Рассказ н калининой на машине
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»
Елена Аказина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»
Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?»
—связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
—словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка»:
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно ли поступила девочка — хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей).
Чтение стихотворения А. Барто “Мишка”:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Воспитатель: А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней
Воспитатель: Ребята, а вы любите игрушки?
Воспитатель: Есть ли любимые?
Воспитатель: А как вы к ним относитесь? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.
Вот большая пирамидка (потянуться вверх).
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте).
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы).
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат).
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,
Начинают все играть (изобразить любое движение).
Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам рассказ, который написала Н. Д. Калинина, он называется «Разве так играют?».
Воспитатель читает рассказ.
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам.А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет —все в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Послушайте внимательно еще раз.
Дети пересказывают текст по цепочке. Пересказ можно повторить дважды.
1. О чем говорится в этом рассказе?
2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
6. Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Рассказзаканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают дети (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку — не тонет,
Бьешь о стенку — не стонет,
Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать.
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать,отбивать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.
Рот пошире открываем
В бегемотиков играем
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам…
Буду подражать слону,
С ней мы будем наравне.
Вот веселая лошадка,
Темная как шоколадка…
Воспитатель: Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос — а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина).
Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки»:
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котёнок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень
(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе, подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный).
Игра «Выше, ниже, дальше, ближе».
Воспитатель: Заканчивайте начатые мною предложения.
Кукла стоит выше, а машина … (ниже).
Матрешка стоит ближе, а кубики … (дальше).
Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше).
Сидит дед, во сто шуб одет.
Тот слезы проливает.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один — много».
Игра «Один — много»
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно – Сахалинска.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа: «На кухне» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа «На кухне» Арбузова Анастасия. Программное содержание: Обогащать и активизировать.
Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) Воспитатель: Муравлева З. В.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Программные задачи: 1. Учить.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разве так играют?» Задачи: • учить выразительно, пересказывать текст; • учить образованию форм единственного и множественного числа существительных; • учить.
Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» в старшей группе
Надежда Безрукова
Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» в старшей группе
Планирование образовательной деятельности
Образовательная область: речевое развитие.
Раздел: развитие речи, пересказ.
Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Интеграция ОО: социально-коммуникативное р., физическое р., познавательное р.
Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание;
Учить детей пересказывать текст, интонацией передавать особенности персонажей, называть действия, характеризующие определенный предмет; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: заучивание физминутки, беседа на тему «Мои игрушки», Д/и «Из чего сделано», «Назови ласково», С/Р игра «Магазин игрушек».
Материалы и инструменты: кукла Незнайка, схема пересказа рассказа, рассказ «Разве так играют?», игрушки.
В гости к ребятам приходит Незнайка, он принес книгу.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что это у тебя за книга?
Незнайка: Мы с ребятами недавно читали рассказ из этой книги, и вот я принес ее вам, чтобы вы тоже его прочитали. И кое-что поняли.
Воспитатель: Спасибо, Незнайка, а давайте мы все вместе прочитаем и обсудит. И тогда все и поймем.
Чтение рассказа «Разве так играют?»
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам.А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
– О чем говорится в этом рассказе?
– Какие игрушки были в кукольном уголке?
– Что делал Алеша? – Как Саша вел себя в уголке?
– Что он делал? – Что он сказал детям?
– Что делают ребята? – На кого смотрели дети?
–Правильно ли поступил Саша?
-Молодцы ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.
— А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Стойкий солдатик».
Вот солдатики стоят, начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять-начинаем мы шагать.
Наклонитесь все вперёд, а потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок, и на месте- скок, скок, скок!
Носом-вдох, а выдох-ртом.
Дышим глубже…. А потом …
Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!
(Дети выполняют движения по тексту)
— Хорошо, полежали, отдохнули, а теперь я хочу ещё раз рассказать вам рассказ. Слушайте, внимательно. Постарайтесь его запомнить.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, чем заканчивается рассказ, и подготовиться к пересказу. Трое детей договариваются, кто какую часть – начало, середину, конец – будет рассказывать. Пересказ повторяется дважды (с вызовом еще троих детей). Воспитатель напоминает, что рассказзаканчивается словами: «Разве так играют?»:
– Кажется, что писатель нас об этом спрашивает. Ребята, а ведь такое могло бы случиться и в нашей группе: представьте себе, что мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. (Дети по желанию высказываются, используя вежливые слова в обращении с товарищами, понятно объясняя).
Игра «Из чего сделана игрушка?»
Мяч сделан из резины – резиновый.
Кукла сделана из пластмассы – пластмассовая.
Матрешка сделана из дерева – деревянная.
Машина сделана из металла – металическая.
Медведь сшит из плюша – плюшевый.
Заяц сшит из меха – меховой.
Игра «Кто пропал?» (образование названий детенышей)
У коровы пропал – теленок; пропали – телята.
У козы пропал – козленок; пропали – козлята.
У лошади пропал – жеребенок; пропали – жеребята.
У свиньи пропал – поросенок; пропали – поросята.
У овцы пропал – ягненок; пропали – ягнята.
У курицы пропал – цыпленок; пропали – цыплята.
У утки пропал – утенок; пропали – утята.
3. Заключительная часть. Рефлексия
-Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?
— Кто к нам приходил в гости?
— Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили, и кто его автор?
-Что больше всего понравилось?
— Как себя нужно вести в группе с игрушками?
— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка». Задачи: 1. Познакомить детей с новым рассказом Е. И. Чарушина «Курочка». 2. Учить слушать.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа «Про жука» составленного по рассказу Н. Калининой Цель: Учить детей пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя. Учить называть слова определяющие маленький предмет. Упражнять в.
Конспект НОД «Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» по развитию связной речи в старшей группе онспект НОД по развитию связной речи в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат». Подготовила: Бурмистрова.
Конспект ООД «Пересказ рассказа «Купание медвежат» В. Бианки» по образовательной области по развитию речи в средней группе Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Конспект открытого мероприятия НОД по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа «Купание медвежат» В. Бианки Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты» в подготовительной группе Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколова-Микитова) Цель: Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Смелая ласточка» Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Смелая ласточка» Программное содержание:.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: учить детей пересказывать текст рассказа, при помощи схемы; передавая интонацию при характеристике персонажей. Упражнять воспитанников.
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Написала: Понурина Елена Возраст: подготовительная к школе группа Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область:.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?» Старшая группа
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по пересказу рассказа «Разве так играют?» ( Калинина Надежда Дмитриевна).
Цель: Формирование навыков пересказа текста с использованием опорных картинок, отображающих последовательность событий.
Развивающие задачи : развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления, внимания, слуховой памяти. Развивать общую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.
О бразовательные задачи : формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ рассказа «Разве так играют?» Н. Д. Калинина; учить использовать в пересказе выразительные авторские слова и обороты; активизировать и обогащать словарь по теме «Игрушки»; расширение и активизация глагольного словаря и согласование существительных с глаголом , прилагательными, числительными; образование существительных родительного падежа, уменьшительно – ласкательным значением; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
Воспитательные задачи : воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.
Оборудование: текст рассказа, мяч, опорные картинки: дети Саша и Лёша, игрушки, Лёша, Саша, ребята, воспитательница Вера Ивановна.
1.Организационный момент. Развитие слухового восприятия, мышления.
(на полу куча игрушек)
(Зайдя в группу, удивиться беспорядку)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
— Он выходил из садика. Я спросила, что он в садике делал. Карлсон что-то сказал, но я не поняла, и отдал вот эту коробочку.
Он сказал:- Когда вы ее откроете, то все узнаете. Откроем коробочку?
1. Письмо от Карлсона
« Привет, ребята! Меня зовут Карлсон, который живет на крыше! Можно просто Карлсончик. Что-то заскучал я на чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я книгу и прочёл рассказ, который называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же нужно играть. Вы сами увидели, что из этого получилось. Может, вы мне поможете в этом разобраться? »
2. Разбираем «завал» из игрушек (с помощью загадок)
— А что такое игрушки? А вы умеете играть с игрушками?
— Давайте разберем игрушки.
— Надо отгадать загадку, найти отгадку среди игрушек, рассказать, как играют с этой игрушкой.
1. У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Сверху смотрит на меня. (светофор)
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю (кубики)
3. Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пригласит чайку напиться (чайник)
4. Я-хорошая игрушка,
Каждой девочке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки (кукла)
5. Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его резина,
А питается бензином? (машина)
Упадет – подскачет. (мяч)
— Как играют с конструктором?
— Как играют с пистолетом?
— Как назвать – это всё одним словом?
— Молодцы! Я знаю рассказ про двух ребят, которые тоже ходили в детский сад. Хотите, расскажу? Послушайте, ребята, рассказ, который называется «Разве так играют?» , а написала его Калинина Надежда Дмитриевна.
3. Первичное чтение рассказа (Развитие произвольного внимания).
(читает текст рассказа и не даёт установки на запоминание)
4. Содержательный анализ текста: (Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы).
— Что я вам прочитала? (рассказ)
— Кто вспомнит его название и автора? (Рассказ называется «Разве так играют?», а автора зовут Калинина Надежда Дмитриевна)
— Кто пришёл в младшую группу? (В группу пришли два мальчика Саша и Алёша)
— К чему они подошли? (Они подошли к игрушкам)
— Какие игрушки увидели мальчики в кукольном уголке? ( В кукольном уголке было много игрушек: мишки, зайцы, куклы, кукольная посуда, кроватки для кукол, машины легковые, грузовые и пожарные, коричневый медведь на белой лошади)
— Что делал Алёша? (Алёша смотрел и не мог выбрать себе игрушку для игры)
— Что делал Саша? ( Саша минутку на игрушки посмотрел и сразу все игрушки взять захотел)
— Какие игрушки забрал себе Саша? (Саша положил мишку под мышку, зайчику в кармашек, кроватку, посуду, собачку к себе тянет)
— Куда сложил Саша игрушки? (Саша все игрушки сложил в кучу)
— Что сказал Саша детям? ( Саша сказал: « Не трогайте, не берите, я в игрушки играю! »)
— Что делают ребята? ( Остальные ребята стоят и удивляются)
— На кого смотрели дети? ( Дети смотрели на Веру Ивановну)
— Правильно ли поступил Саша? ( Саша пожадничал, и хотел сам играть в игрушки один. Так делать нельзя, нужно делиться с ребятами)
— Молодцы, ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.
5. Лексико-грамматические игры по тексту:
— Давайте поиграем в игру «Назови ласково» с мячом.
(образование существительных уменьшительно – ласкательным значением)
А. Дидактическая игра «Назови ласково»