Расшифровка номера детали автомобиля
Что такое номенклатурный (каталожный) номер запчасти и для чего он нужен?
Наткнулся на статейку, не знал.
А вот оно как оказывается, Михалыч.
Что такое номенклатурный (каталожный) номер запчасти и для чего он нужен? Номенклатурный (каталожный) номер есть у любой запчасти любого автомобиля. Этот номер уникален, т. е. для каждой запчасти принадлежит только ее номер, при этом с одинаковым номером не бывает двух разных деталей, и наоборот, у одной детали не может быть двух разных номенклатурных номеров. Надо понимать, что если одна деталь имеет разные комплектации, или есть варианты т. н. старого и нового образца, или правая-левая, или передняя-задняя, — то такие варианты должны однозначно иметь разные каталожные номера. Если же детали разнятся по виду производителя, то разницы в каталожном номере мы не обнаружим; такие отличия поставщик должен отмечать в своем каталоге проставляя сокращенно наименование конкретного производителя.
Каталожный номер содержит следующие элементы:
1. Префикс, обозначающий марку или модификацию автомобиля. Например «236» или «238» будет обозначать принадлежность детали к двигателям, КПП или сцеплению ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 соответственно. Префикс «130» или «4331» будет соответствовать общим семействам автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4331 соответственно. Если деталь подходит для нескольких разных автомобилей, то она будет иметь т. н. собирательный префикс, характеризующий ее как многофункциональную. Например, многие детали тормозной группы, применяемые на автомобилях КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, будут иметь префикс «100». Если же к современному автомобилю конструкторы смогли приладить деталь от прошлых и снятых с производства автомобилей, то такая деталь будет иметь старый префикс; например венец маховика для ЗИЛ-130 будет иметь префикс «120», это значит он от старой модели ЗИЛ (ЗИЛ-164 или ЗИЛ-157). Работая с каталогом потребитель сталкивается с большим количеством префиксов, не соответствующих внешне той или иной моделе и марке машины; надо быть внимательным с выбором, или же обращаться к специалистам.
2. Также после дефиса указывается собственно сам номенклатурный номер, соответствующий только данному виду детали; обычно он 7-значный. Интересно, что для разных марок машин, одинаковые наименования деталей будут иметь одинаковые номенклатурные номера. Например, 1005010, это вал коленчатый, и он имеет одинаковый номер и для КАМАЗа, и для двигателей ЯМЗ, и для ВАЗа, и для тракторов. У таких номеров могут незначительно отличаться окончания, например, 1005011, 1005015, 1005018 и т. п., что говорит о разной комплектации изделия, например с вкладышами, или с кольцами, или с пробками грязесборника и т. д. При увеличении комплектации номер уменьшается. Первые три цифры номенклатурного номера соответствуют номеру группы детали; так, 100 будет относиться к группе 10 двигатель, 110 к системе 11 питание двигателя, и так далее, см. группы деталей. 4 и 5 цифра обозначают подгруппу; например, после первых цифр 100 если идут цифры 20, то это подгруппа «блок двигателя» или 30 это «головка блока двигателя». Последние две цифры придают детали ее индивидуальный номер.
3. Также возможно после второго дефиса окончание номера, обозначающее особенности детали, как-то ее комплектность, или применяемость, или т. н. старого-нового образца, или размер регулировочных элементов.
Таким образом, имея перфикс принадлежности данной детали к марке машины и собственно 7-значный номер, мы получаем четкий идентификационный код детали, свойственный только ей. В спорных ситуациях заказа запчастей, когда номер и наименование не соответствуют друг другу, правильная трактовка признается за выбранным номенклатурным номером детали. Чтобы не ошибаться с выбором продукции, надо пользоваться бумажными каталогами или специальными электронными автокаталогами, которые на сегодня достаточно распространены. Однако, и здесь надо иметь достаточно высоку квалификацию, поэтому предварительно разобравшись, что Вам надо, лучше обратиться к опытным продавцам поставщика. Конечно, правило «покупатель всегда прав» действует, но все же когда Вы ошибаетесь в выборе товара, Вам никто не компенсирует потерянное время и нервы.
Некоторые автодетали имеют другое построение каталожного номера, обычно это подшипники, резино-технические изделия, метизы, автолампы. Обычно такие изделия имеют 6-значные номера с или без префикса. Связано это с тем, что обычно такие изделия выпускаются заводами, не входящими в производственные объединения марок машин, и имеющие собственное обозначение продукции.
Почему так? Советский автопром был построен в том числе по принципу универсальности одинаковых деталей и агрегатов для разных производителей и марок машин. И конструкторы и производственники самых разных легковых автомобилей, грузовиков, тракторов и сельхозтехники, а впрочем и сбытовики и потребители, должны были разговаривать на техническом языке, понятном всем. Так и образовалась универсальная и простая в обращении система обозначений, успешно работающая и сегодня. Этой системе также соответствовала также и общая структура советского автопрома, когда специализированная продукция выпускалась не самими марочными производителями, а их смежниками. Подшипниковые заводы, производители РТИ, электрики, пластика, метизов и т. д. никогда не входили в производственные объединения ГАЗа, ЗИЛа, КрАЗа или МАЗа, а напротив, специализировались на выпуске профильной продукции для самых разных марок машин народного хозяйства, а также для военной промышленности. Такое разделение позволяло производственных холдингам не распыляться на мелочи и не открывать собственных специализированных производств, требующих существенных вложений, а сконцентрировать усилия непосредственно на сборке техники и на выпуске большого количества автомобилей. А полный каталожный номер изделия нес в себе всю необходимую информацию и производителе, применяемости и принадлежности автодетали.
Это удивительно, ну где еще можно найти, чтобы например изделие тормозной системы «регулятор давления 100-3512010» подходил для более чем 30 разных модификаций машин самых разных марок?! Или чтобы двигатель ММЗ-245 устанавливался на самой разной автотехнике от тракторов до Бычков, ЗИЛ-4331 и ГАЗонов? Безусловно это удобно и для пользователя и для продавца, это экономия средств, это дешевизна заводской продукции и стандартное оборудование. Напротив, иностранный автопром всегда пытается с каждым годом хоть что-то да изменить в конструкции определенного автомобиля; из-за этого себестоимость детали возрастает, пропадает унификация, а значит вырастает стоимость изделия для потребителя. Поиск по каталогу таких запчастей самостоятельно невозможен, действуют специальные автокаталоги производителей, к которым нет доступа у потребителя.
Часть 3. Расшифровка артикулов. Подмеченные тонкости. UPD 10.10.2017
ЧАСТЬ III. Тонкости!
На мой взгляд, эта часть моей статьи имеет особенную и очень важную роль. Материал найти было очень сложно, а часть вышла, «сырой». Лучше что-то, чем ничего!
Расшифровка артикула упаковщика и небольшие дополнения по брендам.
Последние 2 цифры артикула на деталь данного бренда указывают на страну-производитель.
01 – Германия.
02 – Европа, кроме Германии.
03-04 – Китай.
Есть мнение, что окончание 02 — Китай, 03 — Австрия, 04 — Турция.
Если артикул имеет содержание из 5 цифр, то это, как правило, высококачественные детали, которые фирма или производит сама, или поставляет от известных компаний. Пример артикула: 30486 01 (5 цифр в основании).
Если артикул состоит из 7 цифр, то последние две цифры обозначают код стороннего производителя, а качество и деталь может быть любой.
Возможно это так: по аналогии как у Lemfordera у Behr последние три цифры – это завод-изготовитель.
ВНИМАНИЕ: По последним данным информация НЕ АКТУАЛЬНА!
Скорее всего 01 в конце — качество оригинала. Но лемф может упаковывать другие бренды. Часто лемф упаковывает CTR или boge.
Подшипники данных брендов производятся только в Японии.
Данный производитель является оригиналом для Toyota.
Hans Pries (HP или Topran)
Структура номера (вкратце, на конкретном примере):
Номер запчасти JP Group состоит из 10 цифр, т.е. 11 129 014 00.
Цифра 1-я и 2-я (11) — обозначают производителя автомобиля, в этом случае — это VAG.
Цифры 3-я, 4-я и 5-я (129) – обозначают запчасть в группе изделий, в этом случае это 1-я группа (моторная), а сама запчасть – масляный поддон.
Цифры 6-я, 7-я и 8-я (014) – обозначают данный номер детали в партии.
Номера от 1 до 500 непосредственно относятся к группе изделий. Номера от 501 до 999 – это порядковый номер изделия в группе.
Цифра 9-я (0) – показывает на то, что это за комплектация – стандарт/набор/левый или правый: 0 = Стандарт; 1 = Набор; 5 = Левый набор; 6 = Правый набор; 7 = Левый; 8 = Правый.
Цифра 10-я (0) – показывает торговую марку, бренд (лежит внутри в коробке): 0 = JP Group бренд (свое производство); 1 = JP Group бренд (свое производство); 2 = Премиум бренд; 3 = Альтернативный бренд (свое производство); 4 = Альтернативный бренд (свое производство); 5 = Альтернативный бренд (свое производство); 6 = Неизвестный бренд.
Важно: Если хотите увидеть в упаковке оригинал или высококачественный товар, то последняя цифра должна быть 2 (можно брать с 0 и 1).
Код, нанесённый на корпус аккумуляторной батареи состоит из девяти позиций (две буквы и семь цифр).
Опишу только важную информацию.
Первая буква — территориальное расположение завода Varta:
H — Германия
С — Чехия
S — Швеция
А — Австрия
F или R — Франция
E или G — Испания
Вторая цифра — последняя цифра в нумерации года (год выпуска).
Третья и четвертая цифры — порядковый номер месяца: 01-январь 02-февраль 03-март 04-апрель 05-май 06-июнь 07-июль 08-август 09-сентябрь 10-октябрь 11-ноябрь, 12-декабрь;
Пятая и шестая цифры — день месяца.
Если третья и четвертая цифра кода после 01 (например код 01-1017100366-A) или первая и вторая (напрмер код 1017100366), то смотрим на две первые цифры:
10 — изделие соответствует оригиналу, но не всегда в упаковке завода изготовителя.
11 — оригинал в упаковке оригинала.
30 — не оригинал не в упаковке оригинала, но лучше чем 31.
31 — не оригинал, который тем не менее соответствует всем европейским стандартам и допускам.
P.S. информация по цифрам на 2017 год не актуальна!
Качество детали для упаковщика может быть пониже. Это не значит, что поглощённые фирмы не используют свои собственные технологии и являются плохими производителями.
Все гиганты – американские компании!
Это всё значит, что весь рынок – это перекупщик перекупщика)
Бывают такие моменты, что запчасть из одной страны, с того же завода, с одним и тем же артикулом (либо отличается несколькими цифрами) имеют разные цены. Причинами этого служат: материал изделия (например, свечи бывают иридиевые и платиновые и т.п.); сроки поставки (например, почта России, чтобы доставить посылку из Китая в Самару сначала отправит посылку из Китая в Москву, а потом в Самару, т.е. на 2 тысячи км прибавиться маршрут, плюс бюрократия. Итогом будет завышенная цена, потеря времени и нервов, т.к. могут положить не то и не так).
Примечание! Не забывайте, что чем дальше находится завод от Вас, тем дороже стоимость детали. Например, бывает так, доставка осуществляется обычно не напрямую с завода на склад магазина, где Вы заказывали деталь, а через офис в Европе. Следствием этого является завышенная цена запчасти и увеличение времени прихода на склад магазина-заказчика.
Если Вы увидите на детали следы уничтожения аббревиатуры VAG (запилы), не пугайтесь, данная деталь произведена для реализации через дилерскую сеть, т.е. является оригинальным товаром, но пущена производителем в продажу, минуя дилера, что потребовало уничтожения оригинального знака на запчасти.
Крайне не рекомендую продукцию бренда FEBEST (простая упаковка, максимум будет голограмма, качество низкое, но бывает и среднее, товар с резино-техническими изделиями воняет просто жесть, место производства не указано)
Примечания:
1 Это далеко не весь список, детали не все, описание не полное. Что смог найти, то и написал, описал, обновил. Огромное спасибо сайтам, типа, Audi и VW и всем пользователям, которые писали статьи на подобные темы.
2 Есть куча статей, имеющих примерно такое описание: Деталь Х производит ХХ — рекомендуем, не рекомендуем деталь Х, кто производит ХХХ. Сложная схема, попробую растолковать. Есть фирмы, которые делают, например, резиновые изделия. Многие пишут, что, например, Континенталь делает шины хорошие, а ремни грм плохие, как пишут многие. Может просто попался брак, но скорее всего ПОДДЕЛКА… Просто маразм думать, что, если фирма делает пластиковый корпус для стекла отменно, а пишут, что «не рекомендуем брать» этой фирмы пластиковую скажем заглушку или патрубок, хотя данная фирма знает, что делать. Для начала стоит узнать производитель это или упаковщик, и что лежит в упаковке.
Ликбез по запчастям для автомобилей концерна Hyundai-KIA
Попробую заняться просвещением масс и заполонить чужие мозги для кого-то лишней, но для многих полезной информацией. Ведь все сталкиваются с процессом покупки запчастей для своих автомобилей. Но многие перекладывают это занятие на плечи работников сервисных центров. Если это вы, то точно не забивайте свои мозги, т.к. информации будет много.
Итак, думаю, все прекрасно понимают, что одно из главных отличие приличной иномарки (а обсуждаемые здесь автомобили мы по умолчанию относим к приличным, как бы не считали обратное владельцы автомобилей Европейского производства), от автомобилей отечественного производства – это то, что запчасти к автомобилям подбираются не по внешнему виду или названию, а по каталожным номерам. Причем, в с виду абсолютно одинаковых автомобилях похожей комплектации и годом выпуска могут быть установлены совершенно разные детали с разными каталожными номерами. Но это не страшно, если у вас есть соответствующая программа для подбора запчастей, которой достаточно лишь VIN-кода вашего автомобиля, чтобы узнать точно, какие же запчасти установлены в конкретном автомобиле. В нашем случае официальными являются 2 каталога – это Microcat для автомобилей, выпущенных для реализации на мировых рынках, а так же EPC – для автомобилей, выпущенных строго для внутреннего рынка («Доместик»). Причем, автомобиль для рынка России, например, никогда не «пробьется» по EPC, и наоборот, чистокровный Кореец, сделанный самими Корейцами для рынка Кореи, никогда не найдется в Microcat-е. Опять же, не надо путать понятия: большая часть автомобилей этого Концерна делается в Корее, не смотря на то, что заводы у них расположены по всему миру. Одно дело – автомобиль, собранный В Корее, другое – собранный ДЛЯ Кореи. Вот автомобили, собранные ДЛЯ Кореи купить за пределами Кореи официально нельзя – только самостоятельно (или через посредников) пригонять оттуда. Из примера таких автомобилей – это распространенные в последнее время Hyundai Avante MD (аналог Элантры МД) и Hyundai Grand Starex (аналог Европейских H-1).
Автомобили для разных рынков сбыта могут иметь заметные отличия по запчастям, связанные с особенностями по правилам эксплуатации транспортных средств в разных странах. Например, в Ю.Корее и США автомобили эксплуатируются без обязательных для Европы корректоров фар и задних противотуманных фонарей. Соответственно, машина из Ю.Кореи не будет иметь ни задних ПТФ, ни корректора фар. А раз мы говорим о запчастях, то и купить в Южной Корее, например, фару с корректором, просто невозможно. Такие запчасти поставляются только официальным поставщикам в соответствии с регионами сбыта целевой аудитории. В РФ официальным поставщиками являются «Mobis parts СНГ». К слову, вообще Mobis – это главная контора концерна, занимающаяся продажей их запчастей во всем мире.
На нашем рынке, по сути, можно встретить 2 вида запчастей для автомобилей Hyundai и KIA – это «официальные», т.е. Европейские (т.к. мы ездим на автомобилях, соответствующим Европейским стандартам по безопасности дорожного движения), и «серые», т.е. привезенные неофициальными способами. Отличить их просто – по упаковке: на «официальных» запчастях наклеены наклейки, на которых написано «genuine parts», а запчасти, привезенные напрямую из Кореи имеют вместо этих надписей одни иероглифы (А вы знали, что Китайские, Японские и Корейские иероглифы отличаются элементарно? 🙂 ). Но разные упаковки далеко не всегда означают разные запчасти. Чаще всего наоборот – внутри лежат одни и те же железки. В общем, главное – чтобы каталожный номер был верен, ведь именно каталожный номер показывает точно, что же за деталь лежит внутри. А уж какая наклейка – вопрос религии.
А теперь перейдем к каталожным номерам. Они все довольно примитивно систематизированы. Скажу сразу, что в даже в этой простой системе бывают сбои, но для подавляющего большинства запчастей все верно.
Итак, каталожный номер для всех автомобилей Hyundai и Kia, выпущенных после 2004 года (до слияния с Хундаем у КИА была другая система каталожных номеров) состоит из 10-ти основных знаков, для простоты чтения чаще всего разделяющийся дефисом посередине.
12345-67890 – стандартный каталожный номер детали.
Иногда к этим десяти цифрам добавляются еще и буквы. Эти буквы часто обозначают код цвета, если запчасть поставляется в окрашенном виде (обычно это касается элементов обшивки салона) но бывают и кузовные детали, например, зеркала или ручки. Бывает даже так, что эти буквы обозначают материал отделки детали (например, если речь идет о ручке КПП). А еще я встречал три буквы FFF в конце номера, обозначающих, что эта деталь поставляется в качестве замены при гарантийном ремонте данного узла.
Теперь о самой структуре номера.
Первые 5 знаков всегда состоят из цифр. В них, собственно, зашифровано, что же вообще за деталь под этим номером. Причем, первая цифра обозначает, в какой группе по каталогу находится эта запчасть.
0. Аксессуары и эксплуатационные жидкости
1. Крепежные элементы и расходные материалы (гайки, шайбы, лампы, винты, герметики)
2. Детали двигателя
3. Элементы топливной системы
4. Трансмиссия
5. Элементы подвески, рулевой и тормозной системы
6. Кузовные элементы
7. Кузовные элементы
8. Элементы пластиковой отделки (бампера, элементы салона и т.п.) и остекление
9. Электрооборудование
На самом деле, вторая и третья цифра тоже означают группы деталей. Но их уж слишком много. Но главное, что, например, передние тормозные диски будут практически всегда (за исключением Terracan-ов и Starex-ов) начинаться с 51712-ххххх, а передние колодки – с 58101-ххххх, т.е. всегда начинаться на 5. А передние крылья – на 6хххх
Ладно, с типом детали разобрались. Они практически одинаковые для всех автомобилей наших марок.
Следующая группа символов – это последние 5 знаков. В них могут быть как цифры, так и буквы. Здесь все гораздо хитрее: в этих символах зашифрована модель автомобиля и модификация детали.
Первые два символа в этой группе может означать модель автомобиля, если деталь относится к конкретной модели, либо модель двигателя или КПП, если деталь принадлежит именно этим узлам.
Попробую вспомнить обозначения самых распространенные моделей Hyundai (с Киа работаю редко, поэтому боюсь запутаться, да и информации и так много).
Sonata EF (ТагАЗ) – 38 и 3D
Sonata NF – 3K
Sonata YF – 3S
Grandeur TG — 3L
Accent LC (ТагАЗ) – 25
Elantra XD (J3) – 2D
Elantra HD (J4) – 2H
Elantra MD (J5) – 3X
Getz – 1C
Coupe GK – 2C
Santa Fe SM (ТагАЗ) – 26
Santa Fe CM – 2B или 2P у рестайлинговых (Santa Fe FL)
I30 – 2L или 1H
IX 35 – 2S или 2Y
Solaris – 1R или 4L
Tucson – 2E
Grand Starex – 4H
Starex (до 2007) — 4A
Или по двигателям:
Alpha (1.4;1.5;1.6 – Гетц, Акцент, Элантра, Рио 3 поколения) – 26
Beta (2.0 – Соната, Купе, Элантра, Сид, Церато) – 23
Gamma (1.4;1.6 – i30, Солярис, Элантра с кузова J4, Сид, Церато) – 2B
Delta (2.7-Соната, Купе, Санта Фе, Тусан) – 37
Theta (2.0 или 2.4 – Sonata NF, Santa Fe CM, i40, ix35) – 25 или 2G
Lambda (3,3; 3.0; 3.8 – Grandeur, Genesis, IX55, Mohave) – 3C
Mu (2.7 – Santa Fe new, Grandeur) – 3E
Дизель D4BH (Starex, Terracan, Porter) — 42
Дизель D4CB (Starex, Grand Starex, Sorento 2.5)- 4A
Внимательные люди заметили, что, например, у Соляриса есть 2 кода – 1R и 4L. Такие особенности есть у моделей, которые выпускаются на заводах Hyundai в других странах. Всем же известно, что Солярис – это российская версия Accent-а последнего поколения. Акцент, выпускаемый в Корее имеет внутреннее обозначение для деталей 1R. Но т.к. производство частично локализовано, то для локализованных деталей используются коды 4L. Например, всем известная подвеска Солярисов первых серий выпуска, из-за которой так сильно раскачивалась задняя часть, имела коды 4L и многие сразу догадались, что причина такого поведения автомобиля была в отечественной «адаптации». Поэтому быстро сообразили, что заказав подвеску от Акцента последнего поколения, которого не «адаптировали», с кодом 1R, полностью идентичную по размерам с 4L проблему можно решить. Так и вышло: эти амортизаторы сметали моментально, пока в Питере на Солярисы и Рио не стали ставить модернизированные амортизаторы.
Та же история и со «Словацкими» ix35 и i30
Промежуточный итог такой: если взять, допустим, воздушный фильтр двигателя, который относится к элементам двигателя, т.е. будет начинаться на 2 и иметь полный код 28113-ххххх и взять, например, рестайлинговую СантаФе предпоследнего поколения, то код этого фильтра будет выглядеть следующим образом: 28113-2Pхххх.
Ну а последние три знака – это самое простое. Это, просто-напросто, модификация запчасти. Например, в приведенной выше СантаФе FL бывает 2 модификации с разными двигателями – дизельным 2.2 и бензиновым 2.4. Так вот, у бензинового воздушный фильтр будет 28113-2P100, а у дизельного – 28113-2P300.
Но модификация запчасти может быть и не связана с комплектацией автомобиля. Завод-производитель часто просто модифицирует запчасти, устраняя недостатки конструкции, выявляемые в процессе эксплуатации автомобилей. Например, если говорить про тот же Солярис, то поначалу там шли совсем кривые амортизаторы 55300-4L000, которые потом модифицировали до 55300-4L001, которые были не сильно-то и лучше. Ну а с недавних пор ставят совсем приличные – 55300-4L002. Или, например, стойки переднего стабилизатора на Элантру четвертого поколения 54830-2H000, массово выходившие из строя в первые годы выпуска этой модели в последствии заменили на 54830-2H200, после чего продажи данной запчасти резко упали 🙂
Вроде бы все объяснил. И еще больше надеюсь, что это хоть кому-нибудь интересно 🙂
Расшифровка номера детали автомобиля
Предисловие.
Министерством автомобильной и тракторной промышленности СССР введена единая система нумерации деталей для автомобильной техники и колесных тракторов. Детали машин производства автозаводов СССР, СНГ, России нумеруются в соответствии с разработанными отраслевыми стандартами. Эти номера применяются для составления чертежей, каталогов запасных частей, планирования производства, составления заказов на запасные части.
В большинстве случаев для обозначения деталей автотехники используется числовая комбинация, состоящая из двух либо трёх цифробуквенных наборов.
Первая часть номера детали («префикс», «голова», «шапка») обозначает модель автотехники завода производителя в соответствии с классификацией 1945г. или отраслевой нормали 1966г. Так в 7522 -2201010-02, первый номер 7522 обозначает грузовой самосвал БелАЗ (аналогично далее 2101 – легковой автомобиль ВАЗ, 9506 – самосвальный полуприцеп МАЗ, 3205 – автобус ПАЗ, 53205 – бортовой грузовой автомобиль КамАЗ). В отдельных случаях префикс обозначает код завода-производителя либо саму деталь;
Вторая часть («основной номер», «тело», «середина») в данной нумерации состоит из семи цифр и определяет принадлежность детали к определенной группе и входящей в неё подгруппе: В нашем примере – 7522- 2201010 -02, где 22 – карданные валы (2201 – «вал карданный привода заднего моста») В других примерах: 29 – подвеска (2905 – «амортизатор передний», 2919 – «штанга реактивная задней подвески»), 34 – рулевое управление (3405 – «цилиндр силовой гидроусилителя»);
Третья часть («суффикс», «индекс», «хвост») содержит информацию о стадии развития конструкции детали либо о её особенности среди аналогичных. Отсутствие индекса в номере детали свидетельствует о базовом (прототипном) варианте. Пример: 7522-2201010 — 02 показывает, что конструкция карданного вала 7522-2201010 была модифицирована.
Часть 1. «Голова»
Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный:
к грузовому составу относятся бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы,
к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, а также пассажирские прицепы и полуприцепы,
к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения специализированных работ.
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъёмности. По назначению грузовые автомобили подразделяются на бортовые, самосвалы, тягачи. Пассажирские автомобили вместимостью не более 8 человек, не включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 человек – к автобусам. По назначению автобусы подразделяются на городские, местного сообщения, междугородные и туристические. К специальному подвижному составу относится различная автотехника, предназначенная для различных специализированных работ и имеющая специально смонтированное оборудование: рефрижераторы, пожарные автомобили, автокраны, коммунальная техника, техника нефтегазодобывающей отрасли и т.п.
Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:
Диапазон
Предприятие
Примечание
ГАЗ-93 выпускал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ)
Завод им. Сталина (ЗИС)
с 1956 г. Завод им. Лихачева (ЗиЛ)
Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)
с 1959 г. Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Исключения: МАЗ-200, МАЗ-205
Новосибирский автомобильный завод (НАЗ)
с 1949 г. завод передали в другую отрасль промышленности. Исключения: РАФ-251
Уральский автомобильный завод им. Сталина (УралЗИС)
с 1959 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ)
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА)
с 1971 г. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК)
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)
Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ)
Минский автомобильный завод (МАЗ)
в т.ч. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗКТ)
Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
Кутаисский автомобильный завод (КАЗ)
Горьковский завод автобусов (ГЗА)
с 1950 г. диапазон передан Павловскому автобусному заводу им. Жданова (ПАЗ), в т.ч. Курганскому автобусному заводу (КАвЗ)
Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)
кроме троллейбусов ЗиУ-682, ЗиУ-683 завода им. Урицкого
Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
Автоприцепы различных заводов
Тартуский авторемонтный завод (АРТ)
Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ)
в т.ч. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ)
Рижский авторемонтный завод №2 (РАФ)
В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава: каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов). Вторые две цифры – модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра — вид исполнения: 1 — для холодного климата, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 — резерв для других экспортных модификаций. Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 — полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя.
легковые и автобусы
класс АТС
две первые
цифры индексов
для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в дм3)
средний от 1,8 до 3,5
высший, не регламентируется
для автобусов по габаритной длине (в метрах)
особо большой, более 11,5
грузовые и специальные
полная масса, т
эксплуатационное назначение автомобиля
для грузовых автомобилей по полной массе,
Полная масса снаряженного автомобиля — есть его собственная масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами в кабине.
Тягачи классифицируются по своей полной массе плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи — по собственной массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1 тонны для остальных. Классы от 18 до 78 являются резервными.
прицепы и полуприцепы
Первые две цифры индекса*
Последние цифры индекса
* Классы 84, 94, 88 и 98 являются резервными.
* МАЗ-83781: МАЗ – производитель (Минский автомобильный завод), 8 – прицеп, 3 – бортовой, 78 – полная масса (20 тн), 1 – номер модификации;
* ОдАЗ-9925: ОдАЗ – производитель (Одесский автосборочный завод), 9 – полуприцеп-фургон, 9 – специальный (для перевозки телят), 25 – полная масса (9 тн).
Необходимо отметить некоторые изменения в системе классификации автомобилей, принятых в последнее время следующими производителями:
После первых четырех цифр (сформированных согласно отраслевой нормали ОН 025270-66) следует буква с цифрой, обозначающей коды двигателей:
«0» – двигатель ЯМЗ уровня Euro-2 (поставлялся на экспорт в развивающиеся страны),
«А» – двигатель уровня Euro-3,
«В» – двигатель уровня Euro-4,
«Е» – двигатель уровня Euro-5.
Далее за буквой следует цифра, обозначающая группу мощности и тип двигателя:
2 – двигатели мощностью 230 л.с. (ЯМЗ-6563.10);
3 – двигатели мощностью 250 л.с. (ЯМЗ-6562.10);
5 – двигатели мощностью от 300 л.с. (ЯМЗ-536);
8 – V-образные двигатели семейства ЯМЗ-658 мощностью 400 л.с.;
9 – рядные двигатели мощностью от 400 л.с. В эту категорию попадает рядное семейство ЯМЗ-650, а также V-образные моторы Mercedes-Benz уровня Euro-4 и Euro-5.
Пример: МАЗ-5440А9. Расшифровка: МАЗ – завод-производитель, 5 – полная масса от 14 до 21 т (18500 кг); 4 – вид автотранспорта; 40 – порядковый регистрационный номер модели, А – двигатель экологического уровня Euro-3; 9 – двигатель мощностью от 400 л.с.
Примечание: в случае установки мотора Mercedes-Benz уровня Euro-4 буква «В» заменялась на цифру «1». Пример: МАЗ-544019.
КамАЗ
в экспериментальном порядке пробует новую систему индексации. Прообразом служит европейская система, заимствованная у Mercedes-Benz. Индекс представляет собой буквы, которые обозначают класс и назначение автомобиля:
«ТС» – тяжелый специальный
После букв идёт четырёхзначный цифровой индекс: первые две цифры – полная масса в тоннах, вторые две цифры– мощность двигателя в л.с., умноженная на 10.
Пример: КамАЗ-ТВС3436 – тяжелый внедорожный самосвал полной массой 34 т с двигателем мощностью 360 л.с. По отраслевой нормали ОН 025270-66 эта машина называется КамАЗ-65222. Таким же образом предполагается перевести среднетоннажный бортовой КамАЗ-5308 в «КамАЗ-СМ1528», самосвал КамАЗ-6520 – в «КамАЗ-ТС3336», седельный тягач КамАЗ-5460 – в «КамАЗ-ТМ1840» и т.д.
КрАЗ
Кременчугский автозавод ввел новую систему обозначений на новые модели своих грузовиков. Новая система менее детализирована, чем старая, но более содержательна. От отраслевой нормали КрАЗ отказался в 1996 году и ввел первую собственную систему индексации моделей. Так, например, у самосвала КрАЗ-6130С4 первая цифра показывала класс грузоподъемности, вторая – стадию развития конструкции, третья и четвертая – мощность двигателя, умноженную на десять. Следующая за ней буква обозначала тип модели, а стоящая в конце цифра – число ведущих колес.
В 2009 г. была введена новая система индексации. Первая буква обозначает тип транспортного средства: «С» – самосвал, «Т» – седельный тягач, «Н» – шасси). После буквы указывается грузоподъемность в тоннах, после которой ставится точка. Следующая после точки цифра – это номер модификации. Далее следуют буквы. «Е» означает наличие односкатной ошиновки, «Х» – наличие полного привода.
Таким образом рассмотрено образование «префикса» в нумерации деталей на основании моделей автотехники. Используя вышеуказанную информацию с таблицами, можно определить принадлежность деталей, например:
* 24-2201010 – к модели а/м ГАЗ-24 (согласно классификации 1945г.),
* 677-2201010 – к модели автобуса ЛиАЗ-677 (согласно классификации 1945г.),
* 4320-2201010-03 – к модели а/м Урал-4320 (согласно отраслевой нормали 1966г.),
* 5440А9-2201010-01 – к модели а/м МАЗ-5440А9 (согласно отраслевой нормали 1966г. и введенной недавно внутренней классификации)
* 6233М6-2205010-001 – к модели а/м КрАЗ-6233М6 (согласно внутренней классификации 1996г.).
Примечание: в некоторых случаях аббревиатура префикса не связана с названием производителя деталей, а обозначает предприятие по особому регистрационному 4-буквенному коду организации-разработчика данной продукции согласно ГОСТ 2.201-80 («Единая система конструкторской документации»). В качестве примера можно привести следующую продукцию:
Деталь
Производитель
САКД 458201.050 «зеркало внешнее заднего вида»
ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО » БелОГ «, г. Бобруйск
СНЛК 803-00.00.00.00 «отопитель в сборе»
РУП » ОЗАА » г. Осиповичи
УЛИГ 452995.001 «амортизатор»
ОАО « БААЗ «, г. Барановичи
ШКЯМ 128.00.000 «ресивер»
ОАО « ТАиМ «, г. Бобруйск
ШНКФ 453429.070 цилиндр гидроусилителя руля
РУПП « БАГУ «, г. Борисов
С 2004 года вступил в действие ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» с обозначениями, соответствующими принятым в международных требованиях по безопасности, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН №36, №52 и др.):
Категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы
L1 Двухколесный мопед.
L2 Трехколесный мопед.
L6 Легкий квадрицикл.
L4 Мотоцикл с коляской.
M1 Легковые автомобили с типом кузова:
M2 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сиденья, максимальная масса которых не превышает 5 т.
M3 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сиденья, максимальная масса которых превышает 5 т.
N1 ТС, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
N2 ТС, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
N3 ТС, имеющие максимальную массу более 12 т.
O1 Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
O2 Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
O3 Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
O4 Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.
Транспортные средства специального назначения категорий М, N и О:
Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться буквой С. Например, транспортное средство медицинской помощи категории M2 должно иметь обозначение M2С.
Буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N1, которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости, допускается обозначать как N1G.
Классификация автотехники согласно ГОСТ Р 52051-2003 в настоящее время не влияет на систему обозначения деталей автотехники и представлена для ознакомления. Семёновых Валерий Викторович.
Часть 2. «Тело»
Основным в обозначении детали автотехники является его семизначный номер, следующий за «префиксом».
Например: 7522-2201010-02, 2101-2905004-02, 9506-2919010-10, 3205-3405005-030, 53205-3541121.Данный номер определяет принадлежность детали к определенным группам и подгруппам по конструктивному или функциональному признаку. В свою очередь он подразделен на три составляющие:
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ ПО ГРУППАМ И ПОДГРУППАМ:
10 Двигатель
1000 Двигатель в сборе
1001 Подвеска двигателя (силового агрегата)
1011 Масляный насос
1002 Блок цилиндров
1012 Масляный насос грубой очистки (полнопоточный фильтр)
1003 Головка блока цилиндров
1013 Масляный радиатор
1004 Поршни и шатуны
1014 Вентиляция (масляного) картера
1005 Коленчатый вал и маховик
1015 Пусковой подогреватель двигателя
1006 Распределительный вал
1016 Привод распределителя зажигания
1007 Клапана и толкатели
1017 Фильтр очистки масла (центробежный)
1008 Газопроводы (коллектор выпускной)
1022 Устройство облегчения пуска «термостарт»
1009 Масляный картер
1029 Привод агрегатов
11 Система питания двигателя
1101 Топливный бак
1102 Дополнительный топливный бак
1117 Фильтр тонкой очистки топлива
1103 Пробка топливного бака
1121 Муфта опережения впрыска топлива
1104 Топливные трубопроводы
1127 Устройства дополнительные карбюратора
1105 Фильтр-отстойник топлива (грубой очистки)
1132 Форсунки электромагнитные
1137 Система автоматической очистки воздушного фильтра
1108 Управление карбюратором (акселератор, управление подачей топлива)
1143 Терморегулятор воздуха
1109 Воздушный фильтр
1148 Дроссельный патрубок
1110 Ограничитель частоты вращения коленчатого вала двигателя
1160 Клапан редукционный
12 Система выпуска газов двигателя
1203 Трубы и подвеска глушителя
1213 Система рециркуляции отработавших газов
13 Система охлаждения
1302 Подвеска радиатора
1309 Кожух вентилятора
1303 Трубопроводы и шланги системы охлаждения
1310 Жалюзи радиатора
1304 Пробка радиатора
1311 Бачок расширительный
1314 Масляный радиатор гидроусилителя механизма рулевого управления
1318 Гидромуфта привода вентилятора
1307 Водяной насос
1327 Воздуховоды системы охлаждения двигателя
16 Сцепление
1609 Усилитель привода управления сцеплением
1602 Педаль и привод управления сцеплением
17 Коробка передач
1700 Коробка передач в сборе
1726 Привод вакуумной блокировки межосевого дифференциала
1701 Коробка передач
1729 Межосевой дифференциал
1702 Механизм переключения передач
1770 Делитель передач
1703 Механизм управления КПП
1771 Механизм переключения делителя передач
1720 Демультипликатор коробки передач
1772 Привод управления механизмом переключения делителя передач
1722 Механизм переключения передач демультипликатора коробки передач
18 Раздаточная коробка
1800 Раздаточная коробка в сборе
1803 Механизм переключения передач
1801 Подвеска раздаточной коробки
1804 Привод управления механизмом переключения передач
1802 Раздаточная коробка
20 Гидравлический привод мостов полуприцепа
2022 Система питания гидравлического привода мостов полуприцепа
22 Карданные валы
2200 Карданные валы (карданная передача трансмиссии)
2205 Карданный вал среднего моста
2201 Карданный вал основной заднего моста
2215 Приводы передних колес (валы карданные полуосей переднего моста)
2202 Основной карданный вал
2217 Приводы задних колес
2203 Карданный вал переднего моста
2218 Привод раздаточной коробки
2204 Карданный вал промежуточный заднего моста
23 Передний ведущий мост
2300 Передний ведущий мост в сборе
2303 Дифференциал и полуоси переднего ведущего моста
2301 Картер переднего ведущего моста (и коробки передач)
2304 Поворотные кулаки переднего ведущего моста
2302 Редуктор переднего ведущего моста (главная передача)
24 Задний мост
2400 Задний мост в сборе
2402 Редуктор заднего моста (главная передача)
2401 Картер заднего моста
2403 Дифференциал и полуоси заднего моста
25 Средний мост
2500 Средний мост в сборе
2506 Дифференциал межосевой
2501 Картер среднего моста и кожух полуосевой
2509 Механизм блокировки межосевого дифференциала
2502 Редуктор среднего моста (главная передача)
2511 Привод включения блокировки межосевого дифференциала
2503 Дифференциал и полуоси среднего моста
27 Седельное устройство
2702 Седельное устройство
2707 Устройство тягово-сцепное
2703 Сцепной механизм седельного устройства
28 Рама
2806 Передний буксирный крюк
2807 Кронштейн переднего номерного знака
2808 Кронштейн заднего номерного знака
2803 Передний буфер
2811 Подрамник задний
2815 Щит предохранительный
2805 Буксирный прибор
29 Подвеска автомобиля
2901 Передняя подвеска в сборе
2913 Дополнительные рессоры
2902 Передние рессоры (пружины передней подвески)
2914 Рычаги задней подвески
2904 Стойки и рычаги подвески
2915 Амортизаторы задней рессоры
2905 Передние амортизаторы
2916 Стабилизатор поперечной устойчивости задний
2906 Стабилизатор передней подвески
2918 Задняя балансирная подвеска
2910 Подвеска задняя
2919 Реактивные штанги задней подвески
2912 Задние рессоры (пружины задней подвески)
30 Рулевые тяги. Передняя (и задняя) ось
3000 Передняя ось в сборе
3001 Передняя ось и поворотные кулаки
3010 Кулаки поворотные задней подвески
31 Колеса и ступицы
3106 Покрышки и камеры, шины бескамерные
3113 Ступицы задних колес
3103 Ступицы передних колес
3122 Кран управления давлением к системе накачивания шин
3104 Ступицы задних колес
3124 Подвод воздуха к шинам
3105 Держатель запасного колеса
3125 Трубопроводы системы накачивания шин
34 Рулевое управление
3400 Рулевое управление в сборе
3408 Трубопроводы гидроусилителя механизма рулевого управления
3401 Рулевое управление (механизм рулевого управления)
3402 Рулевое колесо
3419 Радиатор масляный гидроусилителя руля
3403 Крепление (колонки) рулевого управления
3422 Вал карданный рулевого управления
3405 Цилиндр силовой гидроусилителя
3430 Клапаны управления гидроусилителем
3407 Насос гидроусилителя механизма рулевого управления
3444 Колонка рулевого управления
35 Тормоза
3501 Рабочие тормоза (передние ножные)
3521 Соединительная головка пневмотормозов
3502 Задние ножные (рабочие) тормоза (и тормозные барабаны)
3522 Клапаны управления тормозами прицепа
3504 Педаль и привод механизма управления тормозами (привод тормозного крана)
3533 Регуляторы тормозных сил
3505 Главный цилиндр тормоза (гидротормозов)
3534 Регуляторы пневмотормозов
3506 Трубопроводы пневмотормозов
3535 Регулятор тормозного момента гидравлических систем
3507 Стояночный тормоз
3536 Аппаратура для обезвоживания сжатого воздуха
3508 Привод стояночного тормоза (управление ручным тормозом)
3537 Краны тормозные с ручным управлением
3509 Компрессор пневмотормозов
3546 Сигнализация прекращения действия тормозов аварийная
3510 Усилитель тормоза вакуумный
3550 Усилитель (гидровакуумный)
3512 Регулятор давления
3551 Механизм следящий усилителя
3513 Воздушные баллоны пневмотормозов
3552 Трубопровод (гидровакуумного) усилителя
3514 Кран управления пневмотормозами (тормозной кран)
3553 Фильтр воздушный гидроусилителя
3515 Клапан-ограничитель падения давления (контрольно-предохранительная аппаратура)
3560 Трубопроводы пневмотормозов
3518 Клапан ускорительный пневмотормозов
3562 Клапаны обратные /перепускные/
3519 Камеры тормозные
3570 Тормоз вспомогательный
3520 Разобщительный кран
3579 Гидроагрегат антиблокировочной системы
37 Электрооборудование
3722 Предохранители (электрических цепей)
3702 Реле-регулятор (напряжения)
3723 Соединители электропроводов
3703 Аккумуляторная батарея
3704 Выключатель зажигания (замок зажигания)
3705 Катушка зажигания
3726 Указатели поворота (передние)
3707 Свечи зажигания (запальные) и провода
3730 Электродвигатели (электродвигатель отопителя)
3731 Фонарь сигнальный
3709 Электрические переключатели (переключатель света центральный)
3733 Блокировочные устройства
3710 Электрические выключатели (ножной переключатель света)
3734 Транзисторный коммутатор
3735 Сигнализация внутренняя
3737 Выключатель массы (батареи)
3713 Освещение щитка приборов
3738 Сигнализация световая
3714 Плафоны внутреннего освещения
3740 Свечи накаливания
3715 Переносная и подкапотная лампы
3741 Электрооборудование предпускового подогревателя
3716 Фонари задние
3743 Фары противотуманные
3717 Фонарь освещения номерного знака
3747 Реле разного назначения
3718 Гидрокорректор фар
3719 Арматура светомаскировочная
3757 Фонари опознавательные
3720 Выключатель сигнала торможения
3761 Блоки управления
3721 Сигналы звуковые
38 Приборы
3801 Щиток приборов (комбинация)
3819 Вал гибкий (спидометра)
3803 Контрольные лампы (Фонари контрольных ламп)
3827 Датчик указателя уровня топлива
3828 Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
3805 Щиток прибора
3829 Датчик указателя давления масла
3806 Указатель уровня топлива
3807 Приемник указателя температуры воды
3846 Датчики диагностики
3808 Указатель температуры воды
3847 Блок электронного управления
3810 Манометры (указатель давления масла)
3848 Приборы и аппаратура диагностики
3811 Указатель тока
3861 Система электронного управления АБС
3862 Датчики антиблокировочной системы тормозов
3814 Индикатор засоренности воздушного фильтра
3868 Искрогасящее устройство
3816 Воздушный манометр
39 Шоферский инструмент и принадлежности
3901 Разный шоферский инструмент
3912 Санитарные принадлежности
3903 Таблички (инструкционные)
3904 Таблички заводские
3914 Утеплитель капота
3905 Инструмент шанцевый
3916 Насос для ручного переливания топлива
3906 Комплект запасных частей
3917 Шланг для накачивания шин
3907 Буксирный трос
3919 Ящик для инструмента
3909 Запасные бачки (для масла)
3924 Специальный инструмент
3925 Тали подъема запасного колеса
3911 Шприцы для смазки
3927 Упоры противооткатные
42 Спецоборудование
4221 Баллон воздушный
4202 Коробка отбора мощности односкоростная
4222 Кран управления давлением системы накачки шин
4206 Коробка отбора мощности реверсивная односкоростная
4223 Блок шинных кранов
4207 Коробка отбора мощности
4224 Головка подвода воздуха к шинам колес
4216 Управление коробкой отбора мощности
4225 Трубопроводы системы накачки шин
45 Лебедка
4504 Трос и крюк лебедки, цепь
4502 Карданные валы привода лебедки
4503 Управление лебедкой
47 Оборудование дополнительное
4711 Электронагреватели сидений
50 Кабина (Кузов)
5000 Кабина (кузов) в сборе
5001 Крепление кабины (кузова)
51 Детали основания (пола) кабины, Пол кузова
5101 Детали пола (основание кузова), пол
5110 Пол багажника
5112 Термошумовая изоляция
5109 Коврики пола (и багажника)
52 Ветровое окно
5201 Рама ветрового окна
5205 Стеклоочиститель и привод
5202 Петли ветрового стекла
5206 Стекла и уплотнение ветрового стекла (детали)
5204 Механический подъемник ветрового стекла
5208 Обмыв ветрового стекла (омыватель)
53 Передок кабины
5301 Каркас и панели передка
5314 Мотоотсек передка
5302 Обивка передка
5325 Панель приборов
5304 Вентиляция передка
5326 Консоль панели приборов
5312 Термоизоляция передка
54 Боковина кузова
5403 Окно стенки боковины задка кузова
5402 Обивка боковины кузова
56 Задок кабины (задок кузова)
5601 Детали задка кузова
5607 Полка багажника
5602 Обивка (полки) задка
5608 Обивка багажника
5612 Термошумовая изоляция задка кузова
5604 Крышка багажника кузова
5613 Крышка люка запасного колеса
5605 Детали багажника (петли и упор крышки)
5629 Воздуховод (вентиляция вытяжная)
5606 Замок, ручка и привод (багажника)
57 Крыша кабины (кузова)
5701 Детали крыши кузова
5712 Термошумовая изоляция
5702 Обивка крыши внутренняя
5713 Вентиляция кабины
61 Дверь кабины передняя
6100 Дверь кабины передняя в сборе
6105 Замок и ручки передней двери
6101 Каркас и панели кабины (детали передней двери)
6106 Навески передней двери
6102 Обивка передней двери
6107 Уплотнение передней двери
6103 Окно передней двери
6112 Термошумоизоляция передней двери
6104 Механизм перемещения стекла двери (стеклоподъемник)
6114 Подлокотник передней двери
62 Задняя дверь
6200 Дверь задняя в сборе
6205 Замок и ручки задней двери
6206 Замок и ручки (навеска задней двери)
6202 Обивка задней двери
6207 Уплотнитель задней двери
6203 Окно задней двери
6212 Термошумоизоляция задней двери
6204 Стеклоподъемник (механизм перемещения стекла)
6214 Подлокотник задней двери
63 Дверь задка кузова
6300 Дверь задка кузова в сборе
6305 Замок и ручка
6306 Навеска двери задней (и механизм уравновешивания замка двери задка)
6302 Обивка двери задка кузова
6307 Уплотнитель двери задка кузова
6303 Окно задка двери
6313 Стеклоочиститель двери задка
68 Сиденье водителя
6800 Сиденье водителя в сборе (и переднее сиденье)
6823 Подушка заднего сиденья
6801 Остов сиденья
6824 Механизм регулирования положения заднего сиденья
6803 Подушка сиденья водителя (и переднего сиденья)
6825 Спинка заднего сиденья (основание)
6804 Механизм регулирования сиденья водителя (и переднего сиденья)
6826 Подлокотник заднего сиденья
6805 Спинка сиденья водителя (и переднего сиденья)
6828 Подголовник заднего сиденья
6808 Подголовник сиденья водителя
6840 Сиденье двухместное
6809 Амортизатор сиденья
6841 Остов двухместного сиденья
6810 Сиденье переднее
6842 Обивка двухместного сиденья
6812 Обивка переднего сиденья
6843 Подушка сиденья пассажира
6813 Подушка переднего сиденья
6845 Спинка двухместного сиденья
6814 Механизм регулирования положения переднего сиденья
6870 Сиденье откидное
6815 Спинка переднего сиденья
6871 Остов откидного сиденья
6818 Подголовник переднего сиденья
6873 Подушка откидного сиденья
6820 Сиденье заднее
6875 Спинка откидного сиденья
6822 Обивка заднего сиденья
69 Пассажирское сиденье
6900 Сиденье в сборе (переднее)
6904 Механизм регулировки сиденья
6901 Остов сиденья (переднего)
6905 Спинка пассажирского сиденья
6902 Обивка сиденья
6906 Подлокотник переднего сиденья
6903 Каркас переднего пассажирского сиденья
70 Заднее сиденье
7000 Заднее сиденье в сборе
7003 Каркас подушки заднего сиденья
7001 Остов заднего сиденья
7005 Каркас спинки заднего сиденья
7002 Обивка заднего сиденья
7006 Подлокотник заднего сиденья
71 Сиденье одноместное
7100 Сиденье одноместное в сборе
73 Сиденье трехместное
7300 Сиденье трехместное в сборе
75 Откидное сиденье
7500 Откидное сиденье в сборе
78 Перегородка
7800 Перегородка в сборе
7802 Накладка перегородки
7803 Окно перегородки
79 Радиооборудование
7905 Провода радиооборудования
7904 Фильтры радиопомех
80 Оборудование специализированное
8005 Сиденье сопровождающего
8009 Бачок для воды
8008 Ящик для предметов ухода
8036 Крепление возимого оборудования
81 Отопление и вентиляция кабины
8101 Отопитель (кузова)
8111 Компрессор хладагента
8102 Обогрев ветрового стекла
8103 Распределитель воздухообогрева
8116 Охладитель воздуха
8104 Вентиляция кабины (кузова)
8107 Крепление заднего отопителя
8108 Обогрев боковых стекол кузова
8109 Управление отоплением (и вентиляцией)
8121 Аппаратура регулирования контроля кондиционирования воздуха
8110 Отопление кузова заднее
8126 Обогрев стекла окна задка
82 Принадлежности кабины
8201 Зеркало заднего вида
8202 Поручни (держатели) (и крючок для одежды)
8208 Отражатели света (световозвращатели)
8212 Орнамент и декоративные надписи
8204 Противосолнечный козырек
8217 Ремни безопасности
8219 Место спальное
84 Оперение
8400 Оперение в сборе
8406 Запор капота (замок и привод замка капота)
8401 Облицовка радиатора
8407 Навеска и упор капота
8412 Шумоизоляционная накладка капота
8403 Переднее крыло (и фартук крыла)
8413 Люк заднего крыла
8415 Обтекатель (спойлер)
85 Платформа
8500 Платформа в сборе
8506 Сиденья платформы
8501 Основание платформы
8507 Инструментальный ящик платформы
8502 Боковой борт платформы
8508 Тент платформы
8503 Задний борт платформы
8511 Брызговики платформы
8504 Передний борт платформы
8514 Крышка платформы
8505 Запоры платформы
8521 Крепление платформы
86 Опрокидывающий механизм-платформа автомобиля-самосвала
8601 Надрамник платформы
В каталоги, как правило, не включаются детали, входящие в технологические сборки отдельных узлов, сборка которых возможна только в специальных (заводских) условиях. Например, 6422-2205015 вал карданный представляет собой сварку карданной трубы с вилкой, где весь узел включаются в каталог, а детали, входящие в него, не указываются.
Часть 3. «Хвост»
При всех последующих изменениях определенной детали для обозначения её модификации после семизначного номера используется «суффикс». Суффикс, с одной стороны, оставляет деталь в её прежней конструктивной либо функциональной области, с другой стороны, отличает деталь от предыдущей модификации и указывает на их взаимозаменяемость либо невзаимозаменяемость. Суффиксы обозначаются цифровыми, буквенными, а также буквенно-цифровыми индексами: 5320-2205011-04 «вал карданный», 540-2201049-Б «фланец карданного вала», 130-2200023-Б2 «передача карданная».
* улучшение технических характеристик детали. Так, модификация карданного вала 5320-2205011-04 отличается от предыдущей «…-03» применением усиленного подшипника, стопорных колец, полимерного покрытия шлицевой части и её телескопической защиты. Валы взаимозаменяемы;
* применение немодифицированной детали другого производителя. В автомобилях КрАЗ-6510 возможно применение карданного вала заднего моста 210-2201010-16 (производства ХЗКВ – херсонского завода карданных валов) либо 210-2201010-17 (производства ГЗКВ – гродненского завода карданных валов ОАО «Белкард»);
* применение модифицированной детали другого производителя. В карданных валах 75473-2201010 используются немецкие подшипники SKF (Ø65mm). Появление модификации 75473-2201010-02 обусловлено применением более мощных белорусских подшипников 804710АС10 (Ø72mm). Несмотря на то, что модификации были подвергнуты также крестовины, фланцы и вилки, в сборе данные карданные валы полностью взаимозаменяемы.
В некоторых случаях прослеживаются аналогии между цифровыми и буквенно-цифровыми суффиксами. Например: передача карданная 130-2200023-02 соответствует 130-2200023-А2, а 130-2200023-11 взаимозаменяема с 130-2200023-Б2, аналогичные пары встречаются в 130В1-2200023-02 / …-А2 и 130В1-2200023-11 / …-Б2, также в 130Г-2200023-02 / …-А2 и 130Г-2200023-11 / …-Б2.
Другие правила нумерации
Существуют и другие установленные правила нумерации, например, крепежных деталей. Эти номера деталей не имеют ничего общего с семизначной нумерацией, но принимают самое непосредственное участие в креплении основных деталей и сборочных единиц.
Шифр материала может иметь следующие значения: