Расточка блоков грузовых автомобилей
Расточка блока цилиндров
Расточка блока цилиндров – операция перед хонингованием
(фото: расточка блока цилиндров)
Когда необходим капитальный ремонт двигателя
Итак, расточка блока цилиндров. Эта операция входит в технологическую цепочку капитального ремонта двигателя.
А когда он требуется – капитальный ремонт? О тревожных симптомах мы писали в статье «Хонингование – операция финишная и… самостоятельная». Но следуя логике изложения, напомним о них.
Итак, снижение мощности, падение компрессии, увеличение расхода масла, характерный запах и цвет отработавших газов – все это признаки износа цилиндропоршневой группы. И самое правильное для водителя – прервать эксплуатацию и обратиться к профессиональным ремонтникам, например, в фирму «Механика».
А дальше – квалифицированная диагностика состояния цилиндров, поскольку простая замена поршневых колец, которую предложат на многих сервисах, вряд ли поможет. Нет, нужны замеры, замеры и еще раз замеры!
Снять металл
В зависимости от их результата специалисты «Механики» предложат три варианта:
Вариант №2, т.е. расточка в ремонтный размер с финишным хонингованием, является самым распространенным.
(фото: финишное хонингование)
Суть операции в следующем. Вертикальный шпиндель расточного станка с закрепленным резцом вращается и опускается вглубь цилиндра. Резец снимает лишний металл с зеркала, устраняет эллипсность, конусность и ступеньку выработки вблизи верхней мертвой точки поршня (ВМТ).
Важно, что резец, в отличие от хона, закреплен в шпинделе жестко. И если хон при обработке «плавает», волей-неволей повторяя конфигурацию внутренней поверхности цилиндра, то резец совершает рабочий ход строго по вертикали.
Именно этот фактор позволяет выставить инструмент таким образом, чтобы убрать эллипсность, а точнее, яйцеобразную форму изношенного цилиндра. И тем самым восстановить его геометрию – разумеется, уже в ремонтном размере. Кстати, одним только хоном убрать эллипс можно, а вот более причудливые бочкообразные износы – нет.
Казалось бы, операция расточки проста. На деле эта «простота» требует точного оборудования и высочайшей квалификации исполнителя. Об этом далее.
Расточка блока цилиндров в цифрах
Сколько металла снимается при расточке? Правильнее поставить вопрос так: сколько ремонтных размеров существует в современных моторах? Как правило, их два: 0,5 мм и 1 мм от номинала. Встречаются и исключения – 0,25 мм, например. Но это редко.
В компании «Механика» нам рассказали любопытные случаи. Не так давно были популярны пяти- и шестицилиндровые моторы Volvo. И производитель выпускал для них ремонтные поршни 0,2 и 0,4 мм.
Первый размер был никому не нужен – ну прямо как Неуловимый Джо. Почему? А потому что при износе 0,2 мм все продолжали благополучно ездить. А на размер 0,4 мм выходили редко, приезжая на ремонт, как правило, с износом более 0,5 мм. Но ремонтных поршней под этот износ у Volvo не было, поэтому двигатели приходилось гильзовать. Так что опыт у «Механики», прямо скажем, разнообразный.
(фото: расточка цилиндров)
База под расточку: плоскость
В металлообработке едва ли не самое главное – базирование детали. Это важно и в токарном, и во фрезерном деле, и, конечно же, в специальных операциях по ремонту двигателя. Правильно выбранная база – это гарантия соосности, перпендикулярности и параллельности различных элементов детали при обработке. В нашем случае это обеспечение перпендикулярности осей цилиндров и коленчатого вала.
Рядные блоки, как правило, предварительно базируют по плоскости масляного поддона картера. Важно, чтобы эта поверхность была хорошо очищена, остатки прокладки здесь недопустимы.
После установки блока смотрят: а как расположена плоскость головки блока цилиндров (ГБЦ)? Дело в том, что она не всегда параллельна плоскости поддона картера. С помощью щупов и индикатора «выставляется горизонт» плоскости ГБЦ, то есть ее положение в продольном и поперечном направлениях.
Далее блок фиксируется специальными зажимами, мастер с помощью центроискателя выставляет резец на необходимую величину съема и запускает станок.
Если производится ремонт 0,5 мм (от номинала или от первого ремонтного размера), то расточка проводится за один проход. Если по каким-то причинам выполняется ремонт «через размер», то делается два прохода инструмента.
Подача резца автоматическая, и на обработку четырех цилиндров уходит порядка часа.
База под расточку: скалка
Бывает, что привозят рядные блоки, которые уже однажды ремонтировали – когда-то, где-то, у кого-то. И базировали их просто по плоскости масляного поддона, не обеспечивая перпендикулярности осей цилиндров и коленчатого вала.
В этом случае для качественного ремонта требуется базировать блок по постелям коленчатого вала. Да клиент и сам часто просит: сделайте по постелям. Особенно если понимает суть вопроса, являясь, например, спортсменом-гонщиком.
В этом случае для базирования используется скалка – шлифованный металлический стержень, установленный на призмы.
Скалка имитирует коренные шейки коленчатого вала. Выставлять блок в продольном направлении не требуется – только в поперечном, что и делается с помощью индикатора. Далее проводится расточка, гарантирующая перпендикулярность осей цилиндров и «колена».
Но заметьте – до сих пор мы говорили о рядных моторах. А блоки V-образные? Сразу скажем, что их базируют только по постелям коленвала на скалке –иначе сделать это невозможно.
После расточки блока в той же базе (на скалке!) обрабатывают плоскости ГБЦ. Тем самым обеспечивают параллельность этих плоскостей оси коленчатого вала. Кстати, об этом рассказывает руководитель «Механики» Дмитрий Николаевич Даньшов в ролике https://www.youtube.com/watch?v=MJY1PgZfnBA Советуем посмотреть.
Не оставим без внимания и оппозитные двигатели Subaru. Как растачивают их? А вот как: попарно. Сначала один полублок, потом другой.
И в заключение этого раздела подчеркнем особо: при расточке обязательно оставляется припуск на хонингование. Эта финишная операция выполняется всегда!
Преимущества «Механики»
Почему с ремонтом блока (и не только блока) стоит обращаться в компанию «Механика»? Основные аргументы приведены в уже упоминавшейся статье «Хонингование – операция финишная и… самостоятельная» – с ними легко ознакомиться. Мы же сделаем несколько добавлений.
Нельзя не упомянуть тщательность подготовки блока к ремонту. Его скрупулезно очищают и отмывают на специальном оборудовании под давлением. А после завершения операций удаляют технологическую грязь и прочищают масляные каналы – в том числе и ультразвуковым способом.
Станочный парк «Механики» разнообразен, здесь работают и станки советского производства, о чем руководство говорит с гордостью. Во-первых, поговорка «советское – значит отличное» родилась не на пустом месте. Во-вторых, фирма сама выпускает и модернизирует оборудование, отдельные его узлы и инструмент – здесь умеют и это. Поэтому станки живут долго и служат безотказно.
(фото: производственные цеха Механики)
И заканчивая этот рассказ, вернемся к базированию блока и скалкам. Кроме станков, компания «Механика» производит и специальные приспособления для работы с V-образными блоками. Оно обеспечивает точное базирование блоков на скалке и применяется при обработке плоскостей, гильзовке, расточке и хонинговании. Такую оснастку можно приобрести.
Производство оборудования – тоже аргумент в пользу фирмы, подчеркивающий уровень ее профессионализма.
Автор: Юрий Буцкий, к.т.н.
Ремонт блока цилиндров двигателя и ГБЦ. Расточка коленвалов
Компания ООО «Моторные Технологии» занимается восстановлением нижеперечисленных деталей и узлов ДВС грузовых и легковых автомобилей отечественного и импортного производства:
Современное отечественное и импортное оборудование позволяет производить высокоточную обработку деталей:
Фрезерно-расточное оборудование дает возможность сделать ремонт головки блока цилиндров и шатун двигателя.
Высококвалифицированные специалисты предприятия, обученные в специализированных учебных центрах, выполняют работу любой сложности в короткие сроки и на самом высоком уровне.
ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИОБРЕТАЕТ РЕМФОНД: К/ВАЛОВ И БЛОКОВ
Стоимость ремонта коленвала и блоков цилиндра
Двигатель
Цена,
руб.
Шлифовка коленвалов грузовых а/м и тракторов
Шлифовка в ремонтный размер (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка в ремонтный размер (проверка на микротрещины и твердость)
КАМАЗ, ЯМЗ-236, Д-65, ЗИЛ-дизель, А-41
Шлифовка в ремонтный размер (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка в ремонтный размер (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка в ремонтный размер (проверка на микротрещины и твердость)
А-01, Д-160 и другие крупногабаритные
Шлифовка в ремонтный размер (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка со шлифовкой галтелей
Шлифовка со шлифовкой галтелей
Шлифовка со шлифовкой галтелей
Шлифовка со шлифовкой галтелей
Иномарка-спецтехника (4 цил.)
Дополнительные услуги по коленчатым валам грузовых а/м и тракторов
КАМАЗ, ЯМЗ, ЗИЛ, Д-240, 245 и другие
Д-160, А-01, ЯМЗ-240, Д-260
Мойка (чистка каналов, с/у заглушек)
КАМАЗ, ЯМЗ-236, трактора
Мойка (чистка каналов, с/у заглушек)
ЯМЗ-238, 240, А-01, Д-160
Рихтовка к/в (без гарантии)
Рихтовка к/в (без гарантии)
Прогиб более 0,5 мм
Шлифовка через 1 ремонтный размер
Шлифовка через 2 ремонтный размер
Балансировка в сборе
Восстановление маслосгонной накатки
Мойка (чистка каналов, с/у заглушек)
Двигатель
Цена,
руб.
Шлифовка коленчатых валов легковых а/м
Шлифовка (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка (проверка на микротрещины и твердость)
Шлифовка только шатунных или коренных шеек
Шлифовка (проверка на микротрещины и твердость)
Дополнительные услуги по коленчатым валам легковых а/м
Рихтовка к/вала (прогиб до 0,4 мм)
Рихтовка к/вала (прогиб более 0,4 мм) (без гарантии)
Наименование услуги
Цена, руб.
Ремонт по ВГШ без запасных частей (за 1 шатун) КАМАЗ
Ремонт по ВГШ без запасных частей (за 1 шатун) ЯМЗ
Ремонт по ВГШ без запасных частей (за 1 шатун) А-01
Ремонт по ВГШ без запасных частей ЗИЛ-645
Ремонт по ВГШ (за 1 шатун) Д-160
Ремонт по ВГШ без запасных частей (за 1 шатун) иномарки
Ремонт по НГШ с плоским разъемом (в номинальный размер) рем. 370 руб. отечественного производства
Ремонт по НГШ с плоским разъемом импортного производства
Работы с блоком цилиндров
Наименование услуги
Цена, руб.
Дефектовка блока цилиндров
Мойка блока цилиндров (грузовые)
Переопрессовка поршней (иномарки) за единицу
Переопрессовка поршней (отечественные) за единицу
Двигатель
Цена, руб.
Ремонт блока по постели к/вала грузовых а/м и тракторов
Д-160 и другие крупногабаритные
Иномарки (за цилиндр)
Иномарки (за цилиндр от 980 мм и более)
Ремонт постели к/вала легковых а/м
Иномарки (за цилиндр)
Ремонт блока по постели распредвала грузовых а/м и тракторов
Иномарки рядные (за цилиндр)
Иномарки V-образные (за цилиндр)
Иномарки крупногабаритные (за цилиндр от 980 мм и более)
Двигатель
Цена, руб.
Обработка по плоскости грузовых а/м и тракторов
Иномарки (за цилиндр)
Иномарки V-образные (за цилиндр)
Двигатель
Цена, руб.
Расточка и хонингование блока цилиндров
ВАЗ через ремонт или переход с Ø 76,0 на 79,0 мм
Ока через ремонт или переход с Ø 76,0 на 79,0мм
Таврия через ремонт
Двухтактный двигатель (пускач), Ø цилиндра до 45 мм (за 1 цилиндр)
Двухтактный двигатель (пускач), Ø цилиндра более 45 мм (за 1 цилиндр)
Иномарки легковые а/м (за гильзу)
Иномарки легковые а/м, в том числе через ремонт (за цилиндр)
Иномарки грузовые а/м (за гильзу)
Иномарки грузовые а/м, в том числе через ремонт (за цилиндр)
Гильзовка и хонингование блока цилиндров (без учета стоимости гильз)
Гильзовка блока цилиндров ВАЗ
Гильзовка блока цилиндров Ока
Гильзовка блока цилиндров Таврия
Гильзовка блока цилиндров УАЗ Ø 100 мм
Иномарки грузовые – гильзовка блока (за цилиндр)
Перепрессовка поршней, иномарка
Перепрессовка поршней, отечественная
Мойка блока, легковые а/м
Мойка блока, грузовые а/м
Обработка по плоскости (легковые)
Иномарки (за цилиндр)
Укладка коленчатого вала в блок
Иномарки легковые а/м
Отечественные легковые а/м
Установка поршнев/гр в блок
Иномарки легковые а/м
Отечественные легковые а/м
Цены действительны с 1 декабря 2021 года
Работы с ГБЦ (отечественное производство)
Наименование услуги
Ед. изм.
Легковые,
руб.
Грузов. до
70 кг, руб.
Грузов. выше
70 кг, руб.
Установка резьбовой втулки
Замена свечного отверстия
Замена стаканов форсунок ЯМЗ-238
Замена стаканов форсунок ЯМЗ-236
Шлифовка фаски клапана с очисткой
Шлифовка торца клапана
Фрезеровка ГБЦ по плоскости с форкамерами
Фрезеровка ГБЦ съем более 0.4 мм
Фрезеровка ГБЦ паралл. дизель
Фрезеровка ГБЦ паралл. бензин AL
Установка форсунок дизеля
Удаление сломанных шпилек
Снятие форсунок дизеля
Ремонт резьбового отверстия
Мойка предварительная 5-6 цил.
Мойка предварительная 3-4 цил.
Засухаривание с заменой МСК
Обработка седла профильным резцом на станке AZ VV-80
Замена седла без обработки
Замена седла с обработкой
Замена направляющей втулки с разворачиванием под клапан
Опрессовка ГБЦ
(отечественного производства)
Цены действительны с 1 декабря 2021 года
Наименование услуги
Ед. изм.
Цена, руб.
Тракторные и их аналоги
Стоимость ремонта ГБЦ (иномарки)
Цены действительны с 1 декабря 2021 года
Наименование услуги
Ед. изм.
Легковые,
руб.
Грузов. до
70 кг, руб.
Грузов. выше
70 кг, руб.
Замена стакана форсунки ЯМЗ-650
Установка резьбовой втулки
Шлифовка фаски клапана с чисткой
Шлифовка торца клапана
Удаление сломанных шпилек
Проверка вакуум-тестером сопряжения «седло-клапан»
Ремонт свечного отверстия
Ремонт резьбового отверстия
Разворачивание направляющей втулки
Мойка предварительная 5-6 цил.
Мойка предварительная 3-4 цил.
Засухаривание с заменой МСК
Обработка седла профильным резцом на станке AZ VV-80
Замена седла с обработкой
Замена седла без обработки
Замена направляющей втулки
Доработка направляющей втулки
Опрессовка головок блока цилиндров
Цены действительны с 1 декабря 2021 года
ГБЦ двигателя
Единица
измерения
Легковые,
руб.
Грузовые,
руб.
Блок цилиндров двигателя выполняет функцию базы, а коленвал передает полезную мощность с двигателя на трансмиссию и другие навесные агрегаты. В случае его поломки или износа возникает необходимость полной разборки двигателя, но этого можно избежать или отсрочить на более длительное время, если вовремя проводить техническое обслуживание и постоянно следить за уровнем и качеством масла.
Признаки и причины поломки
Первый признак износа коленчатого вала, это появление сизого дымка из выхлопной трубы, падение давления и увеличение расхода масла. В таких случаях разборка двигателя неизбежна.
Основными причинами износа являются:
Ремонт блока цилиндров
Полная технологическая цепочка ремонта блока цилиндров двигателя включает следующие виды работ:
В случае износа цилиндров или их повреждения требуется провести работы по восстановлению — расточку, хонингование и гильзовку.
Расточка и хонингование блоков цилиндров
В технических центрах «Механики» растачиваются и хонингуются все виды блоков цилиндров: рядные и V-образные, как чугунные, так и алюминиевые.
В «Механике» применяется безалмазное хонингование. Этот способ позволяет получить рабочую поверхность цилиндров, оптимальную по противоизносным и антифрикционным свойствам. К тому же такая технология исключает появление прижогов, наволакиваний, внедрение абразивных частиц в металл и появление иных дефектов поверхностного слоя, а также существенно влияет на увеличение ресурса двигателя.
Гильзовка
Специалисты компании «Механика» имеют богатый опыт в гильзовке сильно изношенных цилиндров.
При износе цилиндров или в случае значительных повреждений их рабочих поверхностей блок растачивается под ремонтную гильзу. В отверстие запрессовывается гильза, которая подрезается, а затем растачивается и хонингуется под заданный размер поршня.
В техцентрах «Механики» ремонтные гильзы устанавливаются в чугунные и алюминиевые блоки цилиндров двигателей иномарок и отечественных автомобилей.
Опыт сотрудников техцентров «Механики», а также наличие специального оборудования, позволяют выполнять не только стандартные работы по расточке, хонингованию и гильзовке блоков цилиндров двигателей, но и финишную обработку поверхности цилиндров.
Финишная обработка цилиндров может включать
Помимо стандартных работ по расточке, хонингованию и гильзовке специалисты технических центров компании «Механика» при необходимости могут провести дохонинговку блока цилиндров (восстановление сетки хона), а также оказать дополнительные услуги по ремонту блоков цилиндров двигателей.
Дополнительные услуги по ремонту блоков цилиндров
Стоимость услуг
Наименование работ
Цена, руб.
Расточка и хонингование
блока цилиндров
Для двигателей автомобилей ВАЗ 2101-2112, «Таврия», ГАЗ 402, АЗЛК / «Ока»
Для двигателей автомобилей ВАЗ, «Таврия» / «Ока» (через ремонт или переход с диаметра 76,0 на 79,0 мм)
Для двигателей автомобилей ВАЗ от оси коленвала («от постели»)
Для двигателей автомобилей ГАЗ 406, ГАЗ 405, ГАЗ 409
Для двигателей автомобилей ГАЗ 421, УАЗ (диаметр 100 мм)
Для двигателей иномарок, в том числе через ремонт (за цилиндр)
Для двигателей иномарок (аллюсил) (за цилиндр)
Для двухтактных двигателей (диаметр до 45 мм) (за цилиндр)
Для двухтактных двигателей (диаметр свыше 45 мм) (за цилиндр)
Для двухтактных двигателей «ROTAX» или аналог (за цилиндр)
Расточка и хонингование с ФГБЦ
Дохонинговка (восстановление сетки хона)
Гильзовка и хонингование блока цилиндров (без стоимости гильз)
Для двигателей автомобилей ВАЗ, «Таврия», «Ока»
Для двигателей автомобилей ГАЗ 406, ГАЗ 405, ГАЗ 409
Для двигателей автомобилей УАЗ (диаметр 100 мм), Газель-Cummins ISF
Для двигателей иномарок (чугун) (гильза — чугун) (за цилиндр)
Для двигателей иномарок (алюминий) (гильза — чугун) (за цилиндр)
Для V-образных двигателей иномарок (чугун) (гильза — чугун) (за цилиндр)
Для V-образных двигателей иномарок (алюминий) (гильза — чугун) (за цилиндр)
Работа по одному цилиндру
или съем более 1 мм