полосами, разделенными разметкой (рисунок 22) и проектируемые в соответствии с Д. 1 (приложение Д).
13.1.4 На кольцевом пересечении со спиральными полосами движения планировочные решения и обустройство подходов к пересечению должны обеспечивать выбор пользователем (водителем) полосы движения для въезда на такое кольцевое пересечение исходя из того, в каком направлении он намерен выехать с пересечения. Пользователь (водитель) должен выбрать по какой полосе движения ему въезжать на такое кольцевое пересечение исходя из того, в каком направлении он предпочитает выехать с пересечения.
13.1.5 На кольцевых пересечениях со спиральными полосами движения следует обеспечивать:
— приоритет автомобилей, двигающихся по кольцевой проезжей части:
— ограничение переплетения или перестроения в пределах кольцевого пересечения, за исключением кольцевых пересечений со спиральной разметкой:
— возможность выезда с кольцевого пересечения только на один выезд раньше, чем выезд, определяемый полосой движения на въезде;
— две или более полос движения на кольцевой проезжей части;
— необходимость пересечь максимум две полосы движения при въезде на кольцевое пересечение.
13.1.6 При выборе для проектирования кольцевого пересечения со спиральными полосами движения следует учитывать:
— среднее время задержки на въезде;
— потребность в выделении земельного участка:
Ориентировочная пропускная способность кольцевых пересечений со спиральными полосами движения по принципу турбокольца приведена в приложении Д.
13.2 Геометрические параметры и построение
13.2.1 Для кольцевых пересечений со спиральными полосами движения в качестве расчетного автомобиля, как правило, следует принимать А16 (раздел 6).
13.2.2 На основе анализа фактического и прогнозируемого состава транспортного потока по ав* томобильной дороге расчетный автомобиль может быть изменен. При этом допускается не учитывать длинномерные автомобили, доля которых в потоке составляет менее 3 %.
13.2.3 На кольцевых пересечениях со спиральными полосами движения должны быть выполнены следующие требования к конфигурации, планировочным решениям и геометрическим элементам:
— спиральные полосы движения плавно направляют движение с внутренней на внешнюю часть, исключая возникновения переплетений или перестроений на кольцевом пересечении:
* расчетная скорость на кольцевом пересечении со спиральными полосами движения, как правило, должна быть не более 40 км/ч;
* устраивается не менее одного въезда во внутреннюю полосу кольцевой проезжей части за счет уменьшения центрального островка:
— водители уступают движение автомобилей по двум, но не более, полосам, как правило, не менее чем на двух въездах (на одном въезде на трехстороннем кольцевом пересечении>;
• соединение спиральных элементов следует производить переходными кривыми с переменным радиусом, такими как клотоида или иные кривые с аналогичными функциями, соответствующими фак* тическим траекториям движения автомобилей по кольцевым пересечениям. Угол отгона должен быть не более 1:15:
— минимальный радиус внутренней кромки внутренней полосы движения, как правило, должен быть не менее 12 м. Допускается уменьшать указанный радиус до 10.5 м в стесненных условиях:
« ширина полосы движения на каждом полукольце спирали должна быть установлена в зависимости от радиуса такого полукольца и принятого в зависимости от состава транспортного потока расчетного автомобиля. Ширину полосы движения в зависимости от радиуса следует принимать на основе моделирования или по графику (рисунок 23>;
— начало внутренней полосы движения должно обеспечивать возможность выполнения технологических операций по содержанию автомобильной дороги и минимизировать возможность накопления мусора. При наличии закругления начала внутренней полосы его радиус следует принимать не менее 12 м;
— центральный островок должен состоять, как правило, из двух частей: непроезжаемой основной части и краевой полосы центрального островка с дорожной одеждой, отличающейся от покрытия основной кольцевой проезжей части по цвету и фактуре, приподнятой относительной основной проезжей части так. чтобы препятствовать проезду легковых автомобилей, и допускать заезд длинномерных автомобилей (тягачей с полуприцепами, грузовых автомобилей с прицепами, трехосных и сочлененных автобусов). Ширина краевой полосы центрального островка должка приниматься согласно 7.4.
График изменения ширины полосы движения (по габаритам ТС)
Рисунок 23 — Зависимость ширины полосы движения от радиуса для расчетного автомобиля А16
13.3 Разделители полос движения на кольцевой проезжей части
13.3.1 На кольцевых пересечениях со спиральными полосами движения, как правило, следует устраивать разделители между полосами движения на кольцевой проезжей части.
13.3.2 Разделители полос движения на кольцевых пересечениях со спиральными полосами движения должны создавать физическое воздействие на автомобиль (вибрация или аналогичное), не опасное по критериям безопасности дорожного движения, но различимое водителем.
13.3.3 Допускается использовать следующие типы разделения полос движения на кольцевой проезжей части со спиральными полосами движения:
— дорожной разметкой термопластиком по ГОСТ 32953 — типа 7 (по ГОСТ Р 51256 — типа 1.7) на пересечениях со спиральной разметкой упрощенной формы;
— дорожной разметкой термопластиком по ГОСТ 32953 — типов 166 и 16е (по ГОСТ Р 51256 — типов 1.16.2 и 1.16.3) в соответствии с ГОСТ 32953 или ГОСТ Р 51256 в виде вытянутого островка, разделяющего транспортные потоки, либо двойной сплошной линии;
— разделителями, адаптированными для зимнего содержания, шириной от 0.7 до 1.2 м. включая приподнятые бордюры специальной формы, мощение и иные методы;
— разделителями шириной более 1,2 м.
13.3.4 Все разделители должны быть адаптированы к технологиям зимнего содержания, используемым на участке автомобильной дороги, на котором предусматривается устройство кольцевого пересечения со спиральными полосами движения. Разделители следует оборудовать световозвращающими элементами.
13.3.5 Для отвода воды во всех вариантах разделителей при их возвышении относительно поверхности проезжей части через промежутки, не допускающие скопления воды, устраиваются разрывы для обеспечения стока воды, собираемой с поверхности проезжей части внутренних полос движения. Размеры разрывов и их частота определяются расчетом объема сточных вод и характера их течения (гидравлическим).
13.4 Организация дорожного движения при применении спиральных полос движения
13.4.1 На кольцевых пересечениях со спиральными полосами движения следует применять технические средства организации дорожного движения, включая дорожную разметку и знаки, в соответствии с ГОСТ 32953. ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290.
13.4.2 Следует своевременно и однозначно информировать водителей, какую полосу движения им необходимо выбрать перед кольцевым пересечением, чтобы продолжить двигаться в желаемом направлении.
13.4.3 Размещение информационных знаков должно обеспечивать достаточное время для выбора нужной водителю полосы движения. Первый знак должен быть установлен на расстоянии не менее 400 м перед кольцевым пересечением. На расстоянии от 35 до 45 м перед кольцевым пересечением размещают информационные щиты сбоку или сверху проезжей части.
13.5 Проезд крупногабаритных автомобилей пересечения
Для организации проезда крупногабаритного транспорта с внешней стороны внешней полосы кольцевого пересечения со спиральными полосами движения допускается устраивать краевую полосу с дорожной одеждой, отличающейся от дорожной одежды полосы движения цветом и фактурой.
14 Кольцевые пересечения в случае применения светофорного регулирования
14.1 Основные положения
14.1.1 Кольцевое пересечение может быть оборудовано светофорными объектами, обеспечивающими светофорное регулирование на самом кольцевом пересечении и на подходах к нему.
14.1.2 При установке нескольких светофорных объектов на кольцевом пересечении следует обеспечивать координацию их работы. Как правило, автомобиль, пересекший стол-линию на въезде, должен попадать к первой внутренней стол-линии кругового движения на разрешающий (зеленый) сигнал светофора.
14.1.3 При установке светофора на кольцевой проезжей части не допускается образование очередей, длина которых превышает расстояние до ближайшего въезда или выезда.
14.1.4 Размещение светофоров должно обеспечивать попадание их сигналов в поле обзора водителя автомобиля.
14.2 Область применения светофорного регулирования
14.2.1 Светофорное регулирование на кольцевых пересечениях может устраиваться при капи* тальком ремонте и эксплуатации при необходимости:
— сокращения количества ДТП;
♦ контроля длины очередей;
— повышения пропускной способности;
— включения в координируемую сеть светофорного регулирования;
♦ улучшения условий движения для пешеходов и велосипедистов.
14.2.2 Ках правило, светофорное регулирование необходимо:
— на кольцевых пересечениях с высокой неравномерностью интенсивности транспортных потоков на различных въездах, в случае, когда высокая интенсивность движения по кольцевой проезжей части с одного из въездов блокирует возможность въезда на кольцевое пересечение с других подходов;
* при исчерпании пропускной способности отдельных въездов на кольцевое пересечение:
• при необходимости обеспечения безопасности пешеходов в случае высокой интенсивности движения.
Если указанные проблемы можно решить изменением геометрических параметров кольцевого пересечения, от светофорного регулирования следует отказаться.
14.2.3 Следует проверять потребность в светофорном регулировании:
* на кольцевых пересечениях с внешним диаметром более 60 м;
* на кольцевых пересечениях с числом полос проезжей части более двух, на которых транспортный поток, въезжающий на кольцевое пересечение, должен пересечь несколько полос движения с высокой интенсивностью.
Методы организации светофорного регулирования на кольцевых пересечениях приведены в приложении Е.
Приложение А (рекомендуемое)
Контроль скорости на кольцевом пересечении
А.1 При выборе типа пересечения в одном уровне следует учитывать снижение взаимной скорости автомобилей. траектории движения которых могут приводить к столкновению автомобилей на кольцевом пересечении по сравнению с обычным пересечением водном уровне (рисунки А.1. А.2).
S£ — скорость на подходе к кольцевому пересечению
Рисунок А.1 — Скорости автомобилей на обычном пересечении
S — скорость движения автомобиля: SE — скорость на подходе к кольцевому пересечению. А — радиус траектории движения автомобиля
Рисунок А.2 — Скорости автомобилей на кольцевом пересечении
Приложение Б (рекомендуемое)
Рекомендуемая и нерекомендуемая формы элементов кольцевого пересечения
Б.1 Центральный островок при близком расположении двух кольцевых пересечений
Б.1.1 Плакировочное решение ступенчатого перекрестка с помощью овального кольцевого пересечения при
ведено на рисунке Б.1. Нерекомендуемое пересечение представлено на рисунке Б.2.
Рисунок Б.1 — Планировочное решение ступенчатого перекрестка с помощью овального кольцевого пересечения
Рисунок Б.2 — Решение ступенчатого перекрестха с помощью двух кольцевых пересечений (не рекомендуется к использованию)
Б.2 Угол въезда на кольцевое пересечение
Б.2.1 Слишком маленький угол въезда придает водителям ощущение беспрепятственного въезда на холь-цееую проезжую часть и отсутствия необходимости остановиться на граничной линии кольцевого пересечения, а также приводит к недостаточному принудительному отклонению движения и недостаточному снижению скорости на пересечении.
Б.2.2 Слишком большой угол ведет к слишком серьезному принудительному отклонению движения, слишком резкому повороту направо, вплоть до необходимости полной остановки автомобиля перед выполнением поворота. На рисунках Б.З и Б.4 приведены примеры неудачного проектного решения.
Рисунок Б.З — Малый угол въезда на кольцевое пересечение — менее 20*
Рисунок Б.4 — Большой угол въезда на кольцевое пересечение — более 40*
Б.З Расположение оси подхода относительно кольцевой проезжей части
Б.3.1 При организации примыкания подхода к кольцевой проезжей части следует всегда приводить ось подхода непосредственно в центр центрального островка пересечения, либо с отклонением влево от центра <рисунок Б.5).
в) возможные веришты
в) НдоваафидомыК «фиднг
Рисунок Б.5 — Варианты смещения оси подхода от центра кольцевого пересечения
Б.3.2 Рекомендуется отклонение оси подхода от центра кольцевого пересечения влево на расстояние от 2 до б м. но не более 9 м (рисунки Б.6 и Б.7). Такое расположение оси позволяет обеспечить должный уровень принудительного отклонения, а также обеспечить требуемый угол въезда на кольцевую проезжую часть.
Смещение оси подхода влево от центра кольцевого пересечения (рисунок Б.5) на большее расстояние приводит:
— к трудностям на въезде на кольцевое пересечение и примыканию подхода с углами въезда более 40’. как показано на рисунке Б.4;
• чрезмерному принудительному отклонению движения и. соответственно, большой рвзшце скоростей на смежных элементах траектории свободного проезда кольцевого пересечения:
— слишком резкому повороту направо, вплоть до необходимости полной остановки автомобиля перед выполнением поворота.
Однако такое смещение может потребоваться при высокой скорости на подходах к кольцевому пересечению при условии увеличения радиуса въезда и. как правило, увеличения размера направляющего островка.
Рисунок Б.6 — Пример смещения оси подхода влево от центра кольцевого пересечения для уменьшения радиуса въезда
Рисунок Б.7 — Пример смещения оси подхода влево от центра кольцевого пересечения для уменьшения радиуса въезда
Б.3.3 Смещение оси подхода вправо (рисунок Б.5) приводит к более плавному вьеэду на кольцевое Пересе* ченив с утлом въезда менее 20° и. соответственно, к значительному увеличению скорости на въезде, что является нарушением принципов организации движения на кольцевом пересечении и потому не рекомендуется.
Увеличение скорости возможного столкновения автомобилей на когъцевом пересечении при смещении оси подхода к кольцевом проезжей части показано на рисунках Б.8 и Б.9.
Sa — скорость движения автомобиля. SE — скорость на подходе к кольцевому пересечению.
Ra — радиус траектории движения автомобиля; tt — утоп между траекториями движения автомобилей
Рисунок Б.8 — Скорости возможных столкновений автомобилей при неправильных проектных решениях, недостаточное принудительное отклонение для направления движения 1
Кривая въезда на пересечение на рисунке Б.8 позволяет проехать пересечение без снижения скорости. В этом случав необходимо применить кривую в плане на подходе с мелью приведения оси в центр пересечения или смещения ее влево от центра, даже если радиус такой кривой будет минимальным.
Sa — скорость движения автомобиля. S£ — скорость на подходе к кольцевому пересечению.
Ra — радиус траекторми движения автомобиля, в — угол между траекториями движения автомобилей
Рисунок Б.9 — Скорости возможных столкновений автомобилей при оптимальных проектных решениях
Б.4 Угол обзора водителя
Б.4.1 Следует учитывать ограничения угла обзора водителя — если угол между касательной х траектории движения автомобиля и объектом, представляющим опасность, менее 75*. автомобиль конфликтного главного потока будет находиться вне поля зрения водителя (рисунки Б. 10 и Б.11).
J&D-рассгасмиа аедиыоом на ларееыанж
Рисунок Б.10 — Автомобиль главного потока вне поля зрения водителя
№0-расстояние адоиостан» пвресгнеини
Рисунок Б.11 — Автомобиль главного потока в поле зрения водителя
Б.5 Расположение велосипедных полос и дорожек при наличии пешеходных переходов на кольцевом пересечении
Рисунок Б. 12 — Вариант совмещенного движения автомобильного транспорта и велосипедистов
Рисунок Б.13 — Велосипедная полоса на кольцевой проезжей части
Рисунок Б.14— Велосипедная полоса, отделенная от кольцевой проезжей части широкими разделителями
Рисунок Б.15 — Велосипедная полоса, отделенная от кольцевой проезжей части сигнальными столбиками на узком разделителе
Рисунок Б.16 — Велосипедная дорожка, отделенная от проезжей части
Рисунок Б.17 — Велосипедная дорожка для двухстороннего движения велосипедистов с одной стороны, отделенная от проезжей части
Приложение В (рекомендуемое)
Траектория свободного проезда кольцевого пересечения
В.1 Принудительное отклонение траектории свободного проезда
В.1.1 Принудительное отклонение траектории свободного проезда кольцевого пересечения обеспечивает максимально быструю траекторию проезда пересечения в прямом направлении. Принципы построения траектории свободного проезда показаны на рисунке В.1 (листы 1—4).
Рисунок В.1 — Траектория свободного проезда автомобилем кольцевого пересечения, лист 1
а — радиус траектории свободною проезда
Рисунок В. 1. лист 3
В.1.2 Скорость движения на кольцевом пересечении определяется радиусами траектории пути свободного проезда. Пример изменения скорости движения на кольцевом пересечении представлен на рисунке В.2.
Рисунок В.2 — Снижение скорости движения на кольцевом пересечении
В.1.3 Смещение оси подхода влево от центра кольцевого пересечения, как показано в Б.З (приложение Б), позволяет уменьшить радиус траектории свободного проезда на въезде на когъцевое пересечение и увеличить снижение скорости движения на въезде.
В.1.4 Минимагъный радиус траектории свободного проезда кольцевого пересечения R. м. вычисляют по формуле
где V — расчетная скорость на кривой в плане, км/ч
t— коэффициент поперечного сцепления на вираже, при уклоне к внешней стороне когьцевой проезжей части принимается знак с-»:
е — значение виража на кольцевой проезжей части.
В.1.5 Значения скорости движения в зависимости от радиусов кривой в плане траектории свободного проезда кольцевого пересечения при значениях виража от-2%до*2% (+/- 0,02) приведены на рисунке В.З. значения коэффициента поперечного сцепления — на рисунке В.4.
Рисунок В.З — Значения радиуса траектории свободного проезда
Радиус траектории свободного проезда, м. при поперечном уклоне проезжей части
Рисунок В.4 — Значение коэффициента поперечного сцепления на вираже
В. 1.6 Максимальная рекомендуемая скорость движения через кольцевое пересечение в зависимости ог типа кольцевого пересечения представлена в таблице В.1.
Таблица В.1 —Максимальная рекомендуемая скорость движения через кольцевое пересечение
Тип кольцевого пересечения
Максимальная рекомендуемая скорость движения через пересечение, км/ч