Региональный холдинг ключ авто
КЛЮЧАВТО
КЛЮЧАВТО — официальный дилер 31 ведущих автомобильных брендов в 19 городах России. В нашем сообществе вы первыми увидите самые актуальные новости, специальные предложения, обзоры автомобилей и анонсы мероприятий!
Здесь вы получите ответы на интересующие вас вопросы, связанные с покупкой и обслуживанием вашего автомобиля.
Подписывайтесь на нас и будьте в курсе всех событий КЛЮЧАВТО!
КЛЮЧАВТО запись закреплена
Поздравление с 20-ти летним юбилеем КЛЮЧАВТО от Осаму Иваба, компания Mitsubishi Motors
КЛЮЧАВТО запись закреплена
Казань, встречайте! КЛЮЧАВТО открыл автосалон с пробегом в вашем городе.
Наша компания насчитывает 34 локации автомобилей с пробегом, включая центры выкупа. В декабре автохолдинг открыл еще один салон – на этот раз в Казани.
Показать полностью.
Теперь вы сможете с комфортом выбрать себе автомобиль с пробегом, а также выгодно продать или сдать в Trade-in свой автомобиль. Специалисты центра не только обеспечат клиентам прозрачность и безопасность сделки, но и окажут весь спектр необходимых сопутствующих услуг, в том числе кредитование и страхование.
Автосалон находится по адресу: ул. Маршала Чуйкова, 54В.
С нетерпением ждем вас за автомобилем вашей мечты!
КЛЮЧАВТО запись закреплена
BMW 6 серии GT адресован самым требовательным клиентам, которые ценят индивидуальность, элегантность и высочайший комфорт.
Выразительный экстерьер, украшенный решеткой радиатора новой формы и модернизированными светящимися элементами фар, подчеркивающими уникальность оптики автомобиля, свидетельствуют о прогрессивном характере модели.
Изысканный интерьер, выполненный из высококачественных материалов и дополненный инновационными функциями, создает особое ощущение роскоши и простора.
Переходите по ссылке в шапке профиля и узнайте доступные предложения BMW 6 серии GT в дилерских центрах КЛЮЧАВТО.
КЛЮЧАВТО запись закреплена
Mitsubishi Outlander идеален во всех отношениях! Посмотрите сами
— Выразительный дизайн, выполненный в спортивной концепции;
— Качественные материалы отделки и современные технологии в интерьере;
— Высокая надежность на дорогах и удовольствие от вождения.
Перейдите по ссылке в шапке профиля и узнайте доступные предложения в дилерских центрах КЛЮЧАВТО. Вас порадуют выгодные условия и цены на Mitsubishi Outlander.
КЛЮЧАВТО запись закреплена
Собираем бинго для вашего идеального автомобиля
Какой параметр важен для вас при выборе автомобиля? Что добавили бы в окошко под номером 4?
КЛЮЧАВТО запись закреплена
Нужно ли обкатывать новый автомобиль?
В рамках автоконцерна любой автомобиль подвергается тестированию. Но эксперты советуют всем владельцам проводить обкатку машины самому. После покупки необходимо использовать авто в более «щадящем» режиме. Это помогает деталям притереться друг к другу для дальнейшей надежной работы.
Показать полностью.
Обкатка двигателя и коробки передач. Первые несколько тысяч километров пробега рекомендуется не давать сильную нагрузку на двигатель. Это дает возможность притирки цилиндрам и поршневым кольцам.
Также первое время следует не допускать резкого нажатия педали газа при низких оборотах.
Амортизаторы и пружины. Сразу после покупки пружины и амортизаторы работают в автомобиле неэффективно. Поэтому на протяжении первых нескольких тысяч километров лучше избегать ям и тяжелых грузов для перевозки.
Система торможения. Первые 200 км постарайтесь не выполнять резкое торможение, чтобы дать возможность тормозным дискам и колодкам «привыкнуть друг к другу».
Подводя итог, рекомендуем первые две-три тысячи км пробега эксплуатировать автомобиль как можно осторожнее, чтобы в дальнейшем автомобиль радовал вас как можно дольше
А вы обкатывали свой новый автомобиль?
КЛЮЧАВТО запись закреплена
Подборка для тех, кому нужен не просто кроссовер, а настоящий внедорожник с полным приводом
Nissan Terrano
Nissan Terrano выполнит любые задачи эффективно и с комфортом для всех пассажиров. Усиленный технологией полного привода All Mode 4×4*, этот настоящий внедорожник легко справляется со сложностями. Благодаря продуманной эргономике и передовым функциям, вы будете получать удовольствие от каждой поездки!
Показать полностью.
Новый Renault DUSTER
Самая популярная в России полноприводная трансмиссия All-Mode 4×4i зарекомендовала себя как исключительно надежная и долговечная даже в суровых условиях длительной эксплуатации на бездорожье. Она прекрасно работает как в режиме автоматического распределения тяги (AUTO), так и при принудительной блокировке (LOCK), а также прекрасно сочетается с традиционной для DUSTER механической 6-ступенчатой коробкой передач со сверхкороткой первой передачей, позволяющей уверенно двигаться по участкам бездорожья.
Новая Hyundai Creta
Динамика и мощь, манёвренность и великолепная управляемость по-прежнему остаются важнейшими характеристиками современного городского кроссовера. Новая Крета оснащена хорошо знакомыми и отлично зарекомендовавшими себя двигателями, сочетающими в себе надёжность и драйв.
Все три внедорожника представлены в дилерских центрах КЛЮЧАВТО. Переходите по ссылке в шапке профиля и узнайте доступные предложения в вашем городе.
ООО «Логистика»
Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)
Проверить на сегодня
Информации об участии ООО «Логистика» в тендерах не найдено. Данных об участии организации в арбитражных делах нет.
Ликвидация
Организация ликвидирована: 3 февраля 2017 г.
Способ прекращения: Прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ
Надёжность
Выявлено 19 фактов об организации:
Связи
Актуальные Исторические Все
Выявлена 1 действующая и 6 ликвидированных связанных организаций
Выявлены 2 действующие связанные организации
Выявлены 3 действующие и 6 ликвидированных связанных организаций
Госзакупки
Сведения об участии ООО «Логистика» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.
Судебные дела
Информация об участии организации в судебных делах отсутствует.
Проверки
Данных о проведении в отношении ООО «Логистика» плановых и внеплановых проверок нет.
Филиалы и представительства
Сведения о филиалах и представительствах ООО «Логистика» отсутствуют.
Последние изменения
Статус организации изменен с «в процессе ликвидации» на «ликвидирована».
Адрес организации исключен из реестра ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами
Адрес организации включен в реестр ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами
Статус организации изменен с «действующая» на «в процессе ликвидации».
Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Торговля оптовая консервами из мяса и мяса птицы (46.32.3)
Бельдиев Владимир Александрович : добавлены сведения об ИНН руководителя 160666274527
Добавлены сведения об ИНН учредителя Бельдиев Владимир Александрович : 160666274527
Выписка из ЕГРЮЛ на 08.05.2014. Более ранние сведения из ЕГРЮЛ отсутствуют. Дата создания организации: 11.07.2012.
Похожие организации
Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:
Учредители
Согласно данным ЕГРЮЛ учредителем ООО «Логистика» является 1 физическое лицо:
Финансы
Нет сведений по доходам и расходам организации.
Согласно сведениям ФНС за 5692 год:
Смотреть подробные сведения об уплаченных организацией в 5692 году налогах и сборах (по каждому налогу и сбору).
Федеральная служба государственной статистики не предоставляет сведения о бухгалтерской отчетности ООО «Логистика».
Долги
Информация об исполнительных производствах в отношении ООО «Логистика» не найдена.
Лицензии
Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.
Краткая справка
Основным видом деятельности является «Торговля автотранспортными средствами», зарегистрировано 10 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛОГИСТИКА» присвоены ИНН 3762256768, ОГРН 1779064578112.
Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛОГИСТИКА» ликвидирована 3 февраля 2017 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.
Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные ООО «Логистика» отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.
Автодилеру «Рольф» нашли покупателя на фоне дела против руководства
Региональная автодилерская сеть «Ключавто» договорилась о покупке 100% крупнейшего по выручке дилера «Рольф», который 30 лет работает в Москве и Петербурге. Об этом в понедельник, 13 декабря, сообщили пресс-службы двух компаний.
Закрытие сделки ожидается в первом квартале 2022 года при условии прохождения необходимых корпоративных процедур и получения регуляторных согласований. Она будет профинансирована собственными средствами «Ключавто» и долгосрочным кредитом, предоставляемым Альфа-банком. Сумма сделки не раскрывается. «Рольф» и его дочерние общества будут консолидированы в рамках объединенной компании.
100% группы «Рольф» подконтрольны кипрской компании Delance Ltd, которая принадлежит семье бизнесмена Сергея Петрова. В июне 2019 года в отношении него и руководителей «Рольфа» возбудили уголовное дело по обвинению в незаконных валютных операциях и переводе денежных средств на счета нерезидентов (ч. 3 ст. 193.1 УК). По версии следствия, Петров в 2014 году перечислил 4 млрд руб., которые были получены от коммерческой деятельности «Рольфа», на счета подконтрольной ему кипрской Panabel Ltd. Бизнесмен и компания отрицают все обвинения, настаивая на законности сделки. Сейчас Петров находится за границей. Соглашение с «Ключавто» он комментировать отказался.
30 ноября 2021 года стало известно, что Генпрокуратура подала в суд иск о взыскании 12,85 млрд руб. с «Рольфа» и Петрова, арестовав счета дилера на эту сумму. Иск будет рассмотрен 14 декабря. «Рольф» намерен оспаривать эти требования. Ранее компания сообщала, что арест счетов в целом не сказался на работе компании.
Сколько может стоить «Рольф»
«Рольф» — один из старейших игроков (работает с 1991 года) и крупнейший дилерский холдинг России по суммарной выручке, продажам новых автомобилей, автомобилей с пробегом и сервисных услуг. Дилерская сеть компании насчитывает 59 шоурумов в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько лет назад «Рольф» сам активно скупал конкурентов, укрепляя свои позиции в Москве и Петербурге. Но два года назад, через несколько месяцев после возбуждения уголовного дела, семейный траст Петрова начал поиск покупателя для автодилера. Среди претендентов сам бизнесмен называл одного из ближайших конкурентов компании — «Авилон», но его представитель утверждал, что речь шла не о покупке, а о совместном сотрудничестве. В январе 2021 года «Рольф» заявил, что владельцы отказались от плана по продаже актива. «Переговоры велись, но ни с кем в итоге не договорились», — говорил тогда РБК источник, близкий к одному из крупных дилеров. «Нельзя работать под постоянными обвинениями, компания должна заниматься бизнесом, а не спорами с чиновниками», — сказал РБК источник, близкий к одной из сторон сделки.
Про цену сделки между «Ключавто» и «Рольфом» в совместном сообщении компаний сказано только, что она определялась на основании рыночного мультипликатора к EBITDA (с учетом как исторических, так и прогнозных показателей). «Итоговая цена подлежит ряду согласованных корректировок на фактические значения позиции «Рольфа» по чистому долгу и рабочему капиталу», — указали стороны.
При оценке стоимости «Рольфа» правильно брать EBITDA за 2019 год (12 млрд руб.), а не за 2020-й (16 млрд руб.) или 2021-й, потому что последние два года не показательны из-за коронавирусных ограничений, мер господдержки и нехватки автомобилей, говорит экс-глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» руководитель компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев. По его словам, мультипликатор для такого бизнеса — не более пяти показателей EBITDA, то есть 60 млрд руб. Из этой суммы нужно вычесть долг перед банками (39 млрд руб. на конец 2020 года), добавить чистые активы (склады автомобилей и запчастей, дебиторскую задолженность за минусом кредиторской задолженности), а также дисконтировать ее из-за претензий правоохранительных органов к основателю и самой компании, напоминает Мосеев. Нельзя забывать и о претензиях [Генпрокуратуры] на почти 13 млрд руб., по которым есть риск востребования, добавляет он.
Что известно о покупателе
«Ключавто», появившаяся на рынке в 2001 году с открытием первого дилерского центра Mercedes-Benz в Горячем Ключе Краснодарского края, — сейчас крупнейшая федеральная дилерская сеть по количеству проданных автомобилей в России. Это дочерний проект строительной компании «СБСВ», которую в 1990-х совместно с партнерами основал Виктор Сергеев (является гендиректором «Ключавто»). По данным ЕГРЮЛ, 23% «Группа компаний «СБСВ-Ключавто» (управляющая компания дилерской сети) принадлежит самому Сергееву, 10% — его сыну Антону, 7% — еще одной его родственнице Лидии Сергеевой, остальные акции распределены между Верой Бариновой (30%), Юрием Сторожевым (15,5%) и Еленой Красовой (14,5%).
«Ключавто» изначально развивалась на юге России, но затем стала выходить в другие регионы. В апреле 2021 года она приобрела омского дилера «Евразия моторс», летом — активы британской Inchcape в Петербурге (сумма сделки оценивалась в £70 млн). Сейчас дилерская сеть компании насчитывает 108 салонов общей площадью около 200 тыс. кв. м в 19 городах 15 регионов, включая Москву, Петербург, Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Волгоград, Омск, Новосибирск, Тюмень и Екатеринбург. «За свою более чем 20-летнюю историю «Ключавто» реализовала множество приобретений с последующей успешной интеграцией, но данная сделка — знаковая для всей российской отрасли и для нашей компании», — заявил Виктор Сергеев (его слова приводятся в совместном сообщении компаний). «Рольф» стоял у истоков российского рынка и является эталоном индустрии, который построил партнерские отношения с большинством международных брендов автомобилей и внедрил лучшие управленческие и клиентские практики в России. При создании и развитии «Ключавто» мы во многом опирались на опыт коллег, обладаем схожей корпоративной культурой и системой управления», — утверждает Сергеев. В мае 2018 года руководителем московского дивизиона «Ключавто» стала экс-глава «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Вслед за ней в компанию перешли несколько топ-менеджеров «Рольфа», сказал РБК ее знакомый.
«В то время как «Рольф» формировал лицо авторетейла в Москве и Санкт-Петербурге, компания «Ключавто» стала провайдером цивилизованного автомобильного бизнеса в регионах России», — замечает гендиректор «Рольфа» Светлана Виноградова. У «Ключавто» есть амбиции стать федеральным игроком, о чем говорят ее последние покупки в Сибири и Петербурге, говорит Мосеев. Еще до покупки «Рольфа» компания сумела закрепиться на рынке Москвы, хотя и занимала скромную долю.
Что будет после объединения «Рольфа» и «Ключавто»
Доля объединенной компании на российском рынке продаж новых автомобилей может превысить 10%, говорит Мосеев, она станет суперигроком на рынке с большим отрывом от конкурентов. Сделка позволит объединенной компании повысить устойчивость бизнеса и диверсифицировать географию продаж со значительным расширением регионов присутствия и усилением бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге, говорится в совместном сообщении «Рольфа» и «Ключавто».
По словам Сергеева, бизнесы обеих компаний обладают «полной комплиментарностью». После объединения «Ключавто» будет стремиться сохранить бренд «Рольф» в Москве и Петербурге и накопленный опыт и человеческий капитал компании на всех уровнях, обещает он. Действующие контракты «Рольфа» с автопроизводителями будут сохранены, и компания полностью выполнит текущие обязательства перед поставщиками, клиентами и кредиторами, следует из совместного сообщения компаний. «У наших компаний близкая корпоративная культура, поэтому я уверена, что интеграция двух холдингов пройдет быстро и не потребует существенной перенастройки бизнес-процессов», — добавила Виноградова.
«Стратегия дальнейшего развития предполагает внедрение лучших практик корпоративного управления и проведение IPO объединенной компании в течение трех лет с даты закрытия сделки», — указано в сообщении «Ключавто» и «Рольфа».
В феврале 2021 года стало известно, что «Рольф» готовят к выводу на биржу. 9 декабря Виноградова сообщила агентству Bloomberg, что компания может провести IPO во второй половине 2022 года. Она тогда отметила, что на планы компании не повлияют арест ее активов почти на 13 млрд руб. по новым требованиям к ее основателю Сергею Петрову. Представитель «Ключавто» не стал комментировать, сохранятся ли планы проведения IPO в течение полугода.
Объединение двух дилеров происходит на фоне не только уголовного дела против Петрова, но и дефицита новых автомобилей на рынке. «Дефицит автомобилей не закончится в ближайшее время», — сказала Виноградова, отметив, что он может продлиться по крайней мере до середины 2022-го. «Мы понимали риски для продаж новых автомобилей несколько лет назад, поэтому, когда разразилась пандемия, мы были готовы», — утверждает она.
Автодилерский бизнес в России временно мегадоходный — новых машин почти нет, доходность дилеров зашкаливает, говорит руководитель «Автомаркетолога». По его оценкам, это продлится год, может, чуть больше, но потом начнется спад — появятся новые машины и неминуем демпинг. Для дилеров также есть риски увеличения прямых продаж от автопроизводителей и развития разных сервисов аренды автомобилей (автоподписок и каршеринга), указывает Мосеев. В этих условиях только крупные игроки могут выживать и развиваться, потому что в том числе нужно вкладываться в развитие ИT-инфраструктуры, заключает эксперт.
Кавказ и сила: как «Ключавто» стала главным продавцом автомобилей на юге России
Сейчас основанная Сергеевым компания «Ключавто» владеет дилерской сетью из трех десятков автоцентров, где продаются автомобили шестнадцати брендов. В 2014 году компания продаст около 30 000 автомобилей, ожидаемая выручка — 35 млрд рублей. На стагнирующем рынке «Ключавто» активно развивается — строит новые автоцентры (в 2014 году планирует открыть восемь) и скупает на юге России филиалы московских компаний вместе с их брендами и автосалонами. Почему региональный игрок оказался сильнее столичных?
Кавказ-центр
К сверкающему на августовском солнце автосалону «Мерседес-Бенц Центр Краснодар» подъехал черный «мерседес» выпуска середины 2000-х с затемненными стеклами, в глаза бросаются мощные диски и огромные выхлопные трубы в хроме. Из машины вышло четверо модно одетых кавказцев, в салоне они начали неспешно осматривать выставленные автомобили. Жители Кавказа — значительная часть клиентуры «Ключавто», продавцы с ними предельно вежливы: сегодня, возможно, это визит из любопытства, а уже завтра-послезавтра они вернутся в салон для покупки.
«Люди из кавказских республик быстро пересаживаются на престижные авто, — рассказывает Сергеев. — Был на «десятке», вот уже пересел на Hyundai, а потом и на Mercedes. Это понятное желание показать, что ты чего-то достиг. Mercedes-Benz для Кавказа — это одна из вершин, и к ней многие стремятся».
В «Ключавто» нет точных данных, сколько машин продается в кавказские республики, ведь салон в Минводах не имеет статуса дилерского центра, здесь продаются машины, доставленные из Краснодара, и статистика общая. «Перед тем как открыть бизнес в Минеральных Водах, мы изучили статистику ГИБДД, оказалось, что на Кавказе очень много подержанных «мерседесов», поэтому изначально делали ставку на ремонт», — рассказывает исполнительный директор «Ключавто» Антон Сергеев, сын Виктора Сергеева.
До 2001 года Антон восемь лет делал карьеру в финансовой сфере. После окончания Краснодарского государственного университета уехал в Когалым и начал работу обычным операционистом в банке, потом стал кассиром, начальником отдела валютных расчетов, затем был переведен в центральный офис в Москву. В столице после повторного визита в «Панавто» за отремонтированным «мерседесом», отец рассказал ему о планах по развитию собственного автомобильного бизнеса.
Начальный капитал
Еще в 1989 году Виктор Сергеев с двумя товарищами по работе на Крайнем Севере организовал строительную фирму СБСВ. В советские времена он возглавлял автотранспортное предприятие, которое обслуживало Главтюменьгеологию, а товарищи руководили экспедициями геологов. В годы перестройки три советских управленца решили заняться бизнесом в Горячем Ключе, где строились дома для переселенцев с Крайнего Севера. СБСВ строила коттеджи, торговые площади, создала транспортную компанию, занялась производством паркета. Семье Сергеевых принадлежит 34% компании, у других акционеров — по 33%. «Хороший был бизнес, — вспоминает Сергеев-старший. — Я даже новый «мерседес» в 2000 году позволил себе приобрести». О финансовых показателях СБСВ он не говорит.
Руководство автомобильным проектом акционеры СБСВ решили доверить сыну Сергеева Антону. «Я с радостью принял предложение, — говорит он. — Автомобилями был всегда увлечен, а финансы мне, честно говоря, уже наскучили». Предприниматели составили бизнес-план и в 2001 году приняли участие в конкурсе Mercedes-Benz по выбору дилера в Краснодарском крае. В конкурсе участвовали еще две компании, торгующие автомобилями, но выиграла его компания Сергеева и партнеров.
По словам Виктора Сергеева, все дилерские центры в России в то время въезжали в уже существующие здания, он же первым в стране предложил строительство с нуля, в чистом поле рядом с оживленной трассой федерального значения.
«Я же видел, сколько подержанных «мерседесов» в Краснодарском крае, за новыми и за качественным ремонтом тогда надо было в Москву ехать. У нас был простой и понятный бизнес-план», — говорит Сергеев-старший.
В Москве шла основная торговля и битва за бренды, и новичку получить статус дилера премиальных автомобилей было нереально, даже опытные, хорошо зарекомендовавшие себя компании добивались этого годами. Иное дело регионы.
«Daimler (тогда DaimlerChrysler) с большим интересом относился к тем, кто готов был строить эксклюзивные отношения с маркой Mercedes, особенно в регионах. Рынок тогда еще формировался, и важно было подобрать инвесторов, для которых именно Mercedes станет краеугольным камнем их нового бизнеса», — рассказывает Ваган Амичба, глава Private banking МДМ Банка, в начале 2000-х руководивший развитием дилерской сети DaimlerChrysler в России. На стыке нулевых, по словам Амичба, в компанию поступало очень много заявок на статус дилера как от дилеров других брендов, так и от бизнесменов, не имевших ранее опыта в авторитейле. «Для нас наиболее важным элементом было наличие ясного и реалистичного бизнес-плана, а также преданность делу основного акционера», — говорит Амичба. У Сергеевых был предельно ясный бизнес-план, огромное желание и финансовые возможности. Компания выиграла конкурс и немедленно приступила к строительству.
Ремонтная зона
Антон Сергеев в Москве подбирал оборудование и подыскивал «мерседесы» в московских салонах — в то время централизованного импорта не было, поэтому пришлось брать на продажу машины, которые с трудом продавались в столице. «Питер и Москва не могли отдать нам ликвидные машины, — рассказывает Антон Сергеев. — Поэтому в итоге получилась ужасная солянка, в которой были, к примеру, ярко-зеленый Gelandewagen и синий S-класс».
Автоцентр сразу сделал ставку на сервисную зону. В отличие от столичных автосалонов, где большую площадь занимает зал продаж, в первом автоцентре «Ключавто» площадь шоу-рум составляла 700 кв. м, а сервисной зоны — 2500 кв. м.
«Рентабельность от продажи автомобилей — 5–7%, а в сервисе она почти в восемь раз выше», — объясняет Виктор Сергеев. Автоцентр обошелся в 29 млн рублей, строительство длилось восемь месяцев. Первые три года продажи новых автомобилей были минимальны, в основном выручка шла от сервиса. Выгодное расположение на дороге, ведущей к Черному морю, в летние месяцы увеличивало выручку на 40%: путешественники сдавали машины в ремонт, ночевали в мотеле, утром забирали их и отправлялись дальше. В 2004 году окупился первый автоцентр «Ключавто», и компания решилась на открытие центра Mercedes-Benz в Минеральных Водах. Через три года там же «Ключавто» открыла автосалоны Mitsubishi и Hyundai, в Краснодаре — Mitsubishi и Lexus. В 2008 году открылись салоны Toyota в Минеральных Водах и Сочи.
Богатый Краснодарский край — перспективный регион для автодилеров, но компаний из Москвы и Санкт-Петербурга здесь не было, что позволило местным игрокам уверенно наращивать свой бизнес.
«Конкурировать с местными непросто, — говорит бывший региональный директор группы компаний «Рольф» Алексей Шашкин. — Когда московские компании стали смотреть на регионы, там, по сути, было уже все поделено и сливки сняты, а гостей встречали не очень гостеприимно, как чужаков, в том числе и с привлечением административного ресурса».
Финансовый кризис 2008 года сильно ударил по автомобильным дилерам. Продажи автомобилей и выручка «Ключавто» в 2009 году упали в два раза, до 8300 штук и 9,5 млрд рублей соответственно. «Ставка на сервисную зону себя оправдывала, мы продолжали генерировать прибыль, поэтому проблем с возвратам кредитов у нас не возникло», — говорит Виктор Сергеев. Автоцентр Toyota, по его словам, окупился за полтора года, Lexus — за год. Вернуться на докризисный уровень по продажам машин компании удалось только в 2011 году, а по выручке — уже в 2010-м.
С 2010 по 2013 год компания построила и открыла 12 автосалонов. В линейку брендов добавились Volkswagen, Audi, Jaguar, Land Rover, Renault и Citroen. Сергеевы очень хотели получить BMW, но баварский концерн отказал «Ключавто». «Первый раз им отказали в 2003 году, из-за того что они торговали «мерседесами», у BMW было табу на наличие в предложении дилера прямых конкурентов, — объясняет бывший топ-менеджер BMW. — В 2012 году, решая, кто будет продавать BMW в Краснодаре, комиссия по развитию отдала предпочтение компании «Модус», с которой BMW работал в других регионах».
Летом 2012 года «Ключавто» стал дилером Bentley, осенью 2013-го открыл автосалон и продал до конца года 22 автомобиля. В Bentley Russia считают это результатом очень хорошим, ведь за год в России всего было продано 223 автомобиля этой марки. В 2014 году компания планирует продать уже 25–30 автомобилей, но даже при работе с машинами верхнего ценового диапазона она не изменяет правилам — весной запустила программу ServiceClinic по привлечению в сервисную зону владельцев Bentley, чьи автомобили вышли за пределы трехлетней гарантии. По данным Bentley Russia, на юге России насчитывается около 150 подержанных автомобилей марки.
Сейчас доля сервиса и других сопутствующих услуг (страховки, кредиты) в общей выручке «Ключавто» составляет 48%. «Это очень хороший показатель», — комментирует исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Средний показатель по 100 крупнейшим российским автодилерам, согласно исследованию журнала «АвтоБизнесРевю», составляет примерно 15,5%.
В 2013 году автомобильный рынок сократился на 5,5%, продажи «Ключавто» выросли на 20%, выручка — почти на 22%. По данным PricewaterhouseCoopers, в первом полугодии 2014 года реализация новых легковых автомобилей в России упала на 7%, у «Ключавто» она выросла на 20%. Начиная с 2002 года в течение 10 лет вся прибыль компании инвестировалась в развитие.«Кредиты берем очень аккуратно, — говорит Сергеев-старший. — Размер долга у нас не превышает EBITDA». Расходы растут, а сроки окупаемости увеличиваются. Второй центр Mercedes-Benz в Краснодаре, к примеру, обошелся компании в 10 раз дороже первого. В стратегиях «Ключавто» до 2010 года окупаемость новых центров определялась в пять лет, сейчас — в шесть-семь лет.
За последние два года компания вложила в строительство новых центров более 3 млрд рублей и к началу 2013 года продавала автомобили в Краснодаре и Горячем Ключе (21% в общих продажах новых автомобилей в регионе по итогам года), Сочи (18%), Минеральных Водах (63%), Новороссийске (8%) и Ставрополе (4%).
Местное поглощение
Антон Сергеев говорит, что в ближайшие пару лет участвовать в новых тендерах не планирует: компания намерена расти за счет trade-in (строится три салона для продажи подержанных машин) и поглощения конкурентов. Осенью 2013 года «Ключавто» приобрела в Ростове-на-Дону два центра по продаже Mercedes-Benz у той самой московской компании «Панавто». Генеральный директор «Панавто» Кирилл Павлович объяснил сделку «мобилизацией управленческих и финансовых ресурсов для укрепления лидирующих позиций на домашнем, московском рынке». Бывший директор по развитию компании «ААА Моторс» Борис Терешин считает, что московские акционеры не могли или не хотели контролировать своих региональных менеджеров на должном уровне.
«А Сергеев давно хотел прийти в Ростов, для него был важен вход, он теперь закрыл весь регион «мерседесами» и может получать нормальную маржу и не демпинговать, как это сейчас принято в Москве», — говорит Терешин.
И, похоже, на покупке регионального бизнеса «Панавто» Сергеев останавливаться не собирается. «Линейка брендов уже выстроена, — рассуждает он. — Время такое, что кто-то обязательно будет продаваться и сливаться, в этом плане у нас мысли есть». Его цель — попасть в топ-5.